Тит ливий об источниках права кратко

Обновлено: 02.07.2024

Так с какими же историческими трудами можно сравнить грандиозное полотно, созданное Титом Ливием, и в чем состоит его отличие от трудов других историков?

Оценивая труд Тита Ливия, следует прислушаться к словам его современников. Корнелий Тацит отметил характерные для коллеги яркость изложения и непредвзятость оценок (Тацит. Анналы, XII, 34, 3).

Историк выполнил задачу своего времени: он создал величественную и героическую картину прошлого римского народа. Яркость сочинению придают речи-вставки. Но цитирование текстов договоров, о которых он знал, могло разрушить эмоциональное воздействие на читателя, поэтому он редко обращался к их содержанию. В центре внимания Тита Ливия благочестивый и мужественный римский народ и его героические лидеры. И не будем забывать того, что время всегда накладывает отпечаток на характер исторического труда.

Сочинение Тита Ливия имеет большое значение, так как по истории Западного Средиземноморья отсутствуют труды, в которых был бы изложен процесс становления Римской державы. Он воспел римскую доблесть (virtus romana), составной частью которой являлись справедливость, умеренность, верность и благочестие. Тит Ливий, как и поэты Гораций и Вергилий, оказал большое влияние на последующие поколения. Он, в сущности, является последним историком, который принадлежит по духу к деятелям культуры республиканского времени. Восполнением событий многовековых войн, внутренней борьбы и развития государственности являются труды, кроме Тита Ливия, греческих авторов (Полибия, Плутарха, Дионисия Галикарнасского и Аппиана), что позволяет сопоставить изложенное римским историком и приблизиться к восстановлению исторических реалий.

Для восполнения истории Рима I в. до н. э., освещения событий эпохи Юлия Цезаря значим его труд о завоевании Галлии. Скорее всего, восхвалял свою деятельность и другой диктатор, написавший воспоминания, – Корнелий Сулла (не сохранились). Но на рубеже тысячелетий в Риме появилась целая плеяда историков и бытописателей, среди которых наиболее крупной фигурой являлся Корнелий Тацит.

Значение сочинений

Корнелия Тацита

1. Римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц "fons omnis publici privatique iuris" источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права; Ливий хотел термином "источник" обозначить начало, от которого идет развитие римского права.

В юридической литературе различных народов по римскому праву, накопившейся за две тысячи лет (а равно в литературе по буржуазному праву и отчасти даже в литературе по социалистическому праву), выражение "источники права" употребляется в различных смыслах:

  1. как источник содержания правовых норм;
  2. как способ, форма образования (возникновения) норм права;
  3. как источник познания права.

2. Конечным источником содержания права являются материальные условия жизни общества. "Ваше право, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии", обращаясь к буржуазии, - есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса"(Аргунов В.Н. Нотариальное удостоверение фактов (историко-правовой очерк) // Законодательство. 2000. №5.).

Это соотношение между базисом и надстройкой необходимо иметь в виду, в частности, и при изучении права рабовладельческого общества. В соответствии с состоянием производительных сил основой производственных отношений при рабовладельческом строе является собственность рабовладельца на средства производства и на работника производства (раба). И в этих условиях жизни римского рабовладельческого общества - источник содержания норм римского права.

3. Другое значение, в котором употребляется в юридической литературе выражение "источники права", отвечает на вопрос, какими путями, по каким каналам возникает, образуется та или иная норма права. Из положения о том, что право выражает возведенную в закон (т.е. известным образом объективированную) волю господствующего класса (определяемую в конечном счете материальными условиями жизни общества на данном этапе развития), еще не видно непосредственно, каким же путем и в каких формах происходит это выражение воли господствующего класса. В этом определении отражено единство формы и содержания, но содержание может облекаться не в одну форму, а в различные, хотя и не любые формы.

Во избежание путаницы с первым значением термина "источники права" в данном случае правильнее говорить о формах образования права или о формах правообразования (или о формах выражения права). В римском праве на протяжении его истории формами правообразования служили:

  1. обычное право;
  2. закон (в республиканский период - постановления народного собрания; в эпоху принципата - сенатусконсульты, постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии - императорские конституции);
  3. эдикты магистратов;
  4. деятельность юристов (юриспруденция). О каждой из этих четырех форм см. ниже, § 2–4.

4. Выражение "источники римского права" употребляется также в смысле источников познания римского права. Сюда относятся юридические памятники, например, кодификация императора Юстиниана (см. ниже, § 5, п. 4–9); произведения римских юристов и т.д.; памятники литературы (не юридические), в особенности произведения римских историков: Тита Ливия (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э. ); Тацита (I–II вв. н.э. ), Авла Геллия (вторая половина II в. н.э. ), Аммиана Марцеллина (IV в. н.э. ); римских антикваров ("грамматиков"): Варрона (II– вв. до н.э.), Феста (I в. н.э. )(Аргунов В.Н. Судебный приказ иисполнительная надпись // Российская юстиция. Авилов Г.Е., Суханов Е.А. Юридические лица всовременном гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. №1. Т.6.996. №7.), римских ораторов (в особенности Цицерона, I в. до н.э.); других римских писателей: Плавта и Теренция, в комедиях которых немало указаний на состояние права, лириков и сатириков (Катулла, Горация, Ювенала и др.), философа Сенеки и др.

Важным источником познания римского права являются дошедшие до нас надписи на дереве, камне, бронзе (например, "Гераклейская таблица", бронзовая доска, на которой был изложен закон о муниципальном устройстве), на стенах построек (например, надписи, найденные при раскопках города Помпеи, засыпанного лавой при извержении Везувия в 79 г. н.э. ) и т.д. В новое время, начиная со второй половины XIX в., надписи стали опубликовывать в специальном издании Corpus inscriptionum latinarum (Свод латинских надписей); над этим изданием особенно много поработали историки Моммзен, Дессау, Гюбнер, Гиршфельд и др. Наиболее важные с правовой стороны надписи даются в 7-м изд. (1909 г.) книги Брунса "Источники римского права" (Bruns. Fontes iuris romani). Изучению надписей посвящена специальная отрасль исторической науки - эпиграфика.

Ценным источником познания римского права являются папирусы, изучению которых также посвящена специальная отрасль исторической науки - папирология. Для римского гражданского (частного) права папирусы важны, во-первых, тем, что они позволяют судить о том, как нормы права преломлялись в действительной жизни (поскольку в папирусах мы имеем изложение различных договоров не в качестве общих типов, а конкретных договоров между определенными лицами, а также иных юридических актов и т.д.); во-вторых, папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения; например, на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы (212 г., так называемая Constitutio Antonina) о предоставлении прав римского гражданства провинциалам. Для ознакомления с папирусами ценны издания: Mitteis L. und Wilcken U. Grundzuge und Chrestomathie der Papyruskunde (4 тома). Leipzig, 1912; Meyer P.M. Juristische Papyri, Erklarung von Urkunden zur Einfuhlung in die juristische Papyruskunde. Berlin, 1920. На русском языке: Фрезе. О греко-египетских папирусах (1908 г.); Он же. Греко-египетские частноправовые документы (1911 г.).

Для определения хронологии имеет большое значение нумизматика (изучение монет и т.п.).

Рассмотрим классификацию источников римского права, а также определим особенности каждого из них.

В рамках классификации источников римского права древнейшим источником права является обычай . Обычаи догосударственного периода получили своеобразную санкцию государства и были обеспечены принудительной силой государства, что позволило им стать правом, так называемым обычным правом.

Обычное право является неписаным, то есть правом, которое не имело фиксации. Обычное право (обычай) представляют собой юридические нормы, основанные не на прямом велении государства, а на долгом опыте их применения и на частом их повторении.

Обычное право именовали различным образом: MORES MAIORUM (обычаи предков), USUS (обычная практика), CONSUETUDO (обычай).

Законы XII Таблиц – LEGES DUODECIM TABULARUM – это один из наиболее ранних источников римского права, который датируется 451-450 годами до нашей эры. Римляне придавали XII Таблицами большое значение.

Историк Тит Ливий характеризовал XII Таблиц как источник всего частного и публичного права.

Таблицы (TABULA) представляли собой деревянные, бронзовые или мраморные доски, которые выставлялись у входа в сенатскую курию.

В XII Таблицах правовые нормы имеют общий характер, то есть регулируют типичные отношения. Юридические правила обладают светским характером.

В XII Таблицах отражен порядок судопроизводства, имеются административно-полицейские нормы, присутствуют нормы гражданского и уголовного права, которые содержат положения, регламентирующие многие важные стороны общественной жизни.

К источникам римского частного права относятся и отдельные постановления сената (SENATUS CONSULTA). В их составе можно выделить:

– SENATUS CONSULTUM MACEDONIANUM: данным постановлением отменялась исковая защита договоров займа подвластного сына;

– SENATUS CONSULTUM VELLEIANUM: этим постановлением объявлялось недействительным вступление женщины в чужой долг.

Хотя законодательная деятельность народного собрания распространялась преимущественно на область публичного права, однако ряд законов относились к частному праву.

В классификации источников римского права важное место отводится эдиктам магистратов (EDICTA MAGISTRATUUM). Римские юристы издавали определенные постановления, предписания или общие правила поведения. Для этого они обладали принадлежащей им империей (IMPERIUM), то есть высшей властью.

В рамках классификации источников римского права следует отметить правотворческую роль претора, который фактически создавал новые нормы права, так как он имел возможность предоставить исковую защиту, а мог и отказать в ней. Поначалу эдикт существовал в устной форме, а впоследствии – в письменной.

Ближе к концу существования республики он стал обязательным для претора, который ограничивался собственным эдиктом. Основу эдикта – то есть части, которые были устойчивыми и повторялись в эдикте вновь избранного магистрата, а затем и его преемника – называли EDICTUM TRALATICIUM.

В течение долгого времени этот источник римского права активно развивался, в соответствии с запросами экономики. Однако в период принципата развитие преторского эдикта существенно замедляется, так как основные типы исковых форм и подходов уже сформировались.

Эдикты издавались и курульными эдилами (AEDILES CURULES), которые заведовали торговой юрисдикцией.

Однако, по важности регулируемых вопросов преторский эдикт имел большое значение относительно эдикта курульного эдила.

1) как источник содержания правовых норм;

2) как способ, форма образования (возникновения) норм права;

3) как источник познания права.

Как источник содержания правовых норм в первую очередь необходимо рассматривать сами материальные условия жизни общества. Именно от существующих общественно-экономичес­ких отношений и самого политического устройства государства непосредственно зависит содержание и качество устанавливае­мых правил поведения, коими и является правовая норма.

1) обычное право;

2) закон (в республиканский период — постановления на­родного собрания, в эпоху принципата — сенатусконсульты — постановления сената, в период абсолютной монархии — импе­раторские конституции);

3) эдикты магистратов;

4) деятельность юристов (юриспруденция).

Читайте также: