Теократическая теория происхождения государства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты; дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития; позволяет четче определить свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и в политической системе.
Среди теоретиков государства и права нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.
За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.
Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия. Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами. В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства) возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений. И, в-четвертых, в преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими соотносящимися с ним процессами.
Таким образом, актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена тем, что невозможно понять процессы, происходящие в том или ином государстве, если не знать, каким образом оно исторически формировалось. Целью работы является изучение основных теорий происхождения государства. Соответственно, задачами, поставленными в данной работе, является детальное рассмотрение основных теорий происхождения государства, достоинства и недостатки теорий, представителей выдвигаемых теорий.

Теологическая теория происхождения государства

Патриархальная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства

- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Теория насилия

(возникла и получила распространение в конце XIX - начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.)

Теория насилия.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств

Органическая теория происхождения государства(получила широкое распространение во второй половине XIX в. в

Виднейшие представители Органической теории
Герберт Спенсер (27 апреля 1820 — 8 декабря 1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.
Рене Вормс (08 декабря 1869 – 12 февраля 1926) - французский социолог и философ, основатель журнала "Revue internationale de sociolo-crie" (1893), Международного институтата социологии (1894). В работе "Организм и общество" (1895) он проводил многочисленные аналогии между структурой и функциями человеческого общества и биологического организма, полагая, что общества и индивидуальные организмы, как части живой природы, подвержены общим законам развития.

Органическая теория происхождения государства.

Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.
Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.
Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.
Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий естественных наук, не лишено объективного смысла.
Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.
Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.
В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.
Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:
- были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
- сделан шаг к созданию гражданского общества;
- фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;
- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
- теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;
- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:
- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали дру¬гими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;
- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделе¬но на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Психологическая теория происхождения государства.

(Основоположником считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий. Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.)
Виднейшие представители Психологической теории.
Лев Иосифович Петражицкий (13 апреля 1867—15 мая 1931) — социолог и философ права. Основатель и виднейший представитель психологической школы права. Согласно его теории, психологические эмоции не только удостоверяют власть, но и создают явления власти. Идеи Петражицкого оказали большое влияние на современную американскую социологию права.
Зигмунд Фрейд (05 июня 1856 -23 сентября 1939) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х г.г. ХIХ в. работал в области практической медицины.

Психологическая теория

Материалистическая теория

Заключение:

Происхождение государства – представляется мне одним из самых интересных и познавательных вопросов, изучаемых наукой теория государства и права.
Теория государства и права является по своей структуре исторической
наукой - она систематизирует знания, связанные с историческими
особенностями развития государства и права на различных этапах
общественного развития, изучает наиболее известные мысли, теории
связанные с государством и правом.
Проанализировав вопрос происхождения государства, воспользовавшись трудами разных исследователей, я заметила, что в целом в литературе взгляды на эту тему схожи. Все ученые выдвигают в качестве основных теорий происхождения государства – теологическую, материалистическую (классовую), договорную (естественно - правовую), патриархальную, психологическую, органическую, теорию насилия.
Наиболее обоснованной теорией, по моему мнению, является классовая, которая говорит, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. И для подавления противоборства этих классов было и создано государство.

Список используемой литературы:

Теологическая теория

Обществознание

В процессе развития и создания прототипов современного общества человечество задумывалось о том, что стало основой возникновения такой системы. Благодаря мыслителям изучались идеи появления. Наиболее популярной была теологическая теория происхождения государства и права, которая объясняла начало зарождения мира и высших форм объединения людей как волю Бога. Религиозные понятия на первых этапах развития общества занимали ключевую позицию.

Суть теории

Многоаспектность этого явления можно пояснить особыми историческими условиями существования разных государств на Древнем Востоке и Западе. Каждая страна толковала власть по-своему и уделяла религии при этом основное место. Теологическую теорию можно поделить на несколько аспектов:

Платон

  • Древнегреческий. Платон описывал возникновение государства как игру богов, которые с помощью жребия поделились странами мира. Это происходило в эпоху Зевса, территорию Афин получила богиня Афина, а Атлантида досталась Посейдону. Боги наделили свои страны благородными людьми, в головы которых был вложен ум. Было закреплено царское правление и основы государства в виде законов, которые нельзя нарушать и благодаря которым возможны равные условия всех граждан. По мнению мыслителя, обеспечить органическую земную жизнь можно только с помощью принятия божественной концепции.
  • Древнекитайский аспект отличается ролью царя или императора. Небесной силой было создано государство и уложен общекосмический и земной порядок. Организация власти, правила поведения и другие важные элементы в Поднебесной были созданы самими богами, поэтому люди должны полностью и беспрекословно подчиняться этим основам. Вершить волю богов должен император — сын солнца. Он является единственным носителем власти и может передавать свою корону только наследнику. Это стало причиной позднейшего появления династий и сохранения власти в одной семье тысячелетиями.

Разница между древнегреческой и древнекитайской теорией в том, что в первом варианте человек наделялся властью, но мог быть свергнут или наказан богами, а во втором — император оставался единственным правителем всю земную жизнь, ему подчинялись и вершили его волю, так как считалось, что устами императора говорит верховный бог.

Представители и основоположники теологической теории считали, что мир имеет божественное начало и управляется высшей волей небесных сил. Развитие возможностей человека привело к появлению других теорий и вариантов, которые стали основой появления новых государственных систем.

Основные положения

Возникновение института теоретичных идей связывают с Вавилоном и Египтом. Именно там вера в высшую силу, что создала весь мир и управляет людьми, достигла наивысшей точки популярности. Политическая власть осуществлялась с помощью религии, что привело к отдалению человека от природы и послушанию. В период феодального строя теория достигла пика популярности.

Бог предложил людям такую форму существования и законы, благодаря которым они могут мирно уживаться и активно развиваться на одной территории. Роль человека в этой теории минимальна и сводится к приёму уже готовой системы без возможности изменения.

Государство, принимающее теологическую теорию, возможность менять законы или дополнять те нормы, что влияют на жизнь людей, отдавало в руки царя, императора или короля. В следующие века теория потеряла свою силу, а с ней ослаб и авторитет верховного наставника общества. Но в периоды, когда теологическая теория была в основе создания государства, религия и политика было крепко связаны и направлены на одну цель — удержать власть короля или императора и не дать противникам свергнуть управителя. Можно выделить ключевые положения теории:

Теологическая теория происхождения государства и права

  • Власть и государственный порядок вечные, и человек не имеет права менять то, что создал сам Бог. Это основа теории, которую приверженцы такого порядка постоянно описывали в своих трудах.
  • Материалистический мир является только отражением мира духовного, но действует за теми же принципами, ведь был создан Высшей силой.
  • Человек не может вмешиваться в государственную власть, так как ничего не понимает в ней, и должен принимать только то, что делает император.

Власть монарха приравнивается к власти бога и не подлежит никаким обсуждениям. Выступать против обычных норм и порядков, значит — идти против Бога. Сущностью государства были религия и церковь, которые диктовали условия жизни для людей.

Основоположники идеологии

Возникновение теории связывают с Фомой Аквинским и Аврелием Августином. Политологи относят начало популярности теории к началу XIII века. У каждого мыслителя были свои критерии оценки теологического государства и основные положения описания роли монарха для жизни людей. Последних Августин предлагал поделить на две категории, чтобы подчеркнуть значимость одних и невежество остальных:

Теологическая теория кратко

  • Люди, живущие по законам Бога.
  • Люди, которые верят в человеческие законы бытия и не верят в высшую силу. Они не только не могут находиться в нормальном обществе, но и должны быть изолированы. Многие мыслители того времени, пытающиеся получить признание от монарха, называли таких людей изгоями и предлагали изгонять из социума. В древние времена это считалось самым тяжким наказанием.

Человек по сути своей грешен, поэтому не может создать идеальное государство. Это под силу только Высшему Божеству. Фома Аквинский был основателем деления актов и указов государства на три группы:

  • Естественные. Это основное положение, описывающее отражение вечных законов в человеческом разуме.
  • Позитивные. Повышение нравственности путём влияния на человека через наказания и страх. Люди могут быть духовными, только если ощутят на себе силу Божьего наказания.
  • Божественные Акты, расписанные в Библии. Их нельзя написать самому или изменить смысл. Это прямое указание Бога для человека, как последнему жить и вести себя в мире.

Оба автора развивают и объясняют идеи друг друга, хотя и жили в разные века. Кратко в теории происхождения права описываются другие мысли философов и, кроме Фомы и Августина Аврелия, вспоминается об Аристотеле.

Плюсы и минусы

Теологическая теория происхождения государства

  • Научно нет доказательств существования Высшего Божества, которое управляет государством, поэтому невозможно говорить об его влиянии на общество и человека. Бог может являться основой мира, но без доказательств и научных фактов нельзя воспринимать эти заявления как серьёзную теорию. По мнению современных авторитетных исследователей, теологический аспект является выражением верований человека в процессе его развития, но никак не может быть основой для современных государств.
  • Человек придумал историю о своём происхождении и создал теории о появлении государства. Об этом можно говорить, предварительно изучив религии разных стран, где божества имеют одинаковую историю и по-всякому ограничивают человека, ставя его ниже за себя. Подсознательно люди в Высшем Божестве пытались увидеть те необъяснимые силы, которые ощущали ещё их древние предки, вероятно, речь шла о неизученной и странной в своём могуществе природе.
  • Из-за отсутствия научного обоснования нет возможности опровергнуть теорию. Это главный минус, из-за которого теория по сегодняшний день воспринимается как одна из основных. Хотя учёные и указывают на эти минусы, но теоретически религиозный аспект из политологии и социологии исключить не удалось.

Теологическая теория аквинского

Это ключевые недостатки в теории. К плюсам можно отнести единство религии и государства и возможность объединить весь народ на одном духовном уровне. Благодаря теории подкрепляется порядок в обществе, ведь у людей нет возможности подвергать сомнению государственную теорию и божественное начало. Отсутствие революций, насилия и войн также можно отнести к преимуществам, которые являются основными в божественной теории.

Современные государства могут развиваться по разным стратегиям и сочетать в своей основе разные теории. Теологический аспект продолжает влиять на государства и находит своё отражение в современном Ватикане, Иране и Саудовской Аравии.

Независимо от того, что лежит в основе развития государства, какие идеологические аспекты играют роль, населению должно быть комфортно, и его мнение должно учитываться. Современный мир строится по принципу равенства, поэтому каждый человек имеет право высказывать своё мнение, заниматься тем, что считает нужным, и говорить на разные темы, независимо от расы, веры и национальности.

Пожалуй, это самая древняя теория, объясняющая появление государства и права. Второе ее название - теологическая. Оба эти наименования происходят от греческого слова Theos, переводимого на русский язык как Бог, поэтому эта теория может быть определена как теория божественного происхождения государства и права.

Данная теория не раскрывает конкретного механизма или способов реализации божественной воли. Объясняется это отчасти тем, что проникнуть в тайну божественного замысла, а значит - и постичь сущность государства и права как результатов этого замысла невозможно. Но вместе с тем отстаиваются идеи вечности, незыблемости государства, его зависимости от божественной воли.

Основные идеи божественного происхождения государственной власти и законов на земле нашли свое закрепление в древнейших памятниках религии и права. Так, в 1901 году неподалеку от Вавилона археологической экспедицией был обнаружен базальтовый столб, представляющий собой один из древнейших письменных источников правовых норм. По обе стороны этого столба были выбиты 282 статьи свода законов древневавилонского царя Хаммурапи, изображенного в самом верху столба перед троном, на котором восседает Мардук - верховный Бог Вавилона.

Другой широко известный памятник древнего права назван по имени мифического Бога Ману. Это дневнеиндийские Законы Ману, основанные на священном откровении - Ведах (своего рода священном писании), записанных брахманами - высшей кастой древнеиндийского

А в некоторых государствах священная для мусульман книга Коран до сих пор является либо важнейшим, либо даже единственным источником права.

Большой вклад в развитие идей божественного происхождения государства и права внесли такие мыслители, как ученый-богослов Фома Аквинский (1225(6)-1274) из Италии, христианский богослов и философ Аврелий Августин (354-430), французский неотомист Жак Маритен (1882- 1973) и многие другие.

В частности, Фома Аквинский утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения мира Богом.

Последнее было призвано перестроить современное общество, сформировавшуюся цивилизацию, сплотить людей на основе признания религиозных ценностей. Это, вероятно, можно трактовать и как идею возвращения человечества к некому справедливому государству и праву в том чистом виде, в каком они были созданы Богом. Эти взгляды Маритена оказали существенное влияние на официальную доктрину Ватикана и имеют много сторонников во Франции, Бельгии и других западноевропейских государствах.

С точки зрения юридической науки в современных условиях значение теократической теории определяется по-разному. Одни авторы категоричным образом отвергают эту теорию происхождения государства и права, объявляют ее лженаучной. Другие относятся к ней более терпимо, полагая, что божественное происхождение государства и права нельзя ни доказать, ни прямо опровергнуть, так как решение этого вопроса увязывается с необходимостью разрешения вопроса о существовании Бога. Третьи - современные идеологи христианства, ислама и других религий - продолжают убеждать нас в истинности и незыблемости постулатов теологии.

Как бы то ни было, нельзя не замечать того огромного влияния на развитие учения о государстве, которое имела теократическая теория его происхождения, господствовавшая и в древнейшие, и в средневековые времена, и в период позднего абсолютизма, и до сих пор не сдавшая свои позиции. Несомненно, что божественное право придавало государственной власти больший авторитет, а ее решениям - характер обязательных, поднимало их престиж, что способствовало становлению и укреплению государств и их систем законодательства. Этому же способствовало осуждение любой религией преступности.

Укреплению государственной мощи служили и религиозные идеи о вечности государства. А идея о зависимости государственной власти от власти божественной играла роль некоего, пусть не всегда эффективного, но все-таки сдерживающего фактора на пути разного рода диктатур. Теократическая теория никогда не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка.

Говоря о значении теократической теории происхождения государства и права, следует указать и те исторические факты, на которые эта теория опирается. Существуют объективные доказательства того, что многие первые государства имели религиозные формы, а их системы права были либо одновременно религиозными догматами, либо вытекали из последних. Во главе таких государств стояли жрецы. Это и древнеиндийское государство, управляемое кастой брахманов на основе уже упоминавшихся выше Законов Ману, и древневавилонское государство, и Древний Египет и др. Существуют государства с религиозной формой и сегодня. Это, несомненно, Ватикан. Такими государствами можно считать страны, проповедующие, например, ислам в качестве государственной религии.

Государство есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью, т.е. государство не служит, а господствует, он не средство, а цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности - быть достойным членом государства. Таким образом, в учении Гегеля о государстве оно изображается как воплощение высших нравственных ценностей. Гегель называет государство и право образованиями объективного духа и его волением, создает подлинный культ государства, полностью подчиняя ему человека.

Проблема возникновения государства остается в науке дискуссионной. В основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства. Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства главным образом с развитием производства и все же причины зарождения государства кроются не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека.
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическим приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

Одной из древнейших является теологическая (еще называется религиозной или теократической) теория. Она объясняет возникновение и существование государства Божьей волей. Поэтому государство вечно, как сам Бог, а государь наделяется Всевышним властью повелевать людьми и реализовывать Божью волю на земле. Представителем этой концепции был в России Иосиф Волоцкий (1439-1515); на Западе Фома Аквинский (1226-1274). Данная теория в современный период разделяется идеологами ислама, католицизма, православия и иных религий.
Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе "вся власть от Бога". Подчинение же людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Указанная концепция имела под собой реальные исторические факты: первые государственные образования имели религиозные формы (правление жрецов) , божественное право придавало власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Современный каталицизм также предполагает божественный генезис идеи государства и принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов ее осуществления;

Оценивая теологическую теорию, следует отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период. Но эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией, а также то, что первые государства нередко были теократическими, вождь одновременно был верховным жрецом, позднее вступление на престол освещалось церковью, что придавало власти особый авторитет. Эту теорию использовала для оправдания неограниченной власти монарха.

Читайте также: