Каковы отличительные особенности архитектуры эллинизма опишите один из памятников зодчества кратко

Обновлено: 08.07.2024

Мощным инструментом эллинизации Востока выступало градостроительство, которым активно занимались эллинистические правители. Масштабы градостроительства были огромны: город был мощным культурным инструментом, а также утверждал государственное влияние на тех огромных территориях, которые нуждались в освоении. В частности, в империи Селевкидов при Селевке I было основано по меньшей мере 75 новых городов в разных концах страны. Большая часть городов строилась не хаотично, а по заранее подготовленному плану — с прямыми широкими улицами, большими площадями, садами, галереями и храмами. Одной из базовых особенностей непосредственно архитектуры было изменение классическим греческим канонам. Здания и памятники стали теперь выполнять не столько свою первоначальную функцию, сколько становились символами богатства, господства и могущества эллинистических правителей и аристократов. Повсеместное строительство дало огромный стимул к развитию новых типов архитектуры. Стали гораздо шире применяться барельефы.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Архитектура эпохи эллинизма

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения


В 334-324 гг. до н.э. Александр Македонский захватил огромные пространства Греции, Египта, Персии и Индии, и образовал свою империю. Но после его смерти она распалась на ряд самостоятельных царств, во главе которых стояли его военоначальники. В это время происходит с одной стороны, ознакомление греков с достижениями восточных культур, а с другой - проникновение греческих достижений в культуру восточных цивилизаций. Т.о. культура эпохи эллинизма представляла собой синтез греческого с местным - восточным.

В это время происходит установление прочных торговых связей между восточными и греческими землями, что способствовало появлению новых городов, особенно на востоке (например, Александрия в Египте). Города активно благоустраиваются по принципам регулярного города, которые в это время получают самое широкое распространение. В них сооружают величественные царские дворцы, роскошные парки, обширные общественные здания и богатые частные дома. Храм потерял значение основного здания эллинистической архитектуры (хоть их и много возводили). Основой развития эллинистической архитектуры стали здания общественного и утилитарного назначения: здания для заседаний, библиотеки, арсеналы, доки, театры, стадионы и гимнасии. Если в классическое время архитектура частного дома практически не разрабатывалась, то в эллинизме она стала предметом специального внимания. Разрабатывались два типа жилых домов:

1. блок из нескольких домов-квартир, имеющих смежные стены и образующих городской квартал;

2. отдельно стоящий дом - городская вилла, со множеством комнат сгруппированных вокруг окружённого колоннами двора (так называемый перистильный дом). Внутри стены такого дома украшались фресками, на полу выкладывались мозаики.

Ещё одним сооружением эпохи эллинизма, вошедшим в древности в список семи чудес света, была гробница царя Мавсола в Галикарнасе (правитель Карий, государства на юго-востоке Малой Азии).

гробница царя Мавсола в Галикарнасе
Сооружение мавзолея началось ещё до смерти Мавсола в 353 г. до н.э. и был закончен уже в правление его внука. Для проектирования Мавзолея он пригласил греческих архитекторов Сатира и Пифея, и наиболее прославленных скульпторов того времени - Леохара, Скопаса и др. Мавзолей был построен из кирпича и облицован проконнеским мрамором. Архитектура Мавзолея необычна для греческой архитектуры того времени: если классические эллинские храмы в плане прямоугольны и их высота не превышает длины фасада, то Мавзолей в плане почти квадратный, и его высота значительно превышала сторону основания. Мавзолей простоял 19 веков. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра. После изгнания турками крестоносцев на этом месте возникла крепость Бодрум. В середине 19 в. 12 мраморных рельефов, вмурованных в стены турецкой крепости, были извлечены из нее и перевезены в Британский музей.

Эллинизм можно по праву назвать периодом массового восхищения идеями классической древнегреческой цивилизации. Это было время безраздельного господства эллинистических культурных ценностей в образовавшихся после смерти великого завоевателя многочисленных государствах во главе с его военачальниками — диадохами.

Эллинизм. Бронзовый портрет с инкрустированными глазами, I век до нашей эры

Хронология эллинизма

Эллинизм по хронологическому принципу можно разделить на три основных периода:

  • Ранний (323 год — середина III века до н. э.);
  • Высокий (середина III — середина II веков до н. э.);
  • Поздний (середина II века — 30 год до н. э.).

Для раннего эллинизма в условиях формирования крупных монархических держав характерно преобладание традиций классического древнегреческого искусства. В эпоху Высокого Эллинизма государства, управляемые диадохами, достигли пика своего могущества. Это нашло свое отражение в искусстве посредством доминирования драматических художественных образов и появлением большого количества монументальных произведений.

Эпоха Позднего Эллинизма ознаменовалась многочисленными кризисными ситуациями и постепенным захватом Римом территорий, завоеванных Александром Македонским. Экономический застой и массовое обнищание людей стали основными причинами упадка во всех сферах жизни, в том числе и в изобразительном искусстве.

Эллинизм. Мозаика с изображением нимфы из дворца Великого Магистра рыцарей Родоса, II век до нашей эры

Особенности изобразительного искусства эпохи Эллинизма

Эпоха Эллинизма затронула все известные в те времена виды изобразительного искусства. Влияние древнегреческой культуры отчетливо прослеживается в произведениях:

Эллинизм. Пергамский алтарь Зевса, II век до нашей эры

Скульптура эллинистического периода стала более натуралистической и выразительной по сравнению с классическими образцами древнегреческих ваятелей. Художественные образы отличаются не только великолепным анатомическим реализмом, но и искусным воплощением в камне эмоций героев. Помимо традиционных одиночных скульптур, мастера также часто создавали многофигурные композиции. Величайшим скульптурным шедевром той эпохи считалась 32-метровая статуя Колосса Родосского — одно из 7 уникальных чудес света.

Совсем немного сохранилось и оригинальных фресковых росписей стен, созданных эллинистическими мастерами живописи. Хотя такие работы украшали интерьеры не только величественных храмов, но и домов многих зажиточных жителей греческих городов.

Значительных успехов эллинистические мастера добились в искусстве мозаики. В качестве основных материалов при создании своих работ они использовали речную гальку, обожженную глину и кусочки стекла. Мозаичными панно на мифологическую, бытовую и анималистическую тематику художники украшали стены и полы дворцов.

Керамика также была популярным материалом для изготовления предметов искусства и повседневного быта. Художники того времени достойно продолжали традиции своих предков, они создавали оригинальные расписные вазы с рельефной поверхностью, инкрустированные разнообразными материалами. Огромный интерес ценителей прекрасного вызывают и миниатюрные статуэтки из обожженной глины, которые использовались в погребальных и декоративных целях.

Эллинизм. Терракотовая статуэтка Танагры III век до нашей эры

Мастера эллинистического периода также внесли огромный вклад в развитие декоративно-прикладного искусства народов Средиземноморья. Именно в ту пору была изобретена технология выдувания стекла, используемая для производства различной посуды. Для изготовления массивных сосудов (кратеров) часто использовали бронзовые сплавы, развивались техники резьбы по камню и чеканки.

Эллинизм. Эллинистическая стеклянная амфора, II век до нашей эры

Эллинизм оставил яркий след в мировой культуре и подарил потомкам множество уникальных шедевров искусства. Работы древних мастеров сегодня украшают экспозиции лучших музеев мира и регулярно выставляются на продажу на престижных арт-аукционах.

Архитектура эллинизма

Народ Древней Греции прославился на весь мир своими мастерами искусства, они внесли большой вклад в развитие мировой культуры. Искусство эллинизма является важной вехой в истории мировой художественной культуры. Оно оказало существенное влияние на развитие древнеримского искусства. Период эллинизма охватывает эпоху с конца IV века до н. э. (эпоха завоеваний Александра Македонского) до I века до н. э. Эллинистическое искусство представляет собой гармоническое соединение древнегреческого и восточного искусства. Оно распространяется на многих территориях, включая Грецию, Египет, Малую Азию, Северное Причерноморье, Среднюю Азию и многие другие страны.

Произведения искусства эпохи эллинизма наследуют классические традиции, созданные великими мастерами Древней Греции в V веке до н.э. Имеют мировую известность такие произведения пластики, как статуи Ники Самофракийской или Афродиты (Венеры) Милосской (II век до н. э.); известные рельефы Пергамского алтаря (II века до н. э.). Эти рельефы следуют традиции героического греческого классического искусства. В изображении скульптур мастера использовали жанровые сюжеты, акцентируя внимание на бытовых подробностях и деталях.

В период эллинизма в искусстве уже утрачивается чистый вкус предшествующей эпохи. Большое влияние на Грецию оказал Восток, откуда пришла мода на чувственное и изнеженное. Художники при создании образов стремятся к пышности и эффектности своих сооружений. Мастерами активно используется коринфский стиль. В этот период активно строятся сооружения гражданского характера: театры, дворцы и т.п. Архитекторы занимаются разработкой планов городов, уделяют внимание строительству жилых помещений.

Большое количество сооружений, удивляющих своей роскошью, представлено в эпоху эллинизма в Малой Азии. Наиболее известным является надгробный памятник, построенный каринфскому царю Мавзолу (Мавзолей) в Галикарнассе, храм Афины в Приене, огромный храм Феба Дидимского, расположенный в Милете и грандиозный алтарь Зевса, построенный в Пергаме, с великолепным скульптурным фризом. Фрагменты алтаря находятся в берлинском музее.

Мавзолей символизирует завершающий этап классического греческого искусства. Постройка отличается слишком богатым и торжественным убранством. Здание кажется тяжелым и неподвижным, как персидские гробницы. В архитектуре Мавзолея больше черт, характерных для Востока, чем для Греции. Громоздкость зданию придают большие глухие стены нижнего этажа. Данный памятник архитектуры уникален тем, что в нем сочетаются три известных ордена. Нижний этаж опирался на пятнадцать колонн, выполненных в дорическом стиле, внутри верхнего этажа располагались коринфские колонны, а снаружи – ионические.

Читайте также: