Исполнительная власть японии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Нестандартное развитие Японии в течение минувших ста лет заставляет приковывать к себе особое внимание многочисленных ученых и наблюдателей, представляющих различные мировые державы. В максимально короткие сроки Страна восходящего солнца достигла колоссальных успехов в области модернизации экономики, общественного строя, поравнявшись с наиболее развитыми государствами мира.

Фантастическое восстановление Восточноазиатской страны после безоговорочного поражения в ходе Второй мировой войны – настоящий феномен. Так, уже к началу XXI столетия Япония признана передовым двигателем глобальной экономики.

Многовековую историю политического развития азиатской империи невозможно проложить в прямую линию: процесс становления государства часто проходил с торможением формирования главенствующих демократических норм и принципов, а также социальных институтов.

Устройство системы государственного управления

Япония – унитарное правовое демократической государство, где в качестве формы правления главенствует парламентарная монархия. Следовательно, власть и полномочия императора здесь крайне ограничены.

Первостепенный закон – Конституция, вступившая в силу в 1947 году. Данным нормативно-правовым актом утвержден нынешний статус императора, являющегося главным символом страны, а также единства народа.

Государственная территория разделена на 47 областей – префектур, которые, в свою очередь, принято относить к 4 типам. Первый из них – то (Токио), до (Хоккайдо), фу (Киото и Осака) и кэн (остальные 43 района).

Основополагающие принципы управления государственной системой полностью определены Конституцией. Верховный закон предоставляет народу самостоятельную власть и выступает гарантом соблюдения прав человека.

Японский парламент является высшим органом в системе государственной власти. Он разбит на две составляющие: палату представителей, а также палату советников.

Кроме того, существует кабинет министров – главный орган исполнительной власти. Во главе кабмина, наделенного незыблемым правом законодательной инициативы, находится премьер-министр.

Фактически реальная власть сосредоточена в руках премьер-министра, в то время как император обязан выполнять следующие управленческие функции: утверждение законов и указов правительства, объявление выборов в парламент и промульгация конституционных поправок.

Партийная система Японии

Многопартийная система, характерная для Страны восходящего солнца, явилась результатом капитальной послевоенной демократизации. На сегодняшний день среди множества политических организаций, действующих на территории страны, наиболее весомыми считаются следующие представители:

  • Коммунистическая партия;
  • ЛДП;
  • Демократическая партия;
  • Консервативная партия.

Вплоть до 1993 года монополию на власть удерживала партия умеренного консерватизма (ЛДП). Чрезмерная интеграция деятелей организации с деловыми и бюрократическими кругами Японии спровоцировала расцвет коррупции. По этой причине важные для дальнейшего продуктивного развития страны экономические и социальные реформы проводились в "заторможенном режиме".

Оппозиционные партии, жаждущие постоянной смены правительства, также не пользуются значительной популярностью среди избирателей. Нынешний электорат выступает за создание пары масштабных политических организаций, способных конкурировать между собой в течение длительного периода времени.

Проведение внутренней и внешней государственной политики

Характер внутренней политики Японии кардинальным образом изменился по окончании Второй мировой войны. Ранее проводимый курс, мобилизирующий имеющиеся ресурсы на развертывание внешней экспансии, постепенно сошел на нет.

На сегодняшний день основными задачами, на базе которых функционирует внутриполитический аппарат, являются нижеприведенные положения:

  1. расширение мирного экономического продвижения посредством комбинирования свободной предпринимательской деятельности с долей финансового вмешательства государства в индивидуальную бизнесдеятельность;
  2. укрепление и стабилизация политической устойчивости путем соблюдения положений, перечисленных в Конституции;
  3. развитие системы соцобеспечния, с целью предоставления населению минимально необходимых стандартов жизни, а также защиты от ряда финансово-экономических рисков.

Внешняя политическая деятельность правительства претерпевает перечень определенных метаморфоз. Ранее она была всецело направлена на расширение влияния колониальной империи. Например, война с Китаем (1894 – 1895гг.) или война с Россией (1904 – 1905 гг).

Высшим органом исполнительной власти Японии является кабинет министров (правительство), полномочия и порядок работы которого определены конституцией (глава V) и Законом от 16 января 1947 года.

Премьер-министр назначает государственных министров и обладает правом отстранения их от должности. Большинство членов кабинета должно быть выбрано из числа членов парламента.

Премьер-министр, как представитель кабинета, обладает правом законодательной инициативы, осуществляет руководство и контроль над различными отраслями управления, а также отчитывается перед парламентом об общем состоянии государственных дел и внешних сношений. Все законы и правительственные указы должны подписываться соответствующими государственными министрами и получать контрасигнацию премьер-министра и обнародоваться императором.

К другим функциям премьер-министра и кабинета относятся: руководство внешней и внутренней политикой; организация и руководство государственной службой; разработка бюджета и представление его на рассмотрение парламента; принятие решений об амнистиях, помилованиях, смягчениях наказаний, освобождениях от исполнения приговоров и восстановления в правах.

Премьер-министр и государственные министры обладают правом неприкосновенности. Однако государственные министры могут быть привлечены к судебной ответственности с согласия премьер-министра.

Для работы в министерствах и специализированных управлениях чиновники обязаны пройти специальные конкурсные экзамены, подтверждающие их компетентность.

Исполни́тельная власть в Япо́нии — одна из ветвей власти в Японии.

Согласно действующей Конституции Японии, высшим органом в системе органов исполнительной власти страны является Кабинет министров Японии. Он направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Кабинет министров возглавляет Премьер-министр Японии.

Согласно Закону Японии об организации государственных органов исполнительной власти от 1948 года, государственным органом исполнительной власти является орган исполнительной власти, пребывающий под контролем Кабинета министров. Государственные органы исполнительной власти делятся на следующие самодостаточные единицы:

  • Администрация (яп. 府 )
  • Министерство (яп. 省 ). Возглавляется министром (яп. 大臣 ).
  • Управление (яп. 庁 ). Возглавляется главой управления (яп. 長官 ).
  • Комитет (яп. 委員会 ). Возглавляется главой комитета (яп. 委員長 ).

Управление и Комитеты являются автономными органами (яп. 外局 ) в составе министерств или Кабинета министров. Кроме них также существуют особенные органы (яп. 特別の機関 ).

К органам исполнительной власти Японии, не предусмотренных законом 1948 года, входят Кабинет министров Японии, Кадровая палата Японии, Счётная палата Японии.

Органы исполнительной власти подразделяются на:

  • Центральные (яп. 中央省庁, 中央政府, 中央官庁 )
  • Местные (яп. 地方政府, 地方公共団体, 地方自治体 ).

Литература

  • Исполнительная власть в Японии // Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е издание. — Токио: Сёгаккан, 1994—1997.

Ссылки

  • Закон Японии об организации государственных органов исполнительной власти (яп.) . Архивировано из первоисточника 11 мая 2012.Проверено 9 декабря 2010.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Исполнительная власть в Японии" в других словарях:

Власть понятие — Власть в общем и широком смысле есть господство одного над другим или другими. Это господство может принадлежать известному существу или: 1) на основании его абсолютного превосходства перед всеми другими такова власть Божия; или 2) на основании… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Власть, понятие — Власть в общем и широком смысле есть господство одного над другим или другими. Это господство может принадлежать известному существу или: 1) на основании его абсолютного превосходства перед всеми другими такова власть Божия; или 2) на основании… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Корея под властью Японии — Генерал губернаторство Корея 朝鮮 Генерал губернаторство ← … Википедия

КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ 1947 — утверждена парламентом в 1946, вступила в действие в 1947. Конституция Японии закрепила либерально демократические преобразования в области государственного строя. Ее главные положения разрабатывались американской администрацией в Японии, на их… … Энциклопедический словарь

Конституция Японии — Вступившая в действие 3 мая 1947 г. Конституция Японии хотя и наследовала некоторые позиции Конституции Мэйдзи, носила принципиально новый характер, который определялся сложившейся в стране ситуацией. Потерпев поражение во второй мировой войне,… … Вся Япония

Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора

Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора

Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство - Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля). Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.

Премьер-министр - ключевая фигура Кабинета министров. Он фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.

Можно выделить следующие, присущие только Японии особенности формирования и функционирования правительства (Кабинета министров):

согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах;

половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр);

назначение на министерский пост не влечет утраты депутатского мандата; на практике все члены правительства - депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские полномочия и не теряющие связи с избирателями;

кабинет министров, как правило, заседает тайно;

решения принимаются только консенсусом - единогласно;

за работу ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет отставку всех министров;

при вынесении парламентом вотума недоверия правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает "нижнюю" палату парламента; а практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку;

кабинет министров Японии в лучшем случае остается у власти не более 2 лет;

согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других; во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры - каждый год, премьер-министр - каждые 2 года;

министры в первую очередь являются представителями парламента в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях;

это обуславливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоят сам министр и два его заместителя - политический и административный; политический заместитель, как и министр, - представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра - профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы - в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.

Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство - Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля). Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.

Премьер-министр - ключевая фигура Кабинета министров. Он фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.

Можно выделить следующие, присущие только Японии особенности формирования и функционирования правительства (Кабинета министров):

согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах;

половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр);

назначение на министерский пост не влечет утраты депутатского мандата; на практике все члены правительства - депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские полномочия и не теряющие связи с избирателями;

кабинет министров, как правило, заседает тайно;




решения принимаются только консенсусом - единогласно;

за работу ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет отставку всех министров;

при вынесении парламентом вотума недоверия правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает "нижнюю" палату парламента; а практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку;

кабинет министров Японии в лучшем случае остается у власти не более 2 лет;

согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других; во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры - каждый год, премьер-министр - каждые 2 года;

министры в первую очередь являются представителями парламента в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях;

это обуславливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоят сам министр и два его заместителя - политический и административный; политический заместитель, как и министр, - представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра - профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы - в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.

Он назначает премьер-министра по представлению Парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства.

Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет такие действия, как:

– промульгация поправок и Конституции, законов, правительственных указов и договоров;

– роспуск Палаты представителей;

– объявление всеобщих парламентских выборов;

– подтверждение назначений и отставок высших должностных лиц (включая государственных министров), а также полномочий и верительных грамот послов и посланников;

– подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах;

– прием иностранных послов и посланников.

Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности.

По форме правления Япония представляет собой парламентарную монархию. Парламент определяется как высший орган государственной власти, наделенный исключительными прерогативами в области законотворчества. Парламент состоит из двух палат. Депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом, депутатская неприкосновенность действует только на период сессии.

Японский Парламент осуществляет широкие контрольные функции, используя в отношении правительства меры парламентской ответственности: резолюцию недоверия и отклонение проекта резолюции о доверии. Парламент осуществляет организационно-судебную функцию. Судьи могут быть смещены по решению суда импичмента, в состав которого входят парламентарии обеих палат.

В каждой палате формируются постоянные и специальные комиссии. Закон о Парламенте определяет субъектами законодательной инициативы только самих парламентариев (группа советников не менее 10 человек или представителей – не менее 20 человек) и Кабинет министров. За исключением законопроекта о бюджете, который обязателен для начального рассмотрения в палате представителей, остальные проекты законов могут вноситься в обе палаты.

Законопроект должен получить одобрение обеих палат. Вето верхней палаты преодолевается голосованием квалифицированным большинством в 2/3 от числа присутствующих депутатов Палаты представителей. Все принятые законопроекты подлежат подписанию министром, к ведению которого отнесен закон, и контрассигнуются премьер-министром. Затем закон направляется императору для обнародования.

Кабинет министров осуществляет исполнительную, власть. В его состав входят Премьер-министр и другие государственные министры. Правительство формируется парламентским способом, причем большинство государственных министров должно быть избрано из членов парламента. Главой правительства становится лидер партии или блока, победившего на выборах. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.

Судебную власть возглавляет Верховный суд, который осуществляет конституционный контроль и является последней инстанцией в рассмотрении других дел. Также имеются высшие суды, окружные суды, дисциплинарные суды, суды по семейным делам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

107. Система государственных органов по Конституции 1977 г

107. Система государственных органов по Конституции 1977 г Высшим органом государственной власти (законодательным органом), по Конституции, считается Верховный Совет СССР, высшим исполнительным и распорядительным органом — Совет Министров, или Правительство

Система и виды государственных органов РФ. Конституционные принципы их организации

Система и виды государственных органов РФ. Конституционные принципы их организации Государственный орган – гражданин (индивид) или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями на осуществление задач и функций государства и действующий в

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти Система государственных органов власти Киевской Руси:1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный

Система государственных органов КНР

Система государственных органов КНР По Конституции КНР высшим органом государственной власти является ВСНП. Число депутатов ВСНП не должно превышать 3000 человек. Срок полномочий ВСНП — пять лет. ВСНП работает в сессионном порядке, очередные сессии проводятся один раз в

28. Система государственных органов Великобритании

28. Система государственных органов Великобритании Система государственных органов Великобритании, в частности парламент, действует на основании конституционных соглашений и правовых обычаев. Такое положение существует со времени принятия самой

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.Современная Франция

37. Партийная система Японии

37. Партийная система Японии В Японии по конституции разрешена многопартийная политическая система. Известными и владеющими серьезной политической силой в современной Японии являются не более 20 политических партий. Остальные партии находятся на региональном и местных

38. Система государственных органов Японии

38. Система государственных органов Японии Систему государственных органов Японии представляет глава государства – Император, Парламент, Кабинет министров и Верховный суд.Власть переходит по наследству только по мужской линии – от отца к старшему сыну, женщины

48. Система государственных органов стран СНГ

48. Система государственных органов стран СНГ Система государственных органов стран СНГ основана на конституционном принципе разделения государственной власти.Все страны СНГ условно подразделяются по форме государственного правления на две основные

39. Система государственных органов Великобритании

39. Система государственных органов Великобритании Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной конституции, поэтому многие Нормы парламентской жизни, взаимоотношений с правительством остаются урегулированными

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.Франция сегодня – это республика с сильной

58. Партийная система Японии

76. Система государственных органов СНГ

76. Система государственных органов СНГ Принцип разделение властей – основополагающий принцип осуществления государственной власти. Этот принцип заложен в организацию и деятельность высших органов государства.По форме правления государства – участники Содружества

Читайте также: