Типология м бурке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понятие организационной и корпоративной культуры

  • корпоративная культура тождественна организационной культуре;
  • корпоративная культура является частью организационной культуры;
  • корпоративная и организационная культуры – самостоятельные феномены.

Рассмотрим основные подходы к определению организационной и корпоративной культуры отечественных и зарубежных авторов (табл. 1).

Таблица 1 – Определения организационной и корпоративной культуры

Организационную культуру можно рассматривать как своеобразную идеологию управления, нацеленную на повышение деловой активности организации. Организационная культура тесно взаимосвязана с деловой этикой, философией бизнеса, организационным поведением.

Составляющими компонентами организационной культуры считают: принятую систему лидерства; методику разрешения конфликтов; действующую систему коммуникации; статус индивида в организации; принятые символы, лозунги, организационные табу, ритуалы и тому подобное

Организационная культура, формируя устойчивые духовные связи и коммуникации внутри организации, создает ее внутренний потенциал нематериальных активов, за счет которого социально-экономическая система сможет выжить в условиях кризиса (например, с помощью командного духа персонала, его преданности организации) и развиваться (за счет высокой квалификации работников, собственных разработок и т.д.). Организационная культура дает возможность переформатировать процессы, структуры организации в соответствии с изменившейся ситуации. Организационная культура относится к внутренней среде фирмы, это ее внутренний ресурс: духовный, интеллектуальный. Таким образом, организационная культура – это внутренний потенциал организации, который обеспечивает самоорганизацию системы.

Типология организационной культуры

В современной научной литературе существует множество подходов к типологии организационной культуры. Ниже представлены наиболее известные из них.

Типология Дж. Зонненфельда

Типология Ф. Тромпенаарса

Ф. Тромпенаарс при разработке собственной классификации организационных культур использовал три ключевых аспекта жизнедеятельности организации: взаимоотношения в целом между работниками и организацией; иерархическая структура власти, которая определяет поведение руководителей и подчиненных; общие представления каждого сотрудника о судьбе организации, ее назначение и цели, а также о своем месте в ней. Ученый предложил следующую типологию:

Типология Т. Дила и А. Кеннеди

Типология К. Камерона и Р. Куинна

Типология К. Камерона и Р. Куинна представляет едва ли не наибольший интерес для практической диагностики и изучения организационной культуры. Исследователи предложили авторский инструмент оценки культуры – методику ОСАI. На основе рамочной конструкции К. Камерон и Р. Куинн выделили четыре типа организационной культуры: иерархическую; рыночную; клановую; адхократическую.

Иерархическая культура – организация рассматривается как формализованное и структурированное место работы, где деятельностью людей руководят процедуры. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Такой тип культуры преобладает в больших организациях и государственных учреждениях.

Рыночная культура – организация функционирует как рынок с ориентацией на внешнее окружение. Основные цели – конкурентоспособность и производительность, которые достигаются благодаря акцентированию на внешних позициях и контроле.

Клановая культура – организация с таким типом культуры характеризуется общими ценностями и целями, сплоченностью коллектива, соучастием, индивидуальностью. Организация держится вместе благодаря традициям и верности; успех определяется здоровым внутренним климатом и заботой о людях; поощряется командная работа.

Адхократическая культура – организация с данным типом культуры обеспечивает адаптивность, гибкость и творческий подход к решению проблем, для которых характерна неопределенность, двусмысленность или перенасыщение информацией. Здесь люди готовы идти на риск и жертвовать собой; эффективное лидерство заключается в умении предвидеть, новаторстве и ориентации на риск. Важной особенностью является готовность к изменениям и восприятие новых вызовов времени и внешней среды.

Типология Д. Коула

Д. Коул выделил четыре типа организационной культуры: органическая, предпринимательская, бюрократическая, партисипативная.

Органическая культура характеризуется согласием с общей идеей, целями, задачами организации – руководство и коммуникации развиваются органично, без конфликтов. Для данного типа культуры свойственна рационализация производства, узкая специализация, высокий уровень сплоченности. Работники обеспокоены социальными потребностями и приобретают чувство самоидентичности только во взаимодействии с другими людьми. Персонал организации положительно реагирует на инициативы руководства, если оно учитывает социальные потребности подчиненных и, в первую очередь, потребность в общественном признании.

Бюрократическая культура предполагает наличие четко поставленных целей и задач, сильного руководства, регламентированных и понятных правил коммуникации. Сами работники ленивы, пассивны и нуждаются в жестком внешнем контроле. Ключевым побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому руководству следует делать все для того, чтобы обеспечить для них максимальный доход.

Партисипативная культура характеризуется общностью ценностных установок, приоритетом общеорганизационных целей, наличием и полной реализацией демократических принципов руководства и коммуникаций. Для такой культуры характерно активное участие всех членов организации в анализе проблем, планировании совместных действий, в оценке и самооценке полученных результатов. Взаимодополняемость членов команды и общность основных ценностных установок обеспечивает полноценное использование индивидуальных навыков и умений. В организациях с таким типом культуры стандартные управленческие подходы зачастую не срабатывают.

Типология М. Бурке

Приведенный перечень типологий организационных культур не является исчерпывающим, что свидетельствует о значительном интересе ученых к данной проблематике, а, значит, о ее важности и необходимости дальнейшего изучения. Конечно, описанные типы организационной культуры практически не встречаются в чистом виде. В реальной жизни они смешаны с доминирующим влиянием одной из них.

С уверенностью также можно утверждать, что не существует даже двух идентичных культур. Каждой конкретной организации присуща собственная уникальная организационная культура с определенным набором элементов и связей между ними. Она меняется как под влиянием внешней среды, так и под действием внутренних факторов, связанных со спонтанными изменениями или сознательными действиями руководства в этом направлении.

Одной из разновидностей отраслевых типологий является типология М. Бурке, выделившего восемь типов организационной культуры. Параметры для анализа – взаимодействие с внешней средой, размер и структура организации, мотивация персонала.

Выбор типа организационной культуры – задача руководителя организации. При формировании организационной культуры на фирме руководитель может воспользоваться следующими рекомендациями:

? осуществление ненавязчивого руководства;

? сосредоточение усилий на создании организационных ценностей и норм поведения;

? вовлечение членов коллектива в процесс создания имиджа организации;

? влияние на поведение сотрудников путем разработки системы мотиваций;

? создание благоприятного микроклимата в коллективе;

? организация информационного обмена как внутри организации, так и вне организации.

Диагностика организационной культуры школы может проводиться с помощью различных методик, в том числе, будет полезным обращение к представленной методике изучения типов корпоративной культуры по М. Бурке.

Документы

МРООП НОО

МРООП ООО

МРООП CОО

Портал государственных услуг Российской Федерации

Дистанционное обучение

Сеть НПП

Сайт для родителей особых детей

Региональный центр по сопровождению ДО детей инвалидов

youtube

ул.Красноармейская, д.88,
г.Челябинск

ул.Худякова, д.20,
г.Челябинск


© 2010-2022 Все права защищены. Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (ГБУ ДПО ЧИППКРО).

Типология организационных культур М. Бурке

Первый слайд презентации: Типология организационных культур М. Бурке

Презентацию подготовила с тудентка группы ФК-10-3 Рыбальченко Ек атерина

Типология организационных культур М. Бурке

Слайд 2

Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Существует несколько определений организационной (корпоративной) культуры: усвоенные и применяемые членами организации ценности и нормы, которые определяют ее поведение; атмосфера или социальный климат в организации; доминирующая в организации система ценностей и стилей поведения.

Типология организационных культур М. Бурке

Слайд 3: Типы организационной культуры

Бурке выделил всего 8 типов организационной культуры: оранжерея, собиратели листьев, огород, французский сад, крупная плантация, лиана, косяк рыб, кочующая орхидея. Параметры для анализа : взаимодействие с внешней средой, размер и структура организации, мотивация персонала.

Слайд 4: Типы организационной культуры по М. Бурке

Типы организационной культуры по М. Бурке

Слайд 5

Типология организационных культур М. Бурке

Слайд 6

Типология организационных культур М. Бурке

Слайд 7

Типология организационных культур М. Бурке

Слайд 8

Слайд 9

Типология организационных культур М. Бурке

Слайд 10

Последний слайд презентации: Типология организационных культур М. Бурке

Читайте также: