Избирательное право в японии в 19 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ЯПОНИИ

В статье рассмотрены фундаментальные принципы избирательного права Японии. Конститу­ция Японии закрепляет четыре таких принципа - всеобщность, равенство, прямые выборы и тай­ное голосование. Статья ориентирована на анализ национальной специфики в реализации уни­версальных принципов избирательного права.
Ключевые слова: право, юриспруденция, выборы, избирательное законодательство, нормативное регулирование, избирательная кампания, принципы избирательного права.

Т.О. Кузнецова – старший преподаватель кафедры конституционного права Московского Государственного Института Международных Отношений (Университет) Министерства Иностранных Дел Российской Федерации.

PRINCIPLES OF ELECTORAL LAW IN JAPAN
The article covers the fundamental principles of electoral law in Japan. There are four constitutional principles of election: universal suffrage, equality of votes, direct election and, as a symbol of free election, secret vote. This article analyses in detail the national specific of the universal electoral principles.
Key words: law, legal science, election, election legislation, law regulation, election campaign, principles of electoral law.
Т. Kuznetsova – Senior lecturer, department of constitutional law, MGMIMO (University) under the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
Принципы права выступают в качестве сво­еобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся правовая систе­ма. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государ­ственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слажен­ности, стабильности и эффективности право­вой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различ­ных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объ­ективного права. В юридической науке принято выделять три вида принципов права - общие, межотраслевые и отраслевые. Общие принци­пы права (гуманизм, народовластие, конститу­ционализм, законность и проч.) имеют отноше­ние как ко всей правовой системе государства, так и к любой ее части. Видовые принципы не существуют изолированно. Каждая отрасль и каждый институт права характеризуется как общими для всех отраслей и институтов основ­ными принципами, так и межотраслевыми, ко­торые свойственны объективному и субъектив­ному праву сравнительно больших автономных групп отраслей и, естественно, принципами, имеющими отношение только к данной отрас­ли и институту, обусловленными предметом регулирования и влияющими на методы юри­дической регламентации 1 .

Под принципами избирательного права по­нимаются основополагающие начала и поло­жения, закрепленные в нормах избирательного права. Конституция Японии установила в стране представительную демократию, провозгласила всеобщее, равное избирательное право при тай­ном голосовании, прямой порядок выборов обе­их палат Парламента, а также принцип неответ­ственности избирателя за сделанный им выбор.

Равное избирательное право означает, что граждане участвуют в выборах на равных осно­ваниях, и обеспечивается тем, что все избира­тели обладают одинаковыми с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосо­вания, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что из­биратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участво­вать в голосовании только один раз. Каждому гражданину Японии выдается одинаковое коли­чество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан.

Накануне реформы избирательных округов 1994 года ситуация была следующей - средняя норма представительства по стране для депу­тата палаты представителей составляла 236424 голосов избирателей. Но при этом по округам сохранялся серьезный дисбаланс - в четвертом избирательном округе префектуры Канагава для избрания кандидата было необходимо полу­чить поддержку 427761 кандидатов, а в третьем округе префектуры Нагано - только 142932 3 .

В 1986 году по решению Верховного суда Японии было пересмотрено число депутатов, избираемых от городских и сельских районов - плотно населенные округа стали избирать на 8 депутатов больше, сельские соответственно меньше, в нескольких округах были пересмо­трены границы 4 .

Принцип всеобщности. Ст. 15 Конституции Японии устанавливает всеобщее избирательное право. Граждане Японии могут избирать и быть избранными независимо от пола, расы, нацио­нальности, происхождения, имущественного и общественного положения, отношении к рели­гии, места жительства, а также других обстоя­тельств.

Особое значение для обеспечения всеобщ­ности избирательных прав граждан и гаранти­руемых законом пределов их реализации имеет вопрос об избирательных цензах, представляю­щих собой установленные законодательством ограничения активного и пассивного избира­тельного права, обусловленные теми или ины­ми обстоятельствами.

Вопросы, касающиеся субъективного изби­рательного права, подробно рассматриваются в избирательном законе страны. Им посвяще­на вторая глава. Именно избирательный закон определяет возраст совершеннолетия в 20 лет и устанавливает активное избирательное право с возраста совершеннолетия. Такой высокий воз­растной ценз в отношении активного избира­тельного права встречается в мировой практике, например, Тайвань, Республика Корея, Тунис, Монако, но исключительно редко.

Ценз оседлости в 3 месяца предусмотрен только для муниципальных выборов любого вида. Также закон устанавливает положение о том, что изменение места жительства не влияет на осуществление избирательных прав граждан Японии. Кроме того, возможные изменения гра­ниц административных единиц не влияют на осуществление избирательных прав граждан.

11 статья избирательного закона определяет круг граждан, не имеющих права избирать. К их числу относятся лица, не достигшие возраста со­вершеннолетия, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также лица, кото­рым назначено иное уголовное наказание (кро­ме случаев отсрочки исполнения приговора).

Пассивное избирательное право имеет бо­лее сложный правовой режим и, в отличие от активного избирательного права, характери­зующегося режимом наибольшего электораль­ного благоприятствования, - более ограничи­тельный характер, который в основном связан с возрастными критериями. Для реализации пассивного избирательного права, в том числе права выдвигать свою кандидатуру на выборах в порядке самовыдвижения, недостаточно лишь волеизъявления лица, желающего быть канди­датом, - лицо должно отвечать определенным требованиям, установленным Конституцией, среди которых наличие гражданства, достиже­ние соответствующего возраста, с которым Кон­ституция связывает возможность гражданина самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности; кроме того, закон об избрании на публичные должности устанавли­вает основания, при наличии которых лицо не может баллотироваться на выборную должность (ст.11 закона о выборах).

Для пассивного избирательного права преду­смотрен более высокий возрастной ценз: для де­путатов палаты представителей -25 лет, палаты советников - 30 лет. В отношении выборных ор­ганов на местах - депутаты как префектуральных, так и муниципальных законодательных ассамблей должны достичь 25-летнего возраста, главы префектур - 30-летнего, а главы муници­палитетов - 25-ти лет.

В отличие от активного избирательного пра­ва в пассивном не предусмотрен ценз оседло­сти. Также закон о выборах не устанавливает дополнительных цензов, но, тем не менее, воз­можность реализовать пассивное избирательное право в значительной мере ограничена высоким избирательным залогом (ст. 92 закона о выборах) и принципом несовместимости должностей (ст. 89 закона о выборах).

Формально на законодательном уровне в Японии запрещается дискриминация любого рода. Фактически же элементы дискриминации присутствуют в различных сферах жизни, в том числе и в сфере избирательных прав и избира­тельных возможностей как граждан Японии, так и постоянно проживающих иностранцев. В первую очередь это относится к единственной в Японии этнической группе айну, социальной страте буракумин, постоянно проживающим в Японии этническим корейцам, китайцам и еще ряду диаспор. Кроме того, несмотря на консти­туционный запрет на дискриминацию на осно­вании тендерных различий Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении жен­щин среди прочих эпизодов скрытой дискри­минации женщин указывает на малое участие женщин в политической жизни 7 .

Несмотря на широкое применение в Японии принципов территориальной местной автоно­мии, единственное национальное меньшинство, обладающее японским гражданством - айну до сих пор не имеет статуса национальной автоно­мии. В 2007 г. Япония подписала Декларацию ООН о правах коренных народов, однако до сих пор не имеет законодательства об официальном признании айнов. Только летом 2008 года Пар­ламент Японии принял резолюцию о призна­нии за народом айну статуса коренного наро­да. До 2001 года, когда в палату представителей Японии был избран первый депутат этнический айну, интересы этой народности вообще не были представлены на национальном уровне 8 .

Уникальное положение корейцев в Японии создаёт, конечно, множество юридических про­блем. Единственная возможность для японских корейцев пользоваться правами и свободами в полном объеме - это ассимиляция, а именно получение японского гражданства и смена ко­рейского имени на японское, что вызывает се­рьезную озабоченность комитета ООН по лик­видации расовой дискриминации 11 .

Прямые выборы. Следующий принцип японского избирательного права - это прямые выборы. Японский избиратель голосует непо­средственно за кандидата или политическую партию, никаких промежуточных органов из­бирательная система Японии не знает. Этот принцип распространяется на все виды выбо­ров, как парламентские (выборы депутатов па­латы советников и депутатов палаты предста­вителей), так и местные (выборы губернаторов префектур, мэров городов, старост поселков и деревень, депутатов префектуральных и муни­ципальных собраний в городах, поселках и де­ревнях). Некоторой особенностью конституци­онной регламентации этого принципа является то, что в отличие от большинства принципов избирательного права, закрепленных в третьей главе Конституции, посвященной правам и сво­бодам народа, он содержится в восьмой главе Конституции, регламентирующей вопросы ор­ганизации и деятельности органов местного са­моуправления (ст. 93).

Для предотвращения мошенничества с изби­рательными бюллетенями в Японии действует принцип собственноручного вписывания изби­рателем фамилии кандидата или названия по­литической партии. Это значит, что избиратель должен лично иероглифами, хираганой, катаканой или шрифтом Брайля для слепых написать фамилию и имя одного из баллотирующихся в округе кандидата или политической партии. Список кандидатов и политических партий вы­вешивается в каждой кабине для голосования. Для неграмотных и лиц, страдающих физиче­скими недостатками, предусмотрено голосова­ние по доверенности. Применение этого прин­ципа представляется неоднозначным. С одной стороны, это дает возможность для нарушения принципа тайного голосования, так как в мало­населенных сельских районах, а при привле­чении специалистов повсеместно, по почерку можно определить, кто как голосовал. С другой стороны, незначительная ошибка в написании фамилии кандидата или просто неясный по­черк может явиться достаточным основанием для признания избирательного бюллетеня не­действительным. Кроме того, это создает до­полнительные трудности в том случае, когда по одному округу баллотируются кандидаты с одинаковой фамилией. В случае, если избира­тель пишет в бюллетене только фамилию, и это не дает возможности определить, за какого кон­кретно кандидата подан голос, то такие голоса не пропадают, а делятся между двумя кандида­тами пополам.

Положения данного принципа в Конститу­ции Японии расширены нормой о неответствен­ности избирателей за сделанный выбор как в публичном, так и частном порядке.

В заключение необходимо отметить следу­ющее очевидное обстоятельство, несмотря на формальную приверженность международным стандартам в сфере избирательного права, под­робное закрепление демократических принци­пов и начал в Конституции Японии, практика применения этих положений в ряде случаев существенно расходится с нормативным содер­жанием. Такое расхождение находится в той стадии, когда оно не может быть преодолено без специальной деятельности государственных органов. Основной задачей правящей верхушки Японии является не столько укрепление право­вой базы, сколько практическое обеспечение уже существующих демократических предписа­ний. В сложившейся ситуации основная нагруз­ка ложится на судебные органы, от принятия ре­шений которыми во многом зависит реализация существующих норм, не только в соответствие с буквой, но также и духом закона.


3 Омия Такео. Сэнкё сэйдо то гиин тэйсу но дзэсэй (Избирательная система и численность депутатов парламен­та). Токио, 1992. С. 46.


4 Reed, Steven R„ and Thies Michael F. The Causes of Electoral Reform in Japan. In Mixed-Member Electoral Systems: The Best of Both Worlds? ed. M. S. Shugart and M. P. Wattenberg. New York. Oxford University Press, 2001. P. 152-172.

Активное и пассивное избирательное право

Законодательно закреплено всеобщее прямое равное избирательное право при тайном голосовании. Имеют право голосовать все граждане Японии, достигшие двадцатилетнего возраста, кроме лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо осужденные за нарушение избирательного законодательства на период отбытия ими наказания, включая условное.

Помимо личного голосования на избирательном участке в день выборов возможно голосование по открепительному удостоверению, по почте, с помощью факсимиле и с помощью доверенного лица. С 2001 года возможно голосование с помощью сети Интернет, но только на муниципальных выборах.

Ценз для кандидатов на выборные должности составляет либо 25 (Палата представителей, префектурные и муниципальные законодательные ассамблеи), либо 30 лет (Палата советников, главы префектур).

Совмещение мандатов членов законодательных собраний различных уровней невозможно, равно как и совмещение депутатских мандатов и должностей государственной и муниципальной службы (кроме Премьер-министра, министров и ряда должностей Кабинета министров и министерств).

Свои кандидатуры на выборах может выдвигать любое лицо, обладающее пассивным избирательным правом. Заявление о выдвижении кандидата может быть представлено как им самим, так и его доверенным лицом, которое должно быть внесено в списки избирателей данного избирательного округа. Одно лицо не может выдвигаться более чем по одному округу и более чем на одних выборах.

Политические партии, имеющие пять депутатов в Парламенте или получившие более 2 процентов голосов избирателей на последних национальных выборах, а также любые политические организации, которые готовы представить кандидатуры как минимум на 20 процентов мест по региональному блоку, могут регистрировать свои списки кандидатов на выборах в Палату представителей. Политические партии, имеющие пять депутатов в Парламенте или получившие более 2 процентов голосов избирателей на последних национальных выборах, а также прочие политические организации, имеющие минимум 10 кандидатов, могут регистрировать свои списки для выдвижения в Палату советников. Для кандидатов на выборах в Палату представителей возможно одновременное выдвижение как по списку партии, так и в одномандатном округе.

Минимальное количество голосов, необходимое для возврата залога кандидату (партии), определяется исходя из численности населения округа, количества полученных голосов, явки, количества замещаемых или полученных мандатов и т.д.

Выборы

В Японии выбирают двухпалатный Парламент, глав и законодательные собрания префектур, мэров и депутатские собрания городов, глав специальных столичных районов и депутатов специальных столичных ассамблей (г. Токио), старост поселков и деревень, депутатов законодательных собраний поселков и деревень.

Выборы в обе палаты Парламента Японии: Палату представителей (Нижняя палата) и Палату советников (Верхняя палата) – проходят по смешанной системе.

Из 480 мандатов депутатов Палаты представителей 300 избираются по одномандатным округам на основании мажоритарной системы относительного большинства, а остальные 180 – по пропорциональной системе. Вся страна при этом делится на 11 регионов, в каждом из которых представлен региональный партийный (закрытый) список. Представительство самого густонаселенного региона Кинки – 29 депутатов, самого малонаселенного Сикоку – 6 депутатов. Выборы проходят раз в четыре года. Палата представителей может быть распущена досрочно.

Из 242 депутатов Палаты советников 146 избирается на основании полиноминальной избирательной системы относительного большинства. Вся страна разделена на 47 избирательных округов (совпадающих с префектурами), по каждому округу избирается от двух до десяти советников. Оставшиеся 96 советников избираются по партийным (открытым) спискам в едином общенациональным избирательном округе. Срок полномочий советника Верхней палаты составляет шесть лет, однако раз в три года происходит обновление половины состава Палаты советников.

При распределении мандатов депутатов обеих палат Парламента по пропорциональной системе используется метод д’Ондта.

На всех остальных уровнях выборов применяется исключительно мажоритарная избирательная система.

Система избирательных органов

За организацию выборов в масштабах всей страны отвечает Министерство внутренних дел и коммуникаций Японии. В качестве нижестоящих органов функционируют центральная, префектуральные и муниципальные избирательные комиссии. В состав комиссий всех уровней не может входить более двух (трех – для центральной избирательной комиссии) лиц, принадлежащих к одной партии.

Центральная избирательная комиссия наделяется полномочиями только по проведению общенациональных выборов по пропорциональной избирательной системе (в обе палаты Парламента). В состав центральной избирательной комиссии входит пять членов, назначаемых Премьер-министром по представлению Парламента. Они не могут быть депутатами Парламента, но должны обладать пассивным избирательным правом. Таким же образом избираются их заместители. Срок полномочий комиссии – три года.

Префектуральные избирательные комиссии (четыре члена и четыре заместителя) формируются префектуральным собранием из лиц, не являющихся депутатами собраний, но обладающих пассивным избирательным правом. Срок их полномочий – четыре года. Они занимаются организацией общенациональных выборов (по одномандатным и многомандатным округам), выборов префектов и депутатов префектурных ассамблей, контролируют деятельность муниципальных комиссий, занимаются просвещением граждан, а также осуществляют контроль за деятельностью политических партий.

Муниципальные избирательные комиссии образуются муниципальными собраниями на четыре года в составе четырех человек. Их функции сводятся к составлению списков избирателей, обеспечению голосования и подсчета голосов, организации и проведению выборов на местном уровне (главы муниципалитетов, муниципальные ассамблеи). На общенациональных выборах открывается чуть менее 55 000 избирательных участков. На каждом избирательном участке муниципальная избирательная комиссия назначает управляющего по голосованию и 2–5 наблюдателей.

Время голосования на участках – с 7.00 до 20.00, но в ряде случаев может быть увеличено.

Финансирование партий

В 1995 году был принят закон о государственных субсидиях политическим партиям. Государственные субсидии предоставляются политическим партиям по запросу. Общая сумма субсидий (для всех партий) не может превышать 250 иен на каждого жителя Японии (127 760 000*250~32 000 000 иен (10 713 000 руб.)). Размер субсидии зависит от представительства партии и результата на последних выборах.

Финансировать избирательные кампании не могут органы государственной и местной власти, государственные служащие, компании и корпорации, получающие субсидии от государства и местных органов власти, иностранные физические и юридические лица, запрещены анонимные пожертвования. Каждый даритель может делать пожертвования не чаще чем раз в год и на сумму, не превышающую 1 500 000 иен.

Ход голосования

Принятие Конституции, ставшее кульминацией реставрации Мейдзи, произошло 11 февраля 1889 года. В Японии появились независимый суд и избирательное право.

Как отмечают историки, содержание Конституции Мэйдзи во многом совпало с конституционными актами передовых европейских государств того времени, в частности, больше всего оно напоминало главный закон Пруссии. Это, кстати, произошло совсем не случайно: перед тем, как готовить свод государственных законов, император отправил в европейскую командировку своего советника. Перед Ито Хиробуми стояла чёткая задача — ему необходимо было изучить конституции европейских держав и выбрать лучшую.

Ито Хиробуми.

Тут же японское общество раскололось на два лагеря: консерваторы считали, что Конституция должна начать действовать сразу после одобрения императора, либеральная общественность настаивала на том, чтобы Конституцию приняли на специальном учредительном собрании. Ответственность на себя в очередной раз взял Ито Хиробуми — он пошёл на компромисс. Создал так называемый Тайный совет, куда вошли 12 самых прославленных чиновников, причём как либеральных, так и консервативных. Совету понадобилось ещё полгода, чтобы окончательно доработать текст Конституции. Она была торжественно обнародована в императорском дворце 11 января 1889 года. Император поклялся выполнять все требования, изложенные в ней, а уже меньше чем через в год в Японии состоялось первое заседание парламента.

Здание Дайдзёкан (госсовет).

Ниже мы приводим самые интересные выдержки из так называемой Конституции Мэйдзи, которая состоит всего из 76 статей, распределённых по семи главам.

Глава I. Император.

Статья I. Японская империя должна управляться и над нею должна царствовать непрерывная во веки веков линия императоров.

Статья II. Императорский престол должен переходить по наследству к мужским потомкам императора, согласно постановлениям закона об императорском доме.

Статья III. Император есть лицо священное и неприкосновенное.

Статья IV. Император есть глава империи, соединяющий в себе права верховные и осуществляющий их в согласии с постановлениями настоящей конституции.

Статья V. Император осуществляет законодательную власть с согласия императорского сейма (парламента).

Статья VI. Император дает законам свое утверждение и распоряжается об их обнародовании и исполнении.

Статья VII. Император созывает императорский сейм, открывает, закрывает, отсрочивает его и распускает палату депутатов.

Статья X. Император определяет устройство различных отраслей управления и оклады всех гражданских и военных чинов, каковых он же назначает и смещает. Исключения, особо оговоренные в настоящем основном или в других законах, должны согласоваться с относящимися до них определениями.

Статья XI. Императору принадлежит верховное командование армией и флотом.

Статья XIII. Император объявляет войну, заключает мирные и иные договоры.

Статья XIV. Император объявляет осадное положение. Условия и последствия осадного положения должны определяться законом.

Статья XV. Император жалует дворянство, почетные звания, ордена и иные знаки отличия.

Статья XVI. Император дарует амнистию, помилования, уменьшает наказания и восстанавливает в правах.

Глава II. Права и обязанности подданных.

Статья XX. Японские подданные подлежат отбыванию военной или морской службы, согласно определениям закона.

Статья XXI. Японские подданные обязаны платить налоги, согласно постановлениям закона.

Статья XXII. Японские подданные пользуются свободой выбора местожительства и перемены такового в пределах закона.

Статья XXIII. Ни один японский подданный не может быть арестован, удержан в заключении, судим или наказан иначе, как по закону.

Статья XXIV. Ни один японский подданный не может быть лишен права быть судимым судьями, установленными законом.

Статья XXV. Помимо случаев, в законе обозначенных, в дом японского подданного нельзя ни войти, ни произвести там обыск без его согласия.

Статья XXVI. Помимо случаев, в законе обозначенных, тайна переписки каждого японского подданного не может быть нарушаема.

Статья XXVII. Право собственности каждого японского подданного должно оставаться неприкосновенным. Меры, необходимые в интересах общего блага, должны устанавливаться законом.

Статья XXVIII. Японские подданные пользуются свободой вероисповедания, поскольку она не нарушает порядка и спокойствия и не наносит ущерба их обязанностям, как подданных.

Статья XXIX. Японские подданные, в пределах закона, пользуются свободой слова, письма, печати, общественных собраний и союзов.

Статья XXX. Японские подданные могут подавать петиции, соблюдая надлежащие почтительные формы и подчиняясь правилам, на сей предмет установленным.

Глава III. Императорский сейм.

Статья XXXIII. Императорский сейм состоит из двух палат — палаты пэров и палаты депутатов.

Статья XXXIV. Палата пэров, согласно указу о палате пэров, должна состоять из членов императорской фамилии, из представителей дворянства и из лиц, возведенных в это звание императором.

Статья XXXV. Палата депутатов должна состоять из членов, выбираемых народом, согласно постановлениям избирательного закона.

Статья XXXVI. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.

Статья XXXVII. Каждый закон требует одобрения императорского сейма.

Статья XXXVIII. Обе палаты голосуют о законопроектах, докладываемых им правительством, а также могут и сами вносить законопроекты.

Статья XLI. Императорский сейм должен быть созываем ежегодно.

Статья XLII. Сессия императорского сейма должна продолжаться три месяца. В случае необходимости, сессия может быть продолжена императорским приказом.

Статья XLVI. Ни в одной из палат императорского сейма не могут быть начаты ни дебаты, ни голосование, если нет налицо по крайней мере трети общего числа членов.

Статья XLVII. Вопросы решаются в общих палатах абсолютным большинством голосов. При равенстве голосов решающий голос принадлежит председателю.

Статья XLVIII. Занятия обеих палат происходят публично. Однако по требованию правительства или по решению палаты заседания могут быть сделаны закрытыми.

Статья LII. Никто из членов каждой палаты не может вне ее считаться ответственным за произнесенные им в палате суждения или за подачу голоса. Но если член палаты огласит свои мнения посредством публичных речей, посредством печатных или писанных документов или тому подобными средствами, то он будет подлежать ответственности по общим законам.

Статья LIII. На время сессии члены обеих палат свободны от задержания.

Статья LIV. Министры и делегаты правительства могут во всякое время присутствовать и пользоваться правом голоса в каждой палате.

Глава V. Судебная часть.

Статья LVIII. Судьи должны назначаться из числа лиц, удовлетворяющих указанным в законе условиям.

Статья LIX. Суд и постановка приговора должны совершаться гласно. Если, однако, существует опасение, что такая гласность может повредить порядку и спокойствию или общественной нравственности, то гласность суда может быть отменена постановлением закона или решением суда.

Статья LX. Все дела, подлежащие компетенции особого суда, должны особо определяться законом.

Глава VI. Финансы.

Статья LXIV. Расходы и доходы государства требуют утверждения императорского сейма в форме годового бюджета. Всякий и каждый расход, превышающий сметные назначения, обозначенные в статьях и параграфах бюджета, или непредусмотренный бюджетом, должен получить последующее одобрение императорского сейма.

Статья LXV. Бюджет должен сперва вноситься на рассмотрение палаты депутатов.

Статья LXVI. Расходы по императорскому дому должны покрываться ежегодно из государственного казначейства, согласно установленной цифре, и не требуют утверждения парламента, кроме тех случаев, когда необходимо увеличить цифру издержек.

Статья LXIX. Для покрытия дефицитов, неизбежно сопутствующих бюджету, а также расходов, в нем непредусмотренных, бюджетом должен быть установлен запасный фонд.

Глава VII. Дополнительные правила.

Правом голоса обладали лица мужского пола, платившие не менее 15 иен прямого налога и достигшие 25 лет (пассивное избирательное право — с 30 лет). Высокий имущественный и возрастной цензы отстраняли от участия в выборах подавляющую часть населения. В выборах первого японского парламента участвовало лишь около 1% населения. Не удивительно, что около половины депутатов этого парламента составляли… Читать ещё >

Избирательное право по конституции Японии 1889-1947 годов ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • 1. Избирательное право по Конституции Мэйдзи
  • 2. Изменения в избирательном законодательстве Японии в 1947 г
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Местное управление и самоуправление построено в соответствии с англосаксонской системой. В то же время сама структура Основного закона, соподчиненность его частей, многие закрепленные институты (статус Парламента, Правительства) весьма похожи на соответствующие элементы европейских актов.

Правом голоса обладали лица мужского пола, платившие не менее 15 иен прямого налога и достигшие 25 лет (пассивное избирательное право — с 30 лет). Высокий имущественный и возрастной цензы отстраняли от участия в выборах подавляющую часть населения. В выборах первого японского парламента участвовало лишь около 1% населения. Не удивительно, что около половины депутатов этого парламента составляли помещики (48%). Компетенция нижней палаты была крайне узкой. У нее не было инициативы в деле изменения конституции: парламент мог рассматривать только те поправки к конституции, которые исходили от императора.

Законодательная власть принадлежала, по конституции, парламенту совместно с императором, имевшим право отклонить принятый палатами законопроект без каких-либо условий и ограничений. В промежутках между сессиями парламента император пользовался правом издавать указы, имевшие силу закона, хотя и требовавшие последующего их утверждения парламентом. Незначительной была компетенция парламента и в вопросах бюджета: две трети бюджета не зависели от парламента.

С 1924;25 гг. было введено всеобщее избирательное право для мужчин, в 1945 г. — и для женщин. Но настоящим демократическим достижением является Конституция 1947 г., единственная во всех развитых странах позволяющая избирателям не только избирать, но и смещать избранных.

Список использованной литературы Анисимцев Н. В. Конституционные проблемы современной Японии // Право и политика. 2001. № 2. С. 62 — 71.

Ванденберг Х. Историческое развитие Японии: От основания государства до Цусимского боя / Пер. с нем. В. Трейдена. СПб., 1905. 80 с (12, "https://referat.bookap.info").

Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма — Инфра-М, 2002. 744 с.

Курицын В. М., Шалягин Д. Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. М.: Академический Проект, 2004. 496 с.

Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 1999. 600 с.

Ванденберг Х. Историческое развитие Японии: От основания государства до Цусимского боя / Пер. с нем. В. Трейдена. СПб., 1905. — С.46

Курицын В. М., Шалягин Д. Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. М.: Академический Проект, 2004. — С.138

Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 1999 — с.188

Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма — Инфра-М, 2002. -С.167−168

Анисимцев Н. В. Конституционные проблемы современной Японии // Право и политика. 2001. № 2. С. 67




Япония в начале 19 века начала меняться под постепенно возрастающим влиянием западных держав. Еще в начале 17 столетия на правительственном уровне приняли решение об ограничении международных контактов и запрете христианства с целью сохранения внутренней целостности, культуры страны. Эти запреты сохранялись в первой половине 19 столетия, но ситуация на мировой арене менялась, Японии пришло подстраиваться под новые реалии.

В Стране восходящего солнца в начале 19 столетия отметился экономический рост, обусловленный развитием мануфактур. В первые годы века действовало 90 мануфактур, к середине третьего десятилетия их стало почти 400. Развитие затронуло все сферы промышленности, производство меди, железа, добычу золота. Период сопровождался формированием прогрессивного слоя промышленной буржуазии. Переход из феодального общественного строя в буржуазный подготовила культурная политика последних веков – к началу столетия уровень образования среди населения был одним из высочайших в мире.

Отношение японцев к образованию – особенный вопрос. В Японии действовали самурайские государственные и школы для простого населения. Слушателей учили писать, читать, считать; объясняли положения конфуцианства. Государство поощряло прогрессивную образовательную систему, во многих учреждения преподавали японоведение, изучение Голландии. Важный элемент образовательной политики эпохи – кокугаку, принцип, заложенный Мотоори Норинага, и ориентированный на изучение истории родной страны, развитие японской индивидуальности.



Страна образованных людей

Реформы Кёхо и политика Танумы

Реформы Кёхо — это ряд экономических преобразований сёгуна Ёсимунэ.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Времена реформ в Японии XVIII-XIX вв 480 ₽ Реферат Времена реформ в Японии XVIII-XIX вв 260 ₽ Контрольная работа Времена реформ в Японии XVIII-XIX вв 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Политику сёгуна Ёсимунэ, восстановившего правительственные финансы путём сосредоточения внимания на натуральной экономике, продолжил Танума Окицугу, один из высших чиновников сёгунатской администрации. Он попытался заполнить казну не рисом, а непосредственно деньгами, способствуя развитию торговли и промышленности. Танума признал официально монопольные права японских картелей в обмен на выплату ими налогов, а также вложил финансы в освоение острова Хоккайдо. Несмотря на первоначальные успехи курса, впоследствии Танума был вынужден уйти в отставку. Вмешательство в политику состоятельных купцов повлекло распространение на всех уровнях администрации взяточничества и вызвало массовые протесты среди населения. В дополнение к этому, мощное извержение вулкана Асаномаяма в 1783 году, принесшее засуху и голод, послужило причиной многочисленных восстаний крестьян.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Окончание века

История Страны восходящего солнца во второй половине 19 столетия сочетает традиционализм и нововведения, промышленные прорывы и резкие общественные перемены. Начало им дал 1853-й – год, когда американский президент отправил к восточным островам 4 боевых судна, потребовав установить международные отношения. Американская техника, новое оружие, мощные пароходы восхитили, впечатлили, испугали жителей архипелага так сильно, что сегунат Токугава принял историческое решение – возобновить отношения с западными странами. Через год подписали соглашение, определив регламент взаимодействия стран, начали возведение 2 портов, ориентированных на международные торговые связи.

Постепенно во второй половине столетия Япония подписала торговые соглашения с другими крупными державами: Россией, Великобританией, современными Нидерландами. Хотя власти столкнулись с сильной оппозицией, подверглись остракизму за нестандартные решения, в перспективе открытие границ оказалось своевременным и эффективным решением. Однако внешняя политика – лишь часть истории Страны восходящего солнца в 19 столетии. Внутри державы нарастал конфликт, социальная напряженность увеличивалась.

Конец 19 века Япония встретила развитой промышленной державой с сильным культурным потенциалом и высоким уровнем образования. Она стала первой в мире в своем роде, гармонично соединив специфику западного развития и традиционные восточные ценности. На волне успеха страна начала боевые действия, развязав в войну с Китаем, затем Россией.



Единение восточного и западного

§ 29. Страны Азии и Африки в современном мире

 1. Назовите причины и этапы деколонизации после Второй мировой войны.

Можно отметить ряд важнейших причин: оздоровление мировой обстановки в связи с победой демократии над фашизмом и тоталитаризмом; нежелание народов колоний жить в неволе; две сверхдержавы — СССР и США — выступали против колониализма, хотя и с разных позиций; ослабление колониальных держав сделало для них непосильным бременем сохранение империй.

1. Предоставление независимости колониям в Азии и создание новых государств: Пакистана, арабского и еврейского государства на территории Палестины.

2. Предоставление независимости колониям Африки.

2. Каковы особенности выбора путей развития в освободившихся странах Азии и Африки?

3. Охарактеризуйте три культурно-цивилизационных региона в Азии и Африке. Сравните особенности модернизации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и странах мусульманского мира.

Таких культурно-цивилизационных регионов в Азии и Африке три: 1. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с конфуцианскими традициями (Китай, Япония, Корея, Тайвань, Вьетнам, Гонконг, Сингапур). 2. Индо-буддийско-мусулъманский регион (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия). 3. Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба).

Вторая модель. В этой группе стран (Иран, Афганистан, богатые нефтью арабские страны) определяющим фактором развития остается традиционный ислам. В таких обществах почти в неизменном виде сохраняется привычный образ жизни, опирающийся на нормы ислама. Такие общества отличаются устойчивостью.

Япония

1. Какие реформы были проведены в Японии после ее поражения в войне?

2. Почему США активно содействовали их проведению?

Японии после войны было запрещено иметь армию и вооружение. Для того, чтобы люди нашли себе применение у себя в стране, США содействовала проведению в Японии реформ.

Немаловажным стартовым фактором был приток американского капитала и технологий.

Однако основная причина экономических успехов — это напряженный труд, высокая трудовая этика, культура труда, корпоративная дисциплина, уважение к старшим и другие восходящие к конфуцианским традициям нормы поведения японцев.

КИТАЙ

1. Объясните причины победы коммунистов в гражданской войне 1946—1949 гг.

Развёртывание крупномасштабных боевых действий в центральном Китае привело к приостановке гоминьдановского наступления в Маньчжурии, чем воспользовались коммунисты. Используя то, что в их руках оказались города с развитой промышленностью, военное имущество капитулировавшей Квантунской армии, а также крупная территория, коммунисты образовали органы управления регионом и начали создавать регулярную армию. Благодаря проведённой земельной реформе коммунисты привлекли на свою сторону крестьянство, в результате чего в коммунистическую армию начали приходить идеологически мотивированные новобранцы; на базе имеющейся промышленности удалось организовать производство боеприпасов для стрелкового оружия и артиллерии; СССР согласился отдать коммунистам трофейную японскую боевую технику в обмен на поставки продовольствия из Маньчжурии на советский Дальний Восток. В результате маньчжурская группировка стала сильнейшей в армии компартии, в ней стали создаваться артиллерийские и даже танковые части, а гоминьдановцы на Северо-Востоке Китая с 1947 года были вынуждены перейти к обороне.

Оправдались надежды коммунистов и на ведение партизанской войны, опыт которой был ими приобретен в ходе событий 1927-1937 гг. На подконтрольных Гоминьдану территориях проводились широкомасштабные операции по уничтожению живой силы и техники противника.

Сражения в Северном Китае завершились для КПК установлением контроля над стратегически важным районом Пекин-Тянцзинь. А также коммунисты открыли себе путь к Шанхаю, Нинкину и Уханю, которые вскоре были ими захвачены.

2. Какие преобразования в сельском хозяйстве Китая были осуществлены в послевоенные десятилетия?

Ликвидация помещичьего землевладения, коллективизация. В итоге к 1956 г. свыше 95% крестьян были объединены в коллективных хозяйствах.

4. Сравните политическую биографию Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. В чем сущность конфликта этих личностей?

5. Какие основные линии реформ и модернизации Китая были осуществлены в 1980—1990-х гг.? Почему экономические реформы не сопровождаются политическими реформами?

Были распущены коммуны, земля возвращена крестьянам, легализована торговля, открыты десятки тысяч рынков. В промышленности администрациям предприятий была предоставлена самостоятельность, в том числе выход на внешний рынок. Часть убыточных предприятий приватизирована. Начал развиваться мелкий и средний частный сектор в промышленности и торговле. Появились возможности для иностранных инвестиций и выхода на мировой рынок.

Экономические реформы осуществлялись под контролем авторитарного режима.

ИНДИЯ

1. Какие трудности и препятствия возникли перед Индией на пути капиталистической модернизации?

2. Какие реформы в аграрном секторе Индии позволили решить проблему голода?

3. Каким образом традиции ненасилия и кастовый строй влияют на внутриполитическую обстановку в Индии?

Внутриполитическая обстановка в Индии отличается стабильностью. Здесь нет военных переворотов, крупных социальных волнений, армия не вторгается в политику.

4. Какую роль играет европейский опыт и традиции в формировании индийской политической и экономической модели?

Индия провозгласила парламентскую республику. Здесь имеют место быть устоявшиеся европейские демократические нормы и институты. Однако британские парламентские, политические и правовые нормы и институты имеют печать индуистской и общинно-кастовой традиций (идейная терпимость, ненасилие, плюрализм, уважение к меньшинству).

Активное использование западноевропейского опыта в решении назревавшего финансового кризиса (Реформы М. Сингха).

Результаты для Японии

19 век дал Стране восходящего солнца:

  • сильную промышленность;
  • капиталистическое направление дальнейшего развития;
  • социальные перемены;
  • новую власть;
  • усиление и без того мощного института образования;
  • новые возможности для граждан вне зависимости от социального слоя;
  • международные отношения;
  • бурный экономический рост.



Страна-исключение

Реформы в Японии в 19 веке

Для обретения независимости, стабилизации экономики, развития капитализма в 19 столетии в Стране восходящего солнца:

  • сформировали регулярную армию;
  • заменили княжества на подчиняющиеся централизованной власти префектуры;
  • отказались от касты неприкасаемых;
  • дали самураям право выбора профессии;
  • ввели йену;
  • определили свободную торговлю;
  • перенесли столицу в Токио;
  • открыли Токийский университет;
  • отказались от княжеской, самурайской собственности;
  • разрешили сделки с землей;
  • оплачивали строительство промышленных предприятий из казенных средств;
  • приняли Конституцию.

Япония на пути модернизации

Император Муцухито

Рис. 1. Император Муцухито.

Понимая, что для конкурентоспособности с ведущими державами мира нужно иметь одинаковый с ними уровень развития, император сначала объединил всю страну под своей властью, уничтожив феодализм, а затем начал тесное сотрудничество с Британской империей и США, перенимая все лучшее, что имелось у этих стран.

Рассмотрим суть проводимых изменений, сведя их в общую таблицу.

Реформа Содержание Изменения в жизни общества
Административная Уничтожение власти князей Раздел страны на префектуры и губернии во главе с назначаемыми чиновниками
Аграрная Установление частной собственности на землю. Разрешение купли-продажи земельных участков Крестьяне получили землю. Рост богатства у крупных землевладельцев, снижение доходов у части крестьян
Военная Введение всеобщей воинской повинности Самураи лишились привилегии быть замкнутой кастой; армия начала формироваться по европейскому образцу
Государственное управление Принятие Конституции и создание двухпалатного парламента Император имел почти неограниченные права. Избирательное право получил 1% населения. Чиновниками в стране стали самураи

Портрет Кацумото

Рис. 2. Портрет Кацумото.

В начале 20 века в стране наблюдался бурный рост экономики. Япония начинает наращивать свой военный потенциал, развивая и военно-промышленный комплекс, превращаясь в колониальную державу.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Опиумные войны в Китае
  • 2. Путь модернизации Китая
  • 3. Аграрная реформа Столыпина кратко
  • 4. Победа в Северной войне

Япония стремиться сделать своей колонией Корею и Северный Китай, что приводит к столкновению ее интересов с Российской империей. Не в силах договориться дипломатически, Япония вступает в войну и за год выходит из нее победительницей, добиваясь поставленных целей.

Карта Русско-японской войны

Рис. 3. Карта Русско-японской войны.

Победа в войне и существенный культурно-экономический рывок позволил Японии стать ведущей региональной державой, океанической империей, способной на гораздо большее, чем просто лидерство на Тихом океане.

Читайте также: