Том чатфилд критическое мышление кратко

Обновлено: 05.07.2024

Том Чатфилд - Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение"

Описание и краткое содержание "Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение" читать бесплатно онлайн.

Критическое мышление – одна из ключевых компетенций человека будущего. Умение подвергать сомнению и анализу любую информацию это отличный способ защитить себя от обмана и манипуляций. Том Чатфилд призывает анализировать все и везде: на работе, в учебе и повседневной жизни, и дает практические рекомендации, как это сделать. Автор перечисляет признаки, по которым можно распознать неправду и отличить настоящие аргументы от ложных. Знакомит с дедукцией, индукцией и абдукцией, помогает разрабатывать поведенческие и мыслительные стратегии, рассказывает об огромных возможностях языка и риторики. Книга написана с отменным чувством юмора, в ней много ярких примеров и описаний разнообразных феноменов, парадоксов и ловушек. Она будет полезна всем, кто не хочет быть одураченным псевдологикой, статистикой или убедительно звучащими красивыми словами.

Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение

Переводчик Наталья Колпакова

Редактор Ирина Беличева

Главный редактор С. Турко

Руководитель проекта О. Равданис

Корректоры Е. Аксёнова, М. Смирнова

Компьютерная верстка К. Свищёв

Дизайн обложки Ю. Буга

Леттеринг на обложке О. Равданис

© Tom Chatfield, 2018

Оригинальное издание было осуществлено SAGE Publishing в США, Соединенном Королевстве и Нью-Дели.

Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

Во-вторых, такую книгу было невозможно создать без помощи, благожелательного отношения и профессионализма многих людей. Работа оказалась непростой, и без них я бы с этим не справился.

Моя дорогая жена Кэт и дети Тоби и Клио постоянно поддерживали меня и мирились с тем, что я день за днем тружусь, запершись в кабинете. Спасибо за все, я люблю вас!

Мне удивительно повезло: я не только опубликовал книгу в издательстве SAGE, но и обрел там близких друзей и коллег – Зияда, Кайрен, Марту, Кэти, Марка и многих других, разделивших со мной самые счастливые и плодотворные моменты последних лет. Мой редактор Майла Стил, неизменно знающая, увлеченная и терпимая, – просто сокровище. Прекрасное оформление не моя заслуга, этим книга обязана талантам Иэна Энтклифа (производственного директора) и Шона Мерсьера (креативного дизайнера). Хочу особо отметить заинтересованность и доброжелательность Зияда Марара, без которого этот проект не был бы осуществлен. Надеюсь, я оправдал вашу веру в меня.

В ходе работы над рукописью я проводил свои изыскания в Оксфордском институте интернета, настоящем храме науки. Я особенно признателен Вики Нэш за то, что мое пребывание там оказалось не только возможным, но и приятным, а также Лучано Флориди, научные труды и добрые слова которого вдохновляли меня. Институт стал для меня вторым домом благодаря великодушию Джудит и Лоренса Фридман, навсегда снискавших мою дружбу и признательность.

В последние годы мне посчастливилось дружить и общаться, как лично, так и по переписке, с людьми, неизменно вдохновлявшими меня. Это прежде всего Найджел Уорбертон, добрый друг и великодушный человек, который служит мне образцом для подражания. Роман Кржнарик, Филиппа Перри и Джон-Пол Флинтоф – коллеги, с которыми я имел честь познакомиться в лондонской School of Life, – продолжают обогащать мою интеллектуальную и эмоциональную жизнь. Джулиан Баггини, Джул Эванс, Джонатан Роусон, Дэвид Эдмондс и другие, возможно, даже не представляют, как много для меня сделали своей работой и личным примером.

Последним – в порядке перечисления, но не значимости – хочу поблагодарить моего агента Джона Элека, консультировавшего и поддерживавшего меня с самого начала проекта. Надеюсь, ему понравится результат нашей дерзкой вылазки в мир слов и идей. Работа над этой книгой доставила мне огромное удовольствие.

Приветствую вас, читатель!

Чем вам будет полезна эта книга

Книга ждет вас! Независимо от причины, по которой вы к ней обратились: по работе или для души, в ходе научных изысканий или с целью саморазвития – навыки критического мышления будут вам полезны и обеспечат по крайней мере два следующих преимущества:

1) позволят избирательно и взвешенно подходить к чужим трудам и к источникам информации;

2) помогут лучше работать, более понятно и эффективно презентовать свои знания и идеи.

При изучении критического мышления принято уделять основное внимание именно этим аспектам, связанным с овладением критическим подходом к аргументации – то есть к объяснению вами и другими людьми сложившегося порядка вещей и обоснованию рациональности тех или иных представлений и образов действия.

Это важно и для меня тоже, но в сферу моего интереса попали еще две области, где опора на умение критически воспринимать информацию приобретает все большее значение:

3) эффективное распределение времени и внимания с учетом глубокого понимания факторов, придающих самому мышлению предвзятый или ущербный характер;

4) более уверенное и осмысленное пользование цифровыми технологиями – от поисковых систем до сайтов, социальных сетей и пр.

Как и две упомянутые ранее сферы применения критического мышления, третья и четвертая также тесно взаимосвязаны.

Это стало проблемой и для меня во время работы над этой книгой!

Как значимость, так и сам объем информации требуют умения обнаруживать в ней жизненно важную именно для нас. Как извлечь максимум из колоссальных ресурсов, находящихся под рукой, сохраняя в то же время способность контролировать и понимать их? Еще важнее вопрос о том, как с наибольшей эффективностью использовать дарованные человеку мыслительные и творческие способности в эпоху, когда такие технологии, как Big data (Большие данные) и искусственный интеллект, проникают во все новые области компетенции.

Чтобы преуспевать в этих условиях, нужно уметь максимально критически подходить к мышлению как таковому и владеть стратегиями, позволяющими полностью задействовать потенциал беспрецедентной взаимосвязанности человечества, обеспечиваемой современными цифровыми технологиями, вместо того чтобы пассивно двигаться по воле волн информационного потока.

Навыки критического мышления не сводятся к изучению информации. Они являются частью метапознания – мыслительного процесса высшего порядка, позволяющего адаптироваться и непрерывно учиться на протяжении всей жизни. С учетом огромной скорости изменения информационных технологий и появления в ближайшие десятилетия совершенно новых сфер деятельности можно обозначить еще несколько ценных навыков, овладение которыми должно стать главной задачей образования и профессионального развития в XXI в.

Книга делится на две части. Первая, посвященная главным образом первому и второму преимуществам критического мышления, поможет вам осознанно воспринимать чужие тексты и уверенно воплощать принципы рационального мышления в собственных работах. Из второй части, раскрывающей пункты третий и четвертый, вы узнаете, что наше мышление склонно к предсказуемой тенденциозности, и научитесь учитывать предвзятости, типичные для XXI столетия – времени, когда информационные технологии присутствуют буквально повсюду.


Критическое мышление – одна из ключевых компетенций человека будущего. Умение подвергать сомнению и анализу любую информацию это отличный способ защитить себя от обмана и манипуляций. Том Чатфилд призывает анализировать все и везде: на работе, в учебе и повседневной жизни, и дает практические рекомендации, как это сделать. Автор перечисляет признаки, по которым можно распознать неправду и отличить настоящие аргументы от ложных. Знакомит с дедукцией, индукцией и абдукцией, помогает разрабатывать поведенческие и мыслительные стратегии, рассказывает об огромных возможностях языка и риторики. Книга написана с отменным чувством юмора, в ней много ярких примеров и описаний разнообразных феноменов, парадоксов и ловушек. Она будет полезна всем, кто не хочет быть одураченным псевдологикой, статистикой или убедительно звучащими красивыми словами.

Оглавление

  • Благодарности
  • Приветствую вас, читатель!
  • Введение. Что такое критическое мышление (и зачем оно нужно)?
  • Часть I. Логическое обоснование: теория и практика

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Часть I. Логическое обоснование: теория и практика

Глава 1. У всего своя логика



Пять вещей, которые вы узнаете из этой главы

1. Почему логическое мышление важно в работе и исследовательской деятельности.

2. Как искать аргументы и выводы из них.

3. Как научиться создавать четкие и ясные описания и резюме и подбирать примеры.

4. В чем заключается разница между аргументами и объяснениями.

5. Чем хорошие объяснения отличаются от плохих.

Мы определили критическое мышление как противоположность некритического. Вместо того чтобы пассивно принимать на веру прочитанное или услышанное, оно заставляет нас сделать паузу и вдумчиво оценить ситуацию. Мысля критически, мы ищем наилучшую доступную на данный момент картину реального положения дел. При этом возникают два взаимосвязанных вопроса.

1. Какие имеются основания считать нечто истинным?

2. Почему ситуация сложилась так, а не иначе?

Иначе говоря, мы стремимся найти и выдвинуть убедительные аргументы, предложить разумные объяснения, отбросив при этом неубедительные и неразумные.

Обычно в литературе, посвященной критическому мышлению, делается особый упор на аргументацию — и в этой главе я объясню почему, — но одним лишь этим дело не ограничивается. Нужно также уметь критически воспринимать другие виды коммуникации и способы выражения мысли. Особенно важно хорошо разбираться в том, какая логика стоит за объяснениями, теориями и научным методом познания.

Что такое аргумент? Убеждение при помощи логики

Почему важно уметь мыслить логически? Прежде чем ответить на этот вопрос, разберемся с другим понятием — утверждением . Вот, например, утверждение относительно практики содержания животных в качестве домашних питомцев.

Держать животных дома неправильно.

Утверждение — это изложение факта или убеждения, не подкрепленное обоснованием или доказательством. Само по себе оно не более чем передаваемая информация.

Напротив, аргумент — нечто более ценное. Рассмотрим следующую аргументацию против содержания домашних питомцев.

Животных нельзя превращать в домашних питомцев, поскольку это лишает их свободы и возможности вести достойную жизнь. Все живые существа достойны свободы.

• лучше понять его взгляд на ситуацию;

• осознать, согласны мы с его логикой или нет;

• сравнить аргументы и узнать, нет ли более убедительных в поддержку другой точки зрения;

• выяснить, не упускает ли говорящий важные данные или идеи;

• поспорить с ним и попытаться его переубедить — или изменить собственную точку зрения.

Приводя аргументы, другие люди побуждают вас согласиться с определенным умозаключением и с этой целью демонстрируют последовательность предположений, которые (на их взгляд) его поддерживают. Отсюда вытекает рабочее определение аргумента в контексте критического мышления: аргумент — это попытка убеждения в истинности вывода посредством логики.

Можно выделить два ключевых элемента:

1) вам предлагают логическую цепочку, которая…

2)…призвана заставить вас принять вывод.

Перед вами три попытки убедить собеседника нанять меня на работу. Только один из вариантов является аргументом в вышеописанном смысле, то есть предлагает как вывод, так и его логическое обоснование. Попробуйте найти аргумент.


Давайте рассмотрим все варианты по очереди, обращая внимание на наличие как логического обоснования, так и вывода.

Иначе говоря: остерегайтесь оценок вне контекста.


Наконец, пример 3 аргументом не является, хотя и напоминает его. Попытка убедить вас в справедливости вывода отсутствует. Вам просто сообщают информацию, а уж верить ей или не верить — решать вам.

Обнаружение аргумента путем поиска вывода

Используя метод поиска вывода, установите, являются ли следующие высказывания аргументами. Обоснуйте свое решение.


Пример 2 также представляет собой аргумент. Первое предложение выстраивает логическую цепочку в связи с фактом, что ученые не могут повторить результаты некоторых клинических исследований. Второе предложение формулирует вывод, опирающийся на эту цепочку: с принятой системой рецензирования и публикаций не все обстоит благополучно. Обнаружив вывод, мы можем вернуться на шаг назад и убедиться, что первое предложение обосновывает его, так что аргумент приведен.

Язык — гибкая система. В нем мало непреложных законов. Скорее, есть общепринятые нормы.

Прочитайте следующий текст. Содержит ли он аргумент с обязательными составляющими: логическим обоснованием и выводом? Если да, попробуйте обнаружить слова-индикаторы, подсказывающие, где его искать.

Расходы разных стран на раннее обучение детей сильно различаются. По некоторым показателям Великобритания тратит на первую стадию образования больше любого другого государства, однако отстает в финансировании начальной и средней школы. С учетом факта примечательного отсутствия прямых свидетельств связи между финансированием и успеваемостью, а также особой важности обоснованной политики именно в сфере образования, детальное сравнительное исследование влияния ассигнований на достижения учащихся на каждом уровне системы образования разных стран является, таким образом, достойной темой для изучения и заслуживает самого пристального внимания.


Вы пришли к тем же результатам? Если нет, не беспокойтесь. Заметить аргументы не всегда просто, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос о том, что не является аргументом, с не меньшим вниманием, чем вопрос, что им является. В следующем разделе мы познакомимся с основными типами неаргументированных заявлений — высказываний, которые не могут считаться аргументами, поскольку не предполагают попытки убеждения в обоснованности вывода посредством логики.

Обучение с умом: замечаем слова, указывающие на выводы и логические обоснования

Что не является аргументом? Информация без обоснования

Мы выяснили, что аргументация предполагает использование логики для обоснования вывода. Если этот признак отсутствует, значит, перед нами не аргумент.

Если нам предлагают информацию без явного логического обоснования, самый важный вопрос — насколько мы верим, что эта информация является точной и релевантной. В этом разделе мы рассмотрим четыре типа информации, часто встречающиеся в письменной и устной речи:

3) мнения и убеждения;

4) пояснения и иллюстрации.

Обдумайте следующие утверждения. Есть ли среди них аргументы?


Хорошее описание ясно передает информацию без всякой оценки, обоснования или попытки убеждения. Его цель — максимально четко и нейтрально сообщить необходимые сведения. Сравните два описания.


Оба предложения рассказывают об одном и том же, но очевидно, что второе является лучшим описанием. Оно более подробное, точное и ясное, полнее передает картину случившегося. Вникать в детали и составлять подробные информативные описания — настоящее искусство, не в последнюю очередь потому, что приходится решать, на что следует обращать внимание прежде всего.

В вышеприведенном примере содержатся полезные данные о том, что поученные инструкции сочли запутанными восемь человек из десяти. Еще более ценной была бы информация о том, что именно показалось каждому из них непонятным. Напротив, нам едва ли пригодились бы сведения о цвете одежды или росте участников эксперимента. В любой ситуации существует практически неограниченное число объектов возможного описания, поэтому вопрос о том, какие из них являются наиболее релевантными и должны быть включены в описание, приобретает исключительную важность.

Когда вы читаете или составляете описание, старайтесь держать в уме следующие вопросы.

• К какой информации имел доступ автор в силу занимаемого положения?

• Что в этом описании является полезным или релевантным в свете того, что я хочу узнать?

• Какие полезные или важные детали могли быть упущены?

• Является ли описание точным и ясным или же оно расплывчатое и неопределенное?

Этот обширный фрагмент текста является описанием особого типа, часто встречающимся в научных трудах и исследовательских статьях.

Текст представляет собой резюме , в данном случае результатов вымышленного эксперимента (отдаленно напоминающего психологический эксперимент, поставленный Баумайстером, Братславски, Муравеном и Тайсом в Университете Кейс Вестерн Резерв в 1984 г.) [5] . Как любое описание, резюме сообщает информацию без анализа или логического обоснования, но особый навык составления резюме заключается в том, чтобы максимально кратко обрисовать все основные моменты.

Умение правильно писать и читать такого рода описания — чрезвычайно важное и сложное искусство. Для этого нужно ясно и четко мыслить, а также выделять в обширном тексте главное. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы неосознанно не привнести предвзятость, аргументы, мнения и прочие сторонние факторы в работу, единственная цель которой — сообщить информацию. Сравните вышеприведенное резюме со следующим отчетом, имеющим совершенно иной характер.

В хорошем резюме тщательно и четко сформулирована только нужная информация, причем все ключевые моменты описываются максимально лаконично и не сообщается ничего не относящегося к делу или вводящего в заблуждение. Когда вы читаете или пишете резюме, задавайте себе следующие вопросы.

• Для чего оно предназначено?

• Каковы ключевые моменты, необходимые, чтобы понять суть?

• Какие необязательные детали можно отбросить, а какую информацию принципиального характера, напротив, следует добавить, чтобы сделать резюме максимально емким и понятным?

Мнения и убеждения

Однако, если я делюсь собственным мнением или убеждением, ситуация меняется. Я описываю картину, к которой никто больше не имеет доступа, поскольку она находится у меня в голове. Сравните три высказывания. Каждое на свой лад выражает мнение или убеждение , передавая информацию о картине мира говорящего.


В реальности мы очень часто сталкиваемся с чужими убеждениями и мнениями, а также выражаем собственные. Подкреплять свою точку зрения логикой мы склонны лишь от случая к случаю, но и тогда стремимся не столько убедить слушателя в своей правоте, сколько объяснить свои поступки или верования. Когда вам встретится мнение или убеждение, задайтесь следующими вопросами.

Описание — тоже выражение убеждения.

• Кажется ли данная точка зрения достаточно разумной, чтобы ее придерживаться?

• Какие вероятные последствия может иметь следование данному убеждению или мнению?

• Какие еще мнения или убеждения возможны в этом контексте или есть у других людей?

Пояснения и иллюстрации

Пояснения и иллюстрации часто используются для облегчения понимания идей и аргументов. Далее приводятся примеры того и другого. Попытайтесь их различить.


Может сложиться впечатление, что пояснение аналогично определению слова или понятия, но его значение шире — оно может просто показывать, чем автор интересуется или что он подразумевает. Например, я могу начать эссе об этике в социологических исследованиях с пояснения, что составляет его предмет:

Вопрос об этике в научных исследованиях носит дискуссионный характер. В данном эссе я рассмотрю главным образом этику в области социологии, из чего, однако, не следует, что многие другие сферы научной деятельности не сталкиваются с этой проблемой в той или иной форме.

Иллюстрацию можно считать особой формой пояснения. Это конкретный пример, раскрывающий общую мысль. В эссе об этике исследователя я мог бы упомянуть о каком-либо случае, иллюстрирующем принцип.

Прежде чем начать любое социологическое исследование, вы должны получить подтверждение его этичности в форме письменного разрешения от властей, причем в каждой стране действуют свои стандарты. Так, одно недавнее анкетирование с вопросами о сексуальной жизни респондентов получило одобрение в Австралии, однако в США его проведение было разрешено лишь после значительной переработки вопросов.

Казалось бы, иллюстрация не более чем синоним примера — нередко так оно и есть, — однако она наглядно свидетельствует, что не всякий пример способен эффективно проиллюстрировать утверждение общего характера и что хорошим примером является самый релевантный и в то же время показательный в плане прояснения смысла в целом.

Надеюсь, мой пример (см. выше) отвечает этим условиям!

Объяснения: искусство ретроспективной логики

Объяснения бывает сложно отличить от аргументов, поскольку и те и другие подводят под утверждение логическое обоснование. Однако если цель аргумента — логическим путем убедить вас в истинности вывода, то объяснения считают нечто априори истинным и показывают, что к этому привело.

Я прекратил налегать на бекон, потому что стал беспокоиться о своем сердце.

Эту мысль можно выразить иначе. Объяснение — это рассказ, и что-то всегда остается недосказанным. Это один из самых ненадежных и скользких способов логического обоснования, поскольку то, что предлагается одним человеком в качестве объяснения, зачастую настолько очевидно, что практически неотличимо от самого обычного описания, но тем не менее может вызвать у другого человека категорическое неприятие. Рассмотрите три примера. Что это: объяснения или аргументы?


В первом примере я даю скорее объяснение, поскольку не пытаюсь убедить вас в истинности чего-либо. Я лишь сообщаю как факт информацию — Том теперь бегает трусцой — и добавляю, что объясняется этот факт сведениями о пользе движения, которые он вычитал на сайте Британского фонда по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

То же самое относится и ко второму примеру. Здесь преподносится как факт, что чей-то муж отказался от масла и жирного молока, и дается объяснение: узнав, как выглядят забитые сосуды, он изменил привычки.

Итак, все это объяснения — вопрос оказался с подвохом!

Наконец, в третьем случае одним предложением объясняется, почему я стал бегать дважды в неделю: потому что это помогает мне привнести гармонию в свою жизнь. Вы можете мне верить или не верить. Однако если вы захотите предложить альтернативное объяснение, то должны будете подкрепить его очень убедительными свидетельствами.

• Пытаются ли меня убедить в истинности чего-либо (аргумент) или просто хотят проинформировать, почему дела обстоят определенным образом (объяснение)?

• Чему дается логическое обоснование: свершившемуся событию, подаваемому как факт (объяснение), или возможности, с которой мне предлагается согласиться (аргумент)?

Объяснения играют важную роль в критическом мышлении, и было бы ошибкой считать их менее сложным инструментом, чем аргументы. Выбор между альтернативными объяснениями — одна из важнейших повседневных задач критического мышления, с которыми сталкивается большинство людей, и ее решение нередко требует изучения свидетельств. В главе 5 мы рассмотрим этот тип анализа, пока же познакомимся с двумя основными критериями для сравнения объяснений.

1. Хорошее объяснение учитывает все имеющиеся свидетельства, не игнорируя неудобные факты.

Представьте, что полиция остановила меня за превышение скорости. Выберите лучшее из четырех объяснений.


Вопрос о том, какое из объяснений наилучшее, требует дальнейшего исследования, результаты которого отражены в данном фрагменте полицейского отчета.

Проверка выявила, что спидометр транспортного средства был исправен; телефонный звонок матери водителя позволил установить, что та совершенно здорова; изучение базы данных нарушителей показало, что это не первое его задержание за превышение скорости.

Обучение с умом: шесть основных типов содержания

Перед вами список из шести типов информации и высказываний, рассматриваемых в этой главе, с кратким определением каждого. Мы уже познакомились с четырьмя из них, не предполагающими логического обоснования.


Как научиться думать правильно! Книга, которая поможет быть убедительным, критически воспринимать информацию и замечать всякие подводные камни

Книга Тома Чатфилда Критическое мышление вошла в мои топ-5 книг этого года. Ее я уже перечитала дважды. И все потому, что считаю ее самой лучше из этой категории - никакие университетские учебники не расписывали так классно идею о том, что такое критическое мышление.


Критическое мышление нужно всем нам, особенно в эпоху цифровых технологий, клипового мышления и кучи не правдивой информации.

Здесь важно понимать, что критическое мышление - это навык, который может развить каждый человек. Оно пригодится не только для того, чтобы уверенно объяснять свою точку зрения, но и также чтобы не стать жертвой манипуляций. И в этой книге Том Чатфилд не только очень хорошо объясняет что такое мыслить критически, но и также на куче примеров учит как этот навык развить.


Издательство Альпина Паблишер.

Оформление книги очень помпезное (это как книга Ильяхова, только больше и тяжелее): она тяжелая, с грубыми страницами и интересным оформлением. Визуально книгу легко читать, также легко потом находить информацию. Отдельные цитаты кричащие - это помогает лишний раз над ними задуматься.

Что не менее круто - у автора есть свой хештег, по которому можно отследить мысли и обсуждения других читателей. Также каждая тема из книги имеет видео сопровождение на ютубе - ссылку на него можно найти после каждого раздела.



Что мне особенно понравилось в этой книге?

Автор сжато дает базу всего что касается критического мышления. Это уже мой не первый курс по критическому мышлению, поэтому, с высоты своей горы могу сказать, что пока это лучшее, что мне под руку попалось. Да, в какой-то момент информации становится мало, но до этого привидеться еще подрасти. Эта книга - идеальная база. Что-то в книге мне понравилось больше, что-то меньше (ибо я уже знала, так что автор не виноват).


На страницах книги Том Чатфилд рассказывает что такое логическое мышление и как его использовать разными способами. Это очень помогает структурировать свои знания о чем угодно.

А чтобы ваши знания звучали более убедительно, в книге вас также научат риторическим приемам.


Не менее важными есть разделы, посвящены умению правильно искать, систематизировать и читать информацию. По-моему, у нас 90 % студентов этого так и не усваивают в вузе. А здесь все просто и наглядно, прям в табличке.

Современным важным дополнением есть советы автора как работать с цифровыми технологиями и разнообразными сайтами, как их оценивать и насколько можно доверять.


Но моя самая любимая часть - это о когнитивных искажениях и предвзятости. Это то, о чем мало кто догадывается, ну вот серьезно. Когнитивными искажениями грешить могут все, и особенно это любят очень умные. Вот начитаются книг (количественно, не качественно), и уже вообразили себя великими умами, и начинают гнобить других. А сами даже не подозревают о своей односторонности и кучи когнитивных искажений, которые их преследуют.

Во всяком случае, никто кроме вас самих не научит как смотреть на мир без розовых очков, как фильтровать предубеждения и быть более объективным. Все, что я могу здесь сказать - это безумно интересно! Вы даже представления не имеете как эти пользуются в маркетинге и других ситуациях, чтобы убедить читателя выполнить действие.



Не скажу, что это легкое чтение, вообще нет. Но лучше сперва прочитать книгу Тома Чатфилда Критическое мышление и тогда переходить к Дениэлу Канеману "Думай медленно, решай быстро!" - там вообще целый океан интересностей.


Так что надеюсь, такое чтение Вам будет по душе, и принесет много пользы!

Том Чатфилд - Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение

Критическое мышление — одна из ключевых компетенций человека будущего. Умение подвергать сомнению и анализу любую информацию это отличный способ защитить себя от обмана и манипуляций. Том Чатфилд призывает анализировать все и везде: на работе, в учебе и повседневной жизни, и дает практические рекомендации, как это сделать. Автор перечисляет признаки, по которым можно распознать неправду и отличить настоящие аргументы от ложных. Знакомит с дедукцией, индукцией и абдукцией, помогает разрабатывать поведенческие и мыслительные стратегии, рассказывает об огромных возможностях языка и риторики.

Книга написана с отменным чувством юмора, в ней…

Лучшая рецензия на книгу

Том Чатфилд - Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение

8 июля 2020 г. 14:21

Автор хорошо излагает как отличать правду от манипуляций, истинные аргументы от ложных, и как фильтровать информацию, оставляя самое важное. В наше время избытка информации, большая часть из которой фейковая, сложно найти даже крупицу истины. В книге собраны методы работы с информацией и ее оценкой. И в итоге получаем, что критическое мышление - это анализ и оценка информации, удаление с нее предвзятости, корреляции и прочей шелухи. А далее работа с "чистой" информацией и на ее основе принятие решений.

В рамках игры Флешмоб ''Нон-фикшн''

Год издания: 2018

Мягкая обложка, 328 с.
Размеры: 84x108/16 (205х290 мм)

Возрастные ограничения: 12+

Рецензии

8 июля 2020 г. 14:21

Автор хорошо излагает как отличать правду от манипуляций, истинные аргументы от ложных, и как фильтровать информацию, оставляя самое важное. В наше время избытка информации, большая часть из которой фейковая, сложно найти даже крупицу истины. В книге собраны методы работы с информацией и ее оценкой. И в итоге получаем, что критическое мышление - это анализ и оценка информации, удаление с нее предвзятости, корреляции и прочей шелухи. А далее работа с "чистой" информацией и на ее основе принятие решений.

В рамках игры Флешмоб ''Нон-фикшн''

HeavenerInheritrix HeavenerInheritrix написал(а) рецензию

11 декабря 2018 г. 22:13

Впечатлений очень много. Во-первых, интересно читать как человеку, тонко чувствующему тексты и и намеренные искажения в них.

Во-вторых, хочется похвалить автора за удачную разбивку всего потока информации и в меру креативный дизайн. Обычно цитаты, вынесенные крупно на поля, встречаются в самом тексте книги, у Чатфилда эти два пункта не связаны друг с другом.

Ну и третье - самое главное. Эта книга об умении распознавать самое важное в океане пустых фейковых новостей. О том, как в этом океане плавать и возвращаться на берег с ценным уловом. Всеми известными методами индукции, дедукции, а также абдукции (для меня это было чем-то новеньким), использовании теории вероятности и риторических языковых средств и много другого автор анализирует множество различных текстов - от рекламных объявлений…

MyGap

MyGap

MyGap запись закреплена

Спасибо, что оживляете нашу легендарную рубрику!

Том Чатфилд - Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй своё мнение.

Читайте также: