Кочевые арабы это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Арабские племена были кочевыми, полуоседлыми или оседлыми. Основой их хозяйственной жизни являлись скотоводство и оазисное земледелие, дополнявшиеся на побережье рыболовством.

Там, где регулярно выпадали дожди, занимались главным образом садоводством и огородничеством, а в горных областях — террасным земледелием. Выращивали рис, хлебные злаки, лён, сахарный тростник. Южноаравийскую пшеницу экспортировали в другие районы полуострова.

Наскальные изображения в Центральной Аравии свидетельствуют о том, что в глубокой древности арабы разводили крупный рогатый скот. А значит, в те времена климатические условия здесь были гораздо благоприятнее, нежели в исторически обозримом прошлом.

Арабские племена, населявшие в VII веке Аравийский полуостров делились на на южно-арабские и северо-арабские племена. Многие из них вели кочевой образ жизни, поскольку климат и условия большей части полуострова располагали к кочевому скотоводству. Разводили бедуины главным образом верблюдов, и уж потом коз, еще реже овец.

Огромные пространства занимают пустынные земли, только весной, после дождей, на короткое время там появляется растительность и открываются пастбища для скота. Быт бедуинов из века в век не менялся. Верблюды являлись капиталом кочевников. Эти животные хорошо приспособлены к жаркому климату, выносливы и могут несколько дней не пить. Когда заканчивалась вода и люди не знали, куда идти, степняки выпускали верблюда вперед и шли за ним. Верблюжий навоз служил топливом. Все денежные расчеты у бедуинов происходили в верблюдах: так за пленника требовали сто верблюдов.

Бедуины делились на племена, племена на колена, колена на роды и семьи. Обычно перемещались племенами, состоявшими не более тысячи человек. Степняки не имели властей, обычно за главой семьи или рода было решающее слово: он принимал участие в спорах, мог умертвить ребенка (лишний рот), прогнать сына или усыновить другого. Тот, кто был богат считал своей обязанностью платить долги за своих бедных родственников, кормить скот. Во главе лагеря стоял старейшина, которого выбирали (сайд - “оратор”). Для войны выбирали другого вождя. Обычно старейшина по вечерам обсуждал общие дела, прибыль от набегов как правило он отдавал на выкуп пленных, иногда к нему также обращались чтобы рассудил в споре.

В современное время во главе племени стоит шейх, это звание передается от отца к сыну. Издавна у бедуинов существует традиция кровной мести. Но есть и более гуманный способ решения межплеменных конфликтов: шейхи, которые не участвуют в конфликте договариваются о выплате материальной компенсации нанесенного ущерба и после этого объявляется “сульха” (прощение) и конфликт считается исчерпанным.

Когда приходит время выдавать дочь замуж, то семья невесты требует потенциального жениха заплатить “марх” или, по другому, заранее оговоренный выкуп за невесту. На эти деньги покупаются украшения. Традиционная бедуинская свадьба проводится в палатке, даже если у семьи есть фешенебельный дом или квартира. Так принято. Чем больше гостей на свадьбе, тем уважаемой считается семья. Свадьба длится три дня. Первый вечер проводятся танцы, рисование хной. Второй день отводится для самой свадьбы, невеста должна быть в белом платье. Третий день - накрывают праздничный стол для родственников, друзей, и основным блюдом подается мясо.

Единственное фундаментальное различие, которое можно приписать арабам, обусловленное их традициями и образом жизни, это деление на оседлых и кочевых арабов. Понимание этого различия необходимо, и о нем всегда нужно помнить при изучении их истории.

кочевники

Кочевники, или, как их чаще называют, бедуины, от Марокко до Аравии ведут один и тот же образ жизни, носят одинаковую одежду и имеют одни и те же нравы, которые нисколько не изменились за последние тысячелетия и вряд ли изменятся. Как и в библейские времена, они живут племенами, меняя места, как только их стада истощат все пастбища, где они временно расположили свой лагерь. Оседлый же араб, напротив, подстраивается под места или различные народы, с которыми он вступает в контакт.

Деление арабов на оседлых и кочевых

Это деление арабов на оседлых и кочевых полностью соответствует тому, что закрепилось в преданиях. Последние действительно рассказывают о трех родах, стоявших у истоков зарождения арабов, первый из которых исчез еще до появления ислама. Второй сформировался из потомков Кахтана (Йоктан в Библии) – оседлое население, живущее в Йемене и считающееся самой чистой арабской расой. Третья ветвь восходит к Исмаилу, сыну египетской рабыни Авраама.

Из всего вышесказанного о смешениях разных народов, которые сегодня составляют арабское население, становится ясно, что не существует чисто арабского типа, как это обычно принято считать. Дать описание типичному представителю арабов, то есть типу, о котором можно было бы сказать, что он присущ только арабу, мне кажется таким же невозможным, как и описать чистый французский или итальянский тип.

Из всех попыток дать определение физическому типу арабов, одна, которая мне показалось наиболее соответствующей большому числу представителей чистой расы, принадлежит бывшему главному хирургу египетской армии Ларрею.

В этой и последующей главах мы попытаемся представить эскиз жизни арабов в течение нескольких веков после Мухаммеда. Только изучив их нравы и обычаи, появляется возможность понять процесс возникновения политических и социальных институтов, которые существовали в их империи.
Основные черты этого эскиза будут черпаться из жизненных наблюдений арабов в настоящее время. Такой метод применим только к немногим народам. Легко показать, что, прежде всего, он применим к населению Востока, историю которого мы изучаем.
Одной из характерных черт цивилизации западных наций является быстрота изменений, которой они подвергаются. Когда сопоставляют некоторые эпохи, не так далеко стоящие друг от друга, такие, например, как эпоха Карла и Людовика XIV, кажется, что речь идет о совершенно разных мирах. Искусство, промышленность, наука, социальная жизнь, даже язык - все изменилось.
Но эти отмеченные изменения от одной эпохи к другой являются глубокими только по отношению к высшим слоям общества, так как история, в основном, ими и занимается. Эти изменения очень слабы у средних и низших слоев, которые образуют основу каждой нации. Сумма научных литературных знаний, искусство, развитие промышленности в течение веков оказывают очень слабое влияние на судьбу толпы. Несомненно, различие между окружением Карла Мартеля и Людовика XIV большое, но между кузнецом, торговцем, крестьянином этих двух эпох различие очень слабое. Даже сегодня, некоторые бретонские крестьяне мало отличаются от своих предков, живших тысячу лет тому назад.
Какое бы слабое не было различие, однако, оно существует, так как изменилась среда. Бретонский крестьянин, о котором я только что говорил, может по развитию не выше своих предков, но даже в самой глухой деревне, где говорят только на местном наречии, он живет в среде, отличной от той, в которой жили его отцы. Он получает отражение, шедшее пусть издалека, из цивилизации, которая постоянно меняется.
Традиционное мнение в Европе - народы Востока не меняются. Несомненно, сегодня они мало меняются. Но раньше они часто менялись, по крайней мере, социальные прослойки, поддающиеся этим изменениям. Большое расстояние между арабским сеньором двора короля Баадбил и тем из окружения Омара, еще больше между ученым из университетов Багдада и Кордовы и пастором старинной Аравии. Только в низших социальных слоях изменения минимальны, и выше мы отметили, что этот феномен наблюдается везде. Таким образом, очевидно, что различие между оседлыми арабами времен Мухаммеда и их потомками, и особенно между кочевыми арабами, слабое.
Как для народов Запада, так и Востока, мы должны отдельно рассмотреть развитие отдельных социальных категорий, так как развитие это сильно отличается.
Но, обозначив эти основные различия, нужно признать, что арабы теперь со временем меняются меньше, чем европейцы. Их стабильность проистекает не только из-за того, что их старинная цивилизация исчезла, но, прежде всего, из-за того, что Коран, будучи собранием тесно связанных между собой религиозных, политических и цивильных законов, регламентирует постоянство одних, что приводят к постоянству других. Последователи пророка оказались в сетях традиций и обычаев, и они получили большую власть над душами, и стало невозможным их разрешить. Нравы, привычки большей части арабов, таким образом, стали почти неизменными на протяжении веков, и поэтому возможно восстановление их прошлого существования, изучая их настоящую жизнь.
Прежде всего, это для оседлых арабов и, особенно, для кочевников изменения были минимальны. Для городских жителей, оказавшихся под различными завоевателями, они были более значительными. Но эти завоеватели всегда принимали Коран, и так как Коран проникал во все детали жизни арабов, основы нравов и привычек мало изменились. Хотя настоящее время не является точной картиной прошлого, но его достаточная схожесть позволяет восстановить прошлое.
Социальная жизнь арабов была различной в зависимости от среды обитания: пустыня, деревня или город, поэтому мы изучим отдельно под этими тремя аспектами.

Жизнь арабов-кочевников.

Мы в достаточном объеме описали характер арабов-кочевников, чтобы к этому не возвращаться, и мы только дополним то, что говорили при описании материальной стороны их существования.
Описывать нравы и обычаи кочевников легче, чем оседлых жителей деревень и, особенно, городских жителей. На самом деле, жизнь первых сведена к очень простой форме и свободной от сложностей, к которым приводит оседлость. Следующее описание, которое я заимствую у Коста, дает в несколько линий картину, описывающую их обычаи. Оно касалось одного независимого кочевого племени пустыни, окаймляющей долины Нила, и сделано пятьдесят лет тому назад. Но условия существования, возникшие в результате жизни в пустыне, так мало подвержены изменениям, что такое описание применимо к кочевникам - современникам Соломона. Тем, кто жил во времена Мухаммеда или кто будет жить дальше на протяжении веков до тех пор, пока природа не изменится, и не будет пустынь ни в Аравии, ни в Африке.

" Араб вскакивает на лошадь на заре и возвращается в свою палатку только при заходе солнца. В течение дня он кормится финиками, несколькими зернышками дураба или пшеницы, пасет свою лошадь, если по пути встретит растущие травы. Вечером, когда он возвращается в свою палатку, его жена ему готовит чашку молока, несколько фиников и мед.
Араб посещает города лишь для того, чтобы продать продукции своего племени, верблюдов, лошадей; он никогда не ночует ни в одном городе. Когда он раскидывает палатки, обрабатывает несколько федан земли, чтобы получить для своих нужд пшеницу, ячмень и дураб. Независимость его жизни придает ему гордый вид; он никогда не унижается как феллах. Его шаг уверенный, глаза живые, взгляд острый. Умеренность и упорядоченность его жизни отделяет его и его семью от болезней, которые удручают феллахов. Их кровь так же чиста, каким является воздух, которым они дышат в пустыне.
Основные занятия арабских женщин - это доение овец и коров, молот муки на ручной мельнице, состоящей из двух маленьких каменных жерновов. Они пекут хлеб, готовят пищу, следят за детьми, ткут грубую ткань для одежд; они также ткут ковры и ткань для своих палаток.
Когда племя в движении, женщины по двое располагаются на бодеджах (baudegj), нечто похожее на корзину, прикрепленных на спине верблюда; эта корзина построена из ветвей олеандры, дно которого покрыто шкурой овцы, и верхняя часть прикрыта полотном для защиты от ветра и солнца. Свернутые в клубок в этой палатке, они заняты хозяйством, размалывая зерно на своих маленьких мельницах, готовят блюда на каждый день, и при первой же остановке пекут хлеб на горячей золе или на маленькой плите, иногда на очаге. Как горючее они используют верблюжий навоз.
Палатка вождя в центре, палатки женатых детей справа и слева; далее следуют палатки других родственников, а дальше слуг. Лошади расположены перед палатками, чтобы при малейшей тревоге вскочить на них и чтобы всегда иметь их перед глазами. Позади них коровы, верблюды, овцы и козы. Последние располагаются в ограде.
Очень часто верблюды выстраиваются в круг вокруг палатки сторожей. Вне лагеря на некотором расстоянии располагаются маленькие палатки для людей, назначенных на ночь на охрану лагеря.
Все палатки низкие, встать в рост можно только в центре. Форма у них всегда прямоугольная, никогда не круговая; их можно закрыть по всей окружности, но обычно оставляют открытой часть палатки направленной на север, чтобы оттуда принимать свежий ветер. Ткань для палаток делают из ниток, сделанных из шерсти козы и верблюда. Капли дождя и росы только скользят по ткани и никогда не просачиваются во внутрь, поэтому они защищены от грозы, ветра и солнца."

Предыдущее я дополню описанием внутренней обстановки палаток, к тому же очень простой. Каждая из них содержит только необходимые в кочевой жизни предметы: прежде всего оружие, в частности, копье длиной 3-4 метра, железная плита для выпечки хлеба, кастрюля для супа, кофейник, ступа, кожаный мешок для воды, одежда и другие незначительные предметы. Легко понять, что люди, потребность которых такая незначительная, никогда не знали хозяев.

Восстановление старинной жизни арабов.

В этой и последующей главах мы попытаемся представить эскиз жизни арабов в течение нескольких веков после Мухаммеда. Только изучив их нравы и обычаи, появляется возможность понять процесс возникновения политических и социальных институтов, которые существовали в их империи.
Основные черты этого эскиза будут черпаться из жизненных наблюдений арабов в настоящее время. Такой метод применим только к немногим народам. Легко показать, что, прежде всего, он применим к населению Востока, историю которого мы изучаем.
Одной из характерных черт цивилизации западных наций является быстрота изменений, которой они подвергаются. Когда сопоставляют некоторые эпохи, не так далеко стоящие друг от друга, такие, например, как эпоха Карла и Людовика XIV, кажется, что речь идет о совершенно разных мирах. Искусство, промышленность, наука, социальная жизнь, даже язык - все изменилось.
Но эти отмеченные изменения от одной эпохи к другой являются глубокими только по отношению к высшим слоям общества, так как история, в основном, ими и занимается. Эти изменения очень слабы у средних и низших слоев, которые образуют основу каждой нации. Сумма научных литературных знаний, искусство, развитие промышленности в течение веков оказывают очень слабое влияние на судьбу толпы. Несомненно, различие между окружением Карла Мартеля и Людовика XIV большое, но между кузнецом, торговцем, крестьянином этих двух эпох различие очень слабое. Даже сегодня, некоторые бретонские крестьяне мало отличаются от своих предков, живших тысячу лет тому назад.
Какое бы слабое не было различие, однако, оно существует, так как изменилась среда. Бретонский крестьянин, о котором я только что говорил, может по развитию не выше своих предков, но даже в самой глухой деревне, где говорят только на местном наречии, он живет в среде, отличной от той, в которой жили его отцы. Он получает отражение, шедшее пусть издалека, из цивилизации, которая постоянно меняется.
Традиционное мнение в Европе - народы Востока не меняются. Несомненно, сегодня они мало меняются. Но раньше они часто менялись, по крайней мере, социальные прослойки, поддающиеся этим изменениям. Большое расстояние между арабским сеньором двора короля Баадбил и тем из окружения Омара, еще больше между ученым из университетов Багдада и Кордовы и пастором старинной Аравии. Только в низших социальных слоях изменения минимальны, и выше мы отметили, что этот феномен наблюдается везде. Таким образом, очевидно, что различие между оседлыми арабами времен Мухаммеда и их потомками, и особенно между кочевыми арабами, слабое.
Как для народов Запада, так и Востока, мы должны отдельно рассмотреть развитие отдельных социальных категорий, так как развитие это сильно отличается.
Но, обозначив эти основные различия, нужно признать, что арабы теперь со временем меняются меньше, чем европейцы. Их стабильность проистекает не только из-за того, что их старинная цивилизация исчезла, но, прежде всего, из-за того, что Коран, будучи собранием тесно связанных между собой религиозных, политических и цивильных законов, регламентирует постоянство одних, что приводят к постоянству других. Последователи пророка оказались в сетях традиций и обычаев, и они получили большую власть над душами, и стало невозможным их разрешить. Нравы, привычки большей части арабов, таким образом, стали почти неизменными на протяжении веков, и поэтому возможно восстановление их прошлого существования, изучая их настоящую жизнь.
Прежде всего, это для оседлых арабов и, особенно, для кочевников изменения были минимальны. Для городских жителей, оказавшихся под различными завоевателями, они были более значительными. Но эти завоеватели всегда принимали Коран, и так как Коран проникал во все детали жизни арабов, основы нравов и привычек мало изменились. Хотя настоящее время не является точной картиной прошлого, но его достаточная схожесть позволяет восстановить прошлое.
Социальная жизнь арабов была различной в зависимости от среды обитания: пустыня, деревня или город, поэтому мы изучим отдельно под этими тремя аспектами.

Жизнь арабов-кочевников.

Мы в достаточном объеме описали характер арабов-кочевников, чтобы к этому не возвращаться, и мы только дополним то, что говорили при описании материальной стороны их существования.
Описывать нравы и обычаи кочевников легче, чем оседлых жителей деревень и, особенно, городских жителей. На самом деле, жизнь первых сведена к очень простой форме и свободной от сложностей, к которым приводит оседлость. Следующее описание, которое я заимствую у Коста, дает в несколько линий картину, описывающую их обычаи. Оно касалось одного независимого кочевого племени пустыни, окаймляющей долины Нила, и сделано пятьдесят лет тому назад. Но условия существования, возникшие в результате жизни в пустыне, так мало подвержены изменениям, что такое описание применимо к кочевникам - современникам Соломона. Тем, кто жил во времена Мухаммеда или кто будет жить дальше на протяжении веков до тех пор, пока природа не изменится, и не будет пустынь ни в Аравии, ни в Африке.

" Араб вскакивает на лошадь на заре и возвращается в свою палатку только при заходе солнца. В течение дня он кормится финиками, несколькими зернышками дураба или пшеницы, пасет свою лошадь, если по пути встретит растущие травы. Вечером, когда он возвращается в свою палатку, его жена ему готовит чашку молока, несколько фиников и мед.
Араб посещает города лишь для того, чтобы продать продукции своего племени, верблюдов, лошадей; он никогда не ночует ни в одном городе. Когда он раскидывает палатки, обрабатывает несколько федан земли, чтобы получить для своих нужд пшеницу, ячмень и дураб. Независимость его жизни придает ему гордый вид; он никогда не унижается как феллах. Его шаг уверенный, глаза живые, взгляд острый. Умеренность и упорядоченность его жизни отделяет его и его семью от болезней, которые удручают феллахов. Их кровь так же чиста, каким является воздух, которым они дышат в пустыне.
Основные занятия арабских женщин - это доение овец и коров, молот муки на ручной мельнице, состоящей из двух маленьких каменных жерновов. Они пекут хлеб, готовят пищу, следят за детьми, ткут грубую ткань для одежд; они также ткут ковры и ткань для своих палаток.
Когда племя в движении, женщины по двое располагаются на бодеджах (baudegj), нечто похожее на корзину, прикрепленных на спине верблюда; эта корзина построена из ветвей олеандры, дно которого покрыто шкурой овцы, и верхняя часть прикрыта полотном для защиты от ветра и солнца. Свернутые в клубок в этой палатке, они заняты хозяйством, размалывая зерно на своих маленьких мельницах, готовят блюда на каждый день, и при первой же остановке пекут хлеб на горячей золе или на маленькой плите, иногда на очаге. Как горючее они используют верблюжий навоз.
Палатка вождя в центре, палатки женатых детей справа и слева; далее следуют палатки других родственников, а дальше слуг. Лошади расположены перед палатками, чтобы при малейшей тревоге вскочить на них и чтобы всегда иметь их перед глазами. Позади них коровы, верблюды, овцы и козы. Последние располагаются в ограде.
Очень часто верблюды выстраиваются в круг вокруг палатки сторожей. Вне лагеря на некотором расстоянии располагаются маленькие палатки для людей, назначенных на ночь на охрану лагеря.
Все палатки низкие, встать в рост можно только в центре. Форма у них всегда прямоугольная, никогда не круговая; их можно закрыть по всей окружности, но обычно оставляют открытой часть палатки направленной на север, чтобы оттуда принимать свежий ветер. Ткань для палаток делают из ниток, сделанных из шерсти козы и верблюда. Капли дождя и росы только скользят по ткани и никогда не просачиваются во внутрь, поэтому они защищены от грозы, ветра и солнца."

Предыдущее я дополню описанием внутренней обстановки палаток, к тому же очень простой. Каждая из них содержит только необходимые в кочевой жизни предметы: прежде всего оружие, в частности, копье длиной 3-4 метра, железная плита для выпечки хлеба, кастрюля для супа, кофейник, ступа, кожаный мешок для воды, одежда и другие незначительные предметы. Легко понять, что люди, потребность которых такая незначительная, никогда не знали хозяев.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: