Толстой юность история создания кратко

Обновлено: 30.06.2024

Во многих литературных журналах Москвы и Петербурга появи-

Род Толстых был прочно связан с Москвой. В 70-е годы 18 века прадед Толстого Андрей Иванович служил в Москве и был президентом Главного московского магистрата (городского управления). Дед Илья Андреевич после военной службы, выйдя в отставку, жил в Москве и славился радушием и хлебосольством. Восемнадцатилетним юношей отправился из Москвы на военную службу в гусарский полк отец Толстого Николай Ильич. За участие в Отечественной войне 1812 года он был произведен в офицеры и имел награды.

В 1822 году отец писателя Н.И.Толстой женился на единственной дочери князя Николая Сергеевича Волконского- Марии. Свадьба праздновалась в Знаменском, подмосковном имении Трубецких, родственников Марии Николаевны со стороны матери.

28 августа 1828 года, в Ясной Поляне, ранее принадлежавшей деду Толстого князю Н.С.Волконскому, родился их младший сын- Лев.

Семейная жизнь родителей Толстого была счастливой, но недол-

гой. В 1830 году Мария Николаевна умерла в Ясной Поляне, оставив Николаю Ильичу четырех сыновей- Николая, Сергея, Дмитрия, Льва и дочь Марию.

Заботу о воспитании детей взяла на себя дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Её черты, возможно, вошли в образ матери Николеньки, которую сам Лев не помнил (она умерла, когда ему было всего полтора года.

Новый мир открылся для маленького Толстого, когда всё семейс-

тво осенью 1836 года выехало в Москву.

«В коляске ехал сам Николай Ильич и по очереди брал к себе мальчиков. Несколько раз менялись лошади на станциях…

3. Первый приезд в Москву. Первые впечатления.

Н.И.Толстой снял для своей семьи одноэтажный особняк Щербачева на Плющихе (до м№11).

«Ивины приходились нам родственниками и были почти одних с нами лет; вскоре после приезда нашего в Москву мы познакомились и сошлись с ними.

Прообразом Сонечки Валахиной, детско-юношеской первой любви писателя- послужила (писатель даже не стал менять любимое им имя) Сонечка Колошина.

Кстати, именно в диалоге с Сонечкой впервые косвенно упоми-
нается о прогулках мальчиков по Москве.

«-Каждый вторник и пятницу мы с мамашей ездим на Тверской. Вы разве не ходите гулять?

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 44036
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

План урока:

Толстой в юности

Образ Николая Иртеньева

В образе Николая Иртеньева показана натура своеобразная и сложная, выделяющаяся среди остальных персонажей повести своей осознанностью жизни и редким качеством стараться честно относиться к собственным поступкам. Он с любопытством изучает свою душу, склонен к психологическому анализу, с исключительной наблюдательностью следит за жизненными явлениями, вдумывается и старается разобраться в них.

Общечеловеческое значение трилогии Льва Николаевича Толстого

Ни в одном другом произведении русской литературы не было сделано столь подробных наблюдений за развитием души подрастающего человека, детального изображения его внутреннего мира, чувств и мыслей. Несмотря на автобиографичность трилогии, Толстой изобразил обобщенные, характерные черты, присущие процессу взросления любого человека, подчеркивая общечеловеческие духовные закономерности развития личности. Людям разной среды, социального статуса и воспитания в детстве свойственна любовь ко всему миру и открытость души; в отрочестве появляется неуверенность в себе, склонность к умствованию, обостренное самолюбие и замкнутость; в юности осознаются жизненные цели, формируются идеалы любви и дружбы, начинается духовное становление. Динамика душевного состояния не одной конкретной личности, а диалектика души человека вообще была интересна Толстому и стала одним главных приемов изображения героя в дальнейшем творчестве.

Словарь

1. Пролетка – легкая двухместная повозка.

2. Комильфо – (устар.) соответствие правилам приличного поведения.

3. Диалектика – учение о законах изменения и развития в мышлении, обществе и природе.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от первого лица. Роль рассказчика выполняет главный герой произведения – Николай Иртеньев. Такая форма повествования позволяет увидеть все события глазами непосредственного участника. Помимо достоверности, это дает близость читателя с главным героем. Диалог рассказчика и читателя позволяет наиболее точно и ярко раскрыть душу главного героя.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Большое внимание писатель уделяет в повести теме дружбы и мотивам воспоминания. Рассказчик вспоминает свое прошлое с трепетом и теплом. Память о матери, о доме окрашены яркими красками.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета лежит жизнь шестнадцатилетнего Николая. Он уже думает о своем будущем, о своем жизненном предназначении, поэтому показано, как герой готовится к экзаменам. Чтобы понять самого себя, Иртеньев старается вести дневник.

В дом к Николая приезжает монах, и главный герой исповедуется ему, но забывает рассказать о своем самом большом грехе. Исповедавшись, Николай чувствует себя нравственно очищенным человеком.

7. Система образов произведения.

Особое внимание Л.Н. Толстой уделяет не действию, а описанию внутреннего мира главного героя. Писателю было важным показать нравственные искания Николая Иртеньева, его жизненный путь.

Важным образом в произведении является Дмитрий Нехлюдов, друг Николая. Он нравственно чист, он честен с собой и другими. Благодаря советам и помощи Нехлюдова Николай не оказался на ложном пути.

Противопоставлены образу Нехлюдова Володя и Дубков. Это настоящие моты, которые ищут от жизни лишь удовольствие и развлечения.

8. Композиция произведения.

Повесть не обладает сложным сюжетом или огромной динамикой действия, потому что композиционно повесть построена на передаче внутреннего состояния героя.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

10. Отзыв о произведении.

Толстой Лев

Краткий и полный анализ повести помогут понять специфику произведения и станут помощниками в написании сочинения.

п.1. Тематика и проблематика

Толстой поднимает в повести такие темы и проблемы, которые отзываются и современному читателю.

Тема самоконтроля и самовоспитания

Николенька постоянно занят анализом своих поступков, мыслей и чувств. Он ловит себя порой на негативных или постыдных мыслях, а порой – на очень возвышенных. Молодому человеку свойственно идеализировать многие явления и даже людей. Поэтому он испытывает разочарование, когда понимает, что его друг Дмитрий – обычный человек со своими слабостями.

Проблема:человеку трудно достичь совершенства, всегда что-то мешает на пути, не все получается так, как задумано.

Тема влияния дружбы на нравственный и духовный рост человека.

Герой заводит множество дружески-приятельских отношений, учится дружить, быть верным и преданным.

Проблема: Дружба – это сложное взаимодействие, которое требует от человека умения выносить разногласия, споры и ссоры, не теряя при этом близости.

п.2. Идея и пафос рассказа

Духовный рост не всегда проходит легко, в процессе развития человек совершает много неверных шагов. Но всё это впоследствии приносит пользу, потому что позволяет прочувствовать последствия своих решений.

Николенька все время ищет любви, влюбляясь в прелестные девичьи образы. Это помогает ему понять, что он еще далек от настоящих чувств. В общении он нередко отталкивает людей своей критикой, высокомерием и юношеским максимализмом, впоследствии ему удается стать мягче к людям.

Он с трудом учится принимать другую точку зрения, стараясь не осуждать женитьбу отца, странный выбор Дмитрия (Любовь Сергеевна), разгульный образ жизни своих однокурсников, людей не comme il faut.

п.3. Место героев в образной системе

Николенька Иртеньев чаще всего соотносит себя с другом, Дмитрием Нехлюдовым. Тот воплощает в себе некий идеал, к которому стремится Коля, ему нередко удавалось удержать младшего Колю от неверных поступков и плохого влияния. Дмитрий показан честным, искренним, преданным человеком. Он часто решает внутренние конфликты Коли, подсказывая ему, как лучше поступить.

Антиподом Дмитрия является брат Володя.

Коля разделяет не все взгляды брата, но часто подражает ему, перенимая даже его поведение и манеры. Однако увидев Володю за азартной карточной игрой, Коля понимает, что подражать в этом он не станет. Также он находит, что брат необоснованно презирает Любочку и Катеньку, что девочки заслуживают понимания и теплого общения.

Остальные приятели (Иконин, Дубков, Зухин, Семенов) словно показывают Николеньке разные сценарии того, как можно было поступать в той или иной ситуации.

Задача этих персонажей – показать разные варианты поведения, чтоб наш герой мог определиться с выбором.

п.4. Литературные приёмы

  • Повествование от первого лица (от лица главного героя) – этот прием придает повествованию достоверность и ощущение полного погружения в жизнь героя, потому что читатель знает о малейших движениях души молодого человека.
  • Психологизм (психологический комментарий) – прием, который помогает лучше понять мотивы поступков героя, он объясняет, что человек чувствует.
  • Художественная деталь – акцент на каком-то важном предмете/знаке/явлении, который помогает передать нужное настроение, подчеркнуть психологическое состояние героя или передать дух времени.

Но чем больше он был ласков, тем больше мне все казалось, что он хочет обласкать меня только с тем, чтобы не дать заметить, как ему неприятна мысль, что я его наследник. (Николенька постоянно додумывает за других людей мнение о нём самом, ему все время кажется что-то не то).

  • Портрет – у Толстого портреты всегда очень детальные, они описывают и внешность, и настроение, и манеру вести себя, и взгляд человека.

(портрет Сонечки после долгой болезни)

п.5. Конфликт произведения

Обычно в произведении конфликт выражается через противостояние мнений или ценностей героев. Конфликт может быть и буквальным, когда героям приходится бороться.

Герой испытывает множество противоречивых влияний со стороны других людей, и в период взросления ему тяжело сразу найти ориентиры. Именно поэтому мы видим сближение Николеньки с разными людьми - и с любителями кутежа, Зухиным и Семеновым, и с давним другом Дмитрием, который тянет его к высоким целям.

Он борется сам с собой: со своими ленью, вспыльчивостью, непоследовательностью, тем самым формируя новые черты характера.

Читайте также: