Толстовский дом в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня хочу рассказать вам про один самых красивых старинных домов Петербурга, который сделал пространство от улицы Рубинштейна 15-17 до набережной реки Фонтанки 54 популярным у мистиков всех мастей, потому что некоторые события, происходившие в этом доме в разные времена не находят объяснения.

Причем он действительно имеет опосредованное отношение к известному писателю, который был пятиюродным братом владельца Михаила Толстого. Но конечно такое громкое имя сразу выделило дом из десятков городских застроек и предрекло ему пожизненную популярность.

В начале прошлого века новый доходный дом на набережной Фонтанки был гораздо популярнее, чем ныне. Отбоя от желающих пожить там не было. Квартиры в доме стоили недешево, поэтому селились в основном люди состоятельные.

Однако, как известно, дорогим дом делает в первую очередь его история. Причем желательно с привидениями . С этим в Толстовском доме все в порядке. Ведь люди состоятельные всегда со своими причудами и иногда очень странными фантазиями. Так было и есть всегда.

Распутин бывал в его квартире часто и использовал ее для встреч со своими почитателями и тайных обрядов.

Кстати именно это послужило впоследствии причиной выселения Андроникова из квартиры в 1916 году через суд по требованию домовладельцев.

Как вы думаете, почему домовладельцы были настолько против посещения квартиры 359 Распутиным, что даже выселили Андроникова? Ведь Распутин был в те времена особой, приближенной к императору.

Ответ на этот вопрос можно получить, внимательно посмотрев на фасад дома. Что обозначают египетские обелиски и ликторские пучки (фасции) в декоре дома?

Это выраженные масонские символы, первый из которых говорит о возвышении души братьев, занятых саморазвитием, второй- о неминуемом наказании для тех, кто не пытается возвеличить душу. Такие знаки на фасадах просто так не появлялись.

После национализации дома в 1918 году огромные квартиры дома были безжалостно поделены на коммуналки, и лучшие комнаты в них доставались советским начальникам разных рангов, служителям НКВД и военным. Лепнина квартир постепенно закрашивалась масляной краской, исчезали ковры из парадных, да и парадными лестницы можно было назвать с большой натяжкой.


В царскую столицу со всех уголков нашей родины съезжался не только цвет нации в виде родственников императорской семьи, графов и князей, но и весь людской сброд, который хотел прикоснуться к роскошной жизни этой столицы, почувствовать себя частичкой чего-то великого. В отличии от "элиты" они не могли себе позволить построить целый особняк на Каменном острове, а должны были довольствоваться съемным жильем и каморками, которое арендовали у тех же графов и князей, которые возводили специальные доходные дома, дабы еще больше срубить баблишка с населения и пополнить свой бюджет.

Толстовский дом. История и начало.

Одним из таких уникальных доходных домов и стал инвестиционный проект пятиюродного брата великого русского писателя Толстого (вот это дальность связей, за уши почти притащил), который в народе за звонкость фамилии хозяина получил гордое название - Толстовский Дом. Нетерпеливый читатель может перейти в конец поста и узнать мифы с легендами, узнать про нехорошую квартиру, а другому я расскажу пока другую, не менее интересную историю.


2.

Изюминкой этого проекта была сама застройка, вот сейчас звезды эстрады улыбаются как Чеширский кот, дабы вы оценили все возможности дорогостоящего винира, а тогда у великих мастеров архитектурного дела заказывали доходный дом, который всем своим видом говорил бы о возможностях и замашках своего хозяина.


3.

Отдельно стоит отметить, что в конце XIX начале XX века был целый бум на подобную архитектуру и проекты, что неудивительно. Развивалась железная дорога, прокладывали новые маршруты, и народ более охотно сбегал из своей глубинки в поисках лучшей жизни, прихватив с собой мешок картошки, штаны с рубахой, да сельского кота. Так столица быстро наполнилась эмигрантами, продажными женщинами и творческим сбродом.


4.

Как следствие на рубеже веков архитектура вошла в новую эру, в эру так называемых крупных "Жилых Комплексов", которые образовывали целые дома-кварталы. Конечно, это дикое сравнение современного Девяткино с доходными домами отстроенными под заказ в стилях эклектики, неоклассицизма или ар-нуво. А Толстовский дом так вообще вне досягаемости, как работа почитаемого в Петербурге мастера северного модерна - Фёдора Лидваля.


5.

При этом начало XX века становится новым этапом развития городского пространства. Петербург превращается в более динамичную столицу, по улицам начинают перемещаться первые автомобили, а по тротуарам слоняются бездельники-наблюдатели, домохозяйки и купцы, для которых во Франции даже подходящее слово придумали - фланёр.

Фланёрствующий стиль перебирается и в архитектуру, модные европейские тенденции диктуют строительство удобных для прогулок улиц и пассажей, на первых этажах которых стали размещаться магазины, кафе, рестораны, да барбершопы. Как вы догадались наверно, те флёры очень похожи на наших хипстеров, разве что штаны не подворачивали, хотя шляпы и подтяжки носили.


7.

По задумке Лидваля в центре дома был не унылый двор-колодец, подбивающий на совершение суицида, а полноценный атриум для неспешных прогулок и дружеских посиделок. В таком дворе могло вырасти не одно поколение детишек, могли быть высушены тонны белья, тут могли поругались сотни соседей. В тот момент любой прохожий испытывал то самое ощущение добрососедства, которое сегодня нам так по душе в Европе.


8.

Через несколько лет вместе с кровью революции всю эту эстетскую и комфортную буржуазную среду смыло с улиц города, уступив все пространство коммунизму, где его использовали для массовых шествий и парадов, а слово фланёр заняло свое почетное место в словаре Даля и покрылось пылью времен. Интересно, слово хипстер ждет та же судьба?


9.

Новому режиму бездельники были не нужны, почти все квартиры распилили на коммунальные и награждали ими за успешную работу и поддержку нового режима, чем выше был ранг работника, тем пышнее и объемнее у него была коммуналка. Свобода слова и передвижения также оказались ненужными, поэтому свои дворы от гуляющих отгородили высокими заборами, дабы чекисты мимо не ходили и не подслушивали, а жителям то рассказать было о чем.


10.

Орден Тамплиеров

Одно из самых туманных и скрытых обществ на планете, с огромным количеством секретов скрытых от глаз. Люди не посвященные всегда хотели прикоснуться к запретному и очень старались разузнать про них побольше, многое додумывали сами, окружая их еще большим ореолом мистики и загадочности. Вот по этим слухам, которые мы сегодня уже вряд ли проверим, Толстовский дом населяли люди принадлежавшие этому самому тайному Ордену Тамплиеров. В паспорта к ним естественно никто не заглядывал, проверить сей факт достаточно сложно, скорее всего слухи распустили по городу историки, изучавшие фасады на присутствие следов тайного общества. Один из жильцов Толстовского дома Евгений Рейн в своем стихотворении описывает дом:

На стенах полу-львы — полу-грифоны,
И снова арка, и за ней укромный,
сквозь подворотню выход в переулок.


11.

Со своей стороны хочу заметить, что подозревать эту великую архитектуру есть в чем, по бокам арочных проездов располагаются пилястры, а над ними — египетские обелиски, что на тайном языке масонов - символ очищения души, устремленный вверх, к высокому. Между обелисками — еще один масонский символ, ликторские связки (фасции), то есть пучки прутьев для наказания. В архитектуре, как гласит Википедия, этот символ означает наказание того, кто не тешет камень сердца своего, не стремясь к высотам. Завернуто конечно, но и никто не обещал вам легкости в объяснении этих загадок.


12.

Давайте все же не будем забывать, что в первую очередь строительство дома предполагало сдачу квартир в аренду, поэтому в разное время здесь успели пожить писатель Аркадий Аверченко, профессор-медик Владимир Гаршин, начальник царской контрразведки Владимир Якубов, поэт-революционер Василий Князев, режиссер Кировского балета Михаил Георгиевский, князь Михаил Андроников, гимнастка Татьяна Сац, вышеупомянутый поэт Евгений Рейн. Раньше в этом доме жил певец Эдуард Хиль, сейчас живут бизнесмен и меценат Владимир Кехман, продюсер Владимир Киселев, во время посещения Петербурга здесь проживет и работает художник Михаил Шемякин.

Толстовский дом стал участником многих произведений искусства — ему посвящали стихи, упоминали в книгах, снимали в кино. Например, в его квартирах и дворах снимали фильмы "Приключения принца Флоризеля", "Зимняя вишня", "Рождённая революцией", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" и "Бандитский Петербург", но судя по главной легенде, одна из его квартир стала источником вдохновения Булгакова.

Нехорошая квартира Булгакова

Городские сумасшедшие и верующие тоже не дремлют, они обвешавшись приборами и различными измерителями на манер киношных охотников за приведениями, объехали весь город и составили целую карту "аномальных" мест Петербурга, где этот дом занял свое почетное место в центре карты. Оказывается он находится в очень аномальной зоне и может именно этот факт объяснит происходившие здесь истории.


15.

По строкам из известного романа Булгакова "Мастер и Маргарита" мы знаем, что его нехорошая квартира имела номер 50, в ней было семь комнат и она располагалась на пятом этаже пятиэтажного дома. По иронии судьбы или под влиянием нечистой силы, наша нехорошая квартира получила номер 60, в ней было восемь комнат и расположилась она на шестом этаже шестиэтажного дома. Думаете, притягиваю за уши? Читайте дальше.


16.

С жильцами этой квартиры с момента заселения происходило что-то сверхъестественное, люди становились агрессивными, завистливыми, злобными, а еще писали доносы на соседей (в общем это описание рядовой советской женщины без секса, которого как известно не было), но вот по какой причине в тридцатых годах прошлого столетия из этой квартиры стали бесследно исчезать люди, никто не знает. Чертовщина не остановилась на этом, исчезла и запись об их существовании из домовой книги 1929-1930 годов, по ее анализу понятно, что там вообще такой квартиры нет. Дополню, что по слухам последний доносчик жил в этой коммунальной квартире в конце девяностых годов и, говорят, довел некоторых своих соседей до порога сумасшедшего дома.


17.

Многие скажут - совпадение, но ведь когда Булгаков приезжал в Ленинград, то останавливался у родственников. Где? Именно в этой квартире, где проживал брат жены его дяди, и хотелось бы отметить, что ее исторический номер 660, ведь в Толстовском доме нумерация у квартир трехзначная, как в гостиницах, где первая цифра означает номер этажа. Для полной чертовщины и мистики нужно было дорисовать на конце третью шестерку, но я решил не вмешиваться в факты городских легенд, которые гласят, что именно этот брат, консультант одного музея по фамилии Позднеев в 1927 году пропал без вести, и только спустя месяц семья писателя узнала, что его расстреляли и именно эта история также могла стать основой великого романа.

[ Где это? ]
Адрес: Рубинштейна ул., 15
Время работы: Круглосуточно


18.

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Толстовский дом — это огромное шестиэтажное здание, расположенное на улице Рубинштейна 15–17 и выходящее на набережную реки Фонтанки. Часто это здание называют Доходным домом М.П. Толстого.

Фонарь в арке

История

Толстовский дом был построен 100 лет назад в стиле Северного модерна, получившего развитие в начале 20 века под влиянием финской и шведской архитектуры.

Здание построено в 1910–1912 годах по заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого по проекту архитектора Федора Лидваля, в работе ему помогали ученики Ричард Китнер и Дмитрий Смирнов.

Толстовский дом

Толстовский дом — архитектура

По замыслу архитектора три просторных двора были объединены в улицу, связывающую набережную реки Фонтанки и улицу Рубинштейна.

Мы видим величественные ренессансные арки высотой до третьего этажа и расположенные рядом арочные проходы для пешеходов.

Арка в три этажа высотой

Арка в три этажа высотой

Проход для пешеходов

Проход для пешеходов

Фасады здания отделаны тесаным известняком и различными по цвету и фактуре кирпичом и штукатуркой. В оформлении использованы характерные для модерна овальные окна, рельефные панно и ниши с вазами.

Овальное окно — Толстовский дом в Санкт-Петербурге

Толстовский дом

Чаще всего внутренние фасады зданий только штукатурились, здесь же они по композиции и оформлению выглядят не хуже, чем лицевые, выходящие на Фонтанку и улицу Рубенштейна.

Первоначально в среднем дворе располагалась восьмиугольная клумба с вазоном посередине, в советское время она была заменена на фонтан, к сожалению, не сохранившийся. Иногда поэтически настроенные люди называют этот внутренний проезд улицей Лидваля.

Архитектором сразу были предусмотрены водопровод, прачечная и лифты и рассчитано строение было для людей с разным состоянием, поэтому и квартиры в нем были разные — от скромных до роскошных.

Как добраться до Толстовского дома

фото

Огромный шестиэтажный дом, расположенный на длинном узком участке. Основой планировки дома являются три двора, соединенные проездами. Они образуют целый жилой квартал с великолепной внутренней планировкой.

Проезды с Фонтанки и Рубинштейна оформлены высокими тройными арками ренессансного типа. Из-за неправильной конфигурации участка продольная ось дворов имеет излом, поэтому аркады не образуют сквозной перспективы.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Фото - Сергей Васильев
2009.

В отделке фасадов использовались тесаный известняк, кирпич и штукатурка. Декоративно е оформление фасадов сдержанное - стены лишь местами оживлены рельефными панно, нишами с вазами.

ВП на 1894 г. указывает владельцами участков 15 и 17 по Троицкой ул. наследников Густава Ивановича Франка (ВП на 1894 г. О.IV Стб. 381). Справочники на 1896, 1899 гг. более конкретны (ВП О.IV на 1896 Стб. 313, на 1899 Стб.402) владельцами домов являются Франк Густав Густавович, баронесса Ливен Елизавета Густавовна, фон-дер-Бриген Лидия Густавовна и фон-Вилькен Мария Густавовна, только к 1896 г. баронесса Ливен становится Васильевой. Справочники, начиная с 1901 г. сообщают, что владелицей участков является графиня Екатерина Леонидовна Игнатьева (ВП О.IV на на 1901 Стб. 387, на 1903 Стб. 392, на 1905 Стб. 397, на 1907 Стб. 417, на 1908 Стб.439). К 1913 г. домовладение переходит графу Михаилу Павловичу Толстому (ВП на 1913 О. IV Стб. 392) , потом владелицей становится графиня Ольга Александровна Толстая (ВПг О. IV на 1916 Стб. 403, на 1917 Стб.398) (добавил: Наталия )

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Замечательные жители Толстовского дома

Посвящаю статью памяти Екатерины Паньженской -

талантливого дизайнера и моей любимой дочери.

Гагарин Андрей Петрович (р. 1934), князь, потомок Рюрика в 31 поколении, д.т.н., профессор Санкт-Петербургского Политехнического института (одним из основателей которого был его дед). Председатель Петербургского губернского дворянского собрания. Ныне живёт в Толстовском доме.

Гаршин Владимир Георгиевич (1887-1974), профессор, академик Академии Медицинских наук (1945), патологоанатом. Племянник писателя Всеволода Гаршина. Друг А. Ахматовой. Жил в Толстовском доме в 459 квартире во время блокады, будучи главным патологоанатомом Ленинграда.

Зек (Зекк) И.В. (1911-1941), шахматист. Один из победителей турнира сильнейших ленинградских первокатегорников в 1933 г. Жил в Толстовском доме. Погиб в первые дни Великой Отечественной войны под Брестом.

Калманович Шабтай Генрихович (1947-2009), предприниматель, спортивный менеджер. Во время нахождения в Санкт-Петербурге проживал в своей роскошной огромной квартире в Толстовском доме.

Кехман Владимир Абрамович (р.1968), руководитель Михайловского театра, бизнесмен, меценат. Ныне имеет квартиру в Толстовском доме.

Кизилов Дмитрий Иванович (р.1953), д.т.н., профессор, капитан 1 ранга, академик Российской академии естественных наук. Служил на атомном полигоне на Новой Земле. Участник испытаний новых видов атомного оружия. Ныне живёт в Толстовском доме.

Колпакова Ирина Александровна (р. 1935), балерина, народная артистка СССР (1965), Герой социалистического труда (1983). Жена В. Г. Семёнова. Ныне живёт в Толстовском доме.

Кремшевская (Георгиевская-Кремшевская) Галина Дмитриевна (1912-1996), балерина, балетный критик и балетовед. Жена М. С. Георгиевского. Дружила с А. Ахматовой. Автор книг о А. Я. Вагановой (у которой училась) (издана в 1981) и о выдающихся балеринах Т. М. Вечесловой (издана в 1951) и Н. М. Дудинской (издана в 1964), которые бывали у неё в гостях в Толстовском доме.

Куприн Александр Иванович (1870-1938), писатель. Тренировался в клубе "Санитас", располагавшемся в Толстовском доме.

Купсина Бэлла Моисеевна (р. 1955), продюссер Александра Розенбаума. Жена Е.В.Купсина. Ныне живёт в Толстовском доме.

Маневич Михаил Владиславович (1961-1997), экономист, вице-губернатор Санкт-Петербурга. До своей трагической гибели жил в Толстовском доме. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища. Один из авторов памятника на могиле - М. М. Шемякин.

Михайловский (Цыбрий-Михайловский) Валерий Владимирович (р.1953), артист балета, заслуженный артист РСФСР (1985), руководитель Санкт-Петербургского мужского балета. Жил в Толстовском доме в 1980-х годах.

Паньженская Екатерина Юрьевна (1984 - 2009), дизайнер и фотограф, создавшая серию фотографий о Толстовском доме (см. в музее "Толстовский дом"), множество фотопортретов художников и музыкантов (например, Никас Сафронов и МС Вспышкин) и ряд книжных обложек. Жила в квартире 263. Похоронена на Волковском кладбище.

Пурышев Аркадий Константинович (?-после 1915), потомственный почётный гражданин, предприниматель, монархист, видный деятель Русского собрания. Жена и дочь были членами Союза Русских женщин. Владел банями в Щербаковом переулке и четырёхэтажным домом на углу Чернышёва переулка и Фонтанки. По воспоминаниям его приёмного внука (сына его пасынка) писателя Л.Пантелеева он жил в Толстовском доме.

Рейн Евгений Борисович (р. 1935), поэт, ученик А.Ахматовой. Жил в Толстовском доме, где у него гостили А. Ахматова, Б. Бобышев, В. Британишский, С. Довлатов, И. Бродский, А. Найман, Г. Горбовский, А. Кушнер.

Сац (Колесникова) Татьяна Иосифовна (р. 1964), спортсменка, мастер спорта СССР международного класса по художественной гимнастике (1980), тренер сборной Ленинграда (1984-1990). Серебряный призёр чемпионата мира, двукратная чемпионка СССР, пятикратная чемпионка Ленинграда. В 90-х годах жила в Толстовском доме.

Семёнов Владилен Григорьевич (р. 1932), артист балета, педагог, народный артист СССР. Был ведущим танцовщиком Театра оперы и балета им. С.М.Кирова (сейчас - Мариинский театр). Ныне живёт с женой (И. А. Колпаковой) в Толстовском доме.

Соболь Виталий Дмитриевич (1934-1997), журналист, литератор, историк города. В детстве жил в Толстовском доме.

Спиридович Александр Иванович (1873-1952), жандармский генерал-майор, начальник императорской дворцовой охраны. Жил в Толстовском доме в 333 квартире. После Октябрьского переворота - в эмиграции. Издал несколько книг мемуаров и исторических исследований о деятельности политических партий в России. Умер в Нью-Йорке.

Хиль Эдуард Анатольевич (1934-2012), певец, народный артист РСФСР (1974). (Ныне живёт) в Толстовском доме.

Шемякин Михаил Михайлович (р. 1943), художник, живописец, скульптор. Среди его скульптурных работ - памятник на могиле М. В. Маневича. Во время пребывания в Санкт-Петербурге живёт в Толстовском доме.

Арестован и смещён с должности 28 февраля 1917 года Временным правительством.

Янсонс Марис Арвидович (р.1945), всемирно известный дирижёр. Ныне живёт в Толстовском доме.

Автор: Колотило Марина Николаевна

Среди славных имён жителей этого дома забыто имя ещё одного очень известного кинематографиста и театрально-музыкального деятеля - Романа Иринарховича Тихомирова, постановщика фильмов-опер "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Князь Игорь", "Иоланта". Он долгие годы работал главным режиссёром Кировского театра, возглавлял кафедру музыкальной режиссуры в Ленинградской консерватории. В этом доме он жил со своими родителями в довоенные студенческие годы. Родители его умерли в этом доме в годы блокады и отражены в мартирологе этого дома, опубликованном к книге о Толстовском доме Марины Колотило. ( Старый-петербуржец )

Читайте также: