Охарактеризуйте уровни бессознательного кратко

Обновлено: 04.07.2024

Но радикальные изменения наступают только на трёх верхних этажах. В абсолютном большинстве случаев они не актуализированы и потому воспринимаются как мистические. Необусловленная внешними условиям радость, интуиция мгновенно схватывающая истину, целостность картины, свобода от жёстких дуальных программ седьмого этажа, действие в потоке а не жёсткое целеполагание, естественный альтруизм не сопряжённый с моральными усилиями. Человек, чьё сознание взаимодействует с программами этого уровня (планетарными) будет восприниматься как святой. Но ведь ещё какую-то тысячу дет назад как святой воспринимался человек четвёртого уровня, а пятый был окутан мистическим туманом…

Бессознательное (подсознание) это: 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, действительности, во влиянии которых человек не дает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта выступает как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

Развитие проблемы бессознательного было связано с психопатологией, изучением влияния неосознаваемых в гипнозе внушений на сознательное поведение.

Бессознательное отличется от сознания, так, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями как непостредственное эмоциональное вчувствование и т. д.

В бессознательном часто прошлое, настоящее и будущее сосуществуют вместе, объединяясь, например в сновидении. Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности, в интуиции, привычных действиях, субсенсорном восприятии, непроизвольном запоминании и т. д. Кроме того, бессознательное находит выражение в стремлениях, чувствах, поступках причины которых не осознаются личностью.

Выделяют такие проявления бессознательного, как: 1) надсознательное; 2) неосознаваемые побудители деятельности, т. е. неосознаваемые мотивы и установки; 3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности, то есть операциональные установки, стереотипы автоматизированного поведения, 4) сновидения, 5) проявления субсенсорного восприятия.

Не только при сновидениях мы сталкиваемся с явлениями бессознательной психики, они наблюдаются не только во время сна. Один из примеров проявления

Существование бессознательной психической деятельности является несомненным, и она, в частности, может играть известную роль в патогенезе неврозов. Природа бессознательного еще недостаточно выяснена, как, впрочем, и сущность сознания. Многие авторы считают, что это явления одной категории, только разной степени выраженности, и если это так, то можно говорить не о бессознательном и сознательном, а о разных уровнях или степенях сознания. Можно сказать, что низший уровень психики образует бессознательное.




З. Фрейд под бессознательным понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр.

З. Фрейд утверждал, что психическая энергия неудовлетворенного влечения или инстинкта накапливается в бессознательном и стремится к своему выражению. Основную роль среди влечений он отдавал сексуальному влечению, или либидо. Он чрезвычайно расширил понятие сексуального.

В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результатов. С точки зрения системной концепции психики, сознание – специфическая особенность психики, позволяющая ей быть направленной на саму себя.

Встречается на сегодняшний день и такал классификация проявлений бессознательного:

1) Неосознаваемые побудители деятельности, которые не воспринимаются из-за их социальной неприемлимости или рассогласования с другими потребностями, мотивами, установками личности. Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья личности;

2) Неосознаваемые механизмы, обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмом и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений. В их основе лежащие операции первоначально осонаны, а по мере их отработки и автоматизации перестают осознаваться;

3) Механизмы и процессы подпорогового восприятия. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности;

4) Над сознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов);

5) Структуры, общественного бессознательного, к которым относят неосознаваемые языковые, культурные идеолгические и другие схематизмы, мифы, социальные нормы, определяющие мировосприятие людей принадлежащих к данной культуре.

Интуиция– знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.

Интуиция трактуется как специфическая способность – художественная, научная интуиция, как целостное схватывание условий проблемной ситуации – чувственная, интеллектуальная, а также как механизм творческой деятельности.

Субсенсорное восприятие – форма непосредственного психического отражения действительности, обусловливаемая такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета.

При анализе проблемы определения порогов ощущения И. М. Сеченовым, Г. Т. Фехнером были обнаружены факты воздействия на поведение неосознаваемых раздражителей. Субсенсорной областью называют зону раздражителей, таких как неслышимые звуки, невидимые световые сигналы и др.

Надсознательное– не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.

Развитие представлений о природе бессознательного,•, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной, объективной психической деятельности и жизни личности. В настоящее время исследуются место и роль бессознательного после чрезвычайных событий в направленности личности и так называемом поведении толпы.

Бессознательное (подсознание) это: 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, действительности, во влиянии которых человек не дает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта выступает как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

Развитие проблемы бессознательного было связано с психопатологией, изучением влияния неосознаваемых в гипнозе внушений на сознательное поведение.

Бессознательное отличется от сознания, так, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями как непостредственное эмоциональное вчувствование и т. д.

В бессознательном часто прошлое, настоящее и будущее сосуществуют вместе, объединяясь, например в сновидении. Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности, в интуиции, привычных действиях, субсенсорном восприятии, непроизвольном запоминании и т. д. Кроме того, бессознательное находит выражение в стремлениях, чувствах, поступках причины которых не осознаются личностью.

Выделяют такие проявления бессознательного, как: 1) надсознательное; 2) неосознаваемые побудители деятельности, т. е. неосознаваемые мотивы и установки; 3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности, то есть операциональные установки, стереотипы автоматизированного поведения, 4) сновидения, 5) проявления субсенсорного восприятия.

Не только при сновидениях мы сталкиваемся с явлениями бессознательной психики, они наблюдаются не только во время сна. Один из примеров проявления

Существование бессознательной психической деятельности является несомненным, и она, в частности, может играть известную роль в патогенезе неврозов. Природа бессознательного еще недостаточно выяснена, как, впрочем, и сущность сознания. Многие авторы считают, что это явления одной категории, только разной степени выраженности, и если это так, то можно говорить не о бессознательном и сознательном, а о разных уровнях или степенях сознания. Можно сказать, что низший уровень психики образует бессознательное.

З. Фрейд под бессознательным понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр.

З. Фрейд утверждал, что психическая энергия неудовлетворенного влечения или инстинкта накапливается в бессознательном и стремится к своему выражению. Основную роль среди влечений он отдавал сексуальному влечению, или либидо. Он чрезвычайно расширил понятие сексуального.

В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результатов. С точки зрения системной концепции психики, сознание – специфическая особенность психики, позволяющая ей быть направленной на саму себя.

Встречается на сегодняшний день и такал классификация проявлений бессознательного:

1) Неосознаваемые побудители деятельности, которые не воспринимаются из-за их социальной неприемлимости или рассогласования с другими потребностями, мотивами, установками личности. Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья личности;

2) Неосознаваемые механизмы, обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмом и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений. В их основе лежащие операции первоначально осонаны, а по мере их отработки и автоматизации перестают осознаваться;

3) Механизмы и процессы подпорогового восприятия. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности;

4) Над сознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов);

5) Структуры, общественного бессознательного, к которым относят неосознаваемые языковые, культурные идеолгические и другие схематизмы, мифы, социальные нормы, определяющие мировосприятие людей принадлежащих к данной культуре.

Интуиция– знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.

Интуиция трактуется как специфическая способность – художественная, научная интуиция, как целостное схватывание условий проблемной ситуации – чувственная, интеллектуальная, а также как механизм творческой деятельности.

Субсенсорное восприятие – форма непосредственного психического отражения действительности, обусловливаемая такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета.

При анализе проблемы определения порогов ощущения И. М. Сеченовым, Г. Т. Фехнером были обнаружены факты воздействия на поведение неосознаваемых раздражителей. Субсенсорной областью называют зону раздражителей, таких как неслышимые звуки, невидимые световые сигналы и др.

Надсознательное– не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.

Развитие представлений о природе бессознательного,•, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной, объективной психической деятельности и жизни личности. В настоящее время исследуются место и роль бессознательного после чрезвычайных событий в направленности личности и так называемом поведении толпы.

1. неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.

2. более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д.

Фромм считает, что типы социального характера зависят от типов социальной структуры. Анализируя эту взаимосвязь, он выводит следующие типы социальных характеров: рецептивный, эксплуататорский, накопительный и рыночный. При мазохизме и садизме человек приобретает иллюзию собственной идентичности, добровольно подчиняясь или, напротив, господствуя над чем-либо или над кем-либо. Деструктивизм компенсирует чувство неуверенности, бессилия и беспомощности стремлением уничтожить, разрушить причину тревожного состояния индивида. Психологический механизм конформизма уравновешивает тревожное состояние отказом человека от собственного Я посредством растворения себя в общей массе, толпе. Эти способы человеческого поведения, считает Фромм, являются универсальными, однако предпочтительный выбор того или иного способа определяется типом общества. Социальные условия всегда вызывают преобладание и господство какого-то одного из типов характера, свойственного большинству членов общества.

Модификации психоаналитического учения Фрейда позволила углубить представление о человеке, внести личностно-психологический ориентир в теорию культурного и социального процесса. Трансформация фрейдизма представителями неофрейдизма обусловила выведение личностной проблематики из узких параметров психоаналитических воззрений на проблему человеческого существования, его подлинного и неподлинного бытия.

Понятие бессознательного, будучи предметом интереса еще древних мыслителей, приобрело наибольшую популярность благодаря Фрейду, основателю психоанализа. “Дедушка Зиги” считал его неким “психическим Адом”, куда посредством защитного механизма вытеснения попадают недопустимые для общества влечения и инстинкты.

С его помощью личность может успешно функционировать в социуме, при этом, не подвергая опасности себя и других. Иными словами, соблюдается некий паритет – и овцы целы, и волки сыты. Однако, такое описание оспаривается не только специалистами современной психологической науки – еще в начале XX века дискуссии о бессознательном велись с огромным размахом и страстью.

Первые расхождения с моделью Фрейда мы обнаруживаем в трудах Карла Густава Юнга, который одним из первых предложил достойную концепцию реабилитации бессознательного. Он выделял в его структуре не только индивидуальную, но и коллективную ипостась, в которой в форме архетипов содержалось огромное количество ресурсов, знаний и опыта. Таким образом, согласно Юнгу, бессознательное не является опасной и скрытой “бякой”, а наоборот, чрезвычайно ценно и необходимо для развития личности.

уровни бессознательного

Что касается других составляющих “яйца”, то имеем дело со следующим:

  1. Нижнее бессознательное – координирует телесные функции, примитивные побуждения, неконтролируемые процессы, а так же фобии, мании и комплексы.
  2. Среднее бессознательное – обеспечивает повседневную деятельность и функционирование в социуме.
  3. Высшее бессознательное – источник высших чувств, сверхспособностей, духовных энергий.
  4. Поле сознания – мысли, чувства, ощущения, образы, желания и влечения, доступные для самонаблюдения.
  5. Сознательное Я – структура, которая производит самонаблюдение в поле сознания.
  6. Высшее Я – истинный, самотрансцендирующий (выходящий за рамки) источник нашей личности.

Однако меня интересуют не теоретические выкладки без сомнения талантливого Роберто Ассаджиоли, а некоторое практическое приложение уровневой структуры бессознательного к нашей жизни. В первую очередь, давайте примем пресуппозицию (гипотезу) о том, что бессознательное является структурой, которая обеспечивает выживание и функционирование человека в отношениях с собой, другими и миром. И каждое из его уровней ответственно за нашу витальность и благополучие с различных точек зрения.

К счастью, жизнь лишь небольшого количества людей обусловлена исключительно задачами биовыживания. В условиях современной цивилизации многие стремятся к достижениям в общественном плане, имеют определенный набор ролей, планов и деятельностей. Точка сборки на среднем бессознательном отменяет процесс быстрого старения и скоропостижной кончины до тех пор, пока не выполнена социальная задача человека. Но как только наступает пенсия, и человек становится уже бывшим “инженером, военным, электриком, бухгалтером, т.д”, жизнь утекает от него так же стремительно, как песок сквозь пальцы. Как говорит С.В.Ковалев, это происходит “в предвкушении собственной ненужности и никчёмности”.

Однако, выход из этого положения есть, и он всегда находиться рядом с нами. Даже не так – он не рядом, а всегда был и будет внутри нас. Его сущность заключается в переходе на качественно иной уровень функционирования, который не ограничивается категориями биологического выживания и социального успеха. Это область духовных смыслов, глубокого познания своей личности, постижения своего предназначения.

Тернистый путь к своему Высшему Я – вот что дает гореть огоньку нашей души, не смотря на возникающие препятствия и трудности. И это то, что превращает жалкое существование в достойную и счастливую Жизнь.

Читайте также: