Трансперсональный подход грофа кратко

Обновлено: 02.07.2024

Трансперсональная психология — это мистическое направление в психологии, занимающиеся изучением трансцендентальных личностных переживаний, которые человек приобретает, погрузившись в изменённое состояние сознания. В нём гармонично сочетаются методы современной психологии с древними эзотерическими знаниями. Применяя его на практике, человек получает возможность расширить свои знания о Вселенной, а также познать природу собственной души.

Как возникла трансперсональная психология

Впервые появилась эта методика в 60-х годах XX века в США, и сразу же стала достаточно популярной среди людей, проявляющих интерес к самопознанию, и нацеленных на самосовершенствование. В то время в обществе наблюдался повышенный интерес к различным духовным Восточным практикам. Так что семена упали на благодатную почву.

Вначале она применялась для исследования личных переживаний, связанных с изменённым состоянием сознания. Подобные наблюдения проводил Абрахам Маслоу вместе со своими коллегами. Несколько позже возникла трансперсональная психология Грофа , соединившая в себе медитативные практики, психотерапию и философию.

Интересно ! Создатели трансперсональной психологии многие идеи позаимствовали у известного швейцарского психиатра Карла Юнга, и удачно приспособили к своей теории. Речь идёт о коллективном бессознательном и архетипах. К тому же, сам Юнг проявлял большой интерес к паранормальным способностям людей, и высказывал мысль, что далеко не всегда духовным переживаниям человека можно дать рациональное объяснения.

В чём суть методики

Трансперсональные психологи сосредоточены прежде всего на изучении трансцендентальной природы человека или, другими словами, высших душевных переживаний. Основные объекты их исследования:

  • подсознательные травмы;
  • переживания, испытанные людьми во время собственного появления на свет;
  • состояния сознания, вызываемые молитвой и медитацией;
  • различные медитативные техники;
  • воспоминания о прошлом, вытесненные глубоко в подсознание;
  • различные сверхспособности;
  • духовный мир человека.

Важно ! Основная задача трансперсональной психологии состоит в том, чтобы помочь человеку избавиться от комплексов и фобий, появившихся вследствие давних травмирующих событий, забытых и вытесненных в подсознание. Станислав Гроф, считающийся создателем этой теории, утверждал, что значительная часть нервных и психических расстройств являются не болезнями, а личностными кризисами, которые можно преодолеть, если вспомнить их причину.

Что можно узнать и почувствовать

Переживания, которые испытывают люди во время молитвы или медитации, трансперсональные психологи делят на две основные группы:

  1. Расширение сознания в пределах объективной реальности. В эту группу входят переживания, связанные с видением своих прошлых воплощений, воспоминаниями о процессе появления на свет, осознанием духовной и кармической связи с предками, и так далее. Главное их отличие состоит в том, что все они имеют непосредственное отношение к личности человека, к его индивидуальной судьбе и карме.
  2. Расширение сознания за пределы объективной реальности. Эта группа включает в себя различные состояния, во время которых человек переживает единство с Богом, ощущает себя частью Вселенной. Их основная особенность заключается в том, что они несут информацию о мироустройстве и о смысле жизни.

Таким образом трансцендентальные переживания человека могут быть как личными, так и надличностными, не имеющими отношения лично к нему. Создатели трансцендентальной психологии считают, что именно в результате опыта единения с Богом, пережитого людьми во время глубоких медитаций, были созданы все мировые религии.

Методы трансперсональной психологии

Как утверждают адепты этой методики, человеческое сознание ограничено, но зато подсознание напрямую связано с информационным полем Вселенной, в котором заложена информация обо всём, что было, есть и будет. Получается, что теоретически мы можем получить любые необходимые нам знания. Для того нужно научиться соединять сознание с подсознанием при помощи специальных медитативных техник.

Основные способы расширения сознания, применяемые в трансперсональной психологии:

  1. Гипноз и самогипноз. Есть сведения, что под гипнозом человек может увидеть не только свои прошлые воплощения, но и будущие жизни.
  2. Медитация и молитва. Во время молитвы на многих людей снисходят духовные озарения, открывается вечные истины.
  3. Осознанные сны. Это сложный, но весьма действенный метод, направленный на соединение сознания и подсознания.
  4. Намеренная депривация сна. Во время длительной бессонницы у многих людей возникают галлюцинации и видения, в которых они видят как своё собственное будущее, так и события, происходящие за много километров от них.
  5. Длительное пребывание в темноте, в обездвиженном состоянии. Когда у человека отключаются физические органы чувств, через некоторое время включается сверхчувственное восприятие.
  6. Дыхательные практики — холотропное дыхание и ребёфинг. Эти техники открывают доступ в подсознание, и дают возможность вспомнить забытые события, которые причинили стресс и стали причиной болезни.

Важно ! Некоторые адепты трансперсональной психологии пытались достигнуть расширения сознания при помощи наркотических средств. Но опыт показал, что под действием наркотиков информация, извлечённая из подсознания, искажается до неузнаваемости. К тому же, подобный метод быстро приводит к деградации личности.

Можно ли этому научиться

На многих сайтах, посвящённых трансперсональной психологии , происходит обучение всех желающих различным методам, позволяющим достигнуть расширения сознания. Следует заметить, что далеко не все они являются доступными и безопасными. Такие методы как осознанные сны, медитация, самогипноз и молитва вполне можно практиковать самостоятельно. А вот дыхательные практики могут быть чреваты различными побочными эффектами, поэтому заниматься ими рекомендуется только под руководством опытного специалиста.

Станислав Гроф — чешско-американский психолог и психиатр, доктор медицины, основатель трансперсональной психологии, один из пионеров в изучении изменённых состояний сознания для лечения, роста и самопознания человека.

На основе исследований, связанных с влиянием препарата ЛСД на сознание человека, Гроф выделил 4 следующих области психики: сенсорный барьер; индивидуальное бессознательное; область рождения и смерти (перинатальный уровень); трансперсональный уровень.

Гроф утверждает, что существующие популярные концепции психологии человека (например, теория Фрейда) обычно не принимают во внимание все эти уровни, и потому не способны описать человека в общем, хотя и имеют применение и подтверждение в некотором контексте. На основе своих и схожих исследований Гроф заложил фундамент пре- и перинатальной психологии, которая со временем развилась во всестороннюю картину человеческой психики. В этой теории он связал сложные психологические модели и явления у человека с его внутриутробным и послеродовым опытом.

Трансперсональная психология
Концепция личности в трансперсональной психологии разработана Грофом в процессе экспериментального изучения многочисленных групп феноменов человеческого сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков (ЛСД и др.). Последние провоцируют появление измененных состояний сознания (неординарных, иных, чем сознательные и бессознательные), на фоне которых развиваются феномены трансперсональных переживаний, определяемые автором как переживания, включающие в себя расширение или распространение сознания за пределы обычных границ Эго и за ограничения времени и/или пространства. В некоторых случаях субъект переживает ослабление своих обычных Эго-ограничений, его сознание и самосознание расширяется и охватывает др. индивидуальности и элементы внешнего мира; или же субъект продолжает переживать свою собственную идентичность, но в иной форме, времени и пространстве или в др. контексте. Бывает, что субъект переживает полную потерю своей собственной идентичности и полностью отождествляется с сознанием другого существа или сущности. Довольно обширная категория трансперсональных переживаний включает явления, когда сознание субъекта охватывает элементы, обычно не связанные с его Эго-идентичностью и несвойственные трехмерному миру.

Трансперсональные переживания делятся на две большие группы: "расширение переживаний в рамках объективной реальности" и "расширение переживаний за пределы объективной реальности". Первые включают временное расширение сознания (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, "путешествие во времени"); пространственное расширение сознания (выход за пределы Эго в межперсональных отношениях и переживание дуального единства, отождествление с др. личностями, групповое отождествление и групповое сознание, отождествление с животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и экстрапланетарное сознание, "пространственные путешествия", телепатия); пространственное сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Расширение переживаний за пределы "объективной реальности" включают духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, обитателями др. вселенных, архетиповые и мифические переживания, сознание Универсального Ума, Суперкосмической и Метакосмической Пустоты и др.

Практическим применением концепции Грофа является метод холотропного дыхания, основанный на сочетании ритмической музыки с учащенным дыханием, что индуцирует измененные состояния сознания. На этом фоне манифестируются именно те психотравматические моменты жизни индивида, которые хранились в глубинах бессознательного и были причиной дисгармоний личностных. В процессе трансперсональных переживаний происходит актуализация психотравмирующего события и как бы изживание его.

В целом концепция Грофа представила новые возможности изучения индивидуального и коллективного бессознательного личности, описала неизвестные в традиционной психологии уровни психической жизни, включающие феномены архетипических знаний, переживания из предыстории жизни данной личности, ее внутриутробного периода развития и психодрамы рождения.

1975 - Realms of Human Unconscious / Области человеческого бессознательного
1977 - The Human Encounter with Death / Человек перед лицом смерти (совместно с Джоан Хэлифакс)
1985 - Beyond the Brain: Birth, Death and Transcendence in Psychotherapy / За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии
1990 - The Stormy Search for the Self / Неистовый поиск себя (совместно с Кристиной Гроф)
1991 - The Adventure of Self Discovery / Путешествие в поисках себя
1992 - The Holotropic Mind / Холотропное сознание
1998 - The Cosmic Game: Explorations Of The Frontiers Of Human Consciousness / Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания
2000 - The Psychology of the Future / Психология будущего
2007 - The Ultimate Journey. Consciousness and the Mystery of Death / Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти
2007 - When the Impossible is Possible. Adventures in the Unusual Realities / Когда невозможное возможно. Приключения в необычных реальностях
2010 - Holotropic Breathwork: A New Approach to Self-Exploration and Therapy / Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии
2012 - Healing Our Deepest Wounds. The Holotropic Paradigm Shift / Исцеление наших самых глубоких ран. Холотропный сдвиг парадигмы

Возникновение и становление этого, четвертого, направления в современной психологии и психотерапии заслуживает некоторых предварительных замечаний. Относящееся хронологически к шестидесятым годам ХХ века, данное направление является как нельзя более яркой иллюстрацией взаимозависимостей в развитии психологии как от социально-экономической, так и от культурной, научной и политической ситуации в целом. И действительно, нельзя не обратить внимание на определенные пространственно-временные координаты возникновения того или иного направления в психологии и психотерапии, обусловленные как научными, так и явно вненаучными (философскими, социокультурными, экономическими и др.) предпосылками. Конец ХIХ – начало ХХ века – Европа – психоанализ. Начало ХХ века – США и Россия – бихевиоризм. Тридцатые–пятидесятые годы – Европа и США – формирование гуманистической парадигмы и когнитивной психологии.

Особое же место и роль в дальнейшем развитии современной теории и практики психологической помощи занимают 1960-е годы, поставившие в центр новых мощных течений Соединенные Штаты Америки, где после Второй мировой войны был накоплен огромный экономический и научный потенциал, в то время как Европа отстраивалась после двух катастрофических мировых войн.

Шестидесятые годы ХХ века стали своеобразным водоразделом, обозначившим переход к иному способу существования человеческой цивилизации. Главное его отличие – существование не за счет ресурсодобывающих отраслей, а за счет наукоемких высоких технологий.

В эти-то годы и заявило о себе направление, которое позже получило наименование трансперсональной психологии.

Концептуальные постулаты, положенные в основу трансперсональной психологии, обобщены С. Грофом следующим образом.

Соответственно, каждая базовая перинатальная матрица предполагает определенные переживания, которые в символическом виде воспроизводят предельные переживания человека, кристаллизовавшиеся в наиболее обобщенных мифах, духовных, религиозных и метафизических системах человечества. Среди них: мифы о золотом веке (рае) и матери-природе (1); об изгнании из рая, путешествии героя, аде (2); представления о шабашах, сатанинских оргиях, войнах и революциях, жертвоприношении Христа, птице Феникс (3); наконец – представления о спасении и искуплении грехов, очищении от скверны и богоявлении в виде лучезарного источника света (4).

Трансперсональные переживания. Понятие отражает переживания, выходящие далеко за пределы индивидуального существования: связь человека со Вселенной, (на макрои микроуровне); переживание различных уровней сознания (от внутриклеточного до сверхсознания); трансцендирование обычных временных и пространственных измерений; опыт встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями и т.п. С. Грофом разработана детальная картография бессознательного, в которой нашли свое место как социокультурные, религиозные, так и мистические и паранормальные феномены, составляющие специфику такого многомерного, динамичного, голографического по природе образования, каким представляется этому ученому и его единомышленникам психея.

Описание психотерапевтического процесса и его целей. В различных направлениях трансперсональной психологии с ее явно выраженной психотехнической направленностью (холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн) акцент делается на самоисследование и саморазвитие.

Общая оценка парадигмы. В общей оценке трансперсональной психологии – направления, основоположники которого издают c 1969 г. свой журнал (Journal of Transpersonal Psychology) и имеют ассоциацию (Association for Transpersonal Psychology), направления, порожденного на гребне высших научных достижений второй половины ХХ века и, следовательно, отличающегося той глубиной и всеохватностью, которая может быть присуща только вполне определенному времени – времени, когда передовое человечество сумело не только вырваться за пределы собственной планеты, но и открыло для себя принципиально иные измерения и возможности существования Вселенной и жизни в ней, – в общей оценке нельзя не выделить ряд черт и признаков, отражаюших, на наш взгляд, не столько психологическую, сколько гносеологическую, эпистемологическую проблематику современной науки.

Представляется существенным, во-первых, что в трансперсональной парадигме, в частности, в работах С. Грофа, К. Уилбера, С. Криппнера и других, ярко выражен естественнонаучный подход к психике, который не только отвергает любой редукционизм, но и прямо заявляет о своих научных позициях, основанных на многомерных и причудливо переливающихся, не очевидных, но существующих принципах и постулатах постклассического познания. Принципы дополнительности, вероятности, неравновесности, индетерминизма, виртуальности – вот далеко не полный перечень исходных гносеологических позиций, которые были не то что недоступны, но попросту неведомы предшественникам.

В подходе к трансперсональным переживаниям как к виртуальной реальности, порождаемой все тем же сознанием, на наш взгляд, заключается весь пафос трансперсональной парадигмы. Единственная реальность, с различными проявлениями которой мы сталкиваемся в процессе жизни и познания, – это мыслимая, мысленная, мыслящая реальность сознания, существующая во вновь и вновь пульсирующих и воспроизводящихся на разных уровнях информационных паттернах. В пространстве этой мощной метафоры сознание так же присуще каждой элементарной частице-волне, как и всей Вселенной. Жизнь, следовательно, есть не порождение Вселенной, а форма ее существования. Различные состояния сознания и есть, в свою очередь, та реальность, с которой исследователь (психолог, психиатр, психотерапевт) имеет дело непосредственно.

Трансперсональная психология поэтому ставит не столько задачу развития личности или самоорганизации, сколько задачу на осознание и самопереживание себя в тотальной целостности с миром, в единении с пространством-временем, микрои макрокосмосом, в изживании тех узких, механистических и условных границ, которые налагает на человека архаичное, ограниченное определенной картиной мира представление.

Трансперсональная психология – это попытка современного мыслящего человечества продвинуться в своих отношениях с миром на качественно новую ступень, на ступень, с которой открывается уже не только принцип эволюции, но и принцип инволюции, принцип порождения низшего из высшего. В этой парадигме довольно отчетливо высвечивается понимание того, что мир зависим от наших устремлений и представлений.

Однако гуманистическая направленность, постулирование ценности жизни и качества жизненного опыта, а не потребления, отстаивание ответственности человечества перед миром, поиск путей гармоничного сосуществования человека и человечества с миром в целом, а также явное преимущество данных техник при работе с шизоидами – несомненные достоинства нового направления – трансперсональной психологии и психотерапии.

Станислав Гроф доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания:

– уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);

По мнению С. Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом – взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Можно предположить по этому поводу, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественно-качественный скачок. Когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

Сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

В некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, то естьприравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Для того чтобы описать человека всесторонне, мы должны признать парадоксальный факт, что человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания.

Станислав Гроф доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания:

– уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);

По мнению С. Грофа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом – взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Можно предположить по этому поводу, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественно-качественный скачок. Когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

Сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

В некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, то естьприравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности. Для того чтобы описать человека всесторонне, мы должны признать парадоксальный факт, что человек одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания.

Читайте также: