Томас мор эпоха возрождения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Начало работы Томаса Мора адвокатом и преподавателем права. Главная особенность избирания государственного чиновника в парламент. Создание книги "Утопия", ставшей фундаментом для утопического социализма. Анализ основных произведений культурного деятеля.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 27.11.2015
Размер файла 23,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Томас Мор как культурный деятель эпохи Возрождения

1. Источники информации и литературные произведения, способствующие написанию проекта

2. Основные произведения культурного деятеля

3. Стихотворные произведения, эпиграммы и переводы

1. Источники информации и литературные произведения, способствующие написанию проекта

Биография Томаса Мора.

Вероятнее всего, карьера юриста не слишком интересовала Томаса Мора. Еще изучая право, он принял решение поселиться вблизи монастыря и принять монашеский постриг. Однако в итоге Мор вознамерился служить своей стране другим образом, хотя до самой кончины вел очень воздержанный образ жизни, соблюдал посты, постоянно молился.

Примерно в 1502 г. Мор начинает работать адвокатом и преподавать право, а в 1504 г. его избирают в парламент. Выступив за уменьшение сборов для Генриха VII, он попал в опалу и должен был самоустраниться от общественной деятельности. К политике Мор вернулся в 1509 г., когда Генрих VII скончался. В 1510 г. Мор опять избирается в парламент, который созывает уже Генрих VIII. В этом же году его назначают на должность младшего шерифа столицы, помощника городского судьи столицы.

В XIX в. католическая Церковь причислила его клику блаженных, в XX в. - к лику святых. Однако Томас Мор вошел в национальную и мировую историю, в первую очередь, как гуманист, мыслитель и выдающийся писатель.

2. Основные произведения культурного деятеля

Службу помощника шерифа Мор сочетал с литературной деятельностью, которую он не прекращал в течение всей жизни. Творчество Томаса Мора отличалось не только богатством содержания, но и разнообразием жанров. Кроме перевода с латинского на английский биографии выдающегося итальянского философа-гуманиста Пико делла Мирандолы (1463-1494), его литературное наследие включает "Историю Ричарда III" и "Утопию", переводы на латинский язык произведений древнегреческих поэтов и собственные оригинальные поэтические опыты на английском и латинском языках, богатое эпистолярное наследие и острые полемические трактаты против Лютера и английских последователей реформации. Традиция античного свободолюбия и ненависть к различным формам тирании, проповедуемые в сочинениях Эразма и Мора в условиях феодальной Европы XVI в., имели глубоко, прогрессивное значение, способствуя развитию ренессансной политической идеологии. Обоснованию тираноборческих идей Мор отводил большое место в ряде своих сочинений - в "Истории Ричарда III", в "Утопии" и наконец в латинских эпиграммах. Не имея возможности подробно остановиться на этом вопросе, отметим все же одну, на наш взгляд, весьма существенную особенность точки зрения Мора на королевскую власть. Осуждая тиранию государей и противопоставляя тирану свой идеал государя, Мор решительно отвергал идею о якобы божественном происхождении королевской власти и развивал мысль о зависимости этой власти от воли народа. На этом основании Мор ставил вопрос об ответственности государя перед народом, утверждая, что "народ своей волей дает и отнимает власть". Любой, принявший власть над многими людьми, - должник перед теми, кто вверил ему правленье, "и отнюдь он царить не должен долее, чем захотят те, многие", - читаем мы в одной из латинских эпиграмм

И.Н.Осиновский. Жизнь и творчество Томаса Мора

Утопия

История Ричарда III

Мор уделял в тот период много внимания вопросу о соотношении политики и морали. Самое важное, что определяет, на наш взгляд, политические искания Мора в латинских эпиграммах, в "Истории Ричарда III" и в "Утопии", - это его непримиримость ко всякому проявлению насилия, политического произвола и тому, что он называет одним словом - тирания

политический строй утопийцев, которых Мор изображает как народ, "не угнетенный тиранией" .

В "Истории Ричарда III" он не только осуждает тиранию Ричарда с точки зрения гуманистической морали, но и глубоко осмысливает политическую систему управления в условиях королевского деспотизма, где все средства оказываются хороши в борьбе за достижение, упрочение и сохранение единовластия. Таковыми средствами являются в первую очередь террор, подкуп, а также политическая агитация с применением демагогии и политического лицемерия, с непременной апелляцией к религии и морали.

3. Стихотворные произведения, эпиграммы и переводы

Томас Мор был автором 280 латинских эпиграмм, переводных произведений, а также небольших поэм. Томас Мор активно занимался переводами с древнегреческого языка, который в его эпоху был гораздо менее популярен, чем латинский.

Эпоха Возрождения

Немного общих сведений

Что собой представляла данная эпоха

Время эпохи Возрождения - это период, когда начинается переход от средневекового феодального общества к буржуазному. Это именно тот этап истории, когда буржуазно-капиталистические отношения еще не сформировались, а общественно-феодальные устои уже были расшатаны. В эпоху Ренессанса начинает формироваться нация. В это время власти королей при поддержке обычных горожан удалось побороть мощь феодальных дворян. До этого времени были так называемые объединения, которые назывались государствами исключительно из географических соображений. Теперь же зарождаются крупные монархии, основами которых становятся национальности и исторические судьбы. Для Возрождения характерно неимоверное развитие торговых отношений между разными странами. В этот период совершаются грандиозные географические открытия. Ренессанс стал тем периодом, когда были заложены азы современных научных теорий. Так, появилось естествознание со своими изобретениями и открытиями. Переломным этапом для описанного процесса является открытие книгопечатания. И именно оно увековечило Возрождение как эпоху.

Другие достижения Ренессанса

Эпоха Возрождения кратко характеризуется высокими достижениями в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания она приобретает те возможности распространения, которых не могла позволить себе раньше. Античные рукописи, которые восстали, словно феникс из пепла, начинают переводиться на разные языки и переиздаваться. Они путешествуют по миру так быстро, как никогда. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности размножать на бумажных носителях самые разнообразные научные достижения и знания. Возрожденный интерес к античности и изучение этого периода отобразились на религиозных нравах и взглядах. Из уст Калуччо Салутатти, канцлера Флорентийской республики, прозвучало заявление о том, что Священное Писание является ни чем иным как поэзией. В эпоху Возрождения Святая инквизиция достигает пика своей деятельности. Связано это было с тем, что столь глубокое изучение античных работ могло подорвать веру в Иисуса Христа.

Подобные документы

Эволюция Глупости как культурного концепта от средневековья к Ренессансу. Рассмотрение образа Глупости в литературном и художественном изображении фигур Дурака, Безумца, Смерти. Изучение феномена Утопии на примере одноименного произведения Томаса Мора.

дипломная работа [86,4 K], добавлен 12.08.2014

Определение степени влияния Средневековья на культуру эпохи Возрождения. Анализ основных этапов развития художественной культуры Возрождения. Отличительные черты Возрождения в разных странах Западной Европы. Особенности культуры белорусского Возрождения.

курсовая работа [73,6 K], добавлен 23.04.2011

Общая характеристика эпохи Возрождения и Реформации. Начало культурного переворота в Европе. Описание памятников культуры и искусства, эстетическое и художественное мышление этого периода. Живопись, литература, скульптура и архитектура проторенессанса.

презентация [1,3 M], добавлен 12.03.2013

Изучение особенностей национально-культурного возрождения Беларуси и в частности в Пружанском районе в конце XX-начале XXI века. Работа народных мастеров. Формы работы учреждений культуры по возрождению и сохранению национально-культурного наследия.

реферат [66,6 K], добавлен 12.03.2015

Анализ эстетических представлений и эзотерического мироощущения в искусстве эпохи Возрождения. Человек и реальная жизнь в основе содержания художественных произведений эпохи Возрождения. Два противоположных понимания красоты. Изображение бога или святых.

Томас Мор родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, закончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора — он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность — он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии — стал лордом-канцлером.

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе церкви. Томас Мор отказался присягнуть королю как новому главе церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, — Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег — деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т. д.

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью — это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы — это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственными телесным и духовным развитием.

В Утопии, по убеждению Томаса Мора, царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которое утопийцы называют Митрой.

По сути дела, Утопия — это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможноть расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопией прекрасно понимает — его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

32. Гоббс, Томас

32. Гоббс, Томас Английский философ семнадцатого столетия. Отстаивал теорию общественного договора, позволявшую ему пропагандировать абсолютную монархию — такую форму власти, которую он сам именовал Левиафаном. Так же называется и самое знаменитое из его произведений.

ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН

ТОМАС ПЕЙН

ТОМАС КУПЕР

Верфель, Томас Манн

Томас Гоббс

Томас Гоббс 1588–1679Левиафан1651Томас Гоббс родился в Вестпорте, местечке близ Мальмсбери, на юге Англии. В 1608 году он окончил Оксфордский университет, где получил блестящее классическое образование. Молодой философ поступил на службу к герцогам Девонширским. Этой службе

Томас Карлейль Этика жизни

Томас Карлейль Этика жизни Предисловие Труды английского историка, философа и публициста Томаса Карлейля, который, безусловно, является одним из самых выдающихся мыслителей человечества, сейчас, к сожалению, знакомы только узкому кругу специалистов. А в конце XIX начале

3. Томас Гоббс

3. Томас Гоббс Гоббезий выдавался и прославился благодаря оригинальности своих взглядов. Он родился в Мальмесбери в 1588 г., умер в 1679 г.[255] и был воспитателем графа Девонширского. Будучи современником Кромвеля, он нашел в событиях того времени, в английской революции,

1. Томас Рид

1. Томас Рид Томас Рид, родившийся в 1710 г., был в Глазго профессором и умер там в 1796 г. Он выставил принцип общего всем людям чувства. Он подверг исследованию вопрос о том, каковы принципы познания, и его представление о них сводится к следующему. а. Существуют известные

Томас Гоббс

Томас Гоббс Следующим нашим персонажем будет Гоббс. Можно было и не о Гоббсе вначале говорить, а о Спинозе, но я хочу пояснить, почему кратко я расскажу вам сейчас о Гоббсе. Все дело в том, что дальнейшая история европейской философии во многом развивается под знаком

ТОМАС ГОББС (1588–1679)

ТОМАС ГОББС (1588–1679) Английский философ. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления. Природа — совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением. Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому

Томас Мор (1478–1535) — английский проповедник гуманных идей, активный участник политических событий. Занимал должность лорд-канцлера страны. Писатель разработал основы утопического социализма, идеального общественного строя, что важно упомянуть в докладе о Томасе Море. Биография гуманиста свидетельствует о его успешной жизни с трагическим концом.

Детские и юношеские годы

Томас Мор родился в семье английского судьи 7 февраля (21 февраля) 1478 года. Его отец, Джон Мор заседал в Лондонском Высшем королевском суде. Отец для него стал образцом благородных, честных, высокоморальных принципов. Начальное образование Томас получил в грамматической школе Святого Антония.

В 13 лет юношу приняли в пажи при кардинале Джоне Мортоне, который работал лорд-канцлером английского королевства. У молодого Томаса Мора был очень веселый нрав, он проявлял остроумие и любознательность. Кардинал пророчил Томасу изумительное будущее. Великие юристы страны (Вильям Гросин, Томас Линакр) обучали юношу, который с интересом и легкостью изучал науку юриспруденции. На одних законах он не остановился и увлекся произведениями гуманистов.

В 1492 году Томас поступил в Оксфорд, а через два года приехал в Лондон учиться английскому праву. Его учителями были опытные юристы той эпохи. Это позволило ему стать прекрасным адвокатом. Молодой Мор также изучал философию, латинский и греческий языки и вскоре стал писать свои философские размышления.

В 1497 году известный гуманист Эразм Роттердамский пригласил Томаса в свой кружок и познакомил с известными мыслителями. Дальнейший выбор жизненного пути был неожиданным: мыслитель отправился в лондонский Картезианский монастырь, где жил с 1501 по 1504 год. Потом он оставил обитель, решив служить не только Богу, но и Англии. Религиозные привычки остались при нём на всю жизнь.

Политическая деятельность

Кратко нужно сказать о том, что кроме адвокатской работы Мор вступил в Парламент от столичного купечества. Политик не мирился с налоговым произволом при короле Генрихе VII. Власти заставили его оставить политику и вернуться в адвокаты. Параллельно Томас Мор создал несколько литературных произведений.

С приходом к власти Генриха VIII в 1510 году литератор и юрист вновь вернулся в законодательную систему страны. К тому же, он стал помощником шерифа Лондона. Через пять лет его включили в состав английского посольства. Мор был отличным переговорщиком.

Служба и философские произведения

Семья и последние годы жизни

Еще до того как Томас стал знаменитым, он взял в жены семнадцатилетнюю Джейн Кольт. Эта девушка из Эссекса отличалась спокойным и уравновешенным нравом, родила мыслителю сына и трех дочерей. Счастливая семья, которую создал философ, продержалась 6 лет, после чего Джейн умерла от лихорадки. Мать детям заменила вторая жена Мора, вдова Элис Миддлтон. Вместе они прожили до самой смерти.

Томас Мор придерживался глубоких религиозных верований. Когда Генриху VIII понадобилось развестись с женой, он обратился к Папе Римскому. Священник отказал в разводе. Король тогда перешел на сторону англикан. Вскоре монарх женился на Анне Болейн.

Томас Мор возмутился действиями Генриха и добился публичного осуждения короля. Канцлер не желал признавать новый брак законным, за что был брошен в тюрьму, а потом казнен за государственную измену 6 июля 1535 года.

В 1935 году католики возвели Томаса Мора в лик святых.

Биографии Князь Игорь биография кратко – самое важное о правлении на Руси, внешняя и внутренняя политика

Детство

Томас появился на свет в Лондоне 7 февраля 1478 года. Его папа, сэр Джон Мор, был знаменитым в стране юристом, занимал должность судьи королевской скамьи, в период правления Эдуарда IV получил дворянский титул, прославился своею честностью и неподкупностью.

Получать образование Томаса отправили в лучшую в Лондоне грамматическую школу Святого Антония. Здесь он среди прочих предметов в совершенстве овладел латинским языком.

Томас Мор

Образование

В 1492 году Томас поступил на учёбу в Кентербери-колледж при Оксфордском университете, его наставниками были знаменитые юристы того времени – Вильям Гросин и Томас Линакр.

В 1494 году Томас покинул учебное заведение в Оксфорде по настоянию отца и вернулся в Лондон. Сэр Джон Мор хотел, чтобы сын продолжил его дело, и нанял ему для изучения права опытных законоведов. Томас был способным учеником, из него действительно получился превосходный юрист.

Начало юридической карьеры

Наряду с юридической практикой юный Мор стал изучать философские труды древних классиков, особенный интерес у него вызывали сочинения Лукиана и Платона. Также Мор продолжил совершенствовать латинский и греческий языки и работал над собственными произведениями, которые начал ещё в Оксфорде.

В 1497 году Томас Мор получил приглашение на торжественный обед к лорд-мэру. Здесь он познакомился с крупнейшим учёным Северного Возрождения Эразмом Роттердамским, который в это время находился в Англии с визитом.

Томас Мор

В 1501 году Томасу присвоили адвокатскую категорию высшего ранга – барристер.

Сложный выбор между церковью и миром

Однако Мор никак не мог определиться, посвящать ли всю жизнь карьере юриста? В какой-то период, под влиянием декана лондонского собора Святого Павла Джона Колета, Томас склонился к тому, чтобы связать своё будущее с церковным служением. Долгое время он выбирал между церковной и гражданской службой. В итоге всё-таки принял решение стать монахом и поселиться в картузианском монастыре. Здесь он провёл около четырёх лет.

Тем не менее, желание быть полезным своей стране перевесило над монастырскими устремлениями, и Томас решил оставаться в миру. При этом до конца жизни Мор сохранил привычки, приобретённые в монашеской обители. Всегда очень рано пробуждался и длительно молился, носил власяницы, постоянно соблюдал посты, самобичевался.

Томас Мор

Политическая деятельность

В 1504 году Томас был избран в английский Парламент. Начав здесь свою трудовую деятельность, Мор сразу же выступил за то, чтобы уменьшить налоговые сборы в пользу казны английского короля Генриха VII.

За это последовала месть – король арестовал и заключил в тюрьму отца Томаса Мора. Освобождение последовало только после того, как Томас самоустранился от общественной деятельности и заплатил за родителя внушительный выкуп.

В 1509 году Генрих VII скончался, и Мор вернулся к политике. И уже в следующем 1510 году его назначили младшим шерифом Лондона. Все восторгались его красноречием, честностью и справедливостью. На Томаса сразу же обратил внимание пришедший к власти король Генрих VIII, тем более что Мор воспел его в своих изящных латинских стихотворениях. В 1515 году правитель назначил Томаса послом во Фландрию вести переговоры по поводу торговли английской шерстью.

В 1517 году Мор оказал помощь в усмирении Лондона, когда народ поднял против иностранцев бунт.

В 1518 году Томас был избран в члены почтеннейшего органа британского королевства – Тайного Совета.

Томас Мор

В 1520 году вблизи города Кале состоялась встреча Генриха VIII с французским королём Франциском I, Томас Мор входил в состав свиты правителя Англии.

Это произведение состоит из двух частей, которые по содержанию мало похожи, но по логике неотделимы друг от друга. Здесь автор поделился своими взглядами, насколько несовершенны политическая и социальная системы. Томас высмеивал разврат и духовное тунеядство, критиковал смертную казнь и кровавые законы о рабочих. Здесь же он предлагал программу реформ, с помощью которых можно было изменить положение.

Томас Мор

  • Полное равноправие и демократия, несмотря на наличие короля.
  • Глава государства – это, прежде всего, мудрый монарх.
  • Продукты распределяются только по потребностям.
  • Эксплуатацию и частную собственность следует заменить общественным производством.
  • Деньги надо использовать лишь при торговле с другими странами.
  • Труд обязателен для всех, но он не должен изнурять.

Семейная жизнь

В 1505 году Томас женился. Избранницей Мора стала Джейн Кольт – старшая дочь почётного чиновника (эсквайра) с юго-восточного английского графства Эссекса. Согласно некоторым биографическим данным Томас был влюблён в младшую дочь, но из учтивости сделал предложение Джейн. Девушка была тихая и с добрым нравом. Она получила домашнее образование, но друг Томаса, Эразм Роттердамский, предложил ей продолжить обучение и лично занимался с Джейн литературой и музыкой. У супругов родилось четверо детей – три девочки Маргарет, Элизабет, Сесиль и мальчик Джон.

Томас Мор

Однако счастье их было не долгим, в 1511 году Джейн скончалась от лихорадки. Томас хотел, чтобы у детей была мать, поэтому в течение месяца после похорон Джейн он женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон. В отличие от Джейн это была прямая, сильная и властная женщина. По свидетельству друзей Томаса брак, несмотря на какой-то расчёт и поспешность, оказался счастливым. Супруги прожили вместе до самой смерти. Общих детей они не имели, Томас воспитывал дочку Элис от предыдущего мужа, как свою родную.

Мор был очень любящим отцом, если уезжал, то всегда писал своим детям письма и просил их обязательно отвечать. Он особенно был заинтересован проблемами образования женщин, считал, что они способны на такие же открытия, как и мужчины. Именно поэтому настаивал на том, чтобы не только сын получил достойное образование, но и дочери.

Казнь

У глубоко религиозного Томаса Мора возникли разногласия с королём Англии Генрихом VIII, когда правитель решил расторгнуть брак со своей супругой. Мор настаивал на том, что это подвластно лишь Папе Римскому. Правящий на тот момент в Ватикане Климент VII тоже был против расторжения брака. Тогда Генрих VIII разорвал все связи с Ватиканом и встал на путь создания в стране англиканской церкви. В результате чего в скором времени была коронована новая супруга короля Анна Болейн.

Это вызвало негодование у Томаса Мора, причём настолько сильное, что он оставил пост лорд-канцлера и оказал помощь монахине Элизабет Бартон в публичном осуждении короля.

В 1535 году его казнили как государственного изменника. Спустя четыре столетия, в 1935 году, его причислили к лику католических святых.

Читайте также: