Транспорт поволжского экономического района кратко

Обновлено: 05.07.2024

Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть, нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент,, тракторы, автомобили, самолеты, станки, и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности.

Основу транспортной сети Поволжского экономического района составляют железные дороги, реки, автодороги и трубопроводы.

Вся поверхность Поволжья расчленена долинами рек, которые относятся к двум крупным бассейнам Русской долины: Волго-Каспийскому и Доно - Азовскому.

Волга - это не только транспортная магистраль, но и основной источник гидроэнергии. На ней построен каскад гидроэлектростанций, созданы огромные водохранилища. Наиболее крупными притоками Волги в пределах рассматриваемого района, кроме Камы, которая входит в Поволжье большей частью нижнего течения со своим притоком - рекой Вяткой, являются Сура и Свияга.

Волга с её притоками, водохранилищами, системой судоходных каналов служит водной транспортной артерией для 22 регионов России.

Дон в пределах Поволжского экономического района имеет широкую длину с крупными притоками: Хопер и Медведица. Волга и Дон на территории Волгоградской области соединены Волго-Донским каналом.

Озер в Поволжье мало, Почти все они находятся в Прикаспийской низменности. Выделяются своими размерами соленые и неглубокие самосадочные озера Эльтон и Баскунчак.

В 1997 году всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 20,8 млн. т. груза.

Автотранспорт осуществляет преимущественно внутрирайонные перевозки. Межрайонные связи осуществляются по федеральным автомобильным магистралям. (Москва) - Пенза - Сызрань -Самара -(Уфа), (Москва-Тамбов) - Волгоград - Астрахань, Волгоград - Морозовская - Лихая - (граница Украины), Самара - (граница с Казахстаном) и по дорогами республиканского и областного значения (Чебоксары) - Ульяновск - Сызрань - Саратов - Волгоград - Элиста, Ульяновск - (Саранск), Пенза - (Тамбов), Астрахань - Элиста - (Ставрополь) и другие.

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные дороги) по Поволжскому экономическому району с разбивкой по субъектам Федерации, входящим в состав, дана в таблице 12.

В Поволжье развиты все виды современного транспорта, по показателям транспортной обеспеченности оно превосходит многие районы Российской Федерации. Важнейшим является железнодорожный транспорт. Ему принадлежит первое место в структуре грузооборота и перевозках грузов.

Протяженность железных дорог составляет около 9 тыс км. Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали: Москва — Казань — Свердловск; Москва — Сызрань — Самара — Кинель — Челябинск. У Саратова Волгу пересекает дорога Ртищево — Саратов — Уральск, которая связывает Нижнее Поволжье с Донбассом на Украин e , Центром Российской Федерации, Уралом и Казахстаном.

Важное значение имеет дорога Инза — Ульяновск — Мелекесс — Уфа. Волгоград соединен железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой и Грязями. В годы Великой Отечественной войны была построена и функционирует меридианальная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Петров Вал — Иловля. Эта дорога имеет выход на Казань и Волгоград.

Она проходит параллельно Волге, принимая на себя частично ее грузы в период прекращения навигации. В послевоенный пери­од построены дороги: Кизляр — Астрахань — Агрыз и Бугульма — Про­нино — Сургут. Последняя соединила рельсовые дороги, идущие на Урал, и прошла через важнейшие нефтяные районы. Вошли в эксплуа­тацию железные дороги Элиста — Дивное и Астрахань — Гурьев.

Большую роль в грузоперевозках Поволжья играет речной транс­порт. В пределах района по глубоководной Волжской магистрали осу­ществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли, каменного угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удо­брений и т.д. Волга связывает Поволжье с районами Центра, Урала, а через Волго-Донской канал — с Кавказом, Азовским и Черным моря­ми. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способ­ствует развитию смешанных железнодорожно-речных перевозок.

Важную роль в перевозках играет река Кама. Крупнейшими пор­тами на Волге и Каме являются: Астраханский (в устье Волги начал дей­ствовать морской порт в пос. Оля), Волгоградский, Самарский, Казан­ский и др.

Таким образом, Поволжье является мощным нефтераспределительным узлом межрайонных и экспортных поставок.

В Поволжье хорошо развиты автомобильный и авиационный транспорт. Автомобильный транспорт играет большую роль во внутри­районных связях. В районе около 24 тыс км автодорог с твердым по­крытием. Авиационный транспорт осуществляет пассажироперевозки внутрирайонные, межрайонные и зарубежные.

Поволжский район осуществляет теснейшие экономические свя­зи с Уралом (по металлу, лесу и др.), с Центральным, Волго-Вятским районами (по поставкам нефти, продуктов и полупродуктов нефтехи­мической промышленности, сельского хозяйства и др.).

Данные по ввозу и вывозу важнейшей продукции промышлен­ности и сельского хозяйства Поволжского района представлены в табл. 2.8.4. Для Поволжья в целом характерно преобладание вывоза грузов над ввозом (в стоимостном выражении).

Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и т.

д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности. Важнейшую роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва - Казань - Екатеринбург; Москва - Сызрань - Самара - Челябинск; Ртищево - Саратов - Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Пенза - Ульяновск - Мелекес - Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей имеет меридиональная дорога - Свияжск - Ульяновск - Сызрань - Иловля. Построены дороги Кизляр - Астрахань - Агрыз; Элиста - Двины; Астрахань - Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути. Развит трубопроводный транспорт. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы. Развит автомобильный и авиационный транспорт.

В условиях развития рыночных отношений в Поволжье видны пути стабилизации экономики и вы-хода из кризиса. В первую очередь за счет увеличения добычи и комплексной переработки углеводородных ресурсов, газового конденсата в Прикаспийской низменности. При этом нужно иметь в виду, что Астраханское месторождение газового конденсата - крупнейшее в мире. Развитие добычи и переработки его связано с внедрением экологически чистых технологий, созданием совместных предприятий с инофирмами в целях использования зарубежного оборудования и технологий.

В перспективном развитии сельского хозяйства большое внимание уделяется отраслям рыночной специализации. При этом планируется расширение посевов зернобобовых, крупяных культур, пивоваренного ячменя, масличных - сои, рапса, масличного льна, горчицы, а также расширение площадей под овощебахчевые культуры.

Состав района: (8 субъектов федерации) — Республика Татарстан, Республика Калмыкия, Ульяновская обл., Пензенская обл., Самарская обл., Саратовская обл.. Волгоградская обл., Астраханская обл.
Площадь 536,4 тыс. км2, население — 16,7 млн чел. (11,5% от РФ).
Выделяется среди других районов главной транспортной осевой линией всей территории—рекойВолгой.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика размещения производительных сил Поволжского экономического района……………………………….
2. Анализ экономико-географического положения Поволжского экономического района…………………………………………………….
3. Экономико-географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства Поволжского района, их роль в российском производственном потенциале………………
3.1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплекса………………………………………….
3.2. Экономико-географическая характеристика чёрной и цветной металлургии…………………………………………………………….
3.3. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса…………………………………….
3.4. Экономико-географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса………………………………………
3.5. Экономико-географическая характеристика строительного комплекса……………………………………………………………….
3.6. Экономико-географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности……………………………………………………….
3.7. Экономико-географическая характеристика агропромышленного комплекса………………………………………………………………
3.8. Внешнеторговые перевозки………………………………………….
3.9. География пассажирских перевозок…………………………………
4. Характеристика транспортной системы Поволжского экономического района………………………………………………..
4.1. Общая характеристика транспортной системы…………………….
4.2. Железнодорожный транспорт…………………………………………
4.3. Речной транспорт………………………………………………………
4.4. Морской транспорт…………………………………………………….
4.5. Автомобильный транспорт…………………………………………
4.6. Трубопроводный транспорт…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………………………

Содержимое работы - 1 файл

ЭГТ.doc

Перевозки грузов Поволжского района характеризуются разветвленной системой межрайонных связей. Более 33% (от общего объема перевозок) произведенной продукции вывозится за пределы района и около 22% ввозится в регион. Поволжский район имеет положительный транспортный баланс.

Наибольший объем грузов вывозился в Северо-Кавказский (27,5% от общего объема вывоза Поволжского района), Северо-Западный (23%) и Центральный (17,5%) районы.

Распределение объемов вывоза Поволжского района в другие регионы России с указанием отдельных видов грузов

Вывоз в экономические районы

От Поволжского экономического района, всего

В том числе по отдельным грузам

Из района в значительных объемах вывозятся: нефтегрузы (56% от общего вывоза), главным образом, в Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный и Северо-Кавказский районы как для покрытия потребностей этих регионов в нефтепродуктах, так и на экспорт (более 60% от ввоза нефтепродуктов в перечисленные регионы из Поволжского района) через передаточные пункты на границе России с Финляндией, Беларусью и Украиной и через морские торговые порты России в Финском заливе и Азово-Черноморского бассейна; широкая номенклатура грузов группы "прочие" (26%) — преимущественно в Северо-Западный, Центральный и Северо-Кавказский районы, в подавляющей доли на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Наибольшие объемы транспортно-экономических связей по ввозу грузов в Поволжский экономический район осуществляются с Уралом (40% от общего ввоза в район); на втором месте по величине поставок грузов стоит Северо-Кавказский регион (17%).

Во ввозе на долю минерально-строительных материалов приходится 39%, на грузы группы "прочие" — 20%.

Характерная особенность транспортно-экономических связей Поволжья с Уральским регионом состоит в том, что его предприятия поставляют 58% (от общего ввоза в Поволжье) нефтегрузов (при этом на долю Башкирии приходится более 60%), 34% черных металлов (из них Челябинская область отгружает более 70%), 56% минерально-строительных материалов (удельный вес Челябинской и Оренбургской областей в поставках составляет 81%) — это, главным образом, камень природный, балласт для железных дорог, промышленное сырье и формовочные материалы и 23% прочих грузов (в том числе Башкирия 38%), в их составе продукция химической и нефтехимической промышленности и машиностроения, изделия из черных и цветных металлов и многое другое.

В состав железнодорожной сети Поволжского района входят железнодорожные линии, имеющие преимущественно широтное и меридиональное направления. Широтное направление имеют линии: (Арзамас) — Зеленый Дол — Казань — Агрыз — (Дружинине), (Ряжск) — Вернадовка — Пенза — Сызрань — Самара — Кинель — (Чишмы), Аткарск — Сенная — Пугачевск — Новоперелюбская — (Красногвардеец), (Лихая) — Морозовская — Волгоград. К меридиональным линиям относятся: Агрыз — Акбаш, Урбах — Красный Кут (с ответвлением на Александров Гай) — Верхний Баскунчак — Аксарайская — Астрахань — Олейникове — (Кизляр).

С юго-востока на северо-запад проходят линии: Озинки — Урбах — Саратов — Аткарск — Ртищево — (Тамбов), Камышин — Петров Вал — Балашов — (Тамбов), Аксарайская — Верхний Баскунчак — Волгогра д — Иловля — (Поворино — Грязи); с северо-востока на юго-запад: (Красный Узел) — Пенза — Ртищево — Балашов — (Поворино-Лис-ки); Свияжск — Цильна — Ульяновск — Сызрань — Сенная — Саратов — Иловля — Волгоград, Безенчук — Пугачевск — Ершов, Волгоград — Котельниково — (Кавказская).

Загрузка отдельных участков железнодорожной сети Поволжского района в 1997 г. имела очень большой диапазон (в грузовом направлении) от 0,2 млн.т до 44,1 млн.т.

На Куйбышевской дороге направление (Бугуруслан) — Кротовка — Кинель — Самара — Сызрань — Инза — Рузаевка — (Кустаревка) имело загрузку, превышающую среднесетевую в 1,3 -3,5 раза (Рузаевка — Кустаревка 16,9 млн.т и Безенчук — Обшаровка 44.1 млн.т). Выше среднесетевой имели загрузку также участки Сызрань — Пенза 21,8 млн.т (в 1,7 раза) и Сызрань — Громов 13,5 млн.т (в 1,05 раза).

Остальные участки этой дороги в пределах Поволжского района имели загрузку (в грузовом направлении) ниже среднесетевой: от минимальной 0,6 млн.т на участке Ульяновск — Инза до максимальной 11,0 млн.т на участке Кинель — Широкополье.

4.3. Речной транспорт

Вся поверхность Поволжья расчленена долинами рек, которые относятся к двум крупным бассейнам Русской долины: Волго-Каспийскому и Доно-Азовскому.

Волга — это не только транспортная магистраль, но и основной источник гидроэнергии. На ней построен каскад гидроэлектростанций, созданы огромные водохранилища. Наиболее крупными притоками Волги в пределах рассматриваемого района, кроме Камы, которая входит в Поволжье большей частью нижнего течения со своим притоком — рекой Вяткой, являются Сура и Свияга.

Волга с ее притоками, водохранилищами, системой судоходных каналов служит водной транспортной артерией для 22 регионов России.

Дон в пределах Поволжского экономического района имеет широкую долину с крупными притоками: Хопер и Медведица. Волга и Дон на территории Волгоградской области соединены Волго-Донским каналом.

Озер в Поволжье мало. Почти все они находятся в Прикаспийской низменности. Выделяются своими размерами соленые и неглубокие самосадочные озера Эльтон и Баскунчак.

В Поволжском районе функционирует крупнейшее пароходство "Волготанкер" (дирекция находится в Самаре). В начале 1999 г. Совет директоров рассмотрел вопрос о реструктуризации системы пароходства. Предлагается образовать две новые зависимые судоходные компании: "Волготанкер Север" и "Волготанкер Юг".

"Волготанкер Север" займется перевозкой нефти и нефтепродуктов в северо- западные регионы России, в страны Европы. "Волготанкер Юг" будет транспортировать нефть из Каспия в Черное море через Волго-Донской канал. Вырастет спрос на суда "Волготанкера" и в несколько раз увеличатся объемы нефтепереработки на расположенных вдоль Волги нефтеперерабатывающих заводах. "Волготанкер Юг" может стать ведущим перевозчиком на юге России и обеспечивать необходимые инвестиции для постройки новых судов.

4.4 Морской транспорт

Все большее значение для перевозок грузов в Поволжском экономическом районе приобретает морской транспорт.

На территории Астраханской области расположены существующий морской торговый порт Астрахань и строящийся порт Оля. Астраханская область сегодня — это портово-торговый центр юго-востока страны. Он единственный на Каспии связывает кратчайшим путем европейскую часть России со всеми странами Ближнего Востока, Индией, Пакистаном и бассейна Индийского океана. Портовыми мощностями Астраханской области в 1997 г. было переработано около 2,5 млн. т грузов в год, в том числе 1,5 млн. т генеральных грузов.

Развитие водной инфраструктуры области включено в федеральную целевую программу "Возрождение торгового флота России" Первый причал "Пионерный" нового морского порта Оля, способный перерабатывать в год 300 тыс. т экспортно-импортных грузов, начал действовать летом 1997г.

4.5 Автомобильный транспорт

Автотранспорт осуществляет преимущественно внутрирайонные перевозки. Межрайонные связи осуществляются по федеральным автомобильным магистралям: (Москва) — Пенза — Сызрань — Самара — (Уфа), (Москва-Тамбов) — Волгоград — Астрахань, Волгоград — Морозовская — Лихая — (граница Украины), Самара — (граница с Казахстаном) и по дорогам республиканского и областного значения: (Чебоксары) — Ульяновск — Сызрань — Саратов — Волгоград — Элиста, Ульяновск — (Саранск), Пенза — (Тамбов), Астрахань — Элиста — (Ставрополь) и другие.

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные дороги) по Поволжскому экономическому району с разбивкой по субъектам Федерации, входящим в его состав

Плотность автодорог с твердым покрытием на 10 тыс. км 2 территории, км

Поволжский экономический район - всего,

Республика Калмыкия Республика Татарстан Астраханская область Волгоградская область Пензенская область

Самарская область Саратовская область Ульяновская область

4.6 Трубопроводный транспорт

Поволжье — один из немногих районов страны, где массовое применение получил трубопроводный транспорт. Магистральные нефтепроводы берут начало в Татарстане и Самарской области, связывают Поволжье с Центром, Уралом, Западной и Восточной Сибирью, уходят за пределы России в Беларусь, государства Балтии, а также в страны Европы (нефтепровод "Дружба"). Продуктопроводы в направлении на запад доведены до Брянска и на восток — до Омска.

Газопроводы, по которым перекачивается 100% природного газа, соединяют Поволжье с Москвой, Владимиром, Ивановом, Ярославлем, Череповцом и Нижним Новгородом. Территорию Саратовской области пересекает сверхдальний и мощный газопровод Центральная Азия — Центр.

Основными направлениями развития народного хозяйства Поволжског о экономического района являются:

Читайте также: