Окультуривание растений кратко и понятно

Обновлено: 13.05.2024

Окультуривание растений началось в каменном веке, когда человек наряду с собирательством съедобных плодов, ягод начал выращивать нужные ему растения. Отбирая лучшие по потребительским качествам растения ( крупные плоды, хороший вкус и т.п. ), он вёл бессознательный искуственный отбор. С течением времени непрерывный отбор привёл к созданию культурных растений.

Окультуривание растений началось в каменном веке, когда человек наряду с собирательством съедобных плодов, ягод начал выращивать нужные ему растения. Отбирая лучшие по потребительским качествам растения ( крупные плоды, хороший вкус и т.п. ), он вёл бессознательный искуственный отбор. С течением времени непрерывный отбор привёл к созданию культурных растений.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Урожай плодовых культур

Растения

Человечество много тысячелетий возделывает различные растения, которые входят в рацион питания, и порой становятся его основой. В первую очередь это злаки и корнеплоды, а также различные ягоды, фрукты и овощи. Почему они дают плоды, пригодные в пищу, и как происходило окультуривание этих растений? Что сделало их перспективными для возделывания, и были ли они такими крупными, сочными, богатыми полезными веществами изначально, еще до окультуривания человеком? Это вполне закономерные вопросы, на которые имеются обоснованные ответы.

Многие растения имеют склонность накапливать питательные вещества в определенных своих частях, что делает их съедобными и полезными. Окультуривание сделало их еще более перспективными для выращивания.

Морковь и корнеплоды

Дикая и окультуренная морковь

Дикая и окультуренная морковь

Картофель, морковь, свекла и другие корнеплоды изначально имели склонность откладывать питательные вещества в корне, чтобы успешно перезимовать и вырасти сильным растением с первым потеплением. Так было до окультуривания человеком, но дикие растения имели менее мощные корни. В любом случае, морковь откладывает питательные вещества в первую очередь для самой себя, однако человек заметил такую ее склонность и обернул ее себе на пользу.

С тех пор корнеплоды, сначала дикие, а затем и окультуренные, стали появляться на столе. Картофель проходил окультуривание на американском континенте, репа – в Европе и России. Человек быстро уловил взаимосвязь – если отбирать и высаживать наиболее крупные, сильные растения, они дадут такое же потомство. Самые крупные корнеплоды отбирались и высаживались на семена, и постепенно этот процесс позволил получить современные крупные и жизнеспособные сорта.

Какие травы ест человек?

Рацион растительного питания включает не только корнеплоды, но и различные травы. Это не только зелень в виде укропа или петрушки, но также и многочисленные злаки. Любой злак – это однолетняя трава, которая цветет и дает колос с зерном. Точно так же, как и с корнеплодами, человечество отметило, что имеет смысл высеивать самые крупные зерна и отбирать растения с наиболее тяжелыми колосками, чтобы получать наилучший урожай.

Спустя тысячелетия удалось получить современные сорта с повышенной урожайностью. Но дикие злаки остались в своем прежнем виде, и их можно встретить летом на каждой лужайке. Полевые травы имеют слаборазвитые колоски и мелкие зерна, несмотря на то, что тоже являются полноправными злаковыми культурами.

В процессе аграрной деятельности на юго-востоке окультурили рис, на американском континенте – маис и кукурузу, а на Ближнем Востоке появилась окультуренная пшеница. Изначально все злаки, корнеплоды и плоды собирались человеком на месте их естественного произрастания, однако в дальнейшем люди начали специально сеять растения, переходя от собирательства к земледелию с использованием сначала примитивных, а затем – более совершенных орудий. Успех в этом начинании позволил отказаться от необходимости кочевать, люди начали оседать на плодородных территориях и постоянно жить на них, появились города, началось накопление материальных богатств.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Растениеводство – одна из ведущих отраслей сельского хозяйства. Ее роль в становлении экономики, да и всего человечества, трудно переоценить. Растениеводство – основа продовольственной безопасности страны, от уровня развития биотехнологий и агротехнологий зависит обеспеченность населения продуктами питания.

Отрасли растениеводства

Овощеводство Садоводство Виноградарство Цветоводство Полеводство Лесоводство


1. Овощеводство – это отрасль растениеводства в сельском хозяйстве, занимающаяся разработкой и улучшением технологий культивации овощных и бахчевых культур открытого и закрытого грунта, селекцией и семеноводством. 2. Садоводство – отрасль растениеводства, занимающаяся: возделыванием многолетних плодовых или ягодных культур (плодоводство); выращиванием декоративных растений (декоративное садоводство). 3. Виноградарство – направлено на выращивание высоких урожаев столового и технического винограда. 4. Цветоводство – селекция и выращивание красивоцветущих и других растений в декоративных целях. 5. Полеводство – одна из основных отраслей земледелия (растениеводства), связанная с производством полевых (преимущественно однолетних яровых и озимых) культур. 6. Лесоводство – отрасль растениеводства, занимающаяся изучением, выращиванием и использованием лесных ресурсов; а также научная дисциплина, изучающая методы выращивания, улучшения и повышения продуктивности лесов.

Практическое задание

Технологическая последовательность

1.Восстановите последовательность агротехнологических приёмов при выращивании томатов.

Подготовка почвы к посеву 1

Высадка рассады в теплицу 3

Выращивание рассады 4

Подготовка семян 5

Ответ: … … … … …

Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Растениеводство – одна из ведущих отраслей сельского хозяйства. Ее роль в становлении экономики, да и всего человечества, трудно переоценить. Растениеводство – основа продовольственной безопасности страны, от уровня развития биотехнологий и агротехнологий зависит обеспеченность населения продуктами питания.

Отрасли растениеводства

Овощеводство Садоводство Виноградарство Цветоводство Полеводство Лесоводство


1. Овощеводство – это отрасль растениеводства в сельском хозяйстве, занимающаяся разработкой и улучшением технологий культивации овощных и бахчевых культур открытого и закрытого грунта, селекцией и семеноводством. 2. Садоводство – отрасль растениеводства, занимающаяся: возделыванием многолетних плодовых или ягодных культур (плодоводство); выращиванием декоративных растений (декоративное садоводство). 3. Виноградарство – направлено на выращивание высоких урожаев столового и технического винограда. 4. Цветоводство – селекция и выращивание красивоцветущих и других растений в декоративных целях. 5. Полеводство – одна из основных отраслей земледелия (растениеводства), связанная с производством полевых (преимущественно однолетних яровых и озимых) культур. 6. Лесоводство – отрасль растениеводства, занимающаяся изучением, выращиванием и использованием лесных ресурсов; а также научная дисциплина, изучающая методы выращивания, улучшения и повышения продуктивности лесов.

Практическое задание




Технологическая последовательность

1.Восстановите последовательность агротехнологических приёмов при выращивании томатов.


Процесс окультуривания дикорастущих растений человеком начался ещё в те далекие периоды существования человечества, когда он только-только начал использовать растения в качестве пищевых культур и научился их высаживать и ухаживать за ними. Это произошло примерно в тот же временной промежуток, когда доминирующее положение заняли кроманьонцы.

Постепенно, человек не только научился культивировать однолетние культуры, но также стал искусственно выращивать древесные и кустарниковые формы. С развитие науки и технологий человечество всё больше и больше узнавало о различных аспектах ухода за растениями, их строении и физиологии.

В конечном итоге, люди отметили, что растения, которые проявляют сильные и полезные для человека свойства, способны давать ещё более сильное и полезное потомство. Он стал скрещивать между собой не только отдельных представителей одного вида растений, но также и проводить межвидовые скрещивания, что привело к появлению огромного множества новых растений и их сортов.


при сборе урожая. Вероятно, именно эти недостатки и стали причиной окультуривания пшеницы.
Первыми растениями, которые стали сеять люди, были пшеница и ячмень. Окультуренные растения настолько изменились по сравнению с дикорастущими, что выведенные сорта уже не могли произрастать без вмешательства человека. Опыты исследователя в области земледелия Д.Р. Харлана показали, что дикая пшеница отличалась такой густотой произрастания, что семья древнего собирателя за три недели работы могла собрать больше зерна, чем ей было необходимо на целый год.
И сегодня дикая пшеница в обильном количестве растет на холмистых склонах Ближнего Востока. Человек, работая по технологии неолита, без особых усилий может насобирать килограмм пшеницы. Дикорастущая пшеница быстро созревает, и урожай можно собирать с периодичностью в три недели. Семья опытных собирателей могла за эти три недели собрать достаточно пшеницы (около 1 т), чтобы питаться в течение целого года. Однако собрав пшеницу, ее надо было где-то хранить. Построили амбары. Их надо было охранять и долгое время оставаться поблизости от этого источника пищи. Так появился еще один стимул к оседлому образу жизни.

Когда урожай убирали в жилище, часть зерен, вероятно, теряли, и некоторые из них падали в плодородную почву, так как поселения обычно находились вблизи водоемов и вдали от гористой местности, где преимущественно произрастала дикая пшеница.

Растения, взошедшие на следующий год, относились, как правило, к тому виду, который не мог разбрасывать зерна. Кроме того, они росли ближе к селению, поэтому их собирали в первую очередь. Постоянное повторение этого стихийного отбора привело к тому, что в конце концов самые большие и урожайные поля пшеницы оказались вблизи поселений. Так был сделан решающий шаг к обработке земли.
Иногда охотники и собиратели ухаживали за полезными растениями — пропалывали, подрезали, охраняли молодые побеги. Выкапывая съедобные клубни и коренья, они прореживали густые заросли и перекапывали землю. Охотники и собиратели Юго- Восточной Азии умели даже пересаживать дикие клубнеплоды, аборигены Австралии иногда сажали косточки древесных и кустарниковых плодов, зерна злаков. Это касалось не только съедобных растений, но и таких, которые давали тень или отмечали границы общинных территорий.
Первыми растениями, которые окультурили примерно 8,8 тыс. лет назад в Китае, были рис и просо. Просо — высокое грубое травянистое растение, которое и сейчас растет в Северном Китае. Родиной его дикорастущего предка были безлесные районы в среднем течении Хуанхэ, где распространены лессовые почвы. Уже в начале III тысячелетия до н.э. в деревнях Северного Китая повсеместно выращивали просо. Эти поселения были довольно большими (в них иногда жили до 600 человек). Множество обнаруженных при раскопках хранилищ зерна свидетельствуют о высоком уровне земледелия. Просо, которым питается треть населения земного шара, в США используется в качестве корма для птиц.
Рис — важнейшую сельскохозяйственную культуру Китая — выращивают с конца III тысячелетия до н.э. Его дикая разновидность росла в субтропических районах Южного Китая. Доместикация же риса, вероятно, произошла в Южной Индии или Юго-Восточной Азии. Найдены подтверждения еще более ранней обработки почвы в Юго-Восточной Азии. В Таиланде были обнаружены семена культурных сортов фасоли и гороха, выращенных в VIII тысячелетии до н.э. Рис здесь возделывали, вероятно, на несколько тысячелетий раньше, чем в Китае.

В Америке — Мексике и Перу — среди первых растений человек окультурил кукурузу и картофель. В Мексике с ее разнообразными климатическими условиями и видами почв для этого были особенно хорошие предпосылки. В результате появилось несколько видов съедобных дикорастущих растений. Однако в Мексике они росли на обширных пространствах, поэтому в отличие от Ближнего Востока переход к оседлому образу жизни здесь произошел несколько позже. Первые развитые цивилизации в этом регионе сложились почти на 2 тыс. лет позже, чем в Месопотамии (к началу I тысячелетия до н.э.). В Центральной Америке важнейшим компонентом пищи была кукуруза. Первые находки, связанные с этим растением, относятся к периоду 5,2-3,4 тыс. лет до н.э. Еще раньше выращивали тыкву и бобы. Подтверждения существования земледелия в эпоху неолита в Америке были найдены в пещерах у Мексиканского залива южнее Рио-Гранде (около VII тысячелетия до н.э.).
Высокогорные районы Перу, богатые водой и животными, были заселены, вероятно, еще к XV тысячелетию до н.э. Наиболее древние находки, свидетельствующие о выращивании растений, датируют ранее 5600 г. до н.э. Особые климатические условия прибрежных областей Тихого океана не создавали благоприятных предпосылок для развития сельского хозяйства. Здесь хорошо росла только тыква. В этом районе растения систематически выращивали лишь с середины III тысячелетия до н.э., когда на Тихоокеанское побережье из внутренних районов континента проникла технология возделывания культур.
Так, почти во всех частях Старого Света стали культивировать пшеницу, ячмень, овес, чечевицу и горох; в Америке возделывали тыкву, авокадо, фасоль (бобы) и кукурузу; в Восточной Азии — миндаль, бобы, огурцы, горох, пшеницу и просо, которое вплоть до II тысячелетия до н.э. было в Китае важнее риса. Благодаря тому что пищи было достаточно, охотники меньше рисковали и гибли, они больше не убивали своих новорожденных (что неизбежно для выживания кочующих охотников). В результате существенно возросла численность населения. Часто людей на определенной территории становилось так много, что они не могли прокормиться, поэтому отдельные группы отправлялись на поиски новых мест.
Сегодня необходимых людям протеина и калорий дают хлебные злаки. В мировом рационе их процентный вклад ныне выглядит так: пшеница — 28%, кукуруза и маис — 27, рис — 25, ячмень — 10, другие злаки — 10%1.

Огромное разнообразие культурных растений, благодаря которым у нас сегодня есть множество вкусных и полезных продуктов питания, современные люди воспринимают как должное. Между тем, окажись мы в каменном веке, то не нашли бы там ни крупных и сочных яблок, ни сладких жёлтых бананов, ни огромных початков кукурузы. А многие дикорастущие растения, которые являются предками современных культурных, мы, вероятно бы, даже не узнали. В этом посте — о том, как изменились за прошедшие сотни и тысячи лет культурные растения благодаря методам селекции и нашим предкам.

1) Яблоня

Это растение известно людям с древнейших времён. Существует несколько видов дикой яблони, распространённых в Европе и Азии. При этом, согласно генетическим исследованиям, предками современных культурных сортов являются два вида: яблоня Сиверса и дикая лесная яблоня.



Дикая лесная яблоня

Оба этих вида имеют маленькие плоды (размером от 2 до 5 см) и не самый приятный вкус. Яблоки Сиверса горьковаты на вкус, а плоды дикой лесной яблони очень кислые. Однако скрещивание и селекция этих видов привело к возникновению современных культурных сортов.

Считается, что первыми начали целенаправленно выращивать яблони жители Средней Азии, жившие к западу от горы Тянь-Шань, и произошло это более 2000 лет назад. После завоеваний Александра Македонского яблони попали в Грецию, а оттуда распространились по всей Европе. Греки и римляне немало потрудились, чтобы вывести новые сочные и сладкие сорта яблок.

В России яблоки долгое время были чуть ли не единственным фруктом. Яблони появились в монастырских садах ещё в 11 веке, а в 18 веке русский селекционер Болотов описал уже около 600 сортов яблок.

2) Пшеница, кукуруза и другие злаки

Злаки известны людям очень давно, и именно с возделывания пшеницы, ячменя и других злаков более 10 тыс. лет назад началась неолитическая революция. Родиной пшеницы и ячменя является Ближний Восток, их выращивание началось, вероятно, на территории современных Ирака и Турции.


Дикорастущие виды заметно отличались от современных культурных. У них были более мелкие зёрна и меньшее их число в колосе. Но главным недостатком было то, что созревшие зёрна сразу осыпались на землю, поэтому собирать их было очень сложно. Лишь со временем были выведены сорта, которые было удобно собирать — жать целые колосья вместе с зёрнами, а затем их обмолачивать.

Кукурузу американские индейцы начали выращивать более 5000 лет назад. Точный предок современной кукурузы не установлен, но самое близкое к ней из дикорастущих растений — теосинте — выглядит так:


Мало того, что у него мало зёрен и они маленькие, так и имеют эти зёрна ещё довольно твёрдую оболочку.

3) Бананы

Банан мы знаем как мягкий и сладкий фрукт жёлтого цвета. Но дикие предки бананов были совсем другими. Это были маленькие, зелёные и твёрдые плоды, вдобавок наполненные семенами.


Тем не менее люди нашли что-то полезное в этом фрукте. Несколько тысяч лет назад люди начали выращивать бананы в Юго-Восточной Азии, а затем они постепенно распространились по всему миру.

Селекция бананов заняла довольно длительное время. Ещё испанские завоеватели, которые 500 лет назад завезли бананы в Америку, считали их кормом для рабов и животных. В это время бананы ещё были несъедобными в сыром виде, их нужно было варить или жарить. Лишь к концу 19 века были выведены современные сорта бананов, которые быстро стали одним из любимых продуктов питания у жителей США и Европы.

4) Морковь

Дикорастущая морковь издавна произрастала на обширных территориях Евразии. Люди употребляли корнеплоды этого растения в пищу, но у дикой моркови они горькие и жёсткие, так что популярностью этот овощ не пользовался. Морковь была известна древним греками и римлянам, но в эпоху Средних веков она была забыта.


Вернулась же морковь в Европу с Востока. Считается, что местом, откуда происходят современные сорта моркови, является территория современного Афганистана, именно здесь примерно в 10 веке морковь стали выращивать специально. В 12-13 веках морковь вновь попала в Европу. В это время морковь была разных цветов — от белой до фиолетовой. Лишь в 16-17 веках в Голландии были выведены привычные нам оранжевые сорта моркови с толстыми сладкими корнеплодами.

5) Арбузы

Родиной арбузов является Юго-Западная Африка. Дикие предки современных арбузов до сих пор произрастают в пустыне Калахари.


Дикие арбузы в пустыне

Плоды диких арбузов маленькие — размером не больше 10 см и горькие на вкус. Ещё 4000 лет назад их обнаружили древние египтяне и начали выращивать, правда, не для употребления в пищу, а для получения масла из семян. Древние римляне стали засаливать арбузы и варить из него варенье.

Постепенно арбузы начали выращивать в разных странах. Они становились больше и слаще, но ещё в 17 в. арбузы довольно сильно отличались от современных:


Арбузы на картине итальянского художника 17 в.

Заметный вклад в селекцию арбузов внесла Россия, куда арбуз попал ещё в 13 в. После падения Астрахани прикаспийские степи стали одним из главных центров разведения арбузов, где были выведены большие, сладкие и засухоустойчивые сорта.

6) Персики

Как понятно из названия, в Россию и Европу персики попали из Персии. Однако родиной персиков является Китай, и здесь эти фрукты стали выращивать ещё 4000 лет назад.


примерно так выглядели дикорастущие предки персика

Учёные склоняются к тому, что современные персики являются результатом гибридизации нескольких видов, однако дикие предки персика были очень маленькими с большой косточкой и солоноватым вкусом, а их размер был всего 2-3 см. Современный персик примерно в 60 раз (по весу) больше своих диких предшественников.

7) Огурцы

Огурцы начали выращивать в Индии очень давно, около 4-6 тысяч лет назад. Древние греки и римляне выращивали огурцы в большом количестве и считали их очень полезным для здоровья продуктом. Подробности же селекции огурцов неизвестны, но дикие огурцы до сих пор в большом количестве произрастают в Индии.


Дикорастущие огурцы маленькие, горькие и очень колючие. Местные жители используют их заросли для украшения заборов и стен.

8) Капуста

Капуста — одно из немногих культурных растений, которое происходит не из каких-то отдалённых мест, а с территории Европы.


Также дикорастущая капуста вполне съедобна и имеет вкус, напоминающий обычные культурные сорта белокочанной капусты. Правда, листья этой капусты более жёсткие и, конечно, не образуют кочанов.

Капусту начали выращивать в Южной Европе более 4 тысяч лет назад. Древние греки и римляне очень любили капусту и считали, что она излечивает от многих болезней. Издревле выращивали капусту и славяне, у которых она была одной из главных овощных культур.

Что же в итоге? Иногда встречается мнение, что селекция и искусственный отбор — нечто, напоминающее методы современной генной инженерии. На самом деле нет. Наши предки, занимаясь выведением культурных сортов, не вмешивались в генотип и скрещивали между собой лишь близкородственные виды. Так что скорее наоборот — вышеприведённые примеры это примеры успеха традиционных методов селекции, показывающие, чего можно добиться без применения ГМО.

Читайте также: