Культура средневекового востока кратко

Обновлено: 07.07.2024

Восток в Средние века, кратко говоря, развивался по своему особому пути. У восточных стран не было такой четкой границы между древним миром и средневековьем. Для Европы этим рубежом стал распад Римской империи. В результате она оказалась в самом центре формирования новых стран и нового общественного строя – феодального. Восток же в это время продолжал свое обычное развитие.


Для восточных стран в эпоху средневековья характерно асинхронное развитие. Некоторое из них ушли далеко вперед и уже жили при феодальном строе, когда у многих еще продолжали существовать племенные союзы.
Переход к средневековым формам происходил в разных странах по-разному. Где-то он протекал спокойно, а в некоторых государствах был результатом серьезных политических потрясений.
Восточные цивилизации имели свои особенности и сильно отличались от европейских.

Для них было характерно следующее:
1. земля принадлежала государству;
2. в основе общества находилась сельская община;
3. крупные города играли роль религиозных и торговых центров.


Основу общества и государства в восточных странах составляла сельская община. Восток в Средние века, кратко говоря, имел схожую схему управления во многих странах. Крестьяне и ремесленники, входящие в общину, обрабатывали землю и производили продукт. Право на землю и ресурсы было только у государственного аппарата. Община отдавала излишки произведенного продукта в виде налогов государству. Чем выше ступень в государственном аппарате занимал человек, тем больше ресурсов и власти было в его руках.
В Средние века народы восточных стран не были замкнутыми, они активно вступали в торговые и политические взаимоотношения. При этом они делились техническими новинками, новыми способами производства и обработки земли.


Многие страны Востока тесно были связаны и с Европой. Это, в первую очередь, касается ее ближайших соседей – Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. В этих странах давно существовали греческие и римские колонии, оказавшие на них большое влияние. Позднее Крестовые походы и завоевание арабами Испании привели к взаимодействию культур двух миров.
С XVI века, в период географических открытий, связи восточных стран с европейскими стали более прочными.
Процесс перехода к средневековой форме сопровождался на Востоке исчезновением многих древних городов. Их упадок был связан, в первую очередь, с кризисом родоплеменного строя, центром которого они были.

Искусство народов Востока в Средние века развивалось на базе традиций, сфор­мировавшихся ещё в древнейших цивилизациях.

Альгамбра. XIV в. Фрагмент поэмы Ибн Музрука в Зале Двух сестёр

Влияние религий на культуру

Влияние ислама

Значительное влияние на культуру Востока оказал ислам.

Согласно мусульманским представлениям человек ни в коем случае не должен был даже пы­таться воспроизводить земную реальность, поскольку в этом случае он уподоблял свои произведения Божьим творениям, что было не­допустимо. Поэтому в мусульманском искусстве особая роль отводи­лась не изображению людей или животных, а работе с надписями из Корана, их художественным оформлением, изображению раз­личных священных символов. Орнаменталистика и каллиграфия заняли важнейшее место в искусстве арабских стран.

С другой сто­роны, согласно мусульманскому вероучению всё красивое должно быть целесообразным. Следуя этому принципу, мусульманские правители охотно использовали традиции и опыт покорённых на­родов, приспосабливая их под нужды мусульманской общины. Ар­хитектурное решение мусульманских мечетей, училищ-медресе, ма­взолеев во многом зависело от традиций, существовавших в зодче­стве того или иного региона.

Влияние буддизма

С проникновением в Японию европейцев широкое распростра­нение здесь получило замковое строительство, но, конечно, на базе традиционных элементов японской архитектуры. Строительство замков отвечало запросам военного сословия, позиции которого в существовавшей тогда системе сёгуната были очень сильны. Наи­более известным памятником японской замковой архитектуры яв­ляется возведённый в начале XVII в. замок Химэдзи, называемый также Замком Белой Цапли.

Живопись

Важное место в искусстве Японии занимает одноцветная пей­зажная графика, расцвет которой пришёлся на вторую половину XV столетия. Используя только различные оттенки чёрной туши, японские художники, среди которых особо известен Тоё Ода, смог­ли передать мир природы во всём его многообразии.

Японская средневековая живопись создала предпосылки для расцвета япон­ского изобразительного искусства в эпоху Нового времени.

Для средневековых культур Востока характерен традиционализм, консерватизм, авторитет прошлого, созерцательное, а не преобразовательное отношение человека к миру, неприятие европейской механистической картины мира. Восточные культуры, как правило, мыслили себя самодостаточными, ни с кем не соревнующимися, тысячелетиями ассимилирующими инокультурные вторжения (например, набеги кочевников). При этом на Востоке ценилась культура, образованность, книжность, занятия государственными делами: так, именно арабы в средневековье сохранили многие достижения Античности.

Период средневековья в культуре и искусстве Востока более продолжителен, чем в Европе и длится с IV по XVIII века.

Специфика художественной культуры средневекового Востока определяется религией (исламом, буддизмом, индуизмом, даосизмом и др.). Например, в IX – X вв. формируется иконоборческая позиция ислама: запрет на определенные категории изображений под страхом наказания в загробном мире, что определило бурное развитие орнаментов, обусловило выраженную декоративность арабо-мусульманского искусства. Однако данный запрет соблюдался не везде.

Искусство средневекового Востока имеет ярко выраженные региональные особенности: так, искусство Сирии, Ирака, Египта, Туниса, Алжира, Марокко представляет собой самобытные художественные феномены.

Наконец, в цивилизациях средневекового Востока доминирует образное мышление, в то время как на Западе преобладает мышление логическое, понятийное. Соответственно можно говорить о повышенной образности и символичности искусства Востока, не столь сильно тяготевшего к рациональному началу, как искусство Европы.

1. Ключевые проблемы и вопросы, которые решались в искусстве средневековых цивилизаций Востока можно обозначить следующим образом:

· если человек воспринимается не как венец творения, а как органическая часть природного и религиозно-мифологического мира, каким образом эти идеи можно адекватно воплотить в произведениях искусства?

· Как новшества и открытия (порой намного более ранние, чем в Европе, как, например, изобретение фарфора) гармонично соседствуют с тысячелетними традициями в сфере художественной культуры?

· Как религиозные нормы и предписания, ритуалы, церемонии, этикет влияют на стратегии поведения художников и в какой степени обуславливают содержание художественных произведений?

I. Образ эпохи: знаковый памятник

2.

3.

4.

5.

6.

Перед вами традиционная средневековая японская скульптура защитника веры и стража гробниц (период Камакура, 1185-1333 гг.). Монументальные статуи изображают защитников буддизма и буддистов в облике мифологических воинов, охраняющих святыни и уничтожающих врагов веры.

1 Период Камакура в истории Японии связан c утверждением нового социального уклада связанного с господством феодального сословия буси (самураев). В обществе утверждаются новые ценности, основанные на представлениях самураев о своей роли в обществе. Рассмотрите скульптурное изображение стража – защитника веры (стр.130) и попробуйте назвать те идеалы, которые воплощает этот образ. Поясните, что в скульптуре помогло вам это понять.

Период Камакура — это смена родовой аристократии военно-поместным дворянством. С тех пор сложился Сегунат, появились особые отношения (господин-вассал) и, как следствие, появление феодального кодекса чести и морали (бусидо). Он не только обязывал вассала охранять жизнь и имущество своего господина, но также воспитывал в нем дух мужества, стойкости, верности своему господину, презрения к смерти.

Также в период Камакура скульптура и живопись стали развиваться из только религиозного в направлении к человеку и миру его чувств. Скульптура защитника веры и стража гробниц олицетворяет все вышеизложенное. В пластике лица отражены бесстрашие и отвага, вся фигура стража отражает готовность к борьбе с врагом, лицо искажено гневом и нетерпимостью.

2. Опишите облик защитника веры. Какие его характерные черты выделены в скульптуре? Какие художественные средства использованы, чтобы добиться нужного впечатления у зрителя? Ответ аргументируйте.

Изображения Быдды статичны, мало эмоциональны. Фигура стража полна человеческих эмоций (гнев, ярость). Против статичных статуй эта полна движения и активности. Пластика лица (несмотря на маску) очень живая и близка к человеческим эмоциям. Реалистичность облика стража показывает значимость военного в обществе.

3. Сравните скульптуру защитника веры с произведениями, созданными в предшествующий период (эпоха Хэйан, 794-1185 гг.). В чем разница? Поясните свое мнение. Подберите несколько прилагательных, которые, с вашей точки зрения, точнее всего выражают особенности культуры этого периода.

Буддийская скульптура статична, изображения Будды всегда в нескольких позах (хоть стоящие, хоть сидящие). В них чувствуется холодность, отстраненность от внешнего мира, совершенно другая скульптура стража. Он живой, полон живых эмоций. Эта направленность от чисто религиозной иконографики к реализму и отличает скульптуры.


II. Творческий конструктор

1. Рассмотрите на стр. 132 изображения предметов декоративно-прикладного искусства, созданные в эпоху средневековья в разных странах Востока. Попробуйте найти общее в художественной стилистике произведений. Зафиксируйте свои наблюдения.



Общее — вязь, связь каллиграфии и орнамента, пластичность изображения.

2. Формирование культуры средневекового Востока во многом определялось исламом (араб. – покорность, предание себя [Богу]) – религиозным учением, возникшим в VII веке. В своих проповедях пророк Мухаммед призывал к вере в единого Бога, говорил о братстве верующих и соблюдении простых норм морали, осуждал ростовщичество и неравенство, что способствовало быстрому распространению новой религии. После завоевания мусульманами Мекки в 630 г., ислам стал общеарабской религией (Мекка – центр ислама) и распространился в странах Передней и Средней Азии, Северной Африки, части Индии и Закавказья, на Балканах.

Прочтите несколько фрагментов священных текстов мусульман, попробуйте определить основные запреты и найти им объяснения.

В Коране нет прямого запрета на изображение живых существ, но это не одобряется, порицается Ибн Аббасом и др., т. к. не имеет смысла состязаться в творчестве с Создателем.

Изображение животных могут быть восприняты как изображения идолов, что осуждается.

Изображение живых существ порицается и потому, что художник не может дать им душу.

19. 3. Как вы считаете, какие религиозные запреты обусловили художественные особенности искусства арабо-мусульманского мира? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения (нарисуйте или вклейте изображение в рамку).

Распространена миниатюра и орнамент, высокое искусство каллиграфии (связь слова с Создателем).

Рассмотрите изображения образцов арабского письма и попробуйте определить их виды, соответственно пронумеровав иллюстрации.

____рики_____ ______3_сульс____ __4 тауки_____

5. Искусство средневекового Востока невозможно представить без орнамента. Орнамент (от лат. ornamentum – украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

Попробуйте придумать и нарисовать орнаменты разного типа, которые могли бы украсить арабские книги или стать частью фресок.



Геометрический орнамент Растительный орнамент


Зооморфный орнамент Антропоморфный орнамент

20.





Какие характерные конструктивные и стилевые особенности мечети вы заметили? Какое впечатление произвела на вас постройка? Ответ поясните.

В центре большой купол — олицетворение неба и взымающиеся ввысь минареты. Нежный голубой цвет подчеркивает религиозность постройки. Расписанное внутреннее убранство мечети гармонично сочетается с внешним обликом.

8. В культовой архитектуре, которая всегда выражает идеи и понятия, присущие определенному типу религиозного миропонимания, ислам выработал систему эстетических категорий, призванных подчеркнуть величие этой религии. Большое значение имеют понятия-символы: джамал – совершенная, божественная красота, воплощается в куполе мечети (если таковой имелся); джалал – божественное величие, возвышенное начало бытия, которое олицетворялось в минаретах; сыфат – божественное имя, божественное слово – выражали надписи на стенах мечети и в нише внутри помещения, предназначенной для молитвы имама. Как вы думаете, почему именно с этими архитектурными элементами ислам связывал олицетворение понятий-символов? Ответ аргументируйте.

Центр мечети — постройка с большим куполом как символ Создателя, тонкие высокие башни-минареты подчеркиваю значимость совершенной красоты и указывают на стремление человека к небу и Создателю. Слово очень важно в культуре исламе, т. к. Коран — это собрание откровений. Логично, что мечеть нужно украшать только словами Корана, подчеркивая его значимость. Но, человек — творение всегда стремящееся к прекрасному, поэтому слова пишутся вязью.

9. Наряду с культовыми сооружениями арабы строили здания светского назначения. Особой красотой отличались архитектурные дворцовые комплексы, возведенные для правителей Арабского халифата в Сирийской пустыне, Иордании, Ираке, сильно поврежденные и плохо сохранившиеся в настоящее время. Прекрасным образцом мавританского стиля в архитектуре является дворцовый комплекс Альгамбра (г. Гранада, Южная Испания), возведенный по приказу мусульманских правителей, завоевавших Испанию и сделавших Гранаду столицей (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). Рассмотрите изображения (стр. 139) и попробуйте сформулировать характерные конструктивные и стилевые особенности Альгамбры.

34.








10. Во второй половине XIX в архитектуре Европы получил распространение мавританский стиль, использовавший стилистику и декор построек периода Арабского халифата. В Санкт-Петербурге для представителей богатого и знатного рода князей Юсуповых был возведен дворец, в котором переплелись разные архитектурные стили (наб. р. Мойки, 94). Рассмотрите интерьер Мавританской гостиной дворца – дань увлечения востоком. Попробуйте определить характерные детали этого стиля, назвать элементы декора, которые роднят его с постройками Альгамбры.

57.



11. В древнеримской и византийской архитектуре важным элементом декора были мозаичные украшения. Использовали мозаики в культовых и светских постройках и архитекторы средневекового Востока. Рассмотрите изображения мозаик и попробуйте определить, какие из них римские (1), византийские (2) и восточные (3), отметив иллюстрацию соответствующей цифрой. Поясните, какие особенности помогли вам это определить.



С петухами — римская, римская символика (петух, стол с ветвью и пр.), византийская с библейским сюжетом — Моисей снимает обувь перед горящим терновым кустом, остальные геометрического орнамента без изображения животных и людей — арабские.

Когда уходите на пять минут Не забывайте оставлять тепло в ладонях В ладонях тех, которые вас ждут, В ладонях тех, которые вас помнят. Не забывайте заглянуть в глаза, С улыбкой робкой и покорною надеждой. Они в пути заменят образа Святых, даже неведомых вам прежде. Когда уходите на пять минут Не закрывайте за собою двери- Оставьте это тем, которые поймут, Которые сумеют в вас поверить. Когда уходите на пять минут, Не опоздайте вовремя вернуться, Чтобы ладони тех, которые вас ждут, За это время не успели разомкнуться. Кто понял жизнь, тот больше не спешит, Смакует каждый миг и наблюдает, Как спит ребенок, молится старик, Как дождь идет и как снежинки тают. В обыкновенном видит красоту, В запутанном простейшее решенье, Он знает, как осуществить мечту, Он любит жизнь и верит в воскресенье, Он понял то, что счастье не в деньгах, И их количество от горя не спасет, Но кто живет с синицею в руках, Свою жар-птицу точно не найдет Кто понял жизнь, тот понял суть вещей, Что совершенней жизни только смерть, Что знать, не удивляясь, пострашней, Чем что-нибудь не знать и не уметь.
Вот снова день исчез, как ветра легкий стон, Из нашей жизни, друг, навеки выпал он. Но я, покуда жив, тревожиться не стану О дне, что отошел, и дне, что не рожден. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало, Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

76. 13. В художественной культуре стран Арабского Востока особой утонченностью и изысканностью отличалась керамика. Рассмотрите изображения сосудов и попробуйте определить, что у них общего и в чем художественные различия?

К началу VIII в. могущественный Арабский халифат объединил под своей властью огромные территории. Его владения простирались от Северо-Западной Африки и Испании до современной Киргизии и Индии. Многочисленные народы, жившие на этих землях, отличались друг от друга и уровнем общественного развития, и языком, и культурными традициями. Художественная культура их также была различна. Сирийские ткани не спутаешь с египетскими, а керамику Ирака — с изделиями турецких мастеров.

Распространение ислама, запрещавшего изображать людей и животных, наложило определенный отпечаток на развитие средневековой художественной культуры Ближнего Востока. Расцветает искусство орнамента, а скульптура и живопись почти затухают.

Ведущую роль в создании художественной культуры Арабского халифата играли Сирия и Ирак — страны с древними традициями в искусстве. С самого начала существования халифата во всех городах и даже в самых маленьких селениях Ближнего Востока строились здания для ежедневной молитвы — мечети. Здесь сложился тип так называемой дворовой, или колонной, мечети с обширным прямоугольным двором, обнесенным надежными, нередко даже крепостными стенами. Молитвенный зал находился в глубине, и его перекрытия покоились на колоннах или столбах. Внутри мечети отделывались цветным камнем, керамическими изразцами, орнаментом, вырезанным на каменных панелях или штукке — особой облицовочной штукатурке. После полировки штукк приобретал вид мрамора. Особенно богато отделывался михраб — ниша, указывавшая молящимся направление на Мекку.

Соборная мечеть Валида I в Дамаске — одно из знаменитейших сооружений VIII в.— должна была, по замыслу халифа, своим великолепием затмить все другие здания. И действительно, великолепные мозаики мечети вошли в сокровищницу мирового искусства.

Развивается и светская архитектура. Среди множества сооружений выделяются загородные замки — резиденции омейядских халифов, построенные в Сирийской пустыне. До нас дошли настенные росписи одной из таких резиденций — Кусейр-Амры. Сюжеты их разнообразны: здесь и купающиеся женщины, и единоборство атлетов, и сцены охоты. Центральное место занимает изображение халифа, сидящего на троне и окруженного покоренными иноземными царями.

В 836 г. на Тигре, к северу от Багдада, возникли первые постройки новой резиденции аббасидских халифов — Самарры. Вскоре она превратилась в большой цветущий город, но уже через несколько десятилетий была покинута. При раскопках здесь обнаружены руины дворцов халифа, жилых домов и соборной дворовой мечети с минаретом. На стенах — остатки росписей и орнамента.

Дальнейшее развитие живописи на Ближнем Востоке представлено книжными иллюстрациями — миниатюрами арабо-месопотамской школы XII—XIII вв. Сюжетом миниатюр служили эпизоды макам — новелл. Особенно широкую известность получили миниатюры макамам арабского писателя аль-Харири (1054—1122) , рассказывающие о приключениях некоего Абу Зейда, объездившего весь свет и попадавшего в самые различные переделки. Рисунки изображают торжественный прием у халифа, суд и наказание преступника, проповедь в мечети, сцены на рынке, праздничную процессию, отдых каравана в пути и т. п. Несмотря на условную композицию, нарушение пропорций и отсутствие перспективы, эти и другие миниатюры поражают выразительностью не только отдельных деталей, но и характеристик различных персонажей.

Средневековая керамика Сирии и Ирака необычайно разнообразна. Наивысшее достижение ее— люстровая керамика. Она изготовлялась особым способом: на глазурованную поверхность, наносили краску специального состава, которая после обжига приобретала характерный металлический отблеск.

Среди изделий из металла выделяются бронзовые сосуды и курильницы в форме птиц — орла, фазана, утки и т. п. (VIII—X вв.) . Для последующих веков, особенно XIII—XV, характерны изделия с тонкими кружевными чеканными и гравированными узорами.

XII — XIV века — время расцвета стеклоделия. Главными центрами его были Алеппо и Дамаск; их изделия шли не только в страны Востока, но и в Европу. Стеклянные кубки, чаши, бутыли расписывались аллегорическими и жанровыми сценами, традиционным орнаментом из ветвей и листьев, декоративными надписями.

Немало шедевров оставило нам и средневековое искусство Египта. Самый ранний из дошедших до нас памятников средневековой архитектуры Египта — мечеть Амра в Фустате (Каир) . Это — классический пример дворовой мечети. Плоское перекрытие молитвенного зала покоилось на полукруглых арках, опиравшихся на невысокие стройные колонны.

В XI в. необычайно разросся и достиг пышного расцвета Каир, ставший с конца X в. столицей Египта. Современники восторженно описывали его базары, караван-сараи, мечети, многоэтажные жилые дома. И над всеми этими зданиями возвышался дворец халифов, обнесенный мощной крепостной стеной. Каменная крепостная стена с монументальными башнями и воротами, украшенными резьбой, окружала также весь город.

Новым в архитектуре X—XV вв. было создание больших архитектурных комплексов и ансамблей. Так, мечеть-мавзолей султана Хасана в Каире (1356— 1363) , которая считается одной из вершин средневекового египетского зодчества, включает усыпальницу султана, собственно мечеть, четыре медресе (духовные школы) и четыре минарета, из которых сохранились лишь два. Мозаичные полы здания выложены различными породами камня, стены украшены резным мрамором и алебастровым фризом с декоративными надписями на фоне переплетающихся растений. Бронзовые двери главного входа и усыпальницы султана отделаны резьбой, чеканкой, инкрустированы золотом и серебром.

Открытые в последнее время фрагменты стенных росписей и миниатюрной живописи, так же как и изображения на предметах обихода (резное дерево, керамика) , говорят о том, что в X—XII вв. в Египте существовала самостоятельная живописная школа.

Среди многочисленных отраслей египетского художественного ремесла особенно славились льняные и шелковые ткани, золотисто-желтые, с пурпуром и небольшими вкраплениями глубокого синего цвета.

Египетские изделия из металла и стекла очень схожи с сирийскими и иракскими. Но египетскую керамику XI—XII вв. от любой другой отличал рисунок: на белом фоне широкими мазками темно-синего цвета наносились обобщенные изображения птиц и зверей.

Своеобразными чертами отличается средневековое искусство Малой Азии. В середине XI в. малоазийские провинции Византии были завоеваны тюрками-сельджуками, которые создали здесь несколько феодальных мусульманских княжеств. Самым значительным из них был Румский султанат (современная Турция) со столицей Конья.

Сельджукское искусство Малой Азии тесно связано и с искусством Византии, и с искусством Сирии, Закавказья, Ирана. Творчески перерабатывая эти подчас разнородные элементы, малоазийские зодчие и мастера прикладного искусства создали к середине XIII в. целостное, яркое и своеобразное искусство. В архитектуре появились новые типы сооружений: зодчие объединили мечеть и медресе в одном здании. Выделялись стройные башни минаретов с высоким шатровым верхом и входные порталы, украшенные орнаментальной резьбой по камню. Особенно замысловатым орнаментом и виртуозностью исполнения отличались порталы Большой мечети в Дивриге (1228) и Индже-минар в Конье (1251 — 1252) .

При отделке зданий мастера-камнерезы смело вводили в композицию орнамента изображения фантастических животных, львов, орлов и даже человеческие фигуры. Широко применялись изразцы темно-синего цвета, особенно для внутреннего убранства и облицовки куполов.

К концу XIV в. образовалась обширная Османская империя, и в искусстве Малой Азии начался новый период.

Архитектура османской Турции, в которой были продолжены и развиты основные традиции малоазийского зодчества XIII—XIV вв., тяготеет к монументальности. Наиболее ярко эта тенденция выразилась в творчестве прославленных зодчих XVI в. — Хайр ад-дина, Мехмед-аги и хаджи-Синана.

Из творческого наследия хаджи-Синана особенно замечательны мечеть Сулей-мание в Стамбуле и мечеть Селимие в Адрианополе. Обе они по смелости замысла, совершенству композиции и конструктивного решения не уступают прославленному константинопольскому храму св. Софии. По углам зданий возвышаются четыре стройных минарета. Внутри мечети отделаны мрамором, порфиром, многоцветными изразцами. На окнах — цветные витражи.


Турция. Мечеть Сулей-мание в Стамбуле

мечеть Селимие в Адрианополе

Храм св. Софии

Для светской архитектуры этого времени характерны павильоны-дворцы в садах — кешки. Простые и строгие по внешнему облику, эти здания внутри были богато украшены многоцветными изразцовыми плитами с изображениями кипарисов, тюльпанов, нарциссов и каллиграфическими декоративными надписями.

Турция XVI—XVIII вв. славилась керамикой, тканями, изделиями из металла. Своеобразным мотивом турецкой керамики было стилизованное, но очень выразительное и динамичное изображение лодки с косым парусом. Для турецких тканей типичны очень крупные изображения цветка тюльпана или гвоздики. Излюбленная расцветка тканей— красные тона с золотом и серебром. Турецкие чеканщики и граверы украшали изделия из металла сценами борьбы животных, каллиграфическими надписями с цитатами из Корана и традиционными благопожеланиями.

Богатые художественные традиции к началу средневековья выработали и народы Ирана. Большого расцвета иранское искусство достигло при Сасанидах в III—VII вв.

Завоевание Ирана арабами, враждебное отношение мусульманских богословов к изобразительному искусству тормозили развитие живописи и особенно скульптуры. Но сложившиеся в Иране художественные традиции оказались сильнее этого влияния, и в средние века художественная культура Ирана сохраняла свою самобытность.

Архитекторами X—XI вв. была создана так называемая мечеть с четырьмя айванами, т. е. с четырьмя обширными сводчатыми залами, расположенными по сторонам прямоугольного двора. Эти залы — айваны — открывались во двор входными арками. Вплоть до XIX в. по этому плану строились мечети и здания духовных училищ — медресе. Наиболее ранние дошедшие до нас мечети этого типа — мечеть Хайдерийе в Казвине и мечеть в Ардистане (XI—XII вв.).

Впоследствии основным элементом здания в иранской архитектуре становится монументальный портал. Все увеличиваясь в размерах, он заслоняет собой остальные части здания, отчего сооружение становится плоскостным, рассчитанным на обозрение лишь с одной стороны. Пышная орнаментальная отделка подчеркивает главную роль портала в архитектурной композиции.

В отделке здания применялась и фигурная кладка кирпича, и резьба и роспись по ганчу (род алебастровой штукатурки) , и многоцветные изразцовые облицовки, и мозаика, особенно распространенные в XIV—XV вв.

Керамические изделия иранских ремесленников прославились на весь мир. Особенно интересны сосуды керамистов Рея и Кашана с многоцветными изображениями человеческих фигур и жанровых сцен.

На ярких поливных изразцах, применявшихся для отделки зданий, часто встречаются сцены из эпоса. Наивысшее достижение иранской художественной керамики — расписные люстровые сосуды и изразцы.

Металлические изделия Ирана покрывались тонким кружевом чеканного или гравированного орнамента, лентами надписей с благопожеланиями, которые иногда сочетались с изображениями людей и жанровыми сценами. Широко распространена была инкрустация серебром или красной медью по бронзе.

Парчовые и шелковые ткани, особенно в XVI—XVII вв., наряду с богатым орнаментом украшались изображениями на сюжеты из литературных произведений.

Иранские ковры, издавна славившиеся во всем мире, неповторимы по богатству и разнообразию узора, сочному насыщенному цвету. В их колорите преобладают красные тона.

В XVIII—XIX вв. развитие художественной культуры в странах Ближнего и Среднего Востока замирает. Это объясняется общим упадком феодализма и усилением зависимости этих стран от стран Европы. В архитектуре и прикладном искусстве в основном копируются образцы, созданные в предшествующие века. Но богатое наследие мастеров средневековья до сих пор поражает богатством фантазии, изяществом и яркими радостными красками.

Читайте также: