Южные филиппины конфликт кратко

Обновлено: 07.07.2024

Мусульманское движение на юге Филиппин занимает особое место среди конфликтов в Азии. Оно уходит корнями в далекое прошлое и порождено сложным комплексом противоречий — , , социокультурных, — между христианским большинством филиппинского населения и мусульманским меньшинством. Сущность конфликта заключается в конфронтации между отсталой мусульманской периферией и развитым христианским центром. Движение изначально носило ярко выраженный политический характер, но в XXI веке стало приобретать религиозную окраску и развиваться в исламистском направлении.

Большинство жителей Филиппин являются христианами, среди них преобладают католики — 80,9%. Мусульмане насчитывают только 5% от 98 миллионов филиппинцев, однако территория их проживания составляет 38% площади страны. Мусульманское меньшинство — это 13 малочисленных народностей и племен, живущих в южных, более отсталых районах Филиппин — на островах группы Минданао, где проживает до двух третей филиппинских мусульман; архипелаге Сулу, где мусульмане составляют до 94% населения; островах Палаван, Басилан и некоторых других.

Политические истоки конфликта коренятся в глубоком прошлом. Ислам появился на Филиппинских островах в ХIII веке. Он был принесен арабскими, малайскими и индонезийскими торговцами и распространялся вдоль торговых путей, а эти пути проходили вблизи южных районов Филиппинских островов. К ХV веку ислам утвердился на архипелаге Сулу, а в середине ХVI века — на островах Минданао, Висайя и даже на самом крупном острове Лусон. Здесь возник ряд султанатов, базировавшихся на установлениях шариата. Общая мусульманская идеология и культура способствовали сближению принявших ислам этносов, их политической консолидации вокруг самого сильного султаната Сулу.

С ХVI века началась колонизация Филиппинского архипелага Испанией, охватившая северные и центральные районы. На юге, где ислам пустил глубокие корни, он стал знаменем борьбы против испанских захватчиков. Южные районы Филиппин сохраняли независимость и оставались под властью мусульманского правителя — султана Сулу.

Христианизированные северные и центральные районы подверглись прямому воздействию европейской цивилизации, а южные острова оставались пространством средневековой мусульманской культуры и образа жизни. Традиционные торговые пути потеряли прежнее значение. Султанат Сулу и подвластные ему территории постепенно пришли в упадок. Они оказались вне пределов влияния европейской цивилизации и капиталистического развития.

В 1851 году Испании удалось положить конец почти независимости населения южных районов. Султанат Сулу и мусульманские племена южных островов были включены в единую испанскую колонию Филиппины. Однако испанские форпосты ограничивались побережьем — колонизаторы не проникали в глубинные районы. Здесь сохранялась власть султана Сулу, привилегии земельной аристократии, нормы шариата, средневековые социальные отношения.

В 1898 году Испания вынуждена была уступить Филиппины Соединенным Штатам. Султанат Сулу попытался воспользоваться падением испанского колониализма и заявить о своем суверенитете, подкрепив его вооруженными действиями против американских войск. Однако силы были неравны.

Султан Сулу и другие феодальные властители были полностью лишены привилегий. Южные районы были поставлены под прямое управление католической Манилы. В чиновничьей бюрократии, полиции и образовательной системе в районах проживания моро преобладали с севера.

Некоторые мусульманские деятели предлагали даже выделить земли моро в отдельную колонию под прямым контролем США. Поскольку американцы не пошли на это, моро стали поднимать восстания против власти американцев. Следует подчеркнуть, что противостояние натиску со стороны севера не было на этом этапе враждой, а имело отчетливо выраженный политический характер. Народы моро отказывались признавать себя частью формирующейся филиппинской нации.

В 1946 году была провозглашена независимость Республики Филиппины, неотъемлемой частью которой становились территории проживания моро. Конституция нового государства носила подчеркнуто светский характер, религия была полностью отделена от политики. Это противоречило традициям мусульман, сохранявшим верность исламским установлениям и образу жизни. Этническое развитие моро шло вне процесса создания общефилиппинского национального единства.

Филиппины — светское государство, где отсутствует государственная или официальная религия, гарантирована свобода вероисповедания и отправления культа. Тем не менее, в структуре государственных органов имеется Офис по делам ислама, который занимается проблемами хаджа, вакфов, других исламских институтов и учреждений, координирует экономические и социальные проекты в районах с преимущественно мусульманским населением. Власти стараются наладить межконфессиональный диалог, поощряют религиозную терпимость и сотрудничество. В стране существует Совет межконфессиональных инициатив, который проводит мероприятия по укреплению религиозной толерантности и гармонии. Правительство старается соблюдать на практике равноправие и свободу всех религий. Однако мусульмане, которые проживают в основном в наиболее отсталых и бедных провинциях страны, нередко жалуются на недостаточное внимание государства к их проблемам и экономическую дискриминацию. Некоторые мусульмане испытывают дискриминацию при найме на работу, аренде квартир Они вынуждены приспосабливаться к подобным обстоятельствам, принимая христианские имена и одеваясь .

В правовой сфере Кодекс мусульманского частного права признает шариатские нормы составной частью национального права. Эти нормы не касаются уголовного права и применяются только в отношении мусульман. Однако часть исламских лидеров требует введения шариатского управления в мусульманских районах Минданао.

Республиканские правительства, взяв курс на окончательную интеграцию моро, стимулировали переселение христиан в мусульманские районы, создавая непосильную для местного населения конкуренцию в земельных вопросах и предпринимательстве. Сосредоточенными в южных районах богатейшими месторождениями нефти и газа распоряжается центральное правительство.

Нарушен этнический и религиозный баланс. Моро из большинства превратились в этническое и религиозное меньшинство на юге Филиппин; они составляют лишь 17% населения Минданао и архипелага Сулу. Здесь доминируют представители пришлых этносов — католики. Это ведет к обособлению моро, росту мусульманского самосознания, усилению ориентации на систему общеисламских духовных и культурных ценностей, сохранению национализма моро и сепаратистских настроений. Представители моро выражают свое недовольство и путем вооруженных выступлений, и посредством обращения к властям с требованием широкой автономии вплоть до отделения от Филиппин.

Радикализм и экстремизм на Филиппинах оказался неразрывно связан с борьбой народа моро за самостоятельность. Характерная черта сепаратистского движения моро на юге Филиппин — его исламизация и радикализация.

В 1968 году группа исламских интеллектуалов образовала Фронт национального освобождения моро (ФНОМ) с требованием государственного выделения южных районов в независимое государственное образование. В 1972 году ФНОМ начал вооруженную борьбу за независимость моро.

В 1976 году филиппинское правительство и ФНОМ подписали соглашение о предоставлении моро автономии в составе 13 южных провинций из 22, где проживали моро. Однако автономия была провозглашена в 1979 году таким образом, чтобы подчеркнуть, что это не автономия народа моро, а автономия Южных Филиппин, где проживают представители разных этнических групп, групп разной религиозной принадлежности и традиций. ФНОМ обвинил Манилу в нарушении условий мирного соглашения — и военные действия возобновились.

Но экстремистки настроенные лидеры образовали Исламский фронт освобождения моро (ИФОМ), который не только выступил за отделение от Филиппин, но и прямо призывает к формированию исламского государства моро на южных островах. Сепаратистское движение стало принимать отчетливый исламистский характер. ИФОМ делает акцент на исламской идеологии, утверждая, что проблемы юга не могут быть решены до тех пор, пока здесь не будет создано независимое государство, основанное на шариате. ИФОМ проявляет бескомпромиссность в отношениях с Манилой. Большое внимание лидеры ИФОМ уделяют формированию вооруженных отрядов, создали сеть тренировочных лагерей и баз, где боевики проходят обучение военному делу. Многие члены исламского фронта принимали участие в войне в Афганистане. Боевики придерживаются классической партизанской тактики, совершая налеты на вооруженные силы Филиппин.

В 2012 году после двух десятков лет бесплодных переговоров и ряда соглашений, которые не выполнялись, ИФОМ и филиппинские власти достигли договоренностей, предусматривающих большие взаимные уступки. ИФОМ обещал отказаться от намерений создать независимое мусульманское государство на юге страны в обмен на расширение территории автономии Бангсаморо. Властям автономии будет предоставлена самостоятельность в формировании и распределении бюджета, они смогут создать собственные полицейские структуры. Действие шариатских законов должно распространяться только на мусульманское население автономии. Центральное правительство сохраняет за собой контроль над внешней политикой и национальной безопасностью. Договоренности носят рамочный характер, что предполагает их незавершенность и возможность дальнейшей разработки и детализации.

Читайте также: