Кризис 7 лет выготский кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Кризис семи лет: особенности и симптомы

Под кризисом семи лет понимается возрастной кризис ребенка, когда заканчивается дошкольный период жизни и начинается новый школьный. В зависимости от различных социальных факторов кризис у ребенка, может наступить и раньше: с шести лет или восьми.

Кризис семи лет является переломным моментом в жизни каждого ребенка, который отделяет одну часть жизни от другой. В психологии впервые этот криз выделил Л. С. Выготский, который отмечал, что после шести лет ребенок утрачивает детскую непосредственность, появляются новые манеры поведения. И это связано с начинающейся дифференциацией внешней и внутренней жизни.

Основными симптомами кризиса семи лет являются: кривляние, манерность и непослушание. Ребенок либо идет на открытый конфликт, либо делает вид, что не слышит взрослых. И в том и в другом случае поведение ребенка является признаками кризиса.

Кризис семи лет связан с изменениями не только внешними, но и внутренними. Именно в этом возрасте на физиологическом уровне происходит интенсивное биологическое созревание детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают.

Для младшего школьного возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии.

Самая существенная черта кризиса семи лет - начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний.

Переживания в этом возрасте являются следствием трудных и неприятных ситуаций, которые возникают в жизни школьника впервые.

О наступлении у ребенка кризиса семи лет свидетельствуют различные поведенческие реакции:

- пауза (это наиболее распространенная реакция ребенка, и в данном возрасте, выражается в том, что после поступления какого-либо указания и просьбы взрослого ребенок либо не выполняет действие, либо всячески его оттягивает, т.е. не слушается. Создается впечатление что дети "не слышат, о чем их просят", "делают вид, что не слышат", родители отмечают, что раньше такого не было, и часто не могут понять, с чем связано такое поведение);

- хитрость (ребенок нарушает привычные требования в скрытой форме и эта реакция ребенка направлена на избежание наказания, за какой-либо проступок. Для ребенка это своего рода игра);

- непослушание (ребенок отказывается от выполнения обычных повседневных обязанностей, которые раньше выполнял беспрекословно);

- самостоятельность (ребенок, стремится делать самостоятельно какие- либо новые дела, которые делают взрослые. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших).

Таким образом, выделяются следующие особенности отношения детей седьмого года жизни к взрослым.

В целостном отношении к взрослому выделяется отношение к правилу, заданному взрослым. Ребенок нарушает условия выполнения правила.

Ребенок демонстрирует взрослому свою взрослость, подчеркивая тем самым свою возросшую самостоятельность.

Возникают новые самостоятельные занятия. Выполняя самостоятельную деятельность, ребенок обращается к близкому взрослому как к эксперту. Это обращение также свидетельствует о выделении в целостном прежде отношении нового аспекта.

Кризис семи лет практически не исследован. Поэтому наблюдается противоречие между научным подходом и отсутствием, прежде всего, методов воспитания у родителей.

В любом случае педагог, как врач, должен рассматривать эту проблему глубоко. Здесь много мнений, но как такового рецепта нет, где был бы точно прописан диагноз и рекомендации лечения.

И в этой ситуации необходимо усилить работу на родительских лекториев, кроме того важны индивидуальные беседы с родителями. Для того, чтобы объяснить, как важно пересмотреть систему требований. А также изменить свое отношение к ребенку – он уже не маленький – внимательнее относиться к его мнениям и суждениям.

Поскольку в возрасте семи лет у ребёнка основными потребностями являются уважение к нему и стремление стать взрослым, то мы должны создать для ребёнка и в школе, и дома условия, в которых он мог контролировать свои действия самостоятельно, без указания взрослых. Одним из выходов может служить система самоконтроля: самоуправление в школе, читательские дневники, списки добрых дел, дневник хорошего поведения, распорядок дня, личный дневник.

Таким образом, можно сказать, что кризис семи лет проявляется у современных детей и зависит от комплекса различных факторов, включая воспитание, уровень развития и подготовки к школе.

Список используемой литературы

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова // Аспект пресс. – Москва, 2001. – С.460.

фото 16274_2

Кризис 7 лет – это один из переломных моментов развития ребёнка, отделяющий один возрастной этап от другого.

Процесс перестройки личности, сознания представляет собой комплекс внутренних изменений. Кризис может начаться в 5, 6 или 8 лет и длиться от нескольких месяцев до пары лет.

Его протекание напрямую зависит от индивидуальных особенностей, а также степени благоприятности окружающей среды, стиля воспитания, ситуации успеха.

Советский учёный, психолог, педагог

Л.С. Выготский – это знаменитый российский психолог, один из основателей нейрофизиологии, значимая фигура для нескольких поколений отечественных, зарубежных исследователей психологической науки.

фото 16274_1

Сегодня на его работы опираются представители:

  • культурно-исторической теории;
  • социокультурные психологи;
  • когнитивисты;
  • антропологи;
  • лингвисты.

Изучая развитие детей, ученый создал, развил несколько направлений в психологической педагогике:

На основании его идей была создана новая демократическая школа. Он не является автором методик, но его теоретические наблюдения легли в основу практических разработок известных педагогов. Начатые Выготским исследования продолжили его ученики и последователи, давая им полноценное применение.

Особенно актуальными его идеи видятся сейчас. Идеи учёного вошли в обязательный багаж знаний педагогов во всём мире. Причина продолжающегося влияния Выготского в том, что он показывает важность элементов, ускользающих от внимания.

Симптомы и признаки

Во время перехода с одной возрастной ступени на другую дети сильно меняются, становятся трудновоспитуемыми. Ребёнка 7 лет отличает утрата детской непосредственности – недостаточно дифференцированной внутренней, внешней жизни.

Переживания, желания и их выражения, поведение, деятельность обуславливаются объективными причинами. Дети утрачивают наивность, прямолинейность. Помимо внешних изменений (активный рост, смена зубов) они ярко, открыто демонстрируют симптомы периода внешне:

  • манерничество;
  • капризность;
  • вертлявость;
  • паясничанье;
  • клоунада.

Наивность и непосредственность означают, что ребёнок внешне такой же, как и внутри. Утеря такой личностной черты означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному старшему дошкольнику.

Кратко о проявлениях: переживания приобретают смысл, обобщаются, появляется логика чувств. К 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко, коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

Новообразования

Потеряв непосредственность, ребёнок обретает относительную свободу от окружающей действительности за счёт произвольности психической и поведенческой активности.

Дети начинают осознавать собственные переживания. Л.С. Выготский особенно подчёркивал разницу между наличием определённого чувства и его принципиальной дифференциацией, осмыслением.

фото 16274_3

В этом возрасте формируются:

  • требовательность к себе;
  • самооценка;
  • уровень запросов к собственно успешности.

Эти новообразования начинают опосредовать деятельность ребёнка, являясь закономерным следствием осознания, обобщений испытываемых чувств.

К 7 годам значительно расширяется кругозор – в общении с окружающими появляются новые темы, которые связанны с более важными, а иногда риторическими вопросами бытия, которые связаны с поиском собственного места в огромном мире.

Дети проявляют интерес к:

  • политике;
  • происхождению мира;
  • жизни других народностей;
  • границам реальности;
  • вопросам этики, морали.

Активно расширяется не только сфера интересов старшего дошкольника, но и круг социальных связей. Взаимоотношения со сверстниками, значимыми взрослыми становятся более важными.

Отличительной характеристикой социального взаимодействия выступает опосредованность отношений характерными правилами поведения. Вхождение в новую, незнакомую общность закономерно предъявляет требования к проявлению личностных черт, характеру.

Дети понимают, как правильно себя вести в общении с другим человеком, находясь в определённых условиях. При установлении контактов ребёнок действует уже не под влиянием резко возникших порывов, а с обязательным учётом характеристик, которые задают контекст конкретной ситуации.

К концу дошкольного возраста преобразуется и характер общения со сверстниками:

  1. Усиливается субъектное отношение.
  2. Появляются устойчивые, близкие связи, не зависящие от конкретных обстоятельств общения.
  3. Формируется дружба, привязанность, забота, эмпатия.
  4. Учитываются специфические для детского сообщества правила поведения.

Знакомство с принципиально новой социальной общностью становится смыслом существования ребёнка на данном возрастном этапе. Реакция членов группы на поведение старшего дошкольника выступает главным показателем того, насколько успешно проходит период адаптации.

Чтобы завоевать общественное признание, дети должны вести себя определённым способом, оправдывать возложенные на них ожидания.

Примечательно, что эти правила не оформлены в чёткие инструкции, а существуют в виде конкретной социальной роли. Дети 7 лет начинают выделять такой критерий, как социальный статус человека. В связи с этим особую содержательную наполненность приобретает для детей и их будущее.

Способность и потребность к социальному функционированию – осуществлению общественно значимой, одобряемой деятельности становится одним из главных новообразований кризиса.

Длительность протекания

фото 16274_4

Кризисный этап в жизни ребёнка может начаться задолго до наступления семи лет, например, в 5.

У одних детей он протекает не сильно выраженно или остро, заканчивается уже спустя нескольких месяцев.

Другие дети демонстрируют все возможные проявления кризиса, а сам этап может длиться пару лет.

Многие родители отмечают, что ребёнок становится непослушным, упрямым, раздражительным, капризным именно в преддверии школы. Поведение детей преимущественно в это время становится демонстративным, вызывающим. Мышление старшего дошкольника становится более критичным, логическим. Он способен точно анализировать, оценивать окружающую действительность, поведение других людей.

Теперь на смену неопределённым мечтам о взрослости приходит желание стать полноценным членом общества, самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за результат любой деятельности.

При этом старший дошкольник преимущественно противопоставляет себя родителям, вступает в противоречие в попытках отстоять собственную независимость. Дети 7 лет замечают различные мелочи, которые раньше ускользали из поля внимания, использовать наблюдения в качестве аргумента во время спора.

Позитивные аспекты

К позитивным моментам кризиса 7 лет можно отнести приобретения, которые формируются по успешному завершению сложного жизненного этапа. Среди них:

  • самостоятельность;
  • интерес к учебной деятельности;
  • появление новых увлечений.

Развитие ребёнка приобретает разносторонний характер, что неизменно сказывается на его дальнейшем будущем. Дети начинают активно проявлять свою самостоятельность, однако интерес к определённому занятию, после которого не следует одобрение или похвала, быстро пропадает.

Ребёнку открывается необъятный комплекс эмоций, переживаний, он становится уязвимым и обидчивым, учится контролировать собственные чувства, что в дальнейшем во многом определит характер эмоциональных контактов, в первую очередь, с родителями.

Негативная сторона

фото 16274_5

К негативным проявлениям кризиса 7 лет можно отнести непослушание, капризность, раздражительность, негативизм или отрицание правил, запретов. Ребёнок часто начинает вступать в конфликтные ситуации, пытаясь оспорить ранее выполняемые обязанности.

Подобная реакция нередко вызывает ответную раздражительность со стороны родителя. Дети становятся скрытными, начинают хитрить, осознанно врать даже в ситуациях, где ложь объективно не оправданна. Упрямство демонстрируется не из-за определённых условий, а по причине плохого настроения на данный момент времени.

Как общаться с ребёнком и реагировать на проявления?

Кризис 7 лет – это этап, который переживается не только самим ребёнком, но и всем его близким окружением. Родителям следует создавать оптимальные условия для доверительного общения, выражать негативные чувства приемлемым способом, выстраивать взаимодействие с ребёнком на равных:

Для формирования у ребёнка позиции школьника следует уделять особое внимание формированию произвольного поведения – умения планировать свою активность, подбирать оптимальные средства для решения задачи, анализировать результаты. Для начала можно предложить ему рассказать, какой путь он бы выбрал, если шёл от дома до магазина.

Главные ошибки родителей

фото 16274_6

Самая распространённая деструктивная модель поведения родителя – это игнорирование или ответная агрессия.

Полезное видео

Как пережить кризис семи лет? Советы в видео:

Заключение

Сущностью кризиса 7 дет является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение к себе, окружающей среде, потребностям и побуждениям к деятельности.

То, что было интересно, важно на предыдущем этапе развития утрачивает значимость, становится относительным, менее ценным. Новообразования неизменно сопряжены с предыдущими достижениями, тем, что сложилось, сформировалось, возникло на предшествующей ступени развития.

Кризис представляет цепь внутренних изменений ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях.

Кризис 7 лет может проходить в 6-6, 5-7-7,5 лет и зависит от индивидуального развития ребёнка.

Сущностью всякого кризиса является перестройка внутреннего переживания, перестройка, которая коренится в изменении основного момента, определяющего отношение ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением ребёнка. То, что для ребёнка было существенно важным, направляющим, становится относительным и неважным на следующей ступени. Иное начинает интересовать ребёнка, иная деятельность возникает у него, и перестраивается сознание ребёнка, если сознание понимать как отношение ребёнка к среде.

Внутреннее развитие совершается всегда так, что мы имеем здесь единство личностных и средовых моментов, т. е. всякий новый шаг в развитии непосредственно определяется предшествующим шагом, всем тем, что уже сложилось и возникло в развитии на предшествующей стадии.

Семилетний возраст – поворотный пункт в развитии, т. е. внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным. Один возраст как-то перестраивается, чтобы дать начало новому этапу в развитии.

Очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде.


Основная симптоматика кризиса:

1) Потеря непосредственности.
Ребёнка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности и наивности; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.

2) Манерничанье.
Ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта). Ребёнок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, поясничанье, клоунада; ребёнок строит из себя шута.

3) Симптом "горькой конфеты".
Ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка.

Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребёнку.

Восприятие не происходит отдельно от наглядного мышления. Процесс наглядного мышления совершается в единстве со смысловым обозначение вещей – восприятием их как представителей определенного класса вещей, т. е. их обобщение.

Существенная черта восприятия - структурность, т.е. восприятие представляет собой образ, внутри которого существуют различные части.

Мы воспринимаем не только соседство предметов или смежность их, но и всю действительность со смысловыми связями и отношениями.

В 7-летнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда у ребёнка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, т. е. семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.

1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают новые отношения к себе.

2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. У ребёнка возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

Такие новообразования, как

2.самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) переходящие. Возникает острая борьба переживаний. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию – позицию школьника.

В кризисе семи лет дошкольные переживания изменяются на школьные, - значит возникло новое единство средовых и личностных моментов, т. е. делают возможным новый этап развития – школьный возраст.

Взрослые недостаточно изучают внутреннее отношение ребёнка к окружающим людям, взрослые не рассматривают его как активного участника социальной ситуации. Раньше всего надо изучить, что среда означает для ребёнка, каково отношение ребёнка к отдельным сторонам этой среды.

Среда становится с точки зрения развития совершенно иной с той минуты, когда ребёнок перешёл от одного возраста к другому.

Существенна не сама по себе ситуация, взятая в её абсолютных показателях, а то, как ребёнок переживает эту ситуацию.

В переживании ребёнка сказывается то, в какой мере все его свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определенную минуту.

Советы родителям:

1. Учите ребенка управлять своими эмоциями, на своем собственном примере.

2. Проявляйте внимание к ребенку, показывайте ему свою любовь, поощряйте хорошее поведение, интересуйтесь его дружескими отношениями, давайте советы, спрашивайте у него (общайтесь с ним на равных).

3. Проверьте уровень знаний ребенка, как ребенок готов к школьному обучению, на сколько он психологически, интеллектуально и морально готов к школе.

4. Подготовьте ребенка к смене образа жизни и к новой для него роли, роли - школьника.

Будьте семьёй оптимистов, и тогда любые трудности и кризисы развития вам ни по чём! Ведь мы вместе!



______________________________
Также читают в разделе Статьи:

Кризис семи лет – этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности. Диагностика выполняется психологом, детским психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных кризисных симптомов.

Кризис семи лет

Общие сведения

Кризис семи лет

Причины кризиса семи лет

Патогенез

Симптомы кризиса семи лет

Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает, кривляется. Движения, фразы не соответствуют возрасту, становятся нелепыми, нарочитыми, утрированными. Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости. Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи сопровождаются частыми спорами, игнорированием просьб старших. После обращения взрослого ребенок выдерживает паузу, оттягивает выполнение неприятных обязанностей, выбирая тактику (сопротивление, подчинение). Он сравнивает права и обязанности родственников, обнаруживая несправедливость, открыто выражает недовольство, упрямится (отказывается спать, гуляет без шарфа, как папа).

Осложнения

У первоклассников приобретают значимость проблемы адаптации, психологической готовности к школе. В норме кризис и начало обучения совпадают, ребенок легко приспосабливается к незнакомым условиям, быстро осваивает социальную позицию школьника. Дети с затянувшимся, запаздывающим кризисом испытывают трудности перехода от дошкольного детства в младший школьный возраст – ведущей деятельностью остается игра, принимаются внешние признаки роли ученика, но сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Вынужденное посещение школы провоцирует реакции активного/пассивного протеста (нарушения поведения), развитие невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Диагностика

Диагностика кризиса семи лет проводится психологами и педагогами, при выраженных поведенческих и эмоциональных отклонениях может потребоваться консультация врача-психиатра. Стандартное обследование осуществляется клиническими методами, дополнительно выполняется оценка психологической подготовленности к школьному обучению. Полный комплекс обследований включает:

Дифференциальная диагностика с эмоциональными, поведенческими нарушениями проводится при тяжелом течении кризиса. В таких случаях к обследованию подключается детский психиатр, который на основании данных анамнеза делает вывод о возможном расстройстве. Дополнительно может потребоваться комплексное психологическое тестирование (познавательная, эмоционально-волевая сфера), инструментальные обследования (ЭЭГ, МРТ головного мозга).

Рекомендации при кризисе семи лет

В период кризиса происходят изменения поведения, образа жизни, самоощущения ребенка. Взрослым следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному году. Данные меры позволят ускорить переходный этап, скорректировать негативные кризисные проявления. На консультациях психологи рекомендуют родителям:

  • Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.
  • Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
  • Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить – у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
  • Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено выбрать время, способ.
  • Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку).

Профилактика

Успешное завершение кризиса семи лет формирует у ребенка позицию ученика, ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной адаптации. Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение, равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли. Не следует идти на открытый конфликт с ребенком, это обостряет негативные симптомы.

Дошкольный этап взросления знаменуется кризисом 7 лет у ребенка. Данное понятие ввел в возрастную психологию Л.С. Выготский. Ведущий советский психолог проводил исследования в 1920-1930 годах и отметил период стремительного развития ребенка в течение короткого срока.

Во время него происходит формирование готовности к обучению в школе, самооценки, изменяется стиль общения и поведения под влиянием нового окружения, повышенных требований взрослых людей.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, внутрисемейной ситуации, социальной среды начаться кризис может в 6-8 лет. Его продолжительность составляет около 1 года. По его завершению ребенок обретает на мир новый взгляд и переходит на следующий уровень развития.

Определение

Во время стабильных периодов ребенок постепенно накапливает изменения, в кризисные меняется резко. Главную роль в этом процессе ученый отводил социальной среде, которая, по его мнению, выступает в роли источника развития. Кризис связан с появлением у ребенка новых способностей, которыми он учится владеть.

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология расценивает как уход от ситуативного поведения к поведению, ориентированному на будущие последствия от совершенного действия. В своих трудах Д.Б. Эльконин отмечает, что ребенок получает доступ к более осознанному выбору.

Он становится способен заранее оценивать результаты собственных действий и заранее переживать возможные огорчения или чувство удовлетворения. У его поступков появляется эмоционально-смысловая нагрузка.

Общепсихологический советский психолог А.Н. Леонтьев описывает кризис как результат перехода от игровой ведущей деятельности к обучению. В своих работах он утверждал, что под влиянием обучения у ребенка происходит перестройка частных психических процессов, которые вызывают изменения в его личности.

Ученый расходился во мнении с Л.С. Выготским об обязательном остром течении кризиса. Он считал, что развитие ребенка может носить бескризисный характер в случае правильного воспитания.

Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям

Л.И. Божович исследовала периоды взросления и процессы формирования личности ребенка. Она дала определение кризису – как внешнему проявлению внутреннего неудовлетворения ребенка. Психолог указывала, что если вовремя не происходит перехода ребенка на новое положение, то возникает противоречие между внутренней позицией и объективным положением ребенка в обществе.

С ее точки зрения, подрастающий человек стремится занять новое место в жизни, стать школьником, потому что связывает это с доступом к более взрослому образу жизни. Он воспринимает обучение в качестве общественно значимой деятельности.

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология в изложении К.Н. Поливановой рассматривает как форму пробы. По ее мнению, ребенок формирует способности в стабильный период, на этапе кризиса он пробует применять их на практике, и получает разрушительные или плодотворные результаты.

Он нарушает семейные правила, проявляет упрямство, другие характерные для этого этапа черты поведения, и приобретает новое для него видение ситуаций.

Известный современный психолог и педагог Л.В Петрановская считает кризис естественным этапом взросления ребенка. При благоприятном течении его срок составляет несколько месяцев. Если условия неблагоприятные, период длится 1-2 года.

Ребенок к этому возрасту запоминает установки, способен предсказывать реакцию родителей, других людей на собственное поведение или поведение другого человека, желает сам принимать важные для него решения.

Характеристики

Если до наступления дошкольного кризиса ребенок открыт и понятен родителям, то с его наступлением он утрачивает прежнюю непосредственность. Психологи выделяют несколько характерных особенностей, которые свойственны кризису 7 лет.

  • Уход от действий без раздумий и сомнений. Раньше ребенок испытывал желание и сразу приступал к осуществлению задуманного. Теперь он сначала обдумывает – к чему его приведет действие. Он начинает скрывать от взрослых внутренние переживания, использовать в собственных целях ложь.

Кризис 7 лет возрастная психология связывает не только с изменением отношений к ребенку взрослых людей и предстоящим обучением в школе, но и с преобразованиями его организма на физиологическом уровне.

  1. Перестройкой иммунной системы. Уровни иммуноглобулинов соответствуют параметрам взрослого человека, но слизистые оболочки еще не обеспечивают защиту организма на достаточном уровне. В 6-7 лет множественные стрессовые факторы провоцируют формирование аллергических и многих хронических заболеваний.
  2. Созреванием лобных долей головного мозга. Эти участки отвечают за логическое мышление. Благодаря им ребенок получает возможность планировать свои действия, предполагать последствия действий, создавать и удерживать целостные образы. Он перестает ориентироваться только на желания, становится способным делать то, что необходимо.
  3. Обострением эмоциональных реакций. Из-за подвижности нервных процессов ребенок проявляет непоседливость, внезапную агрессию. Он не может управлять или сдерживать чувства, поэтому демонстрирует резкие перепады настроения.

Если взрослые мешают ребенку на этом этапе жизни самостоятельно совершать действия, пробовать свои силы, делать ошибки, они не дают ему научиться пользоваться новыми возможностями. Разумный подход при воспитании позволит ребенку заложить основу для самоуправления, независимости, активности, ценностных ориентаций и личностных смыслов.

Формы проявления

Новые симптомы и негативные проявления в поведении ребенка являются обратной стороной положительных преобразований его личности. Каждое из них скрывает действия, которые имеют большое значение для развития ребенка.

Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям

Демонстрирует утрированное поведение с элементами шутовства или манерности.

Игнорирует или оттягивает выполнение неприятных обязанностей, совершает действия после паузы.

Проявляет упрямство, непослушание в конфликтной, демонстративной или молчаливой форме.

Проводит оценку привычного хода жизни.

Воспринимает взрослость – как полную свободу в поступках, но еще не понимает, что она связана с ответственностью.

Формирует социальный стиль поведения.

Переосмысливает способы и правила взаимодействия с родителями, проверяет свои новые возможности.

Примеривает на себя роль взрослого, развивает абстрактное и логическое мышление, учится отстаивать собственную точку зрения, создает новые формы поведения.

Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям

При неблагоприятном исходе кризиса некоторые черты могут закрепиться в характере ребенка. К их числу относится: конфликтность, тревожность, нежелание посещать школу, непослушание, сложности в общении со сверстниками. При благоприятном разрешении ребенок выносит из кризиса положительные приобретения в виде эмоциональных, социальных и интеллектуальных навыков.

Диагностика

Диагностика кризиса 7 лет у ребенка входит в число значимых целей возрастной психологии. Благодаря своевременному обследованию родители получают возможность оценить готовность ребенка к школе, выявить проблемы в его развитии, определить их причины и провести развивающие занятия.

Тестовые методики имеют разный уровень сложности. Они позволяют осуществить психологическую, познавательную, интеллектуальную, эмоциональную диагностику личности ребенка к школе, проанализировать особенности его личности и уровень его социальной адаптации.

Тест Керна-Йерасека

Методика помогает создать суждение об общем развитии, тонкой моторики ребенка, его способности контролировать себя.

В ходе теста ему предлагают по памяти нарисовать мужскую фигуру, срисовать письменные буквы, а затем группу точек. Высокие результаты являются надежным подтверждением успешности будущего школьного обучения. Низкие результаты не предсказывают плохой успеваемости. Они служат поводом для оказания педагогической и эмоциональной поддержки.

Тест позволяет выявить способность ребенка слушать указания взрослого, выполнять их, и по заданию психолога действовать самостоятельно. При прохождении теста ему выдают листок в клетку с четырьмя точками. На нем он под диктовку рисует узор, а затем продолжает его самостоятельно. Кроме самоконтроля тест определяет способность ребенка ориентироваться в пространстве.

Исследование дает возможность диагностировать способность ребенка к обобщению, оценить уровень развития его мышления и речи. Перед ним выкладывают несколько картинок с изображением разных этапов действия.

Ребенку предлагают разложить картинки в смысловой ряд и придумать на основе изображений историю. В ходе рассказа он продемонстрирует логическое мышление, величину словарного запаса, особенности произношения, согласование частей речи.

Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям

Тест предназначен для определения внимания, состояния памяти, скорости утомления ребенка.

Ему предлагают запомнить 10 слов, между которыми нет связи. Психолог оценивает количество слов, которые ребенок запоминает с первого раза и после нескольких повторов, а также какое их количество он может воспроизвести через одну и более попыток. Исследование помогает скорректировать учебные нагрузки и режим дня испытуемого.

Тест позволяет оценить особенности восприятия ребенка. Ему предлагают запомнить 9 фигур на одном рисунке, затем найти их на втором рисунке среди других изображений. Количество узнаваний указывает на объем и уровень развития зрительной памяти.

Тест Д. Векслера

Исследование позволяет оценить интеллект и умственное развитие ребенка. Психолог задает ему вопросы, которые касаются общей осведомленности, словарного запаса, нахождения сходства. Потом специалист предлагает ребенку сложить ребенку фигуры, найти в картине недостающие детали, определить последовательность изображений.

Диагностика выявляет эмоциональное состояние ребенка. Его просят нарисовать дом, дерево, человека и детально расспрашивают о рисунке. Методика помогает оценить степень недоверия к себе, конфликтности, тревожности и другие особенности самоощущения.

Тестирование дает возможность составить представление о модели поведения ребенка, доминирующих чертах в его характере, уровне социально-психологической адаптации.

В ходе исследования ребенку предлагают рассмотреть картинки с различными сюжетами и ответить на вопросы о своей реакции, найти для себя на изображении подходящее место. Методика дает ответы на вопросы относительно отношения ребенка к членам семьи, друзьям, его стремлению к конфликтному поведению, уединенности, доминированию.

Диагностическое обследование, проведенное детским психологом, имеет высокую степень достоверности. Его можно провести в детском медицинском центре, психологическом центре, записавшись на прием специалиста. Продолжительность консультации может варьироваться от 50 минут до 1,5 часов. Стоимость услуги в зависимости от уровня психолога и центра составляет 2,500-6000 рублей.

Детский психолог установит доверительный контакт с ребенком, индивидуально подберет методики. На основе результатов он обрисует психологическое состояние, степень готовности к школьному обучению, даст рекомендации родителям. При необходимости специалист назначит проведение коррекционных занятий.

Методы регулирования

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология относит к числу малых переходных состояний. Для коррекции развития разработано большое количество педагогических приемов и методик.

После каждой фразы он предлагает ребенку быстро нарисовать простую картинку, отображающую суть фразы. На первых этапах в подборе изображения и рисовании может потребоваться помощь взрослого.

Ребенку вручают его рисунки в тот же день через несколько часов и на следующие сутки, чтобы он повторил фразы, которые ему рассказал взрослый человек. Занятие проводят ежедневно, в каждое из них включают 3 фразы. Через некоторое время с ребенком не рисуют, а только обговаривают возможные изображения.

Кризис 7 лет у ребенка. Возрастная психология: Выготский, Эльконин, Петрановская, как проявляется, вести себя родителям

Игра позволяет развить внимание, воображение, память, мышление и восприятие ребенка. На магнитной доске располагают 3 геометрические фигуры: квадрат, треугольник и круг.

В игровой манере ребенку дают выполнить 2 упражнения, чтобы сформировать у него навыки самоконтроля. На первом этапе перед ребенком ставят пирамидку, собранную из колец разного цвета и размера, и просят собрать по ее образцу вторую. На втором этапе перед ним располагают образец узора из геометрических фигур и приглашают заполнить его вырезанными из цветной бумаги соответствующими фигурами.

Задания учат ребенка учитывать размер объектов, сопоставлять их цвет и чередовать их в заданном порядке.Методики подбирают индивидуально для развития направления, нуждающегося в дополнительном внимании со стороны взрослых.

Советы родителям

Действия родителей, коррекция системы требований к ребенку позволят сгладить проявление кризиса и предотвратить формирование негативных черт характера. Психологи рекомендуют внести в процесс воспитания несколько изменений.

  • Привлечь ребенка к составлению списка семейных правил. Каждый член семьи может предложить свой список, из которого на общем совете будет сформирован список правил для всей семьи.
  • Общаться с ребенком как со взрослым человеком. Если родитель слушает ребенка, задает ему вопросы, перестает отдавать ему приказы, а убеждает в своей правоте, то ребенок в большинстве случаев следует желанию взрослого.
  • Следить за нагрузкой для ребенка. При быстрой утомляемости для него имеет смысл сократить количество учебной нагрузки и посещаемых секций.
  • Установить четкий режим дня. Родителям стоит приучать ребенка вовремя принимать пищу, ложиться спать, отдыхать и общаться с друзьями. Правильная организация жизни снизит на него давление стрессовых ситуаций.
  • Проявлять объективность во время оценки поведения ребенка и результатов его деятельности. Он нуждается в своевременной похвале и помощи, чтобы найти выход из сложных ситуаций.
  • Показывать личный пример. Ребенок в первую очередь копирует поведение родителей. Важно своим поведением и самоорганизацией давать ему положительный пример.
  • Играть в игры вместе с ребенком. В ходе свободных игр он сможет осмыслить и заново проиграть какой-либо кризисный сценарий и освободиться от довлеющей над ним проблемой.

Независимо от того как протекает кризис 7 лет у ребенка, он нуждается в эмоциональной поддержке и помощи взрослых. С точки зрения возрастной психологии кризис является неотъемлемым периодом в процессе становления личности.

Правильное поведение и внимание родителей на этом этапе поможет ему сформировать положительное отношение к учебе, адекватную самооценку, уважительное отношение к самому себе и окружающим людям.

Видео о кризисе 7 лет

Как пережить кризис 7 лет:

Читайте также: