Особенности железнодорожного транспорта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Велико значение железных дорог России в развитии межгосударственных связей со странами СНГ и международных перевозках. После распада СССР к Российской Федерации отошло почти 60% общей железнодорожной сети (87,5 тыс. км.). Но материально-техническая база, в частности ремонтный сервис, локомотиво- и вагоностроение, оказалась разорванной. Густота железнодорожной сети России составляет 0,51 км на 100 км2, что значительно ниже густоты железных дорог не только развитых стран, но и большинства бывших союзных республик СССР (на Украине – 2,76 км, в Белоруссии – 2,77 км, Латвии – 3,6 км, Грузии – 2,2 км, Узбекистане – 0,79 км). Очевидно, что в России необходимо строительство новых железнодорожных линий, особенно для освоения крупных месторождений топлива и сырья на востоке страны.

Технико-экономические особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем:

Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны.

Вся сеть российских железных состоит 17 железных дорог: Восточно-Сибирской, Горьковской, Дальневосточной, Забайкальской, Западно-Сибирской, Калининградской, Красноярской, Куйбышевской, Московской, Октябрьской, Приволжской, Сахалинской, Свердловской, Северной, Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Южно-Уральской железных дорог.

Железнодорожный транспорт разделяется на:

  • Транспорт общего пользования – транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров, кем бы они ни были предъявлены.
  • Магистральный, или внешний транспорт осуществляет экономические перевозки между производителями и потребителями продукции и перевозит пассажиров.
  • Ведомственный транспорт – транспорт, выполняющий перевозки своего ведомств или предприятия.
  • Внутрихозяйственный транспорт удовлетворяет в основном технологические нужды производства в пределах отдельных предприятий.

При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.

Железнодорожный транспорт — вид транспорта, осуществля­ющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах [12] с помощью локомотивной тяги.

Железнодорожный путь — сложный комплекс сооружений и устройств, образующий дорогу с направляющей рельсовой колеей для движения подвижного состава.

Общая протяженность железных дорог в России — более 86 тыс. км (2-е место после США, имеющих протяженность железных дорог около 195 тыс. км), 50% электрифицировано.

Основные технико-эксплуатационные особенности и досто­инства железнодорожного транспорта:

• высокая пропускная и провозная способность, особенно при на­личии двухпутной дороги, которая пропускает до 150 — 200 пар поездов в сутки. Для сравнения — однопутная пропускает до 60 пар в сутки;

• надежность в работе — 95 % путей работают без сбоя. Возможен риск обрыва электропроводов при стихийных бедствиях (буранах, снежных заносах и т.п.);

• пути можно построить на любой сухопутной территории, на во­дных просторах движение осуществляется с помощью паромов, на которых проложены рельсы. Возможна связь с островными террито­риями с помощью железнодорожных мостов, тоннелей;

• непосредственная связь с крупными предприятиями любой от­расли экономики;

• универсальность использования для перевозок различных гру­зов и массовость перевозок дешевых грузов в сочетании с достаточ­но низкой себестоимостью (ниже у трубопроводного транспорта) и относительно высокой скоростью доставки особенно на большие расстояния;

• регулярность перевозок независимо от времени года, суток и климата;

• более короткий путь по сравнению с естественными водными путями примерно на 20 %.

Относительные недостатки железнодорожного транспорта:

• привязка к колее, что ограничивает маневренность подвижно­го состава;

• высокая первоначальная стоимость строительства пути, стои­мость которого составляет примерно 55 % капитальных вложений; материально-технической базы и подвижного состава, особенно по отдельным регионам страны (в трудных климатических и геологиче­ских условиях может быть в 2 — 3 раза выше);

• высокая трудоемкость обслуживания подвижного состава, пу­тей и материально-технической базы железных дорог, включая стан­ции, сортировочные горки, депо и др.;

• необходимость переформирования поездов по пути следования.

Проблемы и тенденции развития железнодорожного транс­порта:

• повышение производительности, прежде всего благодаря соз­данию резерва пропускной и провозной способности. Достичь этого возможно при строительстве двухпутных дорог и повышении грузо­напряженности, а также увеличении скорости движения. Скорости могут быть увеличены при замене типа тяги, а также благодаря из­менению дизайна подвижного состава (рис. 2.2);

• увеличение доли электрифицированных дорог. Стоимость экс­плуатации электропоездов ниже, экологически они менее вредны для окружающей среды, производительность у них выше, управляемость лучше;

• снижение расхода топлива из-за замены сталей, применяемых при строительстве подвижного состава, на композитные и другие легкие материалы;

• выравнивание путей, так как радиус закругления 300 м по усло­виям безопасности движения требует снижения скорости до 70 км/ч, а при радиусе 1 ООО м — до 132 км/ч;



Рис. 2.3. Классификация подвижного состава железнодорожного транспорта

• укладка рельсов тяжелого типа для возможности увеличения скорости;

• создание специализированных вагонов под груз и возможности механизированной перегрузки, а также двухэтажных пассажирских вагонов;

• повышение уровня механизации перегрузочных работ;

• внедрение новых технологий организации процесса перевозки при переводе короткопробежных перевозок на другие виды транс­порта при целесообразности и экономической эффективности;

• повышение уровня информационного обеспечения для опера­тивного отслеживания поездов и их переформирования по пути сле­дования.

Усиление международных торговых отношений, развитие науки, экологическая ситуация и энергетические проблемы потребовали модернизации и совершенствования железнодорожного транспорта, которому нет альтернативы в дешевых массовых и экологически чи­стых перевозках, что особенно заметно с 1980-х гг., когда удалось резко повысить скорости на железной дороге.

Технико-экономические особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключается в следующем:
возможность сооружения на любой сухопутной территории, а с помощью мостов, тоннелей и паромов – осуществление железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями
массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог
универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью
регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;
возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным железнодорожным путям и обеспечение доставки грузов по схеме “от двери до двери” без дорогостоящих перевалок;
сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.

Железнодорожный транспорт как основной вид транспорта в Российской Федерации. Особенности этого вида транспорта, его преимущества по сравнению с другими. Основные проблемы системы железных дорог. Расчет массы состава и расшифровка номера вагона.

Рубрика Транспорт
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 24.04.2014
Размер файла 93,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Железнодорожный транспорт -- вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колесными транспортными средствами по рельсовым путям.

Основной вид транспорта в Российской Федерации - железнодорожный. На его долю приходится более 80 и около 40% всего объема соответственно грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых транспортом общего пользования. Железные дороги, будучи основной транспортной системы Российской Федерации, имеют чрезвычайно важное государственное, экономическое, социальное и оборонное значение. От них требуется своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения, грузоотправителей и грузополучателей в перевозках.

Железнодорожному транспорту принадлежит первостепенная роль в осуществлении перевозок. Железные дороги связывают все области и районы нашей огромной страны, имеющей территорию площадью 17,8 млн. км, и в условиях недостаточности хороших автомобильных дорог обеспечивают потребности населения в перевозках и нормальное обращение продукции промышленности и сельского хозяйства.

Особенности этого вида транспорта, его преимущества по сравнению с другими:

1. Конфигурация и пропускная способность пассажирских перевозов и грузов.

2. Способность перевозить почти все виды грузов.

3. Высокая провозная и пропускная способность.

4. Сравнительно невысокая себестоимость перевозок.

5. Регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды.

6. Сравнительно высокая скорость движения.

7. Доставка пассажиров и грузов в любые точки страны.

8. Меньшей степень воздействия на окружающую среду.

9. Меньшая энергоемкость перевозочной работы.

10. Возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей.

Несмотря на то, что по многим показателям (таким как грузооборот, интенсивность движения и т.п.) российские железные дороги не уступают или даже опережают железные дороги других стран, сектор нуждается в реформировании.

«Основными проблемами системы железных дорог являются неэффективная система регулирования, отсутствие конкуренции, высокий износ инфраструктуры и подвижного состава и отсутствие достаточного объема инвестиций, а также высокие социальные расходы.

Перспективы развития информатизации железнодорожного транспорта России.

Транспортная стратегия России до 2025 года определила основные направления развития железнодорожного транспорта. Предусмотрено создание таких условий, при которых будут реализованы следующие инвестиционные проекты:

1.создание единого информационного пространства для взаимодействия органов управления транспортным комплексом и клиентов рынка транспортных услуг;

2.создание системы логистических центров и информационного сопровождения перевозок в международных транспортных коридорах;

3.создание Государственного информационного ресурса транспортного комплекса Российской Федерации;

4.создание системы сбора и обработки статистической информации по транспортному комплексу.

С технической точки зрения высокие требования к эффективности управления перевозками формируют потребность в более высоком уровне информатизации. Информационные технологии сегодня -- это не просто средства поддержки управления, а один из важнейших элементов инфраструктуры транспорта. Из разряда вспомогательных средств они стали основными технологиями и оказывают существенное влияние на совершенствование процесса управления перевозками.

Интеграция отечественного железнодорожного транспорта в мировую транспортную систему предъявляет дополнительные требования к развитию информационных технологий и, вместе с тем, открывает дополнительные возможности.

Новая технология подачи заявок на перевозку грузов, разработанная специалистами СФТО вместе с другими департаментами, расширит спектр и повысит уровень сервиса для грузоотправителей.

Железнодорожный транспорт является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации и во взаимодействии с организациями других видов железнодорожного транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства.

1. Расчет массы состава

Задача состоит в том, чтобы выбрать такую массу состава, при которой обеспечивается равномерное движение состава на расчетном подъеме с расчетной скоростью и с расчетной силой тяги.

Удельное сопротивление движению локомотива находится по формуле:

Где U - скорость движения локомотива

2. Проверка длины состава по размещению на станционных путях

Длина поезда не должна превышать полезной длины приемоотправочных путей станции.

Полезная длина станционного пути - часть полной длины пути, на которой устанавливается подвижной состав без нарушения безопасности движения по смежным путям. Полезная длина может ограничиваться предельными столбиками, выходными или маневровыми сигналами, стрелочными переводами и упорами (началом засыпки балластной призмы упора).

Полная длина:

а) сквозного - длина пути между концами остряков стрелочных переводов, ограничивающих этот путь;

б) тупикового - длина пути между концом остряка стрелки примыкания и упором.

Стандартная длина пути - 850м, 1050м, 1250м.

Длина поезда определяется по формуле :

Где - длина состава

10 - запас на установку

Длина состава определяется по формуле:

Где - длина вагона

Так как стандартные длины приемо-отправочных путей - 850м, 1050, 1250, то состав поезда, состоящий из 10 вагонов и одного локомотива умещается в пределах длины приемо-отправочных путей станции.

3. Задача на ускорение

Решение:а = g ( I + М (сопр))

Ответ: М(сопр) = 0.004

4. Задача на радиус кривизны пути

5. Расшифровка номера вагона. Нахождение контрольного знака

Читайте также: