Толстой и современность кратко

Обновлено: 05.07.2024

Актуальны ли произведения Л.Н. Толстого в современном мире? Именно этим вопросом задается Ю.В. Бондарев.

Размышляя над проблемой, автор говорит, что, произведения Л.Н. Толстого будут волновать людей до тех пор, "пока человек будет человеком, пока будет существовать жизнь и смерть, добро и зло". С этим нельзя не согласиться. Толстой - писатель, оставивший богатое литературное наследие.

В своих творениях Лев Николаевич поднимает важнейшие проблемы, актуальные по сей день, дает объяснение многим нравственным понятиям. Вот почему, прочитав его произведения, человек может найти в них ответы на главные жизненные вопросы, получить бесценный житейский опыт, который поможет ему избежать ошибок, совершенных когда-то героями Толстого.

Углубляя свою мысль, автор утверждает, что иногда после прочтения произведений Льва Николаевича возникает ощущение, что он " написал всю психологию человека". Толстой - великий писатель и мыслитель 19 века. Он очень тонко проникает в глубины характеров людей, подробно описывает их чувства, детально исследует их души, чтобы показать читателям, что толкает человека на подлость, предательство и что заставляет его совершать благородные поступки. Этот пример показывает, что работы Л.Н. Толстого будут актуальны долгое время и их прочтёт ещё много поколений людей.

Оба примера помогли автору ответить на волнующий его вопрос.

Позиция Ю.В Бондарева заключается в том, что произведения Толстого не будут забыты, потому что они могут не только подтолкнуть людей к самосовершенствованию и воспитанию в себе положительных черт характера, но и заинтересовать их наличием неожиданных и одновременно естественных открытий человеческой психологии.

В заключении хочется сказать, что литературный гений Л.Н. Толстого увековечил его творения, которые еще много тысячелетий будут помогать людях обрести ту самую мудрость, способную наполнить жизнь гармонией счастья!

К6 – 0 баллов, т.к. не набран высший балл по К10

При описании Элен также присутствуют повторы (Можно их убрать. Например, Истинная Элен развратна и пуста)

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

«Его мировое значение, как художника, – писал В.И. Ленин о Толстом, – его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции.

Каждое новое поколение как бы заново открывает для себя Толстого, с поразительной яркостью замечая, что образы его произведений несут в себе неумирающие черты характеров и нравственных качеств; в новых социальных условиях они позволяют не только лучше познавать человека прошлого, но и глубже всматриваться в человека сегодняшнего.

Сошлюсь только на два эпизода из литературной жизни 20-х годов, имеющих прямое отношение к нашему разговору.

Трудно не заметить, с каким старанием авторы редакционной статьи стремились принизить значение Л.Н. Толстого. По их мнению, все произведения Л.Н. Толстого своим идейно-художественным звучанием страшно далеки от времени 20-х годов, от революционного народа-созидателя. Читаешь это и все время думаешь о том, что авторы журнала серьезно боялись юбилея Л.Н. Толстого, опасались, как бы юбилей не стал всенародным праздником.

Разве не очевидно, что в этой редакционной статье вся национальная культура рассматривается как нечто единое, цельное, одинаково устаревшее после Великого Октября. Но достаточно вспомнить ленинские слова о двух культурах в каждой национальной культуре, чтобы понять, насколько ошибочны высказывания тех деятелей литературы и искусства, которые нигилистически относились к культурному наследию России. И делалось все для того, чтобы скомпрометировать русских классиков в глазах рабочих и крестьян, потянувшихся к литературе и искусству.

Вот это была уже почва под ногами, получив такие уверения моих друзей-единомышленников, я уже смело пошел к Феликсу Овчаренко и попросил дать мне отпуск.

– Только после того, как вы напишете заявление об уходе по собственному желанию.

– Твердо вам говорю, что после отпуска я уже не вернусь в журнал, – говорю я.

– Вот и напишите об этом в заявлении. Сначала об уходе, а уж потом об отпуске.

И я тут же написал заявление об уходе, а потом – об отпуске на два месяца.

Два любопытных письма прислал Виктор Астафьев:

«3 марта 1972 года (датируется по штемпелю на конверте):

Дорогой Витя! Виктор Васильевич, свет!

Был я недавно в Москве и хотел выделить вечер, чтобы поехать к тебе с Валей Сорокиным или одному и попить коньяку вместе с тобой, но настигла меня весть о смерти дорогого мне, и я, больной и потрясенный, скорее полетел домой, да и приходил тут в себя.

Гады, конечно, да че поделаешь-то? Гад, между прочем, вещь не такая уж худая, есть хуже него тварь – это обыватель, особенно литературный.

Работать надо и только. Еще рыбу ловить хорошо, но она, стерьва, не клюет, задыхается подо льдом и не клюет (нрзб), с морозов лед толстый и кислороду рыбе недостает. Кислороду ей захотелось, подлой! Нам и самим его уже не хватает.

Я пишу роман о войне, вдохновленный всей (нрзб) бурной критикой и полемикой, которая развернулась вокруг меня и моего тоненького труда, сотворенного от небольшого ума и страдательно-сентиментального сердца.

Еще продолжаю писать о литературном и житейском рабе – А.И. Макарове, хотя он до се именуется критиком почему-то.

Много у меня нонче всякого горя и потерь, но писать о них не буду, дабы не добавлять смуты в твою и без того растревоженную душу.

Как твой домашний корабль? Не накренился оттого, что пошатнулись твои дела? Не дай бог! Ты знай работай себе. Собака лает, а верблюд, то бишь время, идет себе, колокольцем позвякивая, и ничего тут не поделаешь! При всем при том службу найди и спорт свой не бросай, а то вон я без спорту-то растолстел от безделья и неподвижности.

Словом, Виктор Васильевич, не вешай носа. Держись за весло, чтоб одним предметом не снесло.

Естественно, что я тут же ответил Виктору Петровичу: носа не вешаю, работы много, заключил три договора с различными издательствами, семейный корабль мой не накренился, а полным ходом плывет по житейскому морю, увеличивая свою скорость: Ванюше нашему шел третий год. Спросил его о делах, замыслах, бытовании. И получил ответ:

Очень рад я был получить твое письмо, и особенно рад тону его – спокойному и деловому. И слава богу! Как известно, за битого – двух небитых дают, а я бы ноне и до сотни увеличил сие количество. Уж очень много в литературе обывательски-благополучных людей.

Ну вот пока и все.

Низко кланяюсь твоей маме, супруге и Ванюшку твоего обнимаю.

3 апреля 72 г. С приветом Вик. Петров.

Чудом сохранилось письмо Антонины Митрофановны Стаднюк, моей незабвенной тещи, в котором есть детали и подробности семейного и литературного быта, а потому и привожу его полностью:

(Датируется по штемпелю на конверте.)

Добрый день, курортники!!

Всем населением (д. 10) приветствуем вас! Рады вашему отдыху! Целуем! Особенно Ивана! Ну, Ивась, это ты зря не хочешь ходить по песочку у моря голышом или в трусиках. Тебе обязательно нужно хорошо прогреться на солнышке, чтоб потом не болеть. Ведь глотать таблетки и капать в нос – приятного мало. Вот и грейся и купайся, чтоб не болеть. Договорились.

А теперь разговор общий. Ремонт у вас закончен, несколько попозже уберусь. Окна и дверь открыты, и в доме 18 – 20 без топки. Пол (не застланный линолеумом) покрасили, а также порожки и тамбур. В тамбуре есть специальная полка для игрушек. Все ждет вас.

Дед два раза ездил на рыбалку, так что едим таких карасей и карпов. В прошлый раз привез таких карасей золотых, что на самой большой сковороде еле уместилось. Два!

Да, деда ждет Ивасика, чтобы помог ему рвать одуванчики. Их в этом году меньше, но есть.

Витя, дела обстоят так: Ив. Фот. (Иван Фотиевич. – В.П.) привезли твой сборник, он его прочитал (весь!).

Подробности потом узнаешь, а пока скажу только с его слов. Пришлось выкинуть в разных местах 3 – 4 страницы, значит, будет переверстка.

Ив. Фот. звонил Еселеву, рассказал ему все; тот отнесся с одобрением к сделанному. Все остальное должно пойти нормально. Да, рукопись привозил Далада.

Привет вам большой от бабы Тани! Я несколько дней не смогла ей дозвониться, поэтому позвонила Анне Вас. (моя сестра. – В. П.).

Ив. Фот. на днях был с Сергеем Ив у. (Молотова. – В. П.). Сергей Иванович передал Вам привет. Ив. Фот. говорил, что квартира у него хорошая!

Ну, хватит! Целую Вас за всех! Пишите, звоните!

Наивная попытка защитить свой сборник ни к чему не привела. Далада пытался меня успокоить: хорошо, что весь сборник не запретили, а теперь, дескать, пойдет в печать, не горюй, сборник получился. Так что пребывание в Коктебеле – не без горечи.

«Дорогой Виктор Васильевич!

Как ты, наверное, уже слышал, наш журнал наградили орденом Трудового Красного Знамени. Так как в этом заслуга есть и твоя, то я тебя и поздравляю. Недавно у нас были празднества: 31 мая – в ЦДЛ, доклад Ан. Иванова серьезный и точный о всем пути журнала; 2-го – банкет в Архангельском. Был известный тебе Закруткин, он неплохо поет казачьи песни. Кстати, вечер в ЦДЛ прошел отлично, зал был полным. Выступали В. Чуйков, Ан. Софронов, А. Караваева и многие-многие другие.

Кланяюсь твоей семье и Коктебелю.

Всего лишь год тому назад два отдела ЦК КПСС были озабочены тем, что я продолжаю работать в журнале и после постановления Секретариата ЦК КПСС о журнале, в котором были обнаружены якобы ошибки идеологического характера, а теперь, словно позабыв об этом решении, награждают журнал в связи с 50-летием его существования орденом. Ах, пути господни действительно неисповедимы, никто сегодня не знает завтрашнего дня. Таковы у нас были руководители страны и правящей партии.

«15 мая 1972 года.

Уважаемый Виктор Васильевич!

Я слушал Ивана Фотиевича, мудрого, замечательного писателя и человека, который никак не мог понять, что его вмешательство в мои статьи наносит мне моральный ущерб, словно вынимает из меня часть моей души, лишает чего-то нужного для меня и необходимого.

МГК КПСС вернул рукопись на усмотрение нового руководства. И вот новое руководство вызывает меня на обсуждение многострадальной рукописи.

Вхожу в кабинет директора. За столом уверенно сидит плотный, упитанный человек лет пятидесяти с небольшим, выходит навстречу, молча крепко жмет руку. Он ждал меня, и не было нужды говорить, кто я, и я знал, к кому я шел на разговор.

В редакции художественной литературы меня успокаивал мой редактор Николай Федорович Далада:

– Не переживай, Виктор Васильевич, подпишут, 40 тысяч тираж, громаднейшие убытки никто не возьмет на себя, цензура прошляпила, подписала, а теперь поздно.

И действительно, еще через какое-то время я держал в своих руках многострадальную книгу, радовался ее выходу, деньгам, которые наконец-то свалились на меня. Радовался не только я, но и мои друзья-единомышленники вместе со мной переживали за ее судьбу. Ну и как же не обмыть?

Мама была на даче у брата, Галина Ивановна с Ванюхой – в Переделкине. И я решил собрать друзей у себя, в маминой комнате накрыл изобильный стол, вокруг стола уселись Олег Михайлов, Михаил Лобанов, Николай Сергованцев, Сергей Семанов, Евгений Иванович Осетров, Юрий Медведев, Владимир Семенов. Кто-то был еще, но память, память. Тосты, веселые разговоры, анекдоты – гульба, одним словом. Запомнились мне слова Евгения Ивановича Осетрова, может, единственного за столом, не потерявшего головы. Он сказал, что за этим столом собрались те, которые дороги ему, и он, в прошлом фронтовик, с каждым из здесь собравшихся пошел бы в разведку. И снова – тосты, за фронтовиков, за Победу.

«Область национальных отношений вообще и особенно в такой многонациональной стране, как наша, – одна из самых сложных в общественной жизни. И пока существуют нации, с повестки дня не могут быть сняты проблемы воспитания людей разных национальностей в духе глубокого взаимного уважения, непримиримости к проявлениям национализма в любой их форме – будь то местный национализм или шовинизм, сионизм или антисемитизм, национальная кичливость или национальный герметизм.

Буржуазная пропаганда всячески стремится оживить националистические настроения. Хорошо известно, какая активная кампания ведется нашим классовым противником в связи с 50-летием многонационального Советского государства. Один из главных тезисов этой кампании: Союз Советских Социалистических Республик – соединение будто бы чисто механическое, неорганичное, а отнюдь не союз могучий равноправных народов, добровольно ставших на путь строительства нового общества и объединенных в одну социалистическую семью. Легко понять, сколь старательно выискиваются и раздуваются при этом любые, самые малейшие проявления национализма, с какой готовностью подхватываются рецидивы мелкобуржуазной национальной ограниченности и чванства, пусть и самые незначительные.

Партия была всегда непримирима ко всему, что может нанести ущерб единству нашего общества, в том числе к любым националистическим поветриям, откуда и от кого они ни исходили бы.

Если попытаться довести до логического конца подобные, отнюдь не блещущие новизной рассуждения, то получается следующее: в мире нет классов, социальных слоев и групп, нет обусловленных прежде всего классовыми, социальными интересами идеологических направлений, а есть лишь незыблемые и неизменные национальные особенности, возникшие в неведомые времена по неведомым законам.

Подобное внесоциальное, внеисторическое понимание нации и национальной культуры, взятой в целом, противопоставляется западной, европейской культуре тоже без учета ее социальной дифференциации.

В выделенных словах – главная задача А. Яковлева: назвать и выявить имена тех русских патриотов, которые активно вели борьбу за высокие национальные духовные ценности, не только назвать, но и предупредить журналы и издательства быть осторожными с этими авторами. В сущности, эта статья – публичный донос на группу русских писателей, создавших и эстетически оформивших новое и новаторское направление в общественной жизни и литературном движении.

Отклики на выход моей книги начали поступать сразу же, тем более что многие обратили внимание на статью А. Яковлева.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Фото 45. На юбилейной выставке, посвященной 90-летию С.П. Королева

Фото 45. На юбилейной выставке, посвященной 90-летию С.П. Королева (Слева направо: В.А. Шаталов, Б.В. Волынов, Б.Е. Черток, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, А.В.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Общее положение дел: Гней Помпей. — Война в Испании. — Невольническая война. — Война с морскими разбойниками. — Война на Востоке. — Третья война с Митридатом. — Заговор Катилины. — Возвращение Помпея и первый триумвират. (78–60 гг. до н. э.)

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Общее положение дел: Гней Помпей. — Война в Испании. — Невольническая война. — Война с морскими разбойниками. — Война на Востоке. — Третья война с Митридатом. — Заговор Катилины. — Возвращение Помпея и первый триумвират. (78–60 гг. до н. э.) Общий

Глава пятнадцатая ЧЬЯ ПОБЕДА? К 60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

Глава пятнадцатая ЧЬЯ ПОБЕДА? К 60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Критиковать свою страну — значит оказывать ей услугу… Критика — больше, чем просто право; критика — это акт патриотизма… Я думаю, более высокое проявление патриотизма, нежели знакомые ритуалы национального

К 25-летию ОУН

К 25-летию ОУН Боевой путь Организации Украинских Националистов еще далеко не закончен. Освободительная борьба национального движения продолжается по плану разворачивания украинской национальной революции так, как он выкристаллизовался в долговременном развитии. Мы

К 140-летию Николая Петровича Лихачева[111]

К 140-летию Николая Петровича Лихачева[111] Я привык, что со мной все происходит не по шаблону. Из письма Н. П. Лихачева С. Ф. Платонову Еще пятьдесят лет назад отечественная историография относила Н. П. Лихачева к тем буржуазным историкам, чьи исследования отличаются

Источниковедение в трудах А. А. Зимина (к 90-летию со дня рождения)[185]

Источниковедение в трудах А. А. Зимина (к 90-летию со дня рождения)[185] «Никакая наука не может существовать без тщательно разработанной методики. И, возможно, дальнейший прогресс источниковедения будет зависеть, прежде всего, от совершенствования приемов анализа

К 125-летию Петра Сергеевича Оленина

К 125-летию Петра Сергеевича Оленина 16 февраля (1 марта по новому стилю) 1995 года исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося оперного режиссера и певца-актера П. С. Оленина, жизнь и деятельность которого близко соприкасалась с Л. В. Собиновым, Ф. И. Шаляпиным, С. И.

Преображение через падение (К 15-летию ГКЧП)

Реабилитирован только виртуально (к 125-летию Николая Гумилева и 90-летию со дня его расстрела)

Реабилитирован только виртуально (к 125-летию Николая Гумилева и 90-летию со дня его расстрела) Когда я кончу наконец Игру в каш-каш со смертью хмурой… Н. Гумилев О.Л. Медведко, кандидат педагогических наук, культурологВ 2011 году в апреле мы отмечали 125-летие Николая

Аграфена Ивановна Глинкина. К 100-летию со дня рождения

Аграфена Ивановна Глинкина. К 100-летию со дня рождения Л. В. Шитикова, научный сотрудник Можайского краеведческого музея (г. Можайск Московской области)Имя Аграфены Ивановны Глинкиной хорошо известно знатокам и любителям русского песенного фольклора. Она вошла в

Евгении Потье (к 25-летию его смерти)

7. Непримиримость (К 70-летию со дня рождения А.И. Метченко)

7. Непримиримость (К 70-летию со дня рождения А.И. Метченко) Никогда не забуду тот вечер, когда я познакомился с Алексеем Ивановичем Метченко. Было это осенью 1952 года на заседании кафедры русской советской литературы, куда мы, студенты пятого курса филологического

Толстой! Зеркало русской революции! Какая глыба! Какой матерый человечище!

Так отзывался о Л.Н.Толстом В.И.Ленин. И есть за что! До сих пор мы учимся на произведениях этого великого классика. А на рубеже XIX - XX веков на него чуть ли не молились, внимали каждому его слову. Трудно было сыскать равного ему носителя философской и политической мысли.

Правда, слушая, относились по-разному. В этом плане примечательно отлучение Л.Н.Толстого в 1901 г. от церкви. Так что уже тогда верующим приходилось выбирать между верой и вероотступником.

Тот же В.И.Ленин, приветствуя Толстого, крайне негативно относился к толстовству. А сейчас уже и Ленин далеко не в почете.

Поэтому сегодня не так-то просто разобраться, кто тут прав, и где Толстой, а где толстовство.

И уж совсем сомнительна сегодня революция, а значит, и всякое зеркало этой революции. Разумеется, Л.Н.Толстой не мог знать об Октябре 1917 г., о последующей гражданской войне, терроре, диктатуре, а тем более о современных ползучих и разрушительных цветных революциях.

Нет, вовсе не насилие проповедовал классик! Наоборот, непротивление злу насилием. И тем не менее, коммунисты и революционеры остались премного благодарны Л.Н.Толстому. Пожалуй, никто иной в русском обществе не внес такого вклада в расшатывание государственности, паралич власти, в русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

Как же так получилось, что самые гуманные идеи обернулись в итоге кровавыми революцией и гражданской войной?

Вряд ли можно все просто объяснить. Ведь до сих пор в разных концах мира все начинается с гуманизма, благих намерений, а оборачивается кровью, разрушениями, миллионами беженцев. Одни и те же ошибки повторяются раз за разом, и конца этому не видно. Поэтому осмысление наследия Толстого является крайне актуальным в наше время.

Именно осмысление! А не бездумное следование идеям, многие из которых неприменимы в сильно изменившемся мире.

Так, в XIX веке в Европе среди гуманистов пользовалась безумной популярностью идея всеобщего избирательного права. Тогда богатеи и власть предержащие составляли мизерное количество среди населения, но безраздельно распоряжались жизнями и судьбами миллионов простых людей. Казалось вполне логичным, что большинством голосов эти простые граждане быстро решат все вопросы в свою пользу, а эксплуататоров бескровно поставят на место.

Тогда даже ярым крепостникам было трудно отрицать, что все люди от рождения равны, и Бог наделил всех одинаковыми правами. Так что туманные обещания на будущее давали многие ретрограды.

Правда, радикалы и революционеры утверждали, что власть никто так просто не отдаст. Но они признавали насилие лишь крайней, вынужденной мерой. Конечно, бескровное решение проблем было бы предпочтительнее.

Но, увы, в начале XX века в царской России не пахло всеобщим равным правом. Царь лишь немного поступился своей властью Государственной Думе. Проблемы в обществе росли и обострялись, надежды на мирное их разрешение таяли.

Можно многих винить в сложившемся положении. Но было очевидно, что толстовство не сработало. Да, очень хороший инструмент! Его обязательно надо было опробовать. И за это огромное спасибо русскому гению!

Однако, в конце концов несработавший инструмент приходится отложить в сторону. Значит, что-то в нем не учтено. Надо искать новые пути применительно к сложившимся обстоятельствам. А в сегодняшнем мире тем более. За сто лет даже самые хорошие идеи успевают устареть, и их необдуманное применение ни к чему хорошему не приведет.

Например, мирное неповиновение было достаточно эффективным в многомиллионной Индии против кучки колонизаторов, без которой страна вполне могла обойтись. Наоборот, неповиновение в современной демократической стране - это прежде всего нарушение законов, несоблюдение договоров, развал производства. Можно и нужно заявлять о своих правах, но было неверно рассчитывать, что напакостив предпринимателю можно добиться его любви.

Любой протест, тем более толстовское отрицание государства, способствует только росту напряженности в обществе.

В истории было множество открытий и достижений. Но их сменяли новые, отдавая дань уважения старым. Например, сыграла и играет огромную роль механика И.Ньютона, но она уже не работает там, куда указал А.Эйнштейн. В свое время исправно потрудились паровозы, но было бы смешно сейчас их возрождать.

Тот же И.Ньютон объяснял свой успех тем, что стоял на плечах гигантов. Однако, он вовсе не следовал один к одному идеям этих гигантов, а, наоборот, пошел против них.

Поэтому и сегодня, стоя на великих гуманистических идеях Л.Н.Тостого, надо идти дальше, учитывая новые обстоятельства.

А одно из важнейших отличий заключается в том, что всеобщее избирательное право восторжествовало. Значит, ликвидировано главное препятствие для свободного волеизъявления народа. Полное бесправие народа ушло в прошлое, и исчезла центральная причина всяких революций.

Именно государство и правительство, упорно отрицаемые в свое время Л.Н.Толстым, служат сегодня гарантом и механизмом волеизъявления. И никакая анархия, как показал исторический опыт, не может должным образом обеспечить права граждан.

Другое дело, что сегодня вовсю взросли механизмы манипулирования настроением масс. Но это в конце концов право каждого: кого слушать и как обманываться.

Я не берусь сейчас разбираться, какие стороны в современном мире врут в своей пропаганде, а какие говорят правду. Политика вообще грязное дело, и в ней трудно остаться чистым. Но есть вполне очевидная почва, на которой щедро взрастают всякие домыслы и искажения, это: невежество.

Неумение и нежелание работать головой, учиться, вникать в суть вещей неизменно дают прекрасные объекты для любой пропаганды. А если надоела пропаганда, то просто клюют на какое-нибудь приглянувшееся экзотическое учение, позволяющее отгородиться от жизни своим внутренним умиротворением.

Толстовское непротивление злу - это тоже нечто успокаивающее. Мол, выполнил свой долг перед обществом хотя бы тем, что никого не убил и никому не навредил. Но сделал ли при этом что-то полезное? Бездействие - это уже вред, потакание злу.

Не так-то просто сегодня разобраться, где добро, а где зло. В чистом виде их не встретишь. Всюду множество оттенков. Поэтому только при демократическом обсуждении можно приходить к согласию и выбирать общие пути к миру и благополучию. А затыкание ртов - это отголосок бесправия прошлых веков.

Другое существенное отличие мира в эпоху глобализации состоит в том, что выявилась огромная роль кооперации, специализации, сотрудничества между странами. Наоборот, самоизоляция и попытки патриархального житья только усиливают отсталость, бедность и бескультурье.

В XIX веке казался еще вполне реальным образец благоденствующих деревенек. Но сегодня мир не может вернуться к идеалу сельской общины с покладистым мужичком Платоном Каратаевым. Ну, не удовлетворится население тем, что будет пасти козочек. Ему подавай Интернет, телефоны, автомобили, космические корабли. И при этом всегда чего-то будет не хватать.

Поэтому, отдавая должное гуманистической направленности идей Л.Н.Толстого, надо осторожнее относиться, например, к таким его мыслям:

благосостояние и могущество "могут быть приобретены и всегда приобретаются только в ущерб благосостоянию и могуществу других народов или государств".

Хотя многие люди действительно живут за чужой счет, но благосостояние человечества не может расти исключительно за счет отъема имущества у ближнего. Кто-то должен создавать новый продукт. Поэтому каждая община, деревня, город, государство могут и должны обогащаться прежде всего собственным трудом.

И по современному миру хорошо видно, как вовсе не в ущерб друг другу могут развиваться торговля и взаимовыгодное сотрудничество стран, находящихся на подъеме.

Каждому человеку всегда виднее проблемы своей деревни, своего государства. Поэтому естественно приложить энергию к тем делам, в которых он более смыслит. Надо радеть за свою корову, деревню, дорогу, пашню, а не где-то за морями. Наносить ущерб другим странам при этом совсем не обязательно. Наоборот, когда все будут богаты, то не придется спасать у себя беженцев, нищих и просто бездельников, не сумевших себя прокормить.

Надеюсь, что и далее великое наследие Л.Н.Толстого послужит движению, а не бездумному застою мысли. Н.В.Невесенко

Главными принципами являются: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности [2] [3] [4] , опрощение.

Для религиозных взглядов в рамках толстовства характерен синкретизм. На жизнеучение Толстого оказали влияние разнообразные идейные течения, однако идея рассматривать христианство как учение о непротивлении злу является самостоятельной [5] . Толстовцы отвергают догматы организованной церкви, являются антитринитариями.

Содержание

История

Верующие-духоборы нашли идеи Толстого сродни их собственным традициям и в 1895 г. воплотили их в жизнь, отказавшись от военной службы и уничтожив имевшееся у них оружие, за что были сурово репрессированы. [6] В дальнейшем они также согласно идеям Толстого отказались от употребления мяса, алкоголя и табака.

Вегетарианство в науке того времени считалось глубоко нездоровым (вслед за немецкой диетологией того времени).



В период расцвета толстовства численность толстовцев достигала 30 тыс. человек. [источник не указан 1296 дней]

В СССР в 1920—1930-х годах земледельческие коммуны толстовцев ликвидированы, их участники репрессированы [7] . Некоторые из них просуществовали до начала Великой Отечественной войны.

Важным источником по истории толстовства являются воспоминания толстовцев о Л. Толстом.

Состав движения



Уже при жизни Толстого это движение выделялось не отрицанием, а свободой от сословных и религиозных рамок и других формальных признаков. Князья являлись к Льву Толстому в одной компании с крестьянами, а супруга Толстого исправно водила детей в церковь в дни самых жестоких конфликтов между Львом Толстым и Синодом. Толстой лично или через свои произведения повлиял на целый ряд своих современников, которые не описываются как толстовцы, но немыслимы без влияния Толстого, его произведений и его окружения.

Отношение к религии

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Толстовство допускает свободное толкование Евангелия, но не признаёт остальных книг Библии, за исключением отдельных фрагментов [источник не указан 194 дня] .

На жизнеучение Толстого оказали влияние разнообразные идейные течения: брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, ислам, также учения философов-моралистов (Сократа, поздних стоиков, Канта, Шопенгауэра) [5] . Идея рассматривать христианство как учение о непротивлении злу является самостоятельной. Христианство воспринимается только в качестве этического учения, то есть толстовцы отвергают догматы организованной церкви, общественные богослужения, не признают церковную иерархию, клир, но высоко ставят моральные принципы христианства. Толстовцы критиковали православную церковь и вообще официальную религию, а также государственное насилие и общественное неравенство [5] .

Морально-этическая и социальная идеология

Осуществление этих принципов предполагает возможность нравственного преобразования общества (то есть толстовство включает в себя идею достижимости утопической перспективы). Предполагалось создать на месте существующего общества и государства общежитие свободных и равноправных крестьян.

Будучи по своим убеждениям последовательными пацифистами, толстовцы отказывались от несения военной службы.

В ранний период у толстовства было много общего с анархизмом, так как оба движения отрицали необходимость военно-государственной машины и апеллировали взамен к разуму личности, естественному стремлению к взаимопомощи и трудовому братству. Однако после положительной реакции князя Кропоткина на начало I мировой войны контакты между движениями прервались.

Пищевые запреты



Толстовцы, как правило, придерживаются вегетарианства (но употребляют молочные продукты), не употребляют алкоголя и табака. Эти запреты не являются абсолютными: так, будучи арестован СС в Праге, Валентин Булгаков первые недели заключения отдавал мясо своего скудного пайка сокамерникам, но затем, заметив, что стремительно теряет силы, был вынужден отказаться от вегетарианства. При увлечённости толстовцев сельским хозяйством они стремились исключить по возможности сельскохозяйственную эксплуатацию животных.

Критика идей Толстого со стороны Православной церкви

См. также

Известные толстовцы

Расширенный вариант списка см. Википедия:К созданию/Список толстовцев

Составные элементы толстовства

Испытавшие влияние толстовства движения

    — духовные христиане — учение Ганди (яп.) русск. (Сад одного светильника) — японская синкретическая религия [11] — вьетнамская синкретическая религия [источник не указан 450 дней] .

Шаблоны

Примечания

Литература

Ссылки

  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Викифицировать список литературы, используя шаблон > , и проставить ISBN.
  • Толстовство
  • Философские направления и школы
  • Еретические течения в христианстве
  • Пацифизм
  • Антитринитарии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Толстовство" в других словарях:

толстовство — непротивленчество, толстовщина, всепрощение, непротивленство, непротивление Словарь русских синонимов. толстовство см. непротивленчество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

ТОЛСТОВСТВО — ТОЛСТОВСТВО, толстовства, мн. нет, ср., и ТОЛСТОВЩИНА, толстовщины, мн. нет, жен. Религиозно этическое учение писателя Л.Н.Толстого, основанное на отрицательном отношении к цивилизации и на христианских идеях непротивления злу насилием,… … Толковый словарь Ушакова

ТОЛСТОВСТВО — ТОЛСТОВСТВО, толстовства, мн. нет, ср., и ТОЛСТОВЩИНА, толстовщины, мн. нет, жен. Религиозно этическое учение писателя Л.Н.Толстого, основанное на отрицательном отношении к цивилизации и на христианских идеях непротивления злу насилием,… … Толковый словарь Ушакова

ТОЛСТОВСТВО — ТОЛСТОВСТВО, а, ср. В России в конце 19 нач. 20 в.: религиозно нравственное течение, возникшее под влиянием взглядов Л. Н. Толстого и развивающее идеи преобразования общества путём религиозного и нравственного совершенствования человека, всеобщей … Толковый словарь Ожегова

ТОЛСТОВСТВО — англ. Tolstoyism; нем. Tolstoiverehrung. Религиозно общественное движение в России конца XIX в., сложившееся на основе учения Л. Н. Толстого. Т. характеризуется идеями соц. пассивности, аскетизмом, безропотным подчинением воле Бога, идеализацией… … Энциклопедия социологии

ТОЛСТОВСТВО — религ. утопич. общественное движение, возникшее в 80 х гг. 19 в. в России на основе религ. философ, учения Л. Н. Толстого. Арест, наложенный духовной цензурой в 1882 на No 5 жури. Русская мысль за опубликование Исповеди Толстого, послужил началом … Советская историческая энциклопедия

Толстовство — религиозно утопическое общественное течение в России конца 19 начала 20 вв. Возникло в период политической реакции 1880‑х гг. под влиянием религиозно философского учения Л. Н. Толстого (См. Толстой). Основы Т. изложены Толстым в… … Большая советская энциклопедия

Толстовство — ср. Религиозно утопическое общественное течение, возникшее под влиянием религиозно этического учения Л.Н. Толстого, основывающегося на христианских идеях, которые способны преобразовать общество путём религиозно нравственного совершенствования (в … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Читайте также: