Парламентская палата это кратко

Обновлено: 02.07.2024

структурное подразделение парламента.
Отношения между палатами (как правило, их две) могут строиться по принципу равноправия и равной численности депутатов (членов) либо по принципу верхней и нижней палат. В последнем случае палата, которая рассматривает законопроект первой, называется нижней, рассматривающая второй - верхней. Субординации между палатами нет. Верхняя палата может отклонить законопроект, но нижняя палата вправе преодолеть это вето квалифицированным большинством голосов.
При равенстве палат компетенция парламента осуществляется ими совместно. При принципе верхней и нижней палат каждая из них не только занимает свое место в законодательном процессе, но и обладает другими самостоятельными правами по решению тех или иных вопросов государственной жизни. Численность верхней и нижней палат обычно также бывает различной.
Большей по численности является нижняя палата, формируемая на основе более широкого народного представительства. Верхняя палата обычно меньше по численности, состоит чаще всего из представителей от частей государства (субъектов федерации), которые либо избираются населением, либо делегируются представительными или исполнительными органами регионов, либо получают членство в верхней палате в силу должности руководителей представительного и исполнительного органов в регионе(см.также: Федеральное Собрание Российской Федерации).(С. А.)

Найдено научных статей по теме — 13

Элементы эволюции верхних палат современного парламента

В статье рассматриваются противоречивые изменения и новые тенденции в положении верхних палат в последние десятилетия в различных странах.

Представительный характер верхней палаты российского парламента

В статье раскрываются сущность представительной функции верхней палаты российского парламента и проблемы, связанная с ее реализацией; анализируется история становления этого института в России.

Внешнеполитические полномочия верхних палат парламентов зарубежных стран

В статье в сравнительном контексте рассматриваются внешнеполитические полномочия верхних палат зарубежных стран. Выявляются четыре основные модели разграничения полномочий между палатами.

Истоки и эволюция верхней палаты российского парламента (1801-1993 гг. )

Установлены исторические предпосылки возникновения и особенности поступательного развития концепции верхней палаты российского парламента.

Палата парламента - структурное подразделение парламента.
Отношения между палатами (как правило, их две) могут строиться по принципу равноправия и равной численности депутатов (членов) либо по принципу верхней и нижней палат. В последнем случае палата, которая рассматривает законопроект первой, называется нижней, рассматривающая второй - верхней. Субординации между палатами нет. Верхняя палата может отклонить законопроект, но нижняя палата вправе преодолеть это вето квалифицированным большинством голосов.
При равенстве палат компетенция парламента осуществляется ими совместно. При принципе верхней и нижней палат каждая из них не только занимает свое место в законодательном процессе, но и обладает другими самостоятельными правами по решению тех или иных вопросов государственной жизни. Численность верхней и нижней палат обычно также бывает различной.
Большей по численности является нижняя палата, формируемая на основе более широкого народного представительства. Верхняя палата обычно меньше по численности, состоит чаще всего из представителей от частей государства (субъектов федерации), которые либо избираются населением, либо делегируются представительными или исполнительными органами регионов, либо получают членство в верхней палате в силу должности руководителей представительного и исполнительного органов в регионе

Нижняя палата парламента представляет собой собрание депутатов не от партий, а от всех облостей России. Верхняя палата занимается законотворчеством и утверждению законов которые представила нижняя палата.

Парламент – один из важнейших органов власти, наряду с правительством и судебной системой. Но что это такое, зачем он нужен, что такое палаты, зачем они нужны и, главное, какой должен быть парламент в России?

Что такое парламент? По определению из энциклопедии Britannica, парламентская система – это демократическая форма правления, при которой партия (или коалиция партий) с наибольшим представительством в парламенте (законодательном органе) формирует правительство, а её лидер становится премьер-министром или канцлером 1 . Одно из определений говорит, что парламент — это общегосударственный, представительный орган, чья главная функция в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти 2 . Определение из учебного пособия по конституционному праву выражает суть парламента следующим образом:

Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путём принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц 3 .

То есть парламент – это высший законодательный орган государства. Он представляет интересы граждан, и необходим для принятия законов и контроля других ветвей власти. Сами парламенты на сегодняшний день существуют в двух формах: однопалатный и двухпалатный. Давайте попробуем понять различия между ними.

Однопалатный парламент

Однопалатный парламент — это парламент, в котором функционирует одна палата. Это самый распространённый тип парламента (около 60% от всех парламентов мира 4 ), и характерен для унитарных государств, хотя встречается в некоторых федерациях (Коморские острова, Венесуэла, Микронезия). На этой карте оранжевым выделены однопалатные парламенты, голубым – двухпалатные:

Однопалатные парламенты имеют следующие сильные стороны 5 :

  • Они просты и компактны;
  • Обычно избираются всем населением страны напрямую;
  • Все депутаты имеют равный статус;
  • В таком парламенте быстрее принимаются решения; проще законодательный процесс;
  • Структура парламента понятнее для избирателей;
  • Легче проконтролировать недопущение ситуации, при которой одна из палат будет избираться недемократическим путём.

Тем не менее, у однопалатных парламентов есть свои недостатки:

  • Недостаточно представлены интересы территориальных единиц государства;
  • Отсутствует противовес в виде второй палаты;
  • Существует опасность радикализации парламента, усиления партийного засилья;
  • Парламент может противопоставить себя другим государственным органам и взять на себя все функции.

Двухпалатный парламент

Двухпалатный парламент – это парламент, который состоит из двух палат. Обычно это нижняя и верхняя палаты. Нижняя палата считается палатой народа, она играет роль места, где создаются законопроекты, которые далее проверяет сначала верхняя палата, а потом глава государства. Верхняя палата считается палатой регионов, из-за чего чаще всего число депутатов у всех субъектов зачастую одинаковое, хотя это не всегда так. Например, в ФРГ, а именно у её верхней палаты Бундесрат (хоть официально верхней палаты нет, но она ей является де-факто) 69 депутатов, и число депутатов у каждого региона разное и всё зависит от численности населения:

  • До двух миллионов человек (Бремен, Гамбург, Саар, Мекленбург-Передняя Померания) — 3 депутата;
  • От двух до шести миллионов (Берлин, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия) — 4 депутата;
  • От шести до семи миллионов (Гессен) — 5 депутатов;
  • Свыше семи миллионов (Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия) — 6 депутатов.

Однопалатный или двухпалатный парламент?

Похожие системы функционируют в Австрии, Франции и некоторых других странах. Обычно верхняя палата играет роль фильтра законопроектов, поступающих из нижней палаты. Это необходимо для того, чтобы избежать быстрых и непродуманных решений. Верхняя палата, в отличии от нижней, избирается самыми разными способами, но самых популярных всего два:

  1. Прямые выборы, но со своими отличиями от выборов в нижнюю палату;
  2. Непрямые выборы, то есть граждане не избирают палату – вместо них депутатов избирают региональные парламенты, которые избираются гражданами.

Для описания второго способа возьмём как пример верхнюю палату австрийского Парламента, а именно Федеральный Совет. В Федеральном Совете 61 место. Депутаты избираются парламентами (ландтагами) земель Австрии. Земли представлены разным количеством депутатов (от трёх до двенадцати) в зависимости от численности населения земли федерации.

Что же касается первого способа, то есть прямых выборов, то в разных странах отличия от выборов в нижнюю палату разные. Возьмём для примера Швейцарию, как пример развитой федерации, и рассмотрим верхнюю палату Федерального Собрания Швейцарии, а именно Совет кантонов (кантон — это регион в Швейцарии).

В состав верхней палаты (сената) Федерального собрания входят 46 членов, по два от каждого из двадцати кантонов и по одному от полукантонов независимо от их численности населения (нужно отметить, что это единственное между ними различие). При этом из-за своей региональной специфики, по Конституции каждый кантон сам выбирает процедуру выборов своего представителя. Оговаривается лишь то, что они должны быть демократическими. Из-за этого имеются свои особенности. Так, в кантоне Юра используется пропорциональная система выборов, то есть люди голосуют за списки кандидатов от партий. В полукантоне Аппенцелль-Иннерроден представитель избирается непосредственно собранием народа на центральной площади в его столице Аппенцелле. Связано это с тем, что сам кантон очень маленький как по площади, так и по численности населения (16 128 человек на декабрь 2019 года 6 ). В остальных кантонах граждане избирают самих кандидатов (мажоритарная система).

Нижняя же палата, Национальный совет, избирается чисто по пропорциональной системе. При этом число депутатов в данной палате зависит от населения в отдельных кантонах. Исключения составляют 2 маленьких кантона и полукантоны, где из-за размера населения избирается всего 1 депутат.

Обычно срок полномочий членов верхних палат более длительный, чем у нижних палат, и обновление членов верхних палат обычно происходит по частям (во Франции на 6 лет с обновлением на 1/2 через три года 7 ), хотя встречаются случаи (Польша, Италия, Бельгия и так далее), когда обе палаты избираются на одинаковый срок и обновляются целиком.

По полномочиям они варьируются от страны к стране, но обычно нижняя палата по закону имеет более широкие полномочия и высшую силу. При этом существуют парламенты, где палаты обладают равными полномочиями – например, Швейцария, где палаты называют малой и большой из-за количества членов.

Считается, что двухпалатная структура парламента получила значительное распространение во многих государствах мира благодаря, по крайней мере, двум своим преимуществам 8 . Во-первых, возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всех граждан страны особое представительство коллективных интересов населения отдельных крупных регионов (в федеративном государстве — субъектов Федерации) либо интересов иных больших групп общества, играющих в нем какую-то важную роль. Во-вторых, возможности оптимизировать, то есть упорядочить, законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.

В результате исследования различных работ, где анализируются преимущества и недостатки двухпалатной формы парламента, доктор юридических наук Олег Булаков выделил следующие её достоинства 9 :

  • Две палаты осуществляют взаимное сдерживание в различных вопросах сферы власти;
  • Данная структура парламента наиболее эффективно осуществляет сдерживание исполнительной власти в различных вопросах;
  • Наличие второй палаты парламента позволяет включить больше представителей от избирателей, что особенно важно для многонациональных государств (в частности, для России);
  • Наличие обеих палат предполагает более детальную проработку федеральных законов страны;
  • При подобной структуре вторая палата является дополнительным гарантом в части соблюдения Конституции, так как при ней существуют более длительные сроки рассмотрения спорных вопросов по законопроектам и их социально-общественному обсуждению.

Одновременно с этим у двухпалатной парламентской структуры имеются некоторые недостатки, а именно:

  • Парламент с однопалатной структурой более эффективен в достижении результатов – работа второй палаты нередко излишне усложняет, либо существенно затрудняет процесс принятия законопроектов;
  • Иногда вторая палата может тормозить путь к демократии – в частности, в ситуации, когда члены данной палаты не избираются в принципе, либо избираются, но с применением процедуры непрямых выборов;
  • При двухпалатной структуре законодательной власти существует вероятность конфликтных ситуаций в различных структурах власти;
  • Наличие двух палат может в некотором роде ограничивать доступ к процессу проведения государственной политики, когда окончательная разработка законопроектов управляется объединёнными комитетами;
  • Наличие второй палаты поддерживает существующее на данный момент конституционное устройство государства, нередко представляет интересы только правящей элиты страны и может вести к более консервативной политике в области законотворчества.

Пособие по конституционному праву зарубежных стран также отмечает следующие достоинства двухпалатного парламента 10 :

Однако при такой системе усложняется законодательный процесс; верхняя палата может стать слишком консервативной и тормозить деятельность нижней. В результате этого не исключено притормаживание прогрессивных начинаний. Обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене политического курса; как правило, верхняя палата не распускается и функционирует всегда, и поэтому в случае роспуска нижней палаты верхняя палата (то есть половина парламента) продолжает работать; в случае обновления нижней палаты в результате выборов верхняя палата обеспечивает преемственность прежней политики. Ещё один недостаток двухпалатной системы состоит в том, что появляется дополнительный слой депутатов (больше затрат из бюджета на их содержание, больше привилегий).

В целом двухпалатный тип парламента характерен для федерации, но он есть и в некоторых унитарных республиках – например, в Италии, Чехии, Польше.

В случае России из двух вариантов предпочтительным выглядит двухпалатный парламент, так как это государство является федерацией, что приводит к необходимости отдельной палаты для представительства регионов, и это становится решающим фактором, который влияет на выбор между двумя вариантами, имеющими свои плюсы и минусы.

В России уже реализован двухпалатный парламент, и это компрометирует саму идею двухпалатного парламента, создавая ощущение, что вторая палата является антидемократическим органом. Чтобы понять, в чём здесь загвоздка, давайте разберём, как эта форма парламента работает в РФ.

В чём проблемы российского парламента?

Российский парламент (Федеральное Собрание), ввиду федеративности, состоит из двух палат, и его верхняя палата называется Советом Федерации, а нижняя палата – Государственной Думой.

Первая проблема Федерального Собрания – чрезмерный перекос в сторону полномочий президента страны. Российская Конституция в теории признаёт разделение властей, но на практике ситуация иная. Например, согласно статье 102 Конституции РФ версии 2020 года 11 , Совет Федерации теперь проводит консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации.

Также СФ теперь консультирует Президента по его предложенным кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

Помимо этого, СФ прекращает по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьёй своих полномочий.

Ранее сам СФ назначал и освобождал с должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Назначение министров, в первую очередь силовых структур, приводит к тому, что исполнительная власть уже юридически (по закону) находится в значительной степени у главы государства. Это может привести к коррупции, репрессиям неугодных людей, отсутствию контроля за их деятельностью со стороны Парламента РФ.

Это один из примеров такого перекоса власти, но он уже показывает, что парламент перестал выполнять уже юридически контроль ветвей власти, что развязывает Президенту руки для установления личной диктатуры.

Вторая проблема — неизбираемость гражданами верхней палаты. Данная проблема существует с 1996 года (так как созыв с января 1994 по январь 1996 был выборным). И хоть система менялась, сама суть осталась прежней, а именно она заключалась в том, что данный орган никак не избирается.

В теории СФ представляет исполнительную и законодательную власть регионов, и в целом это неплохо, ведь в ФРГ (уточним, что там верхней палаты официально нет, но её фактическую роль выполняет орган Бундесрат) и в Австрии подобное реализовано (правда, в ФРГ представлена только исполнительная, а в Австрии — законодательная власть), и система этих федераций, где вторая палата избирается депутатами региональных парламентов, кажется весьма разумной, но мы всё же отдаём предпочтение швейцарской системе, в которой региональные парламенты сами выбирают процедуру выборов своего представителя (при условии их соответствия критериям демократичности).

Однопалатный или двухпалатный парламент?

Третья проблема заключается в целом в неразвитости демократии и гражданских институтов. Мы поясняли в статьях о политических системах и в статье о том, что такое демократия, что степень развития институтов является важнейшим компонентом, без высокой реализации которого ни однопалатный, ни двухпалатный парламент не будет работать эффективно.

Рассмотрим места в Государственной Думе на начало 2021 года 13 :

  • Единая Россия — 336 мест;
  • КПРФ — 43 места;
  • ЛДПР — 40 мест;
  • Справедливая Россия — 23 места;
  • Нефракционные — 2 места (1 — Родина, 1 — Гражданская платформа);
  • Вакантные — 6 мест.

Однопалатный или двухпалатный парламент?

Во-первых, необходим переход к парламентской республике, что мы обосновывали в статье о политических системах. Что же касается количества палат парламента, то для разных стран решение о том, быть ли парламенту однопалатным или двухпалатным, будет разным, так как здесь нет универсального решения для государств с разной территориальной площадью и устройством. В случае России будет предпочтительным двухпалатный парламент. Среди недостатков двухпалатного парламента мы обозначили следующие:

  1. Консервативность в принятии решений;
  2. Возможность создания ситуации, при которой одна из палат будет избираться недемократическим путём;
  3. Замедление процесса принятия законопроектов.

Первые две проблемы решаются обеспечением сменяемости членов второй палаты, а также швейцарской системой избрания её членов. Третий недостаток, к сожалению, неизбежно связан с достоинством второй палаты как противовеса вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям. Но даже при том, что этот недостаток остаётся, наша система минимизирует всю сумму недостатков и является, на наш взгляд, оптимальным решением для Российской Федерации.

Источники

Студент факультета политологии. Придерживается прогрессивных левых взглядов.

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Для их разработки и принятия существует специальный законодательный орган – парламент. В нем на выборной основе работают депутаты, ответственные за содержание законов, которые иногда могут иметь судьбоносное значение для всех людей.

Заседание в парламенте

Что такое парламент

Что такое парламент

Заседание

В практике парламентаризма встречаются два вида представительных органов:

  1. Однопалатные – работает только одна палата, характерны для унитарных государств (Швеция, Финляндия, Монголия, Украина, Болгария и другие).
  2. Двухпалатные (бикамерализм) – часто создаются в федеративных государствах, исторически образованы для представления интересов аристократии и широких слоев населения.

Главные функции парламента

Основная роль представительного органа – законотворческая, которая связана с разработкой, обсуждением, принятием поправок и утверждением законопроектов.

Также он реализует следующие функции:

  1. представительская – защита и представление интересов граждан;
  2. обратной связи с избирателями;
  3. принятие бюджета государства;
  4. внешнеполитические (принятие военной доктрины, ратификация международных соглашений, объявление войны/заключение мира).

Парламент РФ — это Федеральное собрание

Действующий парламент РФ Федеральное собрание был образован в 1993 году. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В верхней палате (Совете Федерации) работают 170 человек, которые делегированы от исполнительной и законодательной власти регионов. Также в соответствии со ст.95 Конституции в Совфеде могут работать назначаемые главой государства представители РФ в количестве не более 10% от числа членов палаты.

Госдума (нижняя палата) состоит из 450 депутатов и формируется выборным путем на 5 лет по смешанной избирательной системе (225 по одномандатным округам + 225 по партийным спискам).

Полномочия и статус главного законодательного органа страны (парламента) закреплены в V главе Конституции РФ.

Структурно Совет Федерации состоит из 10 комитетов и трех комиссий, а депутаты Госдумы подразделяются на 29 профильных комитетов, отвечающих за качество проходящих через них законопроектов. На протяжении нескольких последних созывов в Нижней палате формируются 4 фракции:

Попробовать свои силы в работе депутатом может каждый россиянин, достигший 21 года.

Парламент играет ключевую роль в политической системе государства. В нем работают люди, представляющие интересы своих избирателей во власти, от решений которых зависит качество жизни всего общества.

Как называются парламенты в разных странах

В мире не существует единого названия парламента. В каждой стране он называется по-разному, эти наименования нередко меняются.

На слуху такие названия как Конгресс (США), Кнессет (Израиль), Федеральное собрание (Россия) или Бундестаг (Германия). У других стран представительный орган называется следующим образом:

  1. Индия – Сансад.
  2. Латвия – Сейм.
  3. Норвегия – Стортинг.
  4. Сербия – Скупщина.
  5. Хорватия – Сабор.
  6. Туркмения – Меджлис.
  7. Швеция – Риксдаг.

История российского парламентаризма

В России представительный орган власти, по меркам развитых стран, появился довольно поздно. Историческое заседание состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце. Выборы в однопалатную Государственную думу проходили в условиях полыхавшей Первой российской революции (1905—1907 гг.)

Избиратели был разделены на курии – особые разряды, выделяемые по социальному и имущественному критерию. Тогда их было 4 – помещики, буржуазия, крестьяне и рабочие. Выбирать могли далеко не все – права голоса были лишены подданные моложе 25 лет, женщины, военные, которые состояли на действительной службе и многие другие.

Буржуазный парламент

Однако в Думе была и оппозиция (это что такое?), о чем свидетельствует двукратный роспуск Николаем II парламента в 1906 и 1907 годах. Всего до момента падения монархии в Российской империи избиралось 4 Госдумы. Последняя была сформирована в 1912 году и распущена императором в конце февраля 1917 года во время тревожных дней Февральской революции.

В СССР что такое парламент знали немногие, так как он не играл определяющей роли в политической системе, где решающее мнение всегда оставалось за вождем. Однако в период с 1938 по 1989 годы представительный орган существовал под названием Верховный Совет.

Политбюро

Он состоял из двух палат – верхней Совета Союза и нижней Совета Национальностей. Выборы в него нередко проводились на безальтернативной основе, а избранные депутаты часто молчаливо соглашались с решениями Генерального секретаря и Политбюро.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Нечто похожее на парламент установил Моисей)) Когда его тесть Иофор, видя, как зять сидит один и решает проблемы трёхмиллионного народа с утра до вечера, предложил ему выбрать себе помощников.

Читайте также: