Торжественный марш это кратко
Обновлено: 04.07.2024
ТЕМА ПЯТАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ
3. Основные виды марша
В предыдущей главе вы узнали о трёх видах марша походном, церемониальном и траурном. Это и есть его основные виды. Узнали вы также и признаки, которые объединяют все виды марша. Есть и ещё один признак, который может встретиться в любом марше, но особенно характерен для основных его видов. Этот признак сожно встретить в любой военной музыке. Он связан не только с музыкальной выразительностью, но и с техническими возможностями медных духовых инструментов, с особенностями их конструкции.
Так вот, пятый признак маршей особый тип интонаций: часто встречаются ходы по трезвучиям с акцентами на устойчивых звуках. Такие интонации называются фанфарными.
- Фанфара старинный сигнальный духовой инструмент, разновидность трубы. Может извлекать только натуральный звукоряд, в котором основное место занимают ходы по трезвучию.
Снова нам встретились старые знакомые обертоны. Помните, мы говорили, что учёные научились вычислять обертоны? Так вот, оказывается, они появляются не где попало, а на определённых интервалах от основного тона.
Эти-то обертоны и составляют натуральный звукоряд. Духовые инструменты устроены таким образом, что могут извлекать обертоны сами по себе, отдельно от основного тона (некоторые из них даже и вообще не могут извлечь основной тон, а только обертоны).
В верхнем регистре в натуральный звукоряд добавляется всё больше соседних звуков, но большинство из них звучит фальшиво, чище других звучат ступени мажорного трезвучия. Эти ступени использовались во всевозможных военных сигналах. Сигнал это ещё не музыкальное произведение. Но он обладает музыкальной интонацией. А, как мы знаем, любая музыкальная интонация имеет определённую выразительность. Бодрость духа, энергия, решительность всё это есть в фанфарных интонациях. Сигнальные интонации настолько вросли в армейскую жизнь, что без них нельзя представить себе военной музыки.
В симфоническом оркестре медные инструменты долго не могли раскрыть всех своих выразительных возможностей, потому что в симфонической музыке уже тогда мало было одних трезвучий. И по заказу композиторов изобретатели ломали голову над усовершенствованием медных инструментов.
Сигналы, наряду с музыкой, используются и сейчас. Есть для них и специальные инструменты. Например, горн, который выглядит, как труба без вентилей (наподобие фанфары на рисунке).
А теперь мы обратимся уже к самим маршам.
Походные марши
В этой мелодии очень ярко звучит мажорный лад, который вообще более характерен для походных маршей. Отчасти из-за особенностей инструментов, о которых мы только что говорили. Но главным образом для создания бодрого, энергичного характера музыки, который естественнее получается в мажоре.
Агапкин не был профессиональным композитором, он был военным музыкантом сначала трубачом, а потом дирижёром. В 1912 году шла война между Турцией и славянскими странами на Балканах. Славянские женщины провожали близких на фронт. Этим женщинам и посвящён марш. Отсюда его задушевная, лирическая, немного грустная мелодия, отсюда и минор. Два такта энергичного, бодрого вступления оттеняют плавную, напевную первую тему марша.
Несмотря на лиричность, в этой музыке сохраняются все черты походного марша.
Вторая тема, по традиции, звучит у низких инструментов баритонов.
Мужественная, волевая, эта тема отличается удивительной чёткостью мелодического рисунка.
Церемониальные марши
Как правило, церемониальные марши отличаются от походных более медленным темпом, более развитой мелодией, более разнообразным ритмом, в котором могут встретиться синкопы.
Траурные марши
Их тоже можно назвать разновидностью церемониальных. Ведь похороны это тоже церемония. Но церемония печальная, скорбная. Отсюда и соответствующий характер этих маршей: медленный темп, минорный лад.
Траурные марши возникли позже других. Долгое время похоронные церемонии совершались только в церкви, под специальную траурную церковную музыку. Первые траурные марши появились в эпоху Французской революции, когда Франция с почестями хоронила своих героев.
Скорбный марш Госсека, пожалуй, единственный траурный марш, в котором так ярко выражена острота трагедии. В других произведениях этого жанра скорбь более строгая и сдержанная, как, например, в известнейшем марше Шопена (облегчённое переложение; оригинал в си-бемоль миноре).
Эта музыка не была написана для траурных шествий это третья часть Второй фортепианной сонаты Шопена. Впервые этот марш прозвучал в исполнении духового оркестра на похоронах самого Шопена и с тех пор стал самым популярным траурным маршем.
Торжественный коронационный марш был сочинен в марте 1883 года. Чайковский в это время находился в Париже и усиленно работал над инструментовкой оперы "Мазепа". Одновременно он получил срочные заказы из России. В письме композитора к Н.Ф. фон Мекк от 9/21 марта 1883 года читаем: "На меня низверглись два неожиданных труда. Город Москва заказал мне торжественный марш для исполнения на празднике, который будет дан государю в Сокольниках, а коронационная комиссия прислала мне текст большой кантаты. Я уже начал сегодня писать то и другое". Через несколько дней Петр Ильич сообщает брату Анатолию : "Эта неделя ознаменовалась учетверенной сочинительской деятельностью, ибо разом пишу кантату и марш; и то и другое нужно делать поскорее, и я работаю на всех парах. И опять-таки имею основание быть довольным собой. Работы эти берут у меня много времени, но не стоили никакой натуги и напряжения: все идет у меня легко, скоро, хорошо,- и я совершенно доволен как тем, так и другим". 26 марта партитуры Коронационного марша и кантаты "Москва" были высланы в Москву.
Марш впервые прозвучал во время коронационных торжеств в Москве 23 мая 1883 года на Сокольническом кругу под управлением С.И. Танеева. Затем он появился в программах петербургских и московских симфонических собраний, а с 5 мая 1891 года этим маршем, исполненным американским оркестром под управлением Чайковского, был открыт знаменитый ныне "Карнеги-холл" в Нью-Йорке.
Марш – это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.
Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.
На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе. Есть и такие произведения в данном музыкальном жанре, которые не утрачивают своей популярности с момента создания и до наших дней. Далее рассмотрим самые известные марши за всю историю этого жанра.
Марш Мендельсона
Похоронный марш
Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор. Это произведение одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения. Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу.
Русский марш, созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.
Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – дня победы.
Военный марш Рейнской армии (Марсельеза)
Приведённые в этой статье самые известные марши это только малая часть гениальных творений разных эпох, так как марш, является очень многогранным и выразительным музыкальным жанром. Марши могут быть абсолютно разными по стилистике:
- Военно-строевой.
- Торжественный.
- Траурный.
- Спортивный.
- Сказочный.
Такое разнообразие естественно не может остаться без внимания великих композиторов. Марши можно обнаружить в крупных произведениях М. Глинки, Л. Бетховена, П. Чайковского, М. Мусоргского и многих других гениальных композиторов.
Автор – Станислав Колесник
Пожалуй, самый популярный в мире марш – Свадебный марш Мендельсона. Для поднятия настроения прослушайте полную версию марша:
Распространение марш получил в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.
История происхождения марша
Марш сформировался как жанр военной музыки в эпоху позднего средневековья на основе народной походной песни, военных сигналов, некоторых форм танцевальной музыки.
Начиная с 18 века в европейских странах для исполнения маршевой музыки стали специально создаваться военные инструментальные капеллы и оркестры, состоящие из деревянных и медных духовых инструментов и барабанов. К началу 19 века к ним добавляются и металлические ударные — литавры, тарелки и т.д.
Читайте также: