Типология государств в юридической науке место россии в мировом сообществе цивилизаций кратко

Обновлено: 05.07.2024

Типология государств — это научно обоснованная классификация государств по типам, критериями которой служат общие закономерности возникновения, развития и существования.

Государство является основополагающим институтом, который обеспечивает воспроизводство и стабильность общества, его основных сфер жизнедеятельности (правовой, политической, экономической, культурной и т.д.), является ведущим фактором эволюции общества. На каждом эволюционном этапе развития общественной системы институт государства менялся, изменялись социальная роль, сущность и назначения политико-правового института.

Типология государства — это своеобразный исторический срез государств, обладающих определенными, значительными для характеристики общественной жизни признаками. Эти признаки обязательно затрагивают различные сферы человеческой деятельности: экономику, право, религию, этику и др. При исследовании института государства для применения той или иной типологии нужен всесторонний анализ всего массива экономической, правовой, религиоведческой, психологической информации.

За всю историю существования политических и правовых учений выдвигались различные подходы к типологизации института государства. Сущность государства рассматривалась в контексте многочисленных мировоззренческих позиций, интересов конкретных классов, слоев, политической идеологии. На современном этапе существуют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Цивилизационный подход является более универсальным. При классификации государств в нем учитываются факторы развития не только самих государств, но и общества. Основным критерием классификации является тип культуры, включающий разные культурные факторы. В настоящее время цивилизационный подход находится на стадии формирования и развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Зарождение и развитие цивилизационного подхода

Предпосылки для формирования цивилизационного подхода в типологии государств положили работы историков и мыслителей: Ю.В. Кузьмина, Е.М Жукова, М.А. Барга, Е.Г. Плимака, Ю.М. Бородая и др. В цивилизационном подходе в качестве типологических критериев выделяют разные цивилизационные факторы: культура и дух народа, язык, религия и т.д.

Цивилизационный подход позволяет оценить историю человечества, степень развитости конкретной страны более широко и объемно, чем формационный подход, раскрыть государство со стороны таких понятий, как культура общества и его духовность. Цивилизационный подход рассматривает развитие государства через духовные начала, формирование всей социальной системы вокруг этих начал.

Типологизация государства основывалась на критериях исторического развития, к числу которых относятся:

  • национальный и политический суверенитет;
  • единство языка, объединяющее этнос и племя;
  • характер взаимодействия разных культурно-юридических типов посредством завоеваний, интеграции, колонизации, заимствования достижений;
  • свободное многокультурное общество;
  • период возникновения и становления цивилизационного образования проходит всегда дольше культурного развития.

В современной юридической науке в построении типологии государств осуществляется совместное применение формационного и цивилизационного подходов без их противопоставления.

Особенности цивилизационного подхода

В основе цивилизационного подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с обязательным учетом культурных, духовных, религиозных, психологических, нравственных и национальных факторов общественного развития.

Цивилизация — это локальное и замкнутое состояние общества, для которого характерно единство географических, этнических и религиозных признаков.

В зависимости от этого выделяют разные цивилизации:

  • западную;
  • китайскую;
  • египетскую;
  • мексиканскую;
  • арабскую;
  • иранскую;
  • православную и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность тем государствам, которые существуют в ее рамках.

Теорию круговорота сменяющих друг друга локальных и замкнутых цивилизаций обосновал А. Тойнби. В соответствии с этой теорией возникновение, интенсивное развитие, рост, изменение, надлом и разложение происходит внутри отдельной цивилизации, а не в рамках мирового общественного процесса. Движущей силой круговорота цивилизаций является творческая элита, увлекающая за собой большинство.

При цивилизационном подходе недостаточно анализируются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны. Представители данного подхода, выделяя в качестве признаков цивилизаций значительное количество духовных факторов, дают типологию не столько государства сколько общества. Государство — это только политическая часть общества, обладающая собственной природой, для которой характерны собственные параметры, не совпадающие с критериями общества, как более объемного и широкого понятия.

Типология государства — классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.

Тип государства — это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Подходы к типологии государства

Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:

1) формационного подхода
2) цивилизационного подхода

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства:

1) рабовладельческое;
2) феодальное;
3) буржуазное;
4) социалистическое.

Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.

Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли - феодалов.

Буржуазное государство, возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом.

Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

1) древние государства;
2) средневековые государства;
3) современные государства.

Кроме того, существуют и другие подходы к классификации государства.
Ответы по ТГП
В зависимости от уровня экономического развития, государства делятся на:

1) развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
2) постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима различают:

1) демократические государства;
2) авторитарные государства;
3) тоталитарные государства.

В зависимости от формы правления государства делятся на:

1) монархии;
2) республики.

В зависимости от господствующей идеологии существуют государства:

1) идеологизированные
2) деидеологизированные.

Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

Типология представляет собой учение о типах, т.е. больших классах определенных объектов, которые имеют набор общих (характерных для каждого типа) признаков. Типологию можно рассматривать как разновидность классификации, включающую:

– исследование оснований для деления на типы;

– характеристику непосредственно самих типов внутри типологии.

Среди множества подходов к различению типологий государства и права следует особо выделить формационный и цивилизационный подходы.

Таким образом, цивилизацию следует определить как целостную систему материальных и духовных ценностей, которая обеспечивает устойчивую деятельность человека и общества.

В мировой истории Тойнби выделил 21 цивилизацию: православную, китайскую, западную, египетскую, арабскую, иранскую, мексиканскую и т.д. Подобным образом, он провел своеобразную типологизацию общества, не имея цели разрабатывать типологию государства.

Для определения типпологии государства применительно к определенной цивилизации необходимо учитывать их типы.

3. Важное место в исследовательской базе типологии государств занимает либертарно-юридический подход. Базис этого подхода составляет идея, согласно которой история развития человечества выступает проекцией истории развития свободы.

Философ Гегель полагал, что существует четыре всемирно-исторических типа царств: восточное, греческое, римское и германское. По мере смены указанных типологий отмечается и изменение соответствующих форм государства. Так восточному царству была характерна теократия (свобода одного), греческому и римскому типам соответствовала демократия или аристократия (свобода некоторых), а германскому царству была свойственна монархия с представительной системой и свободой всех.

4. Ученый Нерсесянц отмечает, что типологии государства и права представляют собой главные исторические формы для признания и организации свободы человека, которые отражают этапы её прогресса.

Второй тип представлен сословным государством Средних веков. В подобном государстве свобода имеет характер сословных привилегий и ограничений. Человек выступает субъектом права по признаку принадлежности к определенному сословию. Внутрисословное равенство реализуется наряду со значительным межсословным неравенством.

Третий тип формируют государства и право индивидуалистического типа. После окончания эпохи буржуазных революций человек начинает рассматриваться как субъект права только поскольку, постольку он уникальная личность (индивид), а не как представитель определенного сословия.

Четвертый тип представлен государствами гуманитарно-правового типа. В них человек рассматривается как носитель неотчуждаемых и прирожденных прав, которые формируют основу действующего позитивного права.

5. Типология государств М.И. Кареева. В соответствии с ней выделяется 6 исторических, последовательно сменявших друг друга, типов государств:

– западноевропейская и абсолютная монархия;

В исследовании Кареева показана реальная эволюция государств, которая в значительной степени совпадает с имеющимися в настоящее время разработками в области этнографии, истории и археологии.

6. Типологии права. В актуальной зарубежной науке имеет широкое распространение позиция, по которой в истории права выделяют три этапа:

В отечественном правоведении огромный интерес представляет научная позиция С.С. Алексеева, который выделяет четыре ступени в истории развития позитивного права:

– право сильного выступает доцивилизованной стадией в правовом развитии, на которой оно принадлежит вожаку или старейшине и отражено в обычаях;

– кулачное право просуществовало в азиатских теократических государствах при рабовладении и феодализме. Ключевыми элементами создания права являлись власть и религиозная идеология. При этом возникло уже писаное право, но при наличии отдельных элементов обычного права (система привилегий и сословные традиции);

– право власти стало формироваться с конца XVIII века. В его качестве признают абсолютно все веления, которые исходят от государства;

– право гражданского общества представлено системой норм, основывающейся на естественном праве, а оно само принимается обществом в качестве носителя гуманитарных ценностей.

Вышеприведенные типологии государства и права отражают точки зрения различных исследователей на понимание этапов развития указанных категорий.

Читайте также: