Эффективность публичного выступления кратко

Обновлено: 05.07.2024

Какое выступление можно считать эффективным? В разных публичных выступлениях эффективность может и должна пониматься по-разному.

В убеждающем выступлении, считает П. Сопер, эффективность достигается уже тогда, когда удается убедить двух-трех сторонников оппозиционной партии. В информационных речах эффективность зависит от ясности материала и того, насколько он запоминается [27] .

В протокольно-этикетных и развлекательных речах эффективность определяется тем, насколько приятно было слушать выступавшего и смотреть на него, насколько он был остроумен, а также тем, как соблюдались правила этикета.

Эффективны выступления популярных ораторов, а популярность достигается за счет правильного дозирования необходимой информации [28, c.233] .

Установлено, что популярными становятся те ораторы, которые дают слушателям не менее 30 % новой, не менее 40 % обязательной и не более 30 % ненужной информации. У таких ораторов слушатели усваивают до 70 % материала.

Непопулярными считаются ораторы, которые дают менее 30 % новой и более 30 % ненужной информации, поэтому их слушатели усваивают лишь около 30 % материала.

Популярность оратора определяется также желанием аудитории вновь встретиться с ним.

? Всегда будут эффективны информационные выступления.

? Выступление эффективно, если оно заинтересовало более половины аудитории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 3 Психологические основы эффективности комплиментов

Глава 3 Психологические основы эффективности комплиментов Через сознательное – к управлению бессознательным. К.

Глава 8. Третья часть выступления – главная тема

Глава 8. Третья часть выступления – главная тема Главная тема – это самая важная часть вашего выступления, поскольку все вращается вокруг нее. В зависимости от обстоятельств, все прочие разделы – введение, подготовительная часть и заключение – можно пропустить, но

Глава 9. Четвертая часть выступления – заключение

Глава 9. Четвертая часть выступления – заключение Заключение – это последняя атака, которую вы должны предпринять, чтобы окончательно завоевать аудиторию. Для этого вы должны говорить с бо?льшим энтузиазмом, задав более четкий ритм своему голосу и увеличив его

Глава 5 Оценка эффективности овладения навыками саморегуляции ФС

Глава 5 Оценка эффективности овладения навыками саморегуляции ФС Оценка эффективности мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию ФС, представляет собой самостоятельную проблему, которой не всегда уделяется должное место в работе практического психолога.

Приложение 8 Дополнительная оценка эффективности занятий в КПР

Приложение 8 Дополнительная оценка эффективности занятий в КПР Анкета для оценки успешности обучения навыкам саморегуляции состояний29ФИО_______________________ Возраст _____ Образование ________Специальность/должность________________ Стаж работы __________Продолжительность занятий в

Глава пятая Главные предпосылки успеха публичного выступления

Глава шестая Секрет хорошего выступления

Глава шестая Секрет хорошего выступления Вскоре после окончания первой мировой войны я познакомился в Лондоне с двумя братьями — сэром Россом Смитом и сэром Китом Смитом. Они только что совершили первый перелет из Лондона в Австралию, получили премию в пятьдесят тысяч

Глава десятая Как сделать ясным смысл вашего выступления

Оценка эффективности когнитивной психотерапии

Оценка эффективности когнитивной психотерапии Когнитивная терапия основана на идее о том, что слова и мысли людей оказывают влияние на их эмоциональное состояние и поступки. Вместе с тем параллельно сознательным возникают также мысли, которые не осознаются – это так

Глава 4 Композиция выступления

Глава 4 Композиция выступления Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, предусматривающую определенную последовательность частей. Структура – составные блоки (части) выступления и их расположение относительно друг друга.Почему это

Глава 5 Основная часть выступления

Глава 5 Основная часть выступления Основная часть, самая важная часть публичного выступления, представляет собой доказательство оратором некоторой мысли, идеи. От того, как он это делает, зависит успех его выступления. Оратор объясняет свою точку зрения, то есть

Глава 6 Язык и стиль выступления

Глава 6 Язык и стиль выступления Для оратора очень важен языковой паспорт, поскольку слушатели замечают любые неточности, ошибки и словесные неудачи в его речи.Языковой паспорт оратора – впечатление, создаваемое оратором о себе своей речью. По речи человека можно

Глава 7 Выступления разных типов

Глава 7 Выступления разных типов Каждый оратор, готовясь к публичному выступлению, должен сформулировать его цель и обдумать свою основную задачу.Можно выделить следующие основные цели планируемого выступления:• соблюсти

Один человек в краткой 30-секундной беседе выдал, сам того не подозревая, точную формулу успешной презентации. Как все это было…

Практически у каждого, кто часто выступает перед живой аудиторией или ведет онлайн-презентации или вебинары, сформировалась своя техника публичных выступлений. В ней всегда есть что-то индивидуальное, но все же успешные ораторы руководствуются некоторыми общими принципами. Сегодня я расскажу о 10 важнейших правилах, которые помогают выступающим достигать своих целей. Некоторые из них широко известны, но доказали свою эффективность, другие не так очевидны.

Тема должна действительно интересовать оратора — только так может возникнуть личная и глубокая вовлеченность, без которой никак нельзя повести за собой аудиторию. Даже если слушатели и не задумывались раньше о проблеме, которая освещается в докладе, они смогут заразиться эмоциями спикера и слушать с большим вниманием.

Без плана никуда. Он выполняет сразу две функции:

  • Делает публичное выступление более стройным и логичным.
  • Снимает с выступающего львиную долю волнения и тревоги.

Введение. Здесь можно и о себе рассказать, и о том, как вы пришли к теме.

Освещение проблемы в общем контексте. Если вы рассказываете о новом техническом решении, стоит описать ситуацию на рынке — так слушателям будет яснее, в чем суть новинки. Иногда этот пункт можно пропустить.

Глубокое погружение в решение проблемы. Здесь стоит дать основную массу информации, полностью раскрыть тему.

Заключение. Тут нужно подвести итог и выразить заключительную мысль, ради которой и задумывалось выступление.

Чтобы правильно заполнить первые четыре пункта, сначала нужно определить цель публичного выступления. Чего вы хотите — убедить, развлечь, проинформировать, призвать к действию? Какой должен быть итог и впечатление публики? Ответы на эти вопросы всегда держите в уме, и тогда вы составите отличный план. Практически каждое слово вашей речи должно служить цели.

Чтобы вопросы аудитории не застали врасплох, стоит заранее продумать ответы на возможные уточнения по теме. А еще важнее определиться, что вы будете говорить, если не сможете ответить, например, когда вопрос далек от темы или ответ не так очевиден, и вам нужно хорошо подумать.

Подготовка к публичному выступлению будет более эффективной, если продумать не только речь, но и образ. В образ по большей части входит одежда, прическа, макияж, аксессуары. Они могут быть любыми, но при выборе учитывайте два основных правила:

Чем реже выступает оратор и чем важнее для него выступление, тем больше будет страх. Вообще страх — отличный знак того, что вам не все равно. Если его нет, значит, нет ни желания, ни достойной мотивации.

Хитрый трюк — если страх зашкаливает в процессе выступления, не держите его в себе. Скажите слушателям, что волнуетесь. Это действует парадоксальным образом — как только вы делаете страх явным, его власть пропадает.

Это всем известный секрет успешных публичных выступлений. Не буду останавливаться на нем подробно. Скажу только, что, когда вы не смотрите в пол, а рассказываете для людей, они глубже проникаются.

Монотонная речь вызывает зевоту, поэтому говорите с разной интонацией и делайте ударение на особо важных моментах. А еще жестикулируйте, не забывайте о мимике и периодически двигайтесь, если это позволяет характер выступления.

Задавайте вопросы аудитории в процессе выступления. Шаблон вопроса выглядит примерно так:

Шутка разряжает напряженную обстановку, создает ощущение общности и привлекает внимание. Рассмешить аудиторию можно примером из жизни или просто анекдотом, который можно хоть немного связать с повествованием.

И действительно, чем больше мы выступаем, тем лучше получается. По сути для эффективного выступления достаточно только первого и второго правила. Разговор о том, что действительно интересует оратора, увлечет аудиторию эмоционально, а опыт поможет отточить мастерство. Промежуточные правила лишь помогут прийти к намеченной цели быстрее.

публичное выступление

Публичные выступления – это неотъемлемая часть профессиональной жизни практически всех руководителей и людей, ведущих активную общественную деятельность.

Публичные выступления могут носить разную форму:

  • доклады на отраслевых встречах или деловых форумах;
  • выступления на пресс-конференциях, клиентских днях и презентациях;
  • з ащиты проектов перед инвесторами;
  • презентации результатов деятельности подразделения за отчетной период и т.п.

Цель выступления – побудить людей сделать что-либо (например, совершить покупку), стимулировать интерес, уточнить и прояснить информацию (например, при выступлениях перед СМИ) и другое. Практически все спикеры испытывают страх, новичков иногда он буквально парализует. И это неудивительно, ведь публичность предполагает выражение своих мыслей и идей, которые могут быть не приняты или неверно поняты слушателями, а это неизбежно скажется на репутации оратора.

Именно поэтому, готовясь к выступлению, важно соблюдать базовые правила, которые могут снизить уровень страха и быть убедительным.

Базовые правила публичного выступления

Правило 1. Подготовка – это основа успеха

Любое выступление, даже если предполагается импровизация, требует подготовки. Выход на публику без понимания спикера того, о чем он будет говорить, практически обречен на провал.

Вот несколько этапов подготовки:

  • Сформулируйте тему своего выступления или уточните, что именно вкладывают в формулировку предлагаемой темы организаторы.
  • Определите 3-5 ключевых идей, которые вы хотите донести до аудитории. Как правило, организаторы запрашивают тезисы для размещения анонсов мероприятия, именно с них и нужно начать подготовку текста выступления.
  • Сформируйте план своего доклада. Он может быть представлен в виде текста или, ментальной карты, позволяющей визуально представить наполнение доклада (рис. 1).

Структура публичного выступления

Рис. 1. Пример mind map выступления

Структура публичного выступления

Правило 2. Оцените уровень и определите интересы целевой аудитории

Для разной аудитории нужна разная терминология и глубина погружения в тему. Если спикер много выступает, он крайне редко использует один и тот же доклад и презентацию, он адаптирует их под запросы и особенности целевой аудитории. Поэтому при подготовке обязательно уточните у организаторов предварительный список участников или портрет целевой аудитории мероприятия. Это позволит выстроить доклад, делая акценты на наиболее интересные и актуальные для слушателей моменты. Также рекомендую изучить список спикеров и заявленные ими темы, чтобы сделать мероприятие в целом наиболее интересным для аудитории.

Правило 3. Заранее изучите место выступления

Если есть возможность, посетите место проведения мероприятия, чтобы своими глазами увидеть помещение, рассадку зала, оборудование и т.п. Если мероприятие проводится в другом городе, попросите у организаторов фотографии, найдите их в интернете, запросите перечень оборудования и обозначьте свои пожелания (например, флипчарт и разноцветные маркеры). Понимание обстановки, в которой будет проходить выступление, позволит вам подготовиться и избежать неприятных сюрпризов. Если есть возможность, отрепетируйте свое выступление в помещении, где оно будет проходить.

Правило 4. Нельзя два раза произвести первое впечатление

Первые пару минут участники мероприятия будут оценивать вас по внешнему виду, поэтому тщательно продумайте свой внешний образ. Обязательно учитывайте формат мероприятия – ваша уверенность может пошатнуться, если предполагается casual-формат, а вы придете в строгом деловом костюме. Также уделите внимание фразам, с которых вы начнете выступление. Помимо приветствия это может быть хорошая шутка или пара интересных фактов.

Правило 5. Обратная связь (реакция слушателей)

В процессе выступления пытайтесь не только увидеть, но и почувствовать обратную связь от слушателей. Интересно ли им? Не слишком ли быстрый темп доклада вы взяли? Уходят ли участники из зала? Записывают ли за вами тезисы? Фотографируют ли слайды? Оперативно подстраивайтесь, чтобы удержать внимание людей и не дать им заскучать. Используйте паузы, задавайте залу вопросы, уместно шутите, включайте видеоролики и другое.

Правило 6. Помните про цель выступления

Как правило, слушатели запоминают наиболее яркие моменты выступления или его финал. Поэтому заранее подготовьте фразы, которыми закончите выступление. Всегда помните о том, для чего вы вышли к аудитории. Если целью является получение новых клиентов, включите в текст доклада информацию о конкурентных преимуществах компании, а в финале пригласите к сотрудничеству и оставьте свои контактные данные на последнем слайде. Если вы презентуете проект, попросите участников мероприятия высказать свое мнение о нем и указать зоны развития. Если хотите привлечь внимание к своей экспертной позиции, пригласите людей стать друзьями в социальных сетях или подписаться на рассылку на сайте.

Публичное выступление: рекомендации

Как преодолеть страх перед публичным выступлением

Обобщая мой 17-летний опыт публичных выступлений, хочу дать несколько рекомендаций, которые позволят вам перебороть свой страх и повысить уверенность перед выступлениями. Именно уверенность в себе опытные спикеры считают ключевым элементом успешных публичных выступлений.

1. Не бойтесь ошибиться Страх что-то сказать или сделать не так сковывает вас. Но идеальных людей, которые выступают без помарок, не бывает. Презентация может не включиться, на слайде найдётся ошибка или вы случайно оговорились — если это произошло, остановитесь, извинитесь перед участниками, пошутите и спокойно продолжайте дальше.

2. Просите обратную связь Ваши слушатели могут помочь вам стать лучше и эффективнее. Рассматривайте рекомендации не как критику и принижение ваших достоинств, а как зону роста.

4. Постоянное тренируйтесь Используйте любую возможность для повышения уровня ораторского мастерства, не бойтесь заявляться спикером на мероприятия, принимайте приглашения выступить бесплатно. Чем больше выступлений будет и чем разнообразнее будет аудитория слушателей, тем быстрее вы обретете уверенность.

5. Помните о главном Если вы знаете, для чего вы будете выступать, и эта цель действительно для вас важна, страх выступления отступит. Например, 10-минутная защита диплома – это новые профессиональные перспективы, презентация проекта перед инвесторами – получение денег на развитие бизнеса, доклад на деловом мероприятии – усиление вашей экспертности, привлечение партнеров или клиентов.

6. Получайте удовольствие Первые шаги в публичных выступлениях – это стресс, о драйве речи не идет. Однако трясущиеся колени и потные ладони – это не навсегда. Постарайтесь находить позитивные моменты в каждом выходе на публику, тогда по мере роста уровня ораторского мастерства вы начнете видеть больше преимуществ от публичности

7. Избавьтесь от синдрома самозванца В какой-то мере он есть у всех людей, стремящихся к профессиональным высотам. Чтобы оценить свой уровень сомнений, воспользуйтесь чек-листом.

Чек-лист синдром самозванца

Если вы выявили у себя два и более регулярно проявляющихся симптома, вам необходимо проработать синдром самозванца, чтобы повысить эффективность выступлений. Для этого можно воспользоваться рекомендациями из статьи.

9. Готовьтесь к вопросам Начинающие спикеры боятся вопросов, но их отсутствие – еще страшнее. В большинстве случаев это значит, что вы не смогли зацепить аудиторию. Поэтому рассматривайте любые вопросы как признак неравнодушия людей к сказанному вами. Чаще всего встречается пять типов вопросов:

Все вопросы, кроме провокационных – это ваша зона роста, они позволяют увидеть ваши недоработки и наметить пути развития в предметной области.

Вопросы в публичном выступлении

10. Выступайте без предварительно полученных вопросов Часто организаторы, особенно при проведении круглых столов, заранее предлагают участникам вопросы, которые будут озвучиваться на мероприятии. Если вопросы не требуют подготовки презентации и предполагают формат блица, попробуйте не готовиться заранее или продумайте только общую канву ответа. Такие экспромты в начале – серьезный выход из зоны комфорта. Чем больше вы будете выступать, тем лучше будут работать импровизации. Они очень пригодятся вам, если однажды придется выступать на дебатах, на серьезной пресс-конференции или вести сложные переговоры.

эмоджи хлопают ладоши

Рассказываем об обязательных правилах подготовки любого публичного выступления и на примерах показываем, как они работают.

Существует множество классификаций ораторских речей по самым разным основаниям.

Между тем, основополагающей является цель выступления – именно от нее оратор отталкивается и выбирает впоследствии и тайминг, и формат, и наличие или отсутствие презентации, и многое другое.

Публичные выступления: какими они бывают

мужчина на сцене TED

С цели все начинается, и ей же все будет подчиняться впоследствии. Какой же она может быть?

Их цель – поменять или скорректировать мнение аудитории.

Мерил Стрип эмоциональное выступление

Мерил Стрип использует короткие предложения, которые легко воспринимаются на слух, отсылки к известным людям, которых аудитория легко может представить по памяти и эмоциональность в речи – все это располагает слушателей к поддержке точки зрения оратора по спорному вопросу.

01. Убеждающие выступления

Их цель состоит в том, чтобы вызвать эмоциональный отклик у аудитории, воодушевить ее и сподвигнуть на свершения.

Людей мотивируют не цифры, а истории. Сторителлинг – это выстраивание фактов в определенной последовательности, облачение рационального в эмоциональное. Человеческая память устроена так, что лекции забываются, а истории остаются в памяти, особенно, если они каким-то образом соединены со слушающим.

02. Мотивирующие речи

Цель оратора состоит в том, чтобы воспитать у слушателей новый навык, передать знание.

Например, Ицхак Адизес, один из всемирно признанных бизнес-консультантов, во время своей речи попросил аудиторию сделать следующее: «Посмотрите на свою руку. Что вы видите на ней? 5 пальцев, а не один. В странах Восточной Европы часто думают, что лидер — это указательный палец. Все герои, рыцари на конях изображаются с указательным перстом, вытянутым вперед.

03. Обучающие выступления

Эту мысль можно было донести до аудитории и без просьбы всмотреться в свою руку, но именно элемент взаимодействия с аудиторией и использование интересной метафоры дает то, что нужно каждому оратору – внимание, интерес, запоминаемость идей.

Правила подготовки к публичному выступлению

девушка лежит перед ноутбуком

Опытный оратор перед началом выступления пройдется по сцене, чтобы, во-первых, самому привыкнуть к освещению и обзору, во-вторых, чтобы мысленно поставить себя на место смотрящих и решить будет ли им комфортно воспринимать его речь при таких условиях в зале.

Кроме того, организует расстановку посадочных мест в соответствии с форматом презентации: для переговоров можно оставить слушателей за конференц-столом; для публичной презентации, мастер-класса или лекции лучше всего подходит амфитеатр – хорошо освещенный зал, в котором нет колонн и слепых зон, но есть отличная самоизоляция, а это значит, что слушателям не помешает шум проезжающего транспорта за окном.

01. Вопрос места

02. Вопрос техники

микрофон на оранжевом сверху

Другой значимый момент – следует убедиться в том, что ваша презентация правильно включается и отображается. Важно проверить качество изображения, работу звуковых файлов и удобство обзора с разных точек. Причем сделать это необходимо до того, как слушатели войдут в зал.

Эта история показывает, что если в центре внимания оказываются технические проблемы, а не сам доклад, то шанс на успешное выступление будет минимальным.

На стол или трибуну лучше поставить бутилированную воду, и дело здесь не только во внезапном приступе жажде, который возникает почти у каждого оратора во время речи. Если вы вдруг потеряете нить повествования или понадобится время, чтобы обдумать ответ на неожиданный вопрос, то можно выиграть секунд 30, пока будете открывать бутылку, наливать воду в стакан и пить ее.

Кроме того, нельзя забывать и о, казалось бы, прозаичных вещах: при выступлении в незнакомом здании лучше заранее узнать местоположение уборной и кафетерия. Позже возможности может и не быть.

03. Вопрос комфорта

Теперь расскажем о приемах, которые помогут эффективно выступать на публике.

Итак, оратору необходимо:

Необходимые навыки для проведения выступления

Страх перед публикой в той или иной степени испытывают все люди, в психологии есть даже специальный термин, описывающий это состояние – глоссофобия или страх сцены. Среди его симптомов – учащенное сердцебиение, тремор губ, рук и ног, тошнота, зажатость голосовых связок. По распространенности глоссофобия занимает второе место, уступая только страху смерти.

1. Посмотрите в верхний левый угол и вдохните, считая при этом до четырех.
2. Переведите взгляд на верхний правый угол и задержите дыхание, считая до четырех.
3. Переведите дыхание в нижний правый угол и выдохните, считая до четырех.
4. Переведите дыхание в нижний левый угол и выдохните, считая до четырех.

01. Бороться с волнением до выступления и во время

Волнение затрагивает наше физическое и душевное состояние, поэтому и бороться с ним нужно на двух уровнях.

ражая девушка в наушниках

На ментальном уровне борьбы с волнением необходимо провести внутренний разговор с собой и найти причины собственного волнения. Обычно страх иррационален, и все, что необходимо сделать – это осознать это и попытаться его визуализировать.

Еще одна вещь, которая значительно снижает тревожность, – это хорошая подготовка, ведь чем лучше выступающий знает свой материал, тем меньше нервничает.

Как отмечают специалисты по ораторскому мастерству, среди самых частых страхов – боязнь незнакомой аудитории (все эти люди будут меня слушать?), ощущение плохой подготовки (а что, если я запутаюсь?), творческая взволнованность (как выступить наилучшим способом?).

Дыхание – следующий ключевой инструмент. Публичные выступления провоцируют повышенную выработку адреналина в крови, который вызывает учащенное сердцебиение. Организм начинает активно насыщать сердце кислородом, и оратору становится душно, кажется, что воздуха не хватает.

02. Управлять своим дыханием

бизнесмен медитирует

Согласно медицинским исследованиям, свыше 70% людей дышит поверхностно, то есть небольшим количеством кислорода. В состоянии стресса нужно дышать иначе. Профессиональный оратор набирает в легкие совсем немного воздуха вдохом и не делает нового вдоха, пока не возникнет надобности. Начинающий же заглатывает воздух постоянно: не успев завершить один вдох, он уже делает следующий. Нужно стараться сохранять дыхание спокойным, и со временем это войдет в привычку. Успешные ораторы долго и целенаправленно развивают правильное дыхание.

Обычно восприятие времени у публики и оратора, особенно начинающего, не совпадает, и поэтому он говорит слишком быстро. Во время выступления все процессы в организме спикера ускоряются, и быстрая речь ему кажется приемлемой, но публике кажется, что спикер тараторит и она едва ли успевает схватывать сказанное. Можно и нужно замедлить речь, однако и этого бывает недостаточно. Чтобы удерживать внимание аудитории, необходима контрастная подача. Спикер должен постоянно менять темп: в важных частях выступления говорить медленнее и значительнее, чем в других.

03. Играть темпом речи

04. Поддерживать диалог с аудиторией

Вопросы позволяют включить внимание слушателей, увлечь их и заставить задуматься. Задавая вопрос, важно искренне ждать ответ от слушателей и быть готовым к любой, даже неожиданной реакции.

Значимо и психологическое равенство оратора: он не должен ставить себя выше или ниже аудитории. В данном аспекте важно подчеркнуть важность применение повседневных слов и выражений, а не сложной терминологии, тогда речь будет звучать естественно, привлекательно и, самое главное, будет понятной для слушателей.

Журналисты газеты Boston Globe провели по специальной методике исследование речи 19 кандидатов, в которой они объявляют о вступлении в борьбу за кресло президента США. Результаты показали, что, например, лидер от республиканцев Дональд Трамп выстраивает свои выступления на уровне четвертого класса средней школы, Бен Карсон, Рик Санторум и Линдси Грэм – на уровне шестиклассников, а Джеб Буш – восьмиклассников. И в данном случае простота изложение – это плюс, а не минус, так как подобные речи должен понимать и интеллектуал, и фермер.

Перед началом выступления следует установить зрительный контакт: занять исходную позицию и не спешить переходить к выступлению, сначала лучше продемонстрировать доброжелательное выражение, с легкой полуулыбкой медленно осмотреть зал, посмотреть на лица, задержаться на мгновение на каждом (или почти на каждом).

Так можно протянуть невидимые ниточки от глаз зрителей к своим глазам. Они останутся натянутыми все время, пока оратор будет говорить. Только установив такой зрительный контакт с каждым из сидящих, можно начинать выступление.

05. Поддерживать визуальный контакт

бородатый мужчина выступает возле мольберта

Лучше встать так, чтобы между выступающим и зрителями первого ряда образовался равносторонний треугольник. Начать выступление можно в этой точке, затем поперемещаться: подходить то ближе, то дальше, то к левому, то к правому краю сцены. Особое внимание следует уделить тем местам, откуда доносятся разного рода звуки: шевеление, шелест, шепот.

Например, типичный жест канцлера Германии Ангелы Меркель – соприкосновение кистей рук на уровне живота так, что пальцы образуют треугольник. Этот жест является одним из самых узнаваемых в мире и нередко становится объектом пародии.

Многие ораторы избегают использование классического жеста указательного пальца, так как его могут воспринимать как признак агрессии. Например, президент США Барак Обама использовал жест кулака, прикрытого большим пальцем, в качестве замены этого жеста.

06. Активно жестикулировать

Леонардо Ди каприо

Считается, что примерно 80% времени на сцене или на переговорах ладони должны быть открыты, так как закрытые жесты свидетельствует или о неуверенности в себе, или о неправдивой информации.

Для удачной презентации хорошей речи недостаточно. Нужно ещё уделить внимание элементам невербального общения


Во время выступления спикеру необходимо удерживать на себе внимание аудитории. Сделать это непросто: перед началом выступления слушатели обычно общаются друг с другом, смотрят в телефоны или мечтают, глядя в окно. Многие спикеры совершают ошибку и сразу начинают выступать как ни в чем не бывало. Но гораздо лучше подождать, пока зрители сами заметят выступающего и сфокусируют свое внимание.

Специалисты по ораторскому мастерству советуют задержаться на несколько секунд. В момент ожидания лучше сохранять расслабленное выражение лица с легкой улыбкой, осматривать аудиторию и задерживать взгляд тех слушателях, которые уже сфокусировались. Необходимо внимательно следить за тем, как публика слушает – это ценнейшая информация для спикера.

07. Приемы управления аудиторией

мужчина выступает перед людьми

Не нужно боятся взять паузу, если аудитория начинает отвлекаться. Этим приемом в совершенстве владеют актеры, талантливые педагоги и политики.

Внимание слушателей способно удерживаться на одном объекте без потерь в течение 15-20 минут, поэтому после этого времени лучше перевести внимание на другую тему, объект или формат работы, спросить о необходимости провести перерыв. Если речь идет, например, о лекции, то достаточно будет изменить темп речи – начать говорить медленнее или тише.

Умелый спикер всегда продумывает чередование эмоций аудитории в структуре презентации. После напряженной работы должна идти история из жизни. После эмоционального красочного примера должна быть статистика, заставляющая подумать о рисках и негативных последствиях. Конфликт и контраст – лучшие средства от зрительской скуки.

Время выступления

люди удивленно смотрят в ноутбук

Самый характерный пример – питч: краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами.

Цель питч-презентации – заинтересовать инвестора и привлечь финансирование, на выступление отводят от 0,5 до 3 минут, поэтому оно должно быть емким, но убедительным.

Сергей Топоров, старший менеджер по инвестициям Leta Capital, рассказывает об основных пунктах, которые желательно отразить в питче: «Какую проблему решает проект? Сколько потребителей нуждаются в вашем решении и сколько они готовы за него заплатить? Как вы к этому пришли? Иногда можно неплохо заработать даже на горстке земли — например, если доставить ее из Ирландии стремящимся к корням американцам.

После питча должен остаться wow-эффект и желание разобраться в проекте подробнее.

01. Экстра-короткие выступления

Такие выступления длятся обычно от 3 до 5 минут и чаще всего подходят для выражения экспертного мнения. Ключевая цель такой речи – донести идею, сделать это можно с помощью запоминающихся метафор и акценте на проблематике.

02. Короткие речи

закладка доллар

Второй способ – так, как читает мой знакомый. Он обычно берет книжку и, найдя хорошую идею, кладет ее в раскрытом виде обложкой вверх и не читает до тех пор, пока эту идею не внедряет. Мы с ним сравнили его обороты бизнеса и мои.

После выступления, созданного в таком временном формате, должно остаться ощущение важности вопроса и понимание сути.

Такая речь может занимать от 5 до 15 минут, основная цель чаще всего – убедить в конкретной точке зрения, поэтому важно аргументировать свою позицию и продумать структуру текста.

03. Средние выступления

Проанализируем выступление бизнес-тренера Грег Маккеон на конференции Стэнфордской школы бизнеса: «Что сдерживает способных, целеустремленных людей от реализации новых целей? Ответом на этот вопрос, к моему большому удивлению, является успех.

Я убедился в этом, работая в Кремниевой долине: концентрируясь на достижении нескольких важных задач, команды стартапов успешно и стремительно развивали свой бизнес. Но как только перед ними открывалось множество новых возможностей, предпринимателям было крайне сложно определять наиболее значимые из них, и темпы роста их компаний значительно снижались.

Выступление длится 15-30 минут, основная цель заключается в продвижении своих собственных интересов, у слушателей должно быть воодушевление от прослушанных кейсов и общее позитивное впечатление. Такой формат можно часто встретить на разного рода конференциях.

04. Длинные речи

зрительный зал с людьми

Например, на конференции TED время строго ограничено – 18 минут, что схоже с продолжительностью кофе-паузы. Как считают создатели, за это время можно раскрыть сложную тему, но при этом удержать внимание слушателей.

Читайте также: