Строительство царской дороги в персидской державе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Царская дорога — известная из сочинений Геродота мощёная дорога, сооружённая персидским царём Дарием I в V веке до н. э.

Протяжённость Царской дороги реконструируется по Геродоту, другим историческим свидетельствам и археологическим данным. Она начиналась в Сардах (около 90 км к востоку от современного города Измир в Турции) и шла на восток к ассирийской столице Ниневии (нынешний Мосул в Ираке) . Затем, как считается, она разделялась на две части: одна вела на восток, через Экбатаны к Шёлковому пути, другая — на юг и юго-восток, к Сузам и Персеполю.

Так как Царская дорога не была проложена по самому удобному маршруту, который мог бы связать крупнейшие персидские города, историки считают, что при строительстве использовались участки дорог, проложенных ещё ассирийскими царями. На востоке она практически сливается с Шёлковым путём.

Качество проложенной дороги было столь высоким, что она продолжала использоваться по крайней мере до римской эпохи; в турецком городе Диярбакыр сохранился перестроенный римлянами мост, бывший частью Царской дороги. Её строительство способствовало расцвету персидской торговли, достигшему пика во времена Александра Македонского.

Царская дорога

Из описаний Геродота следует, что на всем протяжении Царской дороги на расстоянии дневного пути друг от друга стояли пункты, где один посыльный передавал важные данные другому, и таким образом гонцы экономили силы своих лошадей и обеспечивали максимально быструю передачу информации.

Начиналась Царская дорога в городе Сарды на западе Малой Азии и уходила далеко на восток, связывая важнейшие политико-экономические центры государства Ахеменидов. Доходя до района современного Мосула в Ираке, дорога разделялась на две ветви, одна из которых через Экбатаны направляла путников к Великому Шелковому пути, а другая уходила в юго-восточном направлении в сторону Суз и Персеполя. Судя по всему, при строительстве Царской дороги были использованы участки более древних мощеных магистралей, проложенных ассирийцами и вавилонянами.

Для ее восточного продолжения основой послужили западные участки Великого Шелкового пути. Царская дорога поспособствовала расцвету торговли в государстве персов, продолжавшемуся вплоть до похода Александра Македонского. Отличаясь высочайшим качеством, эта дорога частично использовалась еще во времена Рима и Византии. В одном из турецких городов до сих пор сохранился мост, являвшийся частью Царской дороги и перестроенный римлянами.

Ца́рская доро́га — известная из сочинений Геродота мощёная дорога, сооружённая персидским царём Дарием I в V веке до н.э..

Содержание

Описание

Протяжённость



Протяжённость Царской дороги реконструируется по Геродоту, другим историческим свидетельствам и археологическим данным. Она начиналась в Сардах (около 90 км к востоку от современного города Измир в Турции) и шла на восток к ассирийской столице Ниневии (нынешний Мосул в Ираке). Затем, как считается, она разделялась на две части: одна вела на восток, через Экбатаны к Шёлковому пути, другая — на юг и юго-восток, к Сузам и Персеполю.

Так как Царская дорога не была проложена по самому удобному маршруту, который мог бы связать крупнейшие персидские города, историки считают, что при строительстве использовались участки дорог, проложенных ещё ассирийскими царями. На востоке она практически сливается с Шёлковым путём.

Качество проложенной дороги было столь высоким, что она продолжала использоваться по крайней мере до римской эпохи; в турецком городе Диярбакыр сохранился перестроенный римлянами мост, бывший частью Царской дороги. Её строительство способствовало расцвету персидской торговли, достигшему пика во времена Александра Македонского.

Царская дорога как метафора

Примечания

  1. ↑ Прокл, Комм. к 1 книге Начал Евклида, 68, 14-17

Ссылки

  • Исторические дороги и пути
  • История Ирана

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Царская дорога" в других словарях:

Царская дорога — вела из Эфеса через Сарды, Гордий в Сузы. Эта дорога, на к рой было более ста почтовых и курьерских станций, служила символом экономич., политич. и воен. мощи Персии и ее царей … Древний мир. Энциклопедический словарь

Царская дорога — Т. н. Ц. д. вела из Эфеса через Сарды, Гордий в Сузы. Эта дорога, на которой было более ста почтовых и курьерских станций, служила символом экономич., политич. и военной мощи Персии и ее царей … Словарь античности

Дорога Аркуни — (арм. Արքունի պողոտա, царская дорога) магистральная дорога, соединявшая две столицы Великой Армении Арташат и Тигранакерт. Дорога была открыта в 80 х годах до н. э. при Тигране II после восстановления старой дороги. Имела большое … Википедия

Дорога — У этого термина существуют и другие значения, см. Дорога (значения) … Википедия

Царская ветка — железнодорожная линия, построенная в 1890 х гг. для передачи царских поездов с Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги на ближайший к царскому Петровскому дворцу Смоленский (ныне Белорусский) вокзал. Ответвляется от Октябрьской железной… … Москва (энциклопедия)

Царская Славянка — Город Коммунар Флаг Герб … Википедия

Персия — (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора

Дорожная сеть Персидской империи, особенно в эпоху царя Дария (551-468 гг. до н. э.), может, в какой-то мере, представлять аналогию современной дорожной сети.

Первый мост из Европы в Азию через Босфор был построен в 500 г. до н. э. Он был наплавной из кораблей.

Персы хорошо умели прокладывать дороги на местности. Они обходили болота, поймы рек, крутые косогоры, оползни. Дороги проходили вблизи населенных пунктов, не заходя в них.

Дороги Древней Греции

Дороги Древней Греции (морской державы) по техническому состоянию уступали персидским.

· Они были узкими и не годились для проезда повозок. Нередко на дорогах возникали ссоры из-за нежелания пропустить вперед встречного всадника.

· Развитию дорог в Греции мешало и острое соперничество между Афинами и Спартой. 30-летняя война (с 431 г. до н. э.) между ними закончилась поражением Афин.

5 Дороги Римской Империи

Римская империя имела обширную территорию поэтому первейшей задачей для управлением государства было: строительство дорог, которые отличались большой прочностью и долговечностью, (некоторые сохранились до нашего времени);

· начинались все дороги от мильного столба, установленного на Фруме (центральная площадь Рима) у подножия храма Сатурна. 29 дорог входило в Рим;

· некоторые дороги имели разделения на полосы для конного и пешего движения;

· кстати, при Аппии Клавдии (311 г. до н. э.) был построен один из самых ранних акведуков, а ко времени правления императора Клавдия, завоевавшего Британию (середина I века до н. э.) воду в Рим подавали 11 акведуков общей длиной более 50 км.

В чем же секрет долговечности римских дорог?!

· Дорожно-строительный материал – римский бетон. Для повышения водостойкости и водонепроницаемости в бетон вводилась вулканическая пыль из местечка Пуццоли – пуццолановые добавки, как говорят сейчас. Этот материал широко использовался в строительстве терм – общественных бань.

· Следует отметить, что строители римских дорог очень удачно их прокладывали. Многие современные дороги построены по трассам древних дорог.

· Хорошо была организованна и служба дорог. На особо важных дорогах устанавливались специальные камни с указанием расстояний до городов и разных сведений, необходимых путникам. Вдоль дорог на расстоянии, равном дневному переходу, размещались трактиры, гостиницы, торговые лавки.

· А Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э.) впервые ввел службу регулирования движения на оживленных перекрестках дорог, а так же дорожный кодекс, по которому на некоторых улицах движение экипажей разрешалось только в одном направлении (одностороннее движение).

· Скорость движения по римским дорогам была 7,5 км/час.

· Все дороги были точно измерены. Данные о дорогах хранились в Пантеоне*, где каждый мог с ними ознакомиться.

· Были составлены карты сети дорог, проходящих по Римской Империи, в виде свитков шириной 30 см и длиной до 7,0 м (сравните продольный профиль наших дорог). Дорожными картами можно было пользоваться в пути, так как на римских дорогах действовала почтовая связь.

После падения Римской Империи (476 г.) Европа распалась на сотни отдельных княжеств, графств, которых мало заботило состояние дорожной сети.

Примером самой совершенной, в стратегическом и техническом отношении, дороги была Великая Китайская стена. Строилась она много столетий начиная с VI века до н. э. длина стены более 4 тыс. км. Высота земляного вала, который был местами облицован камнем, составляла от 6 м до 10 м, ширина – 5,5 м. По верху была проложена дорога, по которой могли передвигаться войска и повозки. На стене были высокие сторожевые башни. Великая Китайская стена в единое сооружение была соединена в эпоху империи Цин (221-207 гг. до н. э.).

*** Эфес знаменит тем, что там располагался Храм богини Дианы – четвертое чудо света. Крышу поддерживали 18 колонн из скального монолита, а внутри хранились лучшие работы греческих художников. В 262 г. до н. э. Сложен Готами.

Читайте также: