Марксистское учение об обществе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Параллельно с теориями О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и многих других авторов развивалась и марксистская социология. Это исследовательское направление заявило о себе как о научном толковании развития истории, исторического процесса в целом. Марксизм базируется на уже имеющихся и объективных данных, которые были выведены из общественных наук. Таким образом, марксизм опирается на теории и практики из истории, экономики, социологической науки и иных смежных дисциплин.

К. Маркс и Ф. Энгельс представили на суд публике свое материалистическое понимание истории как процесса. Со временем их идеи получили широкое признание, в том числе в отечественной науке. Они были поддержаны такими теоретиками как Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А. Грамши. Именно они стали самыми яркими последователями учения Карла Маркса в 20 веке.

Марксистская социология является материалистическим пониманием истории. Она была создана на основе исследований, в которых объяснялось содержание исторического процесса, а также его развитие и объективные закономерности. Исследователи сформулировали материалистическое понимание исторического процесса и сделали акцент на том, что основы жизни материальны, и все стороны материальной основы жизни взаимосвязаны друг с другом. Исторический процесс имеет четкое направление, он развивается, зависит от осознанности людей и в то же время сам влияет на уровень развития человечества. Что касается современного этапа развития социологической науки в рамках марксизма, то социология была и остается очень влиятельной, она способна противостоять очень многим современным теориям, социологическим исследованиям, которые так или иначе противоречат марксистским тезисам.

Марксистская социология основана на идее о том, что двигателем развития общества является человек. У каждого индивида есть свои интересы и потребности, а также он по-особенному взаимодействует с другими членами общества. Из этого взаимодействия и стремления удовлетворить свои потребности рождаются предпосылки для развития общества, новые идеи, инновационные подходы к тому, чтобы сделать мир лучше, развивать экономику.

Готовые работы на аналогичную тему

Совокупность социальных связей и общественных взаимодействий формирует общество в целом. С помощью крупных систем общественных отношений и связей общество может оказывать влияние не только на содержание, но и на историческую направленность развития индивида. К ним относят:

  1. Общественные отношения;
  2. Условия производства;
  3. Социальные институты.

Материальные силы играют главную роль, так как они побуждают человека к деятельности, к развитию. Именно материальные силы влияют на производственное и политическое сознание, а также на мотивы, которые побуждают человека к тем или иным действиям.

Внутренний мотив – это причина развития исторических событий. А история лежит в основе марксистской теории общества. Ф. Энгельс подмечал, что непоследовательность материализма состоит не в том, что признается существование побудительных сил, а скорее в том, что исследователи больший упор делают на их характеристику. При этом они не стремятся найти суть движущих сил и то, как они влияют на развитие общества. Поэтому следует смотреть глубже.

Движущие силы развития общества

К движущим силам, которые мотивируют человека к развитию, к прогрессу Маркс и Энгельс относят материальные условия жизни. На втором по значимости месте стоят те интересы и потребности индивида или более обширной социальной группы, которые возникают в результате определенного образа жизни, то есть потребности вторичного уровня.

Материальные интересы и потребности – это причины, которые оказывают серьезное влияние на:

  1. Поведение человека;
  2. Характер деятельности индивида;
  3. Появление определенных мотиваций и стремлений, формирование психологического настроя, который помогает воспринимать определенные изменения и общественные трансформации;
  4. Появление мыслей и идей, благодаря которым в дальнейшем общество может развиваться, меняться.

Но следует сразу оговориться: исследователи и мыслители имеют в виду не только личные интересы, но и материальные интересы не отдельного человека, а крупных сообществ в целом. Эти интересы отражают интересы социальных групп, выражают зависимость между людьми, особенно зависимости в процессе разделения труда. Внимание марксистской социологии сосредотачивается на особенностях общественного поведения и существования человека, а также на процессах формирования общественного сознания индивида. Согласно идее, изложенной К. Марксом и Ф. Энгельсом, общественное сознание способно отражать общественное бытие людей в процессе их существования и взаимодействия друг с другом. Происходит глубокое понимание природы общественного сознания, его сущностных характеристик и смыслов. В процессе исследований подсвечивается объективность социального обоснования бытия человека. В целом исследование человека, его потребностей, сознания и потенциала – это то, что лежит в основе социологических исследований. Сегодня марксистская социологическая теория также является очень востребованной и ложится в основу многих других разработок теорий. Несмотря на то, что теория существует не одни десяток лет, она все еще остается очень актуальной и значимой. Ее актуальность регулярно подчеркивается в рамках социологических исследований, социологических теорий и наработок.

Зарождение марксизма в середине XIX в. было обусловлено рядом факторов. Социальной основой появления марксизма явилось утверждение капитализма в Западной Европе, рост его противоречий, первые массовые выступления рабочего класса во Франции и Германии в 30-40-х годах XIX столетия. Теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия (Г. Гегель, Л. Фейербах), английская политэкономия (Д. Рикардо, А. Смит), французский утопический социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье), а также труды французских историков периода Реставрации (Ф. Гизо, О. Минье). На формирование взглядов основоположников нового учения повлияли и открытия в естествознании.

К. Маркс и Ф. Энгельс отказались от господствующего в науке положения о том, что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей. Свои воззрения они излагали таким образом:

• примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию;

• решающая роль материального производства в жизни общества;

• необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил;

Производительные силы Производственные отношения

• неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.

Согласно марксизму капиталист богатеет, а рабочий беднеет потому, что первый присваивает себе неоплаченную часть труда второго. Это и есть капиталистическая эксплуатация. Такое положение дел, в свою очередь, является следствием экономических условий, при которых капиталист вы ступает собственником средств производства, а рабочий может предложить на рынке лишь свою рабочую силу.

Зарождение марксизма в середине XIX в. было обусловлено рядом факторов. Социальной основой появления марксизма явилось утверждение капитализма в Западной Европе, рост его противоречий, первые массовые выступления рабочего класса во Франции и Германии в 30-40-х годах XIX столетия. Теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия (Г. Гегель, Л. Фейербах), английская политэкономия (Д. Рикардо, А. Смит), французский утопический социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье), а также труды французских историков периода Реставрации (Ф. Гизо, О. Минье). На формирование взглядов основоположников нового учения повлияли и открытия в естествознании.

К. Маркс и Ф. Энгельс отказались от господствующего в науке положения о том, что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей. Свои воззрения они излагали таким образом:

• примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию;

• решающая роль материального производства в жизни общества;

• необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил;

Производительные силы Производственные отношения

• неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.

Согласно марксизму капиталист богатеет, а рабочий беднеет потому, что первый присваивает себе неоплаченную часть труда второго. Это и есть капиталистическая эксплуатация. Такое положение дел, в свою очередь, является следствием экономических условий, при которых капиталист вы ступает собственником средств производства, а рабочий может предложить на рынке лишь свою рабочую силу.

Марксистское учение об обществе и движущих силах его развития стало формироваться в середине 19 столетия. Создателем концепции стал К. Маркс. Он считается одним из наиболее влиятельных мыслителей 19 века. Свою жизнь он посвятил научной и политической деятельности. Вершина творчества Карла Маркса – книга "Капитал". В 1867 г. вышел первый ее том. Последующие части книги Карла Маркса опубликовал после его смерти его соратник и друг Ф. Энгельс.

марксистское учение об обществе

Общие сведения о концепции

Маркс рассматривал человеческое общество как феномен, отличный от природы, решающая роль в формировании которого отводилась труду, производственному фактору, конфликтному взаимодействию классов. В своих трудах он использовал понятие общественно-экономической формации. Ее он считал исторически определенным целостным этапом социального развития.

Идеи марксизма основывались на том, что суть прошлой истории заключается в борьбе между классами за контроль над богатством и собственностью, возникшая под влиянием исторического разделения труда. Вследствие этого, собственно, и образуются классы, имеющие противоположный интерес.

Если говорить кратко и понятно, в марксистском учении об обществе любой период истории, в котором есть борьба между классами, является источником социальных изменений. Этот вывод позволяет объяснить, к примеру, почему капитализм зародился в недрах феодализма. Вместе с тем это положение стало основой идеи о том, что в человеческом обществе социализм в итоге одержит верх над капитализмом.

Стоит сказать, что предположение о мировой революции на практике оказалось утопичным, хотя, безусловно, конфликты, имевшие место в отдельных странах, оказали значительное влияние на ход истории.

Теоретическая база

Марксистское учение об обществе включает идеи о б объективности общественных, в первую очередь социальных отношений. Они в процессе воспроизводства выступают в качестве основы для формирования разных общественно-экономических формаций. Эти формации, в свою очередь, рассматриваются как особые типы социальных организмов.

человеческое общество

Общественно-экономическая формация в марксизме отличаются по способу производства. Именно он рассматривается как динамичная составляющая формации. Динамика обуславливается тем, что на каком-то определенном этапе социального развития производительные силы начинают конфликтовать с производственными отношениями. Эта борьба может завершиться исключительно социальной революцией. Только таким образом, согласно марксистскому учению об обществе , произойдет смена прежних отношений, основывающихся на конкретной форме собственности, а, значит, переход к новой формации.

В такие периоды происходят кардинальные изменения социально-экономической структуры общества. Они сопровождаются насильственной сменой политического строя. В марксистском учении об обществе революция играла роль "локомотива истории". Она рассматривалась как закономерный результат конфликта антагонистических классов.

Особенности общественного развития

В 19 столетии одна форма эксплуатации стала вытесняться другой. В этот период человек чаще использовался не другим человеком, а обществом и государством. Основным эксплуататором становится государственный монополизм и бюрократический аппарат, опирающийся на него. Люди отстраняются от собственности, власти, труда и его результатов.

Разрешение возникшего противоречия по марксистскому учению об обществе возможно или формированием эффективной системы соцгарантий с одновременным улучшением политических и экономических условий для становления и развития среднего класса, имеющего собственность, или посредством проведения революции с попыткой реализовать коммунистические и социалистические идеалы в жизнь.

общественно экономическая формация в марксизме

Если будет выбран первый путь, в обществе будут существовать относительно небольшие классы крупных собственников и беднейших людей. Однако большая часть граждан будет находиться в среднем классе.

В таком обществе государство играет особую роль. Оно не только реализует общенациональные программы, решает социальные проблемы, но и взимает с населения налоги, оказывает помощь бедным. Безусловно, далеко не во всех случаях формируется "общество благоденствия", однако данная форма общежития вполне себя оправдывает, обеспечивая покой и порядок в обществе.

Сверхэксплуатация

Она возникла в странах, выбравших второй путь развития. Со стороны государства, выступавшего в качестве экономического субъекта, сверхэксплуатацию ощутили на себе миллионы граждан: результаты их трудовой деятельности получало именно государство и формировало "закрома Родины". Затем происходило перераспределение этих результатов. Стоит сказать, что внешне все выглядело вполне гуманно и справедливо. К примеру, нерентабельные предприятия получали дотации, чтобы якобы сохранить рабочие места.

Такие общества развивались до тех пор, пока природных ресурсов (которые также активно эксплуатировались) было достаточно, демографические процессы протекали более-менее удовлетворительно, а стимулы к труду были действенными.

Вместе с тем в таких обществах стали формироваться новые критерии распределения национального богатства в рамках общей собственности: кровнородственный, имущественный, должностной и пр. Разумеется, в таких условиях о справедливом госконтроле за мерами труда, распределения и потребления не могло идти речи. Резкое снижение стимула к труду, в том числе в связи с установлением уравниловки при усилении экологического и демографического кризиса привело к закономерному итогу. Такие общества не успевали за темпами развития, заданными цивилизацией.

марксистское учение об обществе кратко и понятно

Утопия

Это понятие используется достаточно давно для обозначения идеального общества, в котором сочетается свобода и благополучие.

Марксистское учение об обществе отрицает утопию. Концепция сводится только к одному результату – классовой борьбе. Без революции, по теории марксизма , развитие общества невозможно.

Утопические концепции существовали во всех исторических периодах: в античное время, в эпоху Средневековья, Ренессанса, нового времени. Возникали эти идеи и в России. Их активно продвигали такие известные люди, как Чернышевский, Радищев, Достоевский. В утопическом ключе рассуждают многие современные футурологи.

Возможность формирования идеального общества

Безусловно, НТР, определяющая уровень развития производительных сил обеспечивает условия для того, чтобы человеческий труд перестал являться жесткой необходимостью, тяжелой самостоятельной эксплуатацией, а обрел черты свободы, созидания, творчества. В будущем есть вероятность того, что человечеству удастся преодолеть экономическую эксплуатацию. Однако для этого должны быть решены глобальные современные и многие прежние проблемы.

Между тем, такой путь нельзя однозначно считать "дорогой в рай". Актуальность проблемы отчуждения будет сохраняться всегда. По мнению Гегеля, отчуждение является опредмечиванием сущностных человеческих сил. В философии 20 столетия она связывается с дегуманизацией общества, являющейся результатом кризиса техногенного этапа развития цивилизации, потери смысла в жизни и системе общечеловеческих ценностей. Это все приводит к разрушению личности как целостного "Я".

Выход из ситуации

Решение проблемы, с одной стороны, связывается с достижением высокого уровня общественного развития, социальной демократизации, а с другой, - самосовершенствование и развитие морального и интеллектуального потенциала каждого индивида в отдельности и всего человечества в целом на основе идеала справедливости и равенства.

марксистское учение об обществе и движущих силах его развития

Современный этап социального развития

Проблемы современности можно рассматривать с разных точек зрения. Период развития, происходящий в обществе в настоящее время, именуется по-разному: НТР, компьютерной, информационной революцией и пр. Однако в соответствии с содержанием процессов, протекающих в современном социуме, его называют постиндустриальным.

Стоит сказать, что все явления, происходящие сегодня, больше относятся к японской и западноевропейской цивилизациям. Однако некоторые их специфические черты можно увидеть в большинстве современных государств. Ключевым направлением развития общества сегодня считается увеличение значения информационных ресурсов в жизни человечества по сравнению с энергией и веществом. До недавнего времени именно последние определяли темп развития цивилизации.

Проблемы современности

Теория марксизма в современном мире не работает: изменились условия жизни, объем ресурсов, их значение, возникли новые глобальные проблемы и пр. Философское осмысление постиндустриального общества осуществляется с учетом изменения роли и положения человека в мире, взаимоотношений людей с природой, техникой. Человечество сегодня считается своего рода коллективным интеллектом планеты.

Вместе с тем людей беспокоит их нынешнее положение в мире. Достигнув высот в интеллектуальном развитии, человек не знает, что ему создать. Являясь фактически хозяином мира, он не является хозяином самому себе.

марксистское учение об обществе включает идеи

Новые вопросы

Успехи науки и техники, формирование огромного по объемам мира вещей, информационных систем не обеспечили большую безопасность и благополучие для человечества. Люди не стали, по сути, счастливее, здоровее, богаче. В последнее время все отчетливее вырисовывается новая глобальная проблема: человечество может превратиться в слугу роботизированных систем. Компьютерные технологии стремительно завоевывают мир, они активно включаются в структуру производственных отношений.

Человек, однако, движимый необходимостью развиваться, сам шел к этим проблемам. Хотя, разумеется, им двигали благие намерения, высокие цели. Он их реализовывал, но при этом дальнейшие перспективы могут быть весьма туманными.

Выводы

Общество – это очень сложная система, включенная в природную и космическую структуру. Особенности возникновения и последующего развития социума весьма специфичны. Их характер определяется влиянием самых разных факторов. Ключевыми из них являются духовные, природные, социально-экономические условия и явления, роль которых все время изменялась в зависимости от исторической эпохи.

В обществе далеко не все процессы поддаются объяснению с точки зрения логики, не все события подчиняются закономерностям. Между тем современная стадия социального развития не исключает, а, напротив, предполагает глубокое изучение принципов становления общества. Социальное развитие возможно только при тесном взаимодействии всех уровней и форм общественного сознания: религии, науки, экономических, политических теорий, морали.

Сторонники марксизма представляли становление общества как поступательный, естественный процесс. Они характеризовали социальное развитие как последовательный переход от низших социально-экономических формаций к высшим социальным категориям. Весь путь цивилизации включал в себя переход от самого первого первобытнообщинного уклада, затем к рабовладельческому, далее к феодальному, капиталистическому и коммунистическому строю. Идеи марксизма оказали большое влияние на развитие современного общества.

сторонники марксизма

В заключение

Безусловно, процесс исторического развития также закономерен, объективен и необходим, как различные естественные природные явления во всем их многообразии. При этом он не только не зависит от сознания и воли человека, но, наоборот, предопределяет его сознание и волю. Вместе с тем в отличие от природных процессов, связанных с действием стихийных сил, естественно-историческое развитие является результатом человеческой деятельности. Все, что происходит в обществе, проходит через сознание человека.

Марксизм

Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

Концепция марксизма

Марксизм

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Марксизм

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

Марксизм

Организации марксистов

Победа марксизма

Марксизм

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике. Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

В статье излагается марксистская теория развития общества. Согласно Марксу, основу социальных изменений составляют экономические процессы.

Ключевые слова

Текст научной работы

Исходные положения этой концепции состоят в том, что основой существования и развития общества являются материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производительных сил.

С развитием производства создаются новые общественные отношения. Совокупность производственных отношений, материальный базис общества определяют формы сознания, юридическую и политическую надстройку. Право, политика, религия управляются базисом; взаимосвязь между двумя сторонами общественного организма необычайно сложна и противоречива.

Оценка объективности этой теории позволяет утверждать, что она является одной из точек зрения на развитие общества и не должна претендовать на монопольное владение знаниями об историческом процессе [3; 4].

Парадигмой марксизма, роднящей его с религиозным миропониманием, является признание наличия конечной цели развития, глобальной исторической перспективы, некой абсолютной истины, потенциально содержащейся в самой объективной реальности, в ее законах. Знание этих объективных законов, по мнению марксистов, позволяет делать историю предсказуемой [5]. Из этой препарированной Марксом из философии Гегеля идеи и родилась теория общественно-экономической формации, суть которой сводится к следующим положениям:

  1. История представляет собой последовательную смену качественно различных типов общества, имеющих свои особенности. Эти типы общества называются общественно-экономическими формациями.
  2. Определяющим фактором формирования типа общества (общественно-экономической формации) является способ производства материальных благ, детерминирующий, в свою очередь, формы собственности. Поскольку история представляет собой последовательную смену пяти способов производства, то ее можно представить в виде пяти сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. При этом развитие идет путем разрушения старого типа общества и его замены новым [6].
  3. Существует цель истории – достижение своеобразного Царства Божьего на земле, называемого коммунизмом. Это такое общество, где полностью раскрываются все сущностные силы человека, исчезает эксплуатация чужого труда, отпадает надобность в таком политическом институте, как государство, и в таком регуляторе общественных отношений, как право.

Список литературы

Цитировать

Читайте также: