Типы взаимодействия кооперация и конкуренция кратко

Обновлено: 08.07.2024

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

Что касается другого типа взаимодействий – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта социальной психологией прежде всего необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и т.д.

Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух вопросах:

  • с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками);
  • с другой – на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами.

Обе эти задачи могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования. Она должна охватить как минимум четыре основные характеристики конфликта:

  • структуру;
  • динамику;
  • функцию;
  • типологию конфликта.

Представление о двух возможных разновидностях конфликтного взаимодействия дает основание для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфликта: пониманию его природы как психологического феномена. В самом деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленность противоречия в сознании) или это обязательно наличие конфликтных действий. Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии позволяет сделать вывод о том, что оба названные компоненты есть обязательные признаки конфликта.

Проблема исследования конфликта имеет много практических приложений в плане разработки различных форм отношения к нему (разрешение конфликта, предотвращение конфликта, профилактика его, ослабление и т.д.) и прежде всего в ситуациях делового общения: например в производстве.

Конкуренция - это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике и предполагает создание затруднений и препятствий соперникам в достижении целей. По определению И.М.Шмелева конкуренция выражает отрицательное отношение к процессу взаимодействия, но может рассматриваться и как продуктивный тип, в ходе которого у субъектов взаимодействия возникает конкурентно-созидательная мотивация. Степени конкуренции: соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.

9. Социальная среда и личность. Социальная идентичность личности.

Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений.

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.

Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Проблема идентичности личности – одна из центральных проблем СП. Родоначальником постановки этой проблемы считают У. Джемса, который впервые упоминает о двух аспектах осмысления личностью своей самотождественности: личностной и социальной.

Идентичность — это субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности, соединенное с опреде­ленной верой в тождественность и непрерывность некоторой кар­тины мира, разделяемой с другими людьми.

Личная идентичность – самоопределение в терминах физических, интеллектуальных, нравственных черт индивида.

Социальная идентичность – самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе.

Большая заслуга в разработке проблемы идентичности принадлежит Э.Эриксону, который показал, что формирование идентичности сопровождает человека на протяжении всей жизни. На определенных этапах этого процесса формируется именно социальная идентичность – оценка значимости своего бытия с точки зрения общества, осознания себя как элемента социального мира.

Понятие идентичность введено в науку Э. Эриксоном, кото­рый рассматривает ее в двух аспектах:

1) в органическом и индивидуальном аспектах, т.е. как не­преложная данность физического внешнего облика, задат­ков, тождественности, подлинности и целостности челове­ческого индивидуального бытия;

2) в социальном аспекте, вследствие чего выделяется груп­повая и психосоциальная идентичность.

Групповая идентичность — это включенность личности в различные общности (историческую, географическую, классовые, национальные и др.), подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным ок­ружением.

Психосоциальная идентичность — ощущение человеком зна­чимости своего бытия для общества.

Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положи­тельный (то, каким человек должен быть с точки зрения социаль­ного окружения) и отрицательный (то, каким он не должен быть).

Формирование идентичности всегда сопровождается противобор­ством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостряет­ся, и отрицательная идентичности может взять верх. Для позитив­ного и поступательного развития личности необходим перевес положительной идентичности над отрицательной.

Социальная идентичность — это часть Я-концепции инди­вида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным зна­чением, придаваемым этому членству.

Тернер добавляет к этому, что индивид формирует для себя психологически группу по­средством категоризации себя с другими.

10. Социализация: сущность, этапы, институты. Сравните подход педагогов и психологов к пониманию механизмов социализации.

Социализация - процесс формирования личности, ее приобщение к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. В про­цессе социализации индивид заимствует правила взаимодействия с другими людьми, их взгляды, убеждения, ориентации, доминирующие в окружающей его социальной среде. Он должен согласиться с господству­ющими представлениями о мире, включая образ жизни, признать своими способы жизнедеятельности, нравственные идеалы

Жизненный путь человека разделяется на отдельные периоды - детство, юность, зрелость, старость. На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных взаимодействий.

Весь процесс социализации личности можно условно разделить на два этапа.

• первичная социализация - проходит в детские и подростковые годы жизни индивида;

• вторичная социализация - развитие личности в последующие годы жизни.

На первом этапе социализации сильно влияет семья, дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных - компании друзей и сверстников.

Ребенок начинает формировать свои будущие социальные ориентации по аналогии с отношениями в семье. Как распределяются семейные роли, кто глава семьи, как он выполнял свои функции, насколько дружеские и теплые отношения между членами семьи, какие способы и методы поощрения или наказания применяются.

Второй этап социализации личности связан с воздействием на индивида сложного комплекса, объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в юности, зрелости и старости.

В эти годы особенно сильное влияние на процесс социализации оказывают социальные институты, в том числе система образования, средства массовой информации, трудовые коллективы, другие учреждения и организации, с которыми взаимодействует каждый член общества.

Он полагает, что индивид, общаясь со значимыми для него ценностями, вбирает в себя общие из них.

Анализируя вышеуказанные теории, социальный психолог А. Н. Сухов делает вывод, что в основе теорий социализации лежат классическая формула бихевиоризма и теория Л.С. Выготского об интериоризации внешнего опыта, его культурно-историческая концепция

В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процесса ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.

11. Личность и роли. Классификации ролей. Этапы вхождения в роль.

Основные классификации социальных ролей. Существует множество классификаций социальных ролей. Остановимся на 4 основных.

1. Формальные и неформальные (в отношении формальных ролей имеются более единые и чёткие представления о правах и обязанностях носителей этих ролей, которые часто бывают зафиксированы в письменной форме, чем о правах и обязанностях носителей неформальных ролей).

2. Конвенциональные (в отношении которых у членов общества имеются общепринятые представления о том, каково должно быть поведение исполнителей этих ролей) и межличностные (в отношении которых нет подобных более или менее единых представлений).

3. Предписанные (внешне заданные, не зависящие от усилий индивида) и достигнутые (достигнутые благодаря личным усилиям данного индивида).

4. Активные и латентные. Индивид участвует во многих отношениях и является одновременно носителем многих ролей. Но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно она будет активной, а другие будут оставаться латентными. Каждая из которых может стать активной в зависимости от вида деятельности индивида и конкретных обстоятельств.

Согласно Э. Эриксону, развитие личности включает ряд возрастных стадий, каждая из которых характеризуется задачами этого возраста.

- На стадии младенчества (первая) главную роль в жизни ребенка играет мать, которая кормит, ухаживает за ним. В результате у ребенка формируется базовое доверие к миру, проявляемое в легкости кормления, хорошем сне, умении спокойно ждать мать (нс кричит, нс зовет, будучи уверенным в том, что она придет и сделает все, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери: важно не количество пищи, а качество ухода за ребенком, важна ее уверенность в своих действиях. Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряжена, если ребенку уделяют мало внимания, у него появляется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм, что приводит к резкому замедлению его психического развития.

Период раннего детства (вторая стадия) связан с формированием независимости. Ребенок начинает ходить, общество и родители приучают его к аккуратности, опрятности. Социальное неодобрение формирует у него чувство стыда.

- В возрасте трех-пяти лет (на третьей стадии) ребенок уже убежден, что он — личность, так как умеет говорить, общаться. У него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Но если родители подавляют ребенка, не уделяют внимания играм, то это отрицательно сказывается на его развитии, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.

-В младшем школьном возрасте (четвертая стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности. Неудачи в школе приводят к появлению, а порой и закреплению чувства своей неполноценности, неверия в собственные силы, отчаяния, потери интереса к учебе. Если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю жизнь.

-В молодости (шестая стадия) для человека актуальны поиск спутника жизни, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, смешивает свою идентичность с другими, у него появляется чувство близости и сотрудничества с ними.

-После пятидесяти лет (восьмая стадия) происходит переосмысление своей жизни. Человек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать. Человек принимает себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом ее завершении, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если принятия не произошло, он чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, считая, что она прошла неверно.

-Переход от одного периода к другому характеризуется как критический, переходный возраст. В такие фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. Болезненность и резкость критических возрастов усиливается по вине взрослых, если у них отсутствует умение гибко перестраивать свои взаимоотношения с ребенком.

Выделяют большие (новорожденное™, кризис трех лет, подростковый кризис тринадцати-четырнадцати лет) и малые кризисы (кризис одного года, семи, семнадцати-восемнадцати лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые кризисы, связанные с нарастанием его умений и самостоятельности, протекают внешне спокойно.

Процесс социализации происходит на всех возрастных стадиях, а не только в детстве или юности. Взрослые стремятся к освоению новых ролей, чтобы подготовиться к ожидаемым жизненным переменам. Однако именно в детстве вырабатываются стереотипы поведения, которые сохраняются в последующие периоды.

Кооперация – поведение, максимизирующее результат деятельности (или благосостояние) группы. Кооперацией называется такого рода взаимосвязь двух индивидов, когда продвижение первого индивида к своей цели не препятствует продвижению второго индивида к его цели.

Конкуренция – поведение, максимизирующее относительное преимущество одного субъекта над другим. Типы конкуренции: соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:

а) разделение единого процесса деятельности между участниками;

Что касается другого типа взаимодействий – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Адам Смит считал, что общества успешно функционируют именно потому, что каждый преследует собственный эгоистический интерес, тем самым улучшая положение общества в целом. То есть он отрицал вообще противоречие между интересами конкретного человека и интересами общества.

Джон Форбс Нэш – Нобелевская премия по экономике за работу по теории игр.

Томас Шеллинг Нобелевская премия по экономике за работу по теории игр (в частности, по стратегиям поведения участников конфликта).

Теория взаимозависимости Тибо и Келли

Ситуации смешанной мотивации, в которых интересы индивидуума частично соответствуют, а частично противоречат интересам других.

В частности, дилемма узника, представляющая собой конфликт между эгоистическим и групповым интересами:

Дилемма узника — один из наиболее известных вариантов модель игры с ненулевой суммой, который используется при применении теории игр для анализа межличностного конфликта.


Но естественно это всё работает только в ситуациях с ненулевой суммой.

Социальные укрытия – это дилеммы, действия в которых, сиюминутно непривлекательные для каждого из участников, с течением времени оказываются выгодными для общества в целом (отдалённая коллективная выгода).

Интеракция – процесс выполнения единой деятельности несколькими индивидами в одном месте и в одно время.

Эксперимент Дойча: два человека, один из которых является сообщником экспериментатора. Сообщник экспериментатора ведёт себя заранее обговоренным образом. Второй человек об этом не знает. Наивный испытуемый мог действовать либо в жёсткой конкурентной манере – выигрыш может быть только за счёт проигрыша другого (результат с нулевой суммой), либо действовать так, чтобы позволять выиграть и другому, но в таком случае размер выигрыша будет меньше.

Эксперимент показал, что кооперация вызывает кооперацию, а конкуренция вызывает конкуренцию.

32. Социальная психология конфликта

Позитивное и негативное соотношение целей субъектов взаимодействия. Позитивное соотношение подразумевает, что достижение цели одни субъектом не будет препятствовать достижению цели другим. Негативное соотношение подразумевает, что цели имеют противоречащий или противоречивый характер (ситуация с нулевой суммой).

Поведение может иметь наступательный или оборонительный характер.

Формы поведения могут быть разными: изолировать противника от желаемого объекта, отобрать желаемое у соперника, не дать ему возможности завладеть желаемым. Это предполагает активность. Крайней формой поведения является отказ от борьбы (это снижает явность диагностировании конфликта).

Факторы того, как мы будем вести себя при конфликте (модель Томаса-Килмена):

· мера ориентации на собственные интересы

· мера ориентации на интересы соперника

При различном соотношении выраженности факторов возникает то или иное поведение: уступка, избегание, компромисс, сотрудничество, соперничество.

Интерпретация конфликта через борьбу мнений. Сфера представлений людей. Сфера того, о чём они думают. Возникновение когнитивного антагонизма. Несовместимость интеллектуальных стратегий решения задач и выхода из ситуаций. Когнитивный конфликт необязательно провоцирует эмоциональное неприятие и необязательно провоцирует деструкцию взаимодействия (контактов с другим человеком).

Пусковым механизмом к конфликту выступает восприятие ситуации как конфликтной.

Общая схема разрешения конфликта

· Арбитраж – наличие такой ситуации, когда конфликтующие испытывают доверие к третьему лицу (третейскому судье), которое разрешает конфликт. Это лицо должно обладать достаточно высоким статусом для того, чтобы его решение было обязательным для исполнения обеими сторонами конфликта.

· Посредничество (медиация, организация переговорного процесса)

· Разрешение конфликта само по себе (в связи со смертью оппонента, исчезновением мотивации и т.п.)

Кооперация и конкуренция

Коммуникация внутри коллектива, как известно, представляет собой не просто обмен информацией, а сложную систему взаимодействия (интеракции). В этой системе за сказанными словами скрываются осознанные и неосознанные мотивы, психологические особенности, методы воздействия. Уметь их различать — значит справляться с конфликтными ситуациями и получать от коммуникации максимальную пользу.

Рассмотрим два основных направления взаимодействия в коллективе — кооперацию и конкуренцию: что для них характерно и как в них существовать.

Кооперация — объединение во имя общего дела, при котором интересы участников коллектива не противоречат друг другу. Такое взаимодействие подразумевает взаимоответственность, взаимопомощь, высокую включенность.

Конкуренция — несогласованность действий в угоду личным интересам. Успех одного участника коллектива при этом часто означает неуспех его коллег. Конкуренция бывает здоровая, когда соперники действуют добросовестно, и нездоровая, когда участники коллектива поступают вопреки нормам этики и корпоративным стандартам.

Кооперацию и конкуренцию противопоставляют, однако у конкуренции есть не только минусы (напряженная обстановка, текучка кадров), но и плюсы: повышение эффективности, кадровая селекция, разработка передовых идей. Главное, чтобы соперничество проходило по правилам здоровой конкуренции и под контролем руководителя.

 Открывая организации будущего

Автор этой книги, основываясь на многолетнем глубоком исследовании, рассказывает, какими станут организации будущего, построенные на абсолютно иных принципах, — цельными, самоуправляемыми и эволюционными. Он показывает, как такие компании развиваются — и с нуля, и эволюционируя из существующих организаций.

Руководителю: правила эффективной конкуренции

Одинаковые стартовые условия для всех участников коллектива;

Регламентированные обязанности каждого работника (разные предметные области — разные регламенты для учителей);

Равное разделение ресурсов (одинаковые кабинеты, оборудование);

Обозначенный результат соперничества (например, денежная премия);

Сопоставимые цели для всех сотрудников;

Четкие и понятные методы оценки работы (желательно, описанные в технической карте);

Перспективы развития для каждого члена коллектива (в будущем любой имеет возможность стать лидером);

Постоянный контроль, предотвращение конфликтных ситуаций;

Гласность во всем (правила конкуренции обсуждаются на общих собраниях);

Читайте так же:

Барьеры, ведущие к конфликтам

Конфликты случаются и при конкуренции, и при кооперации. В их основе может лежать столкновение целей, опыта, характеров. Умение классифицировать возникший барьер позволяет быстрее и качественнее разрешить ситуацию.

Мотивационный барьер. Цели коллег часто не совпадают. Например, один учитель хочет выстроить проект с долгосрочной перспективой развития, другой заинтересован в немедленном результате. Если цели скрыты, то взаимодействие, скорее всего, обернется конфликтом. Решение: в рамках делового общения всегда обсуждать мотивы.

Барьер характера и темперамента. Известны четыре типа темперамента: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик. Холерик может внезапно взбунтоваться в доброжелательной обстановке, а меланхолик затаить обиду, даже если сложный вопрос исчерпан. Решение: в конфликтной ситуации постараться определить тип темперамента собеседника и направлять коммуникацию исходя из его особенностей.

Барьер стилей общения. У каждого человека есть определенный стиль общения, сформированный под воздействием характера, воспитания, окружения, профессии. Он включает основной мотив, отношение к себе, отношение к другим и форму воздействия (одни предпочитают угрозы, другие — манипуляции, третьи — уговоры). Решение: принять стиль общение своего собеседника, поскольку изменить его практически невозможно.

Барьер некомпетентности. Уровень профессиональных знаний и навыков у всех разный. Общение с некомпетентным коллегой вызывает не только раздражение, но и досаду из-за потраченного впустую времени. Решение: подтолкнуть коллегу к более детальному изучение темы или ограничить совместную деятельность.

 Время-деньги!

Бенджамин Франклин (17 января 1706 — 17 апреля 1790) — политический деятель, дипломат, ученый, изобретатель, журналист, издатель и масон. Один из лидеров Войны за независимость США. Первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук. Его биография находится в лидерах скачивания в интернете во всем мире и будет интересна тем, кто ищет новые идеи, интересуется историей и не стоит на месте.

Эго-состояния в деловом общении



Манера Родитель отражает совокупность норм и требований, полученных человеком в детстве. Такому эго-состоянию характерны архаичность, закрытость для новой информации. Ребенок демонстрирует часть личности из детства, сохранившую непринужденную модель поведения. Он проявляет эмоции, много и сбивчиво говорит. Взрослый же объективно оценивает ситуацию, находит баланс между закрытостью Родителя и активностью Ребенка, эффективно взаимодействует с окружающим миром. Взрослый считается наиболее адекватной частью личности. Поскольку педагог изначально поставлен в позицию власти, он склонен проявлять эго-состояние Родитель — даже при деловом общении.

Крайне полезно уметь распознавать Ребенка или Родителя не только в окружающих, но и в себе. Взаимодействие с этими гранями личности позволяет открыть своего Взрослого и выпускать его на авансцену при деловом общении.

Читайте также: