Ударение словесное и логическое кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тема урока: Ударение словесное и логическое. Роль ударения.

Цель урока: обобщить знания, полученные в 5—9 классах; закрепить орфоэпические навыки, навыки правописания.

1) Обучить навыку правильной постановки в словах, вызывающих наибольшие трудности, показать значение фонетики для правописания и произношения;
2) Развить умение правильного литературного произношения и ударения в устном общении, показать его роль;
3) Воспитать любовь к родному русскому языку, освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тип урока: комбинированный

Сегодня на уроке мы будем говорить об роли ударения в нашей жизни. Вспомним, какой раздел русского языка изучает правила постановки ударения в словах. И, наконец, научимся правильно произносить слова, в которых ударение часто ставят неправильно. Но начнем мы урок с проверки домашнего задания.

2. А) 3 человека получают индивидуальные карточки с заданиями. На них записаны слова. Необходимо записать их фонетическую транскрипцию.

1 карточка: летчик, весна, приобретение, огород, елка, дождь.

2 карточка: на коне, бояться, второго, в лесу, детство, пятно

3 карточка: местная, сапожник, воспитание, ночка, повторять, вьюга

Б) Фронтальный опрос для остальных обучающихся:

1. Дайте определение фонетики. Что изучает этот раздел?

2. Что представляет собой звуки?

3. Как соотносятся между собой буквы и звуки?

4. Сколько в русском языке гласных звуков, сколько гласных букв?

5. Что вы можете сказать о буквах Е, Ё, Ю, Я?

6. На какие группы в русском языке делятся согласные звуки?

8. Дайте определение редукции.

9. С помощью чего мы определяем в слове сильные и слабые позиции? (Студенты дают ответ: - Ударение).

3. Изучение нового учебного материала. Итак, мы подошли к изучению основной темы нашего сегодняшнего урока – ударение. Давайте попробуем сформулировать, что мы знаем о нем. (запись в тетрадь)

В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение. Показ таблицы на доске:

Словесное ударение
(или просто ударение)

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.

произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что , которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом . Гласный звук ударного слога называется ударным гласным . Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные .

Студенты воспроизводят данные таблицы и лекции преподавателя в тетрадях.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

  • Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог.
  • В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

Ср.: а́тлас – атла́с.

Ср.: ру́ки – руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной , а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае ( со мно́й ) безударным становится предлог; во втором случае ( по́ воду ) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

  • Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́ ), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся ).
  • Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь . Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

  • При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? Орфоэпия

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создает препятствия для эффективного и адекватного общения. Неверное ударение в слове, нарушение норм, правил произношения режет слух, создает помехи конструктивному взаимодействию в деловом и личном общении. Понятна значимость овладения нормами правильного произношения. Существуют общие произноси тельные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков, охватывающие большое число слов, и существуют нормы, относящиеся только к ряду сочетаний звуков, характерные для ряда грамматических форм. Все эти нормы создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если, прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы сознательно обдумывали, как это сделать. Вспомните, как вы начинали изучать иностранный язык: легче всего запоминались звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. Зато звуки и их сочетания, не имеющие аналогов в родном языке, требовали от вас достаточных усилий.

Понятие об орфоэпической норме.

Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы.

Нормы произнесения гласных звуков

Гласные звуки отчетливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим, разноместным ( клеточка, король, коромысло ), подвижным ( город — города — городов ).

В безударном положении звучание гласных меняется.

— Вспомните, как называется процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении? ( Редукция .)

лес [э] — лесник [и э ];

грязь [а] — в грязи [и э ];

лист [и] — листок [и э ].

После согласных ж и ш буквы о , э в первом предударном слоге реализуются звуком [ы э ], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть лошадей, жакет.

Нормы произнесения согласных звуков.

— Что определяет произношение согласных звуков? ( Положение согласной в слове, т. е. его соседство с гласными или согласными звуками .)

Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, сонорными согласными ( м, н, л, р ), перед буквой в , перед разделительными ъ и ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются. В свое время нормативной была замена твердого согласного звука в позиции перед мягким согласным. В настоящее время имеет место и все более расширяет зону своего действия иная тенденция: t’t’ уверенно переходит в tt’ , где t — согласный. Можно отметить три закономерности в указанной произносительной норме:

• допустимо сохранение старой нормы в сочетаниях согласных с, з с согласными т ’, д ’, н ’ (степь [с’т’], казнь [з’н’], здесь [з’д’]).

• возможно сохранение двух вариантов как равноценных, равноправных.

• более правильно соответствие новой произносительной норме: [в], [ф], [м], [п], [б] перед [к’], [г’] и [х’].

Учащимся рекомендуется запомнить несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.

Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как [ х ].

Правило 2: -ого/-его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о [ в ] о / е [ в ] о.

Правило 3: зж и сж произносятся как [ ж ] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным).

Правило 4: зч и сч произносятся как [ ш ’] (на стыке морфем).

Правило 5: дч и тч произносятся как [ ч ’] (на стыке морфем).

Правило 6: -тся и -ться произносятся как [ ца ] (в глаголах).

Правило 7: дс и тс произносятся как [ ц ] (перед к в прилагательных).

Правило 8: жд произносится как [ шт ’] и [ ш ’] (в слове дождь и производных). Произнесение таких сочетаний в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.

Правило 9: чн произносится как [ ч ’ н ] — в большинстве слов, но произносится как [ шн ] в словах ску [ шн ] о , коне [ шн ] о , наро [ шн ] о , праче [ шн ] ая , скворе [ шн ] ик , Ильини [ шн ] а и др.

Правило 10 : чт произносится как [ шт ] ( чтобы, что и т. д.), но нечто [ чт ].

Правило 11: гк произносится как [ х ’ к ’] — в словах легкий, мягкий .

Правило 12: гч произносится как [ хч ’] — в словах легче, мягче .

Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств — содержат непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к орфоэпическому словарю.

Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука ( ванна [н], грипп [п]).

Правило 15: в безударном положении не произносится звук [ о ]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [ а ]. ( к [ а ] за — к [ о ] зы , [ а ] писание — [ о ] пись ). Поэтому, например, произносятся одинаково, со звуком [ а ], слова волы и валы , сома и сама , хотя пишутся по-разному.

В других безударных слогах после твёрдых согласных на месте гласных, обозначаемых буквами о и а , произносится звук, средний между [ ы ] и [ а ], близкий к [ ы ]. Такой звук, например, произносится на месте подчёркнутых гласных в словах водовоз, пароход, выход .

Правило 16: после мягких согласных, на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [ э ], [ о ], [ а ] в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [ и ] ( лесок, весна, плясать ). Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [ и ], произносятся слова посветить — посвятить (от свет и свят ), хотя их написание различно.

Правило 17: парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з , на конце слова и перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, ш, ш, с, х, ц, ч, щ , становятся глухими ( дуб [п], глубь [п’], ловко [ф], кровь [ф’], ногти [к], подход [т], багаж [ш]).

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими ( просьба [з’], молотьба [д’]).

Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному, слова молод — молот, лезть — лесть и др.

Правило 18: во многих иноязычных словах после согласных пишется е , а произносятся согласные твёрдо ( ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ]).

Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко ( академия, декада, демагог, демон, музей, пионер, темпы, фанера, фланель ).

Правило 19: в начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением ( экспорт, егерь, эллипс, ересь, эхо, Ева, этот, ест ). После и , а также после согласных пишется буква е ( гигиена, диета, кашне, стенд ). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена ( Улан-Удэ ).

Послё остальных гласных чаще пишется э ( поэзия, силуэт, маэстро ). В отдельных словах употребляется буква е ( проект, реестр ).

Следует правильно выделять ударные слоги в словах:

Авто́бус, аге́нт, арбу́з, аргуме́нт, аре́ст, аристокра́тия, баллоти́роваться, балова́ть, библиоте́ка, буржуази́я, ве́рба, гекта́р, демокра́тия, де́ятельность, диа́гноз, диспансе́р, догово́р, дозвони́ться, докуме́нт, зави́дно, заём, заржаве́ть, звони́т, звони́шь, зло́ба, и́здавна, изобрете́ние, и́зредка, индустри́я, катало́г, каучу́к, кварта́л, киломе́тр, коклю́ш, коло́сс, комбайнёр, комба́йнер, крапи́ва, краси́вее, кре́мень, лыжня́, магази́н, медикаме́нты, молодёжь, моноло́г, наме́рение, недои́мка, некроло́г, не́нависть, обеспе́чение, облегчи́ть, обостри́ть, осведоми́ться, отча́сти, парали́ч, парте́р, пепели́ще, портфе́ль, премирова́ть, прину́дить, приобрете́ние, простыня́, проце́нт, псевдони́м, револьве́р, реме́нь, ржаве́ть, ру́сло, сантиме́тр, слу́чай, соболе́знование, сре́дства, ста́туя, столя́р, тамо́жня, усугуби́ть, фарфо́р, формирова́ть, фо́рум, ха́нжество, характе́рный (танец, поступок), хара́ктерный (человек), хло́пок, хода́тайствовать, хозя́ева, цыга́н, че́рпать, шофёр, щаве́ль

4. Закрепление изучения нового материала.

  1. В русском языке существует множество слов, произношение которых нужно запомнить. Я раздам вам карточки, на которых уже записаны слова. Давайте прочтем их:

я́дрица, фено́мен ерети́к, знаме́ние, досу́г, невро́лог, рефле́ксия, астро́лог, астроно́м, инструме́нт, хода́тайство, обеспе́чение, украи́нский, фети́ш, и́скра, дремо́та, зево́та, бюрокра́тия, возвели́ченье, озву́ченье, доне́льзя, задо́лго, сосредото́чение, упроче́ние, звонит, свекла, заржаветь, щавель, каталог.

В этих и многих других словах люди чаще всего делают ошибки в постановке ударения. Произношение этих слов необходимо запомнить.

  1. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение:

Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, в и дение – вид е ние, кл у бы – клуб ы , мокр о та – мокрот а .

Арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека.

4. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на правильную постановку ударения, запомните их:

Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.

5. Обобщение изученного. Студенты сами делают выводы (устно). Преподаватель выставляет оценки за работу обучающихся на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи:- Учить умению дифференцировать звуки С-З на различном речевом материале, выделять голосом ударный слог и логическое ударение.- Учить умению различать на слух речевой материал.- Способствовать .


Разработка урока по теме: "Решение логических задач"

Логические задачи можно решать, используя следующие методы:1. Метод рассуждений2. Табличный метод3. Использование алгебры логики4. Графический метод, включающий в себя использование диаграмм Эйлера-Ве.


Методическая разработка по математике на тему "Логические задачи"

Методы решений и примеры решений нестандартных и логических задач.


методическая разработка урока по теме: "Нахождение логического выражения по таблице истинности"

Предложена методическая разработка урока для 9 класса по теме "Нахождение логического выражения по таблице истинности". Целью урока поставленной учениками было научиться строить логические в.

Методическая разработка на тему: "Формирование элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логических игр и упражнений".

Конспект математической викторины в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР).

Методическая разработка урока "Составление словесной модели на примере басни", 7 класс

На уроке используется элементы технологии проектной деятельности, интеграции, работа в группах и элементы поисковой работы. Урок проблемно-ориентирован, имеет практическую направленность, в результате.


Разработка к неделе словесности в школе.

Здесь представлены задумки, которые можно осуществить на неделе словесности в школе.

1. Ударение слова, речевого такта, фразы

Как известно, с ритмико-интонационной точки зрения наша речь членится на отдельные, законченные по смыслу выска­зывания, каждому из которых соответствует особый отрезок речи. Каждый такой отрезок речи объ­единён в произношении особой интона­цией, указывающей на его относитель­ную смысловую самостоятельность, и от­делён от других подобных отрезков паузой. Само высказывание в свою оче­редь может члениться на более мелкие отрезки — так называемые речевые такты (или синтагмы). Последние представля­ют собой непрерывные ряды звуков и от­деляются друг от друга краткими пауза­ми (более краткими, чем те, которыми отделяются друг от друга высказывания).

Речевой такт не соответствует слову, так как в устной речи нередко группы слов произносятся одним непрерывным потоком, слитно, не отделяясь друг от друга паузами. Поэтому с ритмико-интонационной точки зрения высказывание членится не на слова, а на речевые такты. Паузы, которыми отделяются речевые такты, всегда приходятся между словами: они не могут разорвать слово на части, распределив их между двумя речевыми тактами. Однако в пределах речевого такта может быть не одно, а несколько слов.

Так как существующие в современ­ном русском языке звуковые законо­мерности действуют в пределах слова (точнее, в пределах так называемого фонетического слова, т. е. самостоятель­ного слова вместе с примыкающими к нему служебными словами и частицами), то можно считать, что речевые такты могут распадаться на слова. Слова, как известно, делятся на ещё более мелкие фонетические единицы – слоги, а послед­ние – на звуки, являющиеся пределом фонетического членения речи.

Слоги, составляющие слово (точнее, фонетическое слово), бывают неодинако­вы, если в слове больше одного слога. Один из них выделяется теми или други­ми фонетическими средствами среди других. Такое выделение и представляет собой то, что называется ударением.

В речевом такте может быть несколько слов, следовательно, и несколько ударе­ний. Однако эти ударения не одинаковы: одно из них, падающее на слово, более важное в смысловом отношении, бывает более сильным, выделяющимся по срав­нению с другими, более слабыми. Это – ударение речевого такта, или тактовое ударение , в противоположность остальным – ударениям слова, или сло­весным ударениям . Таким образом, одно из словесных ударений в то же время является ударением тактовым.

Речевые такты, входящие в состав целого высказывания, также неодинако­вы по своим тактовым ударениям: одно из них бывает более сильным, выделяю­щимся по сравнению с другими; оно приходится на тот речевой такт, который представляется более важным в смысло­вом отношении. Это – ударение выска­зывания, фразы, или, иначе, фразовое ударение . Таким образом, одно из тактовых ударений в то же время являет­ся ударением фразовым. Тактовое и фра­зовое ударение обычно называют логи­ческим ударением .

Уже из изложенного видно, что развёр­нутое высказывание имеет сложную иерархическую систему ударений – глав­ных и более или менее второстепенных. Мало разработанный вопрос о фразовом и тактовом членении речи и иерархии ударений в связи со структурно-грамматическим и ритмико-интонационным членением речи должен быть предметом особого рассмотрения. В настоящей статье будет рассмотрено лишь ударение слова.

2. Ударение как признак слова

Ударение в русском языке как признак слова находится в весьма сложных взаимоотношениях с качеством гласных фонем слова. О них см. ниже, раздел 8.

3. Ударение слова и его физические свойства

Выделение ударяемого слога обычно производится усилением экспирации (вы­дыхания) и изменением тона, т. е. музыкальной стороны, высоты. Обычно оба эти момента действуют совместно. Но в одних языках ударяемый слог выделяет­ся главным образом экспираторной сто­роной слога (изменением силы выдыха­ния), в других – его музыкальной сторо­ной (изменением высоты тона). В соот­ветствии с этим различают ударение экспираторное и музыкальное . В русском языке, так же как и во мно­гих других славянских (украинском, белорусском, польском, чешском, бол­гарском), а также немецком, француз­ском, из древних языков – в латинском ударение экспираторное. Напротив, в сербо-хорватском и словинском языках, а также древнегреческом и санскрите (древнеиндийском) ударение музыкаль­ное.

Таким образом, в русском языке вы­деление ударенного слога достигается усилением выдыхания и связанной с ним большей напряжённостью голосовых свя­зок. Усиление касается главным образом слогового звука, но в известной степени захватывает и неслоговые звуки. С аку­стической стороны это производит впе­чатление большей громкости ударенного слога по сравнению с безударными. Уда­ренный гласный произносится не только более rpомко, но он является также и более долгим, а по своему образова­нию – более напряжённым по сравнению с соответствующими безударными.

4. Долгота и краткость гласных

В разных языках существует различ­ная связь между ударением и большей или меньшей длительностью (долготой) слоговых звуков (обычно гласных). В од­них языках длительность гласных зависит от положения под ударением или без ударения. Таков русский язык, в котором гласные под ударением вообще отличаются большей длительностью, чем соответствующие гласные в безударном положении. В ряде языков большая или меньшая длительность гласных не зави­сит от ударения. Таковы, например, французский и чешский языки, в которых как под ударением, так и без ударения могут быть гласные различной длитель­ности. Другими словами, в этих языках различия в длительности гласных фоне­тически не обусловлены, самостоятельны и потому используются для различения слов – в этих языках имеется категория долгих и кратких гласных фонем. Ср., например, в чешском языке: dráha 1 – до­рога произносится с а долгим под ударением и а кратким в безудар­ном слоге и drahá – дорогая – произно­сится c а кратким под ударени­ем и а долгим в безударном слоге. Или: býti – быть (произносится с и дол­гим под ударением и и кратким в без­ударном слоге) и bytí – бытие (произно­сится с и кратким под ударением и и долгим в безударном слоге). Разли­чие этих слов по смыслу в приведённых примерах выражено долготой или крат­костью гласных.

В других языках, как уже было сказа­но, большая или меньшая длительность гласных зависит от ударения. Таков рус­ский язык, в котором гласные под ударением отличаются большей длительно­стью, чем соответствующие гласные в безударном положении. В русском языке различия в длительности гласных несамостоятельны, обусловлены фонети­ческим положением: попадая в положе­ние под ударением, гласный произносит­ся с большей длительностью, чем в без­ударном положении. В русском языке нет таких слов, где бы гласные по долго­те и краткости различались, т. е. могли произноситься как с большей, так и с меньшей длительностью: под ударением обязательно произносятся более длитель­ные гласные (и не может быть более кратких), в безударных слогах, напротив, обязательно произносятся более краткие гласные (и не может быть более длитель­ных). Поэтому большая или меньшая длительность гласных не может быть в русском языке использована для разли­чения смысла. Категория долгих и крат­ких гласных в нём отсутствует.

5. Музыкальная сторона ударения

Различия в музыкальной стороне уда­рения, т. е. повышение и понижение тона в одних языках, не зависят от фо­нетических условий и служат для разли­чения смысла, например, в сербо-хорватском, литовском, китайском; в других языках они несамостоятельны, зависят от фонетических условий и потому для этой цели не используются. Русский язык относится к числу последних.

Поясним эти два типа ударения на примерах. В сербо-хорватском языке сло­ва, одинаковые по составу своих фонем, могут различаться по своему значению в зависимости от тона ударенного глас­ного, так как последний может произ­носиться различно в отношении своей музыкальной стороны. Так, например, словт носу, граду, произносимые с нисхо­дящим ударением, т. е. с понижающимся тоном , обозначают дательный падеж от слов нос, град, а созвуч­ные с ними формы носу, граду с восхо­дящим ударением, т. е. повышающимся тоном, обозначают местный падеж от тех же слов. Ничего похожего не может быть в русском языке, потому что музыкальная сторона ударения в нём несамостоятельна, а именно: обусловлена закрытостью или открытостью слога: в закрытых слогах ударение обычно име­ет нисходящий тон (нос, год), в откры­тых – восходящий (носа, года); в одном и том же слоге ударенный гласный не может произноситься как с восходящим, так и с нисходящим тоном. Другими словами, музыкальные различия ударен­ного гласного в русском языке несамо­стоятельны, обусловлены характером слога. Поэтому они несущественны для русского языка и не могут быть исполь­зованы для различения значений. Этим объясняется то, что музыкальная сторона ударения обычно не воспринимается говорящими на русском языке, и надо иметь очень тонкий слух, чтобы её за­метить.

Ударение, в котором различия его музыкальной стороны самостоятельны и могут сами по себе различать значе­ния, можно назвать политониче­ским , в отличие от монотоническо­го , т. е. ударения, в котором различия его музыкальной стороны несамостоя­тельны и потому не используются для различения значений. В русском языке ударение монотоническое, в отличие, например, от сербо-хорватского языка, имеющего политоническое ударение. При политоническом ударении разли­чается несколько разных по тональной стороне видов ударения (например, вос­ходящее, нисходящее, ровное, высокое, низкое и т. д.). Монотоническое ударе­ние подобных видов не знает.

6. Разноместность ударения

В русском языке ударение разноместное, т. е. место его не фиксировано: ударение не прикреплено к какому-нибудь определённому слогу слова (напри­мер, первому, последнему, предпослед­нему) или к определённой части слова (например, к основе или окончанию) и может падать на любой слог слова и на разные его части. Это видно из таких, например, слов, как: ст о лик, д е вочка, в ы вел, хол о дный, берёза, спал а , рук а ми, розов а тый, молок о , привел а , передав а ла, сторожев о е, профессор а , учите­л я ми; перепродав а ли, перенумеров а ли – где ударение падает на разные слоги слова и на разные его части (на корень, суффикс, приставку и окончание).

В противоположность этому в ряде других языков место ударения фиксиро­вано, и ударение прикреплено к опреде­лённому слогу слова. Так, например, в чешском, латышском, эстонском, фин­ском языках оно всегда падает на началь­ный слог слова, в польском и грузин­ском – на предпоследний слог, в армян­ском и французском – на последний слог и т. д.

Разноместность ударения используется в русском языке для различения слов. Достаточно различия в месте ударения, чтобы слова, одинаковые по составу своих фонем, различались по смыслу. Ср. з а мок и зам о к, пр о пасть и проп а сть, звон о к и зв о нок, хл о пок и хлоп о к, под а ть и п о дать, орг а н и о рган, атл а с и а тлас, позд­н е е и п о зднее, с и нее и син е е, пар и т и п а рит, пахнёт и п а хнет, М а шина и маш и на, п и ли и пил и (пов. накл.), м е ли (сущ.) и мел и (пов. накл.), пр я ди и пряд и , п а ли (пр. вр.) и пал и (пов. накл.), в и на (им. пад. мн. ч.) и вин а (им. пад. ед. ч.), стёкла (им. пад. мн. ч.) и стекл а (пр. вр.), п и ща и пищ а (деепр.), с у шу (вин. пад.) и суш у , т у шу и туш у , ст у жу и стуж у , н о шу и нош у , п и щу и пищ у , л о влю и ловл ю , пл а чу (от плакать) и плач у (от платить), р о ясь (от рыться) и ро я сь (от роиться), кр о ю (от крыть) и кро ю (oт кроить), м о ю и мо ю (местоим.), п а рами и пар а ми, п о том и пот о м, зн а ком и знак о м, у же и уж е , св о йство и свойств о , с а мого и самог о 2 .

Естественно, что в языках с постоян­ным местом ударения последнее не мо­жет быть средством различения слов.

В некоторых случаях разноместность ударения, не создавая совсем нового значения, придаёт слову особую стилисти­ческую окраску или особый оттенок значения. Ср., например, слова молод е ц, дев и ца, серебр о , богат ы рь, с а харный, шёлковый, а также м и лый, ч е стный, с словами м о лодец, д е вица, с е ребро, бог а тырь, сах а рный, шелк о вый, мил о й, честн о й, которые имеют особый народно-поэтический колорит.

Слова начатый, избранный, служа­щий, хвалящий, любящий, в современ­ном языке обычно произносящиеся с ударением на первом слоге, при пере­носе ударения на второй слог приобре­тают несколько книжно-архаическую окраску (нач а тый, избр а нный, слу­ж а щий, хвал я щий, люб я щий).

1 В чешской орфографии знак ' указывает на долготу. Ударение в чешском письме не указывается, так как оно всегда падает на начальный слог слова.

Логическое ударение по своей природе двойственно: оно является выражением семантических отношений в тексте и одновременно элементом его фонетической структуры. Чаще всего логическое ударение проявляется в фонетическом предложении, где смысл определяется наличием выделенного ударением слова.

Дополнительные приёмы выделения важного слова, привносящие новые оттенки смысла, экспрессивности — усиление или ослабление голоса, замедленное или ускоренное произношение слова, изменение тембра, интонационное выделение, паузирование.

В пределах одного простого предложения уместно одно логическое ударение или более (при наличии равноценных однородных членов предложения).

В связном тексте логическое ударение помогает чётко выделять начало новой мысли, усиливает служебные слова, оформляет композицию зачина: во-первых, во-вторых, таким образом, итак, естественно, в конце концов и т. д.

Мастерство говорящего вызывает у слушателей прогнозируемую реакцию, даёт ожидаемый результат общения.

В распоряжении говорящего есть по меньшей мере три физических свойства звуков, которые могут быть использованы для противопоставления ударного и безударного звуков. Эти свойства: длительность, громкость, высота тона. Они используются по отдельности или в сочетании.

Каждый конкретный язык выбирает свой способ выделения ударного слога. Ударение может быть динамическим (силовым), как в английском, французском, когда ударный слог самый громкий в слове; квантитативным (долготным), как в новогреческом, когда ударный слог выделен длительностью; и музыкальным (тоновым), как в китайском, корейском, вьетнамском языках, в которых ударный слог выделен высотой и характером изменения тона. Нередко эти физические свойства звуков действуют комплексно. Например, в норвежском и шведском языках музыкальное ударение сопровождается усилением ударного слога.

В русском языке ударный слог и более длителен, и более громок по сравнению с безударными — это придаёт ему выразительность.

Важной приметой слова является место ударения, которое может быть фиксированным (закреплённым за определённым по счёту слогом) и нефиксированным (свободным). В большинстве языков финской группы место ударения закреплено за первым слогом, во многих тюркских — за последним.

Среди славянских языков в чешском постоянное ударение на первом слоге, в польском — на предпоследнем.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог слова: на первый (зо́лото, по́яс), на второй (вода́, свобо́да), на третий (небеса́, переме́ны), на четвёртый (сковорода́, перебира́ет), на пятый (необыкнове́нный, нераспространённый) и т. д.

Ударение может быть подвижным и неподвижным. При неподвижном ударении его место в слове остаётся неизменным при образовании грамматических форм и при словообразовании: чита́ю, чита́ешь, чита́ет, чита́ют, чита́ем, чита́ете, чита́тель, чита́льня. Подвижное ударение при изменении слова может перемещаться с одного слога на другой и даже уходить за пределы слова: голова́, го́лову, с ног на́ голову.

Ударение в русском языке может стоять на разных по счёту слогах и на любой морфеме: о́тзвук, зву́чный, звуча́щий, звуково́й. Разноместность ударения позволяет использовать его как различительное средство: а́тлас — атла́с, му́ка — мука́.

Язык развивает эту полезную для себя особенность — использовать ударение для различения смыслов. Ещё в прошлом веке не существовало многих из современных разграничений. Вот только один пример: остро́та — остроумное выражение и острота́ — качество по прилагательному острый. В XIX веке слова эти не различались:

Кроме того, русское ударение подвижно, но это явление не хаотичное — есть строго определённые типы подвижного ударения.

Ударение в словах переходит на другой слог при образовании винительного падежа единственного числа и именительного падежа множественного числа:

Ударение

Может даже показаться, что как таковых правил, которые бы говорили о том, как правильно ставится ударение в русском языке не существует. Это обманчивая мысль. Русский язык — очень сложный инструмент выражения мыслей. Ударение здесь существует не только для красоты, но и выполняет смысловую функцию.

Что такое ударение

Невозможно изучать правила ударения в русском языке не зная, что такое само ударение и чему оно служит.

Ударение существует не только в одном отдельно взятом слове. Оно присутствует в словосочетании или предложении. Ударение есть там, где выделяется слог, слово или группа слов. Выделяться ударение может на письме, но это не обязательно.

Зато выражая свои мысли устно, ударный элемент всегда произносится более отчетливо, с большей силой. Даже не зная конкретные правила ударения в русском языке многие выделяют ударный слог понимая необходимость этого на каком-то интуитивном уровне.

Ударения в словах 1

Для чего нам выделять конкретные слоги? Разве, нельзя обойтись без этого? Почему бы просто не произносить слова с одинаковым выделением всех слогов? Тогда и правила ударения в русском языке не понадобятся.

Ударения в словах - 2

Чтобы наглядно убедиться в необходимости и нужности ударений можно попробовать сказать всего несколько предложений, не делая упора ни на конкретных слогах, ни на словах. Возьмем для примера мысль

Смысл фразы очень сильно меняется в зависимости от того, на какое слово ставится ударение. То ли человек остался один и храбрится, то ли ему действительно не страшно. Может быть, даже хорошо, что он может побыть один.

Нужность ударений лучше всего видна на примере законченных предложений. Но в словах ударения не менее важны.

Виды ударений

Правила постановки ударения в русском языке существенно разнятся в зависимости от того, какой тип перед нами. Чтобы читателю были понятны правила постановки ударения в русском языке ознакомьтесь с таблицей ниже.

Логическое ударение

Словесное ударение

Смысловое выделение слова или группы слов в предложении. Без подобного выделения невозможно понять смысл предложения в полной мере.

«Мы знаем, что ныне лежит на весах

Эти союзы выделяются ударением при произношении, поскольку именно в этих словах сосредоточено главное смысловое содержание. Ахматова говорит о том, что совершается что-то важное.

Если бы это нечто совершалось тайно, а поэт знал бы об этом и захотел сообщить читателям, очевидно, ударение было бы на другом слове — знаем.

Выделение конкретного слога в слове.

Впрочем, чаще всего ударение служит другой цели — выделению слога. Такой слог, на который ложится ударение в русском языке называется ударным. Остальные — безударные.

Сложность ударения

Нормы ударения в русском языке отличаются от таковых в других языках. Если взглянуть на английский или французский языки, можно увидеть, что в них ударение остается фиксированным на конкретном слоге. В русском языке такого правила не существует. Даже однокоренные слова с тем же количеством слогов могут иметь ударения на разных слогах.

Другие особенности ударений в русском языке:

Письменная и устная речь

Иногда сложные ударения в русском языке проявляют себя в устной речи. Согласно нормам письменной речи, не существует безударных слов. Если оно состоит всего из одного слога, то на него и падает ударение.

Функции ударения

Мастера русской словесности обращают внимание на различие письменной и устной речи. Правила письма и нормы произношения могут отличаться друг от друга. Несмотря на разницу, оба случая остаются правильны, но надо учитывать контекст вопроса. Допустимое в устной речи становится невозможным для письменной и наоборот.

Ударение при подготовке к ЕГЭ

Наверняка, самые сложные ударения в русском языке ЕГЭ проверит в форме теста. Рекомендуется подготовиться к сдаче экзамена и обратить внимание на действительно сложные нюансы.

Также обратите внимание на то, что самые сложные ударения в русском языке ЕГЭ может проверить и предложив написать интересное сочинение на тему по заданному тексту.

Готовясь к экзаменам, не забывайте о том, что всякое слово может иметь несколько значений. Точное определение можно понять из контекста. Так, логическое и смысловое ударение это два разных типа ударения и подчас они могут даже противоречить друг другу.

Не старайтесь просто запомнить разницу. Лучше всего будет ее понять. Тогда любая частная проблема, связанная с ударением, не вызовет никаких затруднений.

Читайте также: