Шишова раннее законодательство и становление рабства в античной греции кратко

Обновлено: 01.07.2024

В монографии рассматриваются формирование раннеклассового общества в Греции XI—VII вв. до н. э. и ее связи с ближневосточной цивилизацией. Рассмотрены материальное и социальное развитие раннегреческих центров, черты земельного строя, социальный механизм колонизационного движения в VIII—VII вв. как основной формы раннеклассовой социально-политической коммуникации греческого общества. Впервые дан систематический очерк связей Греции со странами Ближнего Востока, оказавшими значительное воздействие на формирование раннегреческой цивилизации.

Связь с владельцем сайта возможна через мессенжер Фейсбука
Вы также можете написать мне на почту.

В монографии рассматриваются формирование раннеклассового общества в Греции XI—VII вв. до н. э. и ее связи с ближневосточной цивилизацией. Рассмотрены материальное и социальное развитие раннегреческих центров, черты земельного строя, социальный механизм колонизационного движения в VIII—VII вв. как основной формы раннеклассовой социально-политической коммуникации греческого общества. Впервые дан систематический очерк связей Греции со странами Ближнего Востока, оказавшими значительное воздействие на формирование раннегреческой цивилизации.

Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции

Книга посвящена одному из наиболее сложных периодов в истории древней Греции, когда закладывались основы греческого полиса. Она вносит существенный вклад в изучение основных закономерностей развития рабовладельческого общества. Рассматриваются результаты деятельности древних законодателей, заложивших основы полисной государственности, а также связь между изменениями различных форм эксплуатации и политическим развитием отдельных греческих общин на разных этапах. Использован большой круг разнообразных источников.
Книга предназначена для историков.

Переход от примитивного (патриархального) рабства к развитому античному
Общие положения
Некоторые проблемы источниковедения
Социально-экономические отношения в Греции VIII–VII вв. до н. э.

Раннегреческое законодательство
Аристотель о раннегреческих номофетах
Ранние законодательные реформы Спарты и Афин
Законы Залевка и Харонда (опыт реконструкции)
Реформы Филолая и аграрные законы ранних номофетов
Реформы Хиоса

Архаические формы зависимости в древней Греции
Некоторые аспекты историографии
Спартанская илотия в античной традиции
Формирование института илотии в Спарте
Спартанская илотия в V–III вв. до н. э.
Сходство и различия статуса спартанских илотов и фессалийских пенестов
Эволюция статуса пенестов

Великий принцип есть в системе – разделенье!
С ним невозможно что-то познавать:
Возникла демократия – причём тут деньги?
Рабовладельческая же республика опять?

Когда продолжим снова отделять
Причины от закономерных СЛЕДСТВИЙ,
Так, Правды никогда нам не узнать.
А, если эти ВСЕ объединить моменты?
Попробуем логически здесь размышлять.

Сначала класс аристократов создан – первое.
Затем, в колонизацию народы стали утекать.
Настырна и всепроникающа ИДЕЯ управленья
И продолжает население повсюду РАЗДЕЛЯТЬ.

А, первые рабы - с войны военнопленные,
Они ходили поначалу в кандалах,
Но бунты и восстания во времени
Пообещали той системе рабства крах.

К, тому-же, и в работе был ленивым раб.
Без мотивации и высших устремлений
Жить Человеку на Земле нельзя никак.
Тогда, придумываем срочно деньги -
Бирюльки, мелочь вроде и пустяк,
А вот эффект произвели отменный!

Снимаем кандалы: свобода всем дана!
На деньги можно пищу покупать,
И строить ДЛЯ СЕБЯ теперь дома,
Жизнь новая, счастливая пришла,
Для всех рабов, да и не только для раба!

Теперь возможности имеются иные:
Богатства накопленье без войны.
И, бедные и нищие - низы
Имеют к мотивации АМБИЦИИ большие,
Вот так, Бедняжки в рост тогда пошли!

И были злы они на аристократию -
Эксплуататоров за это всех снесли!
Но, Люди ли? Как быть Людьми забыли,
ВСЕ поголовно стали денежек рабы.
Внутри свобода-демократия сидит,
Дерзай, старайся, зарабатывай, бери!

Устали мучиться, желанье выжить есть внутри,
Охота отдохнуть, безделью предаваться,
Как раньше эти подлые аристократы.
Однако, заработать прежде надо!
Но, для себя. И в том теперь отрада.

Мне захотелось сделать уточненье
И привести порядок утвержденья.

«Одной из самых спорных была и остается проблема становления античного рабства.
Переход от разнообразных форм подневольного труда к классическому рабству,
как правило, лишь констатируется, но механизм этого исторического процесса
по существу не рассматривается. «
И.А. Шишова. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции :

Давно пора проблему эту устранить
И белым светом ОСОЗНАНЬЯ осветить.
И не античного здесь рабства становленье,
А ВСЯКОГО порабощенья утвержденье!
Что день сегодняшний ЯВИЛ нам, я надеюсь,
Иль снова нужно доказательное подтвержденье?

Зачем АНТИЧНЫМ рабство здесь назвали?
Иным, как-будто, представлялось нам вначале.
Вот, верное тут словосочетанье:
Имелись формы подневольного труда,
Где поощреньем были пряник-обещанье
И кнут уже известный, старый - страх.

Но это рабством спорно называть,
Трудились там старательно едва ли,
Тогда к деньгам сумели привязать
И приложили образину нам с моралью!
Ввели экономическое принуждение
Иль денежную мотивацию-вознаграждение.
И сразу возросло работника хотенье
Стараться за комфорта благ приобретенье!

И до сих пор сидим на производствах!
Не важно – в цехе иль лаборатории,
Или начальственном собрании высоком,
Имеется ввиду – не на Природной территоррии
И суть одна : отсутствует Свобода!

Вот так деньгами и сумели нас скрепить
Надёжно, как и прежними цепями!
Теперь к работе-делу побудить
Хозяину-владельцу легче станет.

Для этого ПРАВИТЕЛЬ нам поставлен
Хозяйки гордой здесь указы исполнять.
А раз имеются правитель и хозяйка,
Кто есть рабы? О том не можем мы не знать!

Но правде посмотреть в глаза всегда так страшно!
А не страшнее будет умирать?
Да. это больше страха и УЖАСНО!
Тогда давайте ЗДРАВО рассуждать.

И состоялось наше СОГЛАШЕНЬЕ
На царствие небесне посмертно.
Вот, механизм по-существу и рассмотрели.
Рассмотрим рабство в деградации ступенях.

Придётся в прошлое немного заглянуть
И посмотреть, как это всё происходило.
Каким был этот подневольный труд,
Кто принуждения к нему был силой.

Века описаны в истории Гомером.(?)
Тогда, общинами мы жили и без денег.
В конце уже девятого, похоже века,
Возникло время демократии военной.

В патриархальный же период, иль семейственный,
Который демократии ПРЕДШЕВСТВОВАЛ,
Нам для зависимостей не было так много тем.
Объединяясь для общин мы жили СЕМЬЯМИ,
Порою воевали, но не так совсем.

Откуда же тогда взялись РАБЫ?
А ими, кажется, там назывались ПЛЕННЫЕ,
Захваченные с нападения-войны.
И раненые были там, наверное,
Раненья были в почести возведены.

Заставить на себя работать можно их не всех,
Ведь Люди изначально своенравны и целы!
Подходы к каждому свои всегда нужны.
Кому-то, нужно было кандалы надеть,
Чтоб ограничила движенья цепь.

А с кем-то, можно было подружиться,
Совсем по-человечески, договориться.
Имел РАБА в друзьях надёжных Одиссей
И тот ему пожизненно был предан
Всем Сердцем и Душой своей.
Да, ПЛЕННЫЙ, что зовут рабом, был ЧЕЛОВЕКОМ!

Так, подведём здесь искажению итог:
Рабов тогда ещё не наблюдаем.
Был ПЛЕННЫХ специальный, как бы, строй,
И разные к ним чувства Люди разные переживали.

И пленные зависимы, конечно были от того,
К кому их по прибытию на место прикрепляли.
Экономической зависимости люди не познали,
Их принуждали к делу словом и хлыстом.

Посулом-пряником и страха действенным кнутом.
Или, быть может, они даже САМИ выбирали,
Определяли ЧУВСТВАМИ долг в чём -
Его тогда и со стараньем выполняли.

И не было в период этот денег,
Как прежде рассмотрели, их поздней ввели.
Хотя, расплывчата формулировка здесь,
И предлагают варианта сразу ТРИ!

А, может пять? Сейчас я их распределю
И чётко и отдельно обозначу,
А там и видно будет, что всё это значит.
И факты новые об этом отыщу.

1. Возникло рабство в результате изменений -?
2. Иль в результате полностью исчезновенья -?
3. Или развитием то просто назовём -?
- зависимости ДВУХ РАЗЛИЧНЫХ форм!

Когда без денег, разобрали раньше,
Зависимость экономическая отпадает.
Сначала ВНЕэкономическая там была
И следствием - те ФОРМЫ подневольного труда.

С введеньем денег (это окончание восьмого)
И появляется ЭКОНОМИЧЕСКАЯ форма.
Зависимости или может ПРИНУЖДЕНЬЯ?
Мне кажется, что для начала - ПООЩРЕНЬЯ.

Тогда и ВНЕэкономическая изменилась.
Зависимость? Иль так-же - принужденья сила?
А после, может быть и вовсе отпадёт,
А может - нет, мы далее увидим.

Вот здесь, теперь, имеем подтвержденье,
Что изменилась форма ПРИНУЖДЕНЬЯ!
И отменились КАНДАЛЫ и ПЛЕТИ -
НАИВАЖНЕЙШИЕ есть факты эти!

А чем же вместо этого к работе побуждали?
Открыто, ясно так и не сказали.
По времени же совпадает измененье,
Вот именно, с введеньем ДЕНЕГ!
Они и стали новыми ПООЩРЕНЬЕМ
Или ЭКОНОМИЧЕСКИМ к работе побужденьем.
НА НИХ сменили кандалы и плети.

Вот, наконец то чётко увязали.
Да, ДЕНЬГИ рабству завершеньем крепким стали!
И хитрым к производству принужденьем,
Самостоятельности-совершенства нас лишеньем.
Здесь, возникает оправданье УПРАВЛЕНЬЮ
И постепенному в могилу нас сведенью.

Вот, чётко видно как оно возникло,
Не стоит это НОВОЙ формой называть!
Военнопленные, ведь не рабами были -
Они УМЕЛИ тоже ВОЕВАТЬ!

Об этом нам необходимо помнить-знать,
Истории известно:восставали иногда рабы.
Всё это не могло не напрягать,
Ведь приходилось контролировать-следить,
На это уходило много сил.

Нам истинное рабство ГОРОДАМИ утвердили,
И первое здесь - социальных отношений ОБРАЗец!
Откуда взялся? Разберёмся с этим под конец.
Второе - деньгами его надёжно закрепили.

С введеньем денег от ЗЕМЛИ нас отлучили
И тут-же в город под контроль всех заманили.
Какие хитрости-приёмы применили?
Сейчас по фактам искажённым пробежим,
Объединим всё, сопоставим, Истину определим.

Кто есть они, избранники Гордыни?
ЕЁ созданья - БИОМЕХАНИЗМЫ.
Они на смену человечеству идут
И Совершенство наше украдут.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ изменения случились,
Что это значит? ДЕНЕЖКИ ввели!
А с ними ситуация и изменилась,
И силы новые НА НИХ потом взросли.

Но, чтоб от нас момент первичный скрыть,
И окончательно в событиях запутать,
Неясно нужно нам об этом говорить,
Чтоб ГЛАВНОЕ не обнаружили здесь Люди.

КТО деньги нам придумал, ввёл? Молчок.
Зачем возникли, вследствие чего?
Теперь мы, слава Богу, в этом мы разобрались,
Ведь факт не скрыть, когда чеканить стали:)
Что получили мы тогда с деньгами?

Так, здесь необходимо сделать СТОП
И предложенье хорошенечко осмыслить.
Имели мы два слоя общества всего,
Аристократия была тем слоем высшим.

А остальные все – нижайшие, кокой.
Откуда, КАК вдруг возникает НОВЫЙ слой?
Понятно, общество нам снова начали слоить,
У мертвечины целым НИЧЕМУ не быть!
Всему определяет сроки ВРЕМЯ,
Ему не забывай поклоны бить:)

Так всё-таки, откуда расслоенье
И слоя нового претензии на управленье?
Да, правильно. Вдруг у КОКОЕВ появились ДЕНЬГИ
И захотелось так-же - УПРАВЛЕНЬЯ.

Аристократов-выскочек поставить тем на место,
Утраченную справедливость вновь восстановить!
(И нам бы надо с этим поспешить!)
Как начиналось расслоение таинственное это,
Необходимо глубже и внимательнее изучить.

Но почему же, революциями их считают?
И если верить предыдущим нам словам,
Что из обмена деньги вытекают,
Так революция здесь социальная и не нужна.

Подумаешь, как ранее меняли,
Так бы и позже потихоньку торговали.
Но вижу, не случайно к этому пришли.
К чему деньгами Человека подвели?
(А перед этим так-же - образами.)

Как видим, всё не просто было
И архаичность позже КЛАССИКА сменила.
Что архаичности нам тема означала?
Она семейные устои сохраняла!

Но происходит, именно, ПЕРЕВОРОТ,
Переворачивает он всё сзаду наперёд!
Чья тактика-стратегия – понятно,
Поэтому о результатах не сказали внятно:)

Откуда мотивация взялась и силы?
Опять всё общество перекроила-разделила.
И снова, НАШИМИ руками всё творила -
Приём старинный и давно известный,
К каким же он привёл народ последствиям?

А, как вы думаете, почему случилось так?
Об этом пробую сейчас я размышлять:
Я помню, не у всех была земля,
Владел землёй всегда аристократ.

Но, кто работал на его полях?
Рабы, что ПЛЕННЫЕ с войны и в кандалах.
Как деньги повлияли на раба
И почему забросилась земля?

Наверное, зарплату раб стал получать,
Но землю всё-равно не мог приобретать.
Что делать здесь рабам всем остаётся?
Вот именно, заняться ПРОИЗВОДСТВОМ!

Наверно, стал тогда он закупать материал,
Плести корзины, плавить и ковать металл,
Строительство, изделия из кожи -
И применение всему нашлось, похоже.
(А, как-же, ведь слой высший вечно ВОЕВАЛ!)

Сначала - вечерами и ночами,
Когда хозяин выходной ему давал.
Потом - что произвёл он продавал
И, денег накопив, хозяина послал!
Так получается логично, вроде.

Быть может, даже несколько рабов,
Объединившись вместе промышляли
И стали основателями производств,
Семью свою для дела привлекали.
С Семьёю то нигде не пропадёшь!

И очевидно - завязали нам на РЫНКЕ город,
Где мы могли всё, что угодно продавать.
А перед этим всё вокруг пожгли войною,
Деревьям годы нужно, чтоб взрастать!

Но снова нет гарантии тут никакой,
Что завтра не начнут вновь воевать.
Земле с пожаров плодородною не стать,
Нарушен в ней баланс огнём живой.

К тому-же, в Греции стоит всегда ЖАРА,
Деревья лучше всех кормили нас.
Оливки, финики, бананы, ананас
И кактус многолетний фрукт давал,
И апельсины, и лимоны, и гранат,
РАзнообразный, РАзноцветный виноград.

Но всё порублено и пожжена земля.
Займемся ремеслом, чтоб мощь здесь укреплять,
Произведём металл, мечи начнём ковать -
Теперь, ведь стала главною ВОЙНА!

Там, где торговля - там должна быть и тусовка,
Привлечь народ возможно УПАКОВКОЙ!
Понятно, от работы люди будут уставать -
Измучаются, могут и послать:)

Так, расписанье установлено нам ловко!
От производства нужно тоже отдыхать,
Аристократам в блуде подражать
И культов поклонения верёвка
За горло будет ниже нас спускать!
( А непокорных, ясно – удушать)

Необходимо развивать теперь КУЛЬТуру
И утверждать здесь мёртвую магистратуру,
А Совершенство невозможно возрождать.
Где поклонение - Свободы не видать.

На ДЕНЬГИ всё без исключения меняться стало,
На Человечество то сильно повлияло.
Что было дальше, знаем мы прекрасно.
(Низочество мы ублажаем ежечасно!
Ежеминутно, повсеместно, постоянно
И горды тем. О, как-же это странно!)

А мы то до сих пор на производствах
Рабами загибаемся досрочно!
Не важно, в цехе или на собранье
Начальственном - Свободу то убрали!

Экономическое ПРИНУЖДЕНИЕ ввели,
И ВСЕХ скрепили нас ПОЖИЗНЕННО деньгами.
Теперь без денег выживи, поди!
(Без них не выживанье – ЖИЗНЬ бывает:),
Но это тщательно от нас скрывают!
Ведь, сделали ПРЕСТИЖНЫМ обладанье
Комфортом и различными вещами. )

И даже, если просто жить захочешь,
Без всякого там шику и комфорта,
Для этого ВСЕГДА нужна Земля.
Она, родная и оденет и накормит.
Но недоступна нам теперь она -
Нет соотвествующих на владение законов,
ВСЁ королева прибрала к рукам сама!

Любуется и чахнет над планетою Землею!
И хоть и не ДАНО вовек ей Сотворять,
Она всегда САМОдовольная собою.
Давно, как вижу, планы есть отнять
И превратить Людей Земли в рабов-кокоев.

А, помните, как всё красиво начиналось?
Монеты золотые ДАРОМ раздавались!
Чтоб к деньгам бестолковым приучить,
Чеканен ОБРАЗ совершенный был на них.

Чтоб мы об этом позже не забыли,
Когда придётся СТАТУС рабский подтвердить.
Вот, так за Душу взятку нам вручили,
Рабами в деньгах всех смогли объединить.

Серебрянные денежки потом ввели,
На медный сплав, латунь, железо, никель
И прочую дешевизну сменить смогли.
Потом, когда мы к денежкам привыкли.

Надёжней кандалов, как убедились,
Нам изначально не могло и быть!
Ну, что ж уже почти, что отдарились.
И за монету золотую сдали ЖИЗНЬ.

И вот, что происходит в это время,
Когда чеканная явилась нам монета.
Она – ПРИЧИНОЙ, остальное - СЛЕДСТВИЯ
И утверждением РАБОВЛАДЕНЬЯ несомненно.

Так, в новой упаковке подался тот строй
Рабовладельческий, что хрупок был вначале.
Планировался он, конечно-же иной,
Что из фрагмента следующего я читаю:

Заметьте, что уже предполагалось:
ДВУХклассовое общество слагалось!
И было уж оно готово в Спарте,
А здесь, вот на тебе, не состоялось!
И подвели земные добрые аристократы:)

Вид человеческий не полностью смогли утратить,
У каждого внутри от Бога: ЛЮДИ- БРАТЬЯ.
Тогда ещё то редактированьем не убралось
И было это для народа рановато.

Но, об одной ещё детали здесь не стоит забывать.
Она нам ПРЕДПОСЫЛКУ основания для рабства,
Первостепенную тогда смогла зачать
В сознаньи Человеческого Братства
И отношенья СОЦИАЛЬНЫЕ чужие навязать.

Я думаю, что не забыли вы об этом:
С гор Олимпийских благородно снизошла,
Ошибка Образного страшным искаженьем,
Не веру зародила, а БЕЗВЕРЬЕ,
Отгородила от защитника-Отца.
Для деградации тогда настало время.

Да, изначальное - вот, это вот:
Представленные Людям ОБРАЗИНЫ!
Они и расслоеньем общества явились,
И оказались контролирующей силой
ВСЕГО, что после в Греции произойдёт.

Понятно, что они не сами по себе,
Их так-же, КТО-ТО Человеку натворил!
И в этом убедились мы вполне,
Он РАБСТВО на планете утвердил.

С Отцом общение нам подменили ОБРАЗА!
А с ними вместе, снизошла на нас ИДЕЯ.
Она ИДЕОЛОГИЮ-науку нам дала,
Как видим ясно здесь: РАБА-рабовладельца.

Опять те самые старинные качели,
Без них у смертечины никуда!
Раба, понятно меньше вес удельный,
Поэтому они толпою многолюдною расселись,
Народное собрание нашлось, на самом деле:)!

А на другом краю – лишь кучка малая рабовладельцев.
Они увесисты - их маленький достаточен отряд,
Они и есть СОВЕТ, ИЗБРАННАЯ часть населенья,
Которая пока и будет управлять,
Точнее ПРИУЧАТЬ нас к управленью,
(А там, хозяев-биороботов пора встречать.)

Усердно образам ОБЯЗАНЫ молиться
Все те, кто под ДЕНЬГОЙ сумел объединиться!
(То есть с небесным царствием и согласился!)
А, если против будешь - город покидай,
Без денег с Богом на Природе сотворяй!

Сегодня этого мы можем вмиг лишиться,
Тогда придётся мертвечине покориться!
Но вы пример с тех давних пор то не берите,
Там ведь прогресс технический ещё не смог развиться.

Да и ступеньки были уровнем другие,
Сегодня уж в который раз нам удалось по ним спуститья?
И каждый уровень тех трёх ступенек – ЕДИНИЦА
И поворота нового в том лабиринте нам страница.

А здесь, тому я вижу подтвержденье:
Давно намечено людей порабощенье!
Для этого нам введены картинки были,
Что Бога изначального закрыли!

И поощрение уничтожению деньгами закрепили
В той ГОСУДАРСТВЕННОЙ, что полисом звалась общине.
С введеньем денег демократью утвердили
И ей оставшуюся негатива половину истребили,
Тем самым образину осчастливив.

Вот видите, рабовладелец – ГОСУДАРСТВО,
Оно предвестник становленья ЦАРСТВА.
И формы разные используя рабовладения,
(Что Аристотель обозначил, как правленье)
Ведёт ОНА по деградации ступеням!

Царица-мать - единственная претиндентка
На вечное здесь и посмертое правленье.
Другого не получиться нам, это верно,
Она же ведь не Бог с Мечтой, а СМЕРТЬ.

И для неё нам денежек хватило,
А для того, чтоб РАБСТВО утвердить
Нужна ещё ИДЕологиЯ от образины,
Что на КУЛЬтуре от стыда(не Совести!) стоит
И страхе, позже – принужденья губой силе.

Читайте также: