Типология регионов рф кратко

Обновлено: 07.07.2024

Российские регионы традиционно различаются по большинству экономических и социальных параметров. За годы реформ в силу ряда факторов (наличие или отсутствие экспортно-ресурсного потенциала, степень падения производства, демографическая ситуация и др.) эта дифференциация существенно возросла. В настоящее время разница в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации составляет 10-15 раз. Таким образом, в регионах наблюдаются качественно различные типы социально-экономической ситуации. Типологизация регионов, то есть разделение их на несколько однородных групп, есть необходимое условие выработки оптимальной региональной политики. Принадлежность региона к определенному типу во многом обусловливает модель управления его социально-экономическим развитием.

Одна из важнейших целей многих разрабатываемых в России региональных типологий – выявление кризисных территорий для последующего применения к ним определенных механизмов региональной политики (например, выделение субсидий из федерального бюджета).

Наиболее объективную картину ситуации в регионах, которая в известной степени может служить базой для формирования эффективной региональной политики, способны представить комплексные типологии на основе социально-экономических критериев.

Типологии, основанные на социально-экономических критериях, используют, как правило, несколько групп показателей:

- финансовые, характеризующие рынок труда,

- показатели уровня жизни, транспорта и связи, инновационного потенциала.

Цель исследования определяет отбор: какие именно и сколько показателей из перечисленных групп будет использовано. При отборе показателей, построении индексов и интерпретации результатов применяется экспертный подход.

Приведем пример типологии регионов, подготовленной московским Независимым институтом социальной политики. Базовыми дифференцирующими признаками, выделенными на основе экспертного и аналитического опыта, выбраны два – уровень экономического развития региона и освоенность территории.

Уровень экономического развития региона и как его составная часть – экономическое положение домохозяйств – главный дифференцирующий признак в современный переходный период. В типологии оценки даются по следующим показателям:

- ВРП на душу населения (к среднему по России, с учетом различий в стоимости жизни),

- отношение денежных доходов к прожиточному минимуму,

Фактор освоенности территории, очень значимый для огромной России, отражает степень благоприятности климата, обеспеченность инфраструктурой, тип хозяйственного использования территории и др. В типологии используются такие показатели, как плотность населения, состояние рынка труда, коэффициент миграционного прироста, ожидаемая продолжительность жизни.

На основании вышеназванных индикаторов авторы типологии выделили четыре основных типа регионов Российской Федерации:

- относительно развитые или опережающие по доходу,

Внутри каждого из этих типов выделено два подтипа – регионы освоенной и слабоосвоенной зон.

Согласно типологии к группе лидеров отнесены только Москва и Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.

Среди относительно развитых выделено 12 регионов освоенной зоны и 9 регионов слабоосвоенной зоны с более высокими доходами. Первый подтип включает, в частности, Санкт-Петербург, республики Татарстан и Башкортостан, Московскую, Самарскую, Ярославскую, Свердловскую области. Ко второму подтипу отнесен ряд экспортно-ресурсных регионов, в том числе республики Саха, Коми и Карелия, Красноярский и Хабаровский края.

Вместе с тем остается ряд моментов, которые необходимо учитывать при формировании национальной инновационной системы. В частности, следует отметить все еще невысокий уровень межрегионального взаимодействия (создающиеся центры трансферта технологий в основном нацелены на международную кооперацию, что связано с юридическими ограничениями в инновационном секторе и сужением возможностей регионального и межрегионального сотрудничества), а также неравномерное распределение научного потенциала на территории России.

Дальневосточный регион, например, значительно отстает в области развития инновационной инфраструктуры от среднего по стране уровня. В то время как в Центральном федеральном округе функционирует 20, а в Приволжском – 13 центров трансферта технологий (их основной задачей является коммерциализация научных разработок), Дальневосточный регион, обладающий большим инновационным потенциалом, имеет только 4 центра. Основные задачи при формировании региональной инновационной политики на данном этапе – создание региональной информационной сети, базы данных инновационных разработок и продуктов, центров по подготовке инновационных менеджеров, юридических офисов коммерциализации инновационных разработок, а также развитие структуры, которая способствовала бы эффективному взаимодействию частных инвесторов и предпринимателей.

Недавно при Дальневосточном государственном техническом университете был создан образовательный центр по венчурному предпринимательству. Однако для такого большого региона одного центра обучения специалистов в инновационной сфере, безусловно, мало.

Для обеспечения устойчивого развития регионов России, а также в свете формирования национальной инновационной системы следует:

- обеспечить более равномерное распределение научного потенциала по территории Российской Федерации (особое внимание и преференции — для регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири);

- создать сети межрегиональных и региональных научно-инновационных центров, приближенных к конкретным потребностям в наукоемких продуктах на местах.

Назрела необходимость согласования региональных нормативных актов и федерального законодательства в инновационной сфере, включая систему стимулов, предусматривающую стратегию развития регионов. Субъекты Российской Федерации не имеют достаточных полномочий для влияния на инновационную политику государства, что помимо всего тормозит и развитие государственно-частного партнерства на региональном уровне. В связи с этим, по-видимому, нужно использовать опыт промышленно развитых стран по формированию национальной и региональной политики инновационного развития.

Заключение

Таким образом, типология регионов – это разделение регионов на группы, выделяемые на основе одного или совокупности нескольких существенных признаков (это одно из возможных определений типологии). Проводиться типология регионов может с разными целями: как научно-познавательными (в том числе для наглядного описания картины межрегиональных различий), так и практическими (например, выделение проблемных регионов в рамках региональной политики).

Частные типологии могут основываться не только на количественных, но и качественных признаках. Самым типичным примером таких типологий являются типологии, проводимые для целей региональной политики. В этом случае основным признаком являются проблемы регионов, требующие своего решения.

Думается, частные типологии не менее значимы, нежели комплексные. Если комплексные типологии позволяют получить представление об экономике регионов в целом, то частные типологии позволяют лучше разобраться в отдельных элементах экономики регионов.

Но, по нашему мнению, анализ социально-экономической ситуации регионов России на основании только частных показателей затрудняет получение целостной картины о состоянии социально-экономической системы региона. Более того, высокие или низкие значения отдельных параметров могут дать искаженные представления об уровне и динамике состояния социальной, экономической и др. сфер жизнедеятельности региона в целом. Определение комплексной оценки социально-экономической ситуации в регионе путем расчета интегрального показателя развития, с нашей точки зрения, предоставляет возможность более полного учета региональных особенностей при проведении типологизации регионов с целью выработки эффективной региональной политики.

Расчет любых интегральных показателей состоит из трех этапов: выбора частных индикаторов, из которых будет строиться интегральный показатель; трансформации частных индикаторов для их сравнимости друг с другом; этот этап необходим в силу того, что при расчете интегральных индикаторов суммируются совершенно разные частные индикаторы, в том числе измеряемые в разных единицах (рублях на душу населения, процентах и т. п.); выбора способа агрегирования трансформированных частных индикаторов.

Список литературы

1. Арсентьева И.И. Российские регионы в системе национальной безопасности: монография. – М.: Восток - Запад, 2008. – 223 с.

2. Бамбаева Н.Я., Борзова А.С. Методика разработки и реализации стратегического плана социально-экономического развития территории// Региональная экономика; теория и практика. 2006. № 7 (34). С. 43-48.

3. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. – М.: Издательство ЛКИ, 2009. – 251 с.

5. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.

6. Ларина Т.Н. Теоретико-методологические аспекты статистического исследования регионального развития: монография. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2010. – 150 с.

7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. – М.: РИОР, 2009. – 154 с.

Приложения

Читайте также: