Местное самоуправление во франции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Франция – родоначальница континентальной (или французской) модели местного самоуправления – унитарное государство с высокой степенью централизации. Систему местного самоуправления Франции образуют регионы (22), департаменты (100) и коммуны (36,5 тыс.)[6]. Отличительной особенностью является жесткая иерархическая подчиненность центральной власти. Существовавший предварительный государственный контроль вел к ограничению деятельности коммун и департаментов, посягая на их самостоятельность.

В 1982 г. во Франции была проведена реформа муниципального управления. Важным моментом реформы стала уменьшение государственного контроля за местным управлением. Государственная опека, при которой местная власть принимала решения лишь после предварительного одобрения префекта (наместника государственной власти), была заменена контролем апостериори, то есть контролем после принятия решения муниципальным советом и только с точки зрения его соответствия закону. Было изменено положение государственных служб на местах и, в частности, статус префектов. Они потеряли три основных своих полномочия: исполнительную власть в департаменте, руководство регионами и административную опеку за коммунами и департаментами. Часть служб префектуры, необходимых для управления департаментом, перешла во власть председателя генерального совета. Чтобы символизировать эти изменения и нововведения, было предложено изменить и название должности государственного представителя в департаменте и регионе. Вместо префектов и супрефектов они стали именоваться комиссарами республики и помощниками комиссаров республики.

Структура органов МСУ: Департаменты как органы местного управления существуют с 1838 г. Руководящим органом департамента как местного органа управления является генеральный совет, избираемый населением кантонов сроком на 6 лет. Кантоны - объединения нескольких коммун; они являются избирательными округами по выборам департаментских органов местного управления. От каждого кантона избирается один генеральный советник.

Председатель генерального совета стал возглавлять исполнительный орган департамента вместо префекта и называться мэром. Мэр подготавливает и исполняет решения совета, распоряжается финансовыми и другими средствами, является главой административных и технических служб департамента, несет ответственность за управление департаментом и в этом качестве осуществляет полицейские функции. Впервые со времени своего создания департамент стал управляться лицом, избранным путем всеобщего голосования. Реформой 1982 г. были расширены права департаментов в сфере урбанизации, строительства жилищ, профессионального образования, архивного дела, в санитарной и социальной областях.

На уровне коммуны схема управления в целом аналогична. В результате реформы 1982 г. был несколько расширен состав их советов – высшего органа коммуны. Совет избирается также на 6 лет, число его членов колеблется от 9 до 69 человек в зависимости от населения коммуны. В отношении коммун была упразднена существовавшая административная и финансовая опека. Муниципальный совет является консультационным органом, и главная его задача состоит в принятии бюджета, а реализацией принятых в бюджете решений занимается мэр. Муниципальные советники не могут вмешиваться в деятельность мэра, но имеют полное право знать о всех его действиях и давать советы.

Мэр и его заместители избираются муниципальным советом из числа своих членов. Мэр олицетворяет исполнительную власть коммуны и не несет ответственности перед своим муниципальным советом. Полномочия мэра заключаются в следующем: доводить до сведения населения коммуны законы и обеспечивать их выполнение; участвовать в пересмотре избирательных списков, наборе в армию; исполнять функции служебной помощи и функции по ведению актов гражданского состояния; подготавливать решения муниципального совета; исполнять решения, приобретшие обязательный характер.

Мэр одновременно является и уполномоченным государства – следит за обнародованием и исполнением государственных законов и постановлений, принимает меры по общей безопасности. В чрезвычайных ситуациях мэр обязан действовать как уполномоченный государства, а не коммуны. Мэр находится в подчинении представителя государства в департаменте – комиссара республики – и выполняет его распоряжения.

Таким образом, мэр в коммуне выполняет 3 роли: председателя совета, руководителя исполнительного органа и уполномоченного государства. Должность мэра – одна из немногих, дающая реальную власть и поэтому привлекательна для политических деятелей. Практически все крупные политики Франции национального масштаба прошли через эту должность, а многие совмещают работу в центральных органах власти с постом мэра.

Контроль за законностью любого решения муниципального совета осуществлял префект, а с 1982 г. – комиссар республики.

2. Формы привлечения населения к участию в местном самоуправлении. Эффективное функционирование местного самоуправления является важным условием развития демократии и гражданского общества. Развитие гражданского общества влечет за собой коренное изменение качества жизни людей. Под гражданским обществом подразумевают совокупность негосударственных организаций самого разного назначения. Это могут быть кооперативы (производственные и потребительские), всевозможные ассоциации (родительские, музыкальные, спортивные и пр.), клубы по интересам, социальные движения (женские, экологические, молодежные, региональные), творческие союзы[7] и т.д. Каждый житель коммуны может участвовать в различных организациях гражданского общества в зависимости от сферы своих интересов.

Поддержка и координация деятельности гражданского общества является одной из исключительно важной области деятельности французского мэра. Это является обоюдовыгодным сотрудничеством: мэр может получить от организаций гражданского общества неоценимую помощь, перекладывая на них часть своих забот и сохраняя за собой лишь функции контроля и вдохновителя. В свою очередь муниципалитет может оказывать финансовую и материальную помощь ассоциациям.

Совместная работа муниципальных служащих с лидерами ассоциаций благотворно влияет на чиновников, предотвращая их бюрократизацию. В то же время, мероприятия, проводимые общественными организациями, несут в себе заряд положительной энергии и эмоций и способствуют вовлечению большого количества людей в жизнедеятельность коммуны. А для мэра такая форма сотрудничества позволяет приобрести авторитет и известность, а также укрепить свою власть в коммуне.




Следует признать, что муниципальное управление во Франции – достаточно открытое и прозрачное. Так, например, сессии муниципального совета открыты для населения, краткие отчеты о заседаниях совета вывешиваются у дверей мэрии, кроме того, любой налогоплательщик имеет право затребовать полный протокол заседания. Каждый житель имеет право доступа к административной документации.

Коммуна располагает различными видами информации о деятельности совета, в которую входят: местная пресса, муниципальные (коммунальные) издания, информация внутри мэрии и совета.

Проводятся отчеты выборного лица на собрании избирателей. В некоторых муниципалитетах распространена практика выезда муниципальных служащих на места (например, в определенный квартал города), о которой заранее оповещают жителей. Для решения проблемы выявления интересов разных групп граждан существует процедура консультаций-согласований. Форма может быть различной: собрания района, проведение социологического опроса, исследования экспертов и др.

3. Финансово-экономические основы местного самоуправления

Местные доходы формируются из следующих основных источников. Первый источник – налогообложение (47,1%). Местные налоги взимаются на финансирование общего управления, содержание полиции, социальную помощь и т.д. Второй источник – неналоговые доходы – взимание платы с потребителей услуг, таких как коммунальные услуги, услуги общественного транспорта (10,1%). Третий источник – государственные гранты (42,9%).

Основными местными налогами являются налог на предприятия и налоги на землю и жилье.

Во Франции получило широкое распространение межмуниципальное сотрудничество в области экономики – местная кооперация, которая уходит корнями еще в 1789 г. Постепенно развитие различных форм сотрудничества между коммунами, а также между различными формами коллективов приняло широкий размах. В 1992 г. закон о местной администрации Республики закрепил партнерство между коммунами, способствовал настоящей комплексности местной кооперации.

Как правило, организацией экономической деятельности в коммунах занимаются специальные отделы по экономической помощи. Этот отдел чаще всего курируется генеральным секретарем коммуны, иногда подчиняется непосредственно мэрам. Чаще всего эти отделы оказывают следующие виды помощи: перекупка здания для сдачи его в наем предприятию; гарантирование займов; субсидии и ссуды; процентные скидки; помощь на профессиональное обучение.

Франция – родоначальница континентальной (или французской) модели местного самоуправления – унитарное государство с высокой степенью централизации. Систему местного самоуправления Франции образуют регионы (22), департаменты (100) и коммуны (36,5 тыс.)[8]. Отличительной особенностью является жесткая иерархическая подчиненность центральной власти. Существовавший предварительный государственный контроль вел к ограничению деятельности коммун и департаментов, посягая на их самостоятельность.

В 1982 г. во Франции была проведена реформа муниципального управления. Важным моментом реформы стала уменьшение государственного контроля за местным управлением. Государственная опека, при которой местная власть принимала решения лишь после предварительного одобрения префекта (наместника государственной власти), была заменена контролем апостериори, то есть контролем после принятия решения муниципальным советом и только с точки зрения его соответствия закону. Было изменено положение государственных служб на местах и, в частности, статус префектов. Они потеряли три основных своих полномочия: исполнительную власть в департаменте, руководство регионами и административную опеку за коммунами и департаментами. Часть служб префектуры, необходимых для управления департаментом, перешла во власть председателя генерального совета. Чтобы символизировать эти изменения и нововведения, было предложено изменить и название должности государственного представителя в департаменте и регионе. Вместо префектов и супрефектов они стали именоваться комиссарами республики и помощниками комиссаров республики.

Структура органов МСУ: Департаменты как органы местного управления существуют с 1838 г. Руководящим органом департамента как местного органа управления является генеральный совет, избираемый населением кантонов сроком на 6 лет. Кантоны - объединения нескольких коммун; они являются избирательными округами по выборам департаментских органов местного управления. От каждого кантона избирается один генеральный советник.

Председатель генерального совета стал возглавлять исполнительный орган департамента вместо префекта и называться мэром. Мэр подготавливает и исполняет решения совета, распоряжается финансовыми и другими средствами, является главой административных и технических служб департамента, несет ответственность за управление департаментом и в этом качестве осуществляет полицейские функции. Впервые со времени своего создания департамент стал управляться лицом, избранным путем всеобщего голосования. Реформой 1982 г. были расширены права департаментов в сфере урбанизации, строительства жилищ, профессионального образования, архивного дела, в санитарной и социальной областях.

На уровне коммуны схема управления в целом аналогична. В результате реформы 1982 г. был несколько расширен состав их советов – высшего органа коммуны. Совет избирается также на 6 лет, число его членов колеблется от 9 до 69 человек в зависимости от населения коммуны. В отношении коммун была упразднена существовавшая административная и финансовая опека. Муниципальный совет является консультационным органом, и главная его задача состоит в принятии бюджета, а реализацией принятых в бюджете решений занимается мэр. Муниципальные советники не могут вмешиваться в деятельность мэра, но имеют полное право знать о всех его действиях и давать советы.

Мэр и его заместители избираются муниципальным советом из числа своих членов. Мэр олицетворяет исполнительную власть коммуны и не несет ответственности перед своим муниципальным советом. Полномочия мэра заключаются в следующем: доводить до сведения населения коммуны законы и обеспечивать их выполнение; участвовать в пересмотре избирательных списков, наборе в армию; исполнять функции служебной помощи и функции по ведению актов гражданского состояния; подготавливать решения муниципального совета; исполнять решения, приобретшие обязательный характер.

Мэр одновременно является и уполномоченным государства – следит за обнародованием и исполнением государственных законов и постановлений, принимает меры по общей безопасности. В чрезвычайных ситуациях мэр обязан действовать как уполномоченный государства, а не коммуны. Мэр находится в подчинении представителя государства в департаменте – комиссара республики – и выполняет его распоряжения.

Таким образом, мэр в коммуне выполняет 3 роли: председателя совета, руководителя исполнительного органа и уполномоченного государства. Должность мэра – одна из немногих, дающая реальную власть и поэтому привлекательна для политических деятелей. Практически все крупные политики Франции национального масштаба прошли через эту должность, а многие совмещают работу в центральных органах власти с постом мэра.

Контроль за законностью любого решения муниципального совета осуществлял префект, а с 1982 г. – комиссар республики.

2. Формы привлечения населения к участию в местном самоуправлении. Эффективное функционирование местного самоуправления является важным условием развития демократии и гражданского общества. Развитие гражданского общества влечет за собой коренное изменение качества жизни людей. Под гражданским обществом подразумевают совокупность негосударственных организаций самого разного назначения. Это могут быть кооперативы (производственные и потребительские), всевозможные ассоциации (родительские, музыкальные, спортивные и пр.), клубы по интересам, социальные движения (женские, экологические, молодежные, региональные), творческие союзы[9] и т.д. Каждый житель коммуны может участвовать в различных организациях гражданского общества в зависимости от сферы своих интересов.

Поддержка и координация деятельности гражданского общества является одной из исключительно важной области деятельности французского мэра. Это является обоюдовыгодным сотрудничеством: мэр может получить от организаций гражданского общества неоценимую помощь, перекладывая на них часть своих забот и сохраняя за собой лишь функции контроля и вдохновителя. В свою очередь муниципалитет может оказывать финансовую и материальную помощь ассоциациям.

Совместная работа муниципальных служащих с лидерами ассоциаций благотворно влияет на чиновников, предотвращая их бюрократизацию. В то же время, мероприятия, проводимые общественными организациями, несут в себе заряд положительной энергии и эмоций и способствуют вовлечению большого количества людей в жизнедеятельность коммуны. А для мэра такая форма сотрудничества позволяет приобрести авторитет и известность, а также укрепить свою власть в коммуне.

Следует признать, что муниципальное управление во Франции – достаточно открытое и прозрачное. Так, например, сессии муниципального совета открыты для населения, краткие отчеты о заседаниях совета вывешиваются у дверей мэрии, кроме того, любой налогоплательщик имеет право затребовать полный протокол заседания. Каждый житель имеет право доступа к административной документации.

Коммуна располагает различными видами информации о деятельности совета, в которую входят: местная пресса, муниципальные (коммунальные) издания, информация внутри мэрии и совета.

Проводятся отчеты выборного лица на собрании избирателей. В некоторых муниципалитетах распространена практика выезда муниципальных служащих на места (например, в определенный квартал города), о которой заранее оповещают жителей. Для решения проблемы выявления интересов разных групп граждан существует процедура консультаций-согласований. Форма может быть различной: собрания района, проведение социологического опроса, исследования экспертов и др.

3. Финансово-экономические основы местного самоуправления

Местные доходы формируются из следующих основных источников. Первый источник – налогообложение (47,1%). Местные налоги взимаются на финансирование общего управления, содержание полиции, социальную помощь и т.д. Второй источник – неналоговые доходы – взимание платы с потребителей услуг, таких как коммунальные услуги, услуги общественного транспорта (10,1%). Третий источник – государственные гранты (42,9%).

Основными местными налогами являются налог на предприятия и налоги на землю и жилье.

Во Франции получило широкое распространение межмуниципальное сотрудничество в области экономики – местная кооперация, которая уходит корнями еще в 1789 г. Постепенно развитие различных форм сотрудничества между коммунами, а также между различными формами коллективов приняло широкий размах. В 1992 г. закон о местной администрации Республики закрепил партнерство между коммунами, способствовал настоящей комплексности местной кооперации.

Как правило, организацией экономической деятельности в коммунах занимаются специальные отделы по экономической помощи. Этот отдел чаще всего курируется генеральным секретарем коммуны, иногда подчиняется непосредственно мэрам. Чаще всего эти отделы оказывают следующие виды помощи: перекупка здания для сдачи его в наем предприятию; гарантирование займов; субсидии и ссуды; процентные скидки; помощь на профессиональное обучение.

Территория современной Франции включает в состав 20 регионов, каждый из которых признается самоуправляемым территориальным коллективом. Правовой статус регионов определен в 1982 году. В соответствии с законодательством главное назначение регионов состоит в обеспечении социального, экономического, научного и культурного развития, обеспечение здравоохранения и мер по обустройству территорий, а также защиты самобытности на региональном уровне. Именно регионы выступают основой для осуществления реализации программ социально-экономического развития. Регионы имеют собственные бюджеты, осуществляют разработку планов социально-экономического развития, определяют особенности территориального устройства и стратегию развития инфраструктуры на региональном уровне. Также в состав полномочий на региональном уровне местного самоуправления включаются вопросы осуществления профессиональной подготовки, жилищного строительства, занятости и так далее.

Особенности функционирования власти на уровне регионов определяются национальным законодательством. Региональное управление должно осуществляться в рамках единой правительственной политики и не может угрожать территориальной целостности страны или единству государства.

Национальное законодательство Франции также регулирует вопросы взаимоотношений органов управления регионами с территориальными коллективами департаментов и коммун. Законодательством прямо установлена недопустимость подчинения одних территориальных коллективов другим, даже при условии передачи каких-либо полномочий. Однако на практике региональное управление зачастую имеет доминирующий характер, подкрепленный решением вопросов финансового дотирования территориальных коллективов, расположенных на территории региона.

На уровне региона формируются региональные советы, выполняющие функции представительного органа управления. Изначально избрание региональных советов осуществлялось посредством проведения косвенных выборов, то есть коллегиями выборщиков. В настоящее время избрание членов региональных советов осуществляется населением путем прямых всеобщих выборов. В основе формирования региональных советов находится пропорциональная избирательная система.

Готовые работы на аналогичную тему

Деятельность региональных советов носит сессионный характер, проведение собраний осуществляется, как правило, не реже одного раза в квартал. В межсессионный период функции представительного органа регионального управления возлагаются на бюро, формируемое членами регионального совета.

Исполнительную власть на уровне региона представляет председатель регионального совета. Такой порядок используется сравнительно недавно – с 1982 года. Ранее исполнительную власть осуществлял префект региона, назначаемый центральной властью. На современном этапе развития местного самоуправления префект выполняет только контрольные функции.

Также система органов регионального управления включается экономический и социальный комитет, который призван давать заключения по определенным направлениям деятельности регионального совета в обязательном порядке.

Местное самоуправление на уровне департамента

Департаменты являются старейшими административно-территориальными единицами французского государства.

Централизованная власть Республики представляется в департаментах префектом, назначение которого осуществляет Президент. При этом департамент признается самоуправляющимся территориальным коллективом. В последние годы самоуправление на уровне департаментов получило значительное расширение полномочий. Исполнительная власть в департаменте выведена из полномочий префекта, назначаемого централизованной властью.

Компетенция органов местного самоуправления на уровне департамента включает в себя:

  • во-первых, решение вопросов дорожного строительства и организации транспорта, кроме городского;
  • во-вторых, решение вопросов социального обеспечения;
  • в-третьих, решение вопросов организации здравоохранения.

Также на департамент возлагается и частичная ответственность за решение проблем в сфере экологии и просвещения. В компетенцию органов местного самоуправления департамента включается управления таким уровнем образования как колледжи.

На органы местного самоуправления департамента возлагаются функции координации деятельности органов местного самоуправления коммунного уровня. Департаменты обладают правом создания публичного агентства, обязанного оказывать различную помощь органам муниципального управления в коммунах. Эта помощь может носить материальный, финансовый и юридический или иной характер. Также департамент осуществляет распределение финансовых субсидий между коммунами.

Структура органов управления департамента включается представительный орган, именуемый генеральным советом, избираемый в ходе прямых всеобщих выборов, исполнительный орган в лице председателя генерального совета и его заместителей.

Местное самоуправление в коммуне

Коммуны представляют собой базовые административно-территориальные единицы Французской Республики.

Отличительной особенностью данного территориального коллектива по сравнению с другими уровнями этих коллективов является отсутствие в них назначаемых Правительством чиновников. Выполнение функции представительства от Правительства на уровне коммуны возлагается на мэра коммуны, обладающего двойственным статусом. Мэр одновременно является представителем государственной власти и местного самоуправления.

Избрание мэра осуществляется представительным органом местного самоуправления коммуны, то есть муниципальным советом. Порядок формирования муниципального совета определяется численностью населения коммуны. Главное требование к численности членов муниципального совета состоит в ее нечетности, позволяющей избегать равенства голосов в спорных вопросах.

Франция – унитарная государство, обладающее довольно сложной административно-территориальной структурой. Со времен правления Наполеона и вплоть до 80-х годов XX века система не претерпевала особых изменений; радикальные реформы были осуществлены лишь в 1982-83 годах путем принятия законов о децентрализации. На конституционном уровне вопрос регулируется слабо: в соответствующем разделе Конституции содержатся лишь максимально общие положения.

Итак, в основе административно-территориального устройства лежат 2 принципа:

1. Принцип децентрализации (передача значительных полномочий на местах);

2. Принцип деконцентрации (распределение полномочий между различными ветвями власти).

v Обычные местные сообщества (большинство коммун, департаментов и регионов);

v Особые местные сообщества (заморские регионы и территории, регионы Иль-де-Франс и Корсика, + города Париж, Марсель и Лион).

В качестве составных частей Франции можно выделить следующие:

1. Регионы (régions; всего 27, из них 5 заморских: Гваделупа (la Guadeloupe), Майотта (Mayotte), Мартиника (la Martinique), Реюньон (la Réunion), Гвиана (la Guyane));

2. Департаменты ( départements; всего 101);

3. Округа(arrondissements+ специальные округа: военные, судебные, школьные и другие);

4. Кантоны(cantons);

5. Коммуны(communes):статус урегулирован многими правовыми актами, центральное место среди которых занимает Коммунальный кодекс (Code des communes).

NB! Из перечисленных территориальных единиц только коммуны, департаменты, и регионы располагают органами самоуправления.

Коммуны и департаменты были созданы еще в 1790 году учредительным собранием. Любопытно, что главным критерием формирования департаментов служила возможность каждого жителя совершать путешествие из любого населенного пункта данного департамента в административный центр и обратно в течение 1 дня. Коммуны же создавались на базе церковных приходов, притом как сельских, так и городских. Поэтому численность населения в коммунах может разниться от нескольких десятков жителей до нескольких миллионов.

Создание регионов путем объединения отдельных департаментов началось еще в 1961 году, однако лишь в 1982 году разделение страны на регионы было оформлено юридически, получив закрепление в Законе о децентрализации.

В рамках реформы 1982-83 гг. были радикально пересмотрены правила административного контроля над деятельностью органов управления. Представители Правительства на местах (префекты), хотя и не прекратили свое существование, перестали осуществлять функции местных исполнительных органов. Теперь они лишь осуществляют контроль над законностью принимаемых на местах решений.

К тому же, в результате реформы были значительно расширены полномочия органов МСУ; например, закон впервые разрешил французским территориальным коллективам в лице регионов вступать в отношения с аналогичными коллективами соседних зарубежных государств.

Представительные органы на местах избираются путем всеобщего прямого голосования.

· Регион: Региональный Совет; выборы проводятся по департаментам; число избираемых представителей пропорционально численности населения департаментов. Избирательная система пропорциональная; в распределении мест участвуют списки, набравшие не менее 5% голосов избирателей.

Коммуна: Муниципальный Совет; число членов и система выборов зависит от численности населения, при этом должно быть обязательно нечетным. Муниципальные советники избираются путем всеобщего прямого голосования избирателями, которые внесены в избирательные списки коммун. В последнее время право участия в местных выборах предоставляется также постоянно проживающим иностранцам и гражданам Европейского Союза. Срок полномочий муниципальных советов – шесть лет. Советы обновляются полностью. Обычно голосование проходит в марте в день, который определяется каждый раз заново декретом Президента Республики, но голосование обязательно проводится в воскресный день.

· В коммунах с населением менее 3500 человек используется мажоритарная система выборов в два тура. В коммунах с большим числом жителей используется комбинированная избирательная система голосования в два тура, но при сочетании мажоритарной системы с принципом пропорционального представительства. В случае если выдвинутый список получает в первом туре абсолютное большинство голосов, он практически получает все места в муниципальном совете. Если ни один из списков не соберет необходимого большинства, проводится второй тур голосования, в результате которого места распределяются на основе пропорционального представительства при условии участия в распределении мандатов партий, собравших не менее 5% голосов. Одна из особенностей применяемой системы состоит также в том, что до проведения второго тура, который организуется через неделю, в ранее выдвинутый список могут быть внесены изменения. Муниципальный совет избирает из своего состава большинством голосов мэра и его заместителей.

Органы исполнительной власти на местах:

· Регион: председатель регионального совета (до 1982 года - префект региона). Теперь же префект сохраняет лишь полномочие по контролю над законностью решений совета: он может опротестовать решение, но не имеет права его отменять. В его ведении также находятся административные службы – представительства тех или иных центральных министерств или ведомств. Экономический и социальный комитет региона: получение его заключения обязательно для совета, хотя само заключение обязательной силы не имеет.

· Департамент: председатель генерального совета (до 1982 года – префект). Полномочия префекта идентичны (см. выше), при этом под его началом работают супрефекты, действующие в пределах округов.

Заморские сообщества (collectivité d’outre-mer):

· Сен-Бартельми (Saint-Barthélemy);

· Сен-Мартен (Saint-Martin);

· Сен-ПьериМикелон (Saint-Pierre-et-Miquelon);

· Острова Уоллис и Футуна (Wallis-et-Futuna);

· Французская Полинезия (la Polynésie française).

Заморские административно-территориальные образования с особым статусом (collectivité sui generis):

· Новая Каледония (la Nouvelle-Calédonie);

· Французские Южные и Антарктические территории или ФЮАТ (Terres australes et antarctiques françaises, TAAF).

Наконец, особым статусом обладают крупнейшие города Франции: Париж, Марсель, Лион, а также территориальный коллектив острова Корсика. В Париже, Марселе, Лионе особый порядок выборов в муниципальный совет. (Представительный орган коммуны, избирающий мэра, – муниципальный совет. Число членов муниципального совета и порядок его избрания в решающей степени зависят от численности населения. В коммунах с населением менее 100 жителей избирается 9 членов муниципального совета, в коммунах с населением от 100 тыс. до 149 999 жителей – 55 членов муниципального совета, в коммунах с населением от 300 тыс. жителей – 69 членов муниципального совета. Особый статус имеют крупнейшие города Франции. В Париже членами совета избираются 163 советника, в Марселе – 101 советник, в Лионе – 73. Число членов муниципального совета должно быть обязательно нечетным во избежание возможного разделения голосов поровну, особенно при проведении выборов).

Палата Представителей США

Палаты американского Конгресса формально равноправны, но каждая из них имеет специальную компетенцию и по-разному представляет население страны (Палата представителей— пропорционально численности населения штатов, а Сенат— на основе равенства представительства штатов). Сенат, выражая федеративный характер государства, одновременно придает системе федеральной государственной власти стабильный характер: срок полномочий сенаторов — 6 лет, в то время как Президента США — 4 года, а Палаты представителей — 2 года.

Палата представителей, нижняя палата Конгресса, избирается населением штатов в составе 435 человек сроком на 2 года (кроме того, от Пуэрто-Рико избирается резидент, который участвует в дискуссиях, но не имеет права голоса). Закон запрещает увеличивать число мест в Палате, несмотря на рост численности населения; в связи с этим каждые 10 лет в соответствии с данными переписи населения производится перераспределение мест между штатами с тем, чтобы обеспечить пропорциональность представительства. В настоящее время один конгрессмен избирается примерно от 600 тыс. жителей. Образование избирательных округов в соответствии с этой квотой осуществляет легислатура штата.

Членом Палаты представителей может быть избран любой гражданин США со стажем гражданства не менее 7 лет, достигший 25-летнего возраста и проживающий в том штате, от которого он баллотируется.

Палату представителей возглавляет Спикер, избираемый самой Палатой (фактически ее партийным большинством). Это третье лицо в государстве (после Президента и Вице-президента). Он наделен широкими полномочиями (ведет заседания, направляет законопроекты в комитеты, имеет право голоса, поддерживает связь с Президентом и пр.).

Положение депутатов

Сенаторы и члены Палаты представителей работают на профессиональной основе и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Ни один из членов Конгресса не может занимать какую-либо должность в органах власти. Они получают денежное вознаграждение (индемнитет) и ряд льгот. XXVII поправкой к Конституции (1992 г.) установлено, что закон, изменяющий размеры вознаграждения сенаторов и членов Палаты представителей, не должен вступать в силу до проведения следующих выборов в Палату представителей; тем самым членам Палаты представителей и одной трети сенаторов не разрешается увеличивать размер вознаграждения для самих себя. Члены обеих палат имеют штат помощников и референтов, обладают неприкосновенностью (свобода от ареста), свободой слова и голосования, законодательной инициативой.

Главная задача Палаты представителей - принятие федеральных законопроектов, которые после одобрения сенатом и подписания Президентом становятся законами США.

У Конгресса как единого целого много полномочий, однако логичнее рассмотреть исключительные полномочия Палаты представителей.

К специальным полномочиям Палаты представителей относится:

-Финансы. Исключительное право вносить в Конгресс финансовые билли, т. е. те законопроекты, которые связаны с выделением на какие-то цели государственных ассигнований.

-Избрание Президента.Это полномочие предусмотрено на тот случай, если ни один кандидат в Президенты не получит большинства голосов выборщиков. Тогда согласно XII поправке к Конституции право избрать Президента предоставляется Палате представителей.. 1 такой случай- Джон Куинси Адамс.

-Импичмент. Так называется процедура отрешения от должности федеральных должностных лиц исполнительной и судебной власти (Президента, судей и др.) за совершение государственной измены и другие тяжкие преступления. Это общее полномочие Конгресса распадается на специальные полномочия обеих палат. Так, право выдвигать обвинение против того или иного лица принадлежит Палате представителей, а право судить и выносить решение — Сенату. При этом если подсудимым является Президент США, то председательствует Главный судья. Ни одно лицо не может быть осуждено без согласия двух третей сенаторов. Со времени принятия Конституции к суду импичмента были привлечены три Президента (Джонсон, Клинтон + Никсон (ушел в отставку до рассмотрения Сенатом его дела).

Законодательный процесс

Прохождение законопроекта в каждой палате начинается с его внесения. Правом законодательной инициативы обладают только депутаты

Рассмотрение законопроектов в каждой палате распадается на следующие стадии.

Первое чтение заключается в формальном внесении законопроекта в палату. При этом он регистрируется руководителем аппарата — секретарем Сената или клерком Палаты представителей, после чего Спикером передается в соответствующий комитет.

В комитете билль подвергается детальному обсуждению с вызовом необходимых экспертов, в него вносятся поправки. По результатам обсуждения составляется доклад с рекомендациями палате.

Второе чтение начинается с заслушивания палатой доклада, с которым выступает председатель комитета. На этой стадии происходит обсуждение билля и поправок, предложенных комитетом и депутатами, решается вопрос о принятии или отклонении поправок и о дальнейшем рассмотрении билля. Если удается достичь "единодушного согласия", то обсуждение может быть очень кратким.

Третье чтение состоит в оглашении окончательно подготовленного текста билля, после чего он ставится на голосование. Существует несколько способов голосования.

После одобрения билля палатой он передается в другую палату, где проходит те же стадии. В случае возникновения разногласий между палатами создается согласительный комитет, который вырабатывает общую позицию, представляемую палатам. Но если любая палата не соглашается с проектом, он отклоняется. Билль, одобренный двумя палатами, направляется на подпись Президенту.

Президент вправе подписать законопроект, и тогда он становится законом, но вправе в течение 10 дней вернуть его в Конгресс (применить вето). Вето может быть преодолено повторным одобрением в каждой палате двумя третями голосов депутатов каждой палаты. Тогда проект становится законом и без подписи Президента. Если же Президент, получив законопроект, в течение установленного срока (10 дней) не подписывает его, то проект также автоматически становится законом.

Франция является унитарным государством,делится на регионы, департаменты, округа и коммуны. Три звена, кроме округов, считаются территориальными коллективами и поэтому имеют выборные органы самоуправления. Административным округом управляет назначенный сверху субпрефект.

Историко-географические единицы – кантоныиспользуются исключительно в качестве округов для выборов в советы департаментов, самостоятельных органов управления не имеют. Особое положение занимает являющаяся политической автономией Корсика.Там есть местный законодательный парламент (Собрание) с ограниченной компетенцией.

Низовой административно-территориальной единицей является коммуна(община). Крупные города тоже имеют статус общины с более широкими полномочиями. В общине избирается совет сроком на шесть лет (9-69 человек) по мажоритарной системе, из которого избирается мэр и его заместитель. Каждая коммуна имеет свой устав, основанный на типовом (1984 г).

В департаментах(96 во Франции и 3 заморских) избирается генеральный (департаментский) совет по мажоритарной системе на 6 лет Исполнительным ограном является председатель совета.

В регионах,объединяющих 3–8 департаментов (22 региона в метрополии и 4 заморских), тоже избирается региональный совет, имеющий разветвленную систему служб и комитетов, выполняющий консультативные функции. Исполнительный орган – председатель и бюро.Центральная власть представлена префектами, назначаемыми Советом министров. Они имеют право контроля за местным самоуправлением с точки зрения соблюдения законности.

Местное самоуправление во Франции имеет давнюю историю, а законы о децентрализации от 1982-1983гг. отметили рождение современной французской системы местного самоуправления. Эти законы позволили провести настоящую децентрализацию: местные органы самоуправления стали независимыми от государства, контроль которого осуществляется теперь в форме юридического контроля, также они получили расширенные полномочия.

Коммуны имеют широкие полномочия, в частности, в сфере услуг для населения, часть из которых связана с ролью мэра как представителя государства на местном уровне:

· Гражданское состояние: регистрация рождений, браков и смертей.

· Выборы: организация выборов, ведение избирательных списков.

· Социальная помощь: ясли, помощь пожилым людям, некоторые дома престарелых, поддержка общественных организаций. Коммунальный Центр Социальной Помощи собирает заявки, анализирует потребности и работает на местном уровне. Он тесно сотрудничает с департаментом.

Образование: строительство, оборудование, управление детскими садами и начальными школами.

· Обустройство и эксплуатация: застройка (разработка планов застройки, выдача разрешений на строительство), создание и эксплуатация рекреационных зон, содержание местного дорожного фонда, уличного освещения, зеленых насаждений, общественных зданий коммуны, общественного транспорта.

· Полномочия в сфере водоснабжения, оздоровления окружающей среды и уборки мусора.

· Защита общественного порядка при существовании, в отдельных случаях, муниципальной полиции.

· Культура: оборудование культурного и спортивного назначения (музеи, библиотеки, медиатеки, спортивные залы, бассейны, катки. ); муниципальные музыкальные школы; досуговые центры.

· Поддержка жилого фонда, экономики и туризма.

· В некоторых коммунах: международная деятельность.

Департаменты объединяют территорию, где находятся несколько коммун. В их компетенцию входит:

· Социальная помощь: социальные пособия, помощь детству, которое включает ведение процедуры усыновления и поддержку семьям, находящимся в тяжелой финансовой ситуации; помощь пожилым людям, в частности строительство и содержание домов престарелых и выдача персональных пособий для оплаты услуг помощи на дому; помощь инвалидам через департаментские центры помощи инвалидам, помощь для адаптации в обществе; помощь для оплаты жилья; в качестве эксперимента в некоторых департаментах юридическая защита молодежи. Для улучшения эффективности социальной помощи во многих департаментах созданы местные отделения, иногда называемые территориальными единицами.

· Санитарный контроль: санитарная защита семей, в частности детей.

· Обустройство и содержание территории: содержание и инвестиции в дороги департаментского значения и частично в дороги национального значения;организация школьного транспорта и междугородних коллективных перевозок в пределвх департамента; обустройство, содержание и эксплуатация водных источников, озер и водных поверхностей, которые переданы в его ведение; защита, управление и эксплуатация естественных территорий, подверженных риску; содержание департаментских зданий.

· Образование: строительство, содержание и оборудование коллежей; набор и управление техническим и вспомогательным персоналом коллежей; определение мест размещения коллежей.

· Культура: централизованные библиотеки, архивы и музеи департаментского подчинения, содержание и управление некоторыми памятниками, переданными в их ведение; управление финансовыми средствами для охраны исторического наследия.

· Поддержка экономики, сельского хозяйства и туризма.

· Помощь коммунам (софинансирование).

· В некоторых случаях: международная деятельность.

Регионы включают в себя территорию нескольких департаментов. В их кометенции входит следующее:

· Экономическое развитие (основная область работы): экономическая помощь, поддержка исследований и развития, разработка и согласование с коммунами, сообществами коммун и департаментами региональной схемы экономического развития на пятилетку.

· Развитие территории: основной субъект диалога с государством, ведение совместных проектов (см. плановый контракт между государством и регионом); разработка регионального плана обустройства и развития территории.

· Образование: строительство, содержание и оборудование лицеев; набор и управление техническим и вспомогательным персоналом лицеев; участие в финансировании университетов, хотя эта функция и относится к компетенции государства.

· Профессиональное образование: формирование и реализация региональной политики профессиональной подготовки и начального профессионального художественного образования

· Культура и спорт: региональные музеи, региональное спортивное оборудование, общая инвентаризация культурного наследия, содержание и управление некоторыми памятниками, преданными в их ведение

· Здравоохранение: вакцинация, борьба с туберкулезом, проказой и СПИДом. а также участие в финансировании и производстве санитарного оборудования.

· Помощь коммунам и департаментам (совместное финансирование).

· В большинстве случаев: международные отношения.

Межкоммунные отношения объединяют все формы соотрудничества между коммунами. В 1992 и 1999гг. межкоммунное сотрудничество было усилено принятием законов, направленных на лучшую его организацию и на его стимуляцию, в ситуации раздробленности коммун. По отношению к территориальным образованиям (коммунам, департаментам, регионам) межкоммунное сотрудничество имеет ограниченную компетенцию (по принципу специализации). Коммуны решают, какие компетенции ему передать. Эти компетенции больше не являются компетенциями коммун (принцип эксклюзивности).

Органы местного самоуправления - неотъемлемая часть графств, округов и других административных единиц Великобритании.

Местное самоуправление - выборный орган. Он обладает полномочиями, наложенными на него парламентом, если же он превышает данные полномочия, то жители этой административной единицы могут подать на него в суд.

Поскольку Франция — унитарное государство, возникает проблема сочетания государственных и местных интересов. Она решается на основе применения принципов деконцентрации (разукрупнения) и децентрализации. Принцип децентрализации упомянут в ст.1 конституции 1958 года.

Значительные властные полномочия государство передаёт служащим, представляющим центральную власть на местах и поставленным во главе административно-территориальных округов, на которые разделена вся Франция. Во-первых, передаются властные полномочия, а не только права по хозяйственному управлению. Во-вторых, властные полномочия передаются только государственным служащим. В-третьих, значительные размеры национальной территории и отдалённость принимающих текущие решения органов власти от центрального правительства вызвали необходимость разделения территории Франции на административные округа, именуемые регионами, департаментами, коммунами.

Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости. В марте 1982 года была проведена реорганизация учреждений местного управления, в результате которой существенно укрепилась местная автономия и уменьшился контроль со стороны правительства страны.

Первые шаги к децентрализации были предприняты в 1956 году, когда департаменты были сгруппированы в планово-экономические районы для того, чтобы облегчить экономическое планирование и развитие на местном уровне. Под административным округом (регионом) во французском законодательстве понимается часть национальной территории, служащая рамками действий различных государственных служб.

Статус региона отличается двумя особенностями. Регион не имеет юридического лица, поскольку является частью государства. Возглавляет его высшее исполнительное должностное лицо — префект, который назначается и отзывается Президентом Французской Республики. В обоих случаях президент подписывает декрет, который затем утверждается Советом министров Франции. Префект получает от президента и премьер-министра Франции прямые указания, от выполнения которых не может уклониться. Подобный подход позволяет распределить нагрузку между центральным и местным аппаратом государственного управления: к органам власти центра отходят задачи общенационального масштаба и характера, а проблемы балансировки интересов государства и местных сообществ на разных уровнях власти закрепляются за органами административных округов. Смысл такого подхода заключается в передаче властных полномочий органам, обычно избираемым населением и не входящим в государственную иерархию подчинения.

Регионы приблизительно соответствуют историческим областям Франции. Париж и прилегающие департаменты были выделены в единый регион в 1976 году. В 1982 году, согласно законам о децентрализации, регион стал территориальным коллективом Республики. Каждый регион управляется выборным региональным советом (с 1986 года избирается посредством прямых выборов), который отвечает за экономические, социальные, культурные и экологические вопросы и контролирует местные расходы. Региональный совет имеет более разветвлённую систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции. В состав комитетов входят представители предпринимателей, профсоюзов, общественных организаций, лица, назначенные правительством. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с председателем, совет региона избирает бюро. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом, надзирает за деятельностью регионального совета, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и руководит учреждениями национального правительства в регионе.

Каждый департамент управляется генеральным советом. Члены совета избираются сроком на 6 лет прямым всеобщим голосованием по одномандатной мажоритарной системе в два тура — по одному представителю от каждого кантона (кантон представляет собой административный округ в департаменте). Генеральные советы департаментов обновляют свой состав наполовину каждые три года. Возглавляет региональный совет председатель, которого выбирают члены совета. Региональный совет отвечает за общее руководство департаментом. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом министров, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и наделён полномочиями по обеспечению общественного порядка, безопасности и социальной защиты, если они нарушаются в пределах территории, большей, чем одна коммуна. Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

Коммуны — важные единицы местного управления. Каждая из них управляется коммунальным (муниципальным) советом, избираемым прямым голосованием на 6 лет (от 9 до 69 человек), и мэром, который избирается членами этого совета. Число муниципальных советников пропорционально числу жителей коммуны. Избирательная система зависит от численности её населения: в коммунах с населением менее 3500 жителей голосование проходит по спискам с мажоритарной системой в два тура при возможности панаширования списков, то есть изменения порядка кандидатов в списке или переноса их из одного списка в другой; в коммунах, насчитывающих более 3 500 жителей, голосование проходит по спискам с мажоритарной системой в два тура без панаширования и при частичном распределении мест пропорционально числу поданных голосов. Совет принимает бюджет, определяет размер местных налогов и решает вопросы, связанные с общественными работами и другими проблемами местного характера.

Мэр разрабатывает проект бюджета, ему подчиняется местная полиция. Мэр является представителем национального правительства: он приводит в исполнение законы, регистрирует браки и отвечает за проведение статистических исследований. Каждая коммуна имеет собственный устав, который составляется на основе типового устава, утверждённого в 1984 года. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные библиотеки и музеи, местные дороги, кладбища и пр. Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет и программы развития, устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих. Муниципальный совет может быть досрочно распущен декретом президента, принятым на заседании Совета министров, но только по одной причине: если он не способен управлять коммуной. Этот декрет может быть оспорен в административном суде.

В целом обеспечение децентрализации основано на соблюдении двух условий. Первое условие — признание и законодательное закрепление факта существования интересов, отличных от государственных. Это сделано в отношении региона, департамента и коммуны. Второе условие — законодательное закрепление независимости органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом, требуемыми для их реализации. Последнее обеспечивается выборностью местных органов власти региона, департамента и коммуны.

Особенность построения власти и самоуправления во Франции заключается в том, что один и тот же регион (департамент, коммуна) одновременно имеет разный статус. С точки зрения государственного управления, регион (департамент, коммуна) является государственным административным округом, возглавляемым префектом. С точки зрения самоуправления, регион (департамент, коммуна) — территориальный самоуправляющийся коллектив, наделённый собственной компетенцией и возглавляемый собственными (в том числе выборными) органами.

Как правило, наиболее успешные политики во Франции имеют глубокие местные корни, опираются на прочную избирательную базу. При этом деятелей из центра на местах не жалуют, а личные позиции на местах тщательно культивируются. Довольно часто в политической истории Франции встречаются примеры сочетания двух мандатов — местного и национального (не так давно было запрещено занимать больше двух выборных постов): большинство депутатов и сенаторов одновременно являются мэрами большого или совсем крошечного населённого пункта или же избраны в совет департамента или региональный совет (области объединяют несколько департаментов) и обычно их возглавляют. Именно поэтому самыми главными в представлении населения являются две должности — Президент Республики и мэр. Это два полюса: высшая должность в стране и та, которая наиболее приближена к человеку, к его повседневной жизни. Недаром политические деятели во Франции больше всего ценят должность мэра и добровольно покидают её только в случае избрания президентом.

Читайте также: