Тора еврейская библия заповеди кратко

Обновлено: 21.05.2024

Нашими мудрецами была сделана выборка из Торы — 613 заповедей евреев. Мы не будем вдаваться в подробности по поводу традиционного толкования о смысле и значении данного количества заповедей.

613 заповедей иудаизма – это в-первую очередь обозначение обязанностей и запретов, которые были распределены для всего общества. Если какие-то заповеди исполнялись только священниками, или только женщинами, или только мужчинами, то есть и такие, которые обязан исполнить каждый член общества, независимо от того, мужчина он или женщина, девица или юноша.

В данной таблице, вы можете читать 613 заповедей Торы согласно недельным разделам. Это поможет вам не запутаться в их очередности. 613 заповедей евреев состоят из Повелевающих и Запрещающих .

Вначале указывается номер заповеди. Зеленым цветом обозначены Повелевающие заповеди , красным – Запрещающие . У каждых идет свой отчет. Вместе они составляют 613 заповедей иудаизма.

Далее — недельный раздел Торы.

Затем идет строка перевода текста Торы.

Затем в следующей столбце указано точное место приводимого изречения: название книги Торы, номер главы и номер стиха по общепринятой системе обозначений.

И завершает столбец Состояние – это для Мессианских евреев . В данном столбце указано, что данная заповедь не нуждается в исполнении с переменой священства (на смену священству Аарона, пришло священство Машиаха), или же она по-прежнему актуальна.

10 заповедей (декалог), которые мы можем увидеть во второй и пятой книгах Библии и Торы, имеют значение не только для иудаизма, но и для христианства. Однако христиане по иному понимают эти заповеди. В чем различие?

Первая заповедь гласит: " Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской (Мицраима), из дома рабского, да не будет у тебя других богов пред лицом моим". Данная заповедь интересна тем, что она не говорит, что Бог только один, она говорит что бог Яхве является истинным богом евреев, но не отрицает существование других богов. Однако интерпретация этой заповеди идентична что у иудеев, так и христиан - истинный Бог один.

Вторая заповедь гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.. . ". В иудаизме изображение Бога запрещено, и поклонение всяким идолам - также запрещено. В христианстве же эта заповедь преодолевается, так как считается, что Бог воплотился, а значит Христа можно изображать. Но иногда бывают неканонические изображения самого Бога-Отца.

Третья заповедь гласит: "Не возноси Имени Господа напрасно, ибо не простит Господь тому, кто возносит Имя Его напрасно" . У евреев эта заповедь привела к тому, что они стали заменять слово "Бог", "Всевышний" словами "Б-г", "В-вышний", "Адонаи", "Элохим", то есть стали упоминать его свойство, а не Бога самого, чтобы чтить третью заповедь.

У христиан немного всё иначе. В догматике также принято произносить имя Бога только в важные моменты, но это происходит не так строго, как в иудаизме.

Четвертая заповедь гласит: "Помни день субботний, чтобы святить его. ". Иудеи боятся делать что-либо в Субботу, потому что боятся прогневать Бога,

Но в христианстве эта заповедь приобрело иное значение, потому что с точки зрения христиан, этот день перестал приносить радость людям из-за своего законнического духа, поэтому многие запреты во время субботы были отменены, а воскресенье по значимости стало превосходить субботу.

Пятая заповедь гласит: "Почитай твоего отца и твою мать, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". Заповеди интерпретируются одинаково.

Шестая заповедь гласит: " Не убей". Если в иудаизме эта заповедь означает, что убийство ближнего - грех, но как таковое безгрешное убийство возможно, ибо уже в самой Торе мы видим множество вариантов допустимых убийств.

Но в христианстве любое убийство запрещено, только в случае защиты семьи, страны, убийство допускается, но является грехом.

Седьмая, восьмая и десятая заповеди "Не прелюбодействуй", "Не укради" и "Не желай дома, жену . ближнего своего". Интерпретация идентична.

Девятая заповедь гласит: "Не дай о ближнем твоем свидетельства ложного". Если в христианстве эта заповедь подразумевает не лгать вообще, то иудаизм менее строг в этом отношении. Иудеи считают, что ложь возможна, если она не направлена против ближнего (друга, родственника). Против врагов врать можно.

Примечательно, что 1-4 заповеди декларируют отношения между человеком и Богом, а 5-10 про отношения между людьми.

(Декалог), десять основных предписаний иудаизма. В Торе (Пятикнижии) Десять заповедей названы асерет ха-дварим ( עֲשֶׂרֶת הַדְּבָרִים , буквально `десять слов`; Исх. 34:28; Втор. 4:13; 10:4), в раввинистической литературе (Талмуд и другие источники) — термином асерет ха-дибброт ( עֲשֶׂרֶת הַדִּבְּרוֹת , буквально `десять речений`; Шаб. 86б и многие другие), который вошел в современный иврит, или просто дибброт (БК. 54б).

  • Провозглашение Десяти заповедей
  • Версии Десяти заповедей
  • Разделение текстов на десять предписаний
  • Объяснение расхождений в версиях Десяти заповедей
  • Датировка версий Десяти заповедей
  • Десять заповедей в литургии
  • Универсальность Десяти заповедей

Провозглашение Десяти заповедей

Согласно Библии, Десять заповедей были провозглашены Богом на горе Синай перед народом Израиля в третий месяц после Исхода из Египта (Исх. 19:1) и начертаны Им на каменных скрижалях Завета (Исх. 31:18; Втор. 9:10). Согласно Аггаде, датой провозглашения Десяти заповедей является суббота, приходившаяся на шестой день третьего месяца (Шаб. 86б). В союзе (см. Завет), заключенном между народом Израиля и Богом, Десять заповедей являются основой еврейского религиозного миропонимания. Следование им вменено Богом в обязанность каждому человеку, на которого распространяется действие союза.

Единственное в библейских сказаниях явление Бога всему народу описано в Библии дважды. В книге Исход (19:16, 18–19; 20:15) рассказывается непосредственно об этом событии и связанных с ним знамениях. Сошествию Бога на гору Синай, куда по Его велению поднялся Моисей для получения завета, сопутствуют громы, молнии, облако дыма, трубный звук; Он сходит на гору в огне. Во Второзаконии (4:11–12; 5:19–24) описание этого события приводится как рассказ Моисея; из знамений упоминаются лишь облака и мгла, сквозь которые Бог говорил из восходящего до небес огня. По одной из библейских версий (Исх. 19:9; Втор. 4:12), Бог возвещал заповеди Моисею, а народ слышал Его слова; по другой (Втор. 5:5) — Моисей передавал народу слова Бога; по третьей (Исх. 20:16; Втор. 5:4) — Бог обращался непосредственно к народу.

Версии Десяти заповедей

В Торе Десять заповедей содержатся в двух версиях (Исх. 20:2–14 и Втор. 5:6–18). Их переводы приводятся ниже, частью в виде сводного текста, в котором незначительные расхождения между версиями отмечены в скобках, а частью как параллельные тексты, в которых несовпадения выделены жирным шрифтом.

Разделение текстов на десять предписаний

Принятое традицией деление считает вводный стих отдельной, первой заповедью, а не просто декларативным вступлением, поскольку на этой заповеди зиждется постулат веры в Бога и ею обосновываются последующие предписания. Такой взгляд отстаивает Маймонид (Сефер ха-мицвот, раздел Мицвот асе 1; Майм. Яд., Хилхот иесодей ха-Тора 1:6). В настоящей статье мы придерживаемся традиционной системы деления.

Объяснение расхождений в версиях Десяти заповедей

В первой половине 20 в. У. Кассуто выдвинул другое объяснение несходства версий Десяти заповедей. Указав, что текст заповедей во Второзаконии представляет собой пересказ Моисеем предписаний, провозглашенных за сорок лет до того, Кассуто считает вполне естественным, что такое повторение отличается от первоначальной формулировки.

Библейская критика объясняет расхождения в версиях Десяти заповедей предположением, что они восходят к разным периодам редакции книг Исход и Второзаконие, однако датировка этих периодов остается предметом разногласий.

Датировка версий Десяти заповедей

Десять заповедей в литургии

Чтение Десяти заповедей в эпоху Второго храма было составной частью ежедневного храмового богослужения (Там. 5:1), но впоследствии было отменено (Бр. 12а) и изъято из канонизированной литургии. Однако в диаспоре (по крайней мере, в египетской) Десять заповедей вместе с Шма, очевидно, еще довольно долго входили в состав ежедневного богослужения, о чем свидетельствует папирус Нэша (см. выше).

Публичное чтение Десяти заповедей в настоящее время происходит трижды в году: в две субботы, на которые приходится чтение разделов Итро (Исх. 18–20) и Ва-этханан (Втор. от 3:23 по 7:11) Торы, а также в праздник Шаву‘от, принятый традицией как день дарования Торы. Чтение Десяти заповедей молящиеся всегда слушают стоя. Во многих реформистских общинах (см. Реформизм в иудаизме) мальчики и девочки, достигшие возраста бар-мицва и бат-мицва, читают Десять заповедей перед раскрытым Ковчегом завета в знак приобщения к традициям иудаизма.

Универсальность Десяти заповедей

Десять заповедей оказали огромное влияние на метафизические воззрения и нравственные устои значительной части человеческого общества. Несмотря на то, что они, как и другие библейские тексты, создавались на фоне древних культур Ближнего Востока, они не сравнимы ни с одним из известных истории ранних сводов теологических и этических учений. Десять заповедей являются единственным в своем роде кодексом всеобъемлющих истин и принципов, положенных в основу монотеизма, естественного права и этики. В Десяти заповедях заложены не только основы философских и теологических концепций о трансцендентной сущности Бога и Его всемогуществе, о воздаянии и каре, но и идеи равенства, гуманности и морально-этических обязанностей человека.

Давайте объясню без фанатизма, что такое Тора, Танах и Талмуд

Очень часто евреев называют народом Книги. В иудействе серьезное религиозное знание не является уделом только духовной верхушки. Подтверждением тому служат библиотеки при синагогах, в которых простым гражданам к фондам предоставлен свободный доступ. В этой статья я расскажу, что такое Тора, Танах, Талмуд и Мишна.

Библиотеки при синагогах довольно популярное место. Там часто собираются поодиночке или группами евреи. Они штудируют важнейшие иудейские творения. Что такое Тора, Танах и Талмуд? Для представителей других религий это может показаться странным, ведь у них подобные ситуации встречаются нечасто, и рядовой представитель конфессии с трудом ориентируется среди трудов, входящих, к примеру, в Библию или Коран. Но для евреев серьезное изучение источников собственной религии является показателем избранности народа.

Что такое Танах

Подобная истовость в изучении Священного Писания лежит в основе всей еврейской цивилизации. Прописанные в нем установки напрямую влияют на поведение рядовых граждан. Их беспрекословное исполнение стало той цементирующей силой, которая на протяжении многих столетий делала из разбросанных по миру евреев единый народ. Знание хотя бы общих представлений о них позволит лучше постичь сущность поступков евреев в различных ситуациях.

Танах считается наиболее объемным сборником сочинений древних авторов. Для евреев это Священное Писание, в котором освещаются события сотворения мира, появления человека, древнейшие этапы истории народа вплоть до эпохи Второго Храма. По своему содержанию библейский Ветхий Завет был переписан с Танаха, в который просто добавлены некоторые сочинения, считающиеся неканоническими. По своему строению он разделен на 3 крупных сборника:

- Тора (Пятикнижие);
- Невиим (Пророки);
- Ктувим (Писания).

В Танах включены 24 книги, состав которых идентичен каноническому сборнику Ветхого Завета с несколько измененным порядком их расположения. Однако христианская традиция подсчета каждую из книг Ветхого Завета считает отдельным произведением, поэтому католические и православные теологи насчитывают в нем 39 книг. А вот еврейская традиция наоборот объединяет ряд произведений в один формат, что приводит к общему сокращению книг Танаха до 22 единиц, приравнивая их к числу букв еврейского алфавита.

Что такое Тора

У людей Тора появилась благодаря Моисею, услышавшего эти законы из уст Всевышнего. Законодатель иудаизма записал эти законы и передал их своему народу для исполнения. Однако для самих евреев Тора представляется гораздо более масштабным сочинением. Они уверены, что Торой руководствовался сам Создатель, когда создавал мир. Ашем держал Тору перед собой, смотрел на стихи и творил то, о чем читал. То есть, по еврейским понятиям она была генеральным планом, согласно которому строился существующий мир. Поэтому в Тору не могут вноситься никакие изменения, и она сама не может заменяться никакой другой книгой.

Данная книга изначально была создана как предельно сжатый конспект установок, согласно которым должны совершать свои поступки правоверные евреи. Однако как практически осуществлять данные установки, в ней не объясняется. В итоге реализация указанных в ней законов позволяет иметь большое количество вариантов, что в свою очередь могло бы повлечь за собой расшатывание единой еврейской веры. Чтобы этого не произошло, Моисею было дано две Торы – Письменная и Устная. Первая была им зафиксирована на пергаменте, после чего она была скопирована каждым из колен Израилевых. До сих пор для общественных нужд Письменная Тора переписывается от руки на пергаментные свитки.

Преподнося Моисею Устную Тору, Создатель передавал с ней детальные пояснения к письменному варианту еврейских законов. Моисей выучил ее наизусть, после чего передал эти знания Аарону с сыновьями. Они передали Устную Тору коэнам и главам колен, которые стали передавать ее следующим поколениям. Чтобы удаленные друг от друга в разных странах евреи не утратили единого стержня, несколько поколений мудрецов собирали воедино и записывали пояснения к Письменной Торе. Те толкования законов стали называться Мишной, что стало первым шагом к созданию Талмуда.

Что такое Талмуд

Мишна также подверглась детальной расшифровке, в итоге появился труд, именуемый Гмара. Но и на этом творческое осмысление положений Торы не остановилось. В Гмару также начали вноситься сообразные обстоятельствам разъяснения и толкования, что и привело к появлению Талмуда.

Уже несколько тысячелетий еврейский народ живет по собственным, разработанным некогда законам. На исполнение их не повлияли ни природные катаклизмы, ни приход завоевателей. Евреям помогают выстоять в разных ситуациях 3 важнейших древних труда: Танах, Тора и Талмуд. И если первые два из них являются базисными и не могут подвергаться каким-либо изменениям, то Талмуд развивается дальше, пока продолжается жизнь и появляются новые, ранее не учитывавшиеся обстоятельства.

Читайте также: