Кратко охарактеризуйте теорию познания софистов на позициях сенсуализма

Обновлено: 05.07.2024

Сущность гносеологии и сенсуализма и их соотношение

Гносеология – это раздел философской науки, в котором идет рассмотрение вопросов, связанных с соотношением человека, то есть познающего субъекта, с объективной реальностью мира, а также критериев истинности, возможности объективности познания и пр.

Идеи Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее получили развитие в английской философии Нового Времени. Яркими представителями этого направления считают Дж. Локка, которым была разработана концепция сенсуализма.

Сенсуализм – это гносеологическая теория, утверждающая, что человек способен осуществлять свое познание окружающей природной среды только через органы чувств. Сенсуализм противопоставлялся платоновскому рационализму.

Дж. Локком были выделены первичные и вторичные качества объекта. Первичными качествами он называл качества, характерные объекту самому по себе, вторичными – качества, которые характеризуют не сам объект, а восприятие любого объекта.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще один представитель британской философии – Дж. Беркли По данной теме мы уже выполнили реферат Идеализм Беркли подробнее . Для философских взглядов Дж. Беркли характерен рациональный субъективизм. Он утверждал, что последовательному сенсуалисту необходимо заниматься исследованием только субъективных ощущений в качестве непосредственных данных познания. Это значит, что понятие материи, в качестве объективной субстанции – пустое и бессмысленное.

Беркли, при развитии своей критики, создал новую теорию, названную номинализмом. Номинализм утверждал, что абстрактные объекты на самом деле не существуют ни в объективном, ни в субъективном мире. Беркли утверждал, что иллюзия существования абстрактных объектов формирует язык, на котором говорят люди. Дело в том, что слов в языке меньше, чем объектов, окружающих человека. В такой ситуации люди начали использовать одно слово для обозначения нескольких предметов. Иными словами, со временем возникает ситуация, когда словом обозначается уже не конкретный объект, а какая-то общая идея. При этом, Беркли считал, что впечатления обманчивы. Слово, с качестве своего значения, всегда подразумевает единственный объект.

Также Д. Юм высказывал критику в адрес концепции Декарта о мыслящей субстанции. Юм считал, что с позиций сенсуализма некорректно рассуждать о существовании мыслящей субстанции, так как эта субстанция не представлена восприятием.

Особенности сенсуализма

Сенсуализм – это теория познания, которая предполагает, что истину можно постичь только через использование органов чувств – зрением, слухом, осязанием и пр. Чувства являются фундаментом человеческого познания.

К основным формам чувственного познания относят ощущение, представление и восприятие:

  1. Ощущение – это отражение в человеческом сознании какого-то единственного свойства и качества предмета, например, ощущение света или темноты.
  2. Восприятие – это целостное отражение предмета.
  3. Представление – это создание чувственного образа предмета в случае непосредственного его отсутствия при помощи воспоминания или воображения.

В соответствии со взглядами Фр. Бэкона, существует два способа познания.

  • Первый – путь муравья – ползучий эмпиризм, уделяющий все свое внимание сбору множества частных фактов, без должного их осмысления.
  • Второй – путь паука – схоластическое теоретизирование, не связанное с реальной жизнью.

Схоластика – это одно из направлений в философии Средних веков, которое занимается разного рода умозрительными проблемами, например, сколько ангелов может поместиться на кончике иглы.

1) Учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. школы софистов - философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию;

2) (греч. soplnsma - измышление, хитрость) - преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.

Таким образом, возничий, скульптор, воин мог быть софистом в своем занятии. Постепенно определение получило несколько иной смысл, чтобы обозначить общую мудрость и особенно мудрость в человеческих деяниях (например, политике, этике, или домашнем управлении).

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Характерные черты софистики

1) критическое отношение к окружающей действительности;

2) стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

3) неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

4) отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

5) стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

6) восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

7) субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. Следует подчеркнуть, что в философии софистов человек рассматривается как единственное бытие.

Представители направления

Среди софистов выделяются группы так называемых:

• старших софистов (V в. до н. э.) -

• младших софистов - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

Роль софистики в методологии познания

Во взглядах софистов можно выделить:

I. Новое отношение к науке. Научные изыскания, которые проводили софисты, были иного типа, как по выбору предмета исследования и методу его осуществления, так и с точки зрения целей, которые они перед собой ставили.

II. Минималистская теория познания. Кроме этих методологических новаций софисты высказывали новые, типичные для своей эпохи взгляды на природу познания. Новым было уже следующее принципиальное положение: в первый период античности философы выступали с максимальными требованиями в сфере познания, добивались от него всеобщности, объективности, истинности, и, вместе с тем, они считали, что человеческое знание этим требованиям соответствует. Сейчас же позиция философов изменилась: теория софистов выражала недоверие к знанию, их мнение о познавательных способностях человека было отрицательным, поскольку они считали, что знание едва ли может выполнить минимальные требования.

III. Сенсуализм и релятивизм. Вопреки преобладающей рационалистической тенденции, среди греческих философов Протагор был сенсуалистом. Сенсуализм привел его к релятивизму: наше познание относительно, поскольку основывается на восприятии, но восприятие одной и той же вещи у разных людей бывает иным. В чем причина относительности восприятия? Имеет ли она субъективную или объективную природу?

Иначе говоря, содержится ли она в мышлении воспринимающих людей или находится в воспринимаемой действительности? В разуме усматривал ее современник Протагора Демокрит. В то же время Протагор остался верен греческому убеждению в том, что любое познание пассивно и что разум может включать в себя только отражения внешних предметов. А если это так, то причина относительности восприятий должна лежать в воспринимаемой реальности; восприятия являются отражением реальности, и если они относительны, то относительной должна быть и сама реальность.

IV. Практицизм. В соответствии с убеждением софистов в том, что противоположные мнения могут быть одинаково истинными, было вполне естественно, что они отдавали предпочтение истинам, которые были жизненно удобны. При признании или отрицании мнения мерой истинности была для них практическая точка зрения. Применял ее для достижения истины, как нам кажется, сам Протагор.

Здоровому человеку еда кажется сладкой, а больному — горькой; поэтому здоровый не умней больного и не имеет более положительного отношения к еде, но он находится в более выигрышном положении, поскольку ему еда более приятна. Неосознанно, говорит Протагор, называя некоторые утверждения истинными, он называет одни лучшими, чем другие, но не более истинными. Утверждения равно истинны, но поскольку одно из них лучшее, то необходимо придерживаться лучшего. А кто подчиняется худшим утверждениям, тот должен таким образом управлять разумом, чтобы поменять их на лучшие. Мудрыми являются те, кто достигает этого перехода: лекарь добивается этого при помощи лекарства, а софисты — при помощи понимания. На самом деле, то, что кому-то удается лучше, — есть лучшее для него, но мудрец может сделать так, что это утверждение не будет досадным и станет приятным.

V. Конвенционализм был дальнейшим следствием релятивизма. То обстоятельство, что среди относительных истин некоторые признаются людьми обязательными, может быть только результатом договора. В частности, софисты были склонны признать конвенционально обязательными взгляды на язык, право, мораль, религию. Это их наиболее типичный взгляд.

Происхождение условности человеческих действий они понимали достаточно разнообразно: одни считали конвенциональными взгляды, господствующие среди людей, как созданные и навязанные сильными для использования слабых, другие же усматривали в них хитрый умысел слабых для защиты от сильных. Обе концепции связал Критий, прославленный политик, воспитанник софистов, который говорил, что закон обязательно является результатом деятельности большинства слабых, религия же — выдумкой сильного властителя для того, чтобы властвовать над толпой.

Однако существовало среди софистов также и другое направление. Его сторонники считали человеческую культуру условной. Ликофрон, ученик Горгия, считал государство результатом договора, заключенного для гарантии взаимной безопасности граждан, на основе которого индивидуумы отказываются от части своих личных прав в пользу государства. Подобным же образом Алкидам, другой ученик Горгия, также полагал, что закон и обычаи являются результатом конвенции. Но эти софисты отвергали договоры, которые служат чьимто интересам и привилегиям, ценили же лишь такие, которые могут предстать перед судом разума. С этих позиций Ликофрон выступал против преимуществ знатных граждан, а Алкидам — против рабства. Эта группа софистов признавала и первенство договорных отношений над естественными отношениями, поскольку благодаря им вместо силы может возобладать общественная справедливость.

Не только эти софисты-политики, но и софист-философ, каким был Протагор, значительную часть своего жизненного и писательского труда посвятили тому, чтобы в различных областях жизни, где преобладает и должен властвовать договор, этот договор соответствовал устремлениям разума. Протагор стремился изменить обязательное право таким образом, чтобы оно было рациональным, чтобы наказание не было местью за преступление, но предостерегало от дальнейших преступлений, чтобы было рациональным общественное устройство, чтобы оно не мешало, а помогало людям в борьбе за жизнь; у Протагора также шла речь о рационализации я з ык а, чтобы он функционировал на единой основе, а не в соответствии с двумя основаниями: по смыслу и по форме.

VI. Начало эстетики. Софисты также были первыми среди тех, кто в значительной мере больше, чем другие, занимался эстетикой или, точнее говоря, теорией искусства. В этой области знания пионером был не Протагор, а Горгий. Теория искусства софистов еще не имела столь широкой сферы, как эстетика Нового времени: понимание искусств греками было более узким, они еще не выработали таких понятий, которые объединили бы в себе как поэзию, так и скульптуру, архитектуру. Греки считали их такими же ремеслами, как ткачество или строительство судов: их общей особенностью было то, что они создают реальные объекты. Поэзия же имеет другой характер, она ничего не создает, кроме слов, и, скорее, похожа на пророчество, чем на ремесло; то же относится и к музыке, которую греки также связывали с поэзией и объясняли ее как одно из пророчеств.

Таким образом, с развитием производства, техники, искусства, элементов науки и культуры в целом методология становится предметом специфической теоретической рефлексии, формой которой выступает прежде всего философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, выделения в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, ведущих к истине. Правила рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средства познания стали предметом специального исследования в философии софистов.

Софисты близко подошли к пониманию того, что установленное человеком может быть постигнуто им и усовершенствовано в соответствии с требованиями разума.

Античная софистика при всей своей неоднозначности, субъективизме и “игре слов” имела целый ряд рациональных моментов. К их числу можно отнести сознательное исследование мышления самого по себе; понимание его силы, противоречий и типичных ошибок; стремление развить гибкость, подвижность мышления, придать ему диалектический характер; попытка с помощью такого мышления “разъесть как щелочь” все устойчивое, расшатать конечное; подчеркивание активной роли субъекта в познании; анализ возможностей слова, языка в познавательном процессе и т. п.

Релятивизм, перенесенный в теорию познания, привел софистов к отрицанию объективной истины. Известный тезис Протагора "Человек есть мера всех вещей" трансформировался в идею о том, что каждый человек имеет свою особую истину.

Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

1. вне человеческого сознания ничего не существует;

2. нет ничего раз и навсегда данного;

3. что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

4. если завтра то, что хорошо сегодня станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;

Джон Локк

В философии есть два противоборствующих направления теории познания — сенсуализм и рационализм. Если сенсуализм признаёт основным источником познания органы чувств, то рационализм отдаёт предпочтение разуму. В этой статье мы сосредоточим внимание на сенсуализме — рассмотрим ключевые идеи данного направления, познакомимся с его основными представителями.

Что такое сенсуализм?

Помимо того, что сенсуализм – это направление в теории познания, сам он также подразделяется на два направления:

  • Крайний сенсуализм. Сторонники данного направления исходят из того, что все знания без исключения являются следствием чувственного опыта, и никакого познания не может быть без взаимодействия с внешним миром.
  • Умеренный сенсуализм. В данном направлении признаётся влияние разума на процесс познания. Разуму отдаётся систематизирующая роль, кроме того, допускается, что не всякий чувственный опыт даёт достоверные знания, и критическое осмысление разумом помогает установить его истинность.

Когда говорят о сенсуализме вообще, чаще всего подразумевают крайнюю его форму. В ней принято отталкиваться от следующих постулатов:

Основные идеи сенсуализма

Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя британскими философами: Джоном Локком (1632-1704), Джорджем Беркли (1685-1753) и Дэвидом Юмом (1711-1776). Чтобы лучше понять, что такое сенсуализм и в чём заключаются его основные идеи, давайте подробно ознакомимся со взглядами каждого из этих трёх мыслителей.

Сенсуализм Джона Локка

Джон Локк

Согласно теории познания Джона Локка, любая простая идея, возникающая в нашей голове, является продуктом чувственного опыта. При этом чувственный опыт может быть внешним (при восприятии внешнего мира) или внутренним (при исследовании собственной души). Примером внутреннего опыта является рефлексия, которая также может порождать новые простые идеи, несмотря на то, что человек при этом никак не взаимодействует с внешним миром (точнее, взаимодействует с ним в своём воображении).

Сложные идеи формируются на основе размышления – процесса, представляющего собой всевозможные взаимодействия простых идей. В результате их объединения возникают сложные идеи, которые не могут быть получены посредством чувственного опыта. К примеру, представление об определенном объекте является сложной идеей, которая формируется на основании простых знаний о его свойствах.

Важным аспектом в теории познания Джона Локка является разделение качеств на первичные и вторичные. К первичным относятся объективно существующие качества: форма, масса, размер. Вторичные качества связаны со спецификой наших органов чувств (цвет, вкус, запах и прочие свойства, зависящие от восприятия). К примеру, глядя на головку камамбера (популярный сорт сыра с плесенью), люди могут по-разному воспринимать её вид и запах. Одни будут находить её аппетитной, другие – не очень. Но оспаривать её форму и размер никто не станет.

Сенсуализм Джорджа Беркли

Джордж Беркли

Если сенсуализм Локка тяготеет к материализму, то Джордж Беркли был сторонником идеализма. В частности, Локк признаёт объективность первичных качеств, Беркли же исходит из утверждения, что все качества являются вторичными. Свою точку зрения он аргументирует тем, что качества, первичные по Локку, не всегда являются объективными.

К примеру, предмет, кажущийся тяжёлым одному, будет лёгким для другого. А нечто большое на расстоянии выглядит гораздо меньшим. Более того, для ребёнка большим выглядит предмет, кажущийся небольшим взрослому человеку (то есть, дело именно в субъективности восприятия, а не только в расстоянии или ракурсе). А значит, и здесь присутствует зависимость от органов чувств. Основываясь на этих аргументах, Беркли приходит к выводу, что все качества вторичны.

Сенсуализм Дэвида Юма

Дэвид Юм

Как и Джордж Беркли, Дэвид Юм придерживался идей субъективно-идеалистического сенсуализма. Однако если Беркли считал, что материального мира не существует вообще, то позиция Юма была менее категоричной. Он пришёл к выводу, что мы не можем однозначно судить по одним только ощущениям как о том, что материальный мир существует, так и о том, что его не существует.

То есть, имея в своём распоряжении только ощущения, мы не можем установить реальные факты. Кроме того, Юм отрицает религиозные и мистические концепции, утверждая, что мы никак не можем установить достоверно, существует ли Бог (и другие божественные и мистические существа и явления) или нет. В связи с этим многие современные исследователи называют Юма агностиком.

Сенсуализм в философии Новейшего времени

Ещё одним известным сторонником был австрийский физик и философ-позитивист Эрнст Мах. Изучая, как работают слух, зрение и другие чувства, он пришёл к выводу, что наши представления об окружающем мире не особо точно отражают его природу, многие из них являются вымышленными или несущественными, в то же время существенные свойства мы часто никак не воспринимаем. Позже на основе исследований Маха возникли такие учения как неореализм, бихевиоризм и нейтральный монизм.

Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?

В 17-18 веке философы осознали, что пришло время переосмыслить критерии истины. В связи с этим бурно развивались рационализм, эмпиризм и сенсуализм. При этом эмпиризм и сенсуализм во многом похожи между собой. Они базируются на общих положениях, в каждом из них за источник всех знаний принимается чувственное познание.

Ключевые отличия между эмпиризмом и сенсуализмом сформулировал английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Фрэнсис Бэкон

Он привёл следующие тезисы:

  • В эмпиризме принимается, что чувства являются источником знаний, но и разум также важен.
  • В эмпиризме для извлечения знаний из чувственного опыта необходимо взаимодействие чувств и разума.
  • Сенсуализм ориентирован на пассивное созерцание. В эмпиризме поощряется вмешательство в изучаемые процессы.

Также, разницу между сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом можно объяснить тремя метафорами:

Заключение

Сенсуализм – это концепция, рассматривающая чувственное познание в качестве единственного источника знаний. При этом разум считается лишь продуктом чувственного опыта. В умеренном сенсуализме ему приписывают функцию систематизации и анализа достоверности. В крайнем сенсуализме роль разума вторична, и единственным источником истины считаются чувства. Так или иначе, сенсуалисты считают, что ощущения формируют разум, а не наоборот.

Истинному бытию элеатов софисты противопоставили реальное существование изменчивого чувственного мира, где произвол индивида становится руководящим принципом. Релятивизм (относительность) в теории познания служил обоснованием нравственного релятивизма софистов: они показывали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Подобно тому, как человек есть мера всех вещей, так и любое человеческое сообщество (государство) является мерой справедливого и несправедливого.

Одно из самых известных имен античной философии, ставшее сегодня нарицательным, – философ Сократ (ок. 470–399 гг. до н. э.). Сократ учился у софистов, однако впоследствии резко критиковал их за субъективизм и релятивизм. Свое учение Сократ никогда не записывал, считая, что только живая речь может правильно выразить мысль, которая формируется в ходе бесед и полемики. О содержании сократовских бесед известно из произведений его учеников Платона и Ксенофонта.

Своим философствованием, примером своей жизни и смерти Сократ совершает переворот в традиционной системе ценностей античного мира. Истинные ценности, по его мнению, не богатство, слава, красота и т. д., а разум, знание, а также умеренность и справедливость, без которых все остальное не сможет сделать человека счастливым. Истинные ценности обеспечивают порядок и гармонию в обществе и душе человека.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /Диоген Лаэртский. М., 1979. С. 116.

Читайте также: