Проблема профессионального здоровья исторический аспект кратко

Обновлено: 04.07.2024

1 Научно-исследовательский институт Военной академии материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации

В обзоре научных источников анализируется состояние проблемы профессионального здоровья военнослужащих. Установлено, что концепция профессионального здоровья, предложенная В.А. Пономаренко, является эффективной основой для реализации мероприятий психофизиологического сопровождения в военной авиации. Методологию указанной концепции целесообразно учитывать при совершенствовании мероприятий медицинского обеспечения военнослужащих других видов и родов войск (сил), а не только летного состава и операторов. В статье представлены взгляды отечественных ученых на сущность профессионального здоровья военнослужащих, даны характеристики его структурных компонентов, показаны взаимосвязи профессионального здоровья, надежности и долголетия военных специалистов. Доказано, что актуально и необходимо дальнейшее совершенствование и внедрение мероприятий по сохранению профессионального здоровья военнослужащих, выполняющих задачи военной службы в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности.


2. Быков И.Ю. Восстановительная медицина — важнейшее направление медицинского обеспечения Военно-Воздушных Сил / И.Ю. Быков, А.Д. Зубков // Воен.-мед. журн. – 2006. - № 10. – С. 6-12.

5. Евдокимов В.И. Качество жизни и профессиональная успешность лётного состава. – М.: МАКЧАК, 2001. – 104 с.

6. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. . д-ра психол. наук / А. Г. Маклаков. – СПб.: ВМедА, 1996. – 392 с.

9. Пономаренко В.А. Профессиональное здоровье личного состава как категория боеготовности и боеспособности войск / В.А. Пономаренко // Воен.-мед. журн. – 1991. - № 3. – С. 54–57.

10. Пономаренко В.А. Психология человеческого фактора в опасной профессии / В.А. Пономаренко. – Красноярск: Поликом, 2006. – 629 с.

11. Пономаренко В.А. Психофизиологические резервы профессионального здоровья человека / В.А. Пономаренко // Вестн. РАМН. – 1997. – № 4. – С. 24–28.

12. Проблема профессионального здоровья в авиационной медицине / С.А. Бугров, Э.В. Лапаев, В.А. Пономаренко, Г.П. Ступаков // Воен.-мед. журн. – 1993. - № 1. – С. 61–64.

15. Сысоев В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора, психофизиологического сопровождения подготовки и деятельности военнослужащих: дис. . д-ра психол. наук / В.Н. Сысоев // Автореферат дисс. . док. мед. наук. – СПб.: ВМедА, 2000. – 348 с.

16. Феноменология и возрастные особенности психосоматических нарушений у офицеров ВС РФ / В.Н.Сысоев [и др.] // Вестник Российской Военно-медицинской академии. – 2011. - №2 (34). – С. 175-179.

17. Эргономическое обеспечение системотехнических комплексов и профессиональное здоровье военнослужащих / В.С. Линник [и др.] // Актуальные вопросы профилактической медицины: труды научно-исследовательского центра Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Вып. II . – СПб.: ВМедА, 2008. – С. 25-30.

Изучение профессионального здоровья военнослужащих неразрывно связано с исследованиями в области физиологии, гигиены и психологии военного труда. У истоков исследования проблемы профессионального здоровья в России стоял В.М. Бехтерев. По его инициативе и под его руководством в Петрограде в 1918 г. был создан Институт по изучению мозга и психической деятельности, в котором была создана лаборатория труда. В задачи лаборатории входили: разработка мер по сохранению здоровья и развитию личности трудящихся. Под председательством В.М. Бехтерева в январе 1921 г. в Москве прошла 1-я Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. В докладах самого В.М. Бехтерева и его коллег рассматривались вопросы оздоровления трудового процесса, гигиены труда и охраны здоровья рабочих [13].

В Советском Союзе стимулом к научным разработкам в прикладных областях военной медицины послужило развитие военной техники и вооружения в 50-60-е годы прошлого века. Повышение роли человека в современных усло­виях эксплуатации боевой техники, ужесточение требований к профессиональному здоровью военнослужащих обусловили необходимость разработки и внедрения системы психофизиологического сопровождения военно-профессиональной деятельности. Указанная система должна была существенно повысить профессиональную надежность, пригодность, работо­способность, продлить долго­летие военнослужащих и, таким образом, сохранить их профессиональное здоровье [9, 11, 15].

Фундаментальные исследования военного труда были проведены учеными Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. Работы Сапова И.А. и соавт. (1986), Медведева В.И. (1981, 1993), Шостака В.И. и соавт. (1992), Новикова В.С. и соавт. (1993, 1997), Довгуши В.В. и соавт. (1995), Маклакова А. Г. (1996), посвященные медицинским аспектам профессиональной работоспособности и надежности моряков, летчиков, операторов, внесли огромный вклад в создание военной психофизиологии. Научные исследования по оценке факторов, влияющих на здоровье и работоспособность военнослужащих, а также лиц опасных профессий продолжаются в академии и по сей день [1, 3, 4, 7, 16, 17].

В настоящее время в военной медицине для отдельных категорий военнослужащих (летчики, космонавты, моряки) реализуется концепция профессионального здоровья, которая разработана В.А. Пономаренко на основании 40-летнего опыта работы. Автор в качестве авиационного врача и психолога занимался вопросами охраны здоровья летчиков, профессиональная деятельность, которых связана с экстремальными условиями 10.

Система медицинского обеспечения летного труда, созданная в советский период, считалась лучшей системой охраны здоровья членов экипажей по сравнению с другими профессиями. Мероприятия медицинского обеспечения включали: медико-психологический отбор, нормативный ежемесячный, ежеквартальный и годовой медицинский контроль, ежегодную врачебно-летную экспертизу, 45-суточный отпуск с пребыванием в санатории, нормированное 4-разовое питание. По мнению В.А. Пономаренко (2006), благодаря таким мерам в авиации за 30 лет (с 60-х по 90-е годы прошлого века), процент причин поломок, аварий, катастроф, обусловленных состоянием здоровья и сниженной работоспособностью летного состава в полете, составлял не более 0,3-0,8%. Процент травматизма, инвалидности, профессиональных болезней как причины дисквалификации не превышал 3% от всей выборки ежегодной дисквалификации. При этом уместно заметить, что командование устраивало то обстоятельство, что причины заболеваемости, по которым дисквалифицировались члены экипажа, не связывались напрямую с условиями и организацией труда. Более того, исподволь формировалась конъюнктурная установка: дисквалификация летного состава по болезни, кроме всего прочего, есть показатель предупреждения аварийности и профессиональных заболеваний [10].

В своих работах С.А. Бугров и соавт. (1993), В.А. Пономаренко (1991, 1997) представили основные научные и социальные предпосылки созданной ими концепции профессионального здоровья. С точки зрения авторов, болезне-центристская методология профилактики здоровья уводит медицину в сторону клинической реабилитации, не обеспечивая решения главной задачи - охраны здоровья здорового человека. В этих условиях от науки требовалось не только получение фактов, подтверждающих тупиковый путь существующей системы охраны здоровья, но и создание нового медико-психологического воззрения на проблему здоровья здорового человека. Авторами был сформулирован постулат о механизме сохранения здоровья не через преморбидную диагностику болезни, а путем инструментального контроля за динамикой функциональных резервов практически здорового человека. Таким образом, предлагалась здоровье-центристская парадигма охраны здоровья, в центре которой находится здоровый человек. Был сформулирован принцип управления здоровьем на всех этапах достижения конечного результата работающим человеком. Здоровье вместо чисто медицинской категории (как антитеза болезни) рассматривалось в системе ценностей производственной (трудовой, служебной) деятельности как механизм обеспечения работоспособности, эффективности и надежности. Здоровье в этом случае становилось свойством профессионализма, т.е. фактором успешной деятельности. В связи с вышеизложенным, вектор профилактических усилий направлялся не на диагностику, а на оценку резервов функциональных возможностей организма, на те конкретные производственные факторы и условия производственной и социальной среды, которые угрожают здоровью. Речь шла о здоровье не абстрактного человека, а профессионала. Так возникла концепция профессионального здоровья летчика [9, 11, 12].

Схема взаимосвязи профессионального здоровья, надежности и долголетия представлена на рисунке 1. Основными структурными компонентами профессионального здоровья, по С.А. Бугрову (1993), являются клинический, психический и физический статус, обусловливающие уровень функционального состояния, психических и физических качеств, устойчивость военнослужащих к факторам военного труда и надёжность их деятельности [12].


Рис.1. Схема взаимоотношений структурных элементов профессионального здоровья и долголетия операторов (по Бугрову С.А. и др., 1993)

По мнению В.И. Евдокимова (2001), комплексный подход, основанный на концепции профессионального здоровья специалистов операторского профиля, должен включать следующие направления:

1) оценку состояния здоровья операторов, влияния на него профессиональной деятельности;

2) оценку надёжности профессиональной деятельности операторов;

3) изучение уровня мотивационной сферы, духовного и социального благополучия операторов.

Методология указанной концепции нашла свое отражение в разработках по обеспечению надежности профессиональной деятельности операторов управления, а также персонала опасных профессий [5, 10].

А.С. Мурачев (2001) в своей работе изложил принципы концепции профессионального здоровья летного состава [4]. Автор выдвинул следующие постулаты:

И.Ю. Быков и соавт. (2006) обосновали необходимость внедрения концепции охраны здоровья здорового профессионала [2]. Указанная концепция разрабатывалась для военных летчиков и предусматривала возможность широкой реализации следующих основных мероприятий:

  • повышение престижности и ценности здоровья как боевого и экономического компонентов благодаря предоставлению лётному составу объективной информации о конкретных угрозах здоровью и путях совместных действий военного медика и лётчика;
  • переход от констатации состояния здоровья к конкретной оценке функциональных возможностей лётного состава в соответствии с реальными нагрузками.

В.Н. Сысоев и соавт. (2009, 2011), изучая проблему профессионального здоровья, предлагают выделять в его структуре статическую и динамическую компоненты. В качестве статической компоненты рассматриваются физический статус, психосоматический статус, включающий соматическую и психическую составляющие, психологический статус, а также комплекс профессионально-важных качеств. Динамическая компонента профессионального здоровья - это функциональное состояние организма, формирующееся при воздействии на человека комплекса условий и факторов среды профессиональной деятельности и которое определяет уровень профессиональной работоспособности. Задача сохранения профессионального здоровья, с этих позиций, заключается в оценке его компонент, и при необходимости, проведении соответствующих мероприятий коррекции функционального состояния организма военнослужащего [10, 11].

Однако целый ряд аспектов проблемы профессионального здоровья военных кадров до настоящего времени решен не в полной мере. Высокие показатели утраты здоровья военнослужащих, трудности в адаптации к военной службе и учебной деятельности обусловливают целесообразность проведения исследований по оценке профессионального здоровья военнослужащих других видов и родов войск (сил), а не только летчиков и специалистов операторского профиля. Не в полной мере исследована взаимосвязь состояния профессионального здоровья с успешностью выполнения служебных задач военных специалистов, проходящих службу в условиях замкнутого пространства экранированных объектов военной инфраструктуры. Необходимо дальнейшее изучение оценки основных составляющих профессионального здоровья военнослужащих-женщин. Не достаточно разработанными остаются также вопросы обоснования мероприятий психофизиологического сопровождения учебно-боевого процесса как неотъемлемого элемента системы медицинского обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации.

Таким образом, обзор современной научной литературы по теме исследования указывает на необходимость обоснования, разработки и внедрения мероприятий по сохранению профессионального здоровья военнослужащих, выполняющих задачи военной службы в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Сысоев В.Н., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой военной психофизиологии, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург;

Проблема профессионального здоровья в психологии труда. Основные причины повышенного внимания к состоянию организма профессионала. Характеристика личностных и кадровых факторов выгорания. Проведение исследования ролевых факторов риска на работе.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.03.2017
Размер файла 20,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

Кафедра Психологии

В настоящее время проблема профессионального здоровья приобретает особую актуальность. Понятие профессионального здоровья интегрирует сложные взаимоотношения человека с профессиональной средой и является мерой согласованности социальных потребностей общества и возможностей человека в условиях профессиональной деятельности. Концепция имеет гуманистический характер и направлена на обеспечение безопасности и надежности профессиональной деятельности, повышением ее эффективности, а также обеспечением профессионального долголетия.

Особую актуальность проблема профессионального здоровья приобретает в отношении тех людей, чья профессиональная деятельность протекает в стрессовых условиях. Результаты многочисленных исследований позволяют говорить о том, что в настоящее время управленческая деятельность с полным правом может быть отнесена к тем видам трудовой деятельности, которые предъявляют повышенные требования, как к физическому, так и к психическому здоровью профессионала.

Психологическое обеспечение профессионального здоровья может быть рассмотрено как составная часть концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, одной из основных задач которой является повышение эффективности управленческой деятельности. Под эффективностью в данном случае понимается не только увеличение производительности труда и повышение его надежности, но и обеспечение оптимального уровня затрат, достижение высоких результатов без потери здоровья.

Проблема профессионального здоровья в психологии труда

Проблема здоровья в профессиональной деятельности

Проблема исследования и изучения здоровья в профессиональной деятельности в современной психологии находится на стыке двух научно-практических направлений: психологии труда и психологии здоровья. Психология труда - это система психологических знаний о труде как о деятельности и о трудящемся человеке как о ее субъекте. Психология здоровья - это система психологических знаний о причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в настоящее время тесно связано с проблемой сохранения здоровья профессионала. Состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, а также профессиональная деятельность воздействует на здоровье работника. Основные итоги экспериментальных работ, явившиеся причиной повышенного внимания к здоровью в профессиональной деятельности:

обнаружено, что среди множества социально-психологических факторов, влияющих на состояние здоровья, одно из наиболее весомых воздействий оказывает профессиональная деятельность;

профессиональная деятельность влияет на состояние физического и психического здоровья неоднозначно, то есть она может его, как ухудшать, так и улучшать;

результаты эпидемеологических исследований свидетельствуют, что профессиональные заболевания часто являются следствием плохо организованной профессиональной деятельности, а также могут быть рассмотрены как один из существенных факторов, препятствующих профессионализации.

Несомненная практическая значимость перечисленных результатов привела в настоящее время к резкому повышению популярности исследований здоровья в профессиональной деятельности.

Концепция профессионального здоровья

Введение понятия профессиональное здоровье явилось отражением потребности общества в определении возможностей организма человека применительно к условиям профессиональной деятельности. Необходимо особо подчеркнуть гуманистический характер этого нового научного подхода, так как он направлен на обеспечение безопасности жизнедеятельности, сохранение здоровья, работоспособности и профессионального долголетия человека в процессе трудовой деятельности. Особую актуальность вышесказанное имеет в отношении людей, чья профессиональная деятельность протекает в стрессовых условиях.

Когда речь заходит о профессиональном здоровье, авторы не дают четкого и конкретного определения, а оперируют данной категорией как понятной всем без дополнительного разъяснения. В таких случаях профессиональное здоровье чаще всего рассматривается как некая обобщенная характеристика здоровья индивида, взятая в конкретных условиях его трудовой деятельности.

В специальной литературе нам удалось найти лишь несколько попыток дать научное определений понятия "профессиональное здоровье". Так, Бобровницкий И.П. и Пономаренко В.А. рассматривают его как "процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, что обеспечивает высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни". В статье Бугрова С.А. с соавторами под профессиональным здоровьем понимается "свойство организма сохранять заданные компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность в условиях, в которых протекает профессиональная деятельность". Общим для этих определений является рассмотрение профессионального здоровья как интегрального качества в целостной системе "здоровье работоспособность - эффективность".

Факторы, влияющие на профессиональное здоровье

Социально-психологические факторы

Особый интерес представляют исследования выгорания в свете теории справедливости. В соответствии с ней люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами.

Чувство несправедливости выступает важной детерминантой выгорания, чем больше выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание.

В качестве факторов, способствующих развитию синдрома, исследователи называют также чувства социальной незащищённости, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью. Б.П. Бунк и В. Хоренс отметили, что в напряжённых социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности.

Социальная поддержка связана с уровнем выгорания. Работники, уровень поддержки которых со стороны руководителей и коллег высокий, меньше подвержены выгоранию. Чем больше личная поддержка, тем меньше риск эмоционального истощения и деперсонализации.

Аналогичные связи установлены и относительно профессиональной и административной поддержки в организации. Чем она больше, тем реже у сотрудников встречаются деперсонализация и редукция персональных достижений. В другом исследовании изучались три вида организационной поддержки: использование навыков, поддержка коллег, поддержка руководителя. Первый положительно связан с профессиональными достижениями, но отрицательно - с эмоциональным истощением. Поддержка коллег отрицательно связана с деперсонализацией и положительно - с персональными достижениями. Поддержка же стороны руководителя не была значимо связана ни с одним из компонентов выгорания.

Эмпирические данные свидетельствуют о сложном взаимодействии социальной поддержки и синдрома выгорания. Источники первой могут по-разному влиять на компоненты второго. Позитивный эффект обусловлен как характером поддержки. Так и готовностью её принять.

Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации: чем выше привлекательность, тем меньше его риск.

Хроническое выгорание может приводить к психологической отстранённости не только от работы. Но и от организации в целом. Выгоревший работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошённости на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. Эмоционально выгорающие профессионалы часто не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления. профессиональный здоровье выгорание ролевой

Имеются сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворённости профессиональным ростом. Профессиональный рост обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях с определённого момента может появиться отрицательная корреляция между стажем и выгоранием: чем больше стаж, тем меньше выгорание. В случае неудовлетворённости карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников.

Личностные факторы риска выгорания

Среди личностных факторов, способствующих выгоранию, обнаружены такие показатели предрасположенности к стресс - реакциям, как соотношение экстернальности и интернальности, подразумевающее степень ответственности человека за свою жизнь, поведение типа А, предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Экстернальный локус контроля коррелирует с эмоциональным истощением и деперсонализацией, а использование пассивной стратегии избегания - с развитием эмоционального истощения и редукцией личных достижений. Причём чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения.

Стратегия преодолевающего поведения человека в ситуации стресса - один из важнейших факторов, определяющий вероятность развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегия подавления эмоций часто повышает риск состояний предболезни или болезни.

Для развития выгорания важно и то, как человек справляется со стрессом. Уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за того, что не удаётся достичь намеченного.

Наличие корреляционных связей между личностными характеристиками и выгоранием привело к тому, что личностный фактор стал рассматриваться как ведущий при выборе социальных профессий.

Любопытные данные получены американскими исследователями, попытавшимися установить взаимосвязи между выгоранием и чувством юмора. Оказалось, что последнее может выступать одним из механизмов копинга - преодоления стрессовых ситуаций. Люди с хорошим чувством юмора реже страдают от выгорания, а также более высоко оценивают свою профессиональную успешность.

Профессиональные факторы выгорания

Проблема выгорания тесно соприкасается с вопросами мотивации профессионального выбора и карьерных ориентаций. Трудоголизм и активная увлечённость своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает, движим стремлением к социальному престижу, получению за счёт профессии материальных выгод и мотивов власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.

К ролевым факторам риска относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределённость.

Ролевой конфликт - это противоречивые требования к работнику.

Ролевая неопределённость - это нечёткие, неопределённые требования к работнику.

Ролевая перегруженность - ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствием попытки выполнить неопределённые или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.

Учёные делают следующие выводы:

в определённой степени некоторые источники стресса присутствуют в работе (ролевой конфликт, ролевая неопределённость, ролевая перегруженность);

по отдельности эти ролевые стрессоры могут не быть дисфункциональными;

акумулятивный эффект этих стрессоров может превысить адаптационные ресурсы преодоления человека, в результате чего повышается вероятность развития выгорания и негативных последствий в выполнении профессиональной деятельности.

профессиональный здоровье выгорание конфликт

Характеристики организационной среды

Кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и. как следствие, выгорания.

Любая должность предполагает наличие определённой меры ответственности. Неопределённость или недостаток ответственности также могут вносить свою лепту в развитие профессионального стресса. Если у человека есть ощущение, что он не в состоянии ничего изменить в своей работе, что от него ничего на зависит и его мнение не имеет значения, то вероятность развития стресса, связанного с работой увеличивается.

Перлман и Хартман (1982) установили значимую связь синдрома выгорания как с административными, управленческими и коммуникативными особенностями организации. Так и со статусно - ролевыми и индивидуальными характеристиками менеджеров. А также с результатами их деятельности.

Профессиональное выгорание связано с административными, управленческими и коммуникативными характеристиками организации, психологическим климатом, статусно - ролевыми и личностными особенностями персонала.

Меньший риск выгорания у тех, кто получает сильную и надёжную социальную, профессиональную поддержку, располагает кругом надёжных друзей и содействием со стороны семьи. Творческой обстановкой на рабочем месте. Обладает сильным творческим потенциалом и использует креативные способы решения жизненных и производственных вопросов.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в настоящее время тесно связано с проблемой сохранения здоровья профессионала. Целесообразно говорить о взаимосвязи: с одной стороны, очевидно, что состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, с другой, профессиональная деятельность воздействует на здоровье работника.

Синдром профессионального выгорания - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, - к обострённому переживанию одиночества. У сгоревших на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром - непосредственное проявление всёвозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.

Многочисленность исследований, посвящённых проблеме выгорания, объясняется несколькими причинами. Во-первых. Выгорание представляет собой вариант многофакторного производственного стресса, что позволяет изучать его как системную реакцию в целом. Во-вторых. Последствия профессионального выгорания оказывают существенное влияние на личную, внеслужебную, жизнь выгоревших. В-третьих, последствия выгорания плохо сказываются на экономическом благополучии организации и ведут к потере кадровых ресурсов.

Библиографический список

1. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. - СПб.: Вестник, - 2001. - 154 с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, - 2001. - 511 с.

3. Денисов В.Н. Социальная политика в охране здоровья населения. - Новосибирск: Наука, - 2000. - 126 с.

5. Крутько В.Н. Подходы к "Общей теории здоровья" // Физиология человека. - М.: Наука, - 2002. - 243 с.

6. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.М. Методы психодиагностики: Учебное пособие. - М.: Просвещение, - 2000. - 256 с.

8. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. - Л.: Изд-во ЛГУ, - 2000. - 168 с.

9. Психология профессионального здоровья. /под ред. Г.С. Никифорова. - Саб: Речь, 2006. - 480 с.

10. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 - М.: РГБ, 2002. - 230 с.

Подобные документы

Проблема здоровья в профессиональной деятельности, концепция. Факторы, влияющие на профессиональное здоровье: социально-психологические, личностные факторы риска выгорания. Ролевой конфликт и неопределённость. Характеристика организационной среды.

контрольная работа [15,0 K], добавлен 26.09.2011

Причины нарушения физического и психологического здоровья. Критерии нормального или деформированного становления личности педагога. Ведущие профессиогенные факторы риска (синдром хронической усталости и эмоционального выгорания). Способы снятия стресса.

реферат [11,0 K], добавлен 10.01.2011

Феномен "профессионального выгорания". Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания. Факторы риска и последствия профессионального "выгорания" у торговых агентов. Профилактика и психологическая помощь.

дипломная работа [291,8 K], добавлен 16.04.2014

Профессиональное выгорание менеджера как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса. Истощение эмоционально-энергических и личностных ресурсов как следствие психологического выгорания. Профилактика выгорания и психологическая помощь "выгоревшим".

контрольная работа [34,8 K], добавлен 06.08.2013

Понятие синдрома "профессиональное выгорание", основные подходы к его определению. Исследование факторов, детерминирующих возникновение профессионального выгорания у педагогов. Взаимосвязь профессионального выгорания и типа саморегуляции деятельности.

Проблема профессионального здоровья в настоящее время приобретает особую актуальность. Она является междисциплинарной и над ее решением работают представители разных научных специальностей.
Профессиональное здоровье проявляется в успешности трудовой деятельности, в сложных взаимоотношениях человека с профессиональной средой и является индикатором согласованности социальных потребностей общества и возможностей человека в условиях профессиональной деятельности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблема профессионального здоровья в современных исследованиях.docx

Проблема профессионального здоровья в современных исследованиях

Проблема профессионального здоровья в настоящее время приобретает особую актуальность. Она является междисциплинарной и над ее решением работают представители разных научных специальностей.

Профессиональное здоровье проявляется в успешности трудовой деятельности, в сложных взаимоотношениях человека с профессиональной средой и является индикатором согласованности социальных потребностей общества и возможностей человека в условиях профессиональной деятельности.

Разработкой проблемы профессионального здоровья исследователи стали активно заниматься сравнительно недавно. Это было продиктовано необходимостью смещения акцента научно-практического сопровождения профессиональной деятельности с экспертизы состояния здоровья на его сохранение.

В медицинском обеспечении трудовой деятельности в фокусе внимания традиционно находились диагностика расстройств и выявление отклонений от нормы. Современные условия жизнедеятельности предъявляют иные требования, включающие необходимость оценки адаптационных возможностей и ресурсов в период, когда еще отсутствуют явные признаки заболевания. Своевременная диагностика снижения резервных возможностей человека, по мнению Пономаренко В.А., позволит действенно регулировать и эффективно влиять на состояние здоровья специалиста с целью обеспечения его сохранности [16, c.224].

Первые определения понятия профессионального здоровья соотносились с уровнем функционирования организма, т.е. в основном с физическим уровнем.

В.А. Пономаренко определил профессиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности. [17]

Структуру профессиональной работоспособности составляют три группы факторов: физический статус, психический статус и социально-психологическая характеристика.

Автор в своем понимании профессионального здоровья выделяет социально-психологические факторы, влияющие на эффективность деятельность. К ним он относит профессиональную подготовленность, управление и связь, укомплектованность рабочих групп, их сработанность, межличностные отношения и психологический климат в коллективе, социометрический статус неформального лидера, социальную оценку деятельности и, особенно, мотивированность к деятельности [30, с.78].

Выделение социально-психологических факторов здоровья указывает на ту значимость, которую исследователь придает социально- психологическим аспектам трудовой деятельности, влияющим на здоровье специалиста.

По мнению А.Г. Маклакова, профессиональное здоровье следует понимать как определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность [21].

В качестве надежной теоретической основы решения комплекса вопросов, относящихся к проблематике профессионального здоровья, в настоящее время выступает концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности, разработанная Г.С. Никифоровым.

Эта концепция предполагает процесс непрерывного психологического сопровождения специалиста на всем протяжении его трудового пути: от начала профессионального становления, в период активного развития и функционирования, до момента завершения, т.е. выхода на пенсию. Такое сопровождение направлено на обеспечение безопасности жизнедеятельности, сохранение здоровья, работоспособности и профессионального долголетия человека в процессе трудовой деятельности [19].

Выделяются две главные цели психологического обеспечения профессионального здоровья:

  1. повышение компетентности в области здоровья, укрепление резервных возможностей профессионала и выработка навыков здорового поведения;
  2. профилактика дисфункций, или редукция источников рабочего стресса.

Данный подход предусматривает комплекс научно-практических мероприятий, направленных на повышение эффективности и безопасности деятельности за счет использования психологических знаний, методов исследования и воздействия.

В ряде исследований показано, что социально-психологические факторы профессиональной деятельности оказывают наиболее весомое воздействие на состояние здоровья человека в целом, в том числе на состояние профессионального здоровья.

Все эти данные свидетельствуют о необходимости изучения социально-психологических аспектов профессионального здоровья человека.

Социальное здоровье как компонент профессионального здоровья личности

Психологи, изучающие профессиональное здоровье, интересуются прежде всего вопросами, связанными с влиянием на психическое и социальное здоровье человека всего того, что так или иначе сопряжено с выполняемой им профессиональной деятельностью, особенностями ее организации и содержания [21, c.6].

Нам представляется актуальным рассмотрение социально-психологического аспекта проблемы профессионального здоровья, в частности, изучение социального здоровья как компонента профессионального здоровья личности.

В ряде современных исследований реализуется позитивный подход к оценке социального здоровья человека. Исследователи выделяют различные критерии оценки:

  1. Степень адаптированности личности в социуме.
  2. Удовлетворенность качеством жизни, субъективное благополучие и т. д.
  3. Способность человека выполнять социальные функции (включение человека в разнообразные социальные структуры).

Ограниченность каждого из этих подходов была показана нами в более ранних работах.

Оценка социального здоровья личности по какому-то одному, универсальному критерию представляется явно недостаточной. Дальнейшее направление работы по изучению и систематизации критериев социального здоровья должно предусматривать определенные усилия по их возможной внутренней интеграции - выделению критериев все более высокой степени общности [13, с.64].

Социально-психологические критерии социального здоровья личности в контексте ее профессиональной деятельности

В современной концепции ВОЗ [9] предлагается исследовать здоровье в двух аспектах: баланс здоровья и потенциал здоровья. Понятие баланса здоровья восходит еще к идеям Гиппократа о динамическом равновесии между организмом человека и окружающей средой, стабильной связи человека с окружающим внешним миром. Потенциал здоровья представляет собой ресурсы человека - индивидуальную способность каждого противостоять влияниям окружающей среды, угрожающим балансу здоровья.

В работах H. Noack и T. Abelin тоже предложена концепция здоровья, построенная по принципу балансных отношений, которая связывает здоровье с потенциалом - ресурсом, используемым для преодоления внешних возмущений и выполнения внутренних мотиваций. Сам же потенциал здоровья - это способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия. Он может означать иммунологическое сопротивление инфекциям, физическую форму, эмоциональную стабильность, адекватные знания о здоровье, стиль жизни, эффективный способ преодолевать стрессы. Тогда баланс здоровья - выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и потребностью в нём. Укрепление здоровья - силы, направленные на улучшение системы баланса [с.12].

Убеждение о том, что здоровье человека следует оценивать по имеющимся у него ресурсам, разделяется многими отечественными учеными: Н.М.Амосовым, В.П.Казначеевым, А.И. Григорьевым и др.

Н.М. Амосов определяет здоровье как совокупность резервных возможностей основных функциональных систем организма [1].

Исходя из представленного выше анализа и основываясь на концепции ВОЗ, нам представляется целесообразным оценивать социальное здоровье человека по двум интегральным критериям:

  • гармоничности отношений личности с социальным окружением;
  • социальной зрелости личности.

Гармоничность отношений личности с социальным окружением

В соответствии с различными подходами к оценке здоровья и проведенными исследованиями в этой области в России можно считать здоровыми лишь от 5% до 20% населения. По последним данным ВОЗ ЮНЕСКО коэффициент жизнеспособности населения в России составляет по 5-балльной шкале всего лишь 1,4 балла. Эти данные заставляют задуматься о том, как люди относились и относятся к своему здоровью.

Человек начал заботиться о своем здоровье с тех пор, как осознал себя социальным существом. В ранние времена физическое состояние связывалось с потусторонними силами, поэтому меры по сохранению здоровья осуществлялись в мистических обрядах. Затем заметили, что образ жизни, место обитания и другие природные факторы влияют на состояние здоровья, так постепенно начала развиваться медицина.

Систематизация знаний о здоровье начала происходить во времена рабовладельческого строя, тогда в разных странах ученые-современники направляли свои силы на создание оздоровительных систем, которые основывались не на лечении болезней, а на формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Следовательно, культура физического и психического здоровья, гигиена питания, жилища, одежды, организация мероприятий по предупреждению заболеваний, культура репродуктивного поведения – существует с глубокой древности.

В древности люди старались проследить причинно-следственные связи между здоровьем и образом жизни человека, факторами внешней среды, влияющие на него. Но с увеличением объема знаний о человеке, его биологической составляющей, развитие медицины люди стали больше полагаться на специалистов в этой области, врачей и медикаменты. Как следствие, они перестали уделять много внимания поддержанию своего тела в нужной форме. Благодаря развитию промышленности, научно-техническому прогрессу человеку приходиться все больше времени уделять поддержанию и сохранению своего здоровья, множество факторов препятствуют человеку вести здоровый образ жизни. Несмотря на то, что в последнее время медицина сделала огромный рывок в своем развитии, она все еще не может полностью контролировать проблему поддержания здоровья человека.

Читайте также: