Тестирование это кратко в педагогике

Обновлено: 30.06.2024

метод изучения личности путем применения тестов, призванный дополнять данные психологического анализа.

Система заданий, позволяющая качественно и эффективно измерять уровень подготовки слушателей курса, вебинара.

метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

исследовательский метод, предполагающий выполнение испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения.

testing). 1. Использование и проведение теста. 2. Совокупность ряда этапов: планирование, составление и апробация теста, а также обработка и интерпретация его результатов.

измерение или формализованное оценивание на основе тестов, завершающееся количественной оценкой, опирающейся на статистически обоснованные шкалы и нормы [1, c. 546–548; 64, c. 80].

метод диагностики различных сторон индивида, использующий стандартизованные задачи и вопросы, позволяющие с определенной вероятностью определить актуальный уровень развития индивида, степень усвоения необходимых знаний, умений, навыков, личностных характеристик, индивидуальных особенностей и способностей.

1) метод психодиагностики, использующей тесты с определенной шкалой значений; 2) (в педагогике) целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса [80, c. 700; 82, c. 779].

(метод тестов) — метод, позволяющий выявить меру выраженности изучаемых особенностей объекта посредством выполнения серии кратко и точно сформулированных заданий, в психологии и педагогике позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анализа результатов Т.

метод исследования, заключающийся в использовании заданий стандартной формы, по результатам которых можно судить о психофизиологических и личностных характеристиках, а также о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Метод избирательных тестов — тестирование читателей в связи с классификацией читательских интересов и потребностей.

объективная и стандартизованная процедура испытаний, которым подвергается человек, специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Оно состоит из ряда заданий или вопросов, которые предлагается в стандартных условиях и измеряют определенные особенности поведения на основе специальных способов оценки выполнения теста.

(Testing)-система дифференцированных по степени трудности заданий определенной формы и содержания, позволяющая эффективно оценить структуру и уровень знаний, умений и навыков учащегося в конкретной предметной области. Тестирование является формой объективной и независимой оценки знаний студента и обеспечивает: проведение промежуточного или итогового контроля знаний студентов; самопроверку знаний, усвоенных студентами.

метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты). Применяется для измерения индивидуальных различий, позволяет с известной вероятностью определить уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик. Существуют три основные сферы тестирования: образование; профессиональная подготовка и отбор — в связи с усложнением производства; психологическое консультирование — в связи с ускорением социодинамичес-ких процессов.

  • подготовка теста
  • проведение теста
  • обработка результатов теста

Исторические основы педагогического тестирования

Первые подобия педагогических тестов появились еще в 19 веке. Это были шкалированные книги Джорджа Фамера и таблицы для проверки орфографии Дж. М. Райса. Ф. Гальтон выявил три основным принципа теста, которые актуальны по сей день:

  • применение одинаковых испытаний ко всем испытуемым
  • статистическая обработка результатов
  • установка эталонов оценки

Термин тестирование стал популярен благодаря работе Джеймса Мак-Кина Кеттела “Умственные тесты и измерения”, опубликованной в 1890 году.

Психолог Альфред Бине существенно повлиял на развитие тестологии.

В 1917-1919 гг. в США индивидуальные тестирования стали переходить в групповые. Также начали развиваться методики по обработке результатов.

В. Макколл выделил педагогические тесты в особую группу, а первый педагогический тест был разработан Э. Тондайком.

В начале 20 века педагогическое тестирование стремительно развивается. Разработкой тестов занимаются специальные государственной службы.

Примечательно, что первые педагогические тесты разрабатывались для оценки детальности учителей.

Классификация педагогических тестов

Существует несколько классификация тестов, основанных на различных признаках. Педагогические тесты разделяются по целям на:

Готовые работы на аналогичную тему

  • информационные
  • диагностические
  • обучающие
  • мотивационные
  • аттестационные

По процедуре создания педагогические тесты могут быть:

  • стандартизированные
  • не стандартизированные

Педагогические тесты по способу формирования заданий могут делиться на:

  • детерминированные
  • стохастические
  • динамические

По технологии проведения все педагогические тесты делятся на:

  • бумажные
  • натуральные (предполагают использование специальной техники)
  • компьютерные

По форме заданий педагогические тесты бывают:

  • тесты закрытого типа
  • тесты открытого типа
  • задания по установления соответствий
  • задания по упорядочиванию последовательности

Педагогические тесты могут классифицироваться по наличию обратной связи на:

Виды тестовых заданий

Тестовые задания в педагогическом тестировании традиционно подразделяются на 2 группы:

  • тестовые задания открытого типа
  • тестовые задания закрытого типа

В тестовых заданиях открытого типа тестируемый должен написать свой ответ, дописав слово, предложение, формулу и так далее. К тестовым заданиям открытого типа относятся:

  • задания свободного изложения
  • задания-дополнения

Формы заданий педагогического тестирования

Задания педагогического тест могут иметь множество форм:

Функции педагогического тестирования

Педагогическое тестирование имеет три основных функции:

  • диагностическая функция
  • обучающая функция
  • воспитательная функция

Диагностическая функция подразумевает определение уровня владения знаниями, навыками и умениями у учащихся. Эта функция является доминирующей у педагогического тестирования. Тестирование по сравнению с другими видами педагогического контроля наиболее объективный и быстрый метод педагогического контроля.

Обучающая функция мотивирует ученика к активной деятельности по усвоению предметного содержания. Педагог может усилить эту функцию педагог может дать ученикам примерные вопросы который будут в тестировании, затем разобрать результаты теста совместно с учениками.

Воспитательная функция подразумевает регулярность и обязательность педагогического контроля. Тестирование помогает держать дисциплину, развивает стремление улучшать свои знания.

Преимущества и недостатки педагогического тестирования

К числу основных достоинств педагогического тестирования следует отнести:

Таким образом, научно обоснованная дидактика нуждается в инструментарии максимально объективных методов педагогической диагностики. Анализ научно-педагогической литературы, практического опыта школ показал, что этот инструментарий был создан в течение последних ста лет. Его исторически ориентированное описание дается в трудах целого ряда исследователей (В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, Н. Гронлунд, С.И. Денисенко, В.И. Журавлев, В.В. Зиновьев, К. Ингенкамп, Г.С. Ковалёва, М.В. Кларин, В. П. Левин, А.Н. Майоров, Т.Г. Михалева, В.П. Огорелков, Е.Г. Полуаршинова, Д. Равен, М.В. Рыжаков, В.М. Соколов, А. О. Татур, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова и др.), которые определяют педагогический тест как наиболее корректное, объективное средство, инструмент педагогического измерения.

Цель измерения всегда заключается в получении информации о признаках объектов. Получаемые при измерении числа позволяют глубже проникнуть в суть изучаемых явлений. Практика показывает, что среди всех типов тестов педагогические численно превосходят все остальные. С точки зрения исследователей данной проблемы это не только оправданно, но и неизбежно. В повседневной практике контроля с помощью педагогических тестов можно получить объективную информацию о владении индивидом определенными знаниями, умениями и навыками и соотнести эти данные с задачами обучения для своевременной коррекции процесса усвоения новых знаний. Потребность в хорошо разработанных методах измерения уровня обученности учащихся постоянно осуществляется в процессе обучения.

В. С. Аванесов рассматривает педагогический тест в двух существенных смыслах: как метод педагогического измерения; как результат применения теста как метода измерения, состоящего из ограниченного множества заданий

Оба эти смысла характеризуют тест с разных сторон, так как тест является одновременно и методом, и результатом педагогического измерения. Тест как метод не мыслится без результатов, подтверждающих его качество. Согласно В.С. Аванесову, качество теста зависит от целей и задач, от видов, формы и содержания, от условий тестирования и методов проверки данных, а также от интерпретации результатов измерения и других факторов.

Функции педагогического теста. Анализ научно - педагогической литературы показал, что проблема функции педагогического теста и отдельных их особенностей рассматривается практически в работах всех ученых по данной тематике (В.С. Аванесов, Н.И. Бояринцева, А. А. Гин, Н.А. Гершович, Д.С. Горбатов, С.И. Денисенко, Г.М. Калинова, К. Корсак, А.Н. Майоров, Г.У. Матушанский, М.Г. Минин, Н.С. Михайлова, Л.Б. Прокофьева, И. В. Ситар, П.Н. Торгашев, Е.И. Тупикин, Г. И. Шевелева, Л.В. Чалых и др.); рассматривая педагогический тест как метод педагогической диагностики, а педагогическую диагностику как важнейшую часть научной системы педагогического контроля, для тестов можно определить характерные функции: диагностирующая, обучающая, организующая, воспитывающая.

В русле задач нашего исследования теоретический и практический интерес представляет концепция В.С. Аванесова о сущностных характеристиках функций педагогического контроля и тестов, обозначенных выше.

Диагностическая функция теста вытекает из самой сущности его как метода контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки и принятия управленческого решения. Выявление и оценка - основа всякого диагноза.

Обучающая функция теста способствует дифференциации и индивидуализации процесса обучения. Сама структура теста позволяет систематизировать знания.

На основе анализа результатов тестирования можно строить индивидуальный процесс обучения с учетом выявленных тенденций.

Организующая функция теста проявляется во влиянии на организацию всего учебного процесса, мотивируется работа преподавателя, так как при использовании тестов не он сам лично оценивает достижения учащихся, а это могут делать другие, т.к. использование тестов предполагает независимую оценку.

Воспитывающая функция. Хорошо организованный педагогический контроль с опорой на тесты обладает большим воспитательным эффектом, помогает совершенствовать знания. У учащихся формируется представление о знании как самоценности, что позволяет использовать тесты самими учащимися для самоконтроля и самооценки, а значит, способствует развитию личности. Тестовый метод позволяет дифференцированно воздействовать на учащихся с учетом их личностных особенностей.

При дальнейшем определении функций педагогического теста как метода педагогической диагностики мы опирались на исследования Л.В. Загрековой о сущности педагогической диагностики, в котором определены следующие функции: а) диагностическая; б) обучающая; в) воспитывающая; г) организующая; д) развивающая; е) контролирующая; ж) управляющая; з) прогнозирующая.

Данный перечень функций способствует конкретизации функций педагогического теста как одного из методов педагогической диагностики. С позиций нашего исследования наиболее интегрированная функция и аккумулирующая является управляющая функция как основа обратной связи образовательной системы.

Различие между тестами психологическими и тестами педагогическими состоит в том, что использование педагогических тестов направлено на выявление степени овладения учащимися конкретными знаниями, умениями, навыками; тесты интеллекта - предназначены для выявления уровня овладения испытуемыми разнообразными знаниями и умениями, осваиваемыми ими в процессе обретения жизненного опыта в целом.

Отличие педагогических тестов как инструмента оценивания от контрольных работ состоит в том, что, во-первых, тесты значительно более качественный и объективный способ оценивания и, во-вторых, показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений и навыков, а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности формально усвоенных знаний.

Подходы к классификации педагогических тестов. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что существуют несколько подходов к этой проблеме.

- Тесты достижений: а) тесты развития; б) тесты интеллекта; в) тесты общей результативности; г) тесты школьной успеваемости; д) специальные тесты, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности.

- Психометрические личностные тесты: а) личностные структурные тесты; б) тесты на интересы и установки; в) клинические тесты.

Приведенная классификация тестов, по мнению К. Ингенкампа, с одной стороны, включает методы, нерелевантные для педагогической диагностики, а с другой - недостаточно подробно дифференцирует педагогические релевантные методы.

Неформальные тесты школьной успеваемости являются методом педагогической диагностики, конструируются преподавателями для использования в своем классе, в своей педагогической практике, т. е. они малозатратные и непригодны для межрегионального использования.

По признаку содержания и структуры педагогического теста В.С. Аванесов выделяет следующие их виды:

1.Гомогенный тест, который представляет собой систему заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания для объективного, качественного и эффективного метода измерения уровня подготовленности учащихся по одной из учебных дисциплин.2. Гетерогенные тесты, которые создаются для измерения знаний по нескольким учебным дисциплинам сразу. 3. Интегративные тесты, которые используются для общей диагностики подготовленности выпускников школ посредством предъявления таких заданий, ответы на которые требуют синтезированных знаний по двум и большему числу учебных дисциплин. 4. Адаптивные тесты, в которых задания предъявляются по одному, посредством компьютера, не в порядке возрастающей трудности а в зависимости от ответа испытуемого на предыдущее задание.

С точки зрения возможной интерпретации тестовых результатов В.С. Аванесов выделяет еще 3 вида тестов: 1) с чисто содержательно - ориентированной интерпретацией результатов; 2) с критериально - ориентированной интерпретацией результатов; 3) с нормативно - ориентированной интерпретацией результатов, называя их еще традиционными тестами. Ведущая идея такого теста - минимальным числом заданий за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания как можно большего числа учащихся. По существу, это идея эффективности педагогической деятельности в области контроля знаний.

П. И. Пидкасисый предлагает различать тесты по видам целей обучения. Ссылаясь на имеющиеся четыре таксономические категории целей образования, он определяет и соответствующие им типы тестов. Первый тип тестов проверяет знания фактов, понятий, законов, теорий -всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести. Здесь требуются репродуктивные ответы. Второй тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. В основном - это решения типовых задач. Третий тип заданий предполагает проверку умений давать самостоятельную критическую оценку изученного, четвертая категория целей выделяет задания, проверяющие умения решать новые конкретные ситуации на основе полученных сведений.

а) в области исследования - тесты школьной успеваемости (по К. Ингенкампу);

б) по процедуре - стандартизированные тесты (по А.И. Майорову);

в) по содержанию, структуре и инерпретации тестовых результатов: гомогенный, содержательно-ориентированный тест, критериально - ориентированный, нормативно-ориентированный тест по В.С. Аванесову и В.Г. Кузнецову.

Гомогенный педагогический тест основывается на содержании

какой-либо одной дисциплины. При его разработке авторы должны четко отслеживать, чтобы каждое задание не выходило по своему содержанию за рамки данной дисциплины. Гомогенный тест может быть как нормативно-ориентированным, так и критериально - ориентированным, в зависимости от цели его создания. Такой тип педагогического теста наиболее распространен в учебном процессе (В.Г. Кузнецов).

Нормативно - ориентированный педагогический тест используется для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых. Цель этого теста: сравнить учебные достижения тестируемых друг с другом и/или оценить эти достижения относительно тестовой нормы, которая определяется или предварительно по результатам тестирования на представительной выборке, или после проведения самого тестирования на основании его результата.

Анализ целей и задач критериально - ориентированных и нормативно-ориентированных тестов показывают, что они существенно отличаются друг от друга. Однако с первого взгляда на сам тест довольно трудно определить, какой из этих двух типов имеет место. Исследованиями Д. Вилфорда и В.Г. Кузнецова установлено, что обозначенные виды тестов различаются по целям, используемым шкалам, распределению индивидуальных баллов, уровню детализации области содержания, статистическому анализу, надежности и валидности теста.

Критерии качества теста. Анализ научных работ ученых-педагогов и психологов показывает, что не всякая задача может стать тестом: она должна отвечать ряду требований и соответствующим критериям. В тестологии в классической и современной теории тестирования выделены следующие основные критерии качества теста: надежность, валидность, объективность (В.С. Аванесов, С.И. Денисенко, В.В. Зиновьев, К. Ингенкамп, Г.С. Ковалева, В.П. Левин, А. Н. Майоров, Е.Г. Полуаршинова, А.О. Татур, В. А. Хлебников, М.Б. Челышкова).

Метод повторного тестирования (ретестирование) является основным при определении надежности психологических тестов. Для достижений, согласно А. Н. Майорову, наиболее приемлем метод определения надежности при тестировании параллельной формой теста. На эти концептуальные идеи мы опирались в процессе составления тестовых заданий в ходе исследования.

Валидность. Сущность этого понятия раскрывает, насколько полученные в результате тестирования результаты соответствуют объективной реальности. В современной тестологии, согласно исследованиям А. Н. Майорова, выделяют следующие виды валидности: очевидная ва-лидность; валидность по содержанию (содержательная); конструктная (концептуальная); валидность по критерию (критериальная или эмпирическая валидность); сравнительная или конкурентная валидность.

В нашем исследовании мы учитываем особенности обозначенных видов валидности, но в основном опирались на определения разновидностей валидности (критериальная, сопоставительная, прогностическая, содержательная, факторная), которые даны в материалах Центра тестирования Минобразования Российской Федерации. Основным предметом нашего внимания в ходе исследования была содержательная валидность.

Объективность. Результаты тестирования не должны зависеть от того, кто их проводит или условий проведения. При определении объективности теста мы опирались в ходе работы на результаты исследований В.С. Аванесова, согласно которым условиями повышения объективности тестирования является повышение уровня обоснованности как самих тестов, так и методов их разработки, использования современной техники хранения и передачи тестовых материалов, последовательная работа по устранению возможностей намеренного искажения результатов и других компонентов тестового процесса.

Теоретический и практический интерес в русле задач нашего исследования представляет классификация тестовых заданий, разработанная В.С. Аванесовым. В.С. Аванесов выделяет следующие виды тестовых заданий закрытой формы:

- Задания с двумя ответами, задания с тремя ответами, задания с четырьмя ответами, задания с пятью ответами. У каждого вида своя целевая задача, например, «основная цель заданий закрытой формы с двумя ответами - быстро проверить ориентированность учащихся в данной дисциплине. Это было важно в профориентационной работе, для самопроверки, при предоставлении документов для приема в учебное заведение. Задачи с двумя ответами уже на самом раннем этапе позволяют оценить, хотя бы примерно, общую подготовленность и принять решение об уровне подготовленности. Задания с четырьмя ответами обладают большими возможностями в смысле снижения вероятности отгадать правильный ответ.

- Задания на соответствие, суть которых заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого.

- Задания на установление правильной последовательности. Эти задания используются для проверки владения последовательностью действий, процессов, операций, суждений, вычислений и т.д., т.е. для оценки уровня профессиональной подготовленности.

Тестовые задания открытой формы В.С. Аванесов подразделяет на следующие:

- Когда испытуемый дописывает ответ в месте прочерка.

- Когда учащиеся должны давать короткие и четкие формулировки на задание. Для ответа в Бланке отводится столько места, сколько этого необходимо.

В таких заданиях исключается догадка, ответ вводится в виде одного ключевого термина, знание которого является обязательным. Открытые задания применяются для проверки знания основных понятий, фактов. Они эффективны для текущего, тематического и итогового контроля.

Практика использования педагогических тестов в различного вида и уровня мониторингах, проводимых для определения уровня предметных достижений учащихся, в аттестационных процедурах, широко используемых в региональных системах образования (гг. Вологда, С. - Петербург, Пенза, Самара, Ярославль, Н. Новгород и др.), в централизованном тестировании, в эксперименте Министерства образования Российской Федерации по проведению Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) в форме тестирования, в международных тестированиях в рамках программы TIMSS, в которой принимала участие и Нижегородская область. Проведенный нами сопоставительный анализ используемых тестовых заданий позволяет сделать вывод о том, что в основном в тестах используется предложенная В. С. Аванесовым классификация тестовых заданий, либо их смешение и различные адаптированные виды.

И аккумулирующей функцией является управляющая функция как основа обратной связи образовательной системы.

Таким образом, в ходе нашего исследования проблемы использования тестов мы руководствовались классической теорией тестов, базирующейся на следующих научно-теоретических основах, предъявляемых к качеству тестов: валидность, надежность, объективность; к шкалированию тестов; к статистической обработке; к принципам использования; интерпретации результатов. Для более корректного решения ряда практических задач педагогического тестирования и создания тестов мы использовали некоторые современные теории педагогических измерений (item response theory) - IRT, связанные с оцениванием параметров заданий теста на основе математико-статистических моделей измерения

Тестирование, как одна из форм аттестации, представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений обучающихся: теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков.

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков обучающихся. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащихся к активизации работы по усвоению учебного материала. В целях усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие наводящих вопросов и подсказок в тесте, совместный разбор результатов теста.
  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развивать свои способности.

Тест – это стандартизованное задание, по результатам выполнения которого дается оценка уровня знаний, умений и навыков испытуемого. Педагогический тест определяется как система заданий (вопросов) определенного содержания и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний каждого испытуемого.

Традиционно рассматривается три основных критерия качества теста: действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (раз-личимость).

Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Четкая и ясная постановка вопроса в пределах контролируемых знаний – неотъемлемое условие действенности теста. Если уровень теста превышает запроектированный уровень обучения, выходит за пределы изученного содержания или же не достигает этих пределов, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Действенность теста обычно определяется статистическими методами.

В разработке педагогических тестов можно выделить три этапа (Рис.7): планирование, написание заданий и анализ заданий, каждый из которых, в свою очередь, включает в себя несколько обязательных стадий.

Etapi test zadanii.jpg

Как отмечалось выше (критерий действенности), тест должен соответствовать запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Поэтому первый шаг в планировании теста – это анализ соответствующих Государственных образовательных стандартов, всех разделов учебной программы, учебников и учебных пособий. Составителю теста необходимо иметь четкое представление о требованиях к знаниям, навыкам и умениям обучающихся по данной учебной дисциплине, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Задания теста должны в полной мере выявить степень овладения требуемыми знаниями, навыками и умениями.

Для получения максимального результата от тестирования рекомендуется использовать тесты с целью:

  • оценки остаточных знаний;
  • промежуточного (для каждой темы) контроля;
  • итогового контроля.

На этом основании можно выделить следующие типы тестов: входящие, текущие, промежуточные, итоговые.

Промежуточные тесты – позволяют оценить качество освоения темы, раздела внутри программного модуля, предметных умений и навыков в конце учебного периода (четверть, семестр, полугодие). Содержание таких тестов основано, как правило, на большом объеме материала. К промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и действенностью (валидностью), так как речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Оценка промежуточных тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой, требованиями школы и государственными обра-зовательными стандартами.

Итоговые тесты – предназначены для контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе (начальная, основная, средняя школа) или по завершению изучения учебной дисциплины; оценки уровня учебных достижений обучающихся по основным компонентам содержания образования. Содержание тестов должно быть разработано на основе содержания блоков и модулей, предлагаемых в типовых программах образования в школе.

Педагог может самостоятельно разрабатывать входящие, текущие и промежуточные тесты, имея для этого необходимые компетенции, или использовать готовые варианты.

Во избежание несбалансированности и диспропорции, охватываемых тестом тем, составлению заданий должна предшествовать разработка его спецификации. При подготовке тестов разработку спецификации следует начать с описания целей изучения данного предмета, а также охватываемого этим предметом содержания. Перечисляя цели, создатель теста должен проанализировать, к каким изменениям ведет освоение изучаемого предмета: скажется ли оно на приобретении и развитии интеллектуальных навыков, способах решения задач, а также на способностях, интересах и прочих подобных характеристиках.

Тест состоит из тестовых (контрольных) заданий, инструкций к ним, баллов за выполнение каждого задания, общего тестового балла, рекомендаций по интерпретации результатов тестирования.

Тестовые задания включают в себя вопросы, отражающие содержание курса, которые выносятся на контроль. Исходным моментом составления тестовых заданий является выделение общей цели, преследуемой тестированием, и далее цели, с которой задание включается в тест. Такие цели должны предусматривать следующие требования к уровню знаний и умений обучающихся:

а) простое воспроизведение знаний, анализ и сравнение данных. Постановка таких вопросов в заданиях позволяет проверить усвоение учащимися материала на уровне запоминания, тренирует память;

б) анализ признаков понятия. При этом выявляется умение обучающихся находить общее и специфическое в изучаемом материале, отделять существенные признаки от несущественных, родовые от видовых и т.д.;

в) умение распознавать схемы, рисунки;

г) понимание функций, выполняемых различными элементами (органами, звеньями, приборами, устройствами и т. п.), и процессов взаимодействия между ними. Вопросы такого типа позволяют проверить умение обучаемых вскрывать определенные причинно-следственные связи и отношения, оценивать роль и значение данного элемента для процессов, происходящих во всей системе;

д) приведение в логическую последовательность элементов множества, расположенных в беспорядке, т. е. умение решать задачи определенного класса, требующие обнаружения последовательности расположения элементов в информационном ряде объектов, тактических приемов;

е) творческий подход к рассматриваемым проблемам и вопросам, умение применять полученные знания в условиях той или иной ситуации.

Отличительная особенность тестовых заданий заключается в том, что все задания теста должны соответствовать следующим критериям, предъявляемым к форме и содержанию:

Правильность содержания означает, что из тестового задания должна быть полностью устранена двусмысленность. Тестовое задание формулируется из точных терминов и не должно содержать ни метафор, ни лишних слов, ни лишних знаков.

Конструирование тестовых заданий требует четкого деления изучаемого материала на логически законченные доли учебного материала, уровень усвоения которых можно было бы оценить кратко и однозначно. Эти доли не должны быть слишком малы, чтобы в целях контроля усвоения материала не приходилось ставить элементарные вопросы, не требующие усилий мысли обучающегося. Подобная часть учебного материала должна содержать не менее одного-двух новых понятий. При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второсте-пенными.

Логические требования к тестовым заданиям – это требования определенности, непротиворечивости и обоснованности содержания теста.

Определенность содержания теста образует предмет измерения. Довольно часто случается так, что правильные ответы на некоторые задания требуют знаний не только тестируемой дисциплины, но и ряда других, близость и связанность которых затрудняет точное определение предметной принадлежности измеряемых знаний. Чем меньше пересечение знаний одной тестируемой дисциплины со знаниями другой, тем определеннее содержание теста. В каждом тестовом задании заранее определяется, что́ однозначно считается ответом на задание, с какой степенью полноты должен быть правильный ответ. Не допускается определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него.

Обоснованность содержания тестовых заданий означает наличие у них оснований истинности. Обоснованность связана с аргументами, которые могут быть приведены в пользу той или другой формулировки заданий теста. В случае отсутствия доказательных аргументов в пользу правильности сформулированного задания, оно не включается в тест ни под каким предлогом. То же происходит, если в процессе экспертного обсуждения возникает хотя бы один контраргумент или допускается условие, при котором данное утверждение может оказаться двусмысленным или ложным.

Правила оценки определяются заранее и абсолютно одинаковы ко всем испытуемым.

В целях формирования наибольшей наглядности тестового кон-троля, рекомендуется максимально использовать в тестах гра-фический материал.

На этапе написания заданий (Рис. 8) первостепенной задачей является выбор типа тестового задания. По форме предъявления ответа тестовые задания классифицируют на задания открытого типа и закрытого.

Инструкция: дополнить.

1. Система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную активность называется ________________.

Правильный ответ: направленность.

Тестовые задачи данного типа позволяют получать разностороннюю, развернутую информацию о знаниях обучающегося. Они применяются в случае, когда необходимо проверить знание фактического материала, способность обучающегося интерпретировать данные и применять правила, когда исключается фактор догадки.

При составлении заданий открытого типа необходимо учитывать следующие общепринятые правила:

Составление задания открытого типа можно проводить в следующей последовательности:

  • написать определение (принцип, закон);
  • выделить в нем ключевое слово;
  • перестроить фразу так, чтобы это слово оказалось послед-ним.
  1. Под направленностью понимается система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную актив-ность.
  2. Под направленностью понимается система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную актив-ность.
  3. Система внутренних побуждений человека, определяющая его избирательную активность, называется ________________.

Правильный ответ: направленность.

В педагогической практике наиболее удобными и широко используемыми для дистанционного обучения являются задания с предписанными ответами (закрытые), которые в свою очередь делятся на следующие виды:

  • задания с альтернативными ответами;
  • задания с множественным выбором;
  • задания с выражением ответа в виде восстановления частей предложений, фигур и т. д.

Tipi test zadanii.jpg

1. Версальско-Вашингтонская система в 1930-е гг. была оплотом мира и спокойствия на международной арене да нет
2. Правовые и политические основы Версальско-Вашингтонской системы были полностью разрушены да нет

Правильный ответ: Правовые и политические основы Версальско-Вашингтонской системы были полностью разрушены

  • Правильный ответ – обучающийся выбирает правильный ответ из нескольких альтернатив.

Инструкция: выбрать один правильный ответ.

Стрелецкий бунт, в результате которого на престол были возведены цари Иван и Петр при регентстве Софьи, произошел

В качестве тестовых заданий могут быть использованы последовательные цепочки вопросов.

Инструкция: к каждому вопросу выбрать один правильный ответ.

Человек находится под постоянным воздействием своего внутреннего состояния.

1. Изменение внутреннего состояния человека воспринимается:

а) сознанием; б) органами чувств.

2. Данное восприятие вызывает:

а) изменение в состоянии организма; б) ухудшение в состоянии организма.

3. Данная реакция приводит к:

а) стабильности организма; б) внесению изменений в поведение человека.

Цепочка может быть продолжена, причем ее могут составлять тестовые задания различных видов.

  • Самый лучший ответ – обучающийся должен выбрать самый лучший ответ из нескольких вариантов.

Инструкция: выбрать один, наиболее точный ответ.

Какое из суждений наиболее точно определяет личность:

Какие факторы предопределили непрочность Версальско-Вашингтонской системы?

  1. Традиционное военно-силовое мышление политических лидеров стран-победительниц и их непомерные требования.
  2. Новое государственное размежевание в Европе.
  3. Отсутствие экономической программы восстановления Европы.
  4. Исключение Советской России из договорной системы.
  5. Умеренная сумма репарационных платежей, возложенных на Германию.
  6. Противоречия между великими державами.
  7. Утверждение американским Конгрессом вступление США в Лигу Наций.
  8. Слабость Лиги Наций как международной организации, призванной обеспечить мир.
  9. Отказ Германии подписать Версальский договор.
  • Незаконченное утверждение – обучающийся должен закончить мысль, выбрав правильный ответ.

Инструкция: выбрать правильный ответ.

Под конфликтом в психологии понимают:

  1. Причины непонимания людьми друг друга, приводящих к обострению взаимоотношений.
  2. Столкновение взглядов, идей, убеждений, в основе которых лежат обостренные противоречия.
  3. Индивидуальные или коллективные акты поведения, идущие в разрез с общепринятыми нормами.
  4. Средства отстаивания своей позиции, не совпадающей с мнением большинства.

В заданиях с множественным выбором вероятность угадывания ниже, чем в альтернативных задачах, вместе с тем процедура обработки практически не усложняется. Это делает данный тип тестовых заданий предпочтительным в большинстве случаев. Он используется тогда, когда необходимо провести оценку знаний: насколько хорошо усвоен материал, как полученные знания используются в практической работе.

Следует избегать использования данного типа заданий, когда оценивается способность вспоминать факты, так как в данном случае проверяется способность распознавать правильные ответы. Не следует пользоваться данным типом заданий при оценке оригинальных и творческих подходов.

При оценке выполнения задания следует учитывать, что все задание рассматривается как одно. Если допущена хотя бы одна ошибка, то ответ считается неверным.

В качестве примера тестовых заданий по выбору соответствия можно привести следующие:

Инструкция: установить соответствие.

Возможно иное расположение материала задания.

Инструкция: установить соответствие.

  1. ощущения,
  2. восприятие,
  3. внимание,
  4. память.

А. Направленность психической деятельности на какой-либо объект.

Б. Целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений окружающего мира.

В. Запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятой информации.

Г. Познавательный и предметный процесс взаимодействия с окружающей действительностью.

Д. Отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

Данный тип тестовых заданий может использоваться при оценке понимания принципов и концепций, способности классифицировать информацию. В сущности, одно тестовое задание данного типа включает в себя несколько задач соответственно количеству пунктов задания. Это позволяет повысить эффективность и экономичность теста.

Принцип правильной последовательности может быть применен к заданиям на ранжирование элементов по возрастанию или убыванию их значимости, свойств, количественных характеристик.

Инструкция: установить правильную последовательность.

Указать страны в порядке возрастания доли расходов на вооружение:

Комбинацией открытого и закрытого типов заданий являются задания на подстановку:

Инструкция: закончить предложение, выбрав правильный ответ.

Частые горизонтальные и вертикальные линии в иллюстрации вызывают у человека _____________ .

  1. спокойствие,
  2. раздражительность,
  3. вдохновленность,
  4. непринужденность.

Красный цвет ___________ кровяное давление, вызывает __________, указывает на ________________ человека.

  1. понижает,
  2. повышает,
  3. возбуждение,
  4. успокоение,
  5. спокойствие,
  6. энергичность.

Очевидно, что один и тот же вопрос может быть выражен как в форме открытого, так и в форме закрытого задания, поэтому для предъявления вопроса обучающемуся нужно искать форму, наиболее полно отвечающую целям тестового задания и тестирования в целом.

Возвращаясь к этапам разработки педагогических тестов следует отметить, что на заключительной стадии (этапе анализа) следует уделить особое внимание определению трудности заданий и установить шкалу оценивания теста.

Показателем трудности тестового задания (р) является доля обучающихся, выполнивших и не выполнивших задание. Чаще всего степень трудности задания определяется процентом тестируемых, давших правильный ответ. Чем легче задание, тем выше этот процент. Если только 20% тестируемых (р=0,20) решили задачу, ее можно оценить как трудную для данной выборки, если 80% (р=0,80), – как легкую.

Читайте также: