Традиции сибирских татар кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сибирские татары - народ, что издавна населяет просторы Сибири. Его формирование происходило в сложных условиях, а культура того этноса вобрала в себя оттенки соседних племён, представляющих пёструю палитру сибирских народностей.

Сегодня татары Сибири представляют собой один из народов России. Большинство проживает в Новосибирской, Омской, Тюменской областях. Это сложный этнос, разделяющийся на подгруппы, в каждой из которых есть свои особенности. История сибирских татар также полна ярких моментов. Что же она может рассказать о появлении народа в регионах Сибири?

Формирование народности

Сибирские татары или, как они сами называют себя, сибиритары, татарлары, - народ, что прошёл непростой этап своего становления, а многие загадки этногенеза племён так и остаются неразгаданными.

По мнению доктора исторических наук Г. Л. Файзрахманова, этнос татар Сибири формировался по принципу наслоения. Основу будущей народности составили западносибирские тюркские племена, населявшие регион ещё задолго до нашей эры. Они принадлежали к саргатской культуре, памятники которой археологи находят и в наше время.

Несколько позднее, во II-III веках нашей эры, в Сибири уже наблюдается расселение тюркских общин хунну, которые стали могущественным народом-завоевателем. За ними на территории Сибири приходят ираноязычные племена, что приносят новую культуру, становящуюся одним из “слоёв”, формирующим новый этнос.

Монголо-татарские завоевания стали также особым этапом в истории сибирских татар. Они вытесняют кыпчаков из южных степей, и тем приходится двигаться на север. Однако через некоторое время происходят не менее значимые события. Финно-угорские народы, населяющие Север России и Сибирь, начинают свою миграцию к восточным и юго-восточным землям.

По пути некоторые кочевники останавливаются и сливаются с татарским сибирским населением. В то же время не ослабевает взаимодействие сибирских татар с представителями народностей Малой Азии, что являлись и непосредственными соседями. В состав татарских племён Сибири постепенно вливались такие народности как уйгуры, башкиры, бухарцы, мишари, казахи. Все эти процессы являются важнейшими этапами становления сибирских татар как народа.

Сибирские татары и их ханство

Но когда впервые этноним стал использоваться в источниках? В XVIII веке в записях историка Г. Ф. Миллера значится, что сибирские татары являются “главнейшим народом” Сибири.

По мнению этнографов Ф. Т. Валеева и Д. М. Исхакова, как народность сибирские татары сложились уже в Средние века, однако постоянные преобразования и сегодня продолжают влиять на некоторые аспекты его культуры. Кроме того, не стоит забывать, что сибирские татары практически всегда находились под влиянием других государств.

Они не являлись самостоятельным племенем, получившем в распоряжение собственную страну, а потому постоянное взаимодействие с другими народностями не могло не сказаться на особенностях менталитета и культурных аспектах. Конечно, сибирские татары значительно отличаются от представителей “чистого” татарского этноса, но тем и интереснее этот народ.

Историк Ф. Т. Валеев в своих трудах отмечал, что решающим этапом для появления сибирских татар стало время существования Сибирского ханства, что проходится на Средневековье. Он пишет:

“Именно в рамках Сибирского ханства возникли основные предпосылки для объединения тюркоязычного населения в единую народность”.

Это государство было одним из самых могущественных на сибирских землях. Его частью стало Тюменское ханство, что было поглощено Сибирским. По своей структуре оно представляло феодальную конфедерацию, в которую входили представители самых разных народностей, в том числе ряд татарских улусов и несколько угорских княжеств.

В летописях упоминается о многих крупных городах Сибирского ханства: Сузгун-Тура, Бицик-Тура, Кысым-Тура, Тунус, Чуваш и т.д. Такое значительное количество многолюдных поселений говорит о высоком уровне развития, постоянном укреплении государства.

Хан Кучум стал правителем, распространившим ислам среди своего народа. Исламизация населения Сибири началась за несколько веков до прихода к власти хана, но именно он сумел мягко и разумно укрепить позиции новой веры.

Всем нам наверняка приходилось слышать, что татары – сибирские, казанские или крымские – это народность, которая достаточно давно населяет территории нашей необъятной родины. На сегодняшний день некоторые из них ассимилировались, и теперь их достаточно сложно отличить от славян, но есть и те, которые, несмотря ни на что, продолжают чтить традиции и культуру своих предков.

Данная статья направлена на то, чтобы дать как можно более точную характеристику такому представителю многонационального русского народа, как русский татарин. Читатель узнает много новой, а иногда и вообще уникальной информации об этих людях. Статья будет весьма интересной и в познавательном плане. Недаром ведь на сегодняшний день обычаи татар считаются одними из самых древних и необычных на планете.

Общая информация о народе

татары сибирские

Татары в России представляют собой народность, которая густо населяет центральную европейскую часть нашего государства, а также Приуралье, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток. За пределами страны они встречаются в Казахстане и Средней Азии.

Согласно мнению ученых-этнографов, их приблизительная численность на данный момент составляет 5523 тыс. человек. Если говорить в целом про данный народ, татары, стоит отметить, могут разделяться по своему этно-территориальному признаку на три основные категории: волго-уральские, астраханские и сибирские.

Последние, в свою очередь, как правило, называют себя сибиртатарларами, или сибиртарами. Только на территории России их проживает приблизительно 190 тыс. человек, а еще около 20 тыс. можно встретить в некоторых странах Средней Азии и в Казахстане.

Татары сибирские. Этнические группы

русские и татары

Среди данной народности выделяют следующие этнические группы:

  • тоболо-иртышскую, включающую в себя курдакско-саргатских, тюменских, тарских и ясколбинских татар;
  • барабинскую, в которую входят барабинско-туражские, теренинско-чойские и любейско-тунусские татары;
  • томскую, состоящую из калмаков, эуштинцев и чатов.

Антропология и язык

культура сибирских татар

Вопреки распространенному мнению, в антропологическом плане татары считаются крайне неоднородными.

Все дело в том, что, скажем, татары сибирские по своему физическому облику очень близки к так называемому южно-сибирскому типу, принадлежащему к огромной монголоидной расе. Татары, постоянно проживающие в Сибири, а также те, которые населяют Приуралье и Поволжье, разговаривают на собственном татарском языке, что принадлежит к кыпчакской подгруппе весьма распространенной тюркской группы (алтайская языковая семья).

Их литературный язык некогда сформировался на основе так называемого среднего диалекта. По мнению специалистов, письменность, называемую тюркской руникой, вполне можно отнести к одной из самых древнейших на планете.

Культура сибирских татар и предметы национального гардероба

народ татары

Далеко не всем известно о том, что еще в самом начале прошлого века местные жители татарских поселений не носили нижнего белья. Во взглядах на этот счет русские и татары значительно отличались друг от друга. Нательной одеждой последним служили довольно просторные штаны и рубахи. Как мужчины, так и женщины поверх надевали национальные бешметы, представляющие собой очень обширные кафтаны с длинными рукавами.

Также весьма популярными считались камзолы, которые изготавливались, как с рукавами, так и без них. Особое предпочтение долгое время отдавалось специальным местным халатам-чапанам. Их татарские женщины шили из прочной домотканой материи. От зимних стуж такие наряды, конечно же, не спасали, поэтому в холодное время года из сундуков доставались теплые пальто и шубы, называемые на местном языке тонами или тунами соответственно.

Где-то на рубеже веков в моду вошли русские дохи, полушубки, тулупы и армяки. Так одевались мужчины. А вот женщины предпочитали наряжаться в щедро украшенные народными узорами платья. Кстати, считается, что казанские татары ассимилировались скорее, чем сибирские. По крайней мере, сейчас первые в плане одежды практически ничем не отличаются от коренных славян, в то время как последние держатся весьма обособленно, и модными у них до сих пор считаются те, кто придерживается национальных традиций.

Как устроено традиционное жилище данного народа

обычаи татар

Удивительно, но русские и татары, долгое время прожившие рядом, имеют совершенно разное представление о строительстве так называемого домашнего очага. В течение многих веков свои поселения последние называли юртами и аулами. Такие деревни в большинстве случаев располагались по берегам озёр и рек.

Нельзя не отметить, что местные градоначальники распоряжались и тщательно следили за тем, чтобы все улицы, будь то города или скромной деревеньки, располагались прямолинейно, пересекаясь строго под прямым углом. Казанские татары, к слову сказать, данного принципа никогда не придерживались. У них центр населенного пункта представлял собой практически ровный круг с расходящимися во все стороны улочками-лучиками.

Дома татар, проживающих в Сибири, до сих пор находятся по обе стороны дороги, и только в некоторых случаях, например у водоема, наблюдается односторонняя застройка. Избы были деревянными, а вот мечети, как правило, строились из кирпича.

На общем фоне всегда выделялись почтовые станции, училища, многочисленные магазины и лавки, а также кузни.

Татарское жилище достаточно редко украшается какими-либо узорами. Лишь иногда можно встретить геометрические фигуры, нанесенные на оконные наличники, карнизы домов или ворота целой усадьбы. И это далеко не случайно. Изображать животных, птиц или тем более человека запрещалось исламом.

Что же касается внутреннего убранства, то даже сейчас современные татары Москвы, Питера и других крупных городов нашей страны очень часто украшают свои дома и квартиры столиками на низких ножках и затейливыми полками для посуды.

Хозяйственная деятельность

татары в россии

Во все времена традиционным занятием данной группы татар являлось земледелие. Оно существовало в традиции народа еще до прихода русских. Его особенности до сих пор определяются географией места проживания. Например, в самой южной части Сибири преимущественно выращивали просо, пшеницу, овес и рожь. На северных же территориях в большом почете было и продолжает оставаться озерное и речное рыболовство.

Скотоводством можно заниматься на лесостепных участках либо же на степных солонцах, которые во все времена славились своим разнотравьем. Если позволяла территория, и растительность региона была относительно буйной, татары сибирские, в отличие от тех же татарских, всегда разводили лошадей и крупный рогатый скот.

Рассказывая о ремеслах, нельзя не упомянуть кожевенное дело, изготовление особо прочных веревок, сделанных из специального липового лыка, плетение коробов, вязание сетей и практически массовое производство как для собственных нужд, так и для обмена берестяной посуды, лодок, телег, лыж и саней.

Верования представителей данной народности

татары москвы

Практически сразу после прихода русских существенная часть татар приняли христианство и стали исповедовать православие. Однако нельзя не отметить, что такие представители данной народности, как правило, отрывались от своей исторически этнической группы и продолжали ассимилироваться с русским населением.

Еще приблизительно до второй половины 19-го века в деревнях массово существовали служители различных древнейших языческих культов, процветал шаманизм, а местные знахари лечили больных. Встречались и жертвоприношения, во время которых использовался бубен и особая колотушка в виде лопатки.

Кстати, нельзя не отметить, что шаманами могли быть как мужчины, так и женщины.

Поверья, мифы и легенды

Своими верховными божествами сибирские татары считали кудая и тангри. Также верили и в существование злого подземного духа айна, который приносил неприятности, болезни и даже смерть.

Мифы свидетельствуют и о специальных духах-идолах. Их, согласно поверью, нужно было изготавливать из березовой коры и веток, после чего оставлять в специальном месте в лесу, чаще всего в дуплах деревьев. Считалось, что они могли защитить целую деревню от напастей.

Нередко бывало и так, что таких вот деревянных божков приходилось приколачивать к крышам домов. Они должны были оберегать всех домочадцев.

Считалось, что духи умерших могут напасть на деревню, поэтому местные жители время от времени изготавливали из ткани специальных кукол-курчаков. Их необходимо было держать в плетеных корзинах под разлапистыми деревьями недалеко от кладбища.

Особенности национальной кухни

казанские татары

Нельзя не отметить, что даже сегодня татары Москвы, Питера, Казани и Уфы с огромной гордостью хвастают деликатесами и изысками своей кухни. Что же в ней такого особенного? Да, собственно говоря, ничего особенного, кроме, пожалуй, того факта, что буквально все тут на самом деле является очень вкусным.

В своей пище сибирские татары предпочитают использовать в основном мясные (свинину, лосятину, крольчатину и птицу) и молочные (айран, сливки, масло, сыры и творог) продукты.

Огромной популярностью пользуются супы. Сейчас посетители модных татарских ресторанов с удовольствием заказывают шурпу или весьма своеобразный мучной суп, а также национальные первые блюда из пшена, риса или рыбы.

Традиционные каши на основе молока или воды готовятся с добавлением ячменя или овса.

Татары – известные любители мучного. При первой же возможности стоит попробовать их лепешки, пироги и блюда, чем-то отдаленно напоминающие наши блины.

Социальная организация сибирских татар

русский татарин

Во времена правления Сибирского ханства у данного народа существовали так называемые родоплеменные отношения с присутствующими в них элементами территориальной общины. Изначально таких общин было две: селение и волость. Управление обществом проводилось при помощи демократичных сходов. Кстати, взаимопомощь у этого народа – это далеко не редкость, а обычный порядок вещей.

Нельзя не упомянуть и о существовании тугума, который представлял собой целую группу семей с установленными между ними родственными связями. Этот административный орган, как правило, использовался для регулирования как семейных, так и хозяйственно-бытовых отношений, а также руководил исполнением различного рода народных и религиозных обрядов.

Система современного татарского образования

В целом на сегодняшний день данный вопрос считается одним из самых насущных. Нет ничего удивительного в том, что сибирские татары прилагают массу усилий, чтобы приобщить своих малышей к национальным традициям и многовековой культуре.

В местах массовых поселений татар, как правило, выходят газеты на их родном языке, несколько раз в неделю; как по радио, так и по телевидению транслируется цикл передач на татарском. В некоторых школах, правда, в основном сельских, проводятся специализированные уроки.

Сибирские татары появились в Российской Федерации достаточно давно. Они занимали часть территории Сибири еще до прихода славянских племен и делились на группы, которые сейчас называют томской, тоболо-иртышской и барабинской.

История


Историки расходятся во мнении о том, когда появились сибирские татары и кто является из прародителями. Ряд ученых полагает, что таковыми могут быть древние тюрки или кыпчаки. До наших дней сохранились свидетельства 9 века, которые указывают, что на территории Томской области жил народ кимаки, потомками которых стали кыпчаки. Далее происходило довольно сложное формирование разных этносов, среди которых оказались башкиры, мишари, бухарцы-узбеки, туркмены и другие.
Сибирские татары сумели создать ханство, центром которого стала Чинги-Тура. Располагалось оно на территории Тюменской области. Предположительно формирование ханства происходило в 14 веке. До него здесь правил хан Батый. К началу 16 века формируется Сибирское ханство, а итогом становится формирование сибирских татар в 16 веке. Становление проходило в условиях разобщенности, постоянной угрозы войны с соседями, в сложных климатических условиях, что сказалось на жизненном укладе народа.

Характер


Культура


На культуру сибирских татар повлияли ислам и верования сибирских тюрков. Поэтому многие названия и материальную культуру народ позаимствовал со стороны. Сибирско-татарские селения называются в честь рек и основателей.

Особое значение для татар имеют похоронные обряды. Для покойных готовят лучшие платья, а гробы делаются из колоды. Обязательно в могилу нужно положить табак, любимые вещи человека при жизни и вино. Гроб нести нельзя, его предписано поставить на сани и крепко привязать, затем нужно довезти покойного до места погребения. Подготовка могилы начинается только после того, как гроб окажется на самом кладбище. По окончании похорон проводят поминальный обряд.

Да и сами сибирские татары могут жить в многоквартирных домах благодаря строительству в регионе. В традиционных домах сохранились печи мейец, которые используют для приготовления пищи и обогрева помещения. Также есть погреб, позволяющий хранить мясо, так как температура в этой части помещения всегда отрицательная.
Несмотря на влияние цивилизации, до сих пор сибирские татары стремятся выполнять постройки из дерева, однако этнический колорит постепенно уходит в прошлое.

Жизнь


Сибирские татары в основном занимаются скотоводством. С давних времен они выращивали лошадей, различные виды рогатого скота, в редких случаях растили верблюдов. Овец разводили много, что позволяло получать большое количество шерсти для собственных нужд и продажи. Рыболовство и охота развиты, как и сенозаготовка. Из рыбы в основном добывают карася, а на охоте отстреливают лосей и косуль.
Сибирские татары вручную шили тулупы и делали обувь из шерсти домашнего скота. Из пуха и перьев делали подушки и перины. Всегда ценился козий пух, который служил основой для изготовления шалей. Люди занимаются обработкой льна, из которого шьют сети, предназначенные для ловли рыбы. Из ивы делаются лодки, сани, лыжи, разные виды посуды.

Традиции


Традиции сибирских татар сильно изменились ввиду влияния ислама. Однако некоторые празднества до сих пор отмечают.

Этнос сибирских татар требует пристального изучения. Пока что ученым точно неизвестна детальная история происхождения. Поэтому информации на этот счет остается мало. Однако мы точно знаем, что у сибирских татар есть признаки сформировавшегося народа, в том числе литература, язык, особый быт и приверженность традициям.

Розалия Шарипова

Цикл обрядов сибирских татар, связанных с рождением и смертью, до настоящего времени сохранил древние черты

Розалия Шарипова

До начала, а кое-где и до середины ХХ в. татарские женщины рожали дома, обычно на нарах или на полу. Принимала роды опытная пожилая женщина или повивальная бабка (кентек инэ), которая перерезала пуповину ребёнка. По обычаю сибирских татар пуповину перерезали, положив её на серебряную монету. Этот обычай, по представлению сибиряков, обеспечивал новорождённому крепкое, как металл, здоровье и богатство. Пуповину вместе с последом обычно заворачивали в чистую тряпку и закапывали в землю, выбрав для этого чистое место во дворе. В некоторых местах существовал обычай сохранять пуповину новорождённого. Пуповину заворачивали в тряпку или кожу и хранили в щели между матицей и досками потолка. По такому поверью пуповина оберегала жизнь и здоровье ребёнка.
До 40 дней ребёнок лежал на подушке рядом с матерью, а после 40 дней его помещали в колыбель (ценкельцек). Наиболее распространённая форма колыбели - лёгкая деревянная рама, на которую натягивался холст, по четырём углам рамы закреплялись ремни, верхние их концы сходились вместе (иногда переплетались) вокруг железного кольца. За это кольцо колыбель подвешивалась к крепкому железному крюку, вбитому в матицу. Праздничный цикл, связанный с рождением ребёнка и с теми или иными явлениями в его жизни, включает следующие обряды: приглашение повитухи, совершение священного омовения, обмазывание губ ребёнка пищей из смеси мёда и масла (пала авыслантыру), набрасывание на него рубашки отца, праздник помещения в колыбель (бала туе), первое сбривание волос (карын цац), наречение именем, обрезание.
Рождение ребёнка обычно рассматривалось как важное событие. Особенно большую радость родителям доставляло рождение сына, хорошим предзнаменованием считалось и рождение близнецов.
К смерти сибирские татары относятся как неизбежному событию, завершающему жизненный путь человека, распространено так же мнение, что смерть человека - кара за его грехи при жизни. В XVI-XVII вв. сибирские татары до прихода сюда казанских татар и бухарцев хоронили покойников в берестяных чехлах или долблёных стволах деревьев. Были распространены так же наземные погребения типа курганов, погребения в своеобразных склепах - бревенчатых срубах с крышами, есть данные, что в некоторых группах сибирских татар бытовали способы погребения умерших прямо на земле или в естественной яме.
В XIX-XX вв. для захоронения сибирские татары отводили места недалеко от своих поселения. Особенностью грунтовых могил татар - мусульман была боковая ниша (лякот, ляхэт), куда и укладывали тело умершего. Над покойником сооружали наклонный навес из досок, жердей, небольших брёвен, нижние концы которых упирались в дно могилы, а верхние - в противоположную стенку.
Иногда обмытого покойника без одежды сразу заворачивали в кусок холста или коленкора, но чаще шили специальную одежду, которая состояла из нескольких слоёв. На покойного надевали так же сшитые из белой ткани штаны, тапки, голову подвязывали платком, иногда обматывали её ещё куском ткани, надевали колпаки. Сверху тело оборачивали белой тканью (саван-кафэн): мужчину в три, а женщину - в пять слоёв. В могилу тело на верёвках опускали обычно 4-6 человек, клали его на дно могилы в нишу. Дно могилы в большинстве случаев ничем не покрывали, но в различных местах собраны сведения и о том, что дно могилы могли устилать стружками, соломой, берёзовыми ветками или досками.

Розалия Шарипова

В прошлом веке и ранее у всех групп сибирских татар был распространён обычай оставлять покойнику еду и разные предметы (утварь, украшения, орудия труда). После похорон родственники раздавали присутствующим деньги (хаир), а иногда и одежду покойного. На могильных холмах сажали деревья, ставили берёзовые колья. Характерной особенностью надмогильных сооружений томских и барабинских татар были стелы из камня и дерева, некоторые их них оформлялись в виде человеческой фигуры или украшались надписями на арабском языке. Для групп курдакско-саргатских, тобольских, заболотных татар характерной деталью надмогильных сооружений являются высокие деревянные столбы (баган), орнаментированые насечками в виде лестницы, навершиями в виде копья (сонга), гребня (торак), шара.
В настоящее время у сибирских татар бытует три основных вида надмогильных сооружений из дерева и металла: деревянные срубы и ограды - штакетники и металлические ограды. В современном сибиреведении общепринята точка зрения, что наиболее древней и традиционной формой таких сооружений являются деревянные срубы. Они могут иметь форму усечённой призмы с прямыми торцами брёвен, с затесанными торцами, такие срубы могут быть орнаментированы столбиками с надписями интересна и ещё одна деталь таких сооружений - они перекрыты матицами, число которых варьируется от одной до двух, трёх. встречаются так же срубы форме прямоугольников. Детские надмогильные сооружения этого типа отличаются размерами. В некоторых случаях до настоящего времени дожил обычай оставлять на могиле различные предметы, которыми пользовался умерший.
У сибирских татар встречаются срубные оградки из досок, имитирующие форму срубов или прямоугольные срубы из бруса, очень похожие на жилища. Деревянные оградки - штакетники очень разнообразны по форме, среди них выделяется группа антропоморфных и зооморфных. К наиболее современному типу надмогильных сооружений относятся металлические ограды. С влиянием мусульманства связывается появление на надмогильных сооружениях сибирских татар полумесяцев. Кроме описанных сооружений на кладбищах сибирских татар обычно находятся сараи для хранения инвентаря, ящики (табут) для переноски умерших.
Поминки по умершему сибирские татары устраивали на 3, 7, 40, 100-й день и через год. В некоторых группах сибирских татар поминки устраивали, кроме того, на 14-й, 52-й день, полгода. У всех сибирских татар в XIX-начале XX вв. в поминальных обрядах отмечались черты, несовместимые с мусульманскими догмами. Нередко поминки проводились в день похорон, на них употреблялось спиртное, приносили в жертву петухов, в дни поминовения посещали могилу и устраивали там угощение с выпивкой. Барабинские татары сразу после похорон резали на кладбище барана или быка (в XVII в. - лошадь); поминки продолжались у них несколько дней. И сейчас погребальный обряд сибирских татар во многом сохраняет черты, сложившиеся в XVII-XVIII в. на основе синтеза местных домусульманских и привнесённых через бухарцев и поволжских татар, связанных с влиянием ислама, похоронных элементов.
Из цикла семейных обрядов наряду с обрядами, связанными с рождением и смертью, по-прежнему очень стойко сохраняются элементы свадебной обрядности. В прошлом формами заключения браков у сибирских татар были браки через сватовство, через добровольный уход и насильственное умыкание невесты. Основными этапами первой формы брака были сватовство (кыс сурату), сговор, совет (кингаш), собственно свадьба (туй), приветствие женихом родителей (салом), перевоз молодой в дом мужа (куч), визит новобрачных в дом родителей молодой (турген). Как правило, невесту для сына подыскивали сами родители из круга семей, равных им по экономическому положению. Существовали ограничения на браки с родственниками: такие браки считались возможными только в третьем поколении.
Другой формой бракосочетания был уход девушки тайно от родителей в дом своего возлюбленного, Случалось этот тогда, когда родители не были согласны на брак.

Розалия Шарипова

Значительно чаще случалось бракосочетание через похищение невесты. Причины для этого могли быть разные. Чаще всего они были связаны с имущественным различием семей. Обычно невозможность платить калым за невесту вызывала её похищение, которое производилось как с согласия невесты, так и насильственным путём. Иногда родители жениха и невесты договаривались инсценировать похищение, чтобы не платить калым, не готовить большого приданого и заменить дорогостоящую свадьбу небольшой вечеринкой для близких родственников. Нередко в таких случаях за невестой отряжали специально украшенную лошадь.
Из праздников относимых к календарной обрядности отмечаются сибирскими татарами праздники религиозного содержания (курбан байрам, ураза байрам, маулет и т.д.), общероссийские праздники, а так же такие праздники сельских тружеников, как день первой борозды, день животноводства, праздник урожая. Значительное распространение имеет проведение татарского народного праздника сабантуя. Наряду с традиционными видами состязаний и увеселений таких как борьба, лазание по гладкому столбу за призом, бои на бревне с туго набитыми мешками соломы, перетягивание друг друга за палку, появились и новые спортивные игры и аттракционы (мото- и велогонки, метание гранат, поднятие гирь, волейбол, футбол и др.) в быту для досуга наряду с такими интернациональными инструментами как гармонь, у отдельных групп сибирских татар бытовали и самобытные музыкальные инструменты, такие как комыс. Игра на комысе требовала определённого искусства.
Религиозные верования сибирских татар характеризуются сочетанием исламских и домусульманских (языческих) явлений. По современному вероисповеданию сибирские татары мусульмане - сунниты ханафитского мазхаба, принятие ислама происходило с XIV - по середину XVIII в. (в отдельных группах барабинских татар). Практически в каждом более или менее крупном населённом пункте татар была устроена мечеть. Правоверный мусульманин обязан совершать ежедневную молитву (намаз) на специальном коврике, обращаясь при этом лицом к святыням ислама.
В быту до настоящего времени исламские каноны жизни сосуществуют с верой в необходимость оберегаться от различных злых сил. У большинства групп сибирских татар зафиксировано поверье, что от различных невзгод жилище оберегает прибитая у входа подкова, внутри жилище предохраняют веточки можжевельника, острый красный перец, хозяйственные постройки и огороды в некоторых группах сибирских татар охраняет специфический оберег - тушка убитой сороки (саускан).
Доисламские пережитки в религиозном мировоззрении татар некоторых районов Сибири находят своё выражение в поверьях о магической силе различных предметов - деревьев, камней и т.д. До настоящего времени у самых различных групп сибирских татар существуют почитаемые деревья, обычно берёза или сосна, имеющие, как правило, бросающиеся в глаза особенности. То же можно сказать и о священных камнях. Возле таких деревьев и камней татары устраивали моления. Существовало поверье, что вокруг этих мест обитают добрые духи, содействующие удачной охоте, избавлению от болезней и т.д. На ветвях таких священных деревьев татары оставляли кусочки разноцветных тканей, монеты, иногда даже драгоценности.

Расселены в основном в Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях.

Общая численность сибирских татар составляла: по переписи 1897 г. – 46 тысяч человек, 1926 г. – свыше 7 тысяч, 2010 г. – 6 779 человек (в других переписях сибирских татар не выделялись как отдельная группа).

Говор относится к восточному диалекту татарского языка.

Письменность с 1939 г. на основе русского алфавита.

Религия

Верующие исповедуют в основном ислам (сунниты).

Этноним

Среди сибирских татар бытовали этнонимы – мусульман, тубылык (тобольские), тэмэнлик (тюменские), бараба (барабинские) и др.


Сибирские татарки. 1862

Цветная литография по рисунку К.Гуна с оригинала Кошарева

Этнографические группы

В составе сибирских татар выделяют 3 этнографические группы:

тоболо-иртышская (включает курдакско-саргатских, тарских, тобольских, тюменских и ясколбинских татар),

барабинская (барабинско-туражские, любейско-тунусские и теренинско-чойские татары),

томская (колмаки, чаты и эуштинцы).


Томская татарка. Начало XIX в

История

Решающую роль в формировании этнокультурного облика сибирских татар сыграли тюркские, финно-угорские, самодийские, отчасти монгольские народы.

Процесс консолидации сибирских татар происходил в Золотой Орде и в образовавшемся после ее распада Сибирском ханстве.

Сильное влияние на этническое развитие сибирских татар позднее оказали бухарцы сибирские и поволжско-приуральские татары, мигрировавшие в XVI – начале XX вв. в Сибирь.

В XVII–XIX вв., в связи с земледельческим освоением Сибири русскими, в расселении всех групп сибирских татар произошли существенные изменения (укрупнение населенных пунктов, изменение границ территории проживания и др.).

Традиционные занятия

Основные занятия сибирских татар – земледелие (возделывали пшеницу, рожь, овёс и просо) и скотоводство. У барабинских татар большую роль играло озёрное рыболовство, у северной групп тоболо-иртышских – речное рыболовство и охота.

Сибирские татары с давних пор занимались кожевенным ремеслом, изготовлением посуды, традиционных средств передвижения (телег, саней, лодок и т. д.), веревок из мочал (тюменские и ясколбинские татары), вязанием рыболовных сетей, плетением коробов из ивовых прутьев и т. д.

В XIX – начале XX вв. многие из сибирских татар занимались торговлей, отхожими промыслами (на казённых лесных дачах, лесопильных и др. заводах) и извозом (в основном, купеческих грузов).


Скотников О.Е. Томский татарин. 1809

Гравюра по рисунку Е.М. Корнеева

Социальные группы

В период Сибирского ханства существовала соседская территориальная община (у барабинских и ясколбинских татар сохранились пережитки родоплеменных отношений).

До первой половины XIX в. основную массу татарского населения Западной Сибири составляли ясачные люди – рядовые общинники. Среди сибирских татар были группы служилых татар-казаков, захребетных (зависимых) татар, оброчных чувальщиков (платили подать с чувала – печи), а также прослойки дворян, купцов, духовенства.

Согласно российскому законодательству, почти все сибирские татары зачислялись в разряд оседлых инородцев (с 1822 г.).

Поселения, жилища

До начала XVIII в. распространенным жилищем у сибирских татар были землянки и полуземлянки. Встречались также наземные срубные постройки (с низкими потолками, дверями), глинобитные, дерновые и кирпичные дома.

Позднее сибирские татары стали строить дома по русским образцам (срубные, у купцов и зажиточных горожан – каменные постройки).

В интерьере домов у каждой группы сибирских татар были свои особенности, но центральное место в обстановке большей части жилищ занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями.

Из мебели в домах были столики на низких ножках, полки для посуды (у состоятельных – шкафы, стулья и другая мебель).

Деревни (аулы, йорты, у томских татар – улусы, аймаки) сибирских татар располагались в основном по берегам рек и озер. С сооружением дорог появились притрактовые селения.

В конце XIX – начале XX в. для большинства поселений была характерна прямолинейная планировка улиц. Дома ставили по обе стороны улицы, изредка (в основном, в прибрежных селениях) встречалась односторонняя застройка.

Наиболее значительными сооружениями являлись мечети, как правило деревянные, в отдельных селах (например, в селе Ембаево Тюменского уезда Тобольской губернии) – из кирпича.

Традиционная семья

В XVIII – начале XX вв. традиционной формой семьи у сибирских татар была малая семья (в среднем по 5–6 человек).

Вся полнота власти сосредоточивалась у главы семьи (обычно им был старший мужчина – дед, отец, брат), который определял внутренний распорядок семейной жизни. Строго соблюдались порядки, ограничивавшие свободу женщин (например, обычай выдавать девушек замуж без их согласия, запрет ходить с открытым лицом на улице и др.).

Традиционная одежда

Традиционная мужская нательная одежда в прошлом состояла из рубахи и штанов.

Верхней одеждой (в том числе у женщин) служили бешметы – длинные распашные кафтаны с рукавами, безрукавные или с короткими рукавами камзолы, облегавшие тело распашные кафтаны, тулупы и шубы (тон, тун), халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шёлковых тканей.

В XIX – начале XX вв. в обиходе сибирских татар были широко распространены русские дохи, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, у женщин – платья.

Мужчины носили тюбетейки (капач, тубятяй, аракчин), войлочные шапки (бурек), зимние стёганые шапки разных видов (в том числе шапка с лопатообразным выступом).

Из женских головных уборов наиболее распространенной была налобная повязка (сараоч, сарауц) на твёрдой картонной основе, обшитой тканью и украшенной позументами и бисерной вышивкой. Праздничными головными уборами были калфаки: больших размеров, вязаные или сшитые из шелковых и бархатных тканей (покрывались вышивкой шерстью, бисером и т. д.) и небольшие по размеру, из бархатной ткани с твердым картонным околышем. Женщины носили также шапки цилиндрической формы, а поверх них – платки и шали.

Женский костюм дополняли разнообразные украшения из золота, серебра, бисера, монет (браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы и пр.).

У сибирских татар были широко распространены мягкие кожаные сапоги ичиги, украшенные сшивной мозаикой, кожаные башмаки, валенки (пимы), короткие чирки, охотничьи сапоги и другая обувь.

Традиционная кухня

В традиционной пище сибирских татар преобладали мясомолочные и мучные продукты.

Основными блюдами были конская колбаса (казы), пельмени, различные супы (мясной – шурпа, пшенный – тарык урэ, перловый – кучэ урэ, рисовый – кореч урэ, лапша – онаш, салма, умац и др.), каши, талкан (блюдо из молотых зерен ячменя и овса, разведенных в воде или молоке), лепешки (пэтер), пироги с разными начинками (перемяч, балиш, сумса), халва (алюва); чай, айран, кумыс и др. напитки.

Фольклор

В прошлом у сибирских татар активными видами отдыха были различные игры: в бабки (аналог игры в городки), җуга (мужчины вставали вокруг водящего и старались сбить с него шапку; в противостоянии центральный игрок должен был проявить свою силу и ловкость) и др.

В некоторых деревнях барабинских и томских татар еще во второй половине XIX – начале XX в. имели место отголоски древних языческих культов: шаманы (камы) лечили больных и ворожили (камлали) во время жертвоприношений.

В наши дни среди сибирских татар продолжают бытовать как мусульманские праздники (Ураза-Байрам, Курбан-Байрам), так и праздники доисламского происхождения (Сабантуй и др.).

Сибирские татары обладают богатым фольклорным наследием. Оно включает в себя предания и легенды, фантастические и бытовые сказки (йомаклар), пословицы (макальляр) и поговорки (лагаплар), загадки (табышмаклар), лирические и обрядовые песни (йырлар), произведения эпического характера – дастаны и баиты, частушки (такмаклар), короткие песни духовного содержания – мунаджаты, басни (меселэр).

В советский период, в связи с усилением политики русификации, ускорением темпов урбанизации и т. д., традиционная культура и хозяйство сибирских татар претерпели значительные изменения: были реорганизованы татарские школы, перестали издаваться татарские газеты.

Литература

Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960.

Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, 1978.

Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце ХVI ‒ начале ХХ вв. Новосибирск, 1992.

Валеев Ф.Т. Западно-сибирские татары во второй половине ХIХ – начале ХХ в.: историко-этнографические очерки. Казань, 1980.

Читайте также: