Женские образы в романе белая гвардия кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этой статье представлена цитатная характеристика Елены Турбиной в романе "Белая гвардия": образ героини в цитатах, описание ее внешности и характера.

Елена Турбина в романе "Белая гвардия": характеристика, образ, описание

Елена Турбина по происхождению является дворянкой, дочкой профессора. Она с семьей живет в Киеве (в романе Киев называется просто "Городом").

Полное имя героини — Елена Васильевна Тальберг-Турбина (в девичестве просто Турбина):

Возраст Елены — 24 года (на декабрь 1918 г.). У нее есть старший брат Алексей, а также младший брат Николка:

"Алексею Васильевичу Турбину, старшему — молодому врачу — двадцать восемь лет. Елене — двадцать четыре. Мужу ее, капитану Тальбергу — тридцать один, а Николке — семнадцать с половиной." (часть 1 глава 1)

По словам автора, Первая мировая война и революция перебивают жизнь Елены и ее семьи "на самом рассвете". В этот тяжелей период Турбины проходят через множество испытаний:

В мае 1918 г. умирает мать семейства Турбиных. Отец семейства, профессор Турбин, умер, судя по всему, несколько лет назад. Таким образом, в 1918 г., после смерти матери, Елена и ее братья остаются сиротами:

"Через год после того, как дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом. белый гроб с телом матери снесли по крутому Алексеевскому спуску на Подол, в маленькую церковь Николая Доброго, что на Взвозе." (часть 1 глава 1)

В начале романа, в декабре 1918 г., Елена уже полтора года как состоит в браке с офицером Сергеем Ивановичем Тальбергом:

"Через год после того, как дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом, и в ту неделю, когда старший сын, Алексей Васильевич Турбин, после тяжких походов, службы и бед вернулся на Украину в Город, в родное гнездо, белый гроб с телом матери снесли по крутому Алексеевскому спуску на Подол, в маленькую церковь Николая Доброго, что на Взвозе." (часть 1 глава 1)

О внешности Елены известно следующее:

"Елена встала. Золотой серп ее развился, и пряди обвисли на висках." (о "золотых" волосах Елены, часть 1 глава 3)

". даже такой блестящий брак между красивой, рыжей, золотой Еленой и генерального штаба карьеристом. " (часть 1 глава 3)

Елена Турбина является красивой женщиной, по мнению ее друзей Мышлаевского и Карася:

Очень красива Елена Васильевна, — серьезно и искренне ответил Карась." (Мышлаевский и Карась о Елене, часть 1 глава 6)

Она любит поддерживать чистоту и порядок в доме. Даже в самые трудные времена она следит за тем, чтобы, например, скатерть была накрахмалена, а полы лоснились:

"При матери, Анне Владимировне, это был праздничный сервиз в семействе, а теперь у детей пошел на каждый день. Скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна. Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных. Полы лоснятся. " (часть 1 глава 2)

Елена — женщина с добрым сердцем, по мнению ее дальней родственницы, матери Лариосика:

"Милая, милая Леночка! Я знаю ваше доброе сердце и направляю его прямо к вам, по-родственному." (часть 3 глава 1)

Она является совершенно исключительным человеком, по мнению ее дальнего родственника Лариосика. Благодаря прекрасным душевным качества Елены Лариосик очень хорошо себя чувствует в квартире Турбиных:

"Лариосик покраснел, смутился и сразу все выговорил, и что в винт он играет, но очень, очень плохо. Лишь бы его не ругали, как ругали в Житомире податные инспектора. Что он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек, Елена Васильевна, и в квартире у них тепло и уютно. " (часть 3 глава 14)

Елена — сильная женщина:

"Елена не выдержала и всплакнула, но тихо, тихо, — женщина она была сильная, недаром дочь Анны Владимировны." (часть 1 глава 2)

Она является нетрусливой, небоязливой женщиной. Ее не пугают военные действия, которые могут произойти в Городе, если на город нападет армия Петлюры:

"— Не беспокойтесь, Елена Васильевна. Во-первых, должен вам сказать, что раньше двух недель дивизион ни в коем случае и готов не будет, лошадей еще нет и снарядов.

Елена говорила действительно бодро, и в глазах ее уже была деловая будничная забота." (часть 1 глава 6)

Елена является гордой женщиной. Так например, она ни за что не будет удерживать мужчину возле себя:

"А что бы они сделали? Удерживать его? Да ни за что. Да пусть лучше в такую трудную минуту его и нет, и не надо, но только не удерживать. Да ни за что. Пусть едет." (часть 1 глава 3)

На досуге Елена любит играть на фортепиано:

"Не придется больше услышать Тальбергу каватины про бога всесильного, не услышать, как Елена играет Шервинскому аккомпанемент!" (часть 1 глава 2)

Елена является глубоко верующей женщиной:

"— Ну, да хранит вас господь, сказала Елена строго и перекрестила Турбина. Также перекрестила она и Карася и Мышлаевского." (часть 1 глава 6)

Когда старший Алексей Турбин находится при смерти, несчастная Елена ищет утешения в молитвах. Она просит богородицу послать им чудо, чтобы Алексей выжил. Елена говорит богородице, что готова навсегда потерять мужа, только чтобы выжил брат. В результате Алексей действительно чудом выживает вопреки всем прогнозам врачей:

"Елена с колен исподлобья смотрела на зубчатый венец над почерневшим ликом с ясными глазами и, протягивая руки, говорила шепотом:

Слишком много горя сразу посылаешь, мать-заступница. Так в один год и кончаешь семью. За что. Мать взяла у нас, мужа у меня нет и не будет, это я понимаю. Теперь уж очень ясно понимаю. А теперь и старшего отнимаешь. За что. Как мы будем вдвоем с Николом. Посмотри, что делается кругом, ты посмотри. Мать-заступница, неужто ж не сжалишься. Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?

Она опять поклонилась и жадно коснулась лбом пола, перекрестилась и, вновь простирая руки, стала просить:

На тебя одна надежда, пречистая дева. На тебя. Умели сына своего, умоли господа бога, чтоб послал чудо.

Шепот Елены стал страстным, она сбивалась в словах, но речь ее была непрерывна, шла потоком. Она все чаще припадала к полу, отмахивала головой, чтоб сбить назад выскочившую на глаза из-под гребенки прядь." (часть 3 глава 18)

В ночь с 13 на 14 декабря 1918 г. Тальберг решает бежать из Киева, опасаясь преследований со стороны петлюровцев. При этом он не берет с собой свою жену. Елена тяжело переживает отъезд мужа, но, будучи гордой женщиной, не останавливает его и не умоляет взять ее с собой. За эту ночь бедная Елена худеет и стареет на глазах:

По словам Тальберга, он не может взять Елену с собой, так как не хочет, чтобы она скиталась с ним по городам:

" — Тебя, Елена, ты сама понимаешь, я взять не могу на скитанья и неизвестность. Не правда ли? Ни звука не ответила Елена, потому что была горда." (часть 1 глава 2)

"Я уверен, что не пройдет и трех месяцев, ну самое позднее — в мае, мы придем в Город. Ты ничего не бойся. Тебя ни в коем случае не тронут, ну, а в крайности, у тебя же есть паспорт на девичью фамилию. Я попрошу Алексея, чтобы тебя не дали в обиду." (часть 1 глава 2)

Бросая жену, Тальберг совершает мерзкий поступок, по мнению Алексея Турбина:

"Не потому даже мерзавец, что бросил Елену в такую минуту, это, в конце концов, мелочь, вздор, а совсем по-другому. Но вот почему? А черт, да понятен он мне совершенно. О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!" (Алексей о Тальберге, часть 1 глава 3)

Когда Тальберг оставляет жену и сбегает из Украины, Елена признается сама себе, что за полтора года брака она как будто полюбила и даже привязалась к мужу, но так и не почувствовала самого главного — уважения к нему:

"— Что за такой человек? — Как будто бы она его полюбила и даже привязалась к нему. И вот сейчас чрезвычайная тоска в одиночестве комнаты, у этих окон, которые сегодня кажутся гробовыми. Но ни сейчас, ни все время — полтора года, — что прожила с этим человеком, и не было в душе самого главного, без чего не может существовать ни в коем случае даже такой блестящий брак между красивой, рыжей, золотой Еленой и генерального штаба карьеристом, брак с капорами, с духами, со шпорами, и облегченный, без детей. Брак с генерально-штабным, осторожным прибалтийским человеком. И что это за человек? Чего же это такого нет главного, без чего пуста моя душа?

— Знаю я, знаю, — сама сказала себе Елена, — уважения нет. Знаешь, Сережа, нет у меня к тебе уважения, — значительно сказала она красному капору и подняла палец. И сама ужаснувшись тому, что сказала, ужаснулась своему одиночеству, захотела, чтобы он тут был сию минуту. Без уважения, без этого главного, но чтобы был в эту трудную минуту здесь." (часть 1 глава 3)

Через несколько дней после отъезда Тальберга Елена понимает, что она больше никогда не увидит мужа:

"Мать взяла у нас, мужа у меня нет и не будет, это я понимаю. Теперь уж очень ясно понимаю." (часть 3 глава 18)

Спустя полтора месяца после расставания с мужем, 2 февраля 1919 г. Елена получает письмо от знакомых из Варшавы. В письме речь идет о том, что Тальберг всем говорит, что он развелся с Еленой. Кроме того, Тальберг уже успел жениться на Лидии Герц и едет с ее семьей в Париж:

". Тут только узнала, что ты развелась с мужем. Остроумовы видели Сергея Ивановича в посольстве — он уезжает в Париж, вместе с семьей Герц; говорят, что он женится на Лидочке Герц; как странно все делается в этой кутерьме. Я жалею, что ты не уехала. Жаль всех вас, оставшихся в лапах у мужиков. Здесь в газетах, что будто бы Петлюра наступает на Город. Мы надеемся, что немцы его не пустят. " (часть 3 глава 19)

Узнав о предательстве мужа, Елене становится стыдно за него. Она позволяет своему старшему брату Алексею разорвать фотографию Тальберга, которая хранится у нее на столе. Алексей разрывает это фото в клочья, Елена горько плачет на груди у брата. В этот момент суеверная Елена вспоминает, что она просила богородицу забрать у нее мужа, но взамен оставить ей брата Алексея, когда тот был при смерти. В итоге так все и происходит. Суеверная Елена считает, что все это не случайно:

"Елена помолчала, ей было стыдно и тяжело. Но потом сейчас же овладела собой и подтолкнула листок Турбину: "От Оли. из Варшавы. "" (часть 3 глава 19)

Сделай ты мне такое одолжение, — продолжал Турбин, — убери ты к чертовой матери вот эту штуку, — он рукоятью ткнул в портрет на столе.

Елена подала, всхлипывая, портрет Турбину. Турбин выдрал мгновенно из рамы карточку Сергея Ивановича и разодрал ее в клочья. Елена по-бабьи заревела, тряся плечами, и уткнулась Турбину в крахмальную грудь. Она косо, суеверно, с ужасом поглядывала на коричневую икону, перед которой все еще горела лампадочка в золотой решетке.

"Вот помолилась. условие поставила. ну, что ж. не сердись. не сердись, матерь божия", подумала суеверная Елена." (часть 3 глава 19)

Теперь, когда Елена осталась одна, без мужа, ее брат Алексей Турбин боится, что она обязательно свяжется с Шервинским, другом детства, который ухаживает за ней. По мнению Алексея, в Шервинском нет ничего особенного, кроме прекрасного голоса. Имеет ли история Елены и Шервинского продолжение, в романе не уточняется:

"А Шервинский? А, черт его знает. Вот наказанье с бабами. Обязательно Елена с ним свяжется, всенепременно. А что хорошего? Разве что голос? Голос превосходный, но ведь голос, в конце концов, можно и так слушать, не вступая в брак, не правда ли. " (мысли Алексея Турбина, часть 3 глава 19)

Это была цитатная характеристика Елены Турбиной в романе "Белая гвардия" М. Булгакова: образ героини в цитатах, описание внешности и характера.

В начале октября 1919 года Д. Одрина выехал в действующую украинскую армию для того, чтобы рядовым врачом оказывать помощь тяжело больным казакам и старшинам. Естественно, что и сам он не избежал заражения тифом. Будучи уже тяжело больным, Дмитрий Одрина отказался принять предложение Петлюры выехать на излечение в Польшу, и остался среди умирающих украинских военнослужащих. Как министр охраны здоровья УНР он считал, что даже перед лицом смерти не может бросить своих подопечных. Рядом с ним остались и некоторые известнейшие политические деятели того времени. Участь Одрины разделил бывший гетманский министр юстиции, глава Украинского Красного Креста В.Г. Вязлов. До последнего удара сердца они оставались на своем рабочем посту в Каменец-Подольском военном госпитале, том самом, в котором когда-то работал и Михаил Булгаков. Здесь, среди тяжело больных солдат и офицеров украинской, галицкой, польской, белогвардейской, красной армий Одрина и его коллеги достойно встретили смерть.

Поступок Дмитрия Одрины, достоин самого глубокого уважения. Ведь он не спасался от смерти, а смело вступал с ней в бой, заранее готовый погибнуть от сложно излечимого тифа. Одрина был украинским националистом и разговаривал только по-украински, но в своем госпитале он приютил больных бойцов всех вражеских армий.

Выдающийся украинский политический деятель и военный медик доктор Дмитрий Одрина умер от тифа при обходе больных Каменец-Подольского госпиталя 16 ноября 1919 года.

Пожалуй, у многих наших читателей останется вопрос: а как же быть с фамилией Курицкий, которую Михаил Булгаков обыграл и в русском, и в украинском варианте? Дело в том, что две трети военных врачей времен гетмана Скоропадского по странному совпадению имели фамилии, которые заканчивались на "-ский". Соответственно, в украинском варианте звучания этих фамилий добавлялся мягкий знак, что и отметил писатель. Начальником Главного военно-санитарного управления при гетмане был генерал-майор медицины Ф. Яницкий (укр. — Яницький). Его ближайшими сотрудниками являлись знаток военно-санитарного дела и военно-санитарных законов доктор Сибирский (укр. — Сибірський), бывший преподаватель Военно-медицинской академии профессор Томашевский (укр. — Томашівський), доктора Ворпаховский (укр. — Ворпаховський), Певницкий (укр. — Певницький), Златковский (укр. — Златковський), Иваницкий (укр. — Іваницький) и многие другие. Нам кажется, что писатель наделил литературный образ фамилией "Курицкий" потому, что таким образом хотел представить украинизацию фамилий среди военных медиков, как общую тенденцию. Вполне возможно, что таким образом Михаил Булгаков еще и указывал на сельское происхождение Д. Одрины, ведь фамилия "Курицкий" скорей всего возникла от слова "курица".

Остается загадкой, знал ли Михаил Булгаков о врачебном подвиге бывшего сокурсника Дмитрия Одрины, ценой своей жизни оказавшего помощь многим больным тифом. Думаем, что писатель этого не знал. Иначе, доктор Курицкий в романе "Белая гвардия" предстал бы перед читателями совершенно в ином свете.

Женский образ в романе "Белая гвардия"


Женским образам в романе Михаил Афанасьевич Булгаков придает особое значение, хоть это не так легко заметить. Все герои-мужчины "Белой гвардии" так или иначе связаны с историческими событиями, разворачивающимися в Городе и на Украине в целом, они воспринимаются нами не иначе, как активные действующие лица гражданской войны. Мужчины "Белой гвардии" наделены способностями размышлять о политических событиях, делать решительные шаги, с оружием в руках защищать свои убеждения. Совершенно другую роль писатель отводит своим героиням: Елене Турбиной, Юлии Рейсс, Ирине Най-Турс. Эти женщины, не смотря на то, что смерть витает и возле них, остаются почти равнодушными к событиям, и в романе фактически занимаются лишь личной жизнью. Самое интересное то, что в "Белой гвардии" и любви в классическо-литературном смысле, в общем- то, нет. Перед нами разворачивается несколько ветреных романов, достойных описаний в "бульварной" литературе. В роли легкомысленных партнеров этих романов Михаил Афанасьевич выводит именно женщин. Исключение, пожалуй, составляет лишь Анюта, но ее любовь с Мышлаевским так же заканчивается достаточно "бульварно": как свидетельствует один из вариантов 19-й главы романа, Виктор Викторович увозит свою возлюбленную делать аборт.

Некоторые достаточно откровенные выражения, которые использует Михаил Афанасьевич в общих женских характеристиках, ясно дают нам понять несколько пренебрежительное отношение писателя к женщине, как таковой. Булгаков не делает различия даже между представительницами аристократии и работницами старейшей в мире профессии, сводя их качества к одному знаменателю. Вот какие обобщающие фразы о них мы можем прочитать: "Кокотки. Честные дамы из аристократических фамилий. Их нежные дочери, петербургские бледные развратницы с накрашенными карминовыми губами"; "Проходили проститутки мимо, в зеленых, красных, черных и белых шапочках, красивые, как куклы, и весело бормотали винту: "Занюхался, т-твою мать?". Таким образом, неискушенный в "женских" вопросах читатель, ознакомившись с романом, вполне может сделать вывод, что аристократки и проститутки — это одно и тоже.

Все три упомянутые женщины не только имеют разницу в жизненном опыте и возрасте. Они представляют три самых распространенных типа женской психологии, с которыми наверняка сталкивался и Михаил Афанасьевич

Булгаков. Все три героини имеют свои реальные прототипы, с которыми писатель, по всей видимости, не только общался духовно, но и имел романы или же состоял в родстве. Собственно, о каждой из женщин мы поговорим отдельно.

Сестра Алексея и Николая Турбиных "Золотая" Елена, изображена писателем, как нам кажется, самой тривиальной женщиной, тип которой является достаточно распространенным. Как видно из романа, Елена Турбина принадлежит к тихим и спокойным "домашним" женщинам, способным при соответствующем отношении со стороны мужчины быть верными ему до конца жизни. Правда, таким женщинам, как правило, важен сам факт наличия мужчины, а не его моральные либо физические достоинства. В мужчине они в первую очередь видят отца своего ребенка, определенную жизненную опору, наконец, неотъемлемый атрибут семьи патриархального общества. Именно поэтому такие женщины, намного менее эксцентричные и эмоциональные, легче переживают измену или потерю мужчины, которому сразу же пытаются найти замену. Такие женщины очень удобны для создания семьи, поскольку поступки их предсказуемы если не на 100, то на 90 процентов. Кроме того, домоседство и заботы о потомстве во многом делают этих женщин слепыми в жизни, что позволяет их мужьям без особых опасений заниматься своими делами и даже заводить романы. Эти женщины, как правило, наивны, глупы, достаточно ограничены и мало интересны мужчинам, любящим острые ощущения. В то же время, таких женщин можно достаточно легко заполучить, поскольку любой флирт они воспринимают за чистую монету. В наши дни таких женщин очень много, они рано выходят замуж, причем за мужчин старше их, рано рожают детей и ведут, на наш взгляд, скучный, нудный и неинтересный образ жизни. Главной заслугой в жизни эти женщины считают создание семьи, "продолжение рода", что изначально и делают для себя главной целью.

Доказательств тому, что Елена Турбина именно такая, как мы описали, в романе предостаточно. Все ее достоинства, по большому счету, сводятся лишь к тому, что она умеет создать уют в доме Турбиных и вовремя выполнить функции бытового характера: "Скатерть, не смотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна. Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных. Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни…". Точных характеристик для Елены Булгаков не припас — она проста, и простота ее видна во всем. Действие романа "Белая гвардия" фактически начинается сценой ожидания Тальберга: "В глазах Елены тоска (не беспокойство и переживания, не ревность и обида, а именно тоска — прим. Т.Я.), и пряди, подернутые рыжеватым огнем, уныло обвисли".

Кстати, тут первая загадка, которая, правда, загадкой не является. Почему настолько разные места занимает Елена в романе и пьесе?

Вызвано это было чисто драматургическими соображениями.

Вокруг Булгакова: кто вы, полковник Турбин?

А вот в пьесе Алексей погибает в гимназии (символизируя тем самым гибель белого движения). И тут в центре повествования оказывается Елена. Собственно, без неё вся дальнейшая история оказывается невозможной — именно она становится центром турбинского дома, именно к ней идут все эти люди.

Действительно — мужчины принимают активное участие в происходящих событиях, высказывают какие-то суждения относительно текущей политической реальности… Женщины молчат. Даже если находятся в эпицентре событий.

Ничего не говорит Елена — просто переживает за мужа и за брата.

Ничего не говорит Ирина Най — у неё брат погиб, но она никаких суждений по этому поводу не высказывает. Во всяком случае в те моменты, когда она попадает в поле зрения писателя.

Удивительно, но и Юлия Рейсс ничего не говорит! Она спасает Алексея, но никак не обозначает своего отношения к его преследователям. Можно только догадаться, что безымянный офицер ей более симпатичен, чем петлюровцы. Причём значительно более симпатичен — она ведь рискует жизнью, спасая его.

Почему именно так — сказать невозможно. Тут есть много вариантов суждений, каждое из которых может оказаться правильным.

Возможно, ему не нравились политические активистки, которых в те времена было ненамного меньше, чем сейчас.

Возможно, он не мог себе представить никакого другого женского взгляда на происходящие события, чем боязнь за близких (что, кстати, маловероятно, учитывая пункт первый).

Возможно, он считал, что политика — неженское дело.

Последнее — наиболее вероятно. По его собственной семейной жизни видно, что его идеалом была именно Елена Турбина — тихая домашняя женщина, сосредоточенная на семье и муже. Из его жён работала только Татьяна Лаппа, причём в паре с мужем (помогала ему в госпитале и больнице, подрабатывала в массовке театра во Владикавказе). Правда, Елена Сергеевна помогала с написанием письма в ЦК, подавая советы именно политического характера, но это было уже гораздо позже.

Вот, например, Елена.

От неё убежал муж, причём в пьесе это показано почти прилично — он действительно бежит от петлюроцев. В романе всё намного более грубо — судя по контексту, он бежит к любовнице. Уж очень стремительно было принято решение о браке с Лидочкой Герц в Варшаве.

И что? Ей хватает полутора месяцев, чтобы сойтись с ухажёром и принять решение о повторном замужестве (при живом муже, с которым она даже не развелась). Но Елена — женщина серьёзная, положительная, настроенная на брак.

У Ирины Най умер брат, она даже носит траур, но принимает ухаживания младшего Турбина. Более того, учитывая наивность Николки, берёт инициативу в свои руки (в каноническом тексте этого нет — только в ранней редакции последних глав романа). Есть, впрочем, основания полагать, что у них ничего не получится. Именно в силу наивности Николки он Ирине быстро надоест. Возраст как раз такой, когда более быстрое взросление девушек ещё ощущается.

По мнению Ярослава Тинченко, Булгаков описывал реальный факт ухаживания за одной из сестёр своего друга детства Николая Сынгаевского (один из прототипов Мышлаевского).

Тайна политических взглядов Булгакова: Четырнадцать переворотов, или С кем вы, мастера культуры?

Кстати, тут тоже может быть описание реальных отношений с Натальей Рейс, действительно проживавшей в Киеве на Малоподвальной улице в отдельной квартире, оставшейся ей после развода. Её сестра Ирина была дружна с сёстрами Булгакова и могла бывать в их доме на Андреевском спуске.

Алексей Турбин. Юный доктор 28 лет, он первый в роду. Несколько дней тому назад у Турбиных скончалась мама. Алексей трудно переносит это. Он умнейшая, сильная личность. Верен личным взглядам на жизнь, трудно переносит изменения на людях, стране. Идет в полк, но сразу же власть сменяется уже через сутки. В преследовании он получает ранение. Итоги данного ранения приводят к серьезным проблемам. Алексей находится на краю гибели, с помощью молитвы сестры происходит необъяснимое – он поправляется. Вслед за этим выздоровлением он посещает даму, которая сохранила его жизнь — Юлию. Его судьба изменяется, Алексей осознает, что былые времена невозвратно ушли, а в будущем — неясность.

Елена Турбина. Очень симпатичная девушка, ей 24 года. Она является “мамой” и хозяйкой собственного семейства, имеющей в своем составе двух братьев и не только. Бытовой уклад подталкивает ее абстрагироваться от собственных душевных потрясений. Елене нередко снятся вещие сновидения, она волнуется за братьев в беспокойный период времени. Она следит и хранит порядок под крышей этого дома, исцеляет близких и читает молитвы.

Николка. Самый меньший из Турбиных. Ему лишь 18 годков. Но строгая действительность принуждают его принимать участие в возникшем противоборстве. Он распоряжается группой юнкеров, правда очень молод и неподготовлен. Порядочный, храбрый, отважный юноша. Приняв поручение полковника срывать погоны и убегать, он не прекращает огонь. Уходящий в мир иной Най-Турс призывает Николая бежать и не хорохориться. Невзирая на риск, он оказывает содействие своим отыскать останки военноначальника и подобающим образом захоронить их. Николай ранимый, он быстро становится взрослым вследствие всего перенесенного.

Остальные действующие лица

Василиса (Лисович) Владелец поместья, где проживают Турбины. Он достаточна пуглив, даже небольшие метаморфозы страшат его. Его уклад покоится на денежных средствах, они залог его порядка. Совместно с супругой с установлением беспокойных лет они сосредоточены тем, где бы спрятать денежные средства и ценности. В один прекрасный день к нему проникают “посетители”, забирают из сейфа денежные средства и ценности и исчезают. Данный случай выводит его из равновесия. Он не может понять, что ему посчастливилось, так как его не убили. Турбины помогают и утешают Лисовича.

Най-Турс. Полковник, в его группе воюет Николай Турбин. Данная личность мощная, рациональная, отважная добивается всего при помощи собственного обаянию, твердости духа, переживанию за остальных. Он подталкивает генерала отдать своим воинам 200 пар валенок, грозя ему оружием. Этот поступок сберегает воинов от заболеваний и обмораживаний. Прямо сообщает воинам об измене штабного руководства и говорит всем убегать. Хорошо владеет собой, высокоморальная, справедливая личность. Николай восторгается им.

Тальберг. Супруг Елены Турбиной. Личность замкнутая, карьерист и беспринципный человек. Предательство подталкивает его покинуть страну, он на самом деле оставляет супругу, мотивируя это тем, что уезжает в безызвестность. В нем нет стремления быть с родными, нет чувства ответственности. Елена догадывается, что видит мужа последний раз, правда он не сообщает ей об этом буквально. Алексею никогда не был по душе супруг Елены, он отличается на остальных членов семейства. Затем Елена выясняет, что муж убежал в столицу Франции с другой дамой, он оказался слабаком и обманщиком.

Характеристика героев

Одним из главных персонажей в данном произведении является двадцативосьмилетний врач, у которого умерла мама. И Турбин очень переживает по этому поводу. Он очень умен и глубоко мыслил. Однажды он поступил в полк, и власть в данном обществе сразу же поменялась, а когда за ним гнались, он получает ранение. Из -за этого ранения Алексей находится при смерти, но случилось чудо, и он пошел на поправку. Жизнь главного героя поменялась, и он осознал, что прошлое невозможно вернуть.

Героиней произведения является двадцатичетырехлетняя девушка, которая стала хозяйкой у себя в семье, которая состоит из двух братьев. Она заняла роль матери. Она очень переживает за своих братьев, заботиться о них, а также лечит и читает молитвы. Она очень хорошая девушка, но была несчастной в браке. Но она даже не обвинила мужа в том, что он ее предал и сбежал ради спасения своей шкуры.

Самый младший герой в семье Турбиных восемнадцатилетний парень. Не смотря на свои юные годы и неопытность, он командует отрядом. Парень смелый и отважный, а также очень честный. Он оказал помощь в поисках тела генерала, а также участвовал в его похоронах, несмотря на всю опасность, происходящую вокруг. Из -за всего это, он быстро повзрослел. Он всегда придерживался нравственности и честности. Он верен своему долгу. За Родину он готов отдать свою жизнь. В произведении он погибает, не посрамив себя и свою честь.

Также в произведении имеются и второстепенные персонажи, такие как Лисович, он трус, а также очень мелочный. Именно в его доме живут Турбины. Самым важным в его жизни являются денежные средства, а также собственная безопасность.

Очень положительный герой, имеет звание полковника. Он очень смелый и сильный персонаж. Он привык всего добиваться, он очень упорный. А также бесстрашный и честный, а также заботиться о своих солдатах.

Супругом Елены является персонаж Талберг, который вызывает большое подозрение к себе, он ничего никогда не говорит прямо, может ко всему приспособиться, он трусливый и способен на предательство. А во время тяжелых времен, он бросил свою супругу и уехал из страны. У него уже давно есть любовница во Франции. Ее брату Алексею этот персонаж совсем не нравился, так как является очень подлым.

Также в произведении имеются и второстепенные персонажи, например, Виктор Мышлаевский, который был другом семьи Турбиных. Леонид Шервинский, также является другом семьи Турбиных, да еще поклонником Елены. Еще одним другом Турбиных был артиллерист по имени Федор или по прозвищу Карась. А также племянник Алексея, Ларион.

О чём?

Алексей и Николка Турбины — офицеры, готовые защищать родину и прежнюю власть, но перед жестоким механизмом политической системы они (и такие, как они) оказываются бессильными. Алексея тяжело ранят, и он вынужден бороться уже не за родину и не за оккупированный город, а за свою жизнь, в чём ему помогает женщина, спасшая его от смерти. А Николка в последний момент бежит, спасённый Най-Турсом, которого убивают. При всём желании защищать отечество герои не забывают о семье и доме, о сестре, оставленной мужем. Образ-антагонист в романе — капитан Тальберг, который, в отличие от братьев Турбиных, покидает отечество дом и жену в тяжёлое время и уезжает в Германию.

Отрывок, характеризующий Алексей Турбин

– Г’афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся. Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать. – Г’афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво’ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п’ощайте, г’афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты. На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции. После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень. Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее. Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше. После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался. – Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер. Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого .внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции. Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.

Примечания

Христианские символы

Проблематика

Читайте также: