Традиции и обычаи тюркских народов кратко

Обновлено: 05.07.2024

О б ы ч а и и т р а д и ц и и У Й Г У Р О В

Современные обряды и обычаи уйгуров своеобразны и интересны и во многом сохраняют свои традиционные элементы. Это обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, бракосочетанием, погребальные обряды.

Свадьба является наиболее ярким торжеством, которое наряду с частным имеет и социальный характер, т.к. брак не только самое важное событие в жизни человека, но и означает рождение новой семьи в обществе.

Свадебную обрядность условно можно разделить на три этапа – досвадебный, свадебный и послесвадебный.

Свадьбе, как правило, предшествует сватовство. Сватовство совершается после обоюдного решения молодых вступить в брак. В качестве сватов идут отец жениха и несколько человек из числа уважаемых лиц и старших родственников, тех кому трудно отказать.

Прибыв в дом невесты, сваты сообщают о цели своего визита. Обычно, родители соглашаются не сразу. После уговоров, а иногда, и в следующее посещение сваты приходят к согласию, причем обязательным условием является необходимость получения одобрения брака со стороны близких родственников невесты. Чаще всего, это носит формальный характер, своего рода, дань уважения родственникам.

Утром в день свадьбы принимают гостей, сначала мужчин, потом женщин. Свадьбе сопутствует веселье, музыка, танцы, обильные угощения.

Наиболее ярким моментом свадебной церемонии является обряд разжигания костра перед домом жениха, предшествующим вхождению молодой в дом супруга. Молодые,взявшись за руки, три раза обходят вокруг костра. Обряд очищения огнем должен предохранить от невзгод и принести семейное счастье. Он имеет аналогию со старинным обрядом многих тюркских кочевников обводить молодую трижды вокруг костра в юрте ее мужа. Использование огня как отвращающей силы известно у многих народов Центральной Азии.

Еще один интересный традиционный обычай бытует и поныне. Это посещение молодой супружеской парой в первую пятницу после свадьбы родителей новобрачной. Этот обычай существует у уйгуров издревле. После замужества молодая посещала свою мать каждую пятницу. В этот день мать расчесывала волосы дочери, заплетала косы. Видимо, это следует связывать с некогда существовавшим матрилокальным поселением.

2. Рождение ребенка.

После родов все заботы по уходу за ребенком и роженицей ложатся на плечи матери. Считается, что новорожденный и его мать в течение сорока первых дней после родов особо подвергаются действию злых сил и поэтому их нужно оберегать. Вообще, все обряды, связанные с материнством и детством преследуют одну цель, во чтобы то ни стало сохранить жизнь ребенку.

Доступ к роженице ограничен в течении всего периода. На 12-й день происходит имянаречение, для чего приглашаются родственники мужа и мулла. До сорока дней в дом матери приходят женщины с подарками и приготовленными блюдами, своего рода помощь матери в уходе за дочерью.

На этот праздник родственников, близких и знакомых приглашал обычно сам виновник торжества. Мальчик в сопровождении родственника обходил или объезжал верхом всех приглашаемых. В кишлаке он заходил буквально в каждый дом, где его одаривали сладостями и дарили платок, домой он возвращался весь увешанный платками. Сейчас церемония приглашения упрощена.

Обряд обрезания совершается в отдельной комнате муллой. Мальчика отвлекают от страха перед обрезанием подарками и деньгами. Сам той проходит в других комнатах с весельем, музыкой, танцами и песнопением.

Подарки получают родители ребенка. Совершившего обрезание также щедро одаривают.

Похороны обставляются с особым уважением к покойному. Погребение происходит на второй день после смерти. О постигшем горе домашние тотчас же извещают родных и знакомых, которые немедленно собираются в доме усопшего.

Во время похорон женщины покрывают головы белыми платками. Мужчины в знак траура повязвают белые кушаки. В соседних комнатах от той, где лежит тело располагаются женщины и оплакивают умершего. Мужчины плачут во дворе или перед домом, встречая соболезнующих.

Перед погребением тело покойного обмывают. Для этого назначают четырех человек из родственников и желающих. Омовение считается делом благодатным, поэтому желающие всегда находятся. У головы усопшего всегда находится родственник по отцовской линии. Он или она руководит действиями остальных, льет воду из кувшина. Остальные распределяются по частям тела, верхнюю омывает один, среднюю – второй, нижнюю – третий. После погребения эти люди получают в память об усопшем его вещи, головной убор, рубашку и обувь.

Могилу выкапывают с утра молодые парни. Копают, как принято у уйгуров, с внутренне нишей в восточном обрыве ямы, немного выше дна с боку. Тело укладывается в нишу, так чтобы лицо было обращено немного на запад. Затем отверстие ниши закладывается кирпичами и могила засыпается землей.

Среди обрядов самым сохранившимся и консервативным является обряд похорон. Свадебный же и наряду с ней детский подверглись влиянию времени, хотя во многом не изменяют традициям. Отправление обрядов уйгуров разных регионов имеет свои местные особенности, не имея при этом принципиальных различий.



У казахского народа множество традиций и обычаев, которые сохранились и в наши дни. Территория Казахстана ― колыбель тюркских народов, поэтому тюркские традиции активно бытуют и у современных казахов.

Например, обычай, когда мальчику на макушке отращивают волосы и вплетают бусы — от сглаза и порчи. В истории зафиксирован факт: у Наурызбай батыра была длинная коса ― айдар.

О современных казахах

Все тюркские народы объединяет желание сохранить национальную культуру. Однако казахи дольше, чем другие тюркские народы, продолжали кочевой образ жизни. Это отразилось на современном менталитете. Каждый казах готов накрыть дастархан почетному гостю.

Национальность не имеет особого значения, главное ― чтить традиции, которые соответствуют 21 веку

Казахи чувствуют родственную связь с тюркскими народами, а браки между казахами и другими представителями тюркских народов случаются чаще. Причина ― общие традиции, обычаи и менталитет.

Национальность не имеет особого значения, главное ― чтить традиции, которые соответствуют 21 веку.

Башкиры



О традициях и обычаях

Для тюркских народов традиции ― неотъемлемая часть жизни. Башкирские обряды и обычаи старины сохранились по сей день. В основном они связаны с рождением ребенка, свадьбой и похоронными обрядами.

Башкиры сохранили традицию дарить подарки детям, пришедшим в гости. Башкирский народ заботится о детях и уделяет их воспитанию и здоровью много внимания.

Башкиры не только сохраняют, но и возрождают обычаи предков: изготовление национальных напитков и поклонение горам.



О современных башкирах

Башкиры — тюркский народ с устремленностью к высоким ценностям. Современные башкир и башкирка стремятся к знаниям, культуре, образованию, хотят усердно трудиться на благо отчизны.

Каждый башкир отличается гостеприимством ― общей чертой всех тюркских народов

Каждый башкир отличается гостеприимством ― общей чертой всех тюркских народов. Любого гостя мы стараемся напоить и накормить лучшими продуктами, чтобы он остался доволен теплым приемом.

Башкиры ― воинственный народ, который всегда участвовал в сражениях. Современные башкиры охотно идут на воинскую службу и работают в военных учреждениях.

Чуваши

Елена Сафронова, 51 год, родной город ― Павлодар, преподаватель чувашского языка Школы Национального Возрождения



О традициях и обычаях

Чуваши чтят и уважают традиции. Многие обычаи видоизменились на современный лад, но не поменяли суть.

Традиция проводов мужчин на воинскую службу действует и сейчас. В деревнях молодые ребята гуляют по деревне и поют песни-проводы.

Гостеприимство и отзывчивость ― главная черта тюркских народов. Чуваши всегда рады принять гостей и накрыть праздничный стол.

Сплоченность и отзывчивость проявляются в бытовой жизни. В деревне строится дом — все жители приходят на помощь. Традиция помогать ближнему восходит к тюркским временам, когда народ жил общинами и каждый был частью большой семьи.

Гостеприимство и отзывчивость ― главная черта тюркских народов

О современных чувашах

Каждый чуваш дорожит семьей и бережет семейные узы. Праздничные застолья у родственников, свадьбы и другие гулянья никто не пропускает, так как веселье объединяет.

Чувашская молодежь образованная и стремится к знаниям. Многие едут в Москву и Санкт-Петербург, чтобы получить лучшее образование в стране.

Современные чуваши помнят и чтят традиции. Когда мы ходим в гости, обязательно берем с собой орехи, чтобы кинуть их к потолку. Рассыпанные орехи символизируют достаток и богатство, поэтому осень ― время сбора орехов.

ТРАДИЦИИ ТЮРКОВ

Из “Книги Жыу”. Распускают волосы, высоко заворачивают левый подол. Живут в юртах. Кочуют в поисках воды прозрачнее, травы сочнее. Занимаются скотоводством, охотой. Едят мясо, пьют кумыс. Надевают одежды из кожи и шерсти.

Избрав впервые ханом своего правителя, приближенные улуки высокого звания сажают его на белую кошму и девять раз обходят вслед за движением солнца. При каждом круге улуки кланяются ему. После этого сажают его на коня, обматывают шею в шелковую ткань, затягивают, затем быстро высвобождают и спрашивают: “Сколько лет будешь каганом?” Правитель меняется в лице, взгляд его темнеет. Он не может определенно сказать, сколько лет будет каганом. Улуки в соответствии с его словами вычисляют по-своему. Высший чин среди беков: иеху, затем тычин, потом сылифа, тумаофа — всего вместе с низкими чинами 28 степеней, и все наследуют чин.

Из оружия у них есть: лук со свистящими стрелами (в “Книге Суй” назван “рогоподобным луком”), доспехи, копье, меч и семсер, последние два они носят постоянно, для красоты. На флаге изображена золотая волчья голова. Как признак того, что помнят, что они произошли от волка, они говорят так. Мастера верхом на лошади стрелять из лука. От рождения воинственные, не знают жалости, не умеют писать. При сборе и роспуске войск количество людей, лошадей, налога и скота считается надрезами на дереве. Вместо того чтобы заранее написать на бумаге, пользуются золотоконечной стрелой и восковой печатью. Обычно дожидаются полнолуния для завоевательных и грабительских походов.

По их уголовным законам бунт, предательство, убийство, изнасилование чьей-то жены, угон лошадей каралось смертью. Изнасиловавшего чью-то дочь заставляли выплатить тяжелую вину имуществом и жениться на ней. За вред, нанесенный во время драки, выплачивали вещественную стоимость в зависимости от ранения. Например, выбив глаз, виновный должен отдать свою дочь, а если нет дочери — все приданое имущество жены. Повредившие другие части тела отдавали лошадь. Укравший лошадь или другую вещь возвращает ее стоимость в десятикратном размере.

Тело умершего человека располагается в шатре (юрте). Дети, внуки и мужчины, женщины из родных собираются и приносят в жертву лошадь и овец, мясо развешивают перед шатром, обойдя семь раз на лошади вокруг шатра, перед входом в шатер надрезают лицо и рыдают, кровь и слезы льются вместе. Так повторяется семь раз, и заканчивается обряд оплакиванием. После этого в назначенный день лошадь, на которой ездил покойный, его имущество сжигают вместе с его телом и, собрав золу, в определенное время года зарывают ее в землю. Осенью и зимой прах умершего хоронят, когда листья растений желтеют или начинают опадать, а весной и летом — когда цветы начинают распускаться. Во время захоронения родственники покойного приносят жертву, скачут на лошади, сдирают лицо, как в день смерти. Внутри мазара нарисовано изображение умершего и установлена каменная доска, повествующая о его сражениях при жизни. Обычно, если он убил одного человека, ставится одна доска. У некоторых число таких досок достигает сотен, даже тысяч. Принесенные в жертву головы лошадей и овец все до единой нанизывают на кол. В этот день и женщины, и мужчины, прихорашиваясь, собираются у могил; если парню понравится девушка, на обратном пути он отправляет сватов в дом девушки. В таком случае родители девушки редко бывают против.

Каган постоянно живет на горе Дыужин. Двери его шатра повернуты к востоку, это знак уважения к восходу солнца. Каждый год он, собрав улуков, идет к пещере предков и приносит жертву, а в середине пятого месяца, собрав остальных, приносит жертву у Кок-Тенгри, на берегу реки, и поклоняется ему. В 500 ли на запад от горы Дыужин есть высокая гора, на которой не растут ни деревья, ни трава. Она называется Бодын-инли. Это на языке центральной местности означает “земное божество”. Их письменные буквы похожи на буквы народа ху. Неизвестен год возникновения, пишут краской из травы, из листьев которой берут синюю краску.

Мужчинам нравится играть в чупу, девушкам — в тащенбау. Кумыс пьют до опьянения. Поют песни друг против друга. Поклоняются духам, верят в шаманство. Считают за честь умереть на войне, считают позорным умереть от болезни. Их обычаи во многом схожи с гуннами.

Этноязычная группа говорящая на тюрских языках. Эта группа населения считается одной из древних, а ее классификация — самая сложная и до сих пор вызывает у историков противоречия. Но тем не менее 164 млн человек сегодня владеет тюркским языком. Самый древний народ тюркской группы — это киргизы, их язык до сегодня сохранился без изменений. А первые сведения об появлении тюркоязычных племен датируются еще первым тысячелетием до нашей эры.

тюркские народы карта

Карта тюркских языков

Современная численность

Самое большое количество современных тюрков — это турки. По статистике — это 43% от всех тюркоговорящих народов или 70 млн человек. Дальше идут азербайджанцы — 15% или 25 млн чел. Чуть меньше узбеков — 23,5 млн (14%), после — казахи — 12 млн (7%), уйгуры — 10 млн (6%), туркмены — 6 млн (4%), татары — 5,5 млн (3%), киргизы — 3,5 млн (2%). Последующие национальности составляют 1%: башкиры, кашкайцы и чуваши — в среднем 1,5 млн. Иные меньше 1 %: каракалпаки (700 тыс), афшары (600 тыс), якуты (480 тыс), кумыки (400 тыс), карачаевцы (350 тыс), тувинцы (300 тыс), гагаузы (180 тыс), балкарцы (115 тыс), ногайцы (110 тыс), хакасы (75 тыс), алтайцы (70 тыс). Большинство тюрок — мусульмане.

численность тюркских народов

Соотношение тюркских народов

Происхождение народов

Первое поселение тюрков было в Северном Китае, в степных зонах. Занимались землеведением и скотоводством. Со временем племена расселялись, так дошли и до Евразии. Древними тюркскими народами были:

  • гунны;
  • тюркюты;
  • карлуки;
  • хазары;
  • печенеги;
  • булгары;
  • половцы;
  • тюрки-огузы.

Очень часто в исторических летописях тюрков называют скифами. Об происхождении первых племен существует много легенд, которые также существуют в нескольких версиях.

Языковая группа

Различают 2 основные группы: восточная и западная. Каждая из них имеет разветвление:

  • Восточная:
    • Киргизо-кыпчакская (киргизы, алтайцы);
    • Уйгурская (сарыг-уйгуры, тоджинцы, алтайцы, хакасы, долганы, тофалары, шорцы, тувинцы, якуты).
    • Булгарская (чуваши);
    • Кыпчакская (кыпчакско-булгарские: татары, башкиры; кыпчакско-половецкие: крымцы, крымчаки, балкарцы, кумыки, караимы, карачаевцы; кыпчакско-ногайсие: казахи, ногайцы, каракалпаки);
    • Карлукская (илийские уйгуры, узбеки, уйгуры);
    • Огузская (огузо-булгарские: балканские тюрки, гагаузы; огузо-сельджукские: турки, азербайджанцы, турки-каприоты, туркоманы, кашкайцы, урумы, сирийские турки, крымцы; огузо-туркменские народы: трухмены, каджары, гудари, теймурташи, туркмены, афшары, салары, карапапахи).

    Чуваши разговаривают на чувашском языке. Диалектика у якутов на якутском и долганском. Кыпчакские народы расположены в России, Сибири, поэтому родной здесь становится русский, хотя некоторые народы сохраняют свою культуру и язык. Представители карлукской группы разговаривают на узбекским и уйгурском языках. Татары, киргизы и казахи добились независимости своей территории и также сохранили свои традиции. А вот огузам свойственно разговаривать на туркменском, турецком, саларском.

    Характеристика народов

    Многие национальности, хотя и живут на территории России, но они сохраняют свой язык, культуру и обычаи. Яркие примеры тюркского народа, которые зависимы от других стран частично или полностью:

    • Якуты. Часто коренные жители называют себя сахами, а их Республика получила название Саха. Это самое восточное тюркское население. Язык немного заполучили у азиатов.
    • Тувинцы.Эта национальность встречается на востоке, поближе к границы с Китаем. Родная Республика – Тува.
    • Алтайцы. Они больше всех хранят свою историю и культуру. Заселяют Республику Алтай.
    • Хакасы.Живут в Республике Хакасии, примерно 52 тыс человек. Частично кто-то переехал в Красноярский край или Тулу.
    • Тофалары. По статистическим данным, эта национальность на границе исчезновения. Встречается только в Иркутской области.
    • Шорцы. Сегодня это 10 тысяч человек, которые приютились в южной части Кемеровской области.
    • Сибирские татары. Они разговаривают на татарском, но проживают на территории России: Омской, Тюменской и Новосибирской область.
    • Долганы. Это яркие представители, живущие в Ненецком автономном округе. Сегодня национальность состоит из 7,5 тыс. человек.

    Иные народы, а таких стран шесть, добились собственной национальности и сейчас это процветающие страны с историей тюркского поселения:

    • Киргизы. Это самое древнее поселение тюркского происхождения. Пускай территория долгое время была уязвимой, но сохранить свой быт и культуру им удалось. Они проживали, в основном, в степной зоне, где мало кто поселялся. Но они очень гостеприимны и щедро встречают и провожают гостей, пришедших в их дом.
    • Казахи. Это самая распространенная группа тюркских представителей.Это очень гордый, но в тоже время волевой народ. Детей воспитывают строго, но готовы защитить ближнего от плохо.
    • Турки. Своеобразный народ, они терпеливы и неприхотливы, но очень коварны и злопамятные. Не мусульман для них не существует.

    Всех представителей тюркского происхождения объединяет общее – история и совместное происхождение. Многие сумели пронести через годы и даже не смотря на иные проблемы, свои традиции. Иные представители на границе исчезновения. Но даже это не мешает знакомится с их культурой.

    Читайте также: