Типология общества по тоффлеру кратко

Обновлено: 05.07.2024

Классификация обществ (по М.Веберу. А.Тоффлеру, Д.Беллу)

Преобладание крупной промышленности (индустрии) в экономике.

Преобладание отраслей сферы обслуживания в экономике.

Рассмотрим примеры.

Эфиопия, Мадагаскар, Шри-Ланка, Алжир, Лаос, Вьетнам, Сомали и др.

Россия, Аргентина, Канада, Оман, Мексика, Саудовская Аравия, Бразилия, Кувейт и др.

Бельгия, Германия, Великобритания, Люксембург, Норвегия, Швеция, США, Франция, Дания, Финляндия, Япония, Италия и др.

Выполним онлайн-задания.

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры на форуме "Познай общество"

Интеллектуальные игры "Обществознние"

3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.

4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.

5.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.

6. Обществознание. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва, Р.П.Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.

Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т. е. тем, как используются и контролируются имеющиеся экономические ресурсы. В связи с этим различают первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общества.

Современные американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными способами получения средств существования. Они выделили нижеследующие их типы.

1. Общества, живущие охотой и собирательством.

2. Садоводческие общества.

3. Аграрные общества.

4. Промышленные общества.

Рассмотрите данные классификации подробнее.

Другую классификацию обществ предложили американские социологи Д. Белл и А. Турен. Они выделяют три типа общества.

1. Доиндустриалъное (традиционное) – общество с аграрным укладом, с малоподвижными социальными структурами и основанном на традиции способом социокультурной регуляции. К данному типу общества, возникшему в процессе аграрной революции в эпоху неолита, Д. Белл относит все докапиталистические системы.

Основными ресурсами в нем становятся знание и информация. Бурными темпами развивается производство, основанное на новейших микроэлектронных и компьютерных технологиях, позволяющих создавать, хранить и обрабатывать огромные массивы данных. Сокращаются масштабы производства в добывающих отраслях, металлургии и сельском хозяйстве. В свою очередь, опережающими темпами растет сфера услуг, в которой занято более половины работающего населения.

1. Сельскохозяйственная цивилизация (до XVII в.), для которой характерны следующие особенности: а) основой социальной жизни является земля; б) власть имеет авторитарный характер; в) классы и касты четко определены; г) социальное происхождение человека определяет его место в обществе и его судьбу.

2. Индустриальная цивилизация (XVIII-XIX вв.), отличающаяся: а) централизацией экономики; б) стандартизацией жизни; в) специалиацией в разделении труда.

3. Общество третьей волны, характеризующееся нижеследующими признаками. Изменяется структура производства. Ведущими становятся такие отрасли, как производство электронновычислительной техники, космическая индустрия, использование мирового океана, генная инженерия. На предприятиях преобладает гибкий график работы, непринужденные отношения между работниками и управленцами, чистота и тишина, мелкосерийное производство. Происходит возвращение к надомному труду. Дом, благодаря информационным технологиям, превращается в центр общественной жизни. Изменяются социокультурные стандарты, нормы и ценности. Домашний труд рассматривается как экономическая деятельность. Формируется новый образ жизни, который отвергает конформизм, пунктуальность, стандарт. Происходит индивидуализация культуры.

Немецкий социолог Карл Поппер ввел понятия закрытого и открытого общества. Открытое общество, т. е. демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды, противопоставляется закрытому – догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны догматизм, магическое мышление и коллективизм, для открытого – рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм. Развитие современной цивилизации идет, по мнению К. Поппера, от закрытых к открытым общественным системам.

В основе типологии общества К. Маркса лежит экономический принцип соответствия производительных сил характеру и уровню развития производственных отношений. В основе каждого общества лежит способ производства, который в свою очередь составляют производственные отношения (например, отношения распределения и потребления) и производительные силы (рабочие и орудия труда). Виды согласно К. Марксу в зависимости от способа производства: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое (коммунистическое). Технологический способ производства, его совершенствование, лежит в основе типологии общества Д. Белла. Виды общества в зависимости от уровня развития по Дэниелу Беллу: традиционное (консервативный уклад экономики, контроль над личностью, неразвитость науки и техники); индустриальное (высокий уровень благосостояния народа, достаточно высокий уровень развития науки и техники, демократические основы государственного устройства); постиндустриальное (информационные технологии, экоразумная цивилизация, т.е. ресурсосберегающие технологии, досуговая цивилизация, т.е. перераспределение рабочего и свободного времени в сторону свободного). Для Карла Поппера важен был уровень открытости, степень свободы индивида в обществе, открытость общества для нововведений. В зависимости от этих критериев он разделил общества на открытые (современные западные демократии) и закрытые (сталинский режим).

Немецкий социолог Ф. Тённис противопоставлял современное и традиционное общества в зависимости от выраженного в них типа воли. Традиционное общество (гемайншафт – община) характеризуется естественной (инстинктивной) волей, направляющей поведение людей как бы сзади (например, материнская любовь), в нем господствуют инстинкты, чувства, органические отношения. Напротив, современное общество (гезельшафт) основано на рассудочной воле, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности, в нем господствуют расчетливый разум и механические отношения. В ходе истории, по мнению Ф. Тённиса, первый тип общества все более уступает место обществу второго типа.

Наиболее известными классификациями являются деление общества на:

I. Традиционное и индустриальное (современное)

А) Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными социальными структурами и основанное на традиционном способе социокультурной регуляции (традиции, религии).

Б) Индустриальное общество (предложено Сен–Симоном) характеризуется развитием производства, отличается гибкостью социальных структур (высокой мобильностью, развитой системой коммуникаций. Социальная интеграция, обеспечивается не на основе жесткого контроля за индивидами, а созданием механизмов, позволяющих разумно сочетать свободы и интересы индивида, с общими принципами, регулирующим совместную деятельность.

Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян; 2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное; 3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу. Третья волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное). Современное общество характеризуется: 1) готовностью и стремлением к развитию, изменению (14); 2) высоким уровнем социальной мобильности (4.4); 3) рыночным механизмом регулирования поведения индивида в обществе; 4) рациональным развитием, основанном на научных знаниях и информации; 5) доминированием в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма; 6) отсутствием конкретных предписаний и запретов, эрозией морали и права.

Понятие личности в социологии. Типология личности.

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения им социального опыта.

Типологизация личностей может проводиться по разным осно­ваниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по террито­риальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

Начнем с того, что Тоффлер придерживался той здравой мысли, что общественное развитие идет не плавно, а постоянно рвется различными катаклизмами. Однако все эти противоречия и конфликты не образуют хаос, а вполне себе вписываются в стройную картину исторической эволюции, которая подчиняется определенным закономерностям. Тоффлер сравнил этот процесс с океаном, который сохраняет свою сущность, но при этом никогда не бывает застывшим.

Через этот океан время от времени проходят гигантские волны, трансформирующие его состав и обновляющие его.

Тоффлер выделял четыре основные сферы общественного развития - технологическую, социальную, информационную и психосферу. Но именно техносфера определяет суть очередной волны изменений. То есть, именно технологические революции влияют на сущность цивилизаций, возникающих на гребне очередной волны.

Итак, первой такой революцией (волной) была аграрная. Как результат - появление цивилизаций, в которых основой экономики и культуры стала земля. Такое общество технологически не очень развито, господствует ручной труд, есть четкая социальная иерархия, власть авторитарная и жесткая.

Вторая волна связана с промышленной революцией, которая породила индустриальную цивилизацию. Ее символ - заводская труба. Человек становится придатком машины, технологии позволяют развивать массовое производство, машины создают машины. Изменения в техносфере влияют на другие сферы общества. В частности, меняется семья, повышается уровень образования, меняется политическая жизнь, народ начинает в ней участвовать.

Однако развитие индустрии связано и с многими негативными последствиями, например, вредным воздействием на природу, истощением невозобновляемых источников энергии и т.д.

Кстати, сейчас философы и социологи говорят уже о Четвертой волне, но теория Тоффлера, я думаю, остается актуальной и поныне. Читайте его книжку, рекомендую.

Читайте также: