Традиции черкесов кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Адыги – это коренной народ Северного Кавказа и Сочинского Причерноморья. Их корни на территории современной республики Адыгея уходят в глубокие тысячилетия. Они являются потомками носителей древней меотской культуры. Обжитые земли покидают неохотно, общая численность адыгов 125 тысяч человек, распределяется следующим образом:

  • чуть больше 95 тыс. человек проживает в Адыгее,
  • чуть больше 20 тыс. человек — территория Краснодарского края,
  • малая толика переселилась в Турцию и на Ближний Восток.

Давайте познакомимся с традициями и обычаями этого гордого горского народа, уважающего законы предков и свято чтящего воинскую доблесть и человеческое достоинство.

Социальное устройство адыгского общества

В начале-середине XIX века адыгское общество в своем развитии принадлежало к феодально-рабовладельческому строю. Сословная иерархия была незыблима. Князь — управлял, дворяне — воевали (защищали свои земли и захватывали сопредельные территории), крестьяне и рабы трудились (собирательство, охота, земляделие, садоводство). Мезальянсы были не мыслимы. Никогда князь не мог жениться на простолюдинке. При этом в противовес аристократическому управлению князя существовали племена, где власть принадлежала выборным старейшинам — некий элемент демократии, который ограничивал власть знати.

Воинская доблесть и честь

Далеко за пределами своей Родины адыги прослыли храбрыми войнами. Воинской науке черкеса обучали с детства. Еще в колыбели он слышал старые песни и были о том какой великий народ черкесы и какая судьба отважного война ему уготована. Бабушка склонялась над младенцем и произносила старые слова, которые передавались из уст в уста ни одно поколение.

В возрасте 3 (трех) лет мальчика сажали на коня, начиналась наука: метать нож, управляться с кинжалом, а затем и стрелять из лука. Адыги были отменными наездниками и меткими стрелками. Бегство с поля боя, страх перед смертью были не допустимы. Если воин показал трусость, его подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную лошадь и в таком виде выводили напоказ. Все окружающие должны были осмеивать и потешаться над осужденным. Жалость к трусу была запрещена. Трус становился изгоем, отверженным.

Только смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание, так как наравне с храбростью в адыгах ценилась скромность. Адыги считали: в центре внимания человек может быть только 3 (три) раза в жизни — в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них имел свои традициями и обряды.

Рождение ребенка. Каноны и обычаи

Когда в доме рождался ребенок на крышу дома отец вывешивал флаг. Пестрый флаг – родилась девочка, однотонный — мальчик. Пусть все знают — в дом пришла радость. В перый год жизни нового члена семьи во дворе дома дедушка по отцу сажал дерево. Ухаживать за ним позже будет подрастающий черкесс. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.

Все что нужно малышу (пеленки, распашенки, игрушки и т.п.) готовят уже после его рождения. Делать это заранее не принято. Постельные принадлежности собирают родственники со стороны матери. Почевать на белье, приготовленном родственниками отца — дурная примета, сулит в будущем малышу несчастье в браке. А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.

Женская половина дома

Женская половина дома

Свадьба у адыгов

Заключение брака — один из самых удивительных и необычных канонов адыгского общества. Обычай вобрал в себя простоту и рациональность гармонии с природой. Автолитарное общество здесь демонстрирует огромное уважение к личности человека и его свободе выбора.

Девушке сама выбирала жениха по сердцу. Ни когда отец не мог навязать ей свою волю. Объяснение этому кроется в канонах адыгского традиционного общества: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. Лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.

Свадьба проходит весело. Невесту обсыпают монетами, сладким и зернами, а в дом она входит по шелковому полотну. Считается, что под порогом дома живут души предков, Невесту вносят в дом на руках, чтобы она не потревожила усопших. По доброму обычаю каждый должен помочь молодой семье, все гости дарять подарки.

Помочь молодой семье дело святое

Помочь молодой семье дело святое

Персона женщины в адыгской семье довольно значима. Да, она беспрекословно подчинялась мужу, но супруг ни когда не мог ее бить или наказывать. Женщина — хозяйка дома, хранительница очага. Несмотря на то, что с конца XVIII века адыги окончательно приняли мусульманство, многоженство так и не прижилось на Кавказе.

Тризна

Обряд прощания с усопшим сложился довольно давно. Основу похоронного процесса составляют мусульманские обычаи.Над умершим читают молитвы, тело заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть внимательно погрузиться в исследование траурной церимонии, то можно найти доисламские черты:

  • после похорон первые три дня еду в доме усопшего не готовят, ее приносят родственники и соседи;
  • соблюдается траур: женщины одевают черное, зеркала в доме завешиваются материей;.
  • адыги скорбят по ушедшему, этот обычай идет в разрез с исламом, который предписывает не плакать над покойником,;
  • дети на похоронах не присутствуют: их уводят из дома к родственникам или соседям.

Традиции адыгов в современном обществе

Многие древние обычаи на Кавказе существуют по сей день. Современные адыги предпочитают умеренность в еде, не многословны и сдержаны в чувствах на людях. Если кто-то просит помощи у соседей или родных, они непременно должны прийти на выручку. Традиции адыгского гостеприимства подкупают каждого, кто посещает этот благословенный край. Гостя подчуют лучшими блюдами, дают лучшее место, обеспечивают безопасность не только в гостях, но и по дороге домой…

Чтобы погрузиться в традиции адыгов надо обязательно посетить республику. Наиболее востребованные туры в Адыгею представлены ниже:

Возраст: дети 6-7 лет (подготовительная группа).

Цель: донести национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения адыгского народа, своеобразие языка через обычаи и традиции.

- познакомить с национальными костюмами, подвижными играми адыгского народа;

- формировать интерес, уважительное отношение к истории и культуре своего народа;

- активизировать речь детей по средствам малых фольклорных жанров;

- развивать внимательность, творческое воображение, познавательную активность, способность анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов;

Предварительная работа с детьми :

обратить внимание на четкое произношение звуков при разучивании пословиц.

Ход беседы.

Воспитатель: Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть!

Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше - кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые. У всех разные волосы, - и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам.

Я знаю очень интересную старинную легенду. Вы хотите её услышать?

Воспитатель: А вы знаете, что у наших предков есть очень много подвижных игр, давайте мы сегодня с вами познакомимся с некоторыми из них.

Цель: развивать слуховое восприятие, быстроту реакции, внимание, сообразительность, ловкость.

Ход игры: игроки становятся в круг, в центре него кладут платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Стать друг за другом (Зэкъуэт)

Цель: развивать ловкость, смекалку, бег, двигательную активность, внимание.

Катание орехов (Дэ къегъэжэх)

Цель: развивать внимание, ловкость.

Ход игры: посередине помещения устраивают наклонную плоскость из досок шириной 50 – 60 см. Все играющие по очереди скатывали по одному ореху с плоскости. Если чей – либо орех, скатываясь, задевал какой – нибудь орех, лежавший на полу, то он выиграл его и имел право повторить бросок.

Воспитатель: вам понравились игры?

Воспитатель: Жители Кабардино - Балкарии– свято соблюдают свои национальные традиции. Традиции сопровождают адыгов с момента рождения и на протяжении всей жизни. Праздники же сопровождаются истинно кавказским радушием с учетом всех традиций!

Особенностью адыгов являются ловкость, смелость и скорость! Именно эти качества и приобщают детям.

И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.

Воспитатель: Ребята,давайте теперь с вами вспомним кабардинские пословицы.

-Без пастуха нет и стада (Мэлыхъуэ уимы1эм, мэл гуарти уи1энукъым)

-Брата лишнего не бывает (Къуэш лей щы1экъым)

-В чужом хлеву нечего считать скот (Хамэ бо 1эщ щомыбж)

-Если девять мышей потянут, то могут сорвать крышку с кадки сыра

-Если наступишь на хвост собаке, то она укусит (Хьэм и к1апэм утеувэм къодзэкъэнущ).

Воспитатель: Посмотрите на доску, (на доске изображения людей в национальных костюмах)

Воспитатель:а кто сможет найти и показать на картинках изображение людей в нашем адыгском костюме (адыгэ фащэ? (ребенок показывает)

Воспитатель:а по каким признакам вы поняли, что это адыгский национальный костюме?

Дети: Наш кабардинский национальный костюм очень красивый. Костюмы бывают разные: на каждый день и праздничные дни у женщин и у мужчин.

Воспитатель:Дети, вы знаете как называется национальный костюм для женщин и мужчин?

Дети: Адыгэ фащэ.

А теперь посмотрите на этот женский костюм, из чего он состоит?

Дети: Из платья, нагрудника, нарукавника, шапки с шалью, пояса, золотого пояса.

Воспитатель:Правильно, дети, молодцы!

Ребята, раньше платье шили из дорогих тяжё лых тканей: бархат, плотный шёлк, а вы знаете чем украшали платье?

Дети: Вышивкой украшали края разреза платья

Воспитатель:Что на голове девушки носили?

Дети: Шапки с шалью. Шапки различались по высоте, имели форму цилиндра.

Воспитатель: Чем обтягивали и украшали шапки?

Дети: Шапки обтягивался тканью из бархата, сукна. Украшали также национальными орнаментами.

Воспитатель: Ребята, вот мы рассмотрели с вами женский национальный костюм, вспомнили из чего он состоит, узнали много нового.

Воспитатель: Теперь посмотрите на мужскую одежду.

Вспомните из каких частей состоит мужская одежда?

Дети: Черкеска, шапка, башлык, рубаха, пояс, кинжал, штаны, ноговицы.

Воспитатель: Черкеска - мужская верхняя одежда. Шилась в основном из ткани естественного цвета шерсти-бурого, серого, черного, белого.

Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах -черкесах.

Воспитатель:Чем украшали черкеску?

Дети: Черкеску украшали газырями.

Воспитатель: По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Раньше когда кабардинцы уходили на войну, в черкеске по обоим сторонам оставляли по одной пустой газырнице, одну- для сильно солёно- копчённого мяса, если вдруг закончится пища, чтоб могли подкрепиться. А в другую пустую газырницу вкладывали иголку с ниткой, так как с малых лет детей приучали к аккуратности, следить за собой, ходить чистыми, и если вдруг на войне порвётся одежда, даже мужчины могли аккуратно зашить свою одежду.

Головной убор у кабардинцев в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шапку, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.

Воспитатель: Вспомните, чем его украшали?

Дети: Башлык, украшали шёлковой или шерстяной тесьмой.

Воспитатель: Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище.

Воспитатель: Ребята, а теперь в наше время, когда одевают национальную одежду?

Дети: Сейчас, национальную одежду одевают невесты во время свадеб и в праздники.

Воспитатель: Наша национальная одежда- это культура кабардинского народа. Надо беречь национальную одежду, сохранять ее для подрастающего поколения. И наши дети,очень любят свою землю, охраняют и берегут. Вот об этом нам и прочитают стих.

Реб: Небо адыгов, земля адыгов,

В небо вздымаясь, тобой любуюсь.

Небо адыгов, земля адыгов.

Пока живу я, дышу тобою.

Воспитатель: А теперь мы разделимся на две группы.

Первая команда будет собрать картинку из пазла адыгэ фащэ.

А вторая команда будет украшать нарукавник, для этого нужно на орнаменты нанести клей приклеить жёлтые блестящие нитки, чтобы нарукавник стал не с простой вышивкой, а с золотой.

Под спокойную музыку дети выполняют работу.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня познакомились с национальными костюмами, обычаями и играми адыгов.

А какие игры вам понравились больше? (ответы детей) Замечательно. Давайте сегодня на прогулки мы поиграем с вами в понравившуюся вам игру.

Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции

Народный праздник Зажинки. История, обычаи и традиции День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность.

На территории Российской Федерации проживает большое количество различных народов. Один из них черкесы — народность с самобытной потрясающей культурой, которая смогла сохранить свою яркую индивидуальность.

Где живут

Черкесы населяют Карачаево-Черкесию, живут в Ставропольском, Краснодарском крае, Кабардино-Балкарии и Адыгее. Небольшая часть народа проживает на территории Израиля, Египта, Сирии и Турции.

Численность

В мире проживает около 2,7 млн черкесов (адыгов). По переписи населения 2010 года, на Российскую Федерацию пришлось примерно 718 000 человек, из них 57 тыс. являются жителями Карачаево-Черкесии.

История

Когда именно предки черкесов появились на Северном Кавказе, точно неизвестно, но проживают они там еще со времен палеолита. Из самых древних памятников, связанных с этим народом, можно выделить памятник Майкопской и Дольменной культур, расцвет которых пришелся на 3 тысячелетие до нашей эры. Ареалы этих культур, по мнению ученых, являются исторической родиной черкесского народа.


Название

В 5-6 веке древнечеркесские племена объединились в единое государство, которое историки называют Зихия. Это государство отличалось воинственностью, высоким уровнем социальной организации и постоянным расширением земель. Этот народ категорически не желал подчиняться, и в течение всей своей истории Зихия не платила дань никому. С 13 века государство было переименовано в Черкесию. В эпоху Средневековья Черкесия была самым большим государством на территории Кавказа. Государство было военной монархией, важную роль в которой играла адыгская аристократия, которую возглавляли князья пщы.

В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область, которая входила в состав РСФСР. В нее вошла часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. В 1926 году Карачаево-Черкесская АО была поделена на Черкесский национальный округ, который с 1928 года стал автономной областью, и Карачаевскую АО. С 1957 года эти две области вновь объединились в Карачаево-Черкесскую АО и вошли в состав Ставропольского края. В 1992 году округ получил статус республики.

До 1924 года письменность основывалась на арабском алфавите и кириллице. С 1924 по 1936 год она была основана на латинице и в 1936 году — снова на кириллице.

В кабардино-черкесском языке 8 диалектов:

Внешность

Черкесы храбрые, бесстрашные и мудрые люди. Очень почитают доблесть, щедрость и великодушие. Самый презренный порок для черкесов — это трусость. Представители этого народа высокие, стройные, с правильными чертами лица, темно-русыми волосами. Женщины всегда считались очень красивыми, отличались целомудрием. Взрослые черкесы были выносливыми воинами и безупречными наездниками, в совершенстве владели оружием, умели сражаться даже в высокогорьях.

Одежда

Одежда черкесских женщин была довольно разнообразной, всегда богато украшалась. Женщины носили длинное платье, сшитое из кисеи или хлопка, короткое шелковое платье бешмет. До замужества девушки надевали корсет. Из головных уборов носили высокие шапки конусообразной формы, украшенные вышивкой, невысокие уборы цилиндрической формы из бархата или шелка, украшенные золотым шитьем. На голову невесты надевали вышитую шапочку, отороченную мехом, которую она должна была носить до рождения первенца. Снять ее мог только дядя супруга со стороны отца, но только в том случае, если он приносил новорожденному щедрые подарки, среди которых был скот или деньги. После вручения подарков шапочку снимали, после молодая мать надевала шелковый платок. Пожилые женщины носили платки из хлопчатобумажной ткани. Из украшений надевали браслеты, цепочки, кольца, разнообразные серьги. Серебряные элементы пришивали к платьям, кафтанам, украшали ими головные уборы.

Обувь производили из кожи или войлока. Летом женщины часто ходили босиком. Сафьяновые красные чувяки могли носить только девушки из дворянских семей. В Западной Черкесии был вид обуви с закрытым носом, сшитой из плотного материала, на деревянной подошве и небольшим каблуком. Люди из высших аристократических сословий носили сандалии из дерева, выполненные в форме скамеечки, с широким ремешком из материи или кожи.


Жизнь

Общество черкесов всегда было патриархальным. Мужчина является главным в семье, женщина поддерживает своего мужа в принятии решений, всегда демонстрирует покорность. Женщина в быту всегда играла важную роль. Она в первую очередь являлась хранительницей очага и уюта в доме. У каждого черкеса была только одна жена, полигамия наблюдалась крайне редко. Делом чести было обеспечить супругу всем необходимым, чтобы она всегда хорошо выглядела, ни в чем не нуждалась. Ударить или оскорбить женщину является недопустимым позором для мужчины. Муж обязан был ее оберегать, относиться с уважением. Черкесский мужчина никогда не ссорился с женой, не позволял себе произносить бранных слов.

Жена должна знать свои обязанности и четко их исполнять. На ней лежит управление хозяйством и все дела по дому. Тяжелую физическую работу выполняли мужчины. В богатых семьях женщин берегли от сложной работы. Основную часть своего времени они проводили, занимаясь шитьем.

У черкесских женщин есть право разрешать многие конфликты. Если между двумя горцами начался спор, у женщины было право прекратить его, бросив платок между ними. Когда мимо женщины проезжал всадник, он был обязан спешиться, провести ее до места, куда она направлялась, и только потом ехать дальше. Поводья всадник держал в левой руке, а по правую, почетную сторону, шла женщина. Если он проезжал мимо женщины, которая выполняла физическую работу, должен был ей помочь.

Детей воспитывали достойно, старались, чтобы они выросли мужественными и достойными людьми. Все дети проходили суровую школу, благодаря которой формировался характер и закалялось тело. До 6 лет воспитанием мальчика занималась женщина, затем все переходило в руки мужчины. Они обучали мальчиков стрелять из лука и ездить верхом. Ребенку давали нож, которым он должен был научиться поражать мишень, потом давали кинжал, лук и стрелы. Сыновья знати обязаны заниматься разведением лошадей, занимать гостей, спать на открытом воздухе, используя вместо подушки седло. Еще в раннем детстве многих княжих детей отдавали в знатные дома на воспитание. В 16 лет мальчика одевали в лучшую одежду, сажали на лучшего коня, давали лучшее оружие и отправляли домой. Возвращение сына домой считалось очень важным событием. В благодарность князь должен одарить человека, воспитавшего его сына.

С давних времен черкесы занимались земледелием, выращивали кукурузу, ячмень, просо, пшеницу, сажали овощи. После сбора урожая всегда выделялась часть для бедных, лишние запасы продавались на рынке. Занимались пчеловодством, виноградарством, садоводством, разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз.

Из ремесел выделяется оружейное и кузнечное дело, выделка сукна, изготовление одежды. Сукно, которое производили черкесы, особенно ценилось у соседних народов. В южной части Черкесии занимались обработкой дерева.


Жилище

Усадьбы черкесов располагались уединенно и состояли из сакли, которую строили из турлука и покрывали соломой. Жилище состоит из нескольких комнат с окнами без стекол. В земляном полу делали углубление для огня, оснащенное плетеной и обмазанной глиной трубой. Вдоль стен установлены полки, кровати застилали войлоком. Жилища из камня строили редко и только в горах.

Дополнительно строили амбар и хлев, которые обносили плотным тыном. За ним располагались огороды. С наружной стороны к забору примыкала кунацкая, которая состоит из дома и конюшни. Огораживали эти постройки частоколом.

К еде черкесы не требовательны, не употребляют вино и свинину. К приему пищи всегда относились уважительно и с благодарностью. Подают блюда к столу с учетом возраста сидящих за столом, от старшего к младшему. В кухне черкесов основой являются блюда из баранины, говядины и птицы. Самым популярным злаком на черкесском столе является кукуруза. В конце праздников подается бараний или говяжий бульон, это является знаком для гостей, что застолье подходит к концу. В кухне черкесов существует различие между блюдами, которые подают на свадьбу, поминки и другие мероприятия.

Славится кухня этого народа свежим и нежным сыром, адыгейским сыром — латакай. Едят их как отдельный продукт, добавляют в салаты и различные блюда, что делает их неповторимыми и уникальными. Очень популярен кояж — обжаренный в масле сыр с луком и молотым красным перцем. Очень любят черкесы брынзу. Любимое блюдо — свежий перец, фаршированный зеленью и брынзой. Перцы нарезают кружочками и подают к праздничному столу. На завтрак едят каши, омлет с добавлением муки или яичницу. В некоторых районах в омлет добавляют уже сваренные, нарезанные яйца.


Из первых блюд популярен ашрык — суп из вяленого мяса с фасолью и перловой крупой. Кроме него черкесы готовят шорпу, яичный, куриный и овощной супы. Необычным получается на вкус суп с сушеным курдюком.

К мясным блюдам подается паста — сваренная вкрутую пшенная каша, которую нарезают как хлеб. На праздники готовят блюдо из птицы гедлибже, лягур, индейку с овощами. Национальным блюдом является лыы гур — сушеное мясо. Интересное блюдо турша, это фаршированный чесноком и мясом картофель. Самым распространенным соусом у черкесов является картофельный. Его варят с мукой и разводят молоком.


Религия

Древней религией этого народа является монотеизм — часть учения Хабзэ, которое регулировало все области жизни черкесов, определяло отношение людей друг к другу и окружающему миру. Люди поклонялись Солнцу и Золотому дереву, Воде и Огню, которые, по их верованиям, дарили жизнь, верили в бога Тхьа, которого считали создателем мира и законов в нем. У черкесов был целый пантеон героев нартского эпоса и ряд обычаев, которые своими корнями уходили в язычество.


Культура

Фольклор этого народа очень разнообразен и состоит из нескольких направлений:

  • сказки и сказания
  • пословицы
  • песни
  • загадки и иносказания
  • скороговорки
  • частушки

Танцы были на всех праздниках. Самыми популярными являются лезгинка, удж хаш, кафа и удж. Они очень красивы и полны сакрального смысла. Музыка занимала важное место, без нее у черкесов не проходило ни одно торжество. Популярными музыкальными инструментами являются гармоника, арфа, флейта и гитара.

Сказки и сказания делятся на несколько групп:

  • мифические
  • о животных
  • с загадками и отгадками
  • правовоспитательные

Одним из основных жанров устного народного творчества черкесов является героический эпос. В его основу входят сказания о героях-богатырях и их приключениях.


Традиции

Особое место у черкесов занимает традиция гостеприимства. Гостям всегда выделялось все самое лучшее, хозяева никогда не докучали им своими вопросами, накрывали богатый стол и обеспечивали нужными удобствами. Черкесы очень щедры и готовы накрыть для гостя стол в любое время. По обычаю, любой приезжий мог зайти во двор, привязать к коновязи своего коня, войти в дом и провести там столько дней, сколько необходимо. Хозяин не имел права спрашивать его имя, а также цель посещения.

Молодым не позволительно первыми начинать разговор в присутствии старших. Позорным считалось курить, пить и сидеть в присутствии своего отца, есть с ним за одним столом. Черкесы считают, что нельзя быть жадным в еде, нельзя не сдерживать свои обещания, присваивать чужие деньги.

Одним из главных обычаев народа является свадьба. Невеста покидала родной дом сразу после того, как жених заключал с ее отцом соглашение о будущей свадьбе. Отвозили ее к друзьям или родственникам жениха, где она жила до торжества. Такой обычай является имитацией похищения невесты при полном согласии всех сторон. Длится свадебное торжество 6 дней, но жених на нем не присутствует. Считается, что родные злятся на него за похищение невесты. Когда свадьба заканчивалась, жених возвращался домой и ненадолго воссоединялся с молодой женой. Ее родным он приносил угощения от своего отца в знак примирения с ними.

Комната новобрачных считалась священным местом. Нельзя было около нее делать хозяйственную работу и громко разговаривать. Через неделю пребывания в этой комнате, молодую жену выводили в большой дом, проводили специальный обряд. Девушку накрывали покрывалом, давали ей смесь из меда с маслом, осыпали орехами и сладостями. Потом она уходила к родителям и долго жила там, иногда до рождения ребенка. По возвращении в дом мужа жена начинала заниматься хозяйством. В течение всей супружеской жизни муж к жене приходил только ночью, все остальное время он проводил на мужской половине или в кунацкой.

Жена была хозяйкой на женской половине дома, у нее было свое имущество, это приданое. Но был у жены ряд запретов. Она не должна была сидеть при мужчинах, называть супруга по имени, ложиться спать, пока он не пришел домой. Муж мог без всяких объяснений развестись с женой, она также могла требовать развод по определенным причинам. Но происходило подобное очень редко.


Мужчина не имел права в присутствии посторонних целовать своего сына, произносить имя жены. Когда муж умирал, все 40 дней жена должна была посещать его могилу и проводить около нее некоторое время. Постепенно этот обычай был забыт. Вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Если она становилась женой другого мужчины, дети оставались с семьей мужа.

Беременные женщины должны были соблюдать правила, для них существовали запреты. Это необходимо было для того, чтобы оградить будущую мать с ребенком от злых духов. Когда мужчине говорили, что он станет отцом, он уходил из дома и в течение нескольких дней появлялся там только по ночам. После родов, через две недели, проводили обряд укладывания новорожденного в колыбель и давали ему имя.

За убийство наказывали смертью, приговор выносил народ. Убийцу бросали в реку, привязав к нему камни. Существовал у черкесов обычай кровной мести. Если их оскорбили или случалось убийство, мстили не только убийце, а всей его семье и родственникам. Смерть отца нельзя было оставлять без мести. Если убийца хотел избежать наказания, он должен был вырастить и воспитать мальчика из семьи убитого. Ребенка уже юношей возвращали в дом отца с почестями.

Если человека убило молнией, хоронили его по-особенному. Проводились почетные похороны убитых молнией животных. Обряд сопровождался пением и танцами, а щепки от дерева, которое поразила и сожгла молния, считались целебными. Проводили черкесы обряды для вызывания дождя в засуху, перед началом и после проведения сельскохозяйственных работ делали жертвоприношения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема : «Традиции и обычаи адыгов,

Обобщить и систематизировать знания детей по культуре адыгов.

Развивать нравственные качества учащихся как уважение к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой.

Воспитывать любовь к своей малой Родине, умение гордиться своими обычаями, традициями.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, фонограммы песен об Адыгее, картинки, рисунки.

Ход праздника:

II. Вступительное слово учителя.

Шъуимафэшlух, тихьэкlэ лъапlэхэр!

Добрый день, ребята, дорогие гости!

Много стран на нашей планете. Разные люди живут в этих странах по своим собственным законам. А наша большая страна называется Россия. Много людей живет в ней, много народов. Но все они живут единой семьей, помогая друг другу. Потому что у нашей Родины такой смысл – жить и работать вместе, помогать друг другу, уважать и любит друг друга.

Сегодня мы будем говорить о нашей малой Родине Адыгее о традициях, обычаях и культуре адыгов . (c лайд 1)

hello_html_m6c3f29b4.jpg

hello_html_2a657690.jpg

Стихотворение “Приглашение” авт. И.Машбаш

( c лайд 2)

Я знаю, Адыгея так мала,

На пёстрой карте, возле гор Кавказских,

Вот вся она под кончиком указки –

Земля, что целым миром мне была:

Карабкались по склонам облака,

Трава на горных пастбищах качалась,

О скалы билась бурная река,

Текла издалека и не кончалась.

Спроси о нас историю. Она

Адыгов прежних помнит имена,

Она расскажет, как когда-то встарь

Летели бурки и звенела сталь,

hello_html_136ac598.jpg

. ( c лайд 3 )

hello_html_6b79bb7c.jpg

Адыги – это маленький народ большой Земли )

Адыги – это большой народ своей страны.

Адыги – это народ, который вошел в истории мира,

как самый свободолюбивый, гордый, отважный народ.

Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгейский народ.

hello_html_ma92cd7.jpg

Два мальчика.(Один в национальном костюме)

Когда бог распределял землю между людьми разных национальностей, адыги пришли последними. Бог, успевший к этому времени уже распределить землю, спросил удивленно адыгов:

- Почему вы до сих пор не приходили?

- За ваш прекрасный обычай гостеприимства я щедро отблагодарю вас, отдам те земли вам, которые я себе оставил, - сказал бог адыгам. – На этой щедрой земле вы никогда не будете испытывать недостатка, и всегда с достоинством будете принимать своих гостей.

- Так адыги получили божию землю.

( c лайд 4)

hello_html_5827b3ea.jpg

Действительно, это очень богатый, цветущий уголок земли, где густые леса, бурные реки, пышная растительность, чистый воздух, величественные кавказские горы со снежными вершинами.

Где младший уважает старших, где старший оберегает младшего. Где доброта, гостеприимство, человечность – главные добродетели.

Не будет ошибкой сказать, что любое хабзэ (закон) начинается в семье.

У адыгов было много поверий и магических приемов, в которые они верили, и этим как бы оберегали своих детей. Колыбель для ребенка делали из боярышника. Считалось, что боярышник - охраняющее и “доброе” дерево. Боярышник, нарубленный в лесу, через реку не переносили, чтобы он не потерял свою магическую силу.

Кущэ - именно так называется колыбель для ребенка. Много делали для того, чтобы уберечь ребенка от сглаза и злых духов. Поэтому колыбель украшали национальными орнаментами и родовыми тамгами.

Со дня торжественного укладывания ребенка в люльку ему сопутствовали добрые пожелания.

“Кущэхэпхэ” - общепринятое торжество с пожеланиями и поздравлениями.

В честь новорожденного обязательно нужно посадить дерево. Эту миссию должен взять в свои руки дедушка по отцу. Как правило, нужно посадить фруктовое дерево, но ни в коем случае - орехоплодное. Это объясняется очень просто - дерево должно быть семечковое, плодоносное, чтобы ребенок в будущем мог воспроизвести здоровое и богатое потомство.

По адыгскому этикету первым в люльку укладывают не ребенка, а кошку. Делалось это для того, чтобы младенец спал так же крепко, как и домашнее животное. Обычай требовал, чтобы малыша укладывали в колыбель только после двух недель после рождения. Этот обряд укладывания доверяли самой старшей женщине рода - бабушке по отцу. Можно было этот обряд провести и просто знакомой женщине, но только в том случае, если она многодетная.

Другой детский праздник, важный по своему морально-этическому значению, - обычай, определяющий будущую судьбу малыша

Как важен он на пути к миру.

И ты перешагнул порог!

Не кукуй кукушечка,

Вот пойдёт сыночек

Ведущий. Наш сынок набрался сил и порог переступил. По преданию, чтобы малыш крепко стоял на ногах, старшие в семье режут ему путы.

Взрослые демонстрируют резанье пут, произнося такие слова:

Умных мудрей будь!

Камня вернее будь!

Будь как стальной клинок!

Маленький мой внучок.

Именно о нем пишет поэт Киримизе Жанэ.

Первые шаги.

hello_html_m3c9cae08.jpg

От стола до стула

Горд и счастлив дед:

Все соседи видели

Путь совсем не малый

От стола до стула:

На руках уснула.

(Три ученика участвуют) .

У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.

Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду.

Оставляй его добрый человек.

Ведущий: Но за год сын-лентяй ничему не научился. Зачем богатым родителя сын-работник? Но договор он выполнил. Через год говорит юноше:

- На тебе золотой, ступай домой, отдай отцу заработанные деньги.

Приезжает сын домой, отдает отцу золотой, а сам песню напевает.

- Посмотрим, какова цена золотого (бросает монету в реку), а сын песню напевает.

Ведущий: На другой год отец отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.

- Посмотрим какова цена золотого. (бросает снова монету в реку, а сын все напевает)

- На третий год отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники, но за работу не назначил никакой платы.

- Надо зерно на мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.

- Так прошел год. Сын-лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.

- Вот тебе два золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.

- Пришел сын к отцу и отдал ему два золотых. И как только он сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и сказал:

- Не бросай, отец, эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!

Так из поколения в поколение учат труду в адыгейских семьях. И это стало традицией.

hello_html_33142e21.jpg

hello_html_m5e6dc118.jpg

У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Много их и у адыгского народа. Одна из лучших традиций адыгов – уважение к старшим. Эта традиция прививается детям с раннего детства ( c лайд 9)

hello_html_46aef55b.jpg

“У адыгов обычай такой” сл.К.Жанэ, муз. Г.Самоговой.

Если где – то в кругу молодых

Держит речь седовласый адыг,

Ты не вздумай его перебить,

Уважай его возраст седой,

У адыгов обычай такой.

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой.

Если гость постучит у двери,

Гостю сердце своё отвори.

И полдома на время отдай,

И четлибжем его угощай,

И пои ключевою водой, –

У адыгов обычай такой!

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой!

Учитель: ( c лайд 10)

Обычай гостеприимства берёт начало в глубокой древности. Гость является священным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие.

Хозяин нес ответственность за жизнь и имущество гостя. Гость все так же считается священным, и принимают его все так же как почетного члена семьи. Хозяин должен встречать своего гостя с величайшим уважением и угощать его лучшими блюдами и напитками, а когда гость покидает дом, хозяин обязан сопровождать его и оберегать от беды.

Стихотворение “Адыгея родная моя!” авт.К.Жанэ

Моя песня – сестра синих гор и полей

Сердцу милые с детства края,

Я родился и вырос в колыбели твоей,

Адыгея родная моя!

Над тобою России немеркнущий свет,

В небе ласковом зори струят.

Твоих рек быстротечных красивее нет,

Адыгея родная моя!

Пусть, как море, шумит золотистая степь –

Богатырская слава твоя.

Ты навеки верна краснокрылой звезде

Адыгея родная моя!

Я люблю гор высоких заоблачный взлёт,

Сердцу милые с детства края.

По сыновьи люблю адыгейский народ

Адыгея родная моя!

Учитель: ( c лайд 11)

hello_html_6ae8c0cb.jpg

Мы много говорим о любви к родине. Но прежде, чем научиться любить свою родину, мы должны научиться любить, уважать собственную мать. Мама, много в этом слове для каждого человека. Мама – это самое святое для всех людей. Уважайте своих мам, берегите их.

Исполняется песня о бабушке на адыгейском языке “Синан” авт. У.Тхабисимов.

Адыгея – Родина моя!

Уголок страны привольной нашей.

Глянешь – вся в цвету твоя земля,

Кажется, что нет на свете краше.

hello_html_697dfd11.jpg

Учитель: ( c лайд 12)

Нравы, традиции, обычаи адыгского народа несут добро, свет и любовь к людям, стремление сохранить нашу национальную культуру.

Читайте также: