Тормозные механизмы трактора и прицепа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Устройство тормозов трактора стоит начать рассматривать с колесного механизма колодочного типа. Он включает в себя неподвижный диск с колодками с опорными пальцами, стяжной пружиной и устройством для разжима. Дополнительно используются фрикционные накладки на рабочей поверхности колодок, которые необходимы для увеличения трения между барабаном и колодками. Далее рассмотрим подробнее особенности тормозного механизма.

Особенности действия тормозных колодок

Колодки стягиваются пружиной и возвращаются в исходное положение после торможения путем стягивания. А непосредственно во время процесса торможения они разводятся путем действия разжимного кулака.

Работа колодок во время торможения организуется разным образом:

  • первая захватывается барабаном при вращении и заклинивается;
  • вторая в это же время отжимается.

В этой связи уровень износа накладки у захватываемой колодки в плане интенсивности выше в сравнении с отжимаемой. По этой причине с целью выравнивания тормозных усилий первую колодку выполняют короче. А кулачковый разжимной механизм спроектирован таким образом, чтобы кулачок мог давать разные по усилию давления на колодки: на одну — меньше, а на другую — больше.

Пневматический привод у тормозной системы трактора состоит из следующего набора конструктивных элементов:

  • компрессор;
  • воздушные баллоны;
  • кран управления;
  • тормозные камеры;
  • воздухопроводы;
  • контрольно-регулирующие устройства.

Действие компрессора в системе

Компрессор представляет собой воздушный насос поршневого типа. Деталь предназначена для получения сжатого воздуха, который необходим для пневмопривода тормозов. Регулятор давления требуется в системе для перевода компрессора в режим холостого хода. При этом обеспечивается максимально допустимое давление воздуха у пневмопривода. А внутри воздушных баллонов находятся минимально допустимые запасы с сжатым воздухом.

Кран управления предназначен для переключения каналов с воздухом во время торможения. Также он отвечает за пропорции тормозных усилий при перемещении тормозной педали. Сами тормозные камеры необходимы для преобразования энергии сжатого воздуха в процесс прижатия колодок к барабанам колес при вращении.

Воздух поступает через систему воздуховодов в направлении от компрессора к баллонам, а также крану управления и тормозным камерам. При этом сам сжатый воздух требуется для решения нескольких задач: используется для покраски, очистки и ряда нужд технологического характера.

Переполнение баллонов исключено за счет предохранительного клапана даже в случае выходы из строя регулятора давления. Контроль последнего параметра осуществляется при помощи двойного манометра.

Компрессор является по сути поршневым двухцилиндровым насосом и состоит из ряда конструктивных элементов:

  • картер;
  • блок цилиндров;
  • головка блока.

Связь с поршнями и коленчатым валом осуществляется через систему шатунов и поршневых пальцев. Для корректной работы всех связующих компонентов все поверхности деталей у компрессора смазываются маслом. Жидкость идет из смазочной системы двигателя по трубке и подводится по каналам в коленчатом валу и стержнях шатунов к подшипникам и поршневым пальцам.

Путем разбрызгивания стенки цилиндров и подшипники смазываются масляной жидкостью. Из компрессора, прямо из поддона масло переливается в картер мотора по отдельной трубке. Охлаждение у компрессора является водяным и общим с двигателем. Крепление происходит в верхней части мотора, расположенной в передней части. Оно приводится в действие при помощи клиноременной передачи в направлении от вентиляторного шкива.

Внутри компрессора расположены клапаны впускного и нагнетательного действия. Они относятся к самодействующему типу, поэтому у этих деталей отсутствует специальный привод.

Разрежение обеспечивается путем такта всасывания. И за счет разности между атмосферным давлением и внутри цилиндра происходит засасывание воздушных потоков, которые проходят через систему, состоящую из воздухоочистителя и впускного клапана. Сжатие воздуха происходит внутри цилиндра, за счет чего происходит закрытие впускного клапана и открытие нагнетательного. Таким образом обеспечивается вытеснение воздуха из цилиндра внутрь баллона. В дальнейшем он используется уже в пневмоприводе, тормозной системе и ряде других механизмов.

Важно отметить, что компрессом может работать и в режиме холостого хода. Пропускание сжатого воздуха под плунжеры происходит при превышении показателя давления в 0,7 МПа. Это вызывает поднятие и соединение полостей цилиндров. Это означает, что с этого момента воздушные потоки в свободном режиме начинают перекачиваться между цилиндрами, а давление воздуха будет при этом минимальным. Нагнетательные клапаны во время этого процесса находятся в закрытом положении.

Снижение давления внутри пневмопривода происходит по мере расхода воздуха в сжатом состоянии. Это вызывает прекращение пропускания воздуха под плунжерную систему. Таким образом компрессор системы тормозов трактора перейдет уже в рабочий режим.

Кран управления, который еще называют тормозным краном, является двойным. Это означает, что секции выполняют разные функции:

  • одна отвечает за подачу сжатого воздуха в направлении тормозных камер колес;
  • вторая переносит его к воздухораспределителю прицепа.

Если присутствует расторможенное состояние, то впускной клапан будет открытым. В таком случае воздушные потоки в сжатом виде будут попадать в магистраль уже в направлении стрелок.

В этот момент тормоза прицепы будут также расторможены. Тогда впускной клапан будет находиться в закрытом положении у нижней секции, а выпускной будет открыт. Одновременно с этим камеры тормозов трактора будут уже свободно сообщаться с тремя направлениями в системе.

Если же речь идет о процессе торможения, то перемещение штока происходит при воздействии усилия на тормозную педаль. Таким образом происходит сжатие уравновешивающей пружины. Одновременно с этим идет закрытие впускного клапана и открытие выпускного. Из-за перемещения воздушных потоков внутри системы включается воздухораспределитель прицепа, за счет чего идет включение подачи сжатого воздуха уже к тормозным камерам колесной системы.

Тормозная система трактора

Тормозная система представляет собой совокупность устройств для торможения, т. е. уменьшения кинетической энергии массы трактора .

Управляятрактором, водитель постоянно изменяет скорость их движения в зависимости от состояния дороги и окружающей обстановки. Иногда возникает необходимость экстренной остановки транспортного средства в случае появления внезапного препятствия или человека на проезжей части дороги.

Замедление машины с помощью сил трения в трансмиссии , сопротивления дороги и воздуха незначительно. Поэтому для создания большего дополнительного сопротивления движению и быстрого снижения скорости тракторы оборудуют тормозными системами . С помощью этих систем можно удержать на уклоне неподвижно машину и предупредить ее нежелательный разгон при спуске. Кроме этого, тормозную систему тракторов используют для обеспечения крутого поворота.

В большинстве случаев торможение происходит в результате необратимого преобразования кинетической энергии трактора или автомобиля сначала в работу трения, а затем в теплоту, поглощаемую тормозными механизмами, шинами, трансмиссией и двигателем, если он не отсоединен от трансмиссии.

Путь, который проходит трактор с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки, называют остановочным. Путь, который пройдет машина от начала торможения до полной остановки, называют тормозным. Значение тормозного пути зависит от скорости движения, состояния дороги (коэффициента сцепления) и многих других эксплуатационных факторов.

При торможении колесных тракторов без прицепов на сухой бетонированной горизонтальной дороге со скоростью 20. 30 км/ч остановочный пусть должен быть 6. 11 м, если масса трактора до 4 т, и 6,5. 11,5 м, если масса 4. 6 т.

К тормозным системам предъявляют следующие основные требования: быстрое срабатывание; правильное распределение тормозного усилия по колесам; обеспечение пропорциональности между усилием на педали (рычаге) и тормозной силой на колесах; плавность торможения и устойчивость машины при торможении; высокая стабильность регулировки тормозных механизмов.

Различают следующие виды тормозных систем: рабочую, стояночную, вспомогательную и запасную.

  • Рабочая тормозная система является основной и служит для регулирования скорости движения трактора с требуемым замедлением вплоть до полной остановки в любых условиях.
  • Стояночная тормозная система предназначена для удержания неподвижной машины на уклоне (или подъеме) при отсутствии в кабине водителя.
  • Вспомогательная тормозная система необходима для поддержания постоянной скорости движения на затяжных спусках при одновременном снижении нагрузки на рабочую тормозную систему, а в тракторах — дополнительно и для выполнения крутых поворотов.
  • Запасная тормозная система предназначена для обеспечения снижения скорости движения и остановки машины в случае частичного или полного выхода из строя рабочей тормозной системы.

Помимо этих систем, многие тракторы оборудуют приводом тормозной системы прицепов.

Применяют следующие способы торможения: тормозной системой с отъединенным от трансмиссии двигателем; двигателем; тормозной системой и двигателем одновременно.

При первом способе основной источник сопротивления движению — тормозные механизмы трактора или автомобиля.

При втором способе — торможении двигателем (он остается соединенным с трансмиссией) — прекращают или значительно уменьшают подачу топлива. Тогда коленчатый вал принудительно прокручивается от колес, из-за чего механические и другие потери в двигателе резко увеличиваются и могут достичь 55 % мощности двигателя при полной подаче топлива и той же скорости вращения коленчатого вала. Интенсивность торможения двигателем зависит от включенной передачи, степени открытия дроссельной заслонки или подачи топлива насосом, а также от состояния (включено или выключено) системы зажигания. Торможение двигателем рекомендуется применять при движении на затяжных спусках и скользкой дороге.

При третьем способе значительно увеличивается интенсивность торможения, а тормозной путь уменьшается на 20. 25 %.

Эффективным тормозом-замедлителем служит система с использованием противодавления на выпуске у двигателя. Для создания противодавления выпускной трубопровод перекрывают заслонкой и прекращают подачу топлива в цилиндры. В результате тормозной момент двигателя возрастает примерно вдвое по сравнению с обычным торможением двигателем.


Управление тормозами трактора

Тормозами трактора и прицепа, буксируемого трактором, можно управлять при помощи различных типов приводов: механического, гидравлического или пневматического.

Механический привод тормозов применяют для управления тормозами трактора. Он отличается простотой устройства. Управляют тормозами с помощью двух педалей, каждая из которых предназначена для тормоза одного из задних колес. При транспортных работах, когда транспорт движется по хорошей дороге с большой скоростью, педали следует блокировать (соединять) планкой, чтобы оба тормоза работали одновременно.

Чтобы привести в действие такой тормоз, нужно ногой нажать на педаль, и это усилие, будучи увеличено соотношением плеч рычагов передаточного механизма, заставит колодки тормоза прижаться к стенкам тормозного барабана с силой F’ в результате чего и будет осуществляться торможение трактора.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Пневматический тормозной привод (рис. 104,6) используют для тормозов трактора и для буксируемого им прицепа. Он обладает преимуществами перед другими видами приводов: меньшим усилием, которое должен приложить тракторист к педали управления, достаточной надежностью работы, легкостью привода в действие тормозов прицепа, возможностью использования сжатого воздуха для других целей (накачивания пневматических шин трактора и др.).

Такой привод находит применение на мощных тяжелых колесных тракторах, где нужны большие тормозные усилия для тормозов трактора и буксируемого им прицепа, а также на универсально-пропашных тракторах для тормозов прицепов.


Рис. 104. Привод тормозов тракторных прицепов:
а — пневмосистема; б — пневматический; в — гидропневматический; 1 — компрессор; 2— регулятор давления; 3— баллон; 4 — манометр, 5 — разобщительный кран; 6, 17— воздухопроводы; 7— тормозной кран; 8 — педаль; 9 — соединительная головка; 10—колодки; 11—тормозная камера; 12 — рычаг; 13 — воздухораспределительный клапан; 14 — баллон прицепа; 15 — главный тормозной цилиндр; 16 — пневматический переходник; 18 — рабочий цилиндр; 19 — поршни.

Чтобы обеспечить всех потребителей трактора сжатым воздухом, на нем устанавливают пневматическую систему (см. рис, 104, а).

Устройство. Пневматическая система состоит из следующих частей: компрессора, приводимого в действие двигателем трактора (компрессоры тракторов средней мощности делают одноцилиндровыми с воздушным охлаждением, а мощных тракторов — двухцилиндровыми с жидкостным охлаждением); регулятора давления воздуха; баллона для сжатого воздуха; манометра для контроля за давлением в пневматической системе; тормозного крана; разобщительного крана, через который сжатый воздух от трактора передается на прицеп, имеющий пневматический привод тормозов; тормозной камеры пневматического переходника, с помощью которого осуществляется управление тормозами прицепа, имеющими гидравлический привод; соединительной головки, через которую сжатый воздух передается на тормозную систему буксируемого прицепа.

Действие. При работе трактора компрессор засасывает из впускной трубы двигателя за воздухоочистителем или из впускного коллектора двигателя очищенный воздух и подает его в регулятор давления. В регуляторе установлен фильтрующий элемент, который дополнительно отделяет от воздуха попавшие в него воду, масло и твердые частицы. После очистки воздух поступает в баллон 3. Как только давление воздуха в баллоне достигает верхнего допустимого предела (0,73 МПа), срабатывает регулятор и воздух из компрессора вместо баллона направляется в атмосферу без всякого противодавления. По мере расходования воздуха давление в баллоне 3 понижается. Как только давление дойдет до нижнего предела 0,66…0,69 МПа, регулятор вновь направит воздух в баллон, закрыв ему выход в атмосферу.

Если сжатый воздух направится в тормозную камеру (см. рис. 104,6), он будет давить на диафрагму, которая через шток повернет рычаг, а тот, в свою очередь, через разжимной кулак прижмет колодки к тормозному барабану с силой Я”.

Стояночный (горный) тормоз. В качестве стояночного тормоза может быть использован рабочий тормоз. На рисунке 105, а показано устройство такого тормоза. Для этой цели на тракторе установлен рычаг 5, соединенный тягой с правой тормозной педалью 2. Прорезь в тяге 3 позволяет управлять тормозами трактора и прицепа (в том случае, если в седло установлен тормозной цилиндр гидравлического привода прицепа) педалью во время работы трактора.

Чтобы на стоянке затормозить трактор, нужно рычаг передвинуть на себя; при этом тяга нажмет на педаль и трактор (может быть, и прицеп) будет заторможен.

Чтобы освободить трактор от стояночного торможения, нужно нажать на кнопку и передвинуть рычаг от себя (по рисунку вправо).


Рис. 105. Стояночные тормоза:
а — рабочий в качестве стояночного; б — ленточный;в — дисковый; 1 — кнопка; 2 -педаль; 3 — тяга; 4 — седло для тормозного цилиндра прицепа; 5 — рычаг; 6 — стояночный тормоз; 7—рабочий тормоз; 8 -шкив; 9 — тормозная лента

Специальные стояночные тормоза делают ленточными или дисковыми.

Ленточный стояночный тормоз состоит из шкива, установленного на валу, передающем крутящий момент на ведущий мост. Вокруг шкива намотана тормозная стальная лента с фрикционными накладками. Один конец ленты закреплен в кронштейне, а другой соединен системой тяг с рычагом, имеющим защелку, фиксирующую его в нужных положениях.

Дисковый стояночный тормоз размещается рядом с рабочим тормозом и управляется рычагом с защелкой.

Управление тормозами, установленными на прицепных тележках (прицепах и полуприцепах). Гидравлический тормозной привод. После присоединения прицепа (полуприцепа) к трактору главный тормозной цилиндр (см. рис. 103, г, принадлежность прицепа) должен быть укреплен в седле. При переводе рычага, находящегося в кабине трактора, назад шток переместит поршень (по рисунку вправо), находящийся в цилиндре, вытолкнет тормозную жидкость, которая по шлангу поступит под высоким давлением (4…6 МПа) в рабочие цилиндры всех колес прицепа, и с силой Я’ раздвинет тормозные колодки и тем самым затормозит колеса прицепа.

Гидропневматический тормозной привод (см. рис. 104,в). После присоединения прицепа к трактору с пневматической системой следует снять главный тормозной цилиндр с седла, прикрепленного на дышле прицепа, и установить его в седло пневматического переходника, а разобщительный кран закрыть.

Если при этом не нажимать на педаль, сжатый воздух из баллона по воздухопроводам поступит в полости А и Б пневматического переходника, расположенные по обе стороны диафрагмы тормозной камеры. Торможения при этом не происходит.

При нажатии на педаль тормозной кран прекратит подачу воздуха в воздухопровод, а следовательно, и в полость Б переходника и соединит ее с атмосферой.

После того как педаль будет отпущена, все детали возвратятся в исходное положение и торможение прицепа прекращается.

Пневматический тормозной привод. Присоединив к трактору прицеп, следует прикрепить к соединительной головке шланг с головкой от прицепа. Затем нужно открыть разобщительный кран, чтобы воздух из баллона поступал в воздухораспределительный клапан прицепа и оттуда в баллон прицепа.

Когда тракторист нажмет на педаль, тормозной кран прекратит подачу воздуха в магистраль и соединит ее с атмосферой. В этом случае воздухораспределительный клапан прицепа немедленно направит сжатый воздух из баллона прицепа в рабочие тормозные камеры прицепа и тем самым затормозит его.

При освобождении педали воздух опять направится в баллон прицепа и будет его подзаряжать, а торможение колес прекратится.

Эффективность действия различных типов приводов. Из описанных конструкций приводов видно, что силы, прижимающие колодки к барабанам при одной и той же силе на педали, неодинаковы.

Особенности тормозных систем тракторов, виды торможения, где лучше приобретать детали тормозов.

Тормозная система трактора и иной сельхозтехники – это совокупность специальных устройств торможения (при их действии происходит уменьшение кинетической энергии движущейся техники). Высокие характеристики тормозящих качеств обеспечивают безопасность движения и отличный уровень эксплуатационных показателей.

Виды тормозных систем

Управляя сельхозтехникой, водителю приходится регулярно изменять и корректировать параметры ее скорости с учетом окружающей обстановки и нюансов дорожного покрытия. Нередкими становятся случаи, когда необходима экстренная остановка техники при возникновении неожиданного препятствия на дороге.

Для обеспечения полной безопасности при управлении транспортным средством предусмотрено несколько разновидностей устройств торможения. Они бывают:

  1. Рабочими. Это основные виды систем. Главная цель данных элементов тормозной системы – регулировка скорости движения сельхозтехники в зависимости от условий местности.
  2. Стояночными. Необходимы при удержании машины в одном скоростном режиме. Например, при затяжных спусках и на крутых поворотах. Такие приборы тормозной системы обеспечивают равномерность нагрузки на детали тормозящей системы для минимизации поломок.
  3. Запасные. Требуются для обеспечения торможения и полной остановки техники в случае выхода из строя основного тормоза.

Кроме перечисленных систем современные тракторы дополнительно оснащаются приводом для устройства торможения прицепа. Каждый вид тормозящего устройства обладает определенными деталями тормоза.

Требования, предъявляемые к тормозным системам

Крупнотоннажная техника должна быть максимально безопасной в дороге, от этого зависит жизнь и безопасность не только водителя, но и пешеходов. Согласно установленным нормативам, остановочный путь сельхозтехники обязан соответствовать определенным показателям. Например, при езде по бетонированной и сухой дороге по прямой с установленной скоростью движения в 20-30 км/ч остановочный путь будет:

  • 6-11 м при массе техники до 4-х тонн;
  • 6,5-11,5 м при весе трактора в 4-6 тонны.

Остановочным путем обозначают отрезок, который проходит техника с момента, когда водитель обнаружил на пути препятствие до полной остановки машины. Тормозной путь – это путь, пройденный от начала срабатывания тормозов до окончательной остановки.

К современным деталям тормозной системы предъявляются жесткие и строгие требования. Такие устройства должны быстро срабатывать, обеспечивать равномерное распределение тормозной нагрузки на колеса, плавность торможения и устойчивость трактора. Высокий уровень стабильности работы тормозящих механизмов обеспечивают только качественные, оригинальные и стабильно функционирующие запчасти тормозной системы.

Где приобретать детали для тормозных устройств трактора?

К сожалению, на современном рынке сельхозтехники все чаще можно столкнуться с предложением о покупке самых разных приборов тормозной системы. Использование некачественных составляющих чревато быстрой поломкой техники и повышает риск возникновения аварийных ситуаций. Поэтому обращаться к сотрудничеству, тем более на долговременной основе, следует только к проверенным организациям.

Примером может служить компания Kramp, которая занимается поставкой сертифицированных агрегатов и узлов тормозной системы тракторов и другой спецтехники с предоставлением гарантии качества продукции, включая:

  • продажу элементов тормозной системы для всех вариантов спецтехники;
  • четкое и оперативное выполнение взятых обязательств;
  • сотрудничество с потребителями на взаимовыгодных условиях;
  • консультирование опытных специалистов по выбору запчастей тормозной системы;

Необходимо подбирать себе поставщика с целью долговременного сотрудничества, чтобы работа сельхозтехники была четкой и бесперебойной. Искать ту компанию, которая способна быстро удовлетворить запрос в поставке даже редких элементов тормозных систем. Лучше, если это будет поставщик, который гарантирует высокое качество поставляемых деталей тормоза.

Читайте также: