Трагикомедия это в литературе кратко

Обновлено: 02.07.2024

- (от греч. tragodia - козлиная песнь и komodia - песня веселой толпы) - один из жанров драмы в 1 знач., совмещающий в себе признаки трагедии (см. трагедия) и комедии (см. комедия): в частности, в Т. герою нередко грозит катастрофа, но он остается в живых. К жанру Т. можно отнести, например, "Вишневый сад" А.П. Чехова, "Балаганчик" А. Блока.

Смотреть что такое ТРАГИКОМЕДИЯ в других словарях:

ТРАГИКОМЕДИЯ

Iдрама смешанного характера, где трагический и комический элементы выступают с значительной яркостью. Особой драматической формы с таким названием не б. смотреть

ТРАГИКОМЕДИЯ

Iдрама смешанного характера, где трагический и комический элементы выступают с значительной яркостью. Особой драматической формы с таким названием не б. смотреть

ТРАГИКОМЕДИЯ

вид драмы, совмещающий признаки трагедии (См. Трагедия) и комедии (См. Комедия). Мироощущение, лежащее в основе Т., связано с чувством относите. смотреть

ТРАГИКОМЕДИЯ

ТРАГИКОМЕДИЯ, -и, ж. 1. Драматическое произведение, в к-ром сочетаютсячерты трагедии и комедии. 2. перен. Печальное и одновременно смешноесобытие. II прил. трагикомический, -ая, -ое (к 1 знач.). смотреть

ТРАГИКОМЕДИЯ

трагикомедия 1. ж. Драматическое произведение, сочетающее в себе трагическое и комическое. 2. ж. Событие, одновременно печальное и смешное.

ТРАГИКОМЕДИЯ

ТРАГИКОМЕДИЯ

трагикомедия сущ., кол-во синонимов: 2 • произведение (51) • происшествие (29) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: произведение. смотреть

ТРАГИКОМЕДИЯ

Трагикомедия — драма смешанного характера, где трагический и комический элементы выступают с значительной яркостью. Особой драматической формы с таким названием не было; его носили в французской драме XVII века произведения, подходящие к трагедии по общему характеру, но с благополучным исходом (напр "Сид", "Никомед").

ТРАГИКОМЕДИЯ

Трагикомедия (греч.) — драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или которое представляет беспорядочное нагромождение трагич. и комич. элементов.

ТРАГИКОМЕДИЯ

ТРАГИКОМЕДИЯ(от сл. трагедия и комедия). Драматическое представление, в котором грустное перемешано с веселым, или же трагедия, оканчивающаяся, ко всео. смотреть

ТРАГИКОМЕДИЯ

ТРАГИКОМЕ́ДИЯ, вид драматических произведений (драмы как рода), обладающий признаками как трагедии, так и комедии, что и отличает Т. от промежуточных между комедией и трагедией форм, т. е. от драмы как вида (жанра; см. Драма, 2-е значение). Трагикомическое мироощущение, лежащее в основе Т., связано с чувством относительности существующих критериев жизни. Т. отказывается от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Трагикомическое восприятие не признает абсолютного вообще, субъективное здесь может видеться объективным и наоборот; чувство относительности может ограничиваться сомнением или приводить к полному релятивизму; переоценка моральных устоев может сводиться к неуверенности в их всемогуществе или к окончательному отказу от твердой морали; неясное понимание реальности может вызывать к ней жгучий интерес или полное безразличие, может сказаться меньшей определенностью в отображении закономерностей бытия или равнодушием к ним и даже их отрицанием — вплоть до признания алогичности мира. Трагикомическое мироощущение начинает доминировать и отливаться в определенные формы Т. под влиянием духовного кризиса переломных моментов истории.

Guthke K. S., Modern tragicomedy, N. Y., 1966.

ТРАГИКОМЕДИЯ

ТРАГИКОМЕДИЯ

один из видов драматического рода литературы, произведение, сочетающее в себе черты трагедии и комедии. Главная задача трагикомедии – показать относите. смотреть

ТРАГИКОМЕДИЯ, драматургическое или сценическое произведение, обладающее признаками как трагедии, так и комедии, и выстроенное по своим специфическим законам.

Споры вокруг жанра трагикомедии не стихают и сегодня: слишком силен многовековой стереотип восприятия хаотического сочетания, переплетения трагического и комического. Однако критерием проверки любой теории является практика. И именно многочисленные парадоксы или неудачи театральной практики, в которой трагикомедия упорно противится привычным методам сценического воплощения, заставляют пристально всматриваться в закономерности этого загадочного жанра.

Много позже, лишь освободившись от харизматической, завораживающей магии спектаклей Станиславского, теоретики и практики театра сумели понять: герои Чехова на самом деле очень смешны. Все герои, а не только те, которых традиционно принято было рассматривать в комическом свете (Шарлотта Ивановна, Симеонов-Пищик – в Вишневом саде, Медведенко – в Чайке, Наташа – в Трех сестрах, Серебряков – в Дяде Ване), но и главные герои всех чеховских пьес: Раневская, Треплев, Войницкий, и т.д. Это нисколько не снимает трагичности их судеб, более того: чем смешнее и мельче выглядит каждый герой, тем страшнее и крупнее его трагедия.

Постепенно становилось ясным, что А.Чехов стал основоположником нового жанра, в котором трагическое и комическое не просто существует в неразрывном единстве, но взаимно обусловливают и обостряют друг друга. Акцент на одной из сторон (неважно – комической или трагической) полностью разрушает жанровую структуру его пьес, переводя их в совершенно иную плоскость.

Однако эти особенности трагикомедии стали понятны далеко не сразу. К практическому осознанию принципов трагикомедии во многом способствовало зарождение и развитие во второй половине 20 в. нового театрального течения – т.н. театра абсурда, считавшего своим родоначальником именно А.П.Чехова (Э.Ионеско, С.Беккет, Х.Пинтер, С.Мрожек, Ж.Жене, Ф.Аррабаль и др.).

Тем не менее, уже через десятилетие, к концу 1970-х, большинство наиболее интересных комедиографических опытов советских драматургов приходились на трагикомедию. И, наверное, это закономерно. Трагикомедия в то время выполняла роль катализатора общественного мышления, позволявшего уйти от прямолинейных догм как коммунистической идеологии, так и диссидентства. Это время можно назвать временем поиска пути, перспективы; и принципиально эвристическая, познавательная функция трагикомедии пришлась здесь как нельзя кстати.

Один за другим выходили спектакли, переосмысливающие пьесы самых разных жанров в трагикомическом ключе (Взрослая дочь молодого человека и Сирано де Бержерак в театре им. Станиславского; Дядя Ваня и Ричард III в БДТ, Жестокие игры и Оптимистическая трагедия в театре им. Ленинского комсомола; Хармс! Чармс! Шардам! в театре Эрмитаж), каждый из которых становился настоящим событием.

Одна за другой появлялись трагикомедии как маститых, так и совсем молодых драматургов: Э.Радзинского (Она в отсутствии любви и смерти), А.Смирнова (Родненькие мои), Л.Петрушевской (Квартира Коломбины, Три девушки в голубом), А.Соколовой (Фантазии Фарятьева), А.Галина (Восточная трибуна), А.Арбузова (Счастливые дни несчастливого человека, Сказки старого Арбата, В этом милом старом доме, Победительница, Жестокие игры), М.Рощина (Перламутровая Зинаида); Гр.Горина (Тиль, Тот самый Мюнхгаузен, Дом, который построил Свифт); А.Червинского (Счастье мое, Крестики-нолики, Блондинка за углом – по последней из них поставлен фильм, полностью разрушивший стройную трагикомическую структуру пьесы и превративший ее в незамысловатый водевиль). Многие из этих пьес поставлены – не всегда удачно; многие – экранизированы; некоторым повезло меньше. Но практически каждая из этих пьес очень широко обсуждалась театральной общественностью, правда – большей частью в отношении проблематики, но не эстетических принципов жанра. И, наверное, это тоже закономерно: в период общественно-идеологического кризиса наиболее востребована была именно эвристическая сторона трагикомедии.

А вот следующий период – середина 1980–1990-х – отодвинул трагикомедию на задний план. Время политической перестройки, социальных потрясений, обрушивших всю привычную жизнь россиян, рождало у них трагическое мироощущение. Наиболее востребованными оказались мелодрамы, уносящие в красивый придуманный мир, дающие краткий отдых от тяжелой действительности. Российские театры в те времена тоже переживали глубокий экономический кризис.

Последний период истории России рождает надежды на возвращение трагикомедии в живой российский театральный процесс – в качестве его полноправного участника. В этом жанре по-прежнему работают драматурги Л.Петрушевская, А.Шипенко, Н.Коляда и многие другие. К этому жанру демонстрируют пристрастие многие театральные режиссеры – Р.Виктюк, С.Арцибашев, М.Захаров, Г.Козлов, М.Левитин, Э.Някрошюс, И.Райхельгауз, В.Фокин, и другие, чей творческий авторитет в нашем театре безусловен.

Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. Л., 1929
Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957
Дземидок Б. О комическом. М., 1964
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965
Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2000
Козинцев А.Г. Антропология смеха. – В сб. Ритуальное пространство культуры. СПб, 2002
Ищук-Фадеева Н.И. Жанры русской драмы. Тверь, 2003

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Смотреть что такое "трагикомедия" в других словарях:

трагикомедия — трагикомедия … Орфографический словарь-справочник

ТРАГИКОМЕДИЯ — (от сл. трагедия и комедия). Драматическое представление, в котором грустное перемешано с веселым, или же трагедия, оканчивающаяся, ко всеобщему благополучию, весело. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Трагикомедия — (греч.) драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображён в комическом виде или который представляет беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов. Трагикомедия появляется у Еврипида. Определение термина было… … Википедия

трагикомедия — и, ж. tragi comédie f., нем. Tragikomödie <гр. tragoidia трагедия + komodia комедия. 1. Драматическое произведение, в котором сочетаются трагические и комические элементы. БАС 1. Было время во Франции, когда не почитали достойным трагедии… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТРАГИКОМЕДИЯ — ТРАГИКОМЕДИЯ, драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом… … Современная энциклопедия

ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом и в трагическом освещении.… … Большой Энциклопедический словарь

ТРАГИКОМЕДИЯ — ТРАГИКОМЕДИЯ, трагикомедии, жен. 1. Драматическое произведение, в котором сочетаются элементы трагедии и комедии (лит., театр.). 2. перен. Печальное и вместе с тем смешное происшествие, жизненное положение (разг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

ТРАГИКОМЕДИЯ — ТРАГИКОМЕДИЯ, и, жен. 1. Драматическое произведение, в к ром сочетаются черты трагедии и комедии. 2. перен. Печальное и одновременно смешное событие. | прил. трагикомический, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

трагикомедия — сущ., кол во синонимов: 2 • произведение (51) • происшествие (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Трагикомедия — (греч.) драматическое произведение, в которомтрагический сюжет изображен в комическом виде или которое представляетбеспорядочное нагромождение трагич. и комич. элементов … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Трагикомедия это литературный жанр который сочетает в себе аспекты обоих трагедия и комический формы. Чаще всего встречается в драматическая литература, термин может описывать либо трагическую пьесу, которая содержит достаточно комических элементов, чтобы поднять общее настроение, либо серьезную пьесу со счастливым концом. [1] Трагикомедия, как следует из ее названия, вызывает у зрителей ожидаемую реакцию как на трагедию, так и на комедию, причем первый из них представляет собой жанр, основанный на человеческих страданиях, который вызывает сопутствующие катарсис а последний - жанр юмористический или забавный, вызывающий смех.

Содержание

В театре

Классический прецедент


Краткого формального определения трагикомедии из классический возраст. Похоже, что греческий философ Аристотель имел в виду что-то вроде ренессансного значения этого термина (то есть серьезное действие со счастливым концом), когда в Поэтика, он обсуждает трагедию с двойным финалом. [2] В этой связи ряд Греческий и Римские пьесы, например Альцестида, можно назвать трагикомедиями, хотя и без каких-либо определенных вне сюжета атрибутов. Само слово происходит от римского комического драматурга. Плавт, который несколько шутливо придумал этот термин в прологе к своей пьесе Амфитрион. Персонаж Меркьюри, чувствуя некорректность включения в комедию и королей, и богов вместе со слугами, заявляет, что пьеса должна быть "трагикомедией": [3]

Сделаю смесь: пусть будет трагикомедия. Я не думаю, что было бы уместным постоянно делать из нее комедию, когда в ней есть короли и боги. Что вы думаете? Поскольку раб тоже играет в пьесе, я сделаю из нее трагикомедию . Плавт, Амфитрион [4]

Возрождение эпохи Возрождения

Италия

Комментарий Плавта, возможно, оказал чрезмерное влияние на эпоха Возрождения эстетическая теория, которая в значительной степени превратила комментарии Аристотеля о драме в жесткую теорию. Для "разжигателей правил" (термин Джордано Бруноs), "смешанные" произведения, такие как упомянутые выше, более поздние "романсы", такие как Орландо Фуриозо, и даже Одиссея были в лучшем случае головоломками; в худшем случае ошибки. Две фигуры помогли поднять трагикомедию до статуса обычного жанра, то есть жанра со своим набором жестких правил. Джованни Баттиста Хиральди Чинтио в середине XVI века оба утверждали, что трагедия с комическим концом (tragedia de lieto fin) был наиболее подходящим для современности и создал свои собственные образцы таких пьес. Еще важнее было Джованни Баттиста Гуарини. Гуарини Иль Пастор Фидо, опубликованная в 1590 году, вызвала ожесточенные критические дебаты, в которых решительная защита Гуарини универсальных инноваций в конечном итоге одержала верх. Трагикомедия Гуарини предлагала модулированное действие, которое никогда не заходило слишком далеко ни в комедию, ни в трагедию, с манерными персонажами и пасторальной обстановкой. Все три стали главными элементами континентальной трагикомедии на столетие и более.

Англия

Некоторые из современников Флетчера, особенно Филип Массинджер [5] и Джеймс Ширли, [6] писал популярные трагикомедии. Ричард Бром также опробовал форму, но с меньшим успехом. И многие из их современных писателей, начиная от Джон Форд к Лодовик Карлелл сэру Астон Кокейн, сделал попытки в жанре.

Трагикомедия оставалась довольно популярной до закрытия театров в 1642 году, а работы Флетчера пользовались популярностью и в Реставрации. Старые стили были отброшены, поскольку вкусы изменились в восемнадцатом веке; "трагедия со счастливым концом" в конечном итоге превратилась в мелодрама, в какой форме он все еще процветает.

Более поздние разработки

Постмодернистская трагикомедия в США

Читайте также: