Проблематика романа мастер и маргарита кратко

Обновлено: 30.06.2024

Проблема выбора

Каждый участник действий, разворачивающихся в Москве 30-х годов или в историческом романе, написанном Мастером, стоит перед проблемой выбора. Каждый на своем уровне. Позариться на деньги, падающие с неба, квартиру соседа или остаться порядочным человеком. Даже эпизодические персонажи постоянно решают, быть или не быть, взять или не взять. Мелочные подленькие проявления все больше погружают мир во тьму. На уровне героев первого плана происходят главные сражения тьмы и света, от выбора здесь зависит не временное благополучие, а жизнь и смерть, судьба, любовь, торжество истины.

Мастер

Так, Мастер, отказавшись от борьбы за свое детище, за роман всей его жизни, от борьбы за любовь, делает свой выбор и оказывается в психбольнице. Но и здесь он остается Мастером, передавая свои знания, опыт, смирение, мудрость молодому поэту, переворачивая его мировоззрение. Из больницы Иван Бездомный выйдет совсем другим человеком и понесет в мир свет, добро. Он свой выбор уже сделал.

Маргарита

Маргарита – женщина, измученная тоской, одиночеством, отсутствием любви – получает все, о чем мечтала, на что уже не надеялась, встретив Мастера. С этого момента каждую минуту ей приходится делать выбор. На бытовом уровне – смена роскошных апартаментов на подвальное помещение, измена мужу, даже авантюрное предложение от Азазелло – выбор дается героине легко, потому что она ведома любовью. Все, что дает ей шанс быть рядом с любимым, не подвергается сомнению и принимается без оглядки.

Главное испытание Маргариты – бал сатаны. Согласиться быть королевой бала – не самое страшное, что предстояло женщине. Выбор – просить для себя или для несчастной Фриды – рубеж, который решил все. Нравственный выбор героини был вознагражден.

Понтий Пилат

Выбор этого героя – спасти Иешуа, погубив себя, или казнить бродячего философа, отодвинув тем самым собственные проблемы, – одна из кульминаций всего романа. Именно на этом поле боя свет и тьма, добро и зло, совесть и бесчестие, сошлись лицом к лицу в своих высших проявлениях. Страх и слабость прокуратора не позволили ему сделать выбор по совести, навсегда лишив его покоя при жизни и еще на две тысячи долгих лет после смерти.

Нравственные проблемы

Нравственная сторона поступка, слова, выбора как основа человеческого существования подчеркивается в произведении на всех уровнях. В историческом романе Мастера центральные фигуры с точки зрения проблемы нравственности – это не только Понтий Пилат, но и Иуда из Кириафа. Очень красивый молодой человек обуревает двумя страстями. Он встречается с замужней женщиной, но больше всего он любит деньги. Безнравственность в ценностях и отношениях приводят молодого человека к предательству, подлости и гибели.

В романе четко прослеживается линия возмездия за сделки с совестью. Кто-то лишается жизни, кто-то ума, кто-то покоя. Безнравственность рядовых москвичей нарисована общими красками, например, зрительская масса в зале варьете, или имеет портретное описание: пустая болтовня Бенгальского, алчность Андрея Фокича – простого буфетчика, корысть Алоизия Могарыча. Каждый из них понес свое наказание.

Население Москвы 30-х годов, погрязшее в воровстве, зависти, доносительстве, подлости, лизоблюдстве, вызывает отвращение не только у Воланда, но и у читателей романа. Но насколько стали лучше люди XXI века по сравнению с согражданами, жившими сто лет назад? Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа.

Замысел автора

М. Булгаков писал роман несколько лет. Но учёные считают его незавершённым. Автор сжигал часть работы, оставлял черновые варианты и принимался за них спустя годы. Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя, после смерти мужа приняла на себя заботу о рукописях. Работа над ними длилась около двадцати лет.


Два героя — Мастер и Маргарита — находятся во всех измерениях. Они связывают три времени, зримо или незримо присутствуя в них.

  • добро и зло;
  • любовь;
  • настоящее творчество;
  • нравственный выбор;
  • свобода;
  • власть;
  • вера;
  • истина и ложь;
  • одиночество;
  • трусость.

Каждый пункт писатель осветил в историях жизни основных героев. И объединил их в схватке добрых и злых сил.

Проблема творчества

Все грани проблемы творчества раскрываются в романе на примере трех ярких образов. Номенклатурная богема, бюрократия, бездарность, пошлость воплощаются в общей картине Дома литераторов и ярком портрете Берлиоза, председателя Массолита. Цель этого псевдотворческого болота – отхватить побольше, удержать покрепче. А чтобы дух свободного писательства не поколебал завоеванных интригами позиций, молодых литераторов следует поставить на те же рельсы: восхищаться, восхвалять, воспевать.

Высшее проявление творческого начала – Мастер. Для него роман – это не путь к славе, положению, деньгам. Мастер изначально знает, что этот роман наоборот лишит его всех возможных благ: не укладывается он в общую концепцию Массолита. Роман для Мастера – смысл жизни, сама жизнь.

Ценность настоящего искусства

Проблема любви

Линия главных героев, Мастера и Маргариты, – это тема всеобъемлющей, самоотверженной и бескорыстной любви. Только встретив друг друга, он, успешный писатель, и она, не знающая ни в чем отказа жена очень обеспеченного специалиста, обрели смысл жизни. Герои поняли, что такое счастье, перестали быть одинокими при былой успешности. Только после того, как любовь поразила их обоих, они начали жить, словно до этого жизни вовсе не было.

Великий дар проходит великие испытания. Расставание, безвестность о судьбе любимого человека не погасили любви Мастера и сподвигли Маргариту на отчаянную борьбу. Отстаивая право на счастье, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не виноват в том, она встретила свою любовь, пошла сделку с дьяволом, вынесла невероятные физические муки на балу у сатаны. Роман – гимн любви, яростной и милосердной, верной, вечной. Имена главных героев стали символом людей, которых не в силах разлучить даже смерть.

Проблема одиночества

Проблема одиночества – одна из магистральных в романе. Центральные образы этой темы – Понтий Пилат, Маргарита, параллельные линии Иешуа и Мастера, Левия и Бездомного. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность.

М.А. Булгаков оставил потомкам в назидание роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, главные проблемы которого всегда будут актуальны. Вечная борьба добра и зла, света и тьмы будет многие поколения москвичей и других граждан мира проверять на веру, совесть, честь, верность.

УРОК ПОИСКА ИСТИНЫ


Июн 8, 2018 | 2 комментария

Мастер и Маргарита — шедевр русской литературы, где переплелись настоящее и прошлое. Над своим творением автор работал большую часть жизни и в итоге подарил читателям грандиозное и уникальное произведение полное красок. Разнообразие героев, привлекающее внимание своей фантастичностью и необычностью. Это роман Булгакова, где поднимаются разные темы со всеми его проблемами, о чем и напишем наше сочинение.

Мастер и Маргарита проблемы

Как мы уже сказали, в своем романе Булгаков поднимает разнообразные проблемы, которые с помощью своих героев, их образов и действия писатель раскрывает их и ищет пути решения. Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. Рассмотрим все более подробно.

Проблема выбора

Проблема выбора

Читая произведение Булгакова, мы замечаем первую проблему, которую поднимает писатель и это проблема выбора. Булгаков строит сюжет так, что от каждого персонажа зависит его судьба и то по каким законам будет развиваться жизнь. Писатель дает каждому из своих героев возможность менять жизнь к лучшему, вот только не каждый из них этим шансом пользуется. А ведь перед выбором поставлен каждый. Это и Маргарита, которой нужно выбирать жизнь с мужем в богатстве, либо жить с бедным Мастером. Это и выбор, который нужно было сделать Понтию Пилату. Выбор, который нужно было делать Рюхину и Бездомному. Дочитав работу Булгакова, мы увидели, что каждый из героев все-таки сделал свой личный выбор и он для каждого был по-своему правильным.

Нравственные проблемы

Нравственные проблемы

Ключевой в романе является и нравственная проблема, когда каждый человек должен определить для себя, что хорошо, что плохо, стать на путь предательства или остаться верным своим идеалам, быть трусом или же стать на справедливый путь. Все герои в определенный момент своей жизни решают для себя нравственные вопросы, выбирая тот или иной путь. Так Понтий должен для себя решить, оправдать невиновного или же вынести смертный приговор. Мастер должен делать выбор либо отказаться от своего произведения, подчинившись цензуре или же отстаивать собственный роман. Маргарите нужно решить быть с мужем или же разделить судьбу с любимым Мастером. При этом все персонажи сталкиваются с нравственной стороной проблемы.

Проблема добра и зла

Проблема добра и зла

Еще одной из вечных проблем, что раскрыл Булгаков, была проблема добра и зла. Данная тема интересовала многих писателей и была актуальна во все времена. Булгаков тоже не остался в стороне от проблемы добра и зла и раскрыл ее по-своему, используя жизнь и выбор своих персонажей. Две разные силы, что должны быть в равновесии и не могут существовать одна без другой, автор воплощает в образах Иешуа из Ершалаима и Воланда. Мы увидели, что две силы равноправны и стоят на одной ступени. Воланд и Иешуа не управляют миром, а лишь сосуществуют и противоборствуют, устраивая споры. При этом можно смело утверждать то, что борьба добра и зла вечная, так как не найдется в мире ни одного человека, кто бы не совершил греха, точно так же как нет того, кто бы ни разу в жизни не совершил добра. Главное уметь распознать эти две силы и выбрать правильный путь. Как раз роман помогает читателям понять, что есть добро, а что зло.

Проблема творчества

Проблема творчества

Читая произведение, мы видим членов МАССОЛИТа, которые заботятся не о том, что написать, а как набить свои карманы. Автор изображает писателей, для которых храмом культуры и его достопримечательностью во все времена был ресторан, что расположен на первом этаже. А вот истинный писатель — это Мастер, в его образе изображается настоящий художник пера, который написал поистине хорошую работу. Но вот бездарные массолитяне ее не оценили, мало того, довели персонажа до сумасшествия. Однако автор говорит о том, что придет время и халтура будет наказана, высшие силы воздадут каждому за их деяния. В произведении сделан упор на то, что рукописи не горят, а значит каждый человек, который связал себя с литературой, должен относиться к творчеству ответственно. Справедливость была восстановлена благодаря Воланду и его свите. Весь рассадник лжи и халтуры был объят огнем. И пускай, новое здание отстроится, придут новые халтурщики, но на время истина восторжествовала. А у настоящих талантов появилось немного времени для того, чтобы нести в мир свои шедевры.

Проблема любви

Проблема любви

Любовь чувство, которое волнует всех, и проблема любви также была раскрыта в романе Мастер и Маргарита. Любовь — воистину сильное чувство, которое толкает людей на разные поступки. Булгаков раскрывает тему любви с помощью образов двух героев: Маргариты и Мастера. Вот только имеются препятствия на пути их общего счастья. Во-первых замужество героини, во-вторых нахождение Мастера в психиатрической больнице. Но любовь героев настолько сильная, что Маргарита решается на сделку с дьяволом. Она продает свою душу ему, лишь бы тот вернул ей любимого человека. Какой мы видим любовь в романе? Прежде всего, это любовь, которая не делает героев хуже или лучше, она их делает просто другими. Любовь у писателя самоотверженная, бескорыстная, милосердная, вечная и верная.

Проблема одиночества

Проблема одиночества

Среди философских проблем, что раскрывает автор, была и проблема одиночества, которая хороша раскрыта на примере главных героев. Здесь мы видим Мастера, чье произведение отвергает общество. А ведь оно для него было смыслом жизни. Тем самым автор раскрывает одиночество творческих людей. Видим одиночество Иешуа, которого отвергли люди не приняв правды, проповедуемой персонажем. Видим одиночество и в образе Понтия Пилата, который пренебрег совестью и переступил всевышний закон. К тому же, читая роман, увидели мы одиночество и в глазах героини Маргариты, чье сердце требовало любви.

Однако у Булгакова не угасает надежда на то, что люди все же обретут покой, услышат голос разума, познают любовь, а вместе с этим избавятся от одиночества.

Проблематика романа

Проблематика

Роман Булгакова Мастер и Маргарита можно перечитывать, всё время открывать для себя важные философские вопросы. В романе автор поднимает множество вечных проблем, которые рассматриваются им на контрасте с эпохой, что дает им весьма интересное значение. К основным проблемам, поднимаемым автором в романе, относятся:

  • борьба добра и зла;
  • ценность настоящего искусства;
  • любовь.

Каждая из этих проблем рассмотрена автором так, что он преподносит своё видение, раскрывая проблемы эпохи и показывая основные моменты, которые мешают персонажам жить или направляют их.

Вопрос борьбы добра и зла рассматривается Булгаковым в романе не так, так это обычно делается в классической литературе. Обычно они показываются как две четко отделенные друг от друга силы, делающие все, чтобы заполучить человека.

В своём произведении автор пытается донести до читателя тот факт, что добро и зло содержатся в равновесии, а решение о том, каким быть, принимает только человек. Зло в виде Воланда и его свиты не пытается завладеть людьми, а только дает им справедливое наказание за те проступки, которые они успели совершить за свою жизнь.

Бог здесь Иешуа, описанный как человек со взглядом на жизнь, отличающимся от стандарта. Он старается понимать и принимать всех людей, отрицая наличие зла в их душах, говорит, что они просто чем-то обижены.

Судья человеческий здесь Понтий Пилат. Он сам должен сделать сложный выбор: правда или карьера. В итоге он делает неверный выбор, за что получает наказание, и вынужден его неси на протяжении многих веков.

Зло и добро здесь смешаны, не являются истинно черными или белыми, не могут существовать друг без друга. Зло, что весьма неожиданно, несет справедливость, и готово одаривать, а не обмануть.

В качестве реально талантливого персонажа выступает Мастер. Его идеи отвергаются, так как не соответствуют духу времени, в литературном обществе его не понимают, не видят его талант. Причина в том, что они слишком ограничены и в таланте, и в уме и не могут выйти за установленные рамки. Однако искусство Мастера будет сохранено временем и высшими силами.

Последняя вечная тема, которую пытается поднять в романе автор, что всегда волнует людей, это любовь. Маргарита готова на всё, чтобы оказаться рядом с любимым Мастером, она выбирает Воланда ради настоящей любви, и получает за это награду от него за верность возлюбленному. Автор отмечает, что настоящая любовь среди замужеств по расчёту, традиционных для современности, редкость.

Булгаков Михаил Афанасьевич

Краткий и полный анализ помогут оценить глубину замысла и невероятный спектр художественных средств в романе.

Годы написания — 1929-1940.
История создания: первые наброски романа о сатане Булгаков сделал в 1928 году, изначально в нем не было любовной линии; в 1930 году большая часть романа была сожжена автором из-за нападок на его творчество. Позже он возобновил работу и продолжал ее до самой смерти в 1940 году. Роман считается неоконченным, доработкой материалов занималась вдова Булгакова.
Жанр — роман (философский/сатирический/фантастический/исторический).
Направление — реализм с элементами фантастики.
Основная идея: Пришествие сатаны не делает людей хуже, оно показывает, что люди сами погрязли в бездуховности и лжи.
Тема: Противостояние доброго и злого начал.
Проблема: Зло в романе неоднозначно, сатана совершает добро для героев, которые не находят помощи в мире света.
Композиция
Роман в романе: один посвящен событиям в Москве 1930-х годов, другой описывает историю, произошедшую в Ершалаиме 2000 лет назад.
Три сюжетные линии:
1. Похождения Воланда со свитой в Москве.
2. Любовная линия между мастером и Маргаритой.
3. История Иешуа и Понтия Пилата.
Все сюжетные линии переплетаются, в каждой есть свои собственные и общие композиционные акценты.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Любовь, способная выдержать все испытания.

Проблема: Любовь может многое, но далеко не все. Чувства Маргариты не спасают мастера от душевной болезни, не защищают от нападок критиков, не помогают прижиться в социуме. Поэтому влюбленным приходится уйти туда, где они будут одни.

2. Тема Поиск истины, вера и атеизм.

Проблема:И верующие, и отрицающие бога и дьявола занимаются поиском истины. Но противостояние веры и неверия длится несколько тысяч лет, а истина все равно ускользает.

3. Тема Пороки человеческого общества.

Проблема: За 2000 лет человечество почти не изменилось: ему свойственны те же пороки и слабости. А встреча с нечистой силой только вскрывает, подсвечивает их.

4. Тема Нравственный выбор и его последствия.

Проблема: Последствия – тяжелый груз для тех, кто отказывается от личной ответственности. Пилат под напором других людей выбирает казнить Иешуа, но понимает, что совершает ужасную ошибку. Это приводит к бесконечному чувству вины, потому что он предает не Иешуа, а справедливость и самого себя, свое нравственное чувство.

5. Тема Милосердие, сочувствие, прощение и искупление.

Проблема: Милосердие и сочувствие – это понимание боли других людей, оплот добра в мире. И каждый имеет на них право. А для получения прощения нужно провести более сложную нравственную работу (Пилат прощен, так как глубоко осознает свою вину и пытается ее искупить).

6. Тема Что такое добро и зло.

Проблема: Люди порой даже не могут определить, что есть добро и зло. Добро в понимании одного человека оборачивается злом для другого. Эта противоречивость затрудняет нравственный выбор человека.

7. Тема Власть и человек, власть и художник.

Проблема: Власть всегда вмешивается в творчество и заставляет служить ей. А если художник отказывается быть пропагандистом, певцом идеологии, режим его уничтожает (судьба мастера).

п.2. Идея и пафос

п.3. Основные герои и их место в образной системе

п.4. Литературные приёмы

✓Сравнение (любовь выскочила как убийца в переулке; кот, громадный, как боров, черный, как сажа; голоса под липами звучали мягче, по-вечернему).
✓Гротеск (сосед превращается в борова, сотрудники Зрелищного управления поют песни против своей воли).
✓Эпитет (больные глаза, утренний вид, колдовская нестойкая одежда, печальные леса, белый плащ с кровавым подбоем).
* Много эпитетов, описывающих разные цвета, свет и тьму.
✓Метафора (дымка страданий; ночь густела, летела рядом, хватало скачущих; исколотая иглами память стала потухать; загорелся мозг, залило огнем уши).
✓Гипербола (девица со скошенными к носу от постоянного вранья глазами).
✓Метонимия (всадник – золотое копье; заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда; вдруг джаз развалился и затих).
✓Синекдоха(костюм сидит за столом и расписывается в документах).
✓Градация нагнетание смысла с помощью синонимов (мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт за свой счет).
✓Стык повествования (глава заканчивается на том, как герой настанет читать роман, следующая глава – сам текст романа в романе).
✓Массовые сатирические сцены, через которые раскрывается образ толпы (представление в варьете, всеобщее пение сотрудников в учреждении).
✓Афоризмы (Рукописи не горят. Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.)
✓Фантастика (расширение пространства в квартире, перемещение Лиходеева в Ялту, говорящий кот, который пьет водку и ездит на трамвае и т.д.)
✓Портреты героев, отражающие их внутренний мир.

п.5. Конфликт романа

Бог и Дьявол не противостоят напрямую, они делают разную работу в мире людей.

Мастер и маргарита

Выбор героев

Проблема Какие персонажи участвуют
Выбор Понтий Пилат, Мастер, Маргарита и многие другие
Нравственность Понтий Пилат, Иуда из Кириафа
Творчество Мастер, Иван Бездомный, писатели МАССОЛИТа.
Одиночество Мастер, Понтий Пилат
Любовь Мастер, Маргарита

Первая проблема, встречающаяся в романе — это проблема выбора. Каждый персонаж, живущий в Москве или в историческом произведении Мастера, стоит перед выбором. У каждого он свой. Даже эпизодические герои все время решают быть или не быть, брать или не брать. Казалось бы, мелкие подлые проявления, но мир все равно потихоньку погружается во тьму. Выбор главных героев влияет на сражение тьмы и света, от них зависят следующие важные пункты:

Вечные проблемы в романе мастер и маргарита

  • Жизнь.
  • Судьба.
  • Благополучие.
  • Смерть.
  • Любовь.

Мастер отказывается от борьбы за свое детище, когда его роман с боольшим трудом публикуют, но он оказывается уничтоженным критиками. Дело всей его жизни провалилось, и, несмотря на все уговоры возлюбленной, он сдается перед непобедимой системой. Он оказывается в психбольнице, но и здесь он не теряет рассудок, а передает знания, опыт и мудрость молодому поэту Ивану Бездомному. Из больницы сосед Мастера выйдет уже другим человеком, неся добро и свет. Он тоже сделал свой выбор.

Маргарита — измученная тоской женщина. Она получает все, когда встречает Мастера. С этого момента ей приходится делать выбор. На бытовом уровне она выбирает между роскошными апартаментами и жалким жилищем, между изменой мужу и верностью. Выбор дается ей легко, потому что она влюблена и пользуется любым шансом быть с любимым человеком.

Мастер и маргарита аргументы

Главное испытание для Маргариты — это бал Сатаны. Стать королевой — не самое трудное дело. Ей предстояло выбрать: просить за себя или Фриду.

Проблема выбора Понтия Пилата — спасти собственную шкуру, казнив Иешуа, или сохранить жизнь философу и погубить себя. Именно здесь лицом к лицу сошлись добро и зло, свет и тьма, совесть и бесчестие. Прокурор оказался труслив, слаб и не смог сделать выбор по совести, поэтому он навсегда лишился покоя.

Есть и те, кому выбор делать не надо. Иешуа Га-Ноцри дарит добро и служит истине. Он сделал выбор уже очень давно, поэтому сейчас без колебаний принимает все, что ему готовит жизнь. Тем же истинам служат высшие силы тьмы.

Проблема нравственности

Нравственная сторона дел, слов и выбора в произведении подчеркивается как основа существования. В работе Мастера, с точки зрения нравственности, главные фигуры — это Понтий Пилат и Иуда из Кириафа. Молодой симпатичный человек одержим женщинами и деньгами. Он встречается с замужней женщиной и очень любит деньги. Такая безнравственность не приводит к хорошему — он совершает предательство, а затем и сам погибает.

За сделки с совестью платить приходится всем. За безнравственный выбор кто-то лишается ума, кто-то покоя, а кто-то и вовсе жизни. Рядовые москвичи тоже совершают ошибки: Бенгальский много пустословит, Андрей Фокич — скупой, Алоизий Могарыч — доносчик и подлец. Все эти люди понесли наказание.

Творческие трудности

Мастер и маргарита аргументы

Ивану Бездомному удалось прозреть и рассмотреть творчество под другим углом, конечно, не без помощи нечистой силы. Познакомившись с Мастером, он сумел прикоснуться к истинным ценностям, но работать по заказу он уже не сможет.

Наконец, Мастер — высшее проявление творческого начала. Труд становится смыслом его жизни, ни деньги, ни слава, ни положение не интересуют его. Он понимает, что роман наоборот разрушит его жизнь, ведь он не вписывается в рамки правил МАССОЛИТа.

Любовь в романе

Проблематика романа мастер и маргарита

На их долю выпало немало испытаний, но ни расставание, ни безвестность о судьбе не погасили любовь. Наоборот, трудности сподвигли их на отчаянную борьбу. Отстаивая любовь, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не был виноват в том, что она встретила писателя. Она пошла на сделку с дьяволом и была королевой на балу.

Одиночество персонажей

Булгаков глубоко осмысливает проблему одиночества. Ведь почти все главные герои одиноки или были таковыми. Одиночество Мастера — творческое. Его роман, труд всей жизни общество принять не хочет. Более того, критики уничтожают его. Люди в МАССОЛИТе заняты удовлетворением мелочных потребностей, они не борются со своими слабостями и легко поддаются искушениям. Неудивительно, что такая личность, как Мастер, чувствует себя одиноко и не находит понимания.

Мастер и маргарита проблематика

Мастер немного повторяет путь Иешуа, который тоже был отвергнут людьми. Но, в отличие от писателя, он не чувствует себя одиноким, он знает, что Бог всегда с ним. Он борется за свои убеждения и даже отдает за них свою жизнь.

Понтий Пилат, казалось бы, имеет все: деньги, власть и славу, но уже с первых строк читатель замечает томление его души. Ершалаим он не любит, у него постоянно болит голова. Единственная его радость — пес Банга. Иешуа избавляет его от боли, прокурор хочет его отпустить, но выясняется, что философ виновен в преступлении против власти. По закону прокурор обязан распять преступника.

Одиночества Пилата — это не только его близость к пониманию истины, но и наказание. Наказание за то, что он переступил закон высший, исполнив ершалаимский. Пилат возвысился над толпой, но не обрел свободу и потерял путь к Богу.

Мастер и маргарита проблемы аргументы

  • Выбора.
  • Творчества.
  • Нравственности.
  • Любви.
  • Одиночества.

Эти основные темы никогда не потеряют актуальность, так что роман был обречен стать классикой литературы.

Читайте также: