Стилевые и жанровые особенности искусства 18 века кратко
Обновлено: 02.07.2024
Стили и направления в искусстве, их характеристика. Сооружения романского стиля и признаки римской архитектуры. Основные направления в развитии портретного жанра. Монументально-декоративная роспись интерьеров на аллегорическую и историческую тематику.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.01.2016 |
Размер файла | 26,8 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Основные стили и направления в искусстве XVIII в.
Крайние суждения, уходящие корнями в концепции XIX столетия. Одно из направлений ("славянофильское"), настаивающее на полном отрыве искусства XVIII в. от предшествующего развития. Вытекающее отсюда представление о нем как насильственно привитом, не национальном и ненародном. Противоположное ("прозападное") течение с его стремлением сгладить границу между искусством Древней Руси и художественным творчеством XVIII столетия, отыскать в его предыстории все элементы нового и, тем самым, уменьшить значение мирового опыта. Современное представление об искусстве XVIII века как первой стадии качественно иного по сравнению с предыдущим этапа - искусства Нового времени (XVIII-начала ХХ вв.).
Источники искусства Нового времени в России: высокий уровень древнерусского искусства и, особенно, успехи его последней стадии - конца XVII века; состояние современного искусства западноевропейских стран, переживших аналогичный процесс; канонизированный художественный опыт Нового времени (трактаты, увражи). Вопрос о темпах развития и основные антиномии искусства петровского времени (средневековое - новое, светское-религиозное, русское - западноевропейское и др.).
1. Стили искусства
Стиль (направления, течения) в искусстве - исторически сложившаяся общность художественных признаков в одном виде искусства или одновременно в нескольких искусствах, характерная для разных эпох и народов и обусловленная единством идейно-эстетических устремлений творческого меньшинства. В настоящее время традиционно сложился ряд устойчивых обозначений для объективно существующих (и существовавших) направлений в европейском искусстве, основные особенности которых необходимо знать всякому культурному человеку. Рассмотрим в этой связи основную терминологию, придерживаясь при этом хронологического принципа.
Романский стиль (от лат. Romanus - римский) проявился в X-XIII вв. в архитектуре и скульптурном декоре. Сооружения романского стиля наследуют многие признаки римской архитектуры, отличаются простотой и рациональностью. Толщина и прочность стен являлись главным критерием красоты постройки. Основными архитектурными постройками романики являются рыцарский замок и монастырский храм.
Готический стиль (от ит. Gotico - готский, варварский) связан, прежде всего, с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством XII-XIV вв. Главное архитектурное сооружение готики - собор. Для готических соборов характерна устремленность ввысь, к Богу, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые арки; окна, украшенные многоцветными витражами, пышный декор.
Барокко (от ит. Barocco - странный, причудливый) стиль в архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве конца XVI-середины XVIII вв. Для него характерны эстетическая аффектация, богатство декора, обычно криволинейных форм. В музыке и литературе - манерность, капризность, витиеватость, изобилие украшений. В искусстве барокко, поставленном на службу религии, иезуиты видели мощный инструмент воздействия на эмоциональный мир человека и формирования новых представлений европейцев о богатстве, сложности и изменчивости окружающего мира.
Классицизм (от лат. classicus - правильный, образцовый) стиль и направление в искусстве и литературе XVII начала XIX вв. ознаменовавший возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Основной эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде.
Рококо (от фр. rocaille - раковина) стиль, занимающий как бы промежуточное положение между барокко и классицизмом. Получивший распространение преимущественно во Франции во времена Людовика XV, стиль иногда называют его именем - “стиль Людовика XV”. Определяющая черта этого стиля - стремление к изяществу, обилие декора и контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутреннего убранства. Наиболее ярко выразился в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
Модернизм (от фр. Moderne - новый, современный) - представляет собой совокупность эстетических школ и течений конца XIX-ХХ вв. (кубизм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, фовизм, дадаизм, абстракционизм и др.), противопоставляющих себя искусству прошлого и утверждающих новый подход к изображению социального бытия.
2. Основные направления в развитии портретного жанра
В середине XVIII века сферой деятельности русских художников в области живописи по преимуществу является камерный и полупарадный портрет в рост. Иностранцы же выполняют монументально-декоративные росписи интерьеров, используя аллегорическую и историческую тематику. Если в первой половине столетия основной массив приезжающих на Русь иностранных художников составляли итальянцы, немцы и австрийцы, то со второй половины 1750-х годов усилился приток французских художников. Среди них Л. Токке, Л.-Ж. Лоррен, Л.-Ж.-Ф. Лагрене. Это свидетельствует о возросшей взыскательности во вкусах отечественной публики.
Итак, заморские художники принесли в Россию традиции западноевропейской живописи Нового времени. Русские мастера воспринимали новшества и учились у них, осваивая технику живописи. Но, одновременно с этим русские мастера выработали собственную концепцию портретного образа.
Ценность науки в Европейской культуре XVIII века связывалась с особым пониманием природы человека и его познавательной деятельности. Согласно сформированным тогда представлениям, человек противостоит природе, он вторгается в ее процессы, чтобы преобразовать материал природы в необходимые для себя предметные формы. Искусство XVIII в. находится в состоянии кризиса, когда величественная, воздвигавшаяся в течение тысячелетий грандиозная художественная система (как модель особой жизни) подверглась пересмотру. Постепенное разрушение сословно-иерархического принципа повлекло и трансформацию санкционированного религией искусства. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга не столько по стилю, сколько мировоззренческой и идеологической направленностью.
Ныне подвергается серьезному сомнению выработанная в эпоху Просвещения идеология прогресса в различных формах. Дискредитация прошлого представляется условием усилий, устремленных к будущему, с которого начнется подлинная история человека - хозяина своей судьбы и создателя своего счастья. Важнейшие драмы нашего века, неумение контролировать ход научно-технического прогресса, двусмысленность самого этого прогресса, великие вопросы бытия, остающиеся без ответа, - совокупность этих и других факторов обусловила кризис идей прогресса. Различные формы усталости и нигилизма - симптомы этого кризиса.
Неадекватной действительности оказалась и идея господства человека над природой - она обернулось глобальной экологической проблемой. Некоторые ученые считают, что созданная в "век разума" интеллектуальная машина разбилась при столкновении с реалиями жизни. Несомненно, одно - не все идеи просветителей оказались жизнеспособными, их истинность нельзя абсолютизировать.
романский искусство римский архитектура
1. Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Книга вторая. XVII-XVIII вв. М., 1994. - Гл. 2.
2. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. Пособие. М., 2002. - Гл. 11-12.
3. Кантор Л.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А. и др. Искусство XVII-XVIII веков. - М.: Дело, 2000.
5. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. М., 2007.
6. Стам С.М. Корифеи Возрождения. Саратов, 1991.
Подобные документы
Художественные стили в искусстве Беларуси XVIII века: барокко, рококо, классицизм. Особенности в белорусской архитектуре, загородные усадьбы, дворцы и храмы. Белорусская живопись, декоративно-прикладное искусство, монументально-декоративные росписи.
реферат [1,5 M], добавлен 09.02.2012
Характеристика экономического развития Италии в XVIII-XIX вв. Тяжелый груз средневекового наследия. Основные направления социального движения. Государственный строй и особенности внешней и внутренней политики страны. Процесс объединения Италии.
презентация [2,1 M], добавлен 16.12.2013
Образование ТУАК и основные направления деятельности. Образование ТУАК. Деятели ТУАК. Научные труды в "ИТУАК". Основные направления деятельности. Деятельность ТУАК в 1917-1920 гг. История ТУАК в советский период. Общее положение краеведческой науки.
дипломная работа [276,9 K], добавлен 16.11.2008
Основные задачи восстановления народного хозяйства в послевоенный период. Основные направления государственного регулирования и содержание перестройки в промышленности. Основные направления социальной политики советского государства в послевоенный период.
курсовая работа [118,6 K], добавлен 28.05.2014
Общая информация о Польше, ее географическое и экономическое положение, промышленность, торговые отношения с соседними странами. Польша как привлекательный край для туристов, описание достопримечательностей. Основные направления развития государства.
реферат [27,9 K], добавлен 04.01.2014
Условное разделение Средневековья на три основных периода. Направления в западном искусстве: романский стиль и готика. Одежда в Средние века. Христианское средневековое мировоззрение. Появление организованного профессионального обучения и книгопечатания.
презентация [544,4 K], добавлен 20.01.2011
Влияние идей Просвещения на мировое развитие и на Россию, его представители. "Просвещенный абсолютизм" Екатерины II, ее личные качества, основные направления внутренней политики. Изменения в международном положении Российской империи к концу XVIII в.
В целом можно рассматривать художественную культуру XVIII века как период ломки воздвигающейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека. Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценностей. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все равно искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические образцы снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы. Перед художником впервые открылась возможность небывалой свободы наблюдения и творчества. Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.
чужд романтизму. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.
Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.
3. Расцвет театральной и музыкальной культуры
Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка.Если изобразительное искусство рококо стремится прежде всего украшать жизнь, театр — обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая еще в XVII
4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей
Острая литературная борьба в XVIII веке велась прежде всего вокруг возникшей в это время совершенно новой эстетической позиции, сформулированной прежде всего французскими про-
светителями, основным требованием которой было активное вмешательство художника в общественную жизнь. В рамках этого подхода среди многообразия литературных школ и направлений наиболее ярко вырисовываются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер был в основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был как основателем и главой школы французского материализма в философии, так и создателем школы реализма в литературе и искусстве.
Универсальный гений Вольтера — философа, естествоиспытателя, поэта и прозаика — в полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость. Ему не было равных в обличении пороков государства, лицемерия официальной церкви и ее слуг, в разрушении и ниспровержении всяческого рода предрассудков и расхожих мнений. Вольтер оставил после себя колоссальное как по объему (более 70 томов сочинений), так и по широте стилистической и жанровой палитры творческое наследие. В нем есть и строгие естественнонаучные трактаты, героические трагедии, философские повести, галантные письма, комедии, полные юмора. Вольтер считал, что необходимо использовать любое оружие, которое в данный момент может оказать наибольшее воздействие на граждан, поднимая их на борьбу с пороками и несправедливостями жизни. Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер придерживается основных принципов классицизма, он видит всю ограниченность слепого подражания прежним образцам, насыщая старые традиционные формы классической трагедии, комедии, поэмы новым просветительским содержанием.
философская религия (деизм), единство цивилизации и природы, культ наук и искусств, свободный и разумный труд всех жителей страны. Но, увы, Эльдорадо почти недоступно для людей: путь туда неведом, долог и полон опасностей.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде все-
го к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
Бомарше. Драматическая трилогия. — М., 1084.
Век Просвещения. — Москва—Париж, 1970.
Вольтер. Философские сочинения. — М., 1989.
Дени Дидро. Эстетика и литературная критика. — М., 1980.
Европейское Просвещение и французская революция XVIII века. — М., 1988.
Культура эпохи Просвещения. — М., 1993.
Момджян X. Н. Французское Просвещение XVIII века. — М., 1983.
В целом можно рассматривать художественную культуру XVIII века как период ломки воздвигающейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека. Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценностей. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все равно искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические образцы снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы. Перед художником впервые открылась возможность небывалой свободы наблюдения и творчества. Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.
чужд романтизму. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.
Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.
3. Расцвет театральной и музыкальной культуры
Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка.Если изобразительное искусство рококо стремится прежде всего украшать жизнь, театр — обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая еще в XVII
4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей
Острая литературная борьба в XVIII веке велась прежде всего вокруг возникшей в это время совершенно новой эстетической позиции, сформулированной прежде всего французскими про-
светителями, основным требованием которой было активное вмешательство художника в общественную жизнь. В рамках этого подхода среди многообразия литературных школ и направлений наиболее ярко вырисовываются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер был в основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был как основателем и главой школы французского материализма в философии, так и создателем школы реализма в литературе и искусстве.
Универсальный гений Вольтера — философа, естествоиспытателя, поэта и прозаика — в полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость. Ему не было равных в обличении пороков государства, лицемерия официальной церкви и ее слуг, в разрушении и ниспровержении всяческого рода предрассудков и расхожих мнений. Вольтер оставил после себя колоссальное как по объему (более 70 томов сочинений), так и по широте стилистической и жанровой палитры творческое наследие. В нем есть и строгие естественнонаучные трактаты, героические трагедии, философские повести, галантные письма, комедии, полные юмора. Вольтер считал, что необходимо использовать любое оружие, которое в данный момент может оказать наибольшее воздействие на граждан, поднимая их на борьбу с пороками и несправедливостями жизни. Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер придерживается основных принципов классицизма, он видит всю ограниченность слепого подражания прежним образцам, насыщая старые традиционные формы классической трагедии, комедии, поэмы новым просветительским содержанием.
философская религия (деизм), единство цивилизации и природы, культ наук и искусств, свободный и разумный труд всех жителей страны. Но, увы, Эльдорадо почти недоступно для людей: путь туда неведом, долог и полон опасностей.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде все-
го к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
Образцом всего доброго и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х гг. XVIII века, но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения.
Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели - как совершенная среда для совершенного человека.
Делись добром ;)
Похожие главы из других работ:
Раздел 1. Особенности эстетической и художественной культуры Франции XVIII в.
Художественная культура проявляется в способности чувственно-образного восприятия реальности, при котором образ становится носителем эстетических, моральных и иных ценностей в их целостности. Художественная деятельность.
Глава 5. Развитие искусства XVIII века
Русское искусство прошло в течение одного столетия большой путь, осуществив важнейший для всего развития отечественной культуры переход от средневековья к новой стадии в развитии национальной культуры. Путь его становления и развития.
5. Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре
Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme - новейший, современный).
4. Особенности античного искусства
Особенностью античного искусства явился подчеркнутый интерес к человеку, который был его главной темой. Греков мало интересовала окружающая среда: ландшафту стали уделять внимание только в эллинистический период.
1. Особенности китайского искусства
Мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличается от европейского. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве.
8. Особенности египетского искусства
Египетское искусства обладало одной важной отличительной особенностью - по сравнению с несметными богатствами фараонов, оно сохраняло благородную сдержанность в композиционном, цветовом и пластическом решении.
1.2 Особенности развития культуры и её периодизация в XVIII веке
2.2 Характерные стилистические, жанровые черты и тематика творчества современных менестрелей
Говоря о тематике творчества современных менестрелей, многие исследователи жёстко делят её на два пласта - один из них связан с фэнтезийной, сказочной тематикой, другой - с общечеловеческими ценностями, вечными проблемами дружбы, верности.
1.2 Жанровые особенности музыкального спектакля
Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени.
1. Особенности первобытного искусства
Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов.
2.2 Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия
Образцом всего доброго и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х гг. XVIII века, но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения.
Особенности архитектуры конца 20 столетия. Постмодернизм
Выход из системы, четко ассоциирующейся с несвободой, - из-под жесткого диктата тоталитарной власти, из экономического ущемления сферы архитектуры, доведших профессию почти до полного исчезновения, - вызвал поначалу эйфорию свободы.
1. Портрет первой половины XVIII столетия
В ранних произведениях, создававшихся на рубеже столетий, еще сохраняются элементы средневековой портретной живописи - парсуны, с характерной для нее передачей социального положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм.
2. Особенности русского портрета середины XVIII века
Искусство второй половины XVIII - конца XVIII в.
В начале 50-х годов XVIII в. в общественной жизни Украины происходят большие перемены, связанные с дальнейшим углублением феодальных отношений. В начале 80-х годов XVIII века окончательную ликвидацию остатки автономной Украины.
XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве.
Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существования. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.
Классицизм представлен в литературе такими именами – П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин ( Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).
Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).
Европейское же искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала: классицизм и романтизм. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля - античные классические формы.
Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение.
Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.
Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Успехи естествознания значительно расширили и усложнили представления о мире как о безграничном, изменчивом и противоречивом единстве. Господствовало ощущение неразрывной связи человека с этим миром, его зависимости от окружающей действительности, от условий и обстоятельств его существо-130
вания. Именно поэтому носителем художественного творчества становится не только человек, но и все многообразие действительности, ее сложные связи с человеком. Соответственно стала богаче и тематика художественного творчества, сюжетный репертуар, разрабатывались новые самостоятельные жанры и стили, развивались и углублялись те, которые сложились в предыдущие культурные эпохи. В XVII веке почти одновременно возникают стили, имеющие национальный характер и охватывающие разные виды искусств – классицизм и барокко.
Классицизм представлен в литературе такими именами – П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер (Франция), Д. Фонвизин ( Россия); в живописи – Н. Пуссен, К. Лорен (Франция); в скульптуре – Э. М. Фальконе (Франция), Торвальдсен (Дания); в архитектуре – Ж. А. Габриэль, К. Н. Леду (Франция); в музыке – К. В. Глюк, В. А. Моцарт (Австрия).
Яркими представителями стиля барокко в литературе были – Кальдерон (Испания), Д. Мильтон (Англия); в живописи – П. П. Рубенс (род. В Германии), в архитектуре – Л. Бернини (Италия); в музыке – И. С. Бах, Г. Ф. Гендель (Германия), А. Вивальди (Италия).
Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому, наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы, художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.
Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Куль-134
турное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
Читайте также: