Пути выхода из чеченского конфликта назовите кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 1991 году, с выходом прибалтийских республик бывшего СССР из состава России, группа чеченских лидеров объявила о независимости Чечни от России. В республике выбрали собственный флаг и гимн, было проведено множество праздников в честь независимости в Грозном (столице республики) и других городах. В 1992 Чечня вместе с Татарстаном отказались от подписания федеративного договора с Российской Федерацией. В 1992 году же, Чечня приняла собственную конституцию. Только Афганистан под властью Талибов признал независимость Чечни.

С 1991 по 1994 год республика была фактически независимой . В 1993 году обострился конфликт президента Чечни Дудаева с парламентом. В результате этого сформировалась оппозиция. Обострение конфликта с оппозицией привело к началу боевых действий в 1994 году. Тогда же, Российская Федерация ввела в Чечню войска, поддержав силы, оппозиционные Дудаеву. В своих высказываниях Российские власти утверждали, что ввод войск в Чечню стал необходимостью защиты государственной целостности Российской Федерации и борьбы с сепаратистскими группировками радикальных мусульман.

В 5 утра 22 декабря начался артиллерийский обстрел Грозного. Штурм города начался в Новогоднюю ночь - 1 января 1995 года.

В соответствии с выделенным планом, нападение произошло с трех сторон. Отказались от защиты штурма с воздуха, так как 1-2 января погода была слишком опасной для использования воздушной техники. Кроме того, у экипажа танков не было тяжелых пулеметов, из которых можно было бы отвечать на атаки сверху. Это оказалось серьезной ошибкой. Первые танки 131-ой и 81-ой танковой бригады, которые принимали участие в штурме, были уничтожены из РПГ-1 и РПГ-2. Стрелявшие боевики, имели позиции именно на крышах зданий Грозного. Каждый солдат, пытающийся выбраться из горящего танка погибал от огня снайпера и автоматического оружия боевиков. В результате первое наступление оказалось неудачным.

3 января началось новое наступление. Правительственные войска заняли столицу Чечни только в феврале 1995 года. Командующий российских войск, которые захватили Грозный - генерал Лев Рохлин, отказался принять за взятие Грозного звания Героя России, так как не признал за почетное победу над собственным народом.

Чеченцы имели на тот момент около 11-12 тысяч боевиков. Многие из них были исламскими наемниками из таких стран, как Афганистан, Пакистан, Босния, Грузия, Иордания и Таджикистан.
С этого момента началась партизанская война. В битвах с чеченскими боевиками в горах, правительственные войска несли значительные потери. Проблемой для правительственных сил стал перенос боев за территорию Чечни. Так в июне 1995 года террористы во главе с Шамилем Басаевым брали в заложники жителей в городе Будённовске и сгоняли в местную больницу. Главным требованием боевиков было прекращение Российскими войсками боевых действий в Чечне.

В декабре 1995 года Чеченцы захватили второй по величине город республики – Гудермес, однако после нескольких дней боев они были вынуждены покинуть его. 21 апреля 1996 года были зафиксированы телефонные сигналы со спутникового телефона Дудаева. В результате были подняты штурмовые самолёты СУ 25, которые уничтожили Дудаева выстрелами ракет. Его преемником стал Зелимхан Яндарбиев.

Переход конфликта в хроническое состояние привел к подписанию 31 августа 1996 года мирного соглашения, положившего конец первой чеченской войне. По его итогам вопрос о статусе республики было отложен на 5 лет.

В войне погибло около 10 тысяч боевиков и 5,5 тысяч российских солдат. Неизвестны точные потери среди гражданского населения.

Чеченский конфликт несомненно может быть решен посредством “урегулирования”, если под этим понимать стратегию сторон конфликта, направленную на “определенное компромиссное решение спора, которое, хотя и не полностью соответствует целям каждой из сторон, позволяет им достичь некоторых, если не всех, первоначальных целей” .

Вместе с тем, стратегия урегулирования, предполагающая достижение конфликтующими сторонами компромисса на основе баланса их сил, характерна лишь для статусной модели конфликтного поведения, органичной, как это уже подчеркивалось ,для сообщества, вступившего в зрелую стадию модернизации. Для традиционных же сообществ, ориентированных на гегемонистскую модель поведения, альтернативой решения конфликта путем урегулирования остается стратегия “покорения” (завоевания) или, если ни одна сторона не обладает необходимыми ресурсами для этого, происходит “замораживание” конфликта на неопределенный, как правило — длительный, период.

С 1994 г. в политическом руководстве страны оформились именно эти два подхода к решению чеченского конфликта: первый — “военная победа”, которой, по мысли ее сторонников, мешают политические обстоятельства — приказы о прекращении вооруженных действий в тот момент, когда “победа близка” и, якобы, создаются условия для полного “уничтожения боевиков”; второй подход склоняется к “урегулированию” за счет переговорного процесса и принятия политического решения вместо военного.

Чередование этих двух подходов, непоследовательное проведение как первого, так и второго создает реальную перспективу “замораживания” чеченского конфликта, поскольку в основе каждого из них лежат диаметрально противоположные стратегии “управления” конфликтом.

2.1. Управление чеченским конфликтом

Участвуя в конфликте, каждая сторона осуществляет управление им, т.е. в зависимости от объема и качества собственных ресурсов обращается к тем или иным мерам политического, военного или экономического воздействия на поведение другой стороны с целью достижения избранной стратегии решения конфликта. В контексте внутреннего политического конфликта, каковым является чеченский конфликт, легальные власти, обладая обычно превосходством в ресурсах по сравнению с оппозицией, находятся в более предпочтительном положении в способности управляющего воздействия на конфликт.

В чеченском конфликте федеральные власти, обладая более чем значительными возможностями влияния на конфликт, прежде всего, характером своего собственного поведения, избрали “комбинированную” стратегию управления в направлении как покорения, так и урегулирования, несмотря на принципиально разную идеологию этих двух комплексов мер управления конфликтом.

2.2. Управление политической стабильностью Чечни

Меры управления чеченским конфликтом должны сочетаться с более широкими мерами управления политической стабильностью, обращаясь к которым, Россия организует механизм воздействия на этно-культурные, социально-экономические и политические факторы, определяющие устойчивость своей политической системы — ее властей, политического режима и политической общности .

Разумеется, что выбор конкретной стратегии управления конфликтом -“покорения” или “урегулирования” - предопределяет и выбор соответствующего комплекса мер стабильности. Стратегия “покорения” во внутреннем политическом конфликте основывается на статичной модели стабильности, когда сохранение в неизменности существующей политической системы становится приоритетной политической задачей, оправдывающей крайние репрессивные меры для физического подавления оппозиции. В соответствии с этой задачей под “политической стабилизацией” понимается преимущественно военное решение конфликта, как это и происходит в Чечне.

И наоборот, со стратегией “урегулирования” связывается динамичная модель политической стабильности, которая, основываясь на равновесном балансе между государством и обществом, допускает возможность трансформации политической системы как основное средство сохранения ее устойчивости в процессе взаимодействия с обществом. Понятно, что при этом подходе акцент должен быть не на военных, а на политических, экономических и иных мерах “динамической стабилизации”, в данном случае, Чечни, благодаря которым ее членство в Российской Федерации должно быть во всех отношениях для нее более выгодно, чем существование в качестве независимого государства.

Хотя проблема “динамической стабилизации” Чечни заслуживает специального рассмотрения, выделим основные принципы ее решения под углом зрения методологических исследований политической стабильности.

1. Ввиду объясняемой конкретным уровнем социо-культурного развития Чечни объективной зависимости проблемы ее статуса от решения вопросов ее политического режима, а политического режима — от политических властей, приоритетное значение в комплексе мер “динамической стабильности” принадлежит проблеме представляющих Чечню политических властей.

2. Это означает, что в Чечне должно быть сформировано правительство, которое имело бы необходимую для его легитимности политическую поддержку со стороны:

— политически активной “массы” населения Чечни, участники которой достигли достаточно высокой степени модернизации, чтобы принимать самостоятельные решения о своем позитивном или негативном отношении к происходящим здесь политическим процессам (“массовая поддержка”),

— политически пассивных граждан, чьи политические предпочтения, ввиду традиционных устоев чеченского общества, продолжают зависить в основном от позиции элит (“элитной поддержки”).

Хотя политическая стратегия формирования властей должна быть ориентирована на максимизацию представителей обеих групп населения Чечни, однако, балансовый коэффициент между ними, а следовательно их влияние на поддержку властей, оценивается, в соответствии с индексом социо-культурного развития Чечни и шкалой авторитарности/либеральности , примерно как 20 (“массовая поддержка”) против 80 (“элитная поддержка”).

3. Политические власти, ориентированные на модернизацию, заинтересованы в поддержке, прежде всего, политически активных граждан, т.е. в максимальной “массовой поддержке”, поскольку именно с этой группой населения, готовой к участию в политическом процессе, связывается перспектива изменения баланса сил в пользу демократического развития. Вместе с тем, позитивное отношение этих граждан к властям возможно лишь при условии осуществления минимума экономических и политических мер, без которых “массовая поддержка” трансформируется в “массовую оппозицию” властям.

Экономические факторы массовой поддержки, потенциально исходящей из городского, образованного населения, включают в себя текущие уровни душевого потребления, безработицы и инфляции. Поскольку в течение короткого времени добиться существенного улучшения ситуации в сфере инфляции и безработицы практически невозможно, на первых порах необходимо, по крайней мере, не допустить ее ухудшения.. Реальный прогресс может быть достигнут в сфере роста душевых доходов, прежде всего за счет срочной ликвидации задолженности государства по выплате заработной платы, пенсий и стипендий. Кроме этого, следует принять меры, направленные на формирование у граждан ожиданий о стремлении государства приступить к поэтапной программе компенсации вкладов в сберегательные кассы.

Из политических мер, призванных, согласно теории, обеспечить необходимый политическим властям уровень “массовой поддержки”, в Чечне могли бы быть использованы:

- формирование республиканского коалиционного правительства, возглавляемого достаточно харизматическим лидером (5 июня 1996 г. Д.Завгаев заявил, что “сейчас в правительстве большинство - дудаевские люди, что делает бессмысленными все разговоры о замене его коалиционным кабинетом”) ;

— кадровые перестановки с целью подбора в республиканском аппарате известных сторонников принципов социальной справедливости (в мае 1996 г. правоохранительными органами РФ был задержан бывший мэр Грозного Б.Гантамиров по обвинению в организации хищения нескольких миллиардов рублей, направленных из федерального бюджета на восстановление экономики Чечни);

— форсированное создание в районах Чечни, свободных от боевых действий, системы местных органов самоуправления, призванных снизить уровень отчуждения общества от государства и создать условия для “массовой” и “элитной” поддержки;

— акцентирование готовности политических властей Чечни к мирному решению конфликта как проявлению своей демократичности, субъективно необходимой активным гражданам для оказания им “массовой поддержки”.

4. Для получения необходимой легитимности в дополнение к 20% граждан из ресурса “массовой поддержки” властям необходимо привлечь на свою сторону еще не менее половины из числа традиционно-ориентированных, политически пассивных граждан. Для этого властям необходимо заручиться поддержкой соответствующих элит — политической, военной, экономической и интеллектуальной, каждая из которых обладает собственным механизмом влияния на традиционную “массу” своих групп. Несомненно, что приоритет должен быть отдан республиканскому аппарату и “новой элите”, возглавляющей местные органы самоуправления.

Поскольку нынешние размеры заработной платы явно недостаточны для удовлетворения основных потребностей элит, для этих целей должны быть изысканы дополнительные ресурсы государственного бюджета, источником которых должны стать средства, выделяемые федеральными властями на восстановление Чечни. В той мере, в какой эта задача невыполнима, необходима строго контролируемая властями свобода самостоятельного изыскания элитой источников удовлетворения своих потребностей. В частности, важно, чтобы ужесточение борьбы со злоупотреблениями и организованной преступностью, ориентированное на создание благоприятного общественного мнения со стороны активных политических групп, не переходило известный предел; в противном случае это может вызвать беспокойство и недовольство элит и перевести их в ряды оппозиции.

Выбирая конкретную стратегию максимизации политической поддержки, необходимо иметь ввиду, что элитная поддержка, ввиду характерного для Чечни балансового коэффициента, еще долгое время будет приоритетной. В связи с этим, следует избегать проведения мероприятий, создающих положительное общественное мнение в среде политически активных избирателей, но серьезно затрагивающих интересы покровительствуемых властями элитных групп, характер отношения которых к политическим властям ныне предопределяет устойчивость политической системы Чечни.

Во второй половине 80-х годов процесс духовного роста миллионного
чеченского народа пошел семимильными шагами. Именно в Чечне зародились первые на Кавказе политические партии и организации, независимые отгосподствующей системы. В целом резко выросло национальное самосознание,появились первые концепции дальнейшего политического развития республики по пути независимости.
23-25 ноября 1990 г. в г. Грозном прошел общенациональный съезд
чеченского народа, собравший представителей всех слоев общества, всех
партий и движений

Содержание

Введение.
Основная часть:
1.Период фактической независимости (1991 г.-1994 г.).
2.Начало гражданской войны.
3.Начало чеченской войны.
4.Причины чеченского кризиса.
5.Способы разрешения чеченского кризиса.
Заключение.





Чеченский конфликт - это ситуация, которая возникла в России в первой половине 90-х годов, вскоре после распада Советского Союза. На территории бывшей Чечено-Ингушской автономной ССР усилилось движение сепаратистов. Это привело к скорому провозглашению независимости, а также образованию непризнанной республики Ичкерия и к двум Чеченским войнам.

Предыстория

Предыстория чеченского конфликта берет свое начало еще в дореволюционный период. Русские переселенцы на Северном Кавказе появились в XVI веке. Во времена Петра I русские войска стали осуществлять регулярные походы, которые вписывались в общую стратегию развития государства на Кавказ. Правда, в то время не было цели присоединить Чечню к России, а лишь поддерживать спокойствие на южных границах.

С начала XVIII века регулярно проводились операции по усмирению неуправляемых племен. К концу столетия власти начинают предпринимать шаги к укреплению своих позиций на Кавказе, начинается настоящая военная колонизация.

После добровольного вступления Грузии в состав России, появляется цель завладеть всеми северокавказскими народами. Начинается Кавказская война, наиболее ожесточенные периоды которой приходятся на 1786-1791 и 1817-1864 годы.

Россия подавляет сопротивление горцев, часть из них переселяется в Турцию.

Период советской власти

В годы советской власти образуется Горская ССР, в состав которой входят современные Чечня и Ингушетия. К 1922 году из нее выделяется Чеченская автономная область.

В годы Великой Отечественной было принято решение о принудительном выселении чеченцев из-за дестабилизации обстановки в республике. За ними отправились и ингуши. Их переселили в Киргизию и Казахстан. Переселение проходило под контролем НКВД, руководил им лично Лаврентий Берия.

В 1944 году всего за несколько недель были переселены около 650 тысяч человек. По оценкам современных историков, более 140 тысяч из них погибли в первые несколько лет ссылки.

Существовавшую к тому моменту Чечено-Ингушскую ССР ликвидировали, восстановлена она была только в 1957 году.

Зарождение идей сепаратизма

Современный чеченский конфликт зародился во второй половине 80-х годов. Стоит отметить, что никаких экономических обоснований для этого в то время еще не было. Республика была одной из беднейших, преимущественно существовала на дотации из центра.

В Чечне велась нефтедобыча, но на очень низком уровне, а других природных ресурсов не было вовсе. Промышленность была завязана на нефти, которую привозили из областей Западной Сибири и Азербайджана. Многие чеченцы, которые вернулись после депортации, не нашли работу, поэтому жили натуральным хозяйством.

При этом сепаратистское движение очень быстро получило поддержку на селе. Формировалась она лидерами со стороны, теми, кто делал карьеру за пределами Чечни, потому что местных чиновников все устраивало. Так, одним из лидеров стал "рабочий" поэт Зелимхан Яндарбиев, который убедил вернуться на историческую родину и возглавить национальное восстание единственного на тот момент чеченского генерала в советской армии - Джохара Дудаева. Он командовал в Эстонии дивизией стратегических бомбардировщиков.

Зарождение чеченского государства

Многие находят корни современного чеченского конфликта в 1990 году. Именно тогда родилась идея создания отдельного государства, которое вышло бы из состава не только России, но и Советского Союза. Была принята Декларация о суверенитете.

Когда в 1991 году в СССР был инициирован референдум о целостности Советского Союза, в Чечне и Ингушетии его проводить отказались. Это были первые попытки дестабилизировать обстановку в регионе, стали появляться экстремистские лидеры.

В 1991 году Дудаев приступил к созданию независимых органов управления в республике, которые не признавались федеральным центром.

Независимая Чечня

Джохар Дудаев

В сентябре 1991 года в Чечне состоялся вооруженный переворот. Местный Верховный Совет был разогнан представителями бандформирований. Формальным поводом стало то, что партийные боссы в Грозном 19 августа поддержали ГКЧП.

Российский парламент согласился на создание Временного высшего совета. Но уже через три недели Общенациональный конгресс чеченского народа, который возглавлял Дудаев, распустил его, объявив, что принимает на себя всю власть.

В октябре национальная гвардия Дудаева заняла Дом профсоюзов, в котором обосновался Временный высший совет и КГБ. 27 октября Дудаев был провозглашен президентом Чеченской республики.

Прошли выборы в местный парламент. По оценкам экспертов, в них приняли участие около 10 процентов избирателей. При этом местами на участках проголосовало больше людей, чем избирателей к нему было приписано.

Конгресс Дудаева объявил всеобщую мобилизацию и привел в готовность собственную Национальную гвардию.

1 ноября Дудаев издал декрет о независимости от РСФСР и СССР. Его не признали ни российские власти, ни иностранные государства.

Противостояние с федеральным центром

Причины чеченского конфликта

Чеченский конфликт обострялся. 7 ноября Борис Ельцин объявил чрезвычайное положение в республике.

В марте 1992 года парламент Чечни утвердил конституцию, объявившую Чечню независимым советским государством. В то время процесс вытеснения русских из республики принял характер настоящего геноцида. В этот период процветала торговля оружием и наркотиками, беспошлинный вывоз и ввоз, а также хищение нефтепродуктов.

При этом не было единства в чеченском руководстве. Ситуация обострилась настолько, что в апреле Дудаев распустил местные органы власти и начал руководить в ручном режиме. Оппозиция запросила помощи у России.

Первая чеченская война

Вооруженный конфликт в Чечне

Вооруженный конфликт в Чеченской республике официально начался с указа президента Ельцина о необходимости пресечь деятельность незаконных вооруженных формирований. Отряды МВД России и Минобороны вошли на территорию Чечни. Так начался чеченский конфликт 1994 года.

На территорию республики вошли около 40 тысяч военных. Численность чеченской армии составляла до 15 тысяч человек. При этом на стороне Дудаева сражались наемники из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Мировая общественность не поддержала действия российских властей. В первую очередь США требовали мирного урегулирования конфликта.

Одним из самых кровопролитных сражений стал штурм Грозного в новогоднюю ночь 1995 года. Велись ожесточенные бои, только к 22 февраля удалось установить контроль над чеченской столицей. Уже к лету дудаевская армия была практически разбита.

Ситуация повернулась после нападения боевиков под командованием Басаева на городе Буденновск в Ставропольском крае. Теракт привел к гибели 150 мирных жителей. Начались переговоры, которые парализовали силовики. Полный разгром дудаевских войск пришлось отложить, они получили передышку и восстановили силы.

Хасавюртовское соглашение

В апреле 1996 года Дудаев был убит ракетным ударом. Его вычислили по сигналу спутникового телефона. Новым руководителем Чечни стал Яндарбиев, который в августе 1996-го подписал с секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем Хасавюртовское соглашение. Вопрос о статусе Чечни был отложен до 2001 года.

Подавить сопротивление сепаратистов в российско-чеченском конфликте так и не удалось, несмотря на значительное превосходство в силе. Свою роль сыграли нерешительность военного и политического руководства. А также ненадежные границы на Кавказе, из-за чего боевики регулярно получали из-за рубежа деньги, оружие и боеприпасы.

Причины чеченского конфликта

Первая чеченская войны

Если подытожить, то важными причинами конфликта стало негативное социально-экономическое положение. Эксперты отмечают высокий уровень безработицы, сокращение или полную ликвидацию производств, задержку пенсий и зарплат, социальных пособий.

Решение чеченского конфликта

Все это усугублялось демографической ситуацией в Чечне. Большое количество людей переезжали в город из деревни, а это способствовало вынужденной девиации. Свою роль играли и идеологические компоненты, когда в ранг стали возводиться криминальные критерии и ценности.

Существовали и экономические причины. Декларация чеченской независимости провозглашала монополию на промышленные и энергоресурсы.

Вторая чеченская война

Российской чеченский конфликт

Вторая война продолжалась фактически с 1999 по 2009 годы. Хотя самая активная фаза пришлась на первые два года.

Что же привело к этой чеченской войне? Конфликт возник после формирования пророссийской администрации, которую возглавил Ахмат Кадыров. В стране была принята новая конституция, которая утверждала, что Чечня является частью России.

У этих решений было немало противников. В 2004 году оппозиция организовала убийство Кадырова.

Параллельно существовала самопровозглашенная Ичкерия, которой руководил Аслан Масхадов. Его уничтожили в ходе спецоперации в марте 2005 года. Российские силовики регулярно уничтожали лидеров самопровозглашенного государства. В последующие годы ими были Абдул-Халим Садулаев, Докку Умаров, Шамиль Басаев.

С 2007 года президентом Чечни стал младший сын Кадырова Рамзан.

Решением чеченского конфликта стало решение самых насущных проблем республики в обмен на лояльность ее руководителей и народа. В кратчайшие сроки было восстановлено народное хозяйство, отстроены города, созданы условия для работы и развития внутри республики, которая сегодня официально входит в состав России.

Читайте также: