Архетип матери по юнгу кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как и любой другой архетип, архетип матери обнаруживает практически безграничное разнообразие в своих проявлениях, из которых здесь я упомяну только некоторые из наиболее характерных. Первыми по важности являются мать, бабушка, мачеха, свекровь (теща); далее идет любая женщина, с которой человек состоит в каких-то отношениях, например, няня, гувернантка или отдаленная прародительница. Затем идут женщины, которых мы называем матерями в переносном смысле слова. К этой же категории принадлежат богини, особенно Богоматерь, Дева, София. Множество вариаций архетипа матери дает мифология: мать, которая является в образе девушки в мифе о Деметре и Коре; или же мать, которая одновременно является и возлюбленной, как в мифе о Кибеле и Аттисе.

Другие символы матери в переносном смысле присутствуют в вещах, выражающих цель нашего страстного стремления к спасению: рай, царство божье, небесный Иерусалим. Вещи, вызывающие у нас набожность или чувство благоговения, такие как церковь, университет, город, страна, небо, земля, леса и моря (или какие-то другие воды), преисподняя и луна, или просто какой-то предмет,- все они могут быть материнскими символами. Этот архетип часто ассоциируется с местами или вещами, которые символизируют плодородие и изобилие: рог изобилия, вспаханное поле, сад. Он может быть связан со скалой, пещерой, деревом, весной, родником или с разнообразными сосудами, такими как купель для крещения, или цветами, имеющими форму чаши (роза, лотос). Магический круг, или мандала, ввиду его защитной функции, может быть формой материнского архетипа. С ним также ассоциируются полые предметы: духовка, кухонная посуда и, конечно же, матка или что-либо подобной формы. Дополняют этот список многие животные, такие как корова, заяц, полезные животные в целом.

Все эти символы могут иметь как позитивное, благоприятное значение, так и негативное, связанное злом. Эту амбивалентность можно видеть в богинях судьбы (Мойра, Граи, Норны). Злыми символами являются ведьма, дракон (любое животное или пресмыкающееся, такое как большая рыба или змея), могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, привидения и домовые (Эмпуса, Лилит и др.). Этот список, конечно, не полон, так как мы включили в него лишь наиболее важные черты архетипа матери.

Хотя образ матери в том виде, в каком он появляется в фольклоре, более или менее универсален, в индивидуальной психике он существенно изменяется. В процессе лечения пациенту кажется особенно значительной конкретная мать, он находится под сильным, даже завораживающим впечатлением ее образа. Этому образу уделяется так много внимания во всех персоналистских психологиях, что, ограничиваясь им, они никогда, даже в теории, не выходят на другие важные этиологические факторы. Мой личный взгляд принципиально отличается от мнения других медико-психологических теорий тем, что я приписываю конкретной матери лишь ограниченное этиологическое значение. Так сказать, все эти влияния, которые литература описывает как воздействие на детей, исходят не от самой матери, а скорее от ее архетипа, проецируемого на нее и дающего ей мифологическое основание, наделяя ее авторитетом и нуминозностью 4 . Этиологическое и травматическое воздействия, исходящие от матери, должны быть разделены на две группы: 1) те, которые соответствуют чертам характера и отношениям, действительно свойственным матери, и 2) те, которые относятся к чертам, лишь по видимости присущим матери, и которые состоят из более или менее фантастических (т.е. архетипических) проекций со стороны ребенка. Сам Фрейд уже осознал, что реальная этиология неврозов заключается не в травматических эффектах, как он полагал сначала, но в особом развитии детского воображения. Это не отрицает того, что подобное развитие может быть прослежено вплоть до раздражающих воздействий, исходящих от матери. Лично я взял за правило сперва видеть причину инфантильного невроза в матери: насколько мне известно из личного опыта, ребенок скорее склонен развиваться нормально, нежели невротически, и в большинстве случаев определенные причины беспокойства могут быть найдены в родителях, особенно в матери. Содержания детских ненормальных фантазий только отчасти могут быть отнесены к матери, поскольку они часто содержат ясные и безотчетные аллюзии, которые могут не иметь отношения к человеческим существам. Это особенно верно, когда речь идет о явных мифологических продуктах, как это часто бывает в случае инфантильных фобий, где мать может явиться в образе дикого зверя, ведьмы, привидения, великана-людоеда, гермафродита и т.д. Это должно зарождаться в душе, однако такие фантазии не всегда исходят из однозначно мифологических источников, а если это случается, то их корни не обязательно находятся в бессознательном архетипе, они могут быть вызваны сказками или случайными наблюдениями. Поэтому в каждом случае требуется тщательное исследование. По практическим причинам с детьми такое исследование провести не так легко, как со взрослыми, которые почти всегда во время лечения переносят свои фантазии на врача или, точнее говоря, фантазии оказываются непроизвольно направленными на него.

Глава 9 Архетип матери

2. Архетип матери

2. Архетип матери Цель этой книги – психологическое исследование сказочных образов матери. Сказки можно назвать портретами человеческой души, в них запечатлено представление о Земной Матери в совокупности ее положительных и отрицательных образов, в типичных,

Посейдон как архетип

Посейдон как архетип Представьте себе абсолютно безмятежное море, но при этом не забывайте, что под водной гладью живет вспыльчивый, гневливый и мстительный бог, готовый разразиться яростью и крушить все на своем пути. Этот образ поможет вам понять некоторые важнейшие

Архетип царя

Архетип царя Так же как Зевс и, в меньшей степени, Гадес, Посейдон стремится обрести собственные владения, а также завоевать уважение и власть, какими пользуется царь. Мужчина-Посейдон стремится "быть важным человеком". Однако мужчине, в ком доминирует архетип Посейдона,

II Архетип матери

II Архетип матери Как и любой другой архетип, архетип матери обнаруживает практически безграничное разнообразие в своих проявлениях, из которых здесь я упомяну только некоторые из наиболее характерных. Первыми по важности являются мать, бабушка, мачеха,

Архетип

Архетип ДЕМЕТРА И АРХЕТИП ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ Богиня плодородия, богиня-мать Деметра у классиков — К.-Г. Юнга и Э. Ноймана — была одним из олицетворений архетипа Великой Матери, ужасной как в своей щедрости, так и в своей смертоносности. Они видели этот архетип глазами мужчины,

ДЕМЕТРА И АРХЕТИП ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ

ДЕМЕТРА И АРХЕТИП ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ Богиня плодородия, богиня-мать Деметра у классиков — К.-Г. Юнга и Э. Ноймана — была одним из олицетворений архетипа Великой Матери, ужасной как в своей щедрости, так и в своей смертоносности. Они видели этот архетип глазами мужчины, я бы

Архетип

Архетип АРХЕТИП ИНИЦИАЦИИ С одной стороны, история Коры-Персефоны — это естественная метафора статусно-возрастной инициации: девушка вступает в брак (еще один архетип этой категории — Гера), и в этом случае роли Деметры и Аида исполняют реальные люди. С другой стороны,

Архетип

Архетип Архетип Артемиды — не из тех, воспетых прямыми последователями Юнга и классиками, что легко идентифицируются как Мать и Дочь, Вечный Подросток, Возлюбленная или Старуха, символический сновидческий образ Самости женщины или Анимы мужчины. Девственные и

Архетип

Архетип

Архетип

Архетип НЕВЕСТА Архетип Невесты — один из самых проявленных образов в жизни женщины. Большинство девочек воспитывают в ожидании, предвкушении их превращения в Невест. Это, конечно, знамение определенной инициации, начала супружества с мужчиной. Зачастую это сакральный

Архетип

Архетип ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДОМАШНЕГО ОЧАГА Гестия — архетип хранительницы домашнего очага и священного домашнего огня. Это интуитивно понятный образ, символизирующий и домашний уют, и тепло отношений между людьми, и свет радости и жизни в семье и доме. Это гармония и тихое

Архетип Гекаты

Архетип Гекаты Сорок-пятьдесят лет — это обычное время рождения архетипа Гекаты в женщине. Дети уже достаточно взрослые, и появляются внуки. Семейство ширится, многое уже пережито, накоплен значительный жизненный опыт. Многие именно в этом возрасте осознают себя

Архетип матери

Архетип Афродиты

Архетип Афродиты Архетип Афродиты заключает в себе активное женское начало, сексуальность, властность, напористость, уверенность в себе и в силе своей красоты, своего обаяния, своих чар. Этот архетип в нашей стране долгое время был словно под запретом и развивался как бы

Психологические знания так же стары, как и сам человек. Он не мог существовать, если бы не руководствовался поведенческими мотивами и чертами характера своих ближних.

Помимо интереса к материальному благополучию и экономике, многие люди хотят помочь себе и понять, что значит быть человеком. Они стремятся понять свое поведение, развить уверенность в себе и в своих силах. Осознать бессознательные стороны личности, сосредоточиться в первую очередь на том, что с ними происходит в настоящем.

Когда психологи обращаются к изучению личности, первое, с чем они могут столкнуться, это с различными чертами и их проявлениями в их поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные характеристики, связь между сознательным и бессознательным (подсознательным), и многое другое — это неполный перечень характеристик, с которыми мы должны иметь дело, когда пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Тем не менее, с множеством черт, личность представляет собой единое целое. Это порождает две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять совокупность личностных черт как систему и выявить в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или признаком), и, во-вторых, раскрыть объективные основы этой системы.

Юнгианская аналитическая психология помогает нам лучше понять поведение человека по отношению к другим, то есть социальную сторону его поведения. Это представляет особый интерес для социологов и, несомненно, полезно для практической деятельности руководителя — воспитателя рабочего коллектива.

Архетип матери - Архетипы бессознательного по К. Юнгу

Архетипы бессознательного по К. Юнгу

Среди многих архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребенок, герой, мудрец, божество солнца, плут, Бог и смерть. Юнг считал, что каждый архетип связан со склонностью выражать определенный тип чувств и мыслей о соответствующем объекте или ситуации. Например, восприятие матери ребенком включает в себя аспекты ее действительных характеристик, окрашенных бессознательными представлениями о таких архетипичных атрибутах матери, как воспитание, пропитывание, зависимость. Кроме того, Юнг предположил, что архетипичные образы и идеи часто отражаются в снах, а также часто встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В частности, он подчеркнул, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, поскольку они являются производными от архетипов, общих для всего человечества. Например, во многих культурах он сталкивался с изображениями мандал, которые являлись символическими воплощениями единства и целостности И. Юнг считал, что понимание архетипичных символов помогает ему в интерпретации снов пациентов.

Количество архетипов в коллективном бессознательном состоянии может быть неограниченным. Однако теоретическая система Юнга сосредоточена на маске, аниме и аниме, тени и самом себе.

В отличие от роли, которую маска играет в нашей адаптации к окружающему нас миру, теневой архетип представляет собой репрессированную темную, злую и животную сторону личности. Тень содержит в себе наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени есть и положительные качества. Юнг видел в тени источник жизненной силы, спонтанности и творчества в жизни человека. По мнению Юнга, функция эго — направлять энергию тени, обуздать пагубную сторону нашей природы до такой степени, что мы можем жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

В отличие от роли, которую маска играет в нашей адаптации к окружающему миру, теневой архетип представляет собой репрессированную темную, злую и животную сторону личности. Тень содержит в себе наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени есть и положительные качества. Юнги рассматривали тень как источник жизненной силы, спонтанности и творчества в жизни человека. По мнению Юнга, функция эго состоит в том, чтобы направлять энергию тени, обуздать пагубную сторону нашей природы настолько, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Архетип матери и его аспекты

Все эти символы могут иметь положительное, благоприятное значение или отрицательное, нефасовое. Амбивалентный аспект — с богинями судьбы (Парки, Грей, Норн); нечестивый аспект — с ведьмой, драконом (любым пожирающим или обволакивающим животным, например, огромной рыбой или змеей); могила, саркофаг, водяная пропасть, смерть, кошмар и детский террор (тип Эмпусы, Лилит и т.д.) также должны быть включены здесь.

Несмотря на то, что образ матери, так сказать, универсален в психологии всех людей, но на практике, при изучении отдельных случаев, этот образ существенно меняется. Здесь передача смысла личной матери, кажется, оказывает чрезвычайно сильное влияние. Эта фигура настолько сильна в персоналистической психологии, что известно, что последняя никогда не выходила за пределы личной матери в своем мировоззрении, даже теоретически. Как бы в ожидании этого факта, мое мнение, принципиально отличающееся от психоаналитической теории, приписывает только определенное, очень определенное значение отдельной матери. Иными словами, это не столько отдельная мать, от которой исходят все те влияния на психику младенца, которые описаны в литературе, сколько тот самый архетип, который, проецируясь на мать, дает ей определенный мифологический фон и в то же время наделяет ее авторитетом, даже нуминозностью (американская психология приводит примеры этого в большом изобилии). Травматические воздействия матери, рассматриваемые ретроспективно с этиологической точки зрения, можно разделить на две группы: во-первых, те, которые соответствуют определённым качествам характера и установок индивидуальной матери, и, во-вторых, те, которые она только кажется имеющими, поскольку в этом случае они являются проекциями воображаемых (т.е. архетипичных) качеств ребёнка. Фрейд уже признавал, что настоящая этиология невроза вовсе не укоренилась в травматических воздействиях, как он ранее думал, но в своеобразном развитии младенческого воображения. Вряд ли стоит спорить с этой возможностью, так как так называемое младенческое развитие всегда может быть прослежено до материнских влияний, которые нарушают это развитие. Поэтому я ищу причину возникновения младенческих неврозов в первую очередь у матери, хотя по собственному опыту знаю, что, во-первых, ребенок развивается гораздо нормальнее, чем невротически, а во-вторых, что в подавляющем большинстве случаев решающими причинами возникновения неврозов являются родители, особенно у матери. Содержание аномальных фантазий лишь частично коррелирует с собственной матерью ребенка, и в этом они очень часто содержат ясные и четкие указания, которые выходят далеко за рамки того, что можно было бы отнести к настоящей матери; это особенно поражает, когда есть заметные мифологические образы, как это часто бывает с детскими фобиями — это тот случай, когда мать появляется в виде зверя, ведьмы, призрака, людоеда, гермафродиты и тому подобное. Когда фантазии не имеют явных мифологических черт, а если и имеют, то не всегда вытекают из бессознательных предположений, но вполне могут быть выведены из подслушанных сказок, случайных высказываний и тому подобного, в качестве меры предосторожности должно быть проведено тщательное расследование. Впрочем, у детей это гораздо меньше (по практическим соображениям), чем у взрослых, которые обычно передают такие фантазии врачу во время лечения, а точнее: эти фантазии воспринимаются как проекции.

Материнский архетип как основа комплекса матери

Образ матери мужской психологии имеет совершенно иной характер, чем образ женщины. Для женщины мать олицетворяет собственную сознательную жизнь, обусловленную полом. Но для человека мать олицетворяет нечто чужеродное, то, что он, тем не менее, должен испытывать и что наполнено образами, скрытыми в бессознательном. По этой причине мужской образ матери заметно отличается от женского. Для мужчины мать с самого начала имеет четкий символический смысл, что, вероятно, объясняет сильную склонность к идеализации. Человек идеализирует ее, когда у него есть тайный страх быть изгоем. Но то, чего он боится — это бессознательное с его магическим воздействием.
Если для мужчины мать имеет символическое значение, то для женщины она становится символом только в процессе ее психологического развития. В мужской психологии доминирующим типом материнского образа является уранья (духовная), в то время как у женщин более распространен хтонический тип (или Мать-Земля). В отличие от мужчин, женщины могут напрямую идентифицироваться с Матерью-Землей.

Положительный эффект комплекса матери в жизни мужчины

Все без исключения аспекты женственности, перечисленные выше, очень полезны для мужчины, даже мать комплекс, с которым он сталкивается с наибольшими трудностями. Серьезные проблемы могут возникнуть только тогда, когда несколько аспектов смешаны и запутаны, и тогда люди начинают чувствовать себя несчастными.
Если человек не делает различия между реальной матерью и материнским комплексом, то он постоянно будет упрекать свою собственную мать в регрессивности последнего: Он увидит в ней ведьму, которая лишь пытается его погубить. Ненависть к матери или к женщине, которая ее заменяет, вызванная регрессивным комплексом матери, является очень характерной чертой, присутствующей во многих молодых мужчинах.
Когда человек смешивает внутренний материнский образ с материнским архетипичным, он видит в матери богиню, которая его защищает, и ожидает от нее защиты, ибо это является основной функцией материнского архетипичного образца. Он будет делать чрезмерные, откровенно нелепые требования с материнской стороны мира вокруг него, требуя, чтобы она обеспечить ему безмятежное существование без малейших усилий.
Если есть путаница в анимации, то есть красивая женщина, с материнским образом, то мужчина будет постоянно ожидать материнского отношения от своей внутренней женщины.

Влияние комплекса матери на жизнь мужчины

Огромная цена, которую придется заплатить за комплекс бессознательной матери, тогда не в том ущербе, который она наносит внешним отношениям, хотя это само по себе ужасно, а в том, что она делает с отношением человека к самому себе, отмечает Д. Холлис. Все, что остается без сознания, никогда не исчезает, оно активно воздействует на душу человека. Такое самосогласование снижает качество жизни и отравляет отношения с окружающими. Чтобы исцелиться, человек должен сначала рассмотреть свои необработанные, с детства усвоенные отношения с матерью, изучить природу своих индивидуальных и социальных травм, и, наконец, понять, какое место занимает отец в этом эмоциональном созвездии.
Д. Холлис также отмечает, что в условиях, когда многие матери воспитывают ребенка без отца, а также в условиях упадка отцовской власти в современном обществе, наибольшее психологическое влияние на жизнь человека, живущего в нормальных условиях, оказывает мать. Из-за аномалии этого психологического воздействия, от которого мы остаемся в некоторой степени бессознательными, у мужчин развивается искаженное отношение к четырем основным типам женственности.

*Четвертое, мужское чувство силы женственности постепенно превращается в переоценку и страх перед сексуальностью. Ницше однажды заметил, что основной целью брака является развлечение98. Целью отношений по обоюдному согласию, примером которых является супружеская, является не обеспечение друг друга (для этого активируются детско-родительские комплексы), а содействие личностному развитию супруга и развитию вместе с ним. Это означает, что отношения между людьми должны быть диалектическими: это открытое общение, в котором есть компромисс и личностное развитие. Можно с уверенностью сказать, что секс — это одна из связующих нитей между полами. Однако мужчины, которым часто не хватает чувств, сводят весь процесс к половому акту и слишком много внимания уделяют ему.

Таким образом, образ матери является одним из основных архетипов человеческой психики и во многом определяет как психосексуальное, так и общее социальное развитие мужской личности. Современная психология признает решающую роль влияния матери на формирование личности человека и его поведения в контексте супружеских отношений. Прототип супружеской любви — материнство.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Как и каждый архетип, архетип матери имеет воистину невообразимое множество аспектов. Упомяну только некоторые типичные формы: мать или бабушка конкретного человека, крестная мать или свекровь и теща, какая-либо женщина, с которой человек находится в некоторых отношениях, а также кормилица и нянька; это может быть родоначальница или представительница белой расы — в высшем, переносном смысле — богиня, особенно, мать бога, дева (как помолодевшая мать, например, Деметра и Кора), София (как мать-возлюбленная, что-то вроде типа Кибелы-Аттиса или как дочь-возлюбленная — как помолодевшая мать); цель страстного избавления (рай, Царство Божие, Небесный Иерусалим); в более широком смысле — церковь, университет, город, страна, небо, земля, лес, море и стоячая вода; материя, преисподняя, луна, в более узком смысле — как место рождения или происхождения — пашня, сады, утес, пещера, дерево, родник, глубокий источник, купель, цветок в качестве сосуда (роза или лотос); как заколдованный круг (мандала с Падмой) или как тип Comu Copia; в самом узком смысле — матка, всякая полая форма (например, гайка), йони, хлебная печь, чугунок; из животных — корова, заяц, и вообще помогающие животные.

Все эти символы могут иметь позитивный, благоприятный, или же некоторый негативный, nefas смысл. Амбивалентный аспект — у богинь судьбы (Парки, Граи, Норны), нечестивый — у ведьмы, дракона (у всякого заглатывающего или обвивающего животного, как например у огромной рыбы или змеи); сюда же следует отнести могилу, саркофаг, водную пучину, смерть, ночной кошмар и детский ужас (тип Эмпузы, Лилит и т. д.).

Этот список нисколько не притязает на исчерпывающую полноту, он указывает только лишь на существенные черты архетипа матери. Его свойство суть нечто "материнское": в конечном счете магический авторитет всего женского; мудрость и духовная высота по ту сторону рассудка; нечто благостное, нечто дающее пристанище, нечто чреватое, несущее в себе что-то, подательница роста, плодородия и пропитания; место магического преосуществления и возрождения; содействующий и помогающий инстинкт или импульс; нечто потаенное и сокрытое, нечто темно-дремучее, бездна, мир мертвых, нечто заглатывающее, обольщающее и отравляющее, нечто возбуждающее страх и неизбежное. Эти свойства архетипа матери я подробно описал и снабдил соответствующими примерами в книге "Symbole der Wandlung". Основную противоречивость этих свойств я там сформулировал в виде оппозиции любящей и устрашающей матери. Ближайшая нам историческая параллель — это, конечно, Мария, которая в средневековой аллегорике является одновременно Крестом Христовым. В Индии это была, вероятнее всего, противоречивая Кали. Философия санкхьи оформила архетип матери в виде понятия Пракрита и подразделила его на три гуны в качестве основополагающих свойств, а именно: благо, страстность и пассивность — саттва, раджас и тамас (Этиологическое значение трех гунов. См. Weckerling [Hg.]. Das Gliick des Lebens. Medizinisches Drama von Anandarayamakht. P. 21ff. Garhe. Die Samkhya-Phisophie. P. 272ff.). Это — три существенных аспекта матери: а именно ее оберегающая и питающая доброта, ее оргистическая эмоциональность и ее темнота, присущая преисподней. Та особая черта Пракрити в философской легенде, а именно ее танец перед Пурушей для того, чтобы напомнить последнему о "различительном познании", относится, собственно говоря, уже не к архетипу матери, а к архетипу Анимы. Последний в психологии мужчины постоянно смешан с образом матери.

Несмотря на то, что облик матери, так сказать, универсален в психологии всех людей, однако на практике, при изучении индивидуальных случаев этот образ все же существенно изменяется. Здесь, по-видимому, чрезвычайно сильное влияние оказывает перенос значимости личной матери. Эта фигура столь сильно выпячивается в персоналистической психологии, что последняя, как известно, никогда — даже теоретически — не выходила за пределы личной матери в своих воззрениях. Как бы в предвосхищении этого обстоятельства, мое воззрение, принципиально отличное от психоаналитической теории, приписывает индивидуальной матери лишь некоторое, вполне определенное значение. Другими словами: это не столько личная мать, от которой исходят все те, описанные в литературе влияния на детскую психику, а как раз тот архетип, который, проецируясь на мать, придает ей некий мифологический фон и вместе с тем наделяет ее авторитетом, даже нумиозностью (Тому американская психология дает примеры в огромном количестве.). Травмирующие воздействия матери, рассмотренные ретроспективно с этиологической точки зрения, нужно подразделить на две группы: во-первых, это такие, которые соответствуют действительно наличествующим свойствам характера и установкам матери индивида, и во-вторых, те, которыми она обладает лишь по-видимости, потому что в этом случае речь идет о проекциях фантастических (т. е. архетипических) свойств со стороны ребенка. Уже Фрейд признал тот факт, что действительная этиология невроза никоим образом не коренится в травматических воздействиях — как он полагал прежде — а скорее, в своеобразном развитии инфантильной фантазии. С этой возможностью навряд ли стоит спорить, потому что так называемое своеобразное развитие всегда может быть сведено к влияниям со стороны матери, нарушающим это развитие. Поэтому я ищу причину инфантильных неврозов в первую очередь у матери, хотя по опыту знаю, что, во-первых, ребенок намного более вероятно будет развиваться как нормальный, чем невротичный, и что, во-вторых, в подавляющем большинстве случаев, определяющие причины нарушений могут быть обнаружены у родителей, в особенности у матери. Содержания аномальных фантазий только отчасти соотносимы с матерью индивида, при этом они очень часто содержат ясные и недвусмысленные свидетельства, которые слишком сильно превосходят то, что можно было бы приписать настоящей матери; в особенности это заметно, когда речь идет о выраженных мифологических образах, как это часто бывает в случае инфантильных фобий, — именно тогда мать появляется как животное, ведьма, привидение, пожирательница людей, гермафродит и тому подобное. Там, где фантазии не имеют явственно мифологических черт, или — если они таковые, — не всегда выводятся из бессознательных предпосылок, но вполне могли бы происходить из услышанных сказок, случайных замечаний или из чего-то аналогичного, то на всякий случай следовало бы провести тщательное расследование. Однако у детей это следует принимать в расчет (по практическим соображениям) намного меньше, чем у взрослых, которые такие фантазии переносят во время лечения, как правило, на врача, или точнее говоря: эти фантазии обнаруживаются в виде проекций.

Вовсе недостаточно их усмотреть и разделаться с ними как с чем-то смехотворным, по крайней мере до тех пор, пока архетипы принадлежат к той неотчуждаемой части психики и образуют тот "клад в поле темных представлений", о котором говорит Кант, и о которых свидетельствуют бесчисленные "мотивы драгоценности" в фольклоре. По сути своей архетип ни в коем случае не есть только лишь устрашающая преюденция. Таковым он становится только если он не на своем месте. Сам по себе он принадлежит к величайшим ценностям человеческой души и потому заселил все олимпы всех религий. Упразднение его как чего-то нестоящего означает потенциальный урон. Речь же идет как раз о том, чтобы развязать эти проекции, чтобы их содержания опять возвернуть архетипу (так как он их потерял из-за спонтанного отчуждения).

Читайте еще:

Фактически слова "трудно работать" не отражают существа дела адекватно, потому что в большинстве случаев дело доходит до ощущения полной пустоты в голове. Их цели остаются фиксированными в эротической сфере, конфликты, существующие в этой сфере, переносятся на работу и, наконец, запрет на работу.

Рассматриваемая сторона женской природы в точности соответствует тому, что Юнг называл "архетипом Великой Матери". Стоит подметить, что под архетипом в аналитической психологии традиционно понимается некая врождённая, наследуемая структура, комплекс восприятий и реакций, которая наполняется символическим содержанием, черпаемых психикой из внешнего мира, культурных и мифологических образов.

Архетип "Великой матери" формируется у ребёнка в самые первые месяцы его жизни. "Великая мать" и реальная биологическая мать — далеко не всегда одно и то же лицо. Влияние на формирование этого архетипа может оказать любое живое существо, которое заботится о ребёнке (няня, бабушка, сестра и другие). В первые месяцы своей жизни ребёнок ещё не обладает способностью к чёткому разделению окружающего его мира на объекты. Детское сознание значительно менее "плотное", нежели сознание взрослого человека. "Великую Мать" ребёнок воспринимает как некую всеобъемлющую силу, дающую ему комфорт, безопасность и пищу. Грудь, руки, тепло тела женщины, которая забоится о ребёнке, наполняет этот образ реальным содержанием. Именно через эти образы и ощущения наше сознание выстраивает взаимоотношения доверия с окружающим миром, именно на них мы фиксируем чувства комфорта и безопасности.

XVII орфический гимн

Стоит ли говорить о том, какое колоссальное значение для человека имеет этот инфантильный опыт? "Великая мать" — это наш внутренний Рай, царство абсолютной гармонии и покоя, в котором нет ни страдания, ни страха, ни смерти, основа любого подлинного религиозного опыта. К Ней мы взываем в трудные часы жизни, когда мир полон непостоянства и изменчивости, к Ней мы стремимся, когда наше сердце обуревает тревога и беспокойство. Ведь лишь она одна способна дать нам защиту и покой, лишь она одна обладает поистине безграничной силой. Знание о "Великой матери" — то самое базовое, исконное знание, которое объединяет всё человечество, все расы и народы.

Память об этом невероятном опыте проявляется в мифологическом и религиозном сознании в форме целого ряда богинь-матерей, образ который мы можем обнаружить практически в любой религиозной традиции.

"Она сотворяет всё в этой вселенной, как подвижное, так и неподвижное. Если Она благосклонна, то для людей Она становится Подательницей даров и окончательного Освобождения. Она — высшее знание. Причина окончательного освобождения, Вечная; Она также и причина пут перевоплощения. Она — Верховная над всеми богами […]

Она вечна. Она воплощена как вселенная. Она наполняет Собой всё это. Тем не менее. Она воплощается разнообразно, — услышь об этом от меня. Когда Она проявляет Себя, чтобы исполнить цели богов, то говорят, что Она родилась в этом мире, хотя, на самом деле. Она вечна".

(Описание богини Шакти в "Деви-Махатмьям" — священном тексте шактизима.)

"Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование моё. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Обратим внимание, что очень часто Великая Мать представляется девственницей. И у наделения её такими характеристиками есть множество причин. Первая наиболее очевидная причина заключается в том, что для гетеросексуального мужчины и его мать, и его сексуальный партнёр являются женщинами. Формирование архетипа Великой Матери происходит намного раньше, чем развитие эроса. Кроме того, если верить господину Фрейду, именно физическая мать играет ключевую роль в развитии сексуального влечения, через переживание знаменитого "Эдипова комплекса". Поэтому, чтобы отделить в сознании "женщину-мать" и "женщину сексуального партнёра", возникла необходимость поместить её (Великую Мать) в область "неэротического" и "доэдипального". Вечная девственница по своему определению не может выступать в качестве сексуального партнёра.

Вторая причина заключается в том, что именно девственница содержит в себе наибольшее количество энергии плодородия. Это суждение, по всей видимости, происходит от представления о том, что, вступая в сексуальные контакты и рожая детей, женщина начинает как бы растрачивать свою плодородную силу, полностью теряя её к 60–70 годам. Поэтому Великая Мать, будучи совершенным воплощением творящей женской энергии, должна быть именно девственницей.

Важно отметить, что представление "девственница — максимальное плодородие" может транслироваться не только на Великую мать, но и на всевозможные воплощения архетипа женщины-сексуального партнёра (Анимы) и любых богинь плодородия. Разница заключается в том, что Великая мать — вечная Дева, её девственность является непогрешимой, а сексуальное желание отношении неё греховно, а женщина-Анима, напротив, является максимально желанной.

С неправильным, дисгармоничным развитием восприятия архетипа матери психологи связывают целый ряд патологических состояний. Это и чрезмерная инфантильность, отказ от жизни, желание вернуться в "утробу" Великой Матери (недоразвитый Эрос), и донжуанство (поиск Великой Матери в "каждой бабе"), и нарциссизм. Юнг выделял эти патологические состояния в отдельные "материнские комплексы", детально анализируя их содержание у мужчин и женщин.

Описать всевозможные вариации развития образа матери в рамках данной краткой статьи не представляется возможным. Здесь лишь отметим, что в силу абсолютной зависимости ребёнка от Великой Матери, она обладает не только властью "давать жизнь", но и власть "отнимать жизнь", является одновременно "всепорождающей" и "всепожирающей". Это восприятие выражается в установке "без неё я умру", "она может лишить меня жизни, если пожелает этого".

"Всепожирающая" мать часто предстаёт в детских фантазиях в образе ужасной ведьмы, бабы-яги, высасывающей жизнь и энергию.

Наиболее отчётливый пример такой матери нам даёт индуизм с его ужасающим культом богини Кали: худая, многорукая, чёрная, какой бывает только безлунная ночь. Шея её одета в ужасающее ожерелье из человеческих черепов. В одной руке она держит меч, в другой — отрубленную голову демона.

Несмотря на то, что образ Кали, несомненно, черпает свою силу из детских инфантильных фантазий об "ужасной Великой матери", первостепенное религиозное значение имеет её функция. Кали разрушает мир не из жестокости или ненависти, но ради освобождения.

По мере своего взросления ребёнок начинает осознавать, что в мире есть не только гармония, но и страдание, что и он сам, и люди вокруг него не вечны. Он видит, что его физическая мать далеко не всесильна и не может защитить его от всех опасностей. Это воистину всепоглощающее чувство чудовищного непостоянства и жестокости мира переживается им как утрата своей "Великой Матери". "Где же моя Великая Мать? Почему я не вижу её? Ведь я же помню, как она защищала и оберегала меня, помню её свет и безмерное могущество?". Человек чувствует себя покинутым, отторгнутым, изгнанным из Рая гармонии и безопасности. На протяжении всей жизни он неоднократно предпринимает попытки вернуться в это состояние, которые очень часто выражаются в духовном поиске, тяге к метафизике. "Если в этом проклятом мире нет подлинного постоянство и гармонии, настоящего рая, то, быть может, он есть где-то за его пределами", — заключает человек и устремляется к непокорённым Вершинам Духа.

Так как потеря Великой Матери происходит на этапе формирования сознания, эго и сексуального влечения, многие воистину пытливые умы приходят к выводу, что именно Эго является причиной грехопадения. Здесь будет уместно вспомнить книгу Бытия, процесс сотворения мира и изгнания человека из рая. Адам и Ева могли заниматься в раю чем угодно, кроме одного — есть плоды с дерева познания Добра и Зла. Именно Познание и Разделение становятся причиной грехопадения. Познав относительность и непостоянство мира, первый человек был изгнан из рая. Он больше не может жить в царстве вечной гармонии, так как теперь у него есть Эго. Теперь он обречён веками скитаться по мирам до тех пор, пока не познает истинной духовности, не откажется от своего Эго. И лишь тогда, и только тогда Бог дарует ему спасение на Страшном Суде, лишь тогда он уничтожит всё деструктивное и непостоянное, вознеся очищенного человека в вечное царство гармонии.

Точно такую же функцию выполняет индуистская богиня Кали. Она умерщвляет демонов и злых духов (то есть влечения), уничтожает Эго — корень и вершину всякого зла, возвращая человека в объятия Великой Матери.

Читайте также: