Концепции человеческого поведения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Социальное поведение группы – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.

Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.

Развитие поведения в социуме

Социальное поведения играет в жизни человека очень важную роль. Отсюда и важность для социологической науки не только изучение данного понятия, но и детальный анализ его развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальное поведение является очень многоаспектным, и включает в себя не только социальные взаимодействия людей между собой, но и взаимодействие человека со всем обширным миром вещей, которые имеют для него свое уникальное значение на каждом этапе развития и социализации.

Развития социального поведения личности или отдельной, более широкой социальной группы напрямую зависит от различных биологических и психологических процессов в организме человека. К таким процессам относится:

  • половое созревание,
  • уровень и развитие восприятия, осознания, понимания окружающего мира и его процессов,
  • развитие памяти и способности к обучению.

Как только у человека формируется собственное мировоззрение, взгляд на вещи и события, интерпретация конкретных понятий, то и осознаются мотивы социального поведения, появляются четко очерченные цели, оценка собственных интеллектуальных, физических и психологических особенностей и возможностей. В этом и состоит суть развития социального поведения – наличие осознанности самого себя и своего места в окружающем мире. Формируется социальное поведение в зависимости от многообразия своих видов, которые мы раскроем в следующем разделе.

Теории социального поведения и его развития

Поскольку социальное поведение является объектом исследований ряда социологов и психологов, то стоит отметить и наличие достаточно большого количества теорий, которые раскрывают сущность социального поведения, особенности его развития и разновидностей.

  1. Анатомо-морфологические различия;
  2. Различия в организации психики;
  3. Развития во взаимодействии с миром (как субъектов).

Развитие индивидуальности личности происходит исходя из особенностей его индивидных свойств (психологических, физиологических, интеллектуальных). Вся совокупность этих свойств оказывает влияние на формирование социального поведения и представление себя как части этого мира.

Следующая теория – это диспозиция. Она больше затрагивает основу нормы права, именно по этой причине диспозицию называют частью нормы, которая содержит в себе всю совокупность правил поведения, которым должны соответствовать и следовать все возможные субъекты права. Нормы права предусмотрена в зависимости от Конституции, законодательных документов и актов.

Ситуативная теория Т. Хилтона, которая определяет не только социальное поведение личности, но и природу его лидерства. Таким образом, природа лидерства проистекает из основных и выдающихся качеств человека, которые присущи также лидерам: коммуникабельность, ответственность, самоуверенность, вера в командный дух, желание совершать поступки во благо общественности, а не только с учетом собственных интересов и потребностей.

Но социальное поведение рассматривается исследователями не только в рамках нормы, но и в рамках асоциального (девиантного) поведения. Сюда входит бихевиоральный подход к определению (детерминации) девиантного поведения личности и социальной группы. Эта теория в течение нескольких лет рассматривалась как результат научения, а ее основателями являются Э. Торндайк, Дж. Уотсон и Б. Скиннер. Ключевая идея – социальное и асоциальное поведение личности и социальной группы направлено на то, чтобы приспособиться к окружающей среде, адаптироваться к ее постоянным динамичным изменениям. В таком случае в человеке проявляются все его качества, а также способы поведения, которыми он пользуется для достижения поставленных целей.

3. Психодинамические и психоаналитические теории. Здесь собрано множество подходов, включая классические теории Фрейда и Юнга, социальные психологические теории Адлера, Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Лэинга и Перл-за. Между ними имеется множество различий, но все они содержат важную общую основную идею: личность в них характеризуется через понятие интеграции. Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов. Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, и потому ни одно рассмотрение проблем личности не считается теоретически полезным без оценки основных мотивационных синдромов.

4. Бихевиоризм. Основой этого направления было распространение исследования личности на основе теории научения. Хотя нет какой-либо влиятельной чисто бихевиористской теории личности, это направление стимулировало других теоретиков к внимательному рассмотрению интегральной проблемы: что из устойчивого поведения, демонстрируемого большинством людей, является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений. Неудивительно, что ученые, упоминаемые ниже, на которых в той или иной степени оказал влияние бихевиоризм, в поисках ответа на эти вопросы не видят самой личности, и в некоторой степени они ставят под вопрос необходимость самого термина личность.

5. Гуманизм. Это направление возникло как реакция на то, что было воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризма в психологии. Такие мыслители, как А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Франкл, сосредоточили свое внимание на феноменологии, где первостепенным считался субъективный психический опыт, на холизме, противостоявшем редукционизму бихевиоризма, и на важности стремления к самоактуализации. Основные проблемы гуманизма касаются трудности научной проверки многих из его теоретических понятий. Тем не менее он остается важным подходом к изучению личности и дал начало движению человеческого потенциала.

6. Теории социального научения. Многие теоретические рассуждения с этой точки зрения происходят от проблемы соотношения воздействия окружающей среды и воздействия свойств, данных от природы. Однако понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме. Ведущий теоретик Альберт Бандура основывает свою позицию на положении, что, хотя научение и оказывает решающее влияние, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких, как роли), по существу составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции – стимула и случайных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные, познавательные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции, и многие исследования сосредоточивались на моделировании и наблюдении научения как механизма, который может дать теоретически удовлетворительное описание поведения человека в обществе.

7. Ситуационизм. Это направление, основоположником которого был Вальтер Мишель, является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Действительно, само понятие черт личности, с этой точки зрения, является ничем иным, как психологической конструкцией наблюдателя, пытающегося придать некоторый смысл поведению других, что существует только в сознании наблюдателя. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству.

Кроме приведенных выше существуют и другие теоретические подходы, которые отражают процессы формирования и развития личности.

Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целей.

Достаточно условно можно привести формулу поведения: П = f (I, E),

где: П – поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации; I – особенности индивида, его природные свойства и характеристики; E- среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации.

Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправленность, мотивированность.

Поведение имеет причины,т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправлено– любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия. Поведение мотивировано– в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать,измеримы – возможно измерить отдельные составляющие поведения, например, насколько быстро мы говорим, выполняем определенного вида работу.

Наиболее влиятельные теории поведения личности (индивида):

3. Психодинамические и психоаналитические теории. Здесь собрано множество подходов, включая классические теории Фрейда и Юнга, социальные психологические теории Адлера, Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Лэинга и Перл-за. Между ними имеется множество различий, но все они содержат важную общую основную идею: личность в них характеризуется через понятие интеграции. Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов. Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, и потому ни одно рассмотрение проблем личности не считается теоретически полезным без оценки основных мотивационных синдромов.

4. Бихевиоризм. Основой этого направления было распространение исследования личности на основе теории научения. Хотя нет какой-либо влиятельной чисто бихевиористской теории личности, это направление стимулировало других теоретиков к внимательному рассмотрению интегральной проблемы: что из устойчивого поведения, демонстрируемого большинством людей, является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений. Неудивительно, что ученые, упоминаемые ниже, на которых в той или иной степени оказал влияние бихевиоризм, в поисках ответа на эти вопросы не видят самой личности, и в некоторой степени они ставят под вопрос необходимость самого термина личность.

5. Гуманизм. Это направление возникло как реакция на то, что было воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризма в психологии. Такие мыслители, как А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Франкл, сосредоточили свое внимание на феноменологии, где первостепенным считался субъективный психический опыт, на холизме, противостоявшем редукционизму бихевиоризма, и на важности стремления к самоактуализации. Основные проблемы гуманизма касаются трудности научной проверки многих из его теоретических понятий. Тем не менее он остается важным подходом к изучению личности и дал начало движению человеческого потенциала.

6. Теории социального научения. Многие теоретические рассуждения с этой точки зрения происходят от проблемы соотношения воздействия окружающей среды и воздействия свойств, данных от природы. Однако понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме. Ведущий теоретик Альберт Бандура основывает свою позицию на положении, что, хотя научение и оказывает решающее влияние, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких, как роли), по существу составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции – стимула и случайных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные, познавательные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции, и многие исследования сосредоточивались на моделировании и наблюдении научения как механизма, который может дать теоретически удовлетворительное описание поведения человека в обществе.

7. Ситуационизм. Это направление, основоположником которого был Вальтер Мишель, является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Действительно, само понятие черт личности, с этой точки зрения, является ничем иным, как психологической конструкцией наблюдателя, пытающегося придать некоторый смысл поведению других, что существует только в сознании наблюдателя. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству.

Социальное поведение — это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением фи­зических и социальных потребностей и возникающих в порядке реакции на окружающую социальную среду. Субъек­том социального поведения может быть индивид или группа.

Какими факторами определяется поведение индивида в той или иной социальной ситуации? Почему один человек, попав в экстремальные условия, ведет себя мужественно и полнос­тью сохраняет самообладание, а другой теряет над собой кон­троль и поддается общей панике? Почему один с радостью присоединяется к агрессивной толпе, высвобождая свои глу­боко запрятанные разрушительные инстинкты, другой в страхе прячется дома, закрывая окна и двери, а третий, рискуя соб­ственной жизнью, пытается прийти кому-то на помощь?

Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида прежде всего определяется социализацией. Тот минимум врож­денных инстинктов, которым обладает человек как биологи­ческое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие раз­личия зависят от приобретенных в процессе социализации ка­честв и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.

(ритуальные воспроизведения) архетипических повествова­ний постоянно напоминают членам общества эти идеальные модели поведения.

А. Адлер положил в основу своей психоаналитической кон­цепции бессознательную волю к власти, которая, по его мне­нию, является врожденной структурой личности и определя­ет поведение. Особенно сильна она у людей, в силу тех или иных причин страдающих комплексом неполноценности. Ком­пенсируя свою неполноценность, они способны достигать боль­ших высот.

Дальнейшее расщепление психоаналитического направле­ния привело к возникновению множества школ, занимающих в Дисциплинарном отношении пограничное положение между психологией, социальной философией, социологией. Среди них следует подробно остановиться на творчестве Э. Фромма.


1 Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. Изд. 2-е. — М., 1998. С. 138.

2 Fromm E. Psychoanalysis and Zen Buddism. 1960. P. 107.

угнетенного сознания, заключается в устранении стра­ха перед осознанием запретного, в развитии способности к критическому мышлению, в гуманизации социальной жизни в целом.

Идеи бихевиоризма в социологии разрабатывали Дж. и Дж. Болдуин, Дж. Хоманс. Концепция Дж. и Дж. Болдуин бази­руется на понятии подкрепления, заимствованном из психо­логического бихевиоризма. Подкрепление в социальном смыс­ле — это вознаграждение, ценность которого определяется субъективными потребностями. Например, для голодного че­ловека пища выступает как подкрепление, но если человек сыт, она подкреплением не является.

Эффективность вознаграждения зависит от степени депривации у данного индивида. Под депривацией понимается лишенность чего-то такого, в чем индивид испытывает по­стоянную потребность. Насколько субъект депривирован в каком-либо отношении, настолько его поведение зависит от данного подкрепления. От депривации не зависят так назы­ваемые генерализованные подкрепители, действующие на всех без исключения индивидов в силу того, что концентрируют в себе доступ сразу ко многим видам подкреплений. Примером генерализованного подкрепителя могут служить деньги.

Подкрепители классифицируются на позитивные и нега­тивные. Позитивные подкрепители — это все, что восприни­мается субъектом как вознаграждение. Если опыт опреде­ленного контакта с окружающей средой оказался принося­щим вознаграждение, велика вероятность того, что субъект будет стремиться повторить этот опыт. Негативные подкре­пители — это факторы, определяющие поведение через отказ от какого-то опыта. Например, если я отказываю себе в ка­ком-то удовольствии и экономлю на этом деньги, а впослед­ствии извлекаю выгоду из этой экономии, то этот опыт мо­жет послужить негативным подкрепителем, и я стану посту­пать так всегда.

Действие наказания противоположно подкреплению. Опыт, вызывающий желание больше его не повторять, — это и есть наказание. Наказание также может быть позитивным или негативным, но здесь по сравнению с подкреплением все пе­ревернуто. Позитивное наказание — это наказание с помо­щью стимула подавления, например, удара. Негативное на­казание влияет на поведение через лишение чего-то ценного. Например, лишение ребенка сладкого за обедом — типичное негативное наказание.

Формирование оперантных реакций имеет достаточно ве­роятностный характер. Однозначность характерна для реак­ций простейшего уровня, например, ребенок плачет, требуя к себе внимания родителей, потому что родители всегда подхо­дят к нему в таких случаях. Реакции взрослых не столь одно­значны. Человек, продающий газеты в вагонах электрички, далеко не в каждом вагоне находит покупателя, но из опыта он знает, что найти покупателя в конечном счете можно, и это заставляет его настойчиво ходить из вагона в вагон. Та­кой же вероятностный характер приняло в последнее десяти­летие получение зарплаты на некоторых российских пред­приятиях, и тем не менее, люди продолжают ходить на рабо­ту, надеясь на ее получение.

Бихевиористская концепция обмена была разработана в середине XX века Дж. Хомансом. Полемизируя с представи­телями многих направлений социологии, Хоманс отстаивал мнение, что социологическое объяснение поведения должно обязательно базироваться на психологическом объяснении. В основе интерпретации исторических фактов также должен лежать психологический подход. Хоманс мотивирует это тем, что поведение всегда индивидуально, а социология опериру­ет категориями, приложимыми к группам и обществам, и потому исследование поведения является прерогативой пси­хологии. Социология же в этом вопросе должна идти вслед за ней.

По мнению Хоманса, изучая поведенческие реакции, сле­дует абстрагироваться от того, какова природа вызвавших эти реакции факторов: вызваны ли они воздействием окру­жающей физической среды или других людей. Социальное поведение — это всего лишь обмен имеющей какую-то соци­альную ценность деятельностью между людьми. Хоманс счи­тает, что социальное поведение вполне может интерпретиро­ваться с помощью поведенческой парадигмы Скиннера, если дополнить ее представлением о взаимном характере стиму­лирования в отношениях между людьми. Отношения инди­видов между собой всегда представляют взаимовыгодный об­мен деятельностью, услугами, короче говоря, взаимное ис­пользование подкреплений.

Важнейшими понятиями теории обмена являются цена и выгода поведения. Под ценой поведения Хоманс понимает то, во что обходится индивиду тот или иной поступок — негативные последствия, вызванные прошлыми поступками. Говоря житейски, это расплата за прошлое. Выгода в социальном обмене возникает тогда, когда качество и размер воз­награждения превышают цену, в которую обходится данный
поступок.

Таким образом, теория обмена изображает социальное поведение человека как рациональный поиск выгоды. Такая концепция выглядит упрощенной, и неудивительно, что она вызвала разнообразную критику со стороны самых разных социологических направлений. Особенно яркая полемика у Хоманса возникла с Парсонсом, отстаивавшим принципиаль­ное различие между механизмами поведения людей и жи­вотных. Парсонс критиковал Хоманса за неспособность его теории дать объяснение социальных фактов на основе психо­логических механизмов.

Сам Хоманс критически относился к функционализму, считая, что недостатком концепции Дюркгейма было отсут­ствие четкого выявления механизма причинно-следственной связи между индивидуальным уровнем, который Хоманс счи­тал чисто психологическим, и уровнем социальных фактов. Он настаивал на необходимости объяснения социального по­ведения на основе индивидуальной психологии.

Попытку своеобразного синтеза социального бихевиориз­ма и социологизма предпринял автор еще одной теории об­мена П. Блау. Понимая ограниченность чисто бихевиорист­ской интерпретации социального поведения, он поставил це­лью переход от уровня психологии к объяснению на этой основе существования социальных структур как несводимой к психологии особой реальности. Концепция Блау представ­ляет собой обогащенную теорию обмена, в которой вычленя­ются четыре последовательные стадии перехода от индиви­дуального обмена к социальным структурам. Эти стадии та­ковы.


  1. Ступень межличностного обмена.

  2. Ступень властно-статусной дифференциации.

  3. Ступень легитимации и организации.

  4. Ступень оппозиции и изменения.

Блау выделяет четыре категории социальных ценностей, на основе которых возможен обмен, а именно: партикуляристские ценности, объединяющие индивидов на почве меж­личностных отношений; универсалистские ценности, высту­пающие как бы мерилом для оценки индивидуальных за­слуг; легитимный авторитет — система ценностей, обеспечи­вающая власть и привилегии какой-то категории людей по сравнению со всеми другими; оппозиционные ценности — представления о необходимости социальных изменений, по­зволяющие оппозиции существовать на уровне социальных фактов, а не только на уровне межличностных отношений индивидуальных оппозиционеров.

Таким образом, теория обмена Блау представляет собой ком­промиссное решение, сочетающее элементы теории Хоманса и социологизма в трактовке обмена вознаграждениями.

Подход символического интеракционизма к изучению со­циального поведения представлен концепцией Дж. Мида. Название напоминает о функционалистском подходе: ее так­же называют ролевой. В, отличие от понимания Линтона и Мертона, Мид рассматривает ролевое поведение как актив­ность индивидов, взаимодействующих друг с другом в сво­бодно принимаемых и проигрываемых ролях. Ролевое взаи­модействие индивидов требует, согласно Миду, от них спо­собности ставить себя на место другого, оценивать себя с по­зиции другого.

П. Зингельман попытался осуществить аналогичный син­тез теории обмена с символическим интеракционизмом. В отличие от функционализма, символический интеракционизм имеет ряд точек пересечения с социальным бихевиориз­мом и теориями обмена. Обе эти концепции делают акцент на активном взаимодействии индивидов и рассматривают свой предмет в микросоциологическом ракурсе. Отношения межиндивидуального обмена требуют, согласно Зингельману, уме­ния поставить себя в положение другого, чтобы лучше по­нять его запросы и желания. Поэтому он считает, что есть основания для слияния обоих направлений в одно. Однако социальные бихевиористы отнеслись к появлению новой тео­рии критически.
Вопросы и задания

Читайте также: