Торжественный марш это кратко

Обновлено: 04.07.2024

ТЕМА ПЯТАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ

3. Основные виды марша

В предыдущей главе вы узнали о трёх видах марша — походном, церемониальном и траурном. Это и есть его основные виды. Узнали вы также и признаки, которые объединяют все виды марша. Есть и ещё один признак, который может встретиться в любом марше, но особенно характерен для основных его видов. Этот признак сожно встретить в любой военной музыке. Он связан не только с музыкальной выразительностью, но и с техническими возможностями медных духовых инструментов, с особенностями их конструкции.

Так вот, пятый признак маршей — особый тип интонаций: часто встречаются ходы по трезвучиям с акцентами на устойчивых звуках. Такие интонации называются фанфарными.

  • Фанфара — старинный сигнальный духовой инструмент, разновидность трубы. Может извлекать только натуральный звукоряд, в котором основное место занимают ходы по трезвучию.

Снова нам встретились старые знакомые — обертоны. Помните, мы говорили, что учёные научились вычислять обертоны? Так вот, оказывается, они появляются не где попало, а на определённых интервалах от основного тона.

Эти-то обертоны и составляют натуральный звукоряд. Духовые инструменты устроены таким образом, что могут извлекать обертоны сами по себе, отдельно от основного тона (некоторые из них даже и вообще не могут извлечь основной тон, а только обертоны).

В верхнем регистре в натуральный звукоряд добавляется всё больше соседних звуков, но большинство из них звучит фальшиво, чище других звучат ступени мажорного трезвучия. Эти ступени использовались во всевозможных военных сигналах. Сигнал — это ещё не музыкальное произведение. Но он обладает музыкальной интонацией. А, как мы знаем, любая музыкальная интонация имеет определённую выразительность. Бодрость духа, энергия, решительность — всё это есть в фанфарных интонациях. Сигнальные интонации настолько вросли в армейскую жизнь, что без них нельзя представить себе военной музыки.

В симфоническом оркестре медные инструменты долго не могли раскрыть всех своих выразительных возможностей, потому что в симфонической музыке уже тогда мало было одних трезвучий. И по заказу композиторов изобретатели ломали голову над усовершенствованием медных инструментов.

Сигналы, наряду с музыкой, используются и сейчас. Есть для них и специальные инструменты. Например, горн, который выглядит, как труба без вентилей (наподобие фанфары на рисунке).

А теперь мы обратимся уже к самим маршам.

Походные марши

В этой мелодии очень ярко звучит мажорный лад, который вообще более характерен для походных маршей. Отчасти из-за особенностей инструментов, о которых мы только что говорили. Но главным образом — для создания бодрого, энергичного характера музыки, который естественнее получается в мажоре.

Агапкин не был профессиональным композитором, он был военным музыкантом — сначала трубачом, а потом дирижёром. В 1912 году шла война между Турцией и славянскими странами на Балканах. Славянские женщины провожали близких на фронт. Этим женщинам и посвящён марш. Отсюда его задушевная, лирическая, немного грустная мелодия, отсюда и минор. Два такта энергичного, бодрого вступления оттеняют плавную, напевную первую тему марша.

Несмотря на лиричность, в этой музыке сохраняются все черты походного марша.

Вторая тема, по традиции, звучит у низких инструментов — баритонов.

Мужественная, волевая, эта тема отличается удивительной чёткостью мелодического рисунка.

Церемониальные марши

Как правило, церемониальные марши отличаются от походных более медленным темпом, более развитой мелодией, более разнообразным ритмом, в котором могут встретиться синкопы.

Траурные марши

Их тоже можно назвать разновидностью церемониальных. Ведь похороны — это тоже церемония. Но церемония печальная, скорбная. Отсюда и соответствующий характер этих маршей: медленный темп, минорный лад.

Траурные марши возникли позже других. Долгое время похоронные церемонии совершались только в церкви, под специальную траурную церковную музыку. Первые траурные марши появились в эпоху Французской революции, когда Франция с почестями хоронила своих героев.

Скорбный марш Госсека, пожалуй, единственный траурный марш, в котором так ярко выражена острота трагедии. В других произведениях этого жанра скорбь более строгая и сдержанная, как, например, в известнейшем марше Шопена (облегчённое переложение; оригинал в си-бемоль миноре).

Эта музыка не была написана для траурных шествий — это третья часть Второй фортепианной сонаты Шопена. Впервые этот марш прозвучал в исполнении духового оркестра на похоронах самого Шопена и с тех пор стал самым популярным траурным маршем.

Торжественный коронационный марш был сочинен в марте 1883 года. Чайковский в это время находился в Париже и усиленно работал над инструментовкой оперы "Мазепа". Одновременно он получил срочные заказы из России. В письме композитора к Н.Ф. фон Мекк от 9/21 марта 1883 года читаем: "На меня низверглись два неожиданных труда. Город Москва заказал мне торжественный марш для исполнения на празднике, который будет дан государю в Сокольниках, а коронационная комиссия прислала мне текст большой кантаты. Я уже начал сегодня писать то и другое". Через несколько дней Петр Ильич сообщает брату Анатолию : "Эта неделя ознаменовалась учетверенной сочинительской деятельностью, ибо разом пишу кантату и марш; и то и другое нужно делать поскорее, и я работаю на всех парах. И опять-таки имею основание быть довольным собой. Работы эти берут у меня много времени, но не стоили никакой натуги и напряжения: все идет у меня легко, скоро, хорошо,- и я совершенно доволен как тем, так и другим". 26 марта партитуры Коронационного марша и кантаты "Москва" были высланы в Москву.

Марш впервые прозвучал во время коронационных торжеств в Москве 23 мая 1883 года на Сокольническом кругу под управлением С.И. Танеева. Затем он появился в программах петербургских и московских симфонических собраний, а с 5 мая 1891 года этим маршем, исполненным американским оркестром под управлением Чайковского, был открыт знаменитый ныне "Карнеги-холл" в Нью-Йорке.

Марш – это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.

Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.

На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе. Есть и такие произведения в данном музыкальном жанре, которые не утрачивают своей популярности с момента создания и до наших дней. Далее рассмотрим самые известные марши за всю историю этого жанра.

Марш Мендельсона

Похоронный марш

Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор. Это произведение одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения. Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу.

Русский марш, созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.

Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – дня победы.

Военный марш Рейнской армии (Марсельеза)

Приведённые в этой статье самые известные марши это только малая часть гениальных творений разных эпох, так как марш, является очень многогранным и выразительным музыкальным жанром. Марши могут быть абсолютно разными по стилистике:

  1. Военно-строевой.
  2. Торжественный.
  3. Траурный.
  4. Спортивный.
  5. Сказочный.

Такое разнообразие естественно не может остаться без внимания великих композиторов. Марши можно обнаружить в крупных произведениях М. Глинки, Л. Бетховена, П. Чайковского, М. Мусоргского и многих других гениальных композиторов.

Автор – Станислав Колесник

Пожалуй, самый популярный в мире марш – Свадебный марш Мендельсона. Для поднятия настроения прослушайте полную версию марша:

Распространение марш получил в армии, являясь одним из главных жанров военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.

История происхождения марша

Марш сформировался как жанр военной музыки в эпоху позднего средневековья на основе народной походной песни, военных сигналов, некоторых форм танцевальной музыки.

Начиная с 18 века в европейских странах для исполнения маршевой музыки стали специально создаваться военные инструментальные капеллы и оркестры, состоящие из деревянных и медных духовых инструментов и барабанов. К началу 19 века к ним добавляются и металлические ударные — литавры, тарелки и т.д.

Читайте также: