Типизация общественных явлений в романах и с тургенева кратко

Обновлено: 02.07.2024

Из всего этого проистекает и соответствующий тип психологизма, который И.С. Тургенев называл тайным. Тайным его можно считать по двум причинам. Во-первых, потому, что он обнаруживается не только в прямом монологе или настроении, а косвенно – в действии, поступке, движении, позе, реплике, жесте и т. п. Во-вторых, потому, что демонстрирует и обнажает нравственно высокие чувства, мысли, порывы. По той же причине он и используется, как правило, при изображении главных героев, участников микросреды, чьи характеры таят в себе богатые умственные, эмоциональные и нравственные возможности.

А все это вместе, как и многие другие особенности романов И.С. Тургенева, позволяли видеть в нем большого художника-романиста, интересного не только русским, но и зарубежным читателям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Своеобразие реализма Гоголя.

Национальное своеобразие русского романтизма

Национальное своеобразие русского романтизма Мне уже приходилось обращать ваше внимание на то, что любая национальная литература идет своим самостоятельным путем, хотя и подчиняется общим законам развития поэтического искусства.В свое время существовало мнение, что

О нашем нигилизме. По поводу романа Тургенева

О нашем нигилизме. По поводу романа Тургенева <…><О философии Базарова и его характере:> Отрицание для отрицания, вот вся ее тайна; ничего в начале и ничего в конце; вот вся ее сила.<…> Его научные исследования – фраза; его заботы об общественных язвах – фраза; его

1. Типологическое своеобразие дневника

1. Типологическое своеобразие дневника Все дневники делятся на несколько больших групп в зависимости от того, что? в них является объектом изображения. Такая постановка проблемы может вызвать скорый и на первый взгляд единственный ответ: события дня. Однако дневниковеды

ГЛАВА V. НРАВООПИСАТЕЛЬНЫЙ РОМАН. ЖАНР РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ РОМАНТИКОВ 30–х ГОДОВ (Г. М. Фридлендер)

ГЛАВА V. НРАВООПИСАТЕЛЬНЫЙ РОМАН. ЖАНР РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ РОМАНТИКОВ 30–х ГОДОВ (Г. М. Фридлендер) 1Широкая популярность исторической тематики в русском романе на рубеже 20–х и 30–х годов была связана, в конечном счете, со стремлением исторически осмыслить современность.

НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО РОМАНА

НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО РОМАНА 1Стремление осмыслить национальное своеобразие русского романа XIX века нередко приводило и приводит до сих пор многих буржуазных историков литературы к механическому противопоставлению русского романа

Формирование романа в творчестве А.С. Пушкина

Своеобразие русского классицизма

Своеобразие русского классицизма Русский классицизм возник в сходных исторических условиях – его предпосылкой было укрепление самодержавной государственности и национальное самоопределение России начиная с эпохи Петра I. Европеизм идеологии Петровских реформ

Жанровые модели романа-путешествия и романа-воспитания чувств в творчестве Ф. А. Эмина

Жанровые модели романа-путешествия и романа-воспитания чувств в творчестве Ф. А. Эмина Первым оригинальным русским романистом нового времени считается Федор Александрович Эмин (1735-1770). Это фигура в русской литературе совершенно необыкновенная, и даже можно сказать,

Своеобразие русского сентиментализма

Своеобразие русского сентиментализма Русский сентиментализм возник на национальной почве, но в большом европейском контексте. Традиционно хронологические границы рождения, формирования и развития этого явления в России определяют 1760-1810 гг.Уже начиная с 1760-х гг. в

Тургенев ненавидел крепостное право, не переносил порабощение крестьян жестокими помещиками, во всех своих произведениях протестовал против существующего правления власти, ненавидел всё,что было связано с рабским существованием народа-народа мудрого, талантливого, трудолюбивого. В том и числе и свою родную мать, которую изобразил в образе барыни-самодурки в рассказе "Муму".
Но! Он НИКОГДА И нив одном своём произведении не призывал народ к террору, к революционному восстанию, кровавым бунтам: он хотел изменения строя в России ТОЛЬКО ПУТЁМ РЕФОРМ, ИЗМЕНЕИЙ законов, отмены крепостного права только изменением в законодательстве и реформировании общества для раскрепощения народа.
Когда Некрасов, напечатав в своём журнале роман в "Отцы и дети",назвал там Базарова революционером, призывающим "сначала место очистить а потом всё наново строить",Тургенев негодовал, произошла большая ссора с Некрасовым, которого Тургенев заставил написать опровержение. После чего их дружба прекратилась.
Из этого видно, что Тургенев был скорее писателем-демократом, но реформатором, а не революционером.
Ответ краткий, но точный и понятный

Тургенев считал себя либералом-постепеновцем, сторонником медленных политических и экономических реформ, приближающих Россию к передовым странам Запада. Однако на протяжении всего творческого пути он питал симпатию к революционерам-демократам. Неизменное преклонение вызывали у него "сознательно-героические натуры", цельность их характера, отсутствие противоречий между словом и делом, волевой темперамент окрыленных идеей борцов. Он восхищался их героическими порывами, но в то же время полагал, что они слишком торопят историю, страдают максимализмом и нетерпением. А потому он считал их деятельность трагически обреченной: это верные и доблестные рыцари революционной идеи, но история своим неумолимым ходом превращает их в "рыцарей на час".
В 1859 году Тургенев написал статью под названием "Гамлет и Дон Кихот", которая является ключом к пониманию всех тургеневских героев. Характеризуя тип Гамлета, Тургенев думает о "лишних людях", дворянских героях, под Дон Кихотами же он подразумевает новое поколение общественных деятелей - революционеров-демократов. Либерал с демократическими симпатиями, Тургенев хочет быть арбитром в споре этих двух общественных сил. Он видит сильные и слабые стороны и в Гамлетах и в Дон Кихотах. В эпоху смены поколений общественных деятелей, в эпоху вытеснения дворян разночинцами Тургенев мечтает о возможности союза всех антикрепостнических сил, о единстве либералов с революционерами-демократами. Ему бы хотелось видеть в дворянах-гамлетах больше смелости и решительности, а в демократах-донкихотах - трезвости и самоанализа. В статье сквозит мечта Тургенева о герое, снимающем в своем характере крайности гамлетизма и донкихотства.
Получалось, что Тургенев-писатель постоянно стремился встать над схваткой, примирить враждующие партии, обуздать противоположности. Он отталкивался от любых завершенных и самодовольных систем. "Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не дается, которые хотят ее за хвост поймать. Система - хвост правды, но правда, как ящерица: оставит хвост, а сама убежит".
В тургеневском призыве к терпимости, в тургеневском стремлении "снять" противоречия и крайности непримиримых общественных течений 60-70-х годов проявилась обоснованная тревога за судьбы грядущей русской демократии и отечественной культуры. Тургенева тревожила беспочвенность, пугала безоглядность некоторых прогрессивных слоев русской интеллигенции, готовых рабски следовать за каждой новомодной мыслью, легкомысленно отворачиваясь от нажитого исторического опыта, от вековых традиций. "И отрицаем-то мы не так, как свободный человек, разящий шпагой, - писал он в романе "Дым",- а как лакей, лупящий кулаком, да еще, пожалуй, и лупит-то он по господскому приказу". Эту холопскую готовность русской общественности не уважать своих традиций, легко отказываться от предмета вчерашнего поклонения Тургенев заклеймил меткой фразой: "Новый барин народился, старого долой!. . В ухо Якова, в ноги Сидору".
"В России, в стране всяческого, революционного и религиозного, максимализма, стране самосожжений, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единственный, после Пушкина, гений меры и, следовательно, гений культуры, - говорил в 1909 году русский писатель и философ Д. С. Мережковский. - В этом смысле Тургенев, в противоположность великим созидателям и разрушителям, Л. Толстому и Достоевскому, - наш единственный охранитель. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Действие романа Отцы и дети происходит в 1859 году, накануне отмены в России крепостного права. Одна из главных идей романа - примирение всех сословий и всех поколений. Тургенев считает, что Россия может стать счастливой лишь в этом случае, иначе начнутся бесконечные конфликты.

Тургенев стремится показать изменения в обществе на примере образа главного героя - Евгения Васильевича Базарова. Он - студент-медик, учится на хирурга. Режет лягушек, готовясь резать живых людей. Профессия врача автоматически ставит его выше других людей: он не витает в облаках, не предается философии, а занимается строго практическим делом. По сути, это типичный герой своего времени - времени, когда происходят сдвиги в людском сознании. Базаров - нигилист (он не верит ни во что). Это вызвано тем, что старые ценности, которыми жило поколение их отцов, уже потеряли актуальность. А новые еще не успели появиться. Таким образом, возникло поколение, которое способно было лишь разрушать прежние принципы, не создавая ничего взамен. Тургенев показывает, что идеи нигилистов могут разрушиться под влиянием сильных эмоций. Базаров влюбляется в Анну Одинцову, хотя сам презирает себя за это. В итоге Базаров умирает едва ли не из-за любви: думая об Одинцовой во время операции, он порезал руку и заразился. Но на самом деле, умирает он из-за своей ненадобности: он, как и прочие нигилисты, не нужен России. Базаров - сверхчеловек, который в итоге становится лишним.

Споры Базарова с братьями Кирсановыми, конфликт героев 1830-х и 1850-х годов. Здесь мы можем видеть отсылку к Герою нашего времени: Павел Петрович Кирсанов - это своего рода выживший, постаревший Печорин, идеалы которого никому не интересны в новую эпоху. У них не может быть примирения с Базаровым, однако так и не понятно, кто победит в этом споре. Но Базаров становится романтическим героем, участвует в дуэли с Кирсановым. Выходит, где-то глубоко в нем все же живет романтическая культура прошлого поколения, которая дает о себе знать.

Другой герой романа - Аркадий Кирсанов, друг Базарова. Он считает себя его последователем и также нигилистом, однако в Аркадии нигилизм напускной. Выясняется, что им не по пути. Аркадий не готов умереть во имя отрицаний и идеалов, он человек либеральный. Ему хочется простого личного счастья, которое он получает в романе с Катенькой Локтевой.

Женщина-нигилистка Анна Одинцова - персона неординарная. Она похожа на Базарова - эгоистка, она тоже считает себя выше других. Но она не любит его, хоть и заинтересована интересным человеком. Цель ее жизни - сохранить собственное душевное спокойствие, а Базаров может ее потревожить. А Одинцова привыкла жить так, как нравится только ей. Ни один из них не готов идти на уступки, поэтому и речи быть не может о союзе.

Главная идея романа состоит в том, что невозможно жить во всеобщей вражде. Необходимо вырабатывать новую, удобную идеологию, иначе людей ждет лишь смерть.

В этом произведении писатель показывает деятельность героев современности, людей сильной воли, в которых нуждалась страна накануне назревавших социально-политических преобразований. В соответствии с истинным ходом истории Тургенев проницательно находит наиболее последовательное воплощение героических действенных сил эпохи в развитии демократического движения, с которым связаны главные персонажи романа — разночинец Инсаров и Елена Стахова. Образ болгарина Инсарова был близок передовому русскому обществу своим героическим самопожертвованием в борьбе славянских народов, восставших против турецкого ига. В то же время заложенная в романе Тургенева идея служения делу освобождения народа проецировалась на русскую действительность. Автор создал образ героя-разночинца как центральной фигуры эпохи — великая историческая заслуга писателя в развитии русской литературы. Тургенев призывал к единству. Именно от Тургенева идет тип нового человека — революционера, устремленного к конкретно-историческому делу своего времени.

зеленый Романы Тургенева характеризуют особый тип времени и пространства,в рамках которого заключаются события произведения. Как правило это два три летних месяца, время расцвета природа и чувств человека. Тургенев во всех романах следует принципу проведения параллели жизни человека и природы. В основе сюжета – рассказ об испытаниях героев любовью: способность героев к глубокому чувству-важная черта характеристики персонажа романа. Не случайно ключевые в смысловом отношении эпизоды происходят на открытом воздухе : в саду(Лиза и Лаврецкий), около пруда (Наталья и Рудин), у открытого в сад окна Одинцова и Базаров), в роще (Марианна и Нежданов). Символическая роль отводится и ко времени суток. Как правило это вечер или ночь, когда чувства человека особенно обостряются и момент духовного единения или разлада мотивирован более глубоко. В этих сюжетных узлах повествования отчетливо проявляется мысль Тургенева о человеке как части природы и об активной роди в ее формировании духовного начала личности. Особенности хронотопа определяют и композицию образов, способы их психологической характеристики. Тургенева интересует сам процесс переживания, он не наделяет героев склонностью анализировать, предоставляя читателю право судить самому о масштабе чувств которые испытывает герой. Эмоциональная рефлексия таит в себе большее чем анализ произошедшего.

Для поэтики романа Тургенева характерно обращение к приему постепенного, концентрического раскрытия характеров. Действительность его проявляется в главе , посвященной описанию визита Базарова и Аркадия к Кукушкиной. Автор ведет читателя по улице губернского города постепенно приближаясь к дому героини. Фиксирует детали проникнутые авторской иронией.

Пейзаж в произведениях Тугенева не просто описание природа. Это ключ к характеристике персонажа. картинность пейзажа. Важным оказывается то что схватывается первым не требующим упорядоченности последовательно названных явлений. Такой пейзаж строится на простых мотивах: света и звука. Пейзаж –средство психологической характеристики героев. Например: функция пейзажа-настроения в Дворянское гнездо.

Организация Тургеневым повествования не во временном (что характеризует классическую фору литературы) а в пространственном измерении, присущем живописи. Особую роль играют в романах – явление синестезии- передача в словесном образе зрительных и слуховых впечатлений. С начала 70х пейзаж Тургенева претерпевает эволюцию приобретая черты импрессионистического. Пейзаж настроение – важнейшая форма выражения чувств в романе Новь.

В основе практически всех романов Тургенева лежит любовная интрига. Испытание любовью определяет развитие действия в них: события характеризуют переживания персонажей.

Другим важным отличием композиционной структуры романов является симметрия в расстановке действующих лиц. Тургенева неоднократно упрекали в том что этот принцип создания образов архаичен, ориентирован на традиции французской классической комедии но именно в этой архаике и проявляется глубинный смысл его приема. Симметрия заключает в себе скрытое сравнение, сопоставление, которое подразумевает активность читательской позиции.(Так в отцах и детях система образов составляет пары: Базаров-Одинцова, Аркадий-Катя, Николай Петрович- Фенечка, Павел Петрович –княгиня Р.)

Конфликт поколений дается Тургеневым как противостояние Николая Петровича Кирсанова и Аркадия, Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Спор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович - семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он - отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше. Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Во имя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость. Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.

Павел Петрович, напротив, высокомерен и горд. Базаров тоже не уступает Кирсанову - он также сильная личность. Оба героя способны подчинять себе других, но сами при этом не попадают под чужое влияние. В чем-то схожи и их биографии: у каждого в жизни была неразделенная, несчастливая любовь. Оба они одиноки, у них нет наследников. Оба героя не умеют слышать других.

Базаров критически относятся к старшему поколению и многое отрицает в нем не потому, что оно старо по возрасту, а потому, что оно старо по духу, по своим жизненным принципам и мировоззрению.

Герои ведут полемику, которая начинается легкими перепалками, затем перерастает в спор, а затем противостояние героев приводит их к барьеру. Очень часто участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная нетерпимость, раздражение. Поэтому они не могут справедливо оценить своего оппонента, понять его точку зрения.

Женские образы в романе "Отцы и дети": смысловая и художественная значимость.

Женские образы в романе "Отцы и дети" выполняют разные функции. Евдоксия Кукшина с первого взгляда не может вызвать ничего, кроме антипатии. Во-первых, она небрежно одета, неопрятна, с растрепанными волосами. Во-вторых, она ведет себя вызывающе. Кажется, что она ничего не знает о приличиях. Но больше всего возмущает ее желание казаться продвинутой и передовой. Она делает вид, что сведуща во всех областях современной науки и философии. На самом же деле ее знания поверхностны. Базаров видит это сразу. Ее друг Ситников также жалок, как и она. Эти два героя - псевдонигилисты. Тургенев привлекает образ Кукшиной, чтобы снизить уровень восприятия нигилизма как направления. Если таковы его представители, то далеко ли они пойдут? Даже сам Базаров начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Люди, подобные Кукшиной и Ситникову, могут подорвать авторитет любого учения. Как же мощно контрастирует образ вездесущей, лепечущей чепуху Кукшиной с благородной фигурой Одинцовой.

С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе "Отцы и дети" по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, королевской осанкой. Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах умные мысли, ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными. Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии и женской души. В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: "Бог знает, к чему это могло привести". Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств. И Базаров, в свою очередь, испугался чувств.

Идилия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего "Енюшу", всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.

Женские образы в романе "Отцы и дети" противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.

Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя - это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.

Автор привлекает несколько героинь, для того чтобы выразить свою оценку. Например, Кукшина показывает, как Тургенев относился к нигилизму. По его мнению, этим направлением увлечены были, по большему счету, бесполезные и пустые люди. Женские образы в "Отцы и дети" Тургенева также усложняют конфликт, добавляя в него действия. Здесь в первую очередь следует назвать Фенечку. Что касается Ирины Власьевны и Анны Одинцовой - они призваны для того, чтобы отразить внутренний конфликт в душе Базарова. Катя же в ряду других тургеневских героинь является воплощением красоты и простоты. В целом все женские образы в романе придают ему художественную завершенность и целостность.

Творчество И.А.Гончарова Иван Александрович Гончаров (1812 - 1891) уже при жизни приобрел прочную репутацию одного из самых ярких и значительных представителей русской реалистической литературы. Его имя неизменно называлось рядом с именами корифеев литературы второй половины Х1Х в., мастеров, создавших классические русские романы, - И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского. Литературное наследие Гончарова не обширно. За 45 лет творчества он опубликовал три романа, книгу путевых очерков Фрегат Паллада, несколько нравоописательных рассказов, критических статей и мемуары. Но писатель вносил значительный вклад в духовную жизнь России. Каждый его роман привлекал внимание читателей, возбуждал горячие обсуждения и споры, указывал на важнейшие проблемы и явления современности.

Главный герой романа – человек лет тридцати двух, приятной наружности. Его жизнь проходит весьма однообразно. Обломов происходит из дворянского рода. Это умный и образованный человек. Еще в молодые годы он мечтал служить России и стать уважаемым человеком. Однако после того, как герой стал чиновником, он вдруг осознал, что не хочет заниматься службой. Его жизнь теперь ограничивается диваном и широким халатом, в который можно было бы завернуться два раза.

Обломова отличает безволие и лень. Он не стремится к изменениям. Даже если возникают какие-то проблемы, то Илье Ильичу проще отступиться, чем действовать и решать трудности жизни.

Да, был момент, когда жизнь главного героя почти изменилась. Влюбленность в Ольгу Ильинскую должна была воскресить Илью Ильича. Но неумение героя идти во всем до конца, его неумение быть заинтересованным долгое время сделали свое дело. Гораздо больше Обломова привлекла простая любовь Агафьи Пшеницыной.

Осуждая бездейственность и равнодушие Ильи Ильича к новой жизни, писатель все же не может принять идею о том, что только деятельные люди заслуживают уважения. Он видит в Штольце идеал нового времени, но не считает этого человека эталоном нравственного и духовного богатства.

Но, по моему мнению, такое отношение к жизни было заложено в главного героя с детских лет. Поскольку жизнь его в отчем доме только и ограничивалась обедами и сном, который охватывал все имение, Обломов становится рабом действительности. Он зависим от людей, которые создают для него материальное благополучие.

Я считаю, что для Гончарова очень важна проблема сохранения истинных ценностей, ибо перед ними все люди равны. Любовь, гуманизм, чувство собственного достоинства, любовь к родной стране и желание сделать ее лучше, самопожертвование – вот те основные моральные и духовные качества, которые строят человека, делают его личностью. Вот то основное, что отличает людей от остального мира. Автор призывает людей помнить об этом и стремиться к истинному, настоящему и вечному.

Читайте также: