Типы агрессивных действий по а бандуре кратко

Обновлено: 30.06.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Теленасилие и агрессия-1: опыты Бандуры

Давно хотел написать серию постов влияние образцов насилия на экране или в жизни на агрессивное поведение тех, кто на это смотрит и это воспроизводит в собственных поступках, отчего бывают всякие общественные проблемы с агрессией, наподобие серии постов про социальный конформизм, 1 , 2 , 3 и 4 . Первый пост посвящён опытам Альберта Бандуры , связанным с моделированием агрессии по [ экранному ] образцу у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

« Бандура завоевал славу революционера в области детской психологии благодаря своей работе по моделированию агрессии. Вероятно, Бандуру лучше всего описывать как работавшего на стыке наук, потому что он был социальным психологом, вмешивающимся в дела психологии детского развития. Но именно его интерес к социализации детей сделал его бихевиористское присутствие полезным для детских психологов.

Бандура пришёл к заключению, что должно быть что-то ещё, помимо научения через подкрепление и наказание, и что моделирование прекрасно подходит для заполнения этой бреши. При моделировании научающийся таким образом регулирует собственное поведение, чтобы копировать или имитировать поведение учителя. Моделирование является потенциально значительно более эффективным, чем системы подкрепления/наказания, для научения сложным видам поведения. Как вы, вероятно, знаете, большинство секций и кружков в сфере физической деятельности использует моделирование как основное средство обучения. Преподаватель балета моделирует пируэт, сэнсей моделирует удар наотмашь, а тренер бейсбольной команды моделирует техники перемещения по полю. Это не значит, что подкрепление и наказание не оказывают влияния на наше научение, просто у научения есть и другие средства, на которые следует обратить внимание. И некоторые из этих средств могут быть чрезвычайно мощными.

36 мальчиков и 36 девочек принимали участие в эксперименте. Они распределялись по возрасту от 37 до 69 месяцев, и средний возраст составлял 52 месяца (около 4 лет 4 месяцев). Двое взрослых исполняли роль модели: один мужчина и одна женщина. Одни и те же два человека исполняли роль модели для всех 72 детей. Роль мужской модели играл сам Бандура.

Девочки, которые наблюдали агрессивную женскую модель.

Девочки, которые наблюдали агрессивную мужскую модель.

Девочки, которые наблюдали неагрессивную женскую модель.

Девочки, которые наблюдали неагрессивную мужскую модель.

Мальчики, которые наблюдали агрессивную женскую модель.

Мальчики, которые наблюдали агрессивную мужскую модель.

Мальчики, которые наблюдали неагрессивную женскую модель.

Мальчики, которые наблюдали неагрессивную мужскую модель.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Неагрессивные условия

Агрессивные условия

Через 10 минут экспериментатор возвращалась в экспериментальную комнату, прощалась с моделью/незнакомцем и сообщала ребёнку, что отправляется в другую комнату с игрушками. Другая комната располагалась в отдельном здании. Именно там у детей измеряли уровень агрессии.

Возбуждение агрессии

Бандура, Росс и Росс хотели протестировать детей на агрессивное поведение в таких условиях, которые позволили бы им выразить агрессию. Бандура понимал, что дети, оказавшиеся среди незнакомых, официально выглядящих взрослых, склонны демонстрировать своё наилучшее поведение. Но это могло бы стать проблемой, потому что стараясь вести себя как можно лучше, дети в стремлении быть вежливыми могли заглушить всю агрессивность, таящуюся в них, и исследовение было бы сорвано. Поэтому Бандура, Росс и Росс придумали искусственную ситуацию, которая в той или иной степени вызывала агрессию у детей.

Тест на отсроченную имитацию

В экспериментальной комнате дети обнаруживали множество игрушек Некоторые из игрушек были похожи на те, которыми занималась агрессивная модель: трёхфутовая кукла Бобо (около 90 сантиметров) и деревянный молоток. Другие игрушки не использовались агрессивной моделью, но их можно было использовать с целью агрессии: два ружья, стреляющих дротиками, и груша, подвешенная к потолку, с нарисованным на ней лицом. Остальные игрушки были такими, которые обычно не используют в целях агрессии: чайный набор, пастельные мелки и цветная бумага, мячик, две куклы, три медвежонка, машинки и грузовики, пластиковые животные с фермы. Игровой материал был одинаково распределён по комнате для каждого входящего ребёнка.

Измерение реакции

Какими же были результаты исследования? Прежде всего, дети, наблюдавшие агрессивную модель, в имитировании агрессивного поведения своих моделей намного превзошли тех детей, которые никакую модель не наблюдали, и тех, которые наблюдали неагрессивную модель. Они также чаще били молотком по предметам в комнате, чем дети, наблюдавшие неагрессивную модель.

Но, что важно, эти дети не были всесторонне агрессивны. Например, они бегали, стреляя по вещам из ружей нисколько не более, чем другие дети. Итак, что касается агрессивности детей, наблюдавших агрессивную модель, то их агрессия проявлялась по большей части именно в том виде, в каком они наблюдали её у модели.

Что касается половых различий, то мальчики с большей готовностью прибегали к физической агрессии, чем девочки; но по количеству вербальной агрессии они были наравне. Кроме того, мальчики значительно больше девочек были склонны имитировать мужскую модель; но обратное не являлось справедливым для женских моделей.

Значение этого очевидно. Если ребёнок видит, как Багс Банни грабит Элмера Фудда в субботнем утреннем мультфильме сохранит ли он эту агрессию до вечера понедельника? Открытие что дети могут откладывать имитацию агрессии, на самом деле имеет большое значение для широкого круга областей.

Но по какой-то причине всё вышесказанной зависело от принадлежности агрессивной модели к мужскому полу. Более пристальное рассмотрение результатов выявило, что женская модель не особо успешно подталкивала детей к имитации её агрессивного поведения. Почему так могло получиться? Одним из возможных объяснений большей успешности мужской модели агрессии по сравнению с женской моделью агрессии является то, что мужчина моделировал те виды поведения, которые рассматривались как соответствующие его полу. Наличие агрессивности у женщин не предполагается.

Прикрепленные файлы: 1 файл

теория агрессии.doc

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Белгородский Государственный Национальный исследовательский университет

Теория агрессии Альберта Бандуры.

студ-ка ф-та психологии

4 курса группы 88001005

Кучерявенко И. А.

Также существуют самые разные научные методы и способы объяснения агрессивного поведения. И всё их многообразие, можно разделить на четыре основные категории, которые рассматривают агрессию как: 1) врожденное побуждение или задаток (теории влечения); 2) потребность, активируемая внешними стимулами (фрустрационные теории); 3) познавательные и эмоциональные процессы; 4) актуальное проявление социального.

Первая категория теорий, несмотря на многообразие подходов, заключается в том (и это объединяет эти теории и составляет их центральное звено), что агрессивность рассматривается ее сторонниками как врожденная инстинктивная форма поведения. Иными словами, агрессия проявляется потому, что она генетически запрограммирована. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И в этом, несомненно, есть доля истины.

Вторая категория (агрессия как потребность, активируемая внешними стимулами, агрессия как побуждение) как раз наоборот, считает возможным не только ослабление, но полное искоренение агрессии, поскольку саму агрессию относит к проявлениям влияния и воздействия внешней среды и условий (фрустрации и возбуждающих событий).

Что касается четвертой группы теорий (теории социального научения), агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений.

Биография. Альберт Бандура.

Бандура Альберт (род. 1925) - американский психолог, автор теории социального научения.

Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предметаподражания (это - и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям [5].

Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное научение.

Викарное научение — научение через наблюдение научения других. Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются.

Иными словами, глубокое понимание агрессии предполагает знание тех же самых факторов и условий, которые могут потребоваться для аналогичного анализа многих других моделей поведения [3].

Чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Биологические факторы. Хотя в теории социального научения особо подчеркивается роль научения путем наблюдения и непосредственного опыта в усвоении агрессии, вклад биологических факторов не отрицается. Как в случае любой двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов. Иначе говоря, нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное. Однако влияние этих основных структур и процессов ограничено. С позиции социального научения: люди наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность агрессивного поведения, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции и контролируется сознанием. Поэтому различны формы агрессивного поведения, частота его проявлений; ситуации, в которых оно развертывается, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом определяются факторами социального научения [3].

В случае именно человеческого агрессивного поведения естественные ограничения, обусловленные биологическими факторами, теряют свою силу за счет способности человека производить и использовать оружие уничтожения. Подобным образом зависимость между последствиями агрессивных действий и выживанием различна у людей и животных. Например, в то время как физическая сила может быть важным условием в выборе брачного партнера у животных, для людей более важным оказываются такие социальные факторы, как физическая привлекательность и финансовое положение.

Непосредственный опыт. Один из важных способов усвоения человеком широкого диапазона агрессивных реакций — прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.

Доказательства этого эффекта были получены во многих экспериментах на животных. В этих исследованиях животные получали различные виды подкрепления (например, пищу, воду, прекращение стимуляции электрическим током) за агрессивные нападки друг на друга. Получавшие подкрепление животные быстро приобретали выраженную наклонность к агрессивному поведению. Например, Ульрих, Джонстон, Ричардсон и Вольф (Ulrich, Johnston, Richardson & Wollf, 1963) обнаружили, что, прежде смирные, крысы быстро научались атаковать своих соседей по клетке, когда им давали воду только при условии агрессивного поведения.

Положение о том, что люди также научаются агрессии, по крайней мере, некоторым ее формам, в настоящее время принимается очень многими (например, Bandura, 1973; Zillmann, 1979). Очевидно, однако, что во многих случаях человеческого научения, по сравнению с научением у разных видов животных, в этом процессе более значимо разнообразие видов подкрепления. Так, к числу положительных результатов, приводящих к заметному усилению тенденции агрессивного поведения как у взрослых, так и у детей, относятся следующие: получение различных материальных поощрений, таких как деньги, вожделенные вещи, игрушки и сладости (Borden, Bowen & Taylor, 1971; Borden & Taylor, 1976; Buss, 1971), социальное одобрение или более высокий статус (Geen & Stonner, 1971; Gentry, 1970), а также более приемлемое отношение со стороны других людей (Patterson, Zittman & Bricker, 1967).

Если мы подумаем об исторических моментах, таких как Вторая мировая война, можно подумать о том, как такое большое количество солдат и граждан может вести себя определенным образом, например, военными преступлениями и преступлениями против человечества, например, совершенными в концентрационных лагерях. , То же самое сомнение может возникнуть в таких ситуациях, как насилие со стороны интимного партнера или гендерное насилие, или в менее драматических ситуациях, таких как совершение грабежа или мошенничества. И нам не нужно перемещаться в зонах нелегальности: мы также можем спросить, например, как возможно, чтобы люди, которые ценят верность превыше всего, могли стать неверными.

Есть много попыток объяснить, как люди, которые обычно не будут или не должны выполнять эти и другие виды поведения за их принципы, пришли к их пониманию. Одна из предложенных теорийк теории морального разъединения Бандуры , который мы кратко рассмотрим в этой статье.

Теория морального разъединения: основные принципы

Теория морального разъединения Бандуры предполагает, что в ходе нашей эволюции и развития поведение социально укрепляется или наказывается за счет применения различных процедур, регулирование, которое с течением времени мы усваиваем через социализацию , Понемногу мы приобретаем и развиваем чувство этики и морали, регулируя наше поведение на основе ценностей, которые установлены в нашем образе жизни. Таким образом, мы склонны вести себя в соответствии с принятыми нами правилами поведения, саморегулирующимися.

Однако иногда люди могут совершать действия, противоречащие указанным внутренним ценностям и нормам (для удобства, конформизма или выживания среди других возможных причин), что обычно вызывает диссонанс между нашими действиями и нашими думаю. Это приведет к увеличению внутреннего напряжения и возникновение субъективного дискомфорта перед выступлением, когда возникает моральный конфликт .

В этих случаях, и особенно, когда нарушение подразумевает сильный разрыв с нашими убеждениями и ценностями, Бандура часто называет избирательное моральное разобщение используя различные защитные механизмы, которые позволяют попытаться узаконить свои собственные действия, несмотря на то, что они идут вразрез с их моральной системой, дезактивируют саморегуляцию и моральную цензуру до тех пор, пока эти элементы не станут неактуальными и оправданными для человека.

Это разъединение происходит постепенно, так что постепенно принимать все новые и новые формы поведения, которые на первый взгляд будут считаться неприемлемыми, абсурдными, жестокими или даже преступники. Таким образом, самооценка защищена, и обычный процесс саморегуляции не проявляется, поскольку применяются различные защитные механизмы.

Эта теория исходит из концепции, согласно которой взаимодействие между поведением и мышлением находится под сильным влиянием факторов окружающей среды, личности и поведения, а также морального воздействия, обусловленного влиянием познания, эмоций и социальных взаимодействий. Теория моральной разобщенности Бандуры, как мы видели во введении, применимо в любых ситуациях: от простейших или тривиальных до крупных военных преступлений , Очевидно, что чем больше серьезность разрыва между поведением и моралью, тем больше трудностей для использования и чем больше необходимость в интенсивном применении защитных механизмов, предотвращающих разрушение себя и самооценки.

Четыре основных уровня

Теория морального разъединения предполагает, что это разъединение может происходить в разных сферах или на разных уровнях, в зависимости от того, где оно находится или от того, какие механизмы сами по себе работают. Таким образом, мы можем найти четыре больших домена.

1. Локус поведения

Этот домен относится к набору процессов, в которых элемент, на котором выполняется модификация, является рассматриваемым поведением , Действия интерпретируются через различные механизмы, уменьшая их серьезность.

2. Локус действия

В этом случае точка, в которой субъект вводит модификации, чтобы уменьшить когнитивные искажения, порождаемые их действиями, является его собственный уровень личной ответственности воспринимается им , уменьшая это на основе конкретных механизмов.

3. Результат локус

Основным поворотным моментом в локусе результатов являются именно результаты действия. Он основан на уменьшить важность и серьезность фактов и их последствий или игнорировать их .

4. Локус получателя действий

Здесь цель или механизм, позволяющий избежать дискомфорта, состоит в том, чтобы искать объяснение поведения жертвы или получателя аморальных действий. главным образом основан на обвинении другого или уменьшении их ценности как человека .

Защитные механизмы

Теория морального разъединения Бандуры предполагает, что человек использует различные механизмы когнитивного типа для оправдания своего поведения, когда это противоречит его моральным и этическим принципам. В частности, предлагается восемь основных механизмов, а именно следующие.

1. Моральное оправдание

Защитный механизм морального разъединения, при котором поведение совершается и противоречит ценностям и убеждениям субъекта, защищается как средство, используемое для достижения достойной и превосходящей цели, которая оправдывает совершенные деяния. Реальность переосмыслена в позитивном ключе так, что аморальный поступок становится на самом деле похвальным в глазах виновного , Это один из механизмов, который будет помещен в область локуса поведения, и его присутствие в военной сфере и в терроризме является обычным явлением. Это характерно для локуса поведения.

2. эвфемистический язык

Модальность защитного механизма, при котором интенсивность и степень выраженности аморальное поведение уменьшается или искажается с помощью языка выражая себя таким образом, что теряет свой вредный характер. Другими словами, ставьте нейтральные имена аморальным поступкам. Это также часть локуса поведения.

3. Смещение ответственности

Механизм, широко используемый сегодня, речь идет о приписывании всей или значительной части ответственности самих действий другим людям или ситуациям , Во многих случаях этот человек имеет определенную позицию превосходства по отношению к субъекту. Случай, момент и место или другой субъект могут служить в качестве элемента, на который возлагается ответственность за действия.

4. Распределение ответственности

Подобно предыдущему механизму, который в данном случае вместо того, чтобы приписываться одному человеку, принимает на себя небольшую часть вины, в то же время, когда он распространяется и распространяется всеми членами группы или коллектива. Таким образом, индивидуальная ответственность смягчается за счет разделения вины между всеми или прямо исчезает. Часть локуса действия, в которой виновность фактов интерпретируется и переназначается.

5. Минимизация последствий

6. Выгодное сравнение

7. дегуманизация

Защитный механизм обычно используется перед виной перед последствиями собственных действий для других людей, будучи этими действиями, как правило, очень серьезными. Он основан на вычленении человечества из числа пострадавших, уменьшении внимания к ним как к существам и уменьшению их жизни. Это приводит к снижению уровня эмпатии для них облегчение снижения или даже устранение чувства дискомфорта, связанного с причиненным ущербом. Этим оправдываются многие военные действия и преступления, поскольку этот механизм используется в зависимости от местоположения получателя действий.

8. Атрибуция вины

Многие авторы сходятся в определении агрессии как любой формы поведения, которая направлена на то, чтобы причинить другому физический или психологический ущерб.
Данное определение достаточно общее, и его принимает сегодня все большее число исследователей.

Агрессивность ­- характерологическая черта человека, выражающаяся в его относительно стабильной готовности к агрессивным действиям в самых разных ситуациях.

Человеку, которому свойственна агрессивность, которому часто видятся угрозы и вызовы со стороны окружающих и для которого характерна готовность атаковать тех, кто ему не нравится или кажется подозрительным, присуща враждебная установка к другим людям. Однако не все люди, враждебно предрасположенные к окружающим, обязательно агрессивны. Поэтому некоторые авторы видят целесообразность в том, чтобы рассматривать агрессивность как некую предрасположенность к агрессивному поведению.

Фромм

По концепции Фромма, агрессивность делится на доброкачественную и злокачественную, или деструктивную. Первый тип относится к инстинктивным реакциям, тогда как второй – явление экзистенциального свойства, исключительно социальное, его истоки лежат в характере человека.

Готовы реально избавиться от своей проблемы? Тогда не теряйте времени — обратитесь к профессионалам. Анонимное обращение к профессиональному психологу→.

Также по мнению ученого агрессивность – очень сложное явление, сочетающее в себе как генетические предпосылки, так и обусловленность социальными и прочими причинами. Он доказал, что биологически в человеке заложена лишь оборонительная, защитная агрессия. Проявление жестокости, деструктивность – продукт социума.

Основные теории возникновения агрессивного поведения

Существуют три отличные друг от друга группы теорий агрессии:

  1. теории влечения (или инстинкта),
  2. фрустрационная теория агрессии и
  3. теории социального научения (в том числе попытки, относящиеся к психологии мотивации).

Теории влечения в современной психологии считаются устаревшими, а в последнее время это отношение распространилось отчасти и на фрустрационную теорию агрессии. Последняя явилась переходной ступенью от психоаналитической теории влечения к теориям социального научения; она положила начало новейшим исследованиям агрессии и сильно стимулировала их.

Теории влечения

Критиками не оспаривается, что человеческая агрессия имеет свои эволюционные и физиологические корни.

К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны. Хотя современное состояние исследований роли этих гормонов пока мало что дает для психологического изучения агрессии, все же пренебрегать их значением не следует. Более понятными и на сегодняшний день гораздо лучше изученными являются половые различия агрессивного поведения, обусловленные особенностями социализации. Проведенные исследования показывают, что в целом мальчики агрессивнее девочек, а мужчины агрессивнее женщин.

Фрустрационная теория агрессии

В противоположность чисто теоретическим концепциям влечения фрустрационная теория, как она представлена в монографии 1939 г. Долларда и его соавторов, положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Согласно этой теории, агрессия — это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступления целевого состояния, к которому он стремился. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

В приведенной выше формулировке оба эти постулата не подтвердились. He всякая агрессия возникает вследствие фрустрации (в частности, фрустрацией не связана ни одна из форм инструментальной агрессии). И не всякая фрустрация повышает уровень стремления к агрессии (этого не происходит, например, если подвергшийся фрустраций человек воспринимает ее как непреднамеренную или как вполне оправданную). Так называемая гипотеза катарсиса (мы обсудим ее особо), согласно которой агрессивное поведение снижает уровень побуждения к агрессии, также не при всех обстоятельствах соответствует действительности.

Теория социального научения

Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального научения, ведут свое происхождение от теоретических представлений S-R-типа (прежде всего от Халла): в них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление. Наиболее влиятельными представителями этого течения являются Берковитц и Бандура. Первоначально Берковитц стоял на позициях, тесно связанных с фрустрационной теорией агрессии. Отказавшись от невыдерживающего критики постулата о том, что фрустрация всегда ведет к агрессии, он ввел две промежуточные переменные, одна из которых относилась к побуждению, а другая — к направленности поведения, а именно гнев (как побудительный компонент) и пусковые раздражители (запускающие или вызывающие реакцию ключевые признаки). Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направлено действие субъекта, блокируется извне. Однако сам по себе он еще не ведет к поведению, определяемому побуждением данного типа. Чтобы это поведение осуществилось, необходимы адекватные ему пусковые раздражители, а адекватными они станут лишь в случае непосредственной или опосредованной (например, установленной с помощью размышления) связи с источником гнева, т. е. с причиной фрустрации. Таким образом, основополагающей для Берковитца здесь оказывается концепция поведения как следствия толчка, вписывающаяся в парадигму классического обусловливания.

Поскольку гнев представляет собой, с точки зрения Бандуры, всего лишь состояние возбуждения, получающее обозначение лишь постфактум, всякое эмоциональное возбуждение, идущее от негативно воспринимаемой стимуляции (скажем, шум, жара), может влиять на интенсивность агрессивных действий, если только действие вообще пойдет по пути агрессии. В первую очередь поведение определяется привлекательностью предвосхищаемых последствий действий. К числу таких решающих дело последствий относится не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, зависящее от соблюдения внутренне обязательных для личности стандартов поведения. Поэтому при одних и тех же особенностях ситуации вместо агрессии может быть выбрано действие совершенно иного типа, например: подчинение, достижение, отступление, конструктивное решение проблемы и т. д.
0

Лоренц

Конрад Лоренц предложил эволюционный подход, согласно которому агрессия базируется на природном инстинкте борьбы за выживание. Ученый считал, что агрессивная энергия вырабатывается в организме человека непрерывно и постоянно, прорываясь под действием определенных стимулов в случае превышения предельного количества.

Более 1 000 человек уже избавились от своих психологических проблем с помощью профессиональных психологов. Написать психологам прямо сейчас.

Также по теории Лоренца любые живые существа имеют способности к подавлению агрессии. При этом опасные хищники имеют сильные сдерживающие центры, а люди, относящиеся к менее опасным, сдерживаются слабо – этим объясняется высокий уровень насилия людей по отношению к своему виду.

Причины

Психические и психологические причины агрессивного поведения у взрослых и подростков:

  • употребление снотворных лекарств
  • злоупотребление препаратами из группы антидепрессантов
  • проблемы на работе
  • неполадки в личной жизни
  • отсутствие отдыха при интенсивной рабочей загруженности

Мотивы агрессии могут быть такие:

  • враждебные (гнев, ненависть, ярость, эмоциональный срыв)
  • патологические (это следствия психических нарушений: галлюцинации, бред, психозы)
  • авторитарные (связанные со стремлением к власти, человек стремится быть выше окружающих, контролировать их и подчинять)
  • гедонистические (агрессия приносит человеку удовлетворение: моральное или физическое)
  • психической саморегуляции (агрессия помогает человеку обрести психологический комфорт и внутреннюю гармонию)
  • отрицания (агрессивное поведение в таких случаях — способ нарушения существующих правил, норм, законов)

Отдельно некоторые исследователи рассматривают мотивы следования, приобретения и достижения, защитные мотивы агрессии.

Теории агрессивного поведения

Таких теорий существует множество. Наибольшее распространение получили теории Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Агрессию делят на 4 категории:

  • потребность, которая вызвана внешними факторами (этот механизм объясняется фрустрационной теорией)
  • врожденная особенность (объясняется теорией влечения)
  • форма поведения в обществе
  • познавательные и эмоциональные процессы

Бандура

Альберт Бандура, известнейший канадский и американский психолог, которому сейчас 93 года, разработал теорию социального научения, постулатом которой является то, что кроме фрустрированности и неудовлетворенности потенциальный агрессор должен иметь пример для подражания.

Усвоение последовательности агрессивный действий по Бандуре происходит через наблюдение или непосредственный опыт.

Это интересно

Широко известен эксперимент Альберта Бандуры с куклой Бобо, проведенный в начале шестидесятых годов. Этот эксперимент доказал, что те дети, которые наблюдали агрессивное поведение, чаще его впоследствии демонстрировали.

Причем подопытные имитировали поведение взрослых своего пола, то есть мальчики – мужчин, девочки – женщин. Кроме того, мальчики проявляли физическую агрессию чаще девочек.

Берковиц

Леонард Берковиц – ведущий мировой ученый, исследовавший альтруизм и агрессию человека. Его перу принадлежат более ста семидесяти трудов по психологии.

Берковиц выдвинул теорию, согласно которой агрессию порождают особенные стимулы, названные им аверсивными. Под действием этих стимулов, причиняющих боль, фрустрацию и дискомфорт, человек становится готовым проявить агрессию. Однако для ее окончательного проявления нужен посыл. Этим посылом для человека может стать любая вещь или явление, связанное в его сознании с физической или вербальной агрессивностью.

Всю подробную информацию об агрессии вы можете прочитать в нашей главной статье Агрессия — что это, причины, 7 научных теорий, методы борьбы →

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, пора начать работать со своей проблемой. Напишите профессиональным психологам прямо сейчас.

Басс-Дарки

Теория Арнольда Басса говорит о том, что агрессия – это любой вид угрожающего или наносящего ущерб поведения. Басс разделял понятие агрессии и враждебность, которую он определял, как развивающую негативные чувства реакцию.

  • Физическая агрессия;
  • Вербальная агрессия;
  • Косвенная агрессия;
  • Раздражение;
  • Негативизм;
  • Обида;
  • Подозрительность;
  • Чувство вины.

Сейчас метод диагностики состояния агрессии Басса-Дарки пользуется большой популярностью по всему миру.

Читайте также: