Типология характера кратко шпаргалка

Обновлено: 25.06.2024

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Основания для типизации, как правило, вводятся исследователем для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам. Наиболее известными являются типологии характеров, разработанные К.Юнгом, Э.Фроммом и А.Е.Личко.

Типология К.Юнга. К.Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу. Первый тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интравертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненную адаптацию.


Типология Э.Фромма. В основе данной типологии лежит отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Э.Фромм обозначил ее как социальную типологию характеров. Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике (Э.Фромм был врачом-психиатром фрейдистской ориентации), автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

Формирование характера

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. В психологии известны некоторые особенности и закономерности развития характера.

Сензитивным (благоприятным) периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2 – 3 до 9 – 10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых – учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение дальнейшей жизни.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие основы его.

Пути формирования характера.

1) На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни человека, та среда, в которой он растет и развивается: семья, сверстники, школа и т.д.

2) Характер проявляется в деятельности, но в ней же он и формируется. Если юноша или девушка стремятся воспитать у себя самокритичность как черту характера, они должны поступать самокритично.

4) Характер – во многом результат самовоспитания. Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие особенности человека можно считать характерными?

2. В чем заключается физиологическая основа характера?

3. Какие направления включает характерология?

4. Приведите примеры типических черт характера у россиян.

5. Дайте сравнительную характеристику акцентуированным типам: эпилептоидному и истероидному, гипертимному и циклоидному.

6. Какие закономерности развития характера вы знаете?

7. Сформулируйте пути формирования характера.

8. *Проанализируйте свои поступки и отношения и попробуйте определить основные черты своего характера.

Литература

  1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2001. С.205-384.
  2. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 167-172.
  3. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С.270-288.
  4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  5. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. Тбилиси, 1989.
  6. Орлов Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. М., 1987.
  7. Страхов И.В. Психология характера. Саратов, 1970.

Способности

1. Понятие о способностях.

2. Задатки как природные предпосылки развития способностей.

3. Структура способностей. Виды способностей.

4. Развитие способностей.

5. Способности и личность.

Понятие о способностях

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

На основании вышесказанного можно вывести следующее определение.

Способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешности выполнения.

Как отмечает А.В.Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность. Он проводит аналогию с брошенным в землю зерном, превращение которого в колос возможно лишь при многих условиях, благоприятствующих его развитию. Способность – лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от многих условий. Так, например, выявившиеся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности заглохнут, так и не развившись. Показательной может быть история жизни Альберта Эйнштейна, который в средней школе был весьма заурядным учеником.

Способности проявляются и развиваются в деятельности. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаруживается в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.

Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда об­щих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым ти­пом характера (впоследствии оказалось, что должных научных осно­ваний для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая тол­щина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Ас­теник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы ка­жущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астени­ка тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабы­ми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика ас­теников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и мало­рослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мус­кулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с ши­рокими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высо­кая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и от­части подтверждено новейшими исследованиями в области психоге­нетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психи­ческим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психо­зом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикни­ка. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Акцентуация характера, по Личко,—это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвиж­ностью, общительностью, склонностью к озорству.

2. Циклоидный тип. характеризуется повышенной раздражитель­ностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпо­читают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышен­ной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражитель­ностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствитель­ность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азарт­ных, подвижных озорных игр.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведе­ния других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, пред­почитают быть одни, находиться в компании взрослых.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издевать­ся над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как дик­таторы.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обна­руживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, боль­шинству в группе.

Типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта клас­сификация основана на оценке стиля общения человека с окружаю­щими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомими-ки.

2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периоди­ческие смены настроения, в результате чего так же часто меня­ется их манера общения с окружающими людьми.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций.

5. Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общитель­ность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.

6. Педантичный тип. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной.

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

9. Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется лег­костью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов..

II. Экстравертированный тип. Отличается высокой контакт-ностью, у таких людей масса друзей, знакомых, они словоохот­ливы до болтливости, открыты для любой информации.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторван­ность от реальности, склонность к философствованию.

(Э. Фромм был врачом-психиатром фрейдистской ориентации), автор представ­ляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда отк­рываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.

Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле сло­ва, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране сейчас или имев­ших место в прошлом.

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки, Что же такое спо­собности?

1. Способности — свойства души человека, понимаемые как сово­купность всевозможных психических процессов и состояний.

2, Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это опреде­ление принято сейчас и наиболее распространено.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-чибо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами.

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обуслов­ленные) и специфические человеческие способности, имеющие об­щественно-историческое происхождение.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки осо­бого рода и их развитие.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теорети­ческим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духов­ной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях челове­ческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способ­ности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теорети­ческой и практической деятельности. До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способ­ности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобрете­ния им необходимых форм общественного поведения.

И межличностные, и предметные способности взаимно допол­няют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает воз­можность развиваться полноценно и гармонично.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта харак­теристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Похожие страницы:

Шпоры по ТГП (3)

. Если хотите сделать ответы виде шпор – выделите всё, и нажмите . не приходилось искать билет по частям. Шпоры печатались к экзамену. 1. . общ., облад. общеми религ., психолог., культ., геогр.и др. . предметы, явлеиня) окруж. мира по по поводу. кот. люди вступают .

шпоры по социальной педагогике 2008 год

. Знаменитый физик А.Эйнштейн, выслушивая психолога по вопросу детской игры, ска­жет: . от специалиста разносторонних знаний по профессиоведению, психологии, а также основам . особенностей самого психолога. Тесты классифицируются по нескольким критериям, .

Шпоры по социологии (1)

. тех, которые относятся к ведению психологии) являются следствиями вариаций социальной солидарности . -1920) –Социология, по Веберу, так же как и психология, изучает поведение индивида . Но она в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том .

Шпоры по социологии (2)

. начинается социология. 3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология . системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в . или юридическими законами, и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. .

Шпоры по административному праву (3)

. лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии . . надзор: 1. Полномочия по предупреждению правонарушений. 2. Полномочия по пресечению правонарушений. 3. Полномочия по привлечению к ответственности .

Характер – это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих. Характер проявляется в человеческих отношениях. Характер и темперамент различны.

Основные их отличия состоят в следующем: 1) темперамент человека – врожденный, а характер приобретается на протяжении всей жизни; 2) темперамент основан на биологических особенностях человека, а характер – на социальных предпосылках (условиях); 3) темперамент определяет лишь динамические особенности, а характер – ценностное и моральное содержание поступков человека, типы и черты характера поддаются ценностной оценке.

Характер человека имеет определенную структуру и состоит из нескольких групп черт личности. Среди них можно выделить: первичные, вторичные, деловые, коммуникативные, мотивационные, инструментальные, нормальные, аномальные черты характера.

Первичные черты характера появляются раньше других в процессе развития человека, и на их основе формируются другие черты характера. Позднее формируются и развиваются вторичные черты, так как для их появления нужна определенная основа. Иногда данные черты называются базисными и ситуационными.

Деловые черты проявляются в работе, при выполнении определенного задания, не связанного с общением с окружающими. В противоположность им – коммуникативные, которые проявляются в общении. От мотивационных черт зависят активность и направленность поведения. Инструментальные черты придают поведению человека тот или иной стиль, побуждают людей в различных жизненных ситуациях вести себя по-разному. Нормальные черты – те черты, которые есть у психологически здоровых людей, аномальные свойственны людям с определенными заболеваниями.

Под типологией характеров понимается классификация типов характеров, которые частично встречаются у людей. Тип характера предполагает устойчивое сочетание черт характера. Следует заметить, что существует не только множество различных черт характеров, но и немалое количество всевозможных типов.

Способ построения типологии состоит в наблюдении достаточно большого количества людей, внимательном изучении их характеров и разделении этих характеров на группы. Такая типология характеров фактически отражает типичные характеры, встречающиеся у той группы, за которой велось наблюдение.

Существует второй способ типологизации – люди делятся на группы на основании каких-либо хорошо классифицируемых признаков, а затем изучаются характеры людей, входящих в группы. Эти особенности и представляют в обобщенном виде типологию характеров. Иногда типологии создаются чисто теоретическим, умозрительным путем, опираясь на соответствующие представления о личности. Недостаток подхода состоит в том, что он не соответствует реальной жизни.

Существуют типологии характеров Э. Кречмера, Э. Фромма, К. Мотарда, А. Личко и др.

Характер

Характер Более важным, чем поверхностная информация, есть знание, каким человеком является твой герой. С этой точки зрения литература ничем не отличается от жизни: мы судим о конкретных людях, пользуясь характеристиками, как указателями. Но ведь часто так бывает, что

ХАРАКТЕР

ХАРАКТЕР Сегодняшние датчане – народ миролюбивый. Каски, то есть шлемы, носят только мотоциклисты. Когда датские викинги отправились завоевывать Британские острова, они, вероятно, увели с собой весь уголовный элемент. И с тех пор англичане нередко ведут себя как викинги,

ХАРАКТЕР

ХАРАКТЕР Без комплексовГолландцы терпимо относятся к проституткам, демонстрирующим свои прелести на углу улиц; к мужчинам, обнимающимся при скоплении народа; к кафе, где торгуют марихуаной, и к причудливым привычкам иммигрантов и беженцев со всего белого света. Здесь

ХАРАКТЕР

ХАРАКТЕР Сила и умВикинги, переселившиеся в Исландию в 870 году были людьми, не желавшими мириться с порядком, который пытались навести в их родных скандинавских странах короли, старавшиеся объединить свои разрозненные государства. Независимость и по сей день остается

ХАРАКТЕР

ХАРАКТЕР Тяжелой промышленности в Швейцарии почти нет, нет в ней и крупных по мировым меркам городов. Горожане, однако, составляют ни много ни мало половину населения страны; доля промышленности, девяносто пять процентов которой приходится на производство часов, в

ХАРАКТЕР

ХАРАКТЕР

ХАРАКТЕР Истинная природа бельгийцаПитер Брейгель Старший, величайший представитель прославленной династии художников, четыреста лет назад уловил и запечатлел на своих полотнах дух сограждан, занимающихся сельским трудом, радостно скользящих по льду замерзшего пруда

43. ХАРАКТЕР

43. ХАРАКТЕР Характер – это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих. Характер проявляется в человеческих отношениях. Характер и темперамент

29. ХАРАКТЕР

29. ХАРАКТЕР Характер – это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих. Характер проявляется в человеческих отношениях. Характер и темперамент

Характер

Характер индивидуальное сочетание наиболее устойчивых существенных особенностей личности, отчетливо проявляющихся в различных видах деятельности и поведении человека. Характер составляет каркас личности, его образуют только наиболее выраженные и тесно

Характер

Характер

Характер Характер – это совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Определяя характер ребенка, родители имеют в виду его нравственные стороны. А их ценность со временем меняется. Но, несмотря на происходящие изменения, некоторые ценности остаются

Типы характера человека

Что такое “характер”

В психологии под характером подразумевают совокупность личностных качеств человека, которые формируются по мере взросления и наиболее ярко проявляются в личной и общественной жизни. В результате формируется конкретный стиль поведения в разных жизненных ситуациях.

Психологи разделяют черты характера на 4 группы. В основе этого деления лежит отношение человека к различным сторонам жизни.

  1. К другим людям – замкнутость или общительность, лживость или правдивость, уважение или высокомерие и др.
  2. К самому себе – скромность или тщеславие, заносчивость или самокритичность, гордость или смирение и др.
  3. К труду – трудолюбие или лень, добросовестность или безалаберность и др.
  4. К вещам – аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительность, аккуратность или халатность и др.

Поскольку основные черты личности формируются в общественной жизни, то главной стороной для познания характера человека являются его отношения с другими людьми. О характере человека судят и по его темпераменту. Но важно различать эти понятия.

Как связан темперамент с характером человека

Характер человека – это сочетание его личностных качеств, которые могут меняться и зависят от социальной среды, в которой живет и развивается индивид. Темперамент же – это врожденные реакции на внешние раздражители. Он не меняется и остается постоянным в течение всей жизни человека.

Зная тип темперамента, можно лучше познать характер человека. Однако ярко выраженный темперамент встречается крайне редко. Чаще всего люди обладают смешанным темпераментом, в котором обязательно будет доминирующий.

Принято выделять следующие 4 типа темперамента, у нас на сайте есть подробные статьи, посвященные каждому из них.

    . Для него характерны резкая смена настроения, эмоциональные вспышки, порывистость, страстность, неуравновешенность. Нервная система холериков отличается нестабильной работой. Когда холерик чем-то сильно увлекается, то он очень быстро расходует собственную энергию и истощается. . Это самый общительный и живой из всех типов темперамента. Он нуждается в новых впечатлениях, быстро реагирует на события, происходящие вокруг, легко относится к собственным неудачам и прочим неприятностям. Когда сангвиник заинтересован в работе, то трудится очень продуктивно и с большим энтузиазмом. В обратной ситуации ему становится откровенно скучно и абсолютно безразличен результат. . Он отличается невозмутимостью и медлительностью. Флегматик крайне скупо проявляет чувства. Он постоянен в своих предпочтениях и привычках и не переносит никаких перемен. Флегматик предпочитает монотонную работу, которую выполняет прилежно и никуда не торопясь. . Это самый чувствительный и ранимый тип темперамента. Меланхолик остро реагирует на различные события, склонен к сильным эмоциональным переживаниям. При благоприятном воспитании из меланхоликов получаются выдающиеся деятели искусств и науки.

Темперамент

Если темперамент уже не удастся изменить, то над характером можно поработать. Для начала стоит определить свой тип характера и ключевые черты.

Классификация типов характера

Ученые и психологи выделили большое количество критериев для определения типа характера. Я вам расскажу об основных.

Типология по Кречмеру

Немецкий психолог Эрнст Кречмер классифицировал типы характера в зависимости от телосложения человека и выделил 3 основных.

  1. Пикники. Люди данного вида телосложения склонны к полноте и даже ожирению, редко бывают выше среднего роста. У них небольшая голова с короткой шеей, широкое лицо с мелкими чертами. Им соответствует тип характера, который называется циклотомики. Это люди, отличающиеся эмоциональностью, общительностью, которые легко идут на контакт и быстро приспосабливаются к меняющимся условиям. Из психических заболеваний чаще всего страдают маниакально-депрессивным психозом.
  2. Астеники. К ним относятся люди худощавого телосложения, у которых слабая мускулатура, длинные руки и ноги, а также удлиненное лицо. Тип характера астеников – шизотимики. Им свойственны упрямство, серьезность и замкнутость. При психических нарушениях склонны к шизофрении.
  3. Атлетики. Это люди высокого роста, широкоплечие, мускулистые с крепким скелетом. Тип характера атлетиков – иксотимики. Им свойственна сдержанность в мимике, жестах, спокойствие и выдержка, властность и практичность. Они не любят перемен, так как плохо приспосабливаются к ним. Наиболее частое расстройство психики атлетиков – эпилепсия.

Типология характера человека по Кречмеру

Интересно, что люди одной расы обладают схожими чертами характера. Так, шведский профессор Андерс Рециус ввел понятие нордического характера, которым обладали представители германской расы. Это высокие и стройные люди с голубыми или серыми глазами, со светло-пепельными волосами. Они стойкие, хладнокровные, сдержанные, рассудительные и очень наблюдательные. Умеют сохранять спокойствие в любых ситуациях.

Типология по Юнгу

Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр, который разработал типологию характера, в основе которой – преобладание у человека внутреннего или внешнего мира. Он выделил 2 типа людей.

  1. Интроверты. Это замкнутые люди, обращенные в свой внутренний мир. Такие люди являются сосредоточенными мыслителями. Они отгораживаются от внешнего мира, тщательно все анализируют, предпочитают одиночество. У них мало друзей, им тяжело заводить новые знакомства и менять свои привычки. Для них характерны мнительность и повышенная тревожность.
  2. Экстраверты. Это общительные, коммуникабельные, открытые люди. У них очень много друзей и знакомых, они не переносят одиночества, любят путешествовать и жить на “полную катушку”. Всегда становятся душой компании, инициируют встречи и вечеринки.

Типология по Лоуэну

Американский психоаналитик Александр Лоуэн составил свою типологию характеров, основываясь на защитных моделях поведения людей. Всего он выделил 5 типов.

  1. Оральный. Представители данного типа характера зависят от чужого мнения, боятся быть брошенными и отвергнутыми. Они характеризуются сильной зависимостью от других людей, постоянно нуждаются в любви, заботе и поддержке, но сами при этом не готовы ничего предпринимать.
  2. Мазохистский. Люди с таким типом характера склонны жаловаться, заниматься самобичеванием, любят страдать сами и мучить других людей. Все, что доставляет окружающим неудовольствие, приносит мазохисту наслаждение. Он никому не доверяет, часто ненавидит всех и таит злобу.
  3. Истерический. Этот тип характера характеризуется безрассудными вспышками эмоций, театрализованным поведением. Женщины истерического типа выделяются неприкрытым кокетством, которое выражается в походке, речи и взгляде. Отсутствие разрядки в результате переизбытка энергии приводит к тревожности. Однако и находиться долго в состоянии баланса такие люди не могут. Спокойствие они воспринимают как скучную и серую жизнь и всячески пытаются вновь зарядиться, специально попадая в разные неоднозначные ситуации.
  4. Нарциссический. Данный тип характера свойственен преимущественно мужчинам. Его представители энергичны, амбициозны, самоуверенны и зачастую высокомерны. Они достигают успеха в профессиональной деятельности, упорно добиваются поставленных целей, сексуально привлекательны для противоположного пола. Отличительными их чертами также являются напор, агрессивность и борьба.
  5. Шизоидный. Люди данного типа характера оторваны от реальности, не могут адекватно проявлять свои эмоции. Они умеют любить, но это чувство будет длиться недолго, поскольку попытки поддерживать контакт вызывают у шизоидного человека сильное внутреннее напряжение, которое становится причиной разрыва.

Люди, на 100 % соответствующие описанию того или иного типа характера, встречаются довольно редко. Чаще всего черты характера переплетаются и ни одна не выделяется чересчур ярко.

Что такое акцентуация

Когда отдельные черты характера чрезмерно усилены – это называется акцентуацией характера. С психологической точки зрения такое состояние является крайним вариантом нормы, а не психическим заболеванием. Однако при этом некоторые черты характера заострены и выражены так сильно, что приводят к дисгармонии личности.

Акцентуация характера человека

Эта особенность накладывает отпечаток на поведение и поступки человека, что отражается на всех сферах отношений: к себе, к другим людям, к труду, к вещам. Акцентуация характера наиболее распространена среди подростков. Так, среди обследованных представителей молодежи 95 % оказались с акцентуацией разной степени выраженности. А вот среди людей старшего поколения доля акцентуированных снизилась до 60 %. Поскольку с возрастом удается сгладить нежелательные черты характера.

Типы характера при акцентуации

Много ученых и психологов изучали акцентуацию и пытались классифицировать тип характера в зависимости от этого явления. Самую большую популярность получили типологии А. Е. Личко и К. Леонгарда.

Классификация по Леонгарду

Карл Леонгард в своей работе “Акцентуированные личности” выделил 10 основных типов и несколько промежуточных.

  1. Гипертимный – общительный, оптимистичный, энергичный, инициативный тип акцентуации. Гипертимные люди ориентированы на удачу. Им свойственна развитая мимика, желание активной деятельности и новых впечатлений. Зачастую люди данного типа бывают раздражительными и легкомысленными.
  2. Дистимный – замкнутый, пессимистично настроенный человек с обостренным чувством несправедливости. Дистимный человек чувствует дискомфорт в шумных компаниях. У него мало друзей, но он их очень высоко ценит. Ему свойственна заторможенность и невысокая скорость в принятии решений.
  3. Возбудимый – это конфликтный и очень тяжелый в общении человек. Ему тяжело ужиться в коллективе, а в семье он ведет себя властно.
  4. Застревающий – подозрительный, несговорчивый и обидчивый человек. Такие люди любят поучать других и часто становятся инициаторами конфликтов. Для них свойственно предъявлять высокие требования как к себе, так и к окружающим.
  5. Демонстративный – самоуверенный, тщеславный, хвастливый и лицемерный человек. Такие люди обожают плести интриги, могут легко приспособиться к любой ситуации. Они характеризуются артистичностью, обходительностью, нестандартным мышлением и эгоцентризмом.
  6. Тревожный – робкий, покорный, неуверенный в себе человек. Ему свойственны самокритичность и дружелюбие. Однако недостаток внутренней силы и воли часто делает таких людей предметом насмешек и шуток. По этой же причине они стараются избегать конфликтов. А если все-таки пришлось вступить в спор, то будут искать поддержку у окружающих.
  7. Эмотивный – эмоциональный и мягкосердечный тип людей. Им свойственны сострадание и глубина чувств. Они остро реагируют на все происходящее, но не выражают свои чувства, а копят их в себе.
  8. Педантичный – нерешительный тип людей, которые боятся лидировать, очень много внимания уделяют мелочам и ни за что не упустят возможность поворчать. Им свойственен страх несоответствия собственным придуманным идеалам.
  9. Экзальтированный – искренний, альтруистичный и впечатлительный человек. Такие люди бурно реагируют на происходящие события. От радостных событий легко приходят в восторженное состояние, а от грустных – в печальное и даже впадают в отчаяние. При этом они ярко выражают свои эмоции.
  10. Аффективно-лабильный – это тип акцентуации, при котором человеку свойственна частая смена настроения. Поэтому во время общения с людьми образ поведения лабильного человека может кардинально различаться. То он гиперобщительный, а то наоборот, замкнут настолько, что слова из него не вытянешь.

Классификация по Личко

Андрей Евгеньевич Личко выделил следующие типы акцентуаций.

  1. Гипертимный – энергичный и коммуникабельный человек, который постоянно находится в повышенном настроении. Он не переносит одиночество, однообразную обстановку, монотонную работу, безделье. Для него характерна тяга к риску, частая смена увлечений, в результате которой он не доводит начатое дело до конца.
  2. Циклоидный – это тип акцентуации, характеризующийся циклическими изменениями настроения. Например, повышенное настроение сменяется подавленностью. Такие перемены не происходят резко и длятся примерно до 2 недель. Люди данного типа довольно общительные и жизнерадостные. Однако в период спада настроения им свойственно забрасывать дела.
  3. Лабильный – общительный, добродушный и искренний человек, основной чертой которого является резкая и быстрая смена настроения. Лабильный человек испытывает сильную душевную боль при утрате или разлуке с близкими людьми. Он нуждается в поддержке и любви. Ему нравится быть в роли опекаемого.
  4. Эпилептоидный – скрупулезный, дотошный, чрезмерно педантичный человек. Для него характерна авторитарность. Тяжело переживает материальные потери и неподчинение своей личности. Порой он впадает в периоды злобного и раздраженного напряжения, во время которых ищет объект, чтобы сорвать злость. В состоянии алкогольного опьянения становится гневным и агрессивным. Чаще всего встречается у парней.
  5. Истероидный – эгоцентричный, коммуникативный и инициативный тип характера. Люди данного типа жаждут быть в центре внимания. Они довольно артистичны, легко вживаются в любую придуманную ими же роль, способны к самообману. Чаще всего такой тип характера проявляется у девушек.
  6. Психастенический – самокритичный, склонный к самоанализу, но при этом надежный человек. Ему тяжело дается принятие решений и ответственности за себя и других. Для него характерны рассудительность и ровное настроение.
  7. Шизоидный – замкнутый и немногословный человек. Таким людям тяжело устанавливать эмоциональные контакты. Их внутренний мир закрыт для окружающих. Алкоголь помогает шизоидам легче идти на контакт с другими людьми, делает их более уверенными.
  8. Ипохондрический – серьезный, упрямый, замкнутый человек. Имеет склонность к повышенной утомляемости и раздражительности. У данного типа людей наблюдаются внезапные вспышки ярости по ничтожным поводам.
  9. Сензитивный – робкий, застенчивый, стеснительный тип людей. Они склонны к проявлению доброты и взаимопомощи. В сложных ситуациях замыкаются в себе, становятся осторожными и подозрительными.
  10. Неустойчивый – общительный, открытый, услужливый, ленивый человек. Любит развлечения и праздное времяпрепровождение. Стремятся избавиться от чьего-либо контроля. Имеют склонность к употреблению алкоголя, наркотиков.
  11. Конформный – дружелюбный, неконфликтный, дисциплинированный тип человека. Стремятся быть “как все”. Тяжело переживают перемены в жизни и смену привычного окружения.

Когда акцентуация становится патологией

С одной стороны, акцентуированная черта характера может сделать человека успешным, а с другой – является его уязвимым местом. Так, люди истероидного типа могут стать талантливыми актерами. Однако они очень сильно боятся насмешек и при негативной ситуации склонны к демонстративному суициду.

Истероидный тип характера человека

Поэтому всегда высок риск того, что в сложных ситуациях акцентуация перерастет в невроз или психопатию, станет причиной алкоголизма, наркомании, преступления. Причинами проявления акцентуации характера могут стать как наследственные факторы, так и особенности воспитания ребенка.

Заключение

Теперь вы знаете, какие бывают типы характера и особенности поведения у людей. Я советую вам применять эти знания на практике, чтобы легче находить общий язык с окружающими. Конечно, поначалу будет нелегко определить тип характера или акцентуации человека, так как информации очень много. Для начала начните с себя. А чтобы лучше себя понять, советую вам посмотреть видео с интересным психологическим тестом.

Обязательно напишите в комментариях, какой у вас тип характера.

Читайте также: